Энциклопедия автоклассики
Классика автопромаAston Martin ("Астон Мартин")Первый этап истории Aston Martin не отличался стабильностью. Лайонел Мартин (Lionel Martin), богатый энтузиаст, построил несколько спортивных автомобилей еще до появления в 1923 г. фирмы, в названии которой была увековечена победа на соревнованиях по подъему на холм Астон Клинтон. К середине 20-х гг. 20 человек изготовили около 50 машин. Объем производства постепенно рос после приобретения фирмы У. С. Ренуиком (W.S. Renwick) и А. Ч. Бертелли (А.С. Bertelli). Помогли модель с двигателем с верхним распредвалом и переезд в помещения завода в Фелтхэме. Менялись хозяева фирмы, но международное признание спортивного 1,5-литрового автомобиля Aston Martin пришло благодаря удаче в соревнованиях. Слово Martin в названии фирмы - это фамилия ее основателя Лайонела Мартина. Aston напоминает о его победе в соревнованиях по подъему на холм Астон Клинтон
В 1936 г. был представлен 2-литровый двигатель с верхним распредвалом работы Бертелли и Клода Хилла (Claude Hill). Этот мотор до начала второй мировой войны успели получить около 140 машин. В 1947 г. фирма David Brown ("Дэвид Браун") приобрела Aston Martin и Lagonda ("Лагонда"). Вскоре на всех автомобилях появились 2,6-литровые двигатели Lagonda конструкции У.0. Бентли (W.O. Bentley). Машины Aston Martin получили эмблему DB (David Brown). С1955 г. их строили на заводе Tickford ("Тикфорд") в Ньюпорт Пэгнеле. После того, как в 1947 г. Aston Martin купил изготовитель тракторов David Brown, его имя стало украшать эмблему компании вплоть до 1972 г.
С наступлением мира Aston Martin продолжила свои довоенные спортивные традиции. В 1949 г. она выставила на соревнованиях в Ле-Мане автомобиль с двигателем Lagonda, но неудачно. Позже он появился на производстве как "DB2". Неудача 1949 г. не остановила компанию (она выступала в 24-часовых гонках в Ле-Мане с 1931 по 1964 г.). Следующей гоночной моделью стала "DB3" 1954 г. "DB3S" с задней подвеской de Dion создал бывший конструктор Auto Union ("Ауто Унион") Эберан фон Эберхорст (Eberan von Eberhorst), перебравшийся в Великобританию и работавший на Aston Martin. Первую победу Aston Martin принесла эта модель - 1,5-литровая International
Спортивный "DBR", наследник "DB3S", ведомый Кэролом Шелби (Carroll Shelby), прославленным создателем AC Cobra, и Роем Салвадо-ри (Roy Salvador!), наконец принес компании настоящий успех, победив в 24-часовых гонках 1959 г. в Ле-Мане. В том же году "DBR" смог выиграть и чемпионат мира для спортивных автомобилей. "DB4" 1959 г. получил новый двигатель Тэда Марека (Tad Marek), а последней из серии "DB" оказалась модель "DBS", на которую после продажи компании в 1972 г. концерном David Brown, установили двигатель V8. Затем Aston Martin не раз переходила из рук в руки, пока в конце 1987 г. ее не приобрел американский концерн Ford ("Форд"). Действительно редкая эмблема. Буква Z - торговая марка итальянской кузовостроитель-ной фирмы Zagato ("Загато"), создавшей прекрасный кузов для Aston Martin DB4 GT Zagato 1960 г.
В последующие годы, пока новый хозяин Aston Martin восстанавливал ее респектабельность, она не могла позволить себе крупномасштабных спортивных проектов, хотя попытки проявить себя в Ле-Мане предпринимались. Последняя - в 2001 г. Aston Martin Ulster, развивавший скорость 160 км/ч, был более мощным вариантом модели International
Спортивный Aston Martin DB3S. Всего построено 19 автомобилей, имевших 3-литровый двигатель с двумя распредвалами и заднюю подвеску de Dion. Создал машину бывший конструктор Auto Union Эберан фон Эберхорст
Aston Martin 11.9HP International ("ACTOH Мартин П.ЭНР Интернэшнл") 1927-1935Первой удачной совместной разработкой Бертелли (А.Ч. Бертелли создал 1,5-литровый двигатель с верхним распредвалом и сухим картером, а Э. Бертелли - кузов) была модель International 1927 г. Она явилась продолжением серии гоночных машин, изготовленных после Лондонского автосалона 1927 г. В 1929-32 гг. был собран 81 автомобиль International. Позже выпустили International Le Mans ("Ле-Ман") с коробкой передач Moss ("Mocc") и задним мостом ENV с конической главной передачей вместо червячной. За два года продали 72 экземпляра Le Mans с более низкой линией капота и наружной выхлопной системой. Было собрано также 20 традиционных машин модели "12/50". Серия "11.9НР" была одной из самых популярных у Aston Martin и заслужила похвалу от журнала Autocar ("Отокар"). Он писал, что "11.9НР" и "один из тех автомобилей, которые заставляют радостно биться сердце энтузиаста. И не только из-за того, что его поведение вызывает восторг на свободной дороге, но и из-за непередаваемо учтивых манер ходовой части". На врезке: На передней панели имеются все необходимые приборы. Обратите внимание на рычаг переключения передач в небольшой направляющей
Варианты InternationalInternational Mk IIМодель с короткой базой и мотором мощностью 70 л.с. Собрано 56 штук, а также 61 машина с длинной базой (129 км/ч).
Aston Martin DB2 ("Лстон Мартин DB2") 1950-1953Модель "DB1" не отличалась популярностью. С сентября 1948 г. по май 1950 г. собрали лишь 15 машин. Ее основой стал довоенный Atom ("Атом") с полностью новым двигателем со штанговым приводом, расположенным в головке блока клапанов. Прототипом "DB2" стала выступавшая в Ле-Мане в 1949 г. опытная гоночная машина "DB2" с пространственным каркасом и 2,5-литровым двигателем конструкции У.О. Бентли. Было выпущено только 49 кабриолетов "DB2"
Более удачной оказалась "DB2" 1950 г. с 2,6-литровым двигателем У.О. Бентли, применявшимся также фирмой Lagonda. Продали более 400 машин этой модели, 49 из них в исполнении кабриолет. Интерьер "DB2" был. со временем улучшен. У этого образца 1952 г. салон довольно аскетичен. На спидометре видна отметка 225 км/ч
"DB2" - первая Aston Martin с более мощным заказным мотором (125 л.с.). Улучшенный ее вариант получил название Vantage ("Вантидж"), которое с тех пор присваивается всем машинам Aston Martin с форсированным двигателем. Основой "DB2" был пространственный трубчатый каркас "DB1", а независимая передняя подвеска сохранила схему с продольными рычагами. Алюминиевый кузов имел целиком откидываемую переднюю часть, облегчавшую доступ к двигателю. "DB2" с несъемной крышей создал Фрэнк Фрили (Frank Freeley) - стилист Aston Martin. Кузов - алюминиевый с откидываемой для облегчения доступа к двигателю передней частью
В 1950 г. в Ле-Мане Джон Уайр (John Wyer) возглавлял команду на "DB2", победившую в своем классе и финишировавшую пятой в общем зачете. Через два года последовала победа в своем классе в престижной Mille Miglia ("Милле Милья").
Aston Martin DB2/4 ("АСТОН мартин DB2/4") 1953-1957В 1953-57 гг. построили 800 автомобилей "DB2/4". Цифры в индексе модели говорят о том, что она вмещает 4 человек при компоновке салона 2+2. "DB2/4" получила рядную "шестерку" Aston с двумя распредвалами, рабочий объем которой был увеличен в 1954 г. до 2992 см3. Обычно двигатель называли 3-литровым. Он развивал 140 л.с. Был также форсированный до 165 л.с. вариант этого мотора. С переводом производства из Фелтхэма на завод Tickford в Ньюпторт Пэгнелле, большинство кузовов изготавливала именно Tickford. Лишь несколько вариантов "Mk II", выполненных в спортивно-туристском стиле, "одела" миланская Touring ("Туринг"). Все машины имели кузова из алюминиевого сплава и спицевые колеса с центральным креплением. "DB2/4" был 4-местным вариантом "DB2" с той же колесной базой 2,51 м. "Родной" 2,5-литровый двигатель Vantage (125 л.с.) вскоре заменили на 2,9-литровый с двумя распредвалами (140 л.с.)
Aston Martin DB4 ("АСТОН мартин DM")"DB4" - это первый Aston Martin со штампованной стальной платформой вместо прежнего пространственного каркаса. Новый двигатель создал конструктор Тадек Марек (Tadek Marek), находясь под впечатлением от двухвального мотора Jaguar, но, в отличие от последнего, он был полностью алюминиевым. Даже в самом скромном варианте мотор развивал 240 л.с. при рабочем объеме 3,7 л. Это заставило применить новую 4-ступенчатую коробку David Brown ("Дэвид Браун"). "DB4" был создан итальянской Touring из Милана, использовавшей свою конструкцию кузова Superleggera из легких алюминиевых панелей на трубчатом каркасе
Новым был и кузов. Работавший на Aston Martin дизайнер Фрэнк Фили (Frank Feeley) покинул компанию, и заказ на "DB4" был передан миланской Touring. Она создала конструкцию Superleggera ("Супер-леджера" - "Суперлегкий") из алюминиевых панелей на пространственном каркасе из труб небольшого диаметра. В дальнейшем машина "DB4" получила ускоряющую передачу, а с 1961 г. - более мощный вариант двигателя (266 л.с.). Двигатель "DB4" был 6-цилиндровым с двумя распредвалами. При рабочем объеме 3669 см3 он развивал мощность 266 л.с.
Варианты DB4DB4 GT ZagatoЗа легкими гоночными машинами с двухзальной "шестеркой" мощностью 302 л.с. последовала более мощная DB4 GT Zagato (314 л.с.) с округлыми формами кузова от миланской компании Touring. Она развивала скорость 246 км/ч. Построили всего 19 автомобилей. Интерьер "DB4" - узнаваемый вариант интерьера "DB2", показанного на предыдущей странице
Было построено лишь 19 штук DB4 GT Zagato, развивавших максимальную скорость 246 км/ч
Aston Martin DB5/6 ("АСТОН Мартин ДБ5/6")Aston Martin DB5 была, как и прежние модели, "сборной солянкой", но прославилась участием в фильме о Джеймсе Бонде "Золотой палец". Весила она больше "DB4" и поэтому получила более мощный 4-литровый двигатель (282 л.с.) Скорее всего, "DB6" можно считать вариантом 2+2 модели "DB5": при колесной базе, увеличенной на 95 мм, сзади удалось разместить два небольших сиденья. Механические узлы и агрегаты те же самые: 4-литровая "шестерка" с двумя распредвалами, 5-ступенчатая механическая коробка фирмы ZF и тяга Уатта для заднего моста. Хотя автомобили серий "DB4/5/6" выглядят одинаково, конструкция кузова "DB6" отличается из-за отказа от Superleggera в пользу обычных алюминиевых панелей и стальной несущей платформы. У "DB6" меньший наклон ветрового стекла и иное оформление задней части кузова: плавные линии "DB5" уступили место заостренным формам с небольшим спойлером. "DBS" прославился как автомобиль Джеймса Бонда в фильме "Золотой палец" (этот серьезно модернизированный и оборудованный пулеметом вариант все еще существует). Сзади он выглядит, как "DB6" 2+2, появившийся в 1965 г.
Варианты DB5/6DBS Volante ("Волант")Кабриолет на базе "DB5", предлагавшийся со стальной крышей. Было построено 123 машины. DBS Vantage ("Вэнтидж")Форсированная версия "DB5" с большей на 50 л.с. мощностью двигателя (325 л.с. при 5750 об/мин). DB6 Volante ("Волант")Вариант со съемной крышей и двигателем от обычного "DB6"; было построено 140 таких машин и 1321 купе. DB6 Vantage ("Вэнтидж")Версия мощностью 325 л.с. при 5750 об/мин развивала скорость 238 км/ч и разгонялась с места до 96 км/ч за 6,5 с. Под капотом "DBS" находился вариант рядной "шестерки" Aston рабочим объемом 3995 см3 мощностью 282 л.с. Версии Vantage развивали 325 л.с. Обратите внимание на эмблему Superleggera на капоте
Aston Martin V8 ("ACTOH мартин vs") 1972-1988"V8" - это вариант последней в серии "DB" модели "DBS", не отличавшийся идеальными линиями, как у "DB4" и "DB5". По прежнему это была "составная" модель, а глав ным ее отличием стал пришедший на смену рядной "шестерки" новый полностью алюминиевый двигатель V8, впервые появившийся на "DBS" в 1970 г. Его конструкцию с четырьмя распредвалами и рабочим объемом более 5 л создал Тадек Марек. Кабриолет V8 Volante появился в 1978 г., прервав 8-летний период, за который компания не выпускала открытые машины
Неудивительно, что при мощности 360 л.с. "DBS" и "V8" отличались потрясающими характеристиками, а их шасси пришлось модернизировать: увеличили колею и применили сзади подвеску de Dion. Потерянными, наряду с задним ведущим мостом, оказались и последние признаки итальянского влияния, поскольку кузов создал Уильям Таунс (William Towns). Облицовка радиатора без вырезов указывает на V8 Vintage -ведущий британский суперавтомобиль (406 л.с., 274 км/ч)
Варианты V8V8 Volante ("Волант")Как обычно, Aston Martin разработала кабриолет на базе "V8", который с 1986 г. продавали и с форсированным двигателем Vantage. V8 Vantage ("Вэнтидж")Автомобиль с двигателем, развивавшим 360 л.с., не должен чувствовать недостаток мощности, но Aston довела ее до 400 л.с. Zagato ("Загато")Следуя примеру DB4 GT Zagato, Aston Martin обратилась в 1986 г. к итальянским кузовщикам за вариацией на тему "V8". Все четырехвальные двигатели V8 собирал на Aston Martin один человек, лично маркировавший их
Aston Martin вновь обратился к Zagato в 1986 г. за ограниченной партией кузовов для Vantage, чтобы обновить прежний дизайн
Aston Martin Virage ("ACTOH Мартин Вираж") 1988-1995Этот типично британский суперавтомобиль, созданный Джоном Хэффернаном (John Heffernan) и Кеном Гринли (Ken Greenly), показали на Лондонском автосалоне в 1988 г. Название выбрали французское, что значит "поворот". В соответствии с традицией компании, в 1991 г. появился вариант Volante со съемным верхом. У обоих автомобилей был модернизированный двигатель V8 (5340 см3) с четырьмя клапанами на цилиндр, развивавший 330 л.с. и обеспечивавший впечатляющий крутящий момент 474 Н*м. Предлагалась обычная или автоматическая коробка передач. С последней автомобиль разгонялся с места до 96 км/ч за 6 с. Новую ходовую часть с элементами из алюминиевого сплава создавали с содружестве со специалистами Крэнфильдского технологического института. Но даже с алюминиевыми панелями кузова Virage был типичным британским "тяжеловесом". Virage создали британские дизайнеры Джон Хэффернан и Кен Гринли. Его двигатель V8 имел 4 клапана на цилиндр. На смену машине в 1996 г. пришла модель V8 Coupe
Дорогие дерево и натуральная кожа - единственный способ отделки традиционного британского суперавтомобиля
Aston Martin DB7 ("Дстон Мартин DB7") с 1994 г.К 1999 г. Aston Martin могла утверждать, что "DB7" была самой удачной моделью за всю 86-летнюю историю фирмы, поскольку этих машин было продано больше всего. В июле 1998 г. на заводе в Блоксхэ-ме был собран 2-тысячный экземпляр появившегося лишь в 1994 г. автомобиля "DB7" стоимостью 84950 ф.ст. Это был рекорд. Предыдущий принадлежал "DB6", выпущенному в 1965-70 гг. в количестве 1850 штук. Aston Martin DB7 разработал шотландский дизайнер Иан Кал-лум (Ian Callum), ранее главный дизайнер фирмы Ghia ("Гиа") из Турина. "DB7" выпускали как Coupe 2+2 и кабриолет Volante, оба с полностью алюминиевой 3,2-литровой рядной "шестеркой" с 4 клапанами на цилиндр (335 л.с.) и нагнетателем Eaton ("Итон"). Коробка передач - обычная 5-ступенчатая полностью синхронизированная или 4-ступенчатая автоматическая с электронным управлением. Максимальная скорость - 265 км/ч, время разгона с места до 96 км/ч - 5,5 с. Основу "DB7" составляет стальная платформа и стальные панели кузова с передними композитными крыльями. Передняя подвеска на сдвоенных рычагах, обладающая эффектом "антиклевок", с винтовыми пружинами, однотрубными амортизаторами и стабилизатором, задняя - на двойных рычагах, продольных штангах, винтовых пружинах, однотрубных амортизаторах и со стабилизатором. Предусмотрена антиблокировочная система тормозов Teves ("Тевес") и специально разработанные для "DB7" низкопрофильные шины Bridgestone ("Бриджстоун"). Обе машины оборудованы подушками безопасности, бортовой системой диагностики и имеют большой перечень дополнительного оборудования: кондиционер, стереосистема с 6 динамиками, система поддержания постоянной скорости, обивка Connoly ("Конноли") и многое другое. Созданный Ясном Каплуном, "DB7" с 3,2-литровым двигателем с наддувом, вероятно, самый обтекаемый в мире автомобиль своего класса
Aston Martin Vantage ("вэнтидж"), V8, Volante ("воланте") 1993-2001В 1999 г. модельный ряд Aston Martin возглавляли автомобили с двигателем V8: Vantage с двумя нагнетателями (550 л.с.), V8 Coupe без нагнетателя (350 л.с.) и Volante. Их собирали в Ньюпорт Пэгнелле, тогда как модель "DB7" -в Блоксхэме. На изготовление каждого экземпляра персоналу требовалось 15 недель, а стоимость отражала уровень ручной работы высокой квалификации. Vantage стоил почти 190 тыс. ф.ст., другие две модели - 150 и 170 тыс. ф.ст. соответственно. Vantage появился в 1993 г., а его братья без нагнетателя - в 1996 и 1997 гг. На Vantage использовали полностью алюминиевый двигатель V8 с 4 распредвалами, 4 клапанами на цилиндр, двумя нагнетателями Eaton и промежуточным охладителем типа "вода-воздух". Он обеспечивал скорость 300 км/ч и разгон с места до 96 км/ч за 4,6 с. Модели V8 Coupe и кабриолет Volante показывали соответственно 240 км/ч и 6,0 с. Все двигатели оборудовали электронной системой управления Alpha Plus ("Альфа Плюс"), подключенной к трех-компонентному нейтрализатору. Моторы были предназначены для работы на неэтилированном бензине. На Vantage использовали 6-ступенчатую механическую коробку, на остальных машинах - 4-сту-пенчатую автоматическую с электронным управлением. У Volante длиннее база, поэтому больше багажник и пространство для ног задних пассажиров, были изменены геометрия подвески и характеристики работы амортизаторов. Все кузовные панели изготовляли вручную из алюминиевого листа, а для обивки роскошных салонов машин применяли вставки Connoly. На каждый автомобиль наносили минимум 12 слоев краски, и каждый двигатель нес клеймо с именем своего сборщика. Aston Martin Vantage - импозантный автомобиль. Под облицовкой радиатора находится большое отверстие для воздуха, поступающего в 4-вальный двигатель V8 с наддувом (350 л.с.)
ВариантыAston Martin Shooting Brake ("Шутинг Брэйк")Появился в 1992 г., стоил 165 тыс. ф.ст., двигатель - V8 (5,3 л, 350 л.с.), характеристика аналогична V8 Coupe. По особому заказу собирали машины с двигателем в 600 л.с. и особыми гоночными комплектующими, разработанными для автомобиля DB7 GT Project ("Проджект").
|