Андрей Сафронов
Психологическое айкидо.
Истинная цель боевого искусства -
не победа, а выживание
(Кто-то из древних мастеров)
Если вам удалось выжить и больше нечем
заняться - попробуйте начать жить
(Кто-то из современных)
Энергетический обмен во время общения
Взаимоотношения людей представляют собой сложный процесс энергообмена, далеко не всегда выгодного всем его участникам. Очень часто человек выходит из общения в состоянии худшем, чем до того, как оно было начато. Цель настоящей работы - описать комплекс приёмов психологической и энергетической самозащиты, которые могли бы помочь избежать подобных ситуаций.
По большому счёту можно выделить два типа функционирования энергетической структуры, присущие каждому человеку в процессе общения.
1. Излучение энергии
При этом способе энергетической работы человек вкладывает энергию какой-либо из чакр в речь или в действие и выводит её на собеседника. И чем больше вложенная энергия, тем выше сила действий и высказываний. Разумеется, далеко не каждый умеет делать это сознательно.К тому же можно выводить энергию лишь тех чакр, которые хотя бы немного приоткрыты. Кстати, по этому критерию можно определить, какие из центров развиты у вашего собеседника. Так, если его речь очень убедительна и понятна, вероятно, у него хорошо развит третий глаз. Если вам просто приятно слушать собеседника, независимо от содержания разговора, значит, он вкладывает в свою речь энергии анахаты или свадхистханы , а если сказанное заставляет Вас сжаться, то манипуры.
2. Поглощение энергии
(борьба за захват энергии)
Привлечение чужой энергии в поле человека происходит, когда он притягивает к себе внимание, мысли, желания других людей. Однако поглотить привлечённую энергию может далеко не каждый, а лишь человек с определённым устройством энергетических центров, при условии, что эти центры открыты. Умение привлекать энергию к центру определяет степень развитости человека.
Разумеется, каждый центр поглощает энергию своего спектра. Типичные соответствия некоторых видов энергий по энергетическим центрам (чакрам):
АДЖНА - интеллектуальная,
ВИШУДХА - интереса,
АНАХАТА - чувств, таких как любовь, нежность,
МАНИПУРА - уважения,
СВАДХИСТХАНА - сексуального желания,
МУЛАДХАРА - витальной силы.
И поглощающая, и излучающая чакры могут использоваться для энергетической атаки, однако и её рисунок, и механизм различны. Отличие состоит в том, что поле поглощающей чакры не пробивает поле атакуемого направленным энергетическим потоком, а как бы цепляет его, провоцируя на отдачу энергии.
Что такое атака или наезд?
Атака - это любое действие или высказывание, ставящие своей целью лишить человека психологической или энергетической целостности. Для того, чтобы это произошло, действие или высказывание должны сопровождаться выбросом потока энергии из чакры настолько мощным, чтобы соответствующая чакра атакуемого не смогла переработать полученной энергии. Или напротив, действие позволит поглотить количество энергии, превышающее резерв чакры человека-жертвы.
Наезд можно осуществлять с помощью любой чакры. Разумеется, человек использует для нападения ту чакру, которая у него наиболее развита. В результате успешной атаки у жертвы может нарушиться нормальное функционирование одной из чакр. В таком случае говорят, что чакра пробита. В зависимости от силы воздействия это может выразиться в угнетённости чакры или нарушении целостности поля, что и заставляет атакуемого испытывать ощущение дискомфорта.
Осознание атаки
Осознание жертвой факта психологической атаки является ключевым моментом возможности применения психологической защиты. Психологическая атака, в отличие от физической, далеко не всегда видна сразу. Зачастую она скрывается под видом дружеской беседы, доброжелательного наставления, философского обсуждения проблемы и т.д. Наиболее надёжным методом, позволяющим осознавать факт психологической атаки, является способность к ощущению границ своих эфирного и астрального полей, однако существуют и более доступные методы:
1. Появление при общении ощущения психологического дискомфорта: нервозности, волнения, паники, неприятных психосоматических ощущений.
2. Проявление определённых стереотипов поведения, навязываемых ролей.
3. Возникновение дисбаланса в распределении ответственности имеет место в случае, когда во время общения у человека зарождается ощущение, что он что-то должен, не зная, откуда это долженствование взялось.
Одним из визуальных параметров, по которому можно определить пробитость той или иной чакры, является осанка. Если сутулость появилась во время общения, то чакра была пробита собеседником. Аналогичным образом можно отследить атаку по изменению характера жестикуляции.
Почему нас атакуют?
На первый взгляд, причины любого воздействия кроются в психологических особенностях агрессора. Однако подобное поведение провоцируется также существованием такого явления как сценарное программирование. Агрессор, так же как и жертва, находится под властью определённого сценария, который и толкает его к подобной форме поведения. Подсознательно у нападающего возникает желание навязать собеседнику некоторую роль. При подобном характере развития событий обе стороны могут со временем образовать довольно устойчивую симбиотическую пару людей, играющих дополняющие роли в едином сценарии. Таким образом, основной целью агрессора является разрушить целостность атакуемого и, прежде всего, навязать ему определённую роль в своём сценарии.
С другой стороны, у атакуемого человека может возникнуть вопрос: Почему жертвой атаки в каждом конкретном случае стал именно я?
Действительно, жертвой определённого типа психологических атак становится человек, который воспринимается потенциальным агрессором как жертва, т.е. имеет более слабо развитую или уже пробитую чакру. Очень часто человек сам ослабляет свои чакры вследствие неблагоприятного воспитания, различных программ и сценариев.
Заметим также, что человек, живущий в соответствии с каким-либо сценарием, не может быть целостным.
Наезды, основанные на личной силе
Как уже было отмечено выше, основой любого воздействия является поток энергии, излучаемый чакрами атакующего. В принципе, человек с достаточно сильно развитыми чакрами может атаковать только на энергетическом уровне, не прибегая к словам и жестам. Однако чаще всего энергия из чакры выводится с помощью соответствующих жестов и слов, поэтому по характеру поведения человека можно определить его активные чакры.
Приведём примеры способов атак с помощью разных чакр.
Атака на аджне
Атака на аджне представляет собой попытку навязать человеку некоторую мировоззренческую установку или способ видения мира. Такая атака строится на неспособности атакуемого проверить все составляющие данной концепции (что и является слабостью его аджны).
Можно выделить две базовые формы воздействия на аджне. К первой из них относится любое утверждение, высказанное в категоричной форме и обращённое к собеседнику. Например: Человек создан, чтобы трудиться (любить, страдать).
Другой формой наезда на аджне является попытка заставить человека рефлектировать на своих проблемах, занимая его ментальную энергию и отвлекая от продолжения общения. Обычно этот приём используется в качестве вспомогательного для ослабления психологической и энергетической защиты атакуемого, иногда перед использованием первого приёма. Например: Человек всегда беспокоится, когда ему не хватает любви (денег, общения...). Что Вас сейчас беспокоит? - приём 1 приём 2. Невербальными формами наезда на аджне могут быть пристальный, анализирующий взгляд, понимающее или высокомерное покачиванеи головой и т.д.
Атака на вишудхе
Атака на вишудхе включает в себя различные методы информационного давления, призванные, прежде всего, лишить человека возможности последовательного логического мышления. Можно выделить следующие способы атаки на вишудхе:
- использование специальных терминов, заведомо неизвестных или не вполне понятных собеседнику.
- обильный речевой поток, сложные логические построения, которые произносятся быстрее, чем слушающий в состоянии их критически переосмыслить.
Существуют также специальные лингвистические методы воздействия на вишудхе, ставшие широко известными благодаря трудам Р.Бендлера и Д.Гриндлера:
- пресубпозиции - неявные допущения, вводимые общение лингвистическими средствами: "Как Вы понимаете, я не могу этого сделать", "Вы, конечно, знаете, что...", т.е. какие-либо знания навязываются партнёру как нечто само собой разумеющееся. Построенные таким образом высказывания делают почти невозможным признание собеседника в том, что он не владеет той или иной информацией;
- опущения типа ясно, очевидно: Пойдёшь с нами? - Куда мне деваться. Очевидный намёк на принуждение со стороны приглашающих;
- модальные операторы долженствования и возможности: Стоит ли думать, выживать надо? Наличие подобного оператора в вопросительной форме делает предложение отрицательным;
- обобщения: Все женщины стервы, Мужчина должен быть терпеливым. Высокая степень обобщения не даёт возможности их критически осмыслить.
Интересным, хотя и более изощрённым методом атаки на вишудхе является одновременная подача двух противоречивых сообщений. Например, противоречие между содержанием сообщения и его эмоциональным наполнением, между смыслом сообщения и ситуацией: "Я не хочу Вас отвлекать, но..." Возможен также вариант сообщения, содержащего два противоречивых смысла, однако это требует от атакующего особого мастерства. Этот метод можно проиллюстрировать следующим примером: в присутствии коллег А начинает говорить Б нечто не очень лестное о его квалификации, однако затем, как бы спохватившись, останавливается: "Извини, это не при всех..." Другой пример: инструктор начинает рассказывать что-то интересное и вдруг останавливается со словами "Вообще-то вам это ещё рано..." В обоих случаях интерес окружающих к излагаемой информации вызовет значительную отдачу энергии вишудхи провокатору, а в первом случае сомнения Б по поводу выбора правильной формы реагирования разрушат его целостность окончательно.
Атака на анахате
Наверняка в Вашей жизни был случай, когда Вас смутили комплиментом. Если это так, вы были пробиты анахатным наездом. Несмотря на кажущуюся нелепость этого факта, только очень небольшой процент людей способен без тени смущения принимать искренние комплименты (как, впрочем, и дарить их).
Другим вариантом воздействия через анахату является жалость. Например: "Посмотри, что ты со мной сделал", "До чего меня жизнь довела". В результате такой атаки возникают чувство жалости или ощущение вины, появляющиеся в области сердца и представляющие собой отдачу анахатной энергии.
Невербальной формой атаки на анахате являются выражение своей любви взглядом, жестом, а также всхлипывания, плач, адресованные атакуемому.
Может возникнуть резонный вопрос: а чем, собственно, анахатный наезд отличается от искреннего выражения любви? Принципиально ничем. Искренняя любовь естественным образом разрушает человека, не готового её принять (из-за закрытости анахаты или наличия соответствующих вставок).
Атака на манипуре
Атака на манипуре - это собственно атака в общепринятом смысле, целью которой является запугать человека, надломить его волю, добиться мягкого живота. Атака на манипуре может быть простым оскорблением: "Ты козёл", - угрозой: "Я сейчас с тобой такое сделаю", - приказом: "А ну-ка иди сюда".
Другой формой атаки на манипуре является актуализация его долгов.
Невербальные формы воздействий могут выражаться в агрессивном сжатии кулака, поигрывании оружием, жевании во время разговора и т.д.
Интересным вариантом атаки на манипуре является удержание в поле. Если когда-либо в процессе разговора вы чувствовали, что общаться вам больше не хочется, а уйти вам что-то мешает, неудобно, значит, вы оказались жертвой подобной атаки. Конечно, со временем человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, удастся прекратить общение, но он унесёт с собой некоторое чувство вины, которое на энергетическом уровне представляет собой пробой на манипуре.
Атака на свадхистхане
Возможно, читатели помнят фильм "Основной инстинкт". Главная героиня, роль которой играла Шарон Стоун, очень эффективно пользовалась этим приёмом, например, во время сцены её допроса в полицейском участке. Суть наезда на свадхистхане состоит в высказывании человеку знаков сексуальной симпатии в момент, когда он к этому не готов. В нашем обществе, где в силу традиций, оставшихся в наследство от христианской морали, с сексуальности так и не снято табу, этот вид наезда может оказаться очень эффективным. К свадхистханным атакам можно отнести также вульгарные шутки или анекдоты, неприличные жесты и т.д. Невербальными формами таких наездов являются эротические движения, покачивания бёдрами, призывные взгляды, поигрывание предметами.
Воздействие, подкреплённое эгрегорной силой
Нападение на любой чакре значительно усиливается, если атакующий использует не только свою энергию, но и энергию какого-либо эгрегора. Это возникает, когда у атакующего есть соответствующие "подключки".
Существует несколько типов подобных "подключек" и, соответственно, источников энергии, которые используются при атаке:
- статусные: возраст, должность, ранг в некоторой системе, например, "Как Ваш начальник, должен Вам сказать...";
- родовые;
- представительские, связанные с опорой на конкретные или абстрактные третьи лица, например: "Я от Петра Петровича", "От имени коллектива, позвольте мне...", "Люди видят, что ты со мной сделал";
- традиционно-националистическая опора на общепризнанные нормы: мораль, традиции, общепринятые мнения. Например, сравните фразы: "Человек не должен стремиться к богатству" и "В Библии сказано, что человек не должен стремиться к богатству";
- ритуальные: опирающиеся на принятые символы доминирования, например, атакующий занимает психологически более выгодную позицию (на возвышении, с правой стороны от атакуемого, за столом и т.д.).
Анализируя приведённые выше примеры, легко заметить, что эгрегорные подключки могут использоваться для усиления наезда на любой из чакр.
МАНИПУЛЯЦИИ
Одной из разновидностей психологической агрессии является манипуляция, которая представляет собой сознательное или бессознательное использование специальных психологических приёмов с целью управления человеком для получения какой-либо выгоды. Благодаря распространению психологических знаний, их широкому внедрению в различные сферы человеческой деятельности, прежде всего в рекламу и менеджмент, эта форма психологической агрессии становится всё более распространённой.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Подобно тому, как каждый человек бессознательно владеет методами психологического нападения, большинство людей владеют также способами психологической защиты. Тем не менее, осознанное овладение этими методами весьма полезно, поскольку позволяет расширить спектр отражаемых психологических атак.
Методы психологической защиты можно свести к трём базовым техникам, которые различаются между собой типом энергетической работы.
1. Держаться на определённом расстоянии от агрессора, т.е. сохранять дистанцию. В момент атаки жертва пытается уйти в себя, в свои дела, отвлечься от ситуации. Именно этим методом бессознательно пользуется муж, который в ответ на упрёки жены утыкается носом в газету или телевизор.
В качестве энергетической защиты метод удержания дистанции рекомендуется большинством пособий по экстрасенсорике и магии. На энергетическом уровне это выглядит, как попытка окружить себя защитным слоем, стенкой, энергетическим вихрем и т.д., тем самым не пропустить в себя энергию агрессора.
Основной недостаток данного метода состоит в том, что любая защита, построенная указанным способом, держится до тех пор, пока на это хватает энергии атакуемого, кроме того, будучи пассивной, эта защита позволяет агрессору перегруппировать силы и найти более совершенный способ атаки.
Миф о том, что энергия агрессора отразится от стенки и вернётся атакующему, редко реализуется в действительности.
2. Контратака. Энергетически контратака представляет собой встречный потоку энергии атакующего выброс потока энергии, как правило, из одноимённой чакры. Контратака обычно перерастает в заурядный скандал и бодание. Например, "бодание" типа аджна-аджна: "Я считаю, что...", "Ты не прав потому, что...", "Нет, в твоих доводах ошибка..." и т.д. Скандал, строящийся по схеме манипура-манипура: "Ты козёл!" - "Нет, ты козёл!".
В результате подобного рода взаимодействий энергетический резерв обоих враждующих уменьшается и тот, у которого заканчивается энергетический резерв активной чакры, пробивается. Манипурные конфликты с некоторой степенью вероятности перерастают в обычную драку.
3. Метод психологической амортизации. В момент психологической агрессии атакующий лишается энергетической целостности, поскольку вынужден переключить энергетический резерв с других чакр в ту, из которой выпускается поток.
Сущность метода психологической амортизации состоит в том, чтобы ответить агрессору на наиболее ослабленной из-за нападения чакре, тем самым разрушить энергетическую целостность его атаки.
Признаками удавшейся психологической амортизации являются:
- прерывание энергетического потока со стороны атакующего, нарушение его психологической целостности, которая может выразиться в лёгком "ступоре";
- устранение психологического дискомфорта атакуемого.
Отметим, что при удачной психологической амортизации у атакуемого не возникают чувства обиды, раздражения. В противном случае это не амортизация, а заурядный скандал.
Как и атака, амортизация, опираясь на различные эгрегоры, может быть усилена.
Метод психологической амортизации был сформулирован в трудах последователей школы трансактного анализа как способ выхода из психологической игры (Э.Берн), основанный на ответах, основанный на ответах, построенных по типу: "Взрослый" - "Взрослый" (Т.Харрис). В отечественной литературе метод психологической амортизации как форма защиты от манипурных атак был впервые описан в трудах Литвака.
АМОРТИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ АТАК
Амортизация атаки на аджне
Как правило, у людей с сильной аджной ослаблены анахата и свадхистхана или манипура. Поэтому ответ на этих чакрах приводит к разрушению атаки.
Существуют также некоторые специальные приёмы амортизации атаки на аджне. Одним из подобных приёмов является опосредование. Приём опосредование состоит в том, чтобы разделить человека и его концепцию, т.е. на энергетическом уровне отделить мыслеформу от подпитывающей её чакры.
Например:
Атака: Человек - существо общественное!
Амортизация: Итак, Вы придерживаетесь концепции того, что человек - существо общественное.
На первый взгляд, две фразы мало отличаются друг от друга по смыслу, однако первая из них - жёсткая формулировка, претендующая на истинность и побуждающая вас к определённой форме поведения, а другая всего лишь некая абстрактная концепция, которой придерживается некоторый человек.
Опосредование можно провести несколько раз подряд, причём каждое следующее существенно снижает значимость сказанного.
Например: "Человек - существо общественное. Существует определённое количество людей, которые придерживаются этой концепции, и, насколько я вижу, Вы принадлежите к их числу". В ответе содержится три опосредования.
Опосредование можно усилить вопросительной формулировкой: "Как давно Вы придерживаетесь данной концепции?" Этот метод приводит к тому, что атакующие энергии аджны вынуждены вернуться обратно, чтобы ответить на рефлексивный вопрос.
С помощью опосредования можно амортизировать атаки других чакр, например, анахаты: Вы испытываете ко мне чувство обиды (любви, ненависти). Подобная формулировка разделяет человека и мыслеформу его чувства. Возможен вариант с двумя опосредованиями: Мне кажется, что Вы испытываете ко мне чувство.
Амортизация атаки на вишудхе
Наиболее вероятным при наезде на вишудхе является ослабление свадхистханы и анахаты. Именно поэтому лекторы звереют, когда видят весело щебечущих или обнимающихся на задних партах студентов.
Используя эту особенность, легко прервать надоевший вам речевой поток, сосредоточившись на чём-то, что доставляет вам удовольствие. Это может быть потягивание кофе, смакование сигареты и т.д. Прекрасным средством амортизации подобных атак служат плоские шутки, особенно пошлые и другие способы валяния дурака.
Возможна также амортизация подобных атак на аджне, например: "Что именно Вы имели в виду, когда говорили трансперсональный?" Как правило, включение аджны уменьшает поток энергии из вишудхи.
Последний приём может быть особенно эффективным при отражении наезда, связанного с обобщением: "Все мужчины сволочи" - "Кого именно Вы имеете в виду?"
Амортизация атаки на манипуре
В момент воздействия на манипуре у атакующего ослабевает аджна, анахата или свадхистхана. На анахатной амортизации манипурных атак строится известный метод амортизации, предложенный ростовским психотерапевтом Литваком. Принцип этого метода иллюстрируется следующим примером: "Ты козёл" - "Да, я козёл" (с радостной улыбкой и искренне хорошим отношением к агрессору). Подобное поведение обычно шокирует нападающего и лишает его возможности развить атаку. Вместе с тем при практическом освоении этой эффективнейшей техники обычно возникает два недоразумения, которые сводят на нет эффект амортизации. Во-первых, своим ответом вы не признаёте себя виноватым, а выражаете своё радостное отношение к жизни и всем её проявлениям. Признать себя козлом значит впустить в своё поле негативные энергии атакующего. Во-вторых, ответ должен быть именно на анахате. Произнеся нужную фразу стиснув зубы, с трудом гася в себе ненависть к напавшему на вас человеку: "Полно, знаешь ли, кто Я...", позитивного эффекта вы не достигнете. Если вы негуманный человек и хотите окончательно достать агрессора, можно сказать: "Да, я козёл, но кроме этого - негодяй, подлец, сволочь и т.д. и могу это доказать...", "Я рад, что вы обратили на это внимание...", - и так далее, сочетая с этим искренне хорошее отношение к собеседнику.
Амортизация на аджне строится примерно следующим образом:
- Ты козёл.
-Обоснуй, пожалуйста, почему.
Варианты: "Как Вы узнали?", "Что именно в моём поведении заставляет Вас так думать?"
Заметим, что на этих примерах легко увидеть ещё одну важную черту удачной амортизации: если у человека действительно есть конкретные претензии к вам, вы предоставляете ему возможность их высказать (а себе послушать).
Амортизация манипурного наезда на свадхистхане
Разумеется, амортизация на свадхистхане прежде всего направлена на пресечение атаки со стороны представителя противоположного пола, например:
- Ты козёл.
- Вы так эротично сердитесь.
Однако возможны и более сложные варианты. Одним из них является метод Ржевского, который состоит в использовании в речи элементов пошлости, ровно в таком количестве, чтобы поддерживать собеседника в слегка смущённом состоянии:
- Какими языками владеете?
- Русским, украинским и языком по-французски.
Важным элементом в амортизации манипурных атак является умение пресечь непонравившееся вам действие собеседника. Надёжным методом для достижения подобного результата является следующее: в шуточной или другой приемлемой форме прикажите человеку выполнить это действие. Даже если он не остановится, его пыл заметно угаснет. Например: "Я собираюсь высказать Вам некоторые замечания..." - "Высказывайте!" (бодрым голосом, преисполненным готовностью, и с радостной улыбкой).
Невербальная амортизация
Как уже неоднократно отмечалось, наиболее важным элементом амортизации являются не слова, а сопровождающий их энергетический посыл, разрушающий энергетический контур атакующего. Из этого следует, что при достаточно развитой способности выводить энергию, амортизацию можно проводить вообще без слов, за счёт невербальной составляющей или непосредственно на энергетическом уровне.
Невербальная амортизация может использоваться для отражения вербальных наездов, но кроме этого она абсолютно незаменима при отражении атак, проведённых на невербальном уровне. В дополнение к уже описанным, перечислим некоторые распространённые виды невербальных атак:
1. Дружеское, но болезненное похлопывание по плечу;
2. Поправление воротничка, других деталей одежды, снятие пылинок;
3. Активная жестикуляция в вашем поле на уровне одной из чакр;
4. Шуточное боксирование;
5. Постоянное стремление собеседника приблизиться, войти в вашу интимную зону глубже, чем вы это допускаете.
Обратим внимание, что невербальные атаки можно разделить на две категории: атаки, связанные с проникновением в поле собеседника, и без такового. Поскольку первый тип является более опасным, остановимся, прежде всего, на их амортизации.
Общий принцип амортизации невербальной агрессии подобен уже рассмотренному нами: она осуществляется за счёт ответного жеста на уровне чакры агрессора, ослабленной нападением. Например, в ответ на дружеское похлопывание по плечу вы можете начать обнимать вашего собеседника, сковывая ему таким образом руки. Человеку, поправляющему воротничок, можно начать поправлять в ответ пуговицу на уровне живота. Если человек пытается потрепать вас по голове, присядьте невзначай (например, чтобы завязать шнурок), и, промахнувшись, он испытает значительный дискомфорт.
Для того, чтобы амортизация была более эффективной, необходимо, чтобы глубина проникновения ваших жестов в поле атакующего соответствовала глубине проникновения его жестов в ваше. Также важно, чтобы начала амортизирующего и атакующего жестов были как можно ближе. Разумеется, ваши жесты должны соответствовать нормам, принятым в соответствующей субкультуре.
Действия должны быть максимально неожиданными для атакующего, по возможности даже диаметрально противоречить его ожиданиям. Если партнёр пытается войти в ваше поле - не убегайте, а начните двигаться навстречу. Хорошо помогает дисбалансировать атакующего рваный ритм, резкий переход при общении с чакры на чакру. Например, попав в ситуацию удержание полем, на анахате или свадхистхане начните медленно приближаться к удерживающему, входя, по возможности, в его интимную зону, а затем неожиданно покиньте его поле.
Взгляд и улыбка также являются элементами невербальной амортизации, и весьма существенными. Взгляды модулируются энергетической насыщенностью и различаются по направлению. Способность выводить энергию через глаза говорит о достаточно высоком уровне развития чакр. Что же касается улыбки, то она ещё никому не помешала.
В завершении обсуждения техник амортизации отметим ещё один момент. Удачно проведённая амортизация ещё не обеспечивает вам полной психологической безопасности в процессе всего общения. Придя в себя, агрессор снова может попробовать свои силы, возможно, более изощрённым способом. Будьте готовы и к этому, и к проведению новой амортизации. Постепенно вы начнёте замечать, что подобное состояние внутренней готовности само по себе пресекает попытки атак, и, наоборот, его утрата, желание спрятаться, неуверенность, обида их притягивают.
Некоторые специальные случаи
Защита от продавцов, коммивояжеров, представителей мультилевельных структур и неорелигиозных организаций
Как уже говорилось ранее, существует целый класс психологических атак, целью которых является получение выгоды, например, продажа чего-либо, вовлечение в некоторую организацию, склонение к определённому виду деятельности. В последнее время эти цели всё чаще достигаются с использованием методов психологической манипуляции, а иногда даже техник частичного зомбирования, поэтому актуальным становится вопрос о максимально эффективной защите своей целостности от подобного рода посягательств. Учитывая сложность вопроса, мы не будем здесь касаться философских, экономических и глубинных психологических аспектов существования описанных организаций, а рассмотрим только некоторые прикладные техники. Для простоты представителя любой из указанных организаций будем именовать в дальнейшем "агент".
Итак, при столкновении с агентом необходимо быть готовым к следующим неприятностям:
1. Агенты, как правило, проходят специальную подготовку, которая включает в себя навыки правильного завязывания разговора, заинтересовывания собеседника, а также способы продолжения разговора в случае вашей попытки его завершить.
2. Агент может оказаться вашим родственником или близким знакомым. Многие из мультилевельных и религиозных структур ориентируют своих агентов на работу именно с близкими людьми.
3. Как правило, стиль разговора агентов давяще-агрессивный. Существует даже специальный термин "драйв", выражающий соответствующую манеру. Драйвовая манера общения не присуща славянской культуре, и зачастую человек к ней просто не готов.
Амортизация агентов может строиться по одной из следующих схем:
- разделение речи и смысла: "Вы можете продолжать рассказывать, я Вас с удовольствием выслушаю, однако то, что Вы мне предлагаете, меня совершенно не интересует"
- разделение агента и фирмы: "Всё это очень интересно, но я хотел бы знать, как ты живёшь, как протекает твоя личная жизнь вне фирмы"
- расстановка собственных акцентов: если агент предлагает вам способ много заработать, спросите его: "Сколько конкретно Вы заработали и потратили на себя в этом месяце?"
- навязывание своих правил игры: "Я готов попробовать работать с Вами, но на следующих условиях"
Этические аспекты амортизации
Возможно, читателя заинтересует вопрос, насколько этичным является использование методов психологической амортизации? Действительно, большинство из них лежат за пределами этикета. Однако и любая психологическая атака также лежит за его пределами! Более того, классический этикет как раз и представляет собой систему норм, призванную оградить людей от возможности психологических атак со стороны друг друга. Впрочем, в современном обществе почти не осталось субкультур, нормы которых соответствовали бы классическому этикету. Поэтому использование амортизации является единственной возможностью сохранить целостность в таких субкультурах. Если нормы общения оставляют лазейку для атаки, они оставляют её и для амортизации.
ИГРЫ И ТЕХНИКИ ДЛЯ ОТРАБОТКИ МЕТОДОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АМОРТИЗАЦИИ
Техники разогрева чакр
Разогрев анахаты
1. Несколько участников садятся в круг. Если количество участников более 10 человек, можно разбиться на две команды. Техника игры: первый участник выбирает любого из сидящих и делает ему искренний комплимент. Задача второго игрока с удовольствием комплимент принять. После этого человек, принимавший ранее комплимент, сам становится ведущим. Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока каждый из участников не окажется в центре внимания 2-3 раза.
Важным моментом, на который ведущий должен обратить внимание играющих, являются попытки игроков не впустить или отдать анахатную энергию. Это может выразиться в хихиканье в момент получения комплимента или в желании ответить делающему комплимент. Последнее является проявлением сверхсознательной программы: Ты мне Я тебе.
2. Игра протекает аналогично предыдущей, однако активный участник не делает комплимент, а просит его у любого из участников. Целью этой игры является наработка принимающей способности анахаты.
Разогрев манипуры
1. Игра строится по тому же принципу, что и первая, однако происходит обмен не комплиментами, а атаками.
Простейшие формы амортизаций
Игра: Скажи "Да".
В последовательности, описанной выше, активный участник игры наезжает на выбранную им жертву заведомо ложной атакой, например: "Алла, какой на тебе неприятно зелёный свитер". Задача Аллы, одетой в светлый спортивный костюм, ответить правдивой позитивной формулировкой (без слов не, нет). Например: "Да, я люблю зелёный цвет" или "Я рада, что ты обратила внимание на мою одежду".
Дозированная амортизация
Ведущий определяет тип атаки и способ амортизации. Например, атака на манипуре, ответ на анахате. Участники обыгрывают эту ситуацию в обычной последовательности.
ПРИМЕРЫ УДАЧНОЙ АМОРТИЗАЦИИ
Библейские
1 Иисус же пошёл на гору Елеонскую.
2 А утром опять пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их.
3 Тут книжники и фарисеем привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди,
4 сказали ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
(Иоанн.8:1-9)
Ходжа пришёл в баню. Банщик, зная, что Ходжа бедный человек, дал ему дырявый тазик и рваное полотенце. Ходжа ничего на это не сказал, а, помывшись, дал банщику денег в два раза больше, чем положено. Когда Ходжа пришёл в эту же баню через неделю, банщик памятуя щедрость Ходжи, прекрасно его обслужил. Уходя, Ходжа заплатил в два раза меньше обычного.
- Почему ты платишь так мало? - удивился банщик.
- А я плачу не за сегодня, а за прошлый раз.
- А когда же ты будешь платить за сегодня?
- А вот за сегодня я заплатил в прошлый раз, - ответил Ходжа.
"Приключения Ходжи Насреддина"
- Преданы ли Вы своей стране?
- Рад погибнуть за Родину вместе с Вашим Превосходительством.
"Похождения бравого солдата Швейка"
Ответы на вопросы:
Расcкажите, пожалуйста, о чакральной системе.
У человека существует 7 чакр, а может и не 7, это не так важно, сколько их. Каждая чакра связана с вполне определенными психическими свойствами человека.
Когда мы говорим, что человек анахатный, это говорит о том, что человек умеет работать с энергией чувств. Он умеет излучать чувства, поглощать чувства, он умеет быть ярким в эмоциональной чувственной сфере.
Если у человека сильная вишудха, то этот человек умеет выражать свои мысли, умеет выражать свои чувства, может быть вербально в виде слов или в виде рисунков.
Человек с сильной манипурой - это человек с сильным социальным интеллектом (психологический термин), т.е. он воинственен, он умеет добиваться своих целей социально приемлемыми путями, может быть и в ущерб интересов других людей.
Человек с сильной свадхистханой умеет жить с удовольствием, он умеет сам получать удовольствие от жизни и доставлять его другим людям.
Каждый центр - это не просто некий рисунок, и не просто лотос, который сидит на позвоночнике, который открывается при прохождении кундалини. Это вполне определенный набор психических функций, который проявляется в реальной жизни в виде каких-то умений, навыков и т.д. Исходя из этого понятно, что человек с открытыми чакрами более совершенен, чем человек, у которого какие-то чакры не открыты.
Например, у человека закрыта аджна. Аджна - это интеллект, мировоззрение. Если у человека слабый интеллект, нет собственного мировоззрения, конечно, ему плохо. Кто угодно ему что-то рассказывает, а он и проверить не может, потому что у него критичность мышления отсутствует.
Например, у человека слабая анахата, ослабленная или выбитая по каким-то причинам. Он не умеет жить эмоциями, жить чувствами, его жизнь бесцветна, безвкусна, как некий шаблон.
Если у человека слабая манипура, то ни в одной конфликтной ситуации он не может добиться своего, настоять на своем, достичь своих целей.
Развитие чакральной системы, открытие чакр является важным элементом развития человека. Как продиагностировать состояние своих чакр и что-то о них узнать? Есть разные способы. Можно проанализировать свою жизнь. Какие у меня вообще в жизни проблемы. Это способ для людей с очень высокой степенью осознанности, потому что признаться себе, что у вас какие-то проблемы из-за вас - это еще не каждый человек может себе признаться. Иногда даже человек не понимает, что проблема - это проблема. Некоторые своими проблемами гордятся. Например, мы бедные, но гордые. Можно гордиться этим и дальше. Но на самом деле это проблема: не можешь то, чего хочешь. Или - я умный, а меня никто не признает. Гады, сволочи не признают. А на самом деле чья проблема? Проблема этого человека: он не может донести до людей, то, что хочет донести или, может быть, не то несет.
Есть другие способы диагностики чакр, основанные не только на анализе жизни, но и на анализе своего физического тела. Некоторые методы достаточно просты и выражаются в коротком наборе правил. Первый способ, которым можно воспользоваться, это диагностика своей выстройки. Что такое выстройка? Это ваша привычная манера себя держать. Чакры расположены на позвоночнике определенным образом. Есть такая закономерность: на уровне проблемных чакр у человека имеют место соматические проблемы, т.е. телесные проблемы. К соматическим проблемам относится, например, остеохондроз. Самая простая проблема, болезнь века. Где-то у вас имеет место искривление позвоночника. Есть еще одна интересная закономерность: если у вас соответствующая чакра угнетена, то есть у вас данная функция ослабленная, то искривление идет вперед. Человек сутулится. Открываем какие-нибудь иллюстрации к Гоголю, видим Акакия Акакьевича, маленького человека, согнувшегося в горле. Почему? Потому что этот центр отвечает за право человека на выражение самого себя, если у человека нет внутреннего права на самовыражение, то он обязательно сгибается, плечиками закрывается от кого-то. Или, например, сердечный центр, остеохондроз грудного отдела. О чем это говорит? О том, что у человека недоразвита эмоциональная сфера, человек не умеет свои чувства выражать, не умеет проявлять и т.д. Человек все время пытается закрыть или ссутулится в области пупа. Это говорит о низком уровне агрессивности, о низком уровне притязаний. Если человек не держит таз, пытается постоянно развалится, мышцы в этой области ослаблены, радикулитные явления - это говорит о том, что у него проблемы в эмоциональной сфере и сексуальной сфере, т.е. человек не реализует в полной мере свои желания. Это самый простой метод.
Связаны ли чакры и дыхание человека?
Да. Особенности чакральной выстройки человека связаны с типом дыхания. Попытайтесь проделать полное дыхание йогов. Вы садитесь по возможности с ровной спиной и дышите носом. Дыхание идет снизу вверх. Вначале вы делаете вдох животом. Потом вдыхаете средней частью, грудной клеткой и последними поднимаются ключицы. Три типа дыхания: брюшное, грудное, ключичное. Выдох в обратной последовательности. А теперь сядьте по парам и посмотрите друг на друга, как реально человек на самом деле дышит. Как стоит позвоночник. Если какой- то отдел человеческого тела не дышит, то у человека существуют проблемы с соответствующим энергетическим центром. А именно, если человек не дышит животом, не может вдохнуть животом, отсутствует брюшное дыхание - это связано с социальным интеллектом, с агрессивностью. Во всех боевых искусствах дышат преимущественно животом, потому что накачка манипуры способствует инстинктивному реагированию на те или иные ситуации опасности. Если у человека этого нет, то он не реагирует на ситуации опасности или быстро в них пробивается, т.е. утрачивает контроль и самообладание. Иногда человек может вдохнуть животом, но как только он начинает вдыхать грудью, то он сразу втягивает в себя живот, перекачивая энергию из манипуры в анахату. Это тоже говорит о некоторых проблемах, о компенсации одной чакры другой.
Иногда человек не может дышать средней зоной. В солнечном сплетении есть еще одна чакра, которая не входит в число 7 чакр, о которых мы говорили. Эта чакра отвечает за дух человека. Здесь дух понимается не совсем так, как в оккультных учениях, а, скорее, в блатном жаргоне есть такое понятие "духовитость" - адекватного аналога в русском языке и нет. Есть человек духовитый, а есть не духовитый. Он может быть слабее, но духовитее. В чем эта духовитость - это как раз сила вот этого центра. Если у человека нет дыхания нижней частью ребер, то у него функция духовитости ослаблена. Некоторые не могут дышать грудью. Грудью можно дышать по-разному. Некоторые вообще не умеют дышать грудью. Если человек не дышит грудью - это говорит о блокированности анахаты, эмоциональной сферы человека. Если человек дышит грудью только вперед, то у него до какой-то степени анахата развита, в состоянии излучать энергию, но за этим не стоят глубокие чувства. Если человек дышит только в стороны, то это говорит о том, что чувства у человека есть, но он не умеет их излучить, отдать. Что такое излучить чувства? Как объяснить человеку, что он вам нравится? Он мне нравится, но сказать не могу, как собака. Значит у вас не наработана соответствующая форма. Это не то, что слов нет, слова можно говорить и по бумажке. Это нет состояния излучения энергии. Или наоборот, нет состояния поглощения энергии. Вам сказали комплимент, а вы сразу и покраснели. Потому что вы не умеете принимать сердечную энергию. Как правило, если человек не дышит грудью, он компенсирует грудное дыхание ключичным. Получается дыхание типа "шприц". Наверное, многие наблюдали. При этом грудная клетка целиком ходит вверх. В данном случае мы компенсируем анахату вишудхой, т.е. разговорами, формами, построениями, чувства компенсируются, может быть гармонией, но все равно самих чувств нет. Иногда дыхание бывает даже за счет позвоночника. Это очень плохой тип дыхания, при нем большая группа заболеваний в проекте будет иметь место.
О расположении чакр можно найти в статье "чакры", раздел "эзотерика" подраздел "Семь тел, семь чакр". Администратор.
Психологическое айкидо. 2 часть
ЭНЕРГЕТИКА КОНФЛИКТА
Жизнь это движение энергии.
Читатели, знакомые с первой книгой серии "Психологическое айкидо", помнят, что взаимодействие между людьми представляет собой сложный процесс энергообмена, причем этот обмен может быть как выгодным, так и невыгодным для каждого из участников. Однако предпосылки для энергообмена, протекающего в каждой конкретной ситуации, лежат значительно глубже - в энергетической выстройке каждого из участников.
Любой конфликт между людьми на физическом уровне является лишь отражением соответствующего конфликта на энергетическом уровне, причем энергетический конфликт начинается, как правило, задолго до физического и заканчивается спустя значительное время после него.
Конфликтная ситуация начинается тогда, когда она начинает тревожить, и заканчивается тогда, когда она тревожить перестает. Например, Вам предстоит сложный и неприятный разговор. Уже за несколько дней до него Вы начинаете готовиться, нервничать, мысленно принимать участие в разговоре. После подобного разговора может остаться неприятный осадок, чувство неудовлетворенности, желание мысленно "договорить", изменить содержание разговора. Сам разговор может даже и не состояться на физическом уровне, однако на энергетическом уровне конфликт все равно имел место.
Конфликты могут быть различными по продолжительности и интенсивности. Наиболее кратковременной формой конфликта и одновременно элементарной составляющей любого более продолжительного конфликта является наезд. Сущность наезда и методы его амортизации подробно обсуждалась в первой книге "Психологическое айкидо". Однако, как было отмечено, удачно проведенная амортизация еще не обеспечивает Вам полной психологической безопасности в процессе всего общения. Придя в себя, агрессор снова может попробовать свои силы, и возможно более изощренным способом. Таким образом, метод психологической амортизации предназначен для защиты от локальных наездов и атак, однако не достаточен в затянувшихся конфликтных ситуациях. Выход из подобных ситуаций требует более сложных методов, которым и посвящена настоящая книга.
Энергетическая выстройка человека.
Бесчисленны возможные проявления,
однако если Вы не обладаете
внутренней Ки постоянно,
Вы не сможете проявиться.
"Хэйхо каден се"
В жизни каждого случаются проблемные ситуации, которые доставляют немало неприятных переживаний. Присмотревшись внимательно к подобным ситуациям, можно заметить, что ситуации, которые для одного человека являются проблемными и неприятными, другими людьми могут быть вообще незамечены. Можно отметить и другую закономерность: в жизни каждого человека встречаются примерно однотипные проблемные ситуации. Так, один человек становится жертвой семейных скандалов, к другому - часто пристают на улице, на третьего взваливают непосильные задания на работе и постоянно отчитывают за их невыполнение, четвертый постоянно испытывает проблемы с выбранными спутниками жизни и т.д.
Сколь бы ни был совершенен человек, подобные ситуации все равно встают на его пути, поскольку именно такие ситуации являются источником дальнейшего духовного роста. Пытаясь найти выход из подобных ситуаций, человек нарабатывает недостающие ему качества, постигает ранее не изученные законы Природы. Однако, подобные ситуации могут принести не только духовный рост, но и значительные энергетические потери.
Почему же так происходит? Что заставляет человека раз за разом попадать в однотипные неприятности? что притягивает к нему ситуации, эти неприятности вызывающие? Ответ напрашивается очевидный. Источником своих неприятностей и магнитом для соответствующих ситуаций является сам человек, а точнее его энергетическая выстройка.
Выстройка человека - это соотношение его сильных и слабых чакр, а также привычные потери энергии и энергетические зависимости. Человек, у которого та или иная чакра ослаблена, естественно, встречается с психологическими затруднениями в ситуациях, требующих применения навыков и умений, связанных с данной чакрой.
При этом следует заметить, что ослабленная или пробитая чакра постоянно и естественно притягивает ситуации, которые еще больше ослабляют эту чакру или пробивают ее. В энергообмене зачастую действует правило, обратное второму началу термодинамики: не холодное нагревается от горячего, а более сильная чакра подпитывается от более слабой.
Так, например, человек со слабой манипурой постоянно будет находиться в подчинении и зависимости, теряя при этом еще больше манипурной энергии. Человек со слабой анахатой склонен становиться жертвой обид, что приводит к тому, что он еще сильнее утвердждается в неприятии этого мира, растрачивая остатки анахатной энергии на обиды. Человек со слабой свадхистханой оставит последнюю энергию, желая произвести впечатление на сексуального партнера.
Важно помнить, что в каждой из таких повторяющихся ситуаций человек теряет все больше энергии, следовательно, ее остается все меньше для дальнейшей жизни и духовной работы.
Если Вы постоянно находитесь настороже, что бы Вы ни делали, Вы накапливает опыт и Ваше Ки становится зрелым.
"Хэйхо каден се"
Существует несколько факторов, определяющих энергетическую выстройку человека.
1. Врожденная сила каждой из чакр. В зависимости от наработок в прошлых жизнях, человек может иметь более или менее развитые чакры, причем сила и слабость каждой из чакр практически не зависит от силы остальных.
2. Наличие программ и установок (вставок), мешающих нормальной работе чакры. Подробнее с информацией о программах и установках читатель может ознакомиться в книгах автора "Психология духовного развития" и "Лекции по психологии").
3. Дефекты целостности чакр
Целостность чакр и энергетические зависимости
Когда Ки постоянно пребывает внутри,
быстрый и эффективный ответ
всегда придет в случае надобности.
"Хэйхо каден се"
Целостность чакр определяет способность человека жить на своей энергии, сосредотачивать энергию на самом себе и реализации своих потребностей. У человека с целостными чакрами желания соответствуют энергетическим потребностям.
На энергетическом уровне целостность чакр проявляется как способность каждой чакры к равномерному распределению своей энергии по организму человека.
На психологическом уровне целостность определяется как позитивное отношение человека к самому себе, приятие себя.
Так, целостность анахаты определяется как способность человека безусловно любить себя, целостность манипуры - уважать себя, рассчитывать на свои силы, вишудхи - ценить себя, свадхистханы - получать удовольствие от своего тела, аджны - следовать собственным жизненным правилам.
Способность человека выходить из сложных конфликтных ситуаций определяется целостностью его чакральной системы (внутренней целостностью).
Человек, у которого соответствующая чакра является сильной и целостной, легко проходит ситуации, связанные с давлением на эту чакру, даже не замечая ситуации.
При определенных дефектах воспитания целостность чакры, ее способность к самодостаточному существованию может быть ограничена некоторыми условиями. Например, человек может любить и уважать себя только при условии, что он зарабатывает много денег, имеет много сексуальных партнеров, если его уважают другие люди, если он достиг определенного положения в обществе и т.д. Такой взгляд на мир формируется у человека, родители которого недодавали ребенку энергий соответсвующей чакры (в данном случае анахаты) или обуславливали свои анахатные проявления каким - либо поведением ребенка.
Энергетическая зависимость человека возникает вследствие нецелостности его чакр, которая формируется при подобном воспитании. Человек с нецелостными чакрами не может безусловно ценить себя, любить себя, уважать и принимать себя.
Ему нужно получение соответствующих состояний или энергетик извне, от других людей. В противном случае такой человек чувствует внутренний дискомфорт, фрустрацию, напряженность, неудовлетворенность собой и своей жизнью. Подобная нецелостность делает человека зависимым от мнений и состояний других людей, обрекает его на вечный поиск недостающих энергий, делает его более управляемым. Заметим, что практически все социальные и религиозные системы понимали эту особенности человеческой психики и поэтому стремились различными путями лишить человека его внутренней целостности.
Сказанное выше, никоим образом не утверждает, что целостному человеку безразличны мнения и состояния окружающих его людей. Средой обитания и духовного развития человека является социум, поэтому полное безразличие к окружающим в принципе невозможно, однако доминирующим мотивом для целостного человека является актуализация его внутренних потребностей, следование своему интуитивно ощущаемому жизненному пути, а не поиск "доброго дяди", согласного оценить и одобрить его поведение.
Особым вариантом нецелостности человека (нецелостность аджны) и соответственно поиска недостающих энергий является отсутствие у человека внутреннего разрешения на совершение тех или иных действий. Такой человек вынужден постоянно обращаться за "советом" к окружающим, которые могли бы давая подобный "совет" и дать разрешение на совершение соответствующего дела.
|