Скрытый символический код в виде имени словно программирует всех, формируя определенные психологические черты.
Имя закладывает психологический код и ставит человека перед ответственностью: не просто жить, а соответствовать предначертанному.
Народная мудрость гласит: как корабль назовешь, так он и поплывет. Наши предки это понимали и не только кораблям, но и детям давали неслучайные имена. Формально имя никак не влияет на судьбу. «Что значит имя? / Роза пахнет розой, / Хоть розой назови ее, хоть нет», - замечает шекспировская Джульетта.
Тем не менее есть смысл говорить о некоем психологическом коде, заложенном в каждом имени. Многие незаурядные люди от Платона до Павла Флоренского считали, что серьезный, вдумчивый подход к выбору имени обоснован. Пифагорейская философия построена на том, что наименование хранит в себе сокровенную формулу любой вещи. В старые времена говорили: он опозорил свое имя или, наоборот, - прославил. Великий пророк Заратустра считал, что имя - ключ, открывающий дверь к сокровенному знанию о человеке.
У меня накоплен большой опыт исследования различных имен. Не берусь состязаться с Платоном, Пифагором или Флоренским, преклоняюсь перед гением их мысли, но имею на сей счет и свое скромное мнение. На основании проведенных изысканий совершенно четко могу сказать: имя, данное человеку, влияет на его психологический склад и самоидентификацию. Каждый обернется, когда произносят его имя, даже если окликают другого. Смысл, заложенный в имени, влияет на подсознание, раз мы себя с ним ассоциируем, иногда даже не удосуживаясь поинтересоваться, что оно значит. А ведь каждое имя несет определенный смысл. Скажем, мое - Павел - означает «малый» или, по-другому, «вестник».
Знаменитый швейцарский психолог Карл Густав Юнг утверждал, что за именами стоят не только их прямые значения, но и более скрытые смыслы, считываемые на бессознательном уровне. Опираясь на Юнга, можно утверждать, что имя не столько влияет на судьбу конкретного человека, сколько с ней ассоциируется. Поэтому называя ребенка, родители берут на себя огромную ответственность.
Имена можно разделить на три вида. Первые абсолютно соответствуют человеку, нравятся ему, и он с удовольствием представляется: я такой-то! Вторые - это конфликтные имена, категорически противопоказанные и требующие замены. И, наконец, третьи - их большинство - имена, не противоречащие сущности хозяина и с которыми, в принципе, жить можно.
Считаю, что есть некий символический океан коллективного бессознательного, в котором мы можем правильно ориентироваться в числе прочего и в том случае, если выбрали достойное нас имя.
С «правильным» именем мы комфортнее себя чувствуем и можем достичь в жизни большего. Оно, конечно же, не влияет на нашу судьбу, но, по идее, должно соответствовать характеру человека. Ведь скрытый символический код в виде имени словно программирует всех, формируя весьма определенные психологические черты. И каждому из нас будет лучше, если эти черты не станут противоречить нашей внутренней сути.
Во все времена существовала мода на те или иные имена. Объясняется она тем, что в человеческом обществе в определенный момент становятся востребованными связанные с ними качества. Например, имя Александр было очень популярно в СССР. У меня в классе учились четыре Саши. Воинственный, активный «защитник людей» отвечал требованиям насквозь пронизанного коммунистической идеологией социалистического общества. Александр вызывает в памяти ряд славных исторических персонажей: Суворов, Македонский, Невский, Пушкин. Их образы, связанные с активной жизненной позицией, напором, харизмой, умением повести за собой многих людей, были весьма востребованы в Советском Союзе.
Как и свойства Елены - «горящей», или «факела». В каждом классе в те времена учились чуть ли не по нескольку Лен... Но - парадокс - не могу припомнить почти ни одной выдающейся личности среди носителей этих имен, принадлежащих к моему поколению. Подметил удивительную закономерность: чем больше людей названы одним и тем же именем, тем меньше проявляются свойственные этому имени психологические качества. Наступает эффект обезличивания. Большая масса давит на индивидуальность, количество угнетает качество. Все равно что эмитировать денежные знаки: можно печатать триллионы рублей или долларов, но чем больше купюр появится в обороте, тем меньше они будут стоить.
Факел тех, кто носил имя Елена, в толпе не разгорался, и они не становились причиной новых Троянских войн, а воинственный пыл Александров довольно быстро остывал. Особенно если у них не было действенной поддержки в лице родственников, занимавших видное положение в обществе. Сейчас детей с этими именами немного, и поэтому единичные Лены, Саши, Сережи и Наташи, популярные в советскую эпоху, вполне имеют шанс стать яркими личностями. Редкое имя дает возможность выдвинуться и даже действовать вопреки мнению большинства. С другой стороны, эти люди смогут рассчитывать лишь на свои силы, у них не будет поддержки в виде мощного коллективного поля, созданного многочисленными тезками.
Древние называли ребенка вовсе не по наитию, а рассчитывая на то, что закладывают в него программу следования лучшим качествам, которые изначально существуют у каждого имени.
Кстати, нет почти ни одного из гигантского множества имен, которое определяло бы дурные черты характера. Наоборот, каждое из них является словно бы некой высшей программой, данной человеку для того, чтобы он по мере возможности стремился ей следовать. Имя также закладывает психологический код и ставит человека перед великой ответственностью: нужно не просто жить, а соответствовать предначертанному.
Но камень преткновения в том, что имя должно подходить тебе и не противоречить твоему характеру. Увы, это происходит далеко не всегда. Например, когда ты являешься всего лишь одним из многих Саш, а свойства этого имени обесценены, можно даже не почувствовать, что твои родители ошиблись с выбором. Но если имя не обесценилось из-за моды, то человек, которому оно категорически не подходит, вполне может почувствовать себя с ним весьма неуютно. Ведь бывает и так, что даже окружающие не ассоциируют знакомого с его «законным» именем и часто путаются, обращаясь к нему. Они так и норовят назвать по-другому, объясняя, что ты, мол, старик, совершенно не похож, например, на Мишу.
Тот, кому имя дали, извините, «от фонаря», почти всегда чувствует себя не в своей тарелке. Иногда он обращается к психологам, но те не видят причины его проблем, считая, что у пациента беспочвенная блажь и дурь. Лишь Карл Густав Юнг смог разобраться, в чем дело, объяснив почти все подобные случаи коллективным бессознательным. Так что имя вполне может не соответствовать человеку. В этом случае не грех порвать с ним и выбрать новое.
Некоторые, правда, ограничиваются тем, что берут себе различные псевдонимы, и жизнь их порой меняется удивительным образом. Например, Алексея Максимовича Пешкова мы знаем как Максима Горького. То, что он написал о себе в автобиографической трилогии, не вполне соответствует реальности. Алеша не был бедным, голодным, побитым скитальцем и сиротинушкой. Дед его был одним из зажиточных нижегородских купцов. Пешков ушел из дома по собственной воле, ощущая непонятный ему самому психологический дискомфорт. Алексею было тяжело с самим собой, он никак не мог определиться в выборе жизненного пути, а его первые литературные опыты не нашли отклика у издателей. Так продолжалось до тех пор, пока он не стал подписываться именем отца - Максим. Родившийся под знаком Овна и испытывавший огромную жажду жизни максималист мучился с чуждым ему первым именем. Оно больше подходит нуждающимся в защите конформистам и мечтателям, а в худшем своем проявлении - юродивым. Это имя очень подходило русскому царю Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим за мягкость и набожность и не смевшему принять важного решения без советников.
Алексей - сын Петра I и цесаревич Алексей - единственный мальчик, родившийся у Николая II, тоже были со странностями, совершенно не свойственными Алексею Максимовичу Пешкову. С новым именем у писателя, изменившего свои психологический и идентификационный коды, появились уверенность в себе, оптимизм, а впоследствии и мировая слава.
Мое имя Павел, что значит - «малый». Я, кстати, очень страдал в детстве из-за своего роста. Но есть и другое значение этого имени: «глашатай», «вестник». И видимо, не зря я, будучи новорожденным младенцем, подал голос именно в тот момент, когда мама произнесла «Павел», перечисляя возможные варианты имен для сына. Это один из способов сделать правильный выбор: проговаривать вслух разные имена, и очень часто малыш сам подаст вам знак, когда услышит наиболее подходящее. По мнению Юнга, новорожденные дети пребывают как бы в океане коллективного бессознательного и гораздо правильнее, чем взрослые, реагируют на информацию. Недаром говорят, что ребенку до года нужно рассказывать о самых сложных вопросах мироздания. На уровне подсознания эта информация, скорее всего, отложится и в нужный момент всплывет.
У каждого имени - уникальная программа, и лучше ей следовать, чтобы не нажить неприятностей и гармонично самореализоваться. Скажем, Павлу стоит вести себя скромно, знать свое изначальное место и не выпячиваться. Известно, как закончил жизненный путь российский император Павел I, нарушивший это предписание: его задушили в собственном дворце...
Чтобы подобного не случалось, важно знать происхождение имени, его родословную. Ибо каждый народ, чьи имена мы сегодня используем, нес в себе некий цивилизационный код. Имя подключает человека на глубинном бессознательном уровне к древнему культурному прошлому того народа, откуда оно происходит, а также дает ему защиту и право пользоваться всеми накопленными им достижениями. Причем человек может проявлять как лучшие, так и худшие черты национального характера того имени, которым он назван.
Большинство имен, распространенных в России, относится к четырем эгрегорам (эгрегор - душа, энергетическая сущность, порожденная эмоциями и мыслями группы людей, объединенных общей идеей): греческому, римскому, библейскому и славянскому. В меньшем количестве присутствуют имена, относящиеся к скандинавскому, персидскому и западноевропейскому эгрегорам. Какие же свойства присущи каждому из них?
Греческие имена происходят из древней эллинской культуры: Александр, Алексей, Анатолий, Андрей, Артем, Василий, Геннадий, Георгий, Григорий, Денис, Дмитрий, Евгений, Леонид, Никита, Николай, Петр, Степан, Федор, Филипп, Алла, Анастасия, Вероника, Екатерина, Елена, Зинаида, Зоя, Ирина, Ксения, Лариса, Лидия, Майя, Раиса, Софья, Татьяна и другие.
Носители этих имен существуют на контрастах, проявляя то оптимизм и жизнелюбие, то впадая в депрессию и ощущая упадок сил и покорность судьбе. Греческое имя заставляет человека всю жизнь решать проблему выбора между добром и злом. Греки преуспели в торговле, умении приспосабливаться, брать ценное у других народов и, интерпретировав, выдавать за свое. Быстрота, живость, посредничество, любознательность, коммуникабельность - вот отличительные особенности греческого эгрегора. Его имена благоприятствуют занятиям языками, журналистикой, развитию писательских талантов, выгодной торговле.
Чтобы не воплотить худшие черты национального характера, человеку следует избегать приспособленчества, хитрости, воровства, обмана и плагиата. Греки распиарили себя настолько, что до сих пор мы считаем: их древняя цивилизация - вершина мироздания. На самом деле канон греческого искусства заимствован у египтян. Пифагор обучался у персов, а потом выдал их учение за свою теорию. Гераклит Эфесский тоже позаимствовал у персов учение о вечном огне как источнике происхождения Вселенной.
Обладательница греческого имени Алла Пугачева до сих пор значится под номером один в отечественном шоу-бизнесе, хотя давно не выступает. Она умеет держаться на плаву, весьма умело выстраивая линию самопиара. При этом никто не знает, какая она на самом деле. Алла - это имя-маска.
К римскому эгрегору относятся имена, происходящие из древнеримской культуры: Антон, Валентин, Валерий, Игнатий, Иннокентий, Константин, Максим, Марк, Мартин, Павел, Роман, Сергей, Феликс, Антонина, Диана, Клавдия, Клара, Марина, Наталья, Нонна, Регина, Юлия и так далее.
Они «программируют» человека на борьбу, служение идее и строгую дисциплину. «Римляне» активны и деятельны, но на пути к цели способны проявлять агрессивность, жестокость, излишнюю педантичность. Носители римских имен не могут жить без четко определенных законов, они крайне дискомфортно чувствуют себя в запутанных, неясных ситуациях. Им противопоказаны хитрость, изворотливость. Нарушая закон, они четко должны представлять последствия. Цель, за которую надо сражаться, порой заменяет таким людям внутренний стержень, поэтому если цели нет, они расслабляются и начинают деградировать, и в результате их довольно легко сломать и сбить с пути.
«Римлянам» трудно пройти искушение деньгами, роскошью и сексом. Древний Рим был развращен после того, как покорил Грецию. Поэтому дурное влияние на людей с римскими именами могут оказать люди, имена которых происходят из Древней Греции. Какой бы яркой личностью ни был «римлянин», он является одиночкой, часто не умея подобрать себе партнеров и превыше всего ставя личную свободу.
Библейские имена ведут происхождение из иудейских традиций. К ним относятся: Даниил, Ефрем, Иван, Илья, Матвей, Михаил, Яков, Анна, Дина, Ева, Елизавета, Мария, Тамара и другие.
В иудейских кодах заложены изначальный фатализм, глубинная вера и божественная миссия народа, выжившего в самых опасных ситуациях. Носители библейских имен вверяют свою судьбу в руки Всевышнего, порой отказываясь брать на себя ответственность за происходящее: мол, я ничего не мог сделать, потому что на все воля Божья. Поэтому худшими чертами носителей библейских имен могут стать хитрость, маскировка и паразитирование. Даже если они знают, что их судьба может сложиться трагически, им очень сложно что-либо изменить в своей натуре. «Иудеи» проявляют консерватизм, клановость и отгороженность от чужих.
Иногда это трудно разгадываемые, таинственные натуры, которые держат дистанцию, становясь порой теневыми лидерами и серыми кардиналами. И гораздо лучше для них, если они не будут выходить на яркий свет. Скажем, идеолог брежневской эпохи Михаил Андреевич Суслов сидел тихо и продержался у власти тридцать лет, а Михаил Горбачев, нарушив изначальную программу своего имени, вышел на первый план и все потерял, но при этом спокойно устранился от личной ответственности.
В наше время людям с библейскими именами приходится весьма непросто, так как они плохо вписываются в эпоху перемен и очень часто зацикливаются на прошлом, не желая приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. Более счастливы из них носители мужских имен. А вот женщинам в первой половине жизни приходится мириться со страданиями, зато во второй они вполне могут получить компенсацию в виде удачного развития своих детей.
К славянским именам относятся: Богдан, Борис, Владимир, Владислав, Всеволод, Всеслав, Вячеслав, Любомир, Мирослав, Мстислав, Ростислав, Светозар, Святослав, Станислав, Ярослав, Вера, Влада, Лада, Любовь, Людмила, Милана, Надежда, Рада, Светлана и другие.
Многие древнеславянские имена оказались незаслуженно забыты после принятия христианства, вытеснены греческими, римскими, библейскими. «Славянина» часто бросает в крайности.
Он может как превратиться в полное ничтожество, так и подняться до великого подвига. В отличие от «римлян» носители этих имен не признают слова «надо», но способны очень многое сделать, правда, только в том случае, если сами этого захотят, а вот давить на них бесполезно.
Со славянским эгрегором связаны непредсказуемость, вольница, странности характера и неожиданные повороты поведения, а в худшем случае даже смута и бунт. Исторически у славян не было единства, сплоченности и потребности в команде. Они часто враждовали друг с другом, например поляне поджигали древлян, древляне нападали на вятичей, все по очереди воровали друг у друга девиц, а потом расходились по домам. Отсюда ощущение вольности и стихийности собственной жизни.
Я не говорю о том, что один народ хороший, а другой хуже. Поведению славян есть объяснение. К примеру, римляне могли вести размеренное существование под защитой Альп, а наши предки жили на большой территории в окружении лесов, полей и степей. С любой стороны мог нагрянуть враг, и поэтому приходилось быть готовыми ко всему. Поэтому имена, связанные со славянским эгрегором, очень хороши для перевертышей, которые совершают необъяснимые для окружающих поступки. К примеру, Владимир Ильич Ленин, вроде бы воспитанный в западной культуре, живший долгие годы за границей и сидевший со своими идейными противниками в пивных Цюриха и Парижа, тем не менее придя к власти, фактически превратил в пыль всех участников некогда дружеских застолий - меньшевиков, эсеров и анархистов...
Носители славянского эгрегора, как правило, уважают не только свою, но и чужую свободу, и к тому же у них наблюдается неистребимая потребность в идеалах. Если у такого «славянина» нет идеи, жизнь ему довольно быстро станет малоинтересной. Людей, носящих славянские имена, объединяет способность поступать в последний момент совсем не так, как от них ожидают: вопреки логике и здравому смыслу. Результатом подобного поведения может быть и проигрыш, и выигрыш. Женщины с такими именами сталкиваются с гораздо большими трудностями, чем мужчины. Гордые и свободолюбивые, они часто вынуждены нести по жизни нелегкий крест. Некоторым из них категорически не везет с мужьями, среди которых попадаются лодыри или пьяницы.
Есть ряд скандинавских имен, уходящих корнями в этнос древних северных народов: Игорь, Олег, Ольга...
Эти на первый взгляд довольно жесткие, суровые и сдержанные люди могут в один миг слететь с катушек и даже оторваться, что называется, по полной программе. «Скандинавы» - люди командные, нуждающиеся в группе единомышленников. Имена эти формировались в суровых условиях Севера, где просто необходимо было в целях выживания держаться своих и безошибочно распознавать чужих. А личные интересы при этом желательно припрятать поглубже.
Скандинавские имена диктуют целеустремленность, упрямство и концентрацию. Цель у таких людей, в самом худшем случае, может оправдывать любые средства.
Обретя власть, дурной «скандинав» способен наломать дров, отрицая любые авторитеты, считаясь только с собственным мнением и проявляя деспотизм и гордыню. Лучшее в таких именах - это вера и служение идее. А за бесцельное существование некоторых из них даже ждет наказание, которое проявляется в виде чувства опустошения и ничтожности. «Скандинавам» часто не хватает терпимости и умения расслабиться, поэтому для них важно научиться контролировать эмоции и доверять близким людям. Женщины со скандинавскими именами более гибки и успешны в жизни, чем мужчины.
Персидских имен у нас немного: Вадим, Кирилл, Рустам, Дарья, Роксана...
Персидский эгрегор в худшем случае накладывает на имена печать позерства, тщеславия и некоторой театральности. Люди, носящие их, болезненно реагируют на отсутствие шлейфа почета и уважения. Они начинают гаснуть, если их не замечают и оставляют без внимания, а при благоприятных условиях проявляют чуть ли не царское достоинство и щедрость, развивают свои способности и помогают раскрыться талантам других людей.
«Персы» должны быть аристократами в душе, они категорически не умеют просить и унижаться. Часто страдают «наполеоновскими» комплексами, считая, что достойны большего. Когда же им действительно есть чем похвастаться, они могут превращаться в заносчивых гордецов. Если такой человек является начальником, то всех, кто осмеливается не оказать ему внимание и уважение, он считает врагами, а лесть принимает за чистую монету. «Перс» готов потратить уйму денег на то, чтобы поддерживать свой фальшивый блеск. Этими именами стоит называть детей лишь в том случае, если родители могут обеспечить им соответствующий образ жизни, предполагающий парадность и публичность. Таким людям нельзя быть незаметными. «Персы» обязательно должны иметь детей и заботиться о них.
Ассирийский эгрегор представлен в России лишь одним именем - Нина, что в переводе означает «учредитель, основатель, фундамент, база».
К нам оно попало из Грузии и является дважды освященным - ассирийской и православной традициями. Имя дает большие аппетиты в жизни.
В худшем случае властные Нины стремятся к распространению своего влияния и к большим должностям. Их энергичность не теряется с годами, им всегда всего мало. Нины, неутомимые в жажде познаний, ставят перед собой большие цели. Носителям этого имени дана способность видеть истинную красоту в людях и окружающем мире, редкое умение любить и быть любимыми. Самоотверженная любовь дает им ощущение счастья и полноценно прожитой жизни. Вспомним Нину Чавчавадзе, жену Александра Грибоедова. Дипломат и автор гениальной комедии «Горе от ума» был убит толпой религиозных фанатиков в Тегеране. Нина Чавчавадзе осталась вдовой в шестнадцать лет, но она не замкнулась в себе: посещала балы, занималась благотворительностью, хотя так никогда больше и не вышла замуж и носила только черные платья. На могиле мужа Нина попросила выбить слова «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Западноевропейский эгрегор объединяет такие имена, как Адольф, Альберт, Генрих, Роберт, Эдуард, Эрнст, Жанна, Изольда, Луиза, Эмма...
Они дают стремление к обособленности, дипломатический подход к любым отношениям, а также элитарность. Такие люди умеют объективно оценивать происходящее и, в лучшем случае, устанавливают равновесие и порядок в окружающем мире. Для «западников» характерно желание хорошо устроиться в жизни, вызвать интерес к себе, не отстать от моды и соблюдать правила этикета. Среди них много представителей богемы, интеллектуалов, при неблагоприятном стечении обстоятельств они легко впадают в депрессию и даже могут стать бомжами и отщепенцами. В худших своих проявлениях носители западных имен проявляют двойственность, приспособленчество и склонность к интригам.
В наших условиях люди с иностранными именами, оторванные от национальных корней, приживаются, если находят себе подходящую нишу или среду. Когда этого нет, они становятся болезненными и даже лишаются своей жизненной силы. Зато легко адаптируются за границей, особенно в дальних поездках, где имя служит им защитой. Еще «западники» умеют хорошо устроиться в смутное, неспокойное время.
К исламскому эгрегору относятся Абдулла, Айдар, Нурмухаммед, Нурсултан, Равиль, Ренат, Тимур, Алсу, Гюльчатай, Динара, Зульфия, Зухра, Лейла, Фарида, Фатима...
Большинство этих имен прошло освящение в религии ислама, унаследовав печать зависимости индивидуальной воли от коллективной системы табу и запретов, а также, в худшем случае, фатализм и фанатизм. С другой стороны, эти имена связаны с умением преодолевать экстремальные ситуации, живучестью, а также с искусством адаптации к любым жизненным обстоятельствам.
Мусульманский эгрегор, ко всему прочему, довольно часто провоцирует бурные страсти, тайное желание получить чуть ли не все удовольствия в жизни, а также, в самом худшем случае, и неистребимые сексуальные фантазии. Человеку необходимо переломить себя, обуздать греховные стремления и использовать свою внутреннюю энергию в созидательных целях, преображая собственную неполноценную натуру. Ведь именно в этом, как утверждали исламские мудрецы, и проявляется истинный смысл джихада - священной войны, предписанной в Коране всем правоверным. У носителей этих имен могут наблюдаться внезапные перепады настроения, недовольство собой и окружающими, необоснованные страхи, они склонны видеть мир в черном свете и безжалостно поступать по отношению к себе и другим. Но лучшим представителям удается одержать победу над собственными страхами и страстями и духовно преобразиться.
Получив имя, люди, сами того не ведая, становятся в какой-то степени греками, римлянами или иудеями, не имея ни капли их крови, но обретая идентификационный код определенной цивилизации. Кем в таком случае станет девушка с именем, например, Интернета? Она может оказаться беззащитной, брошенной на произвол судьбы и неоднократно обманутой. Появление большого количества искусственных имен связано с тем, что в обществе накапливается много усыпляющих сознание иллюзий. Так было после революции, когда страну наводнили Баррикады, Вилены, Ноябрины, Тракторины... Люди не жили настоящим, а с надеждой смотрели в обещанное коммунистическое будущее, испытывая потребность в фантастических смыслах. Такие имена не несут ничего, кроме обмана и иллюзорности. Все они - не более чем пустышка. Видимо, почувствовав это, замечательная актриса Нонна Мордюкова и отказалась от искусственного имени Ноябрина, данного ей при рождении.Сейчас снова появляется много искусственных имен, и некоторых детей даже записывают Хоббитами, Бильбами и Арагорнами, которых породило гениальное воображение Толкина. Стало быть, наш мир вновь начинает погружаться в иллюзии...
Мой совет: называйте детей именами, проверенными временем и освященными традицией. А вот какое именно выбрать, подскажет интуиция или же сам малыш, а также с этим может справиться и профессиональный астролог, определив задачи, которые сама жизнь, скорее всего, предложит решить новому человеку.