Богомолов Владимир. Аудиорассказы.
Год выпуска: 2011 г.
Автор: Богомолов Владимир
Исполнитель: Лебедева Валерия
Жанр: проза о войне
Издательство: нигде не купишь
Прочитано по изданию: М. Молодая гвардия 1985 г.
Оцифровано: alkoshmarik
Очищено: incognito-k
Тип аудиокниги: аудиокнига
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 96 kbps
Время звучания: 18:51:39
Описание:
Второе название книги (или если угодно, подзаголовок) – В августе сорок четвертого. А это название должно быть знакомо многим по одноименному фильму с участием Евгения Миронова и Владислава Галкина. Но сейчас о книге, хотя и фильм замечательный. Роман рассказывает о нелегких буднях разведчиков из Смерш*. Группа капитана Алехина должна в кратчайшие сроки найти диверсионную группу, действующую в тылу Красной Армии, на территории Литовской ССР. В общем-то динамичный сюжет перемежован психологическими портретами главных героев и оперативными документами, сводками, записками, приказами… Используя собственную тактику и интуицию, капитан Алехин и его два бойца (старлей Таманцев и гвардии лейтенант Блинов) прочесывают огромную территорию – лес, деревни, городки, – выслеживая шпионов. Читая роман, мы узнаем, что до войны эти люди были совсем другими. Например, Паша Алехин был подающим надежды селекционером – написал курсовую по огурцам, а потом стал специализироваться на зерновых культурах… Владимир Богомолов показывает ненавязчиво показывает, что война изменила судьбы многих, если не всех. Но даже если это и так, работу свою нужно делать хорошо, на отлично – поэтому Алехин служит, а не выслуживается; он выполняет свой долг. Вернемся к композиции, а именно к документам, приведенным в тексте. Они придают вес роману и особую правдивость – сложно не верить цитатам из официальных приказов или шифрограмм, ну например:
ШИФРОТЕЛЕГРАММА “Срочно! Буняченко Рацию и все документы ликвидированной группы немедленно доставьте в розыскной отдел Управления. Егоров”.
Итак, внимание! Все документы – ненастоящие. Они тоже являются художественным вымыслом, который позволяет Богомолову правдиво изобразить происходящие события. Это просто литературный прием, который вовсе не умоляет достоинств романа, а даже наоборот. (Такие приемы документальной правды использовали многие, даже Франсуа Рабле; можно сказать, что это игра в правду.) Закончить хотелось бы советом. Если вы хотите прочитать книгу о войне (мало ли какие настроения бывают), то Момент истины подойдет как нельзя лучше.
* Смерш – сокращение от “смерть шпионам” – название советской военной контразведки в 1943-1945 годах. Полное наименование: контразведка “Смерш” НКО СССР, подчинялись непосредственно И.В. Сталину
Автор: Богомолов Владимир
Название: “Жизнь моя, иль ты приснилась мне…”
Исполнитель: Росляков Михаил
Жанр: проза
Издательство: Нигде не купишь
Год издания: 2014
Прочитано по изданию: М.: Книжный клуб 36,6, 2012
Очищено: knigofil
Обработано: knigofil
Обложка: Вася с Марса
Качество: mp3, 96 kbps, 44 kHz, Mono
Длительность: 45:02:21
Описание:
Последний роман Владимира Богомолова
Владимир Богомолов не раз говорил о том, что детали и частности дают возможность не только отобразить наиболее полную картину того или иного события, но и понять и оценить его во всей протяжённости и глубине.
В романе «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» эту задачу выполняют документы – они всегда для него были непременной и органичной частью повествования. Здесь же они играют основную роль, потому что война – самый главный и ответственный герой. Документы позволяют увидеть собственными глазами всю глубину трагедии XX века – Великую Отечественную войну, гигантский механизм государственной машины, управляющий и координирующий жизнь всей страны: десятков миллионов людей на фронтах и в тылу.
Он следовал неизменному правилу: иметь не менее трёх-четырёх подтверждений из источников, которым можно доверять, о состоявшемся событии и столько же – о действующих лицах, в том числе и причастных к тому или иному эпизоду.
Память человеческая, считал он, весьма ненадёжный инструмент. Со временем происходит неизбежная деформация, подобного мало кто избежал. Возможно, опасаясь этого, он, всегда отличавшийся скрупулёзностью в работе над словом и точности в подборе и подаче фактов и событий, так жёстко относился ко всему написанному, постоянно его усиливая. «Написанное должно вылежаться до созревания»,- говорил он. Он не считал роман готовым для публикации, но две большие главы «В кригере» и «Вечер в Левендорфе» в виде отдельных повестей, имеющих полное право на самостоятельное существование, публиковались в журналах.
Как говорил сам Богомолов о романе «Жизнь моя…», «это большой, написанный в основном от первого лица, роман… Автор, волею судеб, почти всегда оказывался в одних местах с главным героем и в тех же самых положениях, и, более того, свыше десяти лет физически провёл в шкуре основного персонажа. Но это отнюдь не мемуарное сочинение, не воспоминание, а, выражаясь словами В. Ходасевича, «автобиография вымышленного лица»,- многие десятилетия жизни человека моего поколения и шесть десятилетий жизни России – роман невольно въехал в начало 90-х годов, где и оканчивается его действие.
Это не только история жизни моего поколения, это реквием по России, по её природе и нравственности, реквием по трудным, деформированным судьбам нескольких поколений десятков миллионов моих соотечественников. Коренными прототипами основных персонажей были близко знакомые мне во время войны и после неё офицеры.
Войсковой разведке и армейской контрразведке в моей жизни было уделено столько времени и внимания, что обойтись без этих служб в романе я бы, наверное, не смог. В этом произведении среди изображаемых мною профессионалов есть офицеры войсковой разведки, есть и майор, начальник отдела контрразведки дивизии. Однако, не скрою, основным содержанием романа является не действие этих служб, а общечеловеческие проблемы».
Владимир Богомолов был известен своим анахоретским образом жизни и прямым твёрдым характером. Он никогда не состоял ни в одном из творческих союзов, был далёк от любой власти и литературно-политических группировок. И в советской, и в современной российской литературе невозможно назвать другого известного писателя, который бы настолько жил сам по себе, полностью дистанцируясь от профессиональной среды и любой конъюнктуры.
Помимо эпического романа «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Богомолов в последнее десятилетие жизни параллельно работал над документальной книгой о генерале Власове, что потребовало от него разносторонней работы в различных архивах Белоруссии (Минск), России (Смоленск, Брянск, Краснодар, Подольск), в центральных военных архивах Москвы и за рубежом – в Германии, Венгрии, Чехословакии. Им был собран обширный и уникальный материал.
В отличие от Г. Владимова, автора романа «Генерал и его армия», он на основе документов и фактов приходит к выводу, что Власов – банальный предатель, не достойный никаких оправданий. Увы, обе эти книги Богомолов не закончил, оставив огромный писательский архив.
Владимир Осипович в жизни не был суетным и тщеславным человеком, избегал официоза и шумных мероприятий (как он выражался – «из деликатности»), уклонялся от лестных и выгодных, как кому-то казалось, предложений заявить о себе с авансцены. Не принимал премий и наград, не искал встреч с журналистами и сильными мира сего и никогда никому не завидовал. Жил так, как умел, и был тем, кем хотел быть. Он не нуждался ни в каких «подпорках» для своего имени, и это не было позой, был уверен, что для того, чтобы писать прозу, достаточно иметь только бумагу и ручку, и всегда исповедовал принцип: «В сложной ситуации каждый человек должен поступать так, как ему подсказывают его совесть и его убеждения». Ничем не замарав, не унизив своей чести и достоинства, В. О. Богомолов стал символом достойного поведения писателя в литературе, что теперь такая редкость!
Раиса Глушко