(нади) (санскр. - жилы, трубы; потоки): невидимые каналы, по которым в организме движется энергия и тонкая энергия (прана-шакти) разносится по всему организму, от одной чакры к другой. В точках пересечения нади образуются чакры.
В <Ригведе>, древнейшем индийском писании, слово нади понимается как <поток>. Нади - это прежде всего каналы: любой канал, по которому нечто течет, можно назвать нади. К категории нади можно отнести и акупунктурные меридианы, и сосуды кровеносной и лимфатической систем, и нервные каналы, и мышцы, и мановахини, или мановахи (каналы разума), пчит-тавахи (каналы читты, субстанции ума). Таким образом, слово нади означает <сосуд, канал, труба, проток>. Существует два типа нади: Тонкие нади (йога-нади): незримые каналы тонкой энергии: Грубые нади: каналы тонкой энергии в форме труб, сосудов или протоков (физические нервные каналы, вены и артерии).
Тонкие нади делятся на два типа:
·· Пранавахи-нади (акупунктурные меридианы): проводники пранической силы
·· Мановахи-нади: проводники ментальной силы
Обычно пранавахи-нади и мановахи-нади располагаются рядом. Хотя их невозможно точно определить, эти каналы определенным образом связаны с чувствительными нервами автономной нервной системы. Работа йога-нади и нервов автономной нервной системы согласована, как согласованы проявления души и физиологии человека.
Существуют бессчисленные множества нади (согласно разным источникам, 72 тысячи, 300 тысяч, 35 миллионов), отходящих от сушумны - центрального канала, пролегающего внутри позвоночника: <Плотное, плотское человеческое тело сплетено из бесчисленного множества жил, сухожилий, связок, артерий, вен, сосудов. По ним в теле текут воды, вращающиеся во всех направлениях, многократно вращающиеся, рожденные, чтобы разлиться потоками, едкие, красновато-коричневые, красные, темно-дымные, устремленные в Человеке вверх, вниз и поперек> (Атхарваведа ).
В ведийских упанишадах 72 тысячи <сосудов>, называемые hita, <двигающие> или <направляющие>, тонкие, <как расщепленный на тысячи частей волос>, пяти цветов - красные, коричневатые, белые, синие и желтые - исходят из сердца и распространяются по всему телу. В других ведийских упанишадах они называются нади и их число определяется как <сто и одна>; однако слово <сто> служило в ведийском и эпическом санскрите обозначением множества вообще. В аюрведе физические сосуды называют sira, но они отличны от nadi упанишад йоги и тантры. Часто слово nadi переводят как <каналы>, усматривая схожесть с акупунктурными меридианами китайской физиологии. Сам исходный глагол nad означает <рокотать>, к этому же кусту значений принадлежит и слово nadi - <река>, <поток>, что в Ведах употребляется по отношению к Инду, Ганге и другим рекам.
Из них 14 надей называются главными, 3 из которых - основные (сушумна, ида, пингала), а остальные 11 - второстепенные. Левые каналы: Ида, Гандхари, Хастаджихва. Правые каналы: Пингала, Яшасвини, Пуша.
Ида известна и как Чандра (лунная)-нади, обеспечивает ток энергии вниз от левой ноздри до левого яичка (яичника). Этот канал по природе своей женский, по нему течет эмоционально-физическая энергия. Пингала известна и как Сурья (солнечная)-нади, начинается в правом яичке (яичнике) и направлена к правой ноздре, принадлежит к мужскому началу, проводит интеллектуально-ментальную энергию. Сушумна проходит через внутреннюю часть позвоночного столба, соприкасаясь с энергетическим завихрением каждой из чакр. С ней рядом расположены Ида и Пингала. Вместе образуя Юкта-Тривени они поднимаются спирально вверх, а затем соединяются в точке, называемой Брахма-двар (двери Брахмы).
Сушумна относится к эфирному телу человека. В ней заключены еще три более тонкоматериальных канала: Ваджрини-нади (блистающая как солнце); внутри нее бледная Читтрини-нади, а в ней еще более тонкая блистающая Брахма-нади, по которой и восходит вверх основной энергетический поток от Муладхара-чакры до Сахасрары в макушке головы. Этот канал для силы Кундалини - <змеи>, которая дремлет в Муладхаре и, пробуждаясь, поднимается по этому каналу сквозь все чакры.
Одиннадцать второстепенных надей:
1) Куху-нади - начинается в горле и заканчивается в половых органах (пудический нерв священного сплетения, налево от спинного хребта). В тантрической практике используется в качестве проводника бинду (эссенции семенной жидкости) в ваджроли-мудра;
2) Ганхари-нади - мановаха-нади, протягивается от точки под уголком левого глаза к большому пальцу левой ноги, переносит психическую энергию от больших пальцев ног и из нижней части тела вверх к аджня-чакре, проходит рядом с идой (позади левой симпатической цепи) и способствует ее работе. Нить, обвязанная вокруг большого пальца левой ноги, помогает избавиться от ячменя на левом глазу (это следует делать до рассвета; нить завязывается не очень туго);
3) Хастиджихва-нади - протягивается от точки под уголком правого глаза к большому пальцу левой ноги, проходит рядом с идой (напротив левой симпатической цепи) и способствует ее работе, заканчивается в правом (по другим источникам - левом) глазу;
4) Сарасвати-нади - расположена на языке. Соблюдение обрядов и проведение очищающих процедур активизирует эту нади, и со временем все, что произнесет практикующий, начинает воплощаться в жизнь, то есть становиться правдой. Язык уходит корнями в горло, и по этой причине иногда считается, что обитель Сарасвати находится в горле - а именно в голосовых связках, физическом органе речи. Сарасвати-нади имеет белый камфарный цвет и относится к лунному типу; она проходит параллельно сушумне (направо от Сушумны вытягивается вверх к языку (гипоглоссальные нервы затылочного/шейного сплетения)) и дополняет этот канал;
5) Пуша-нади - соединяет большой палец левой ноги с правым ухом (позади правой симпатической цепи);
6) Пайясвини-нади (Пайяшвини) - проходит между пуша-нади и сарасвати-нади (ушная ветвь затылочного сплетения налево). Канал пуша дополняет пингалу с правой стороны, а сарасвати является вспомогательным каналом для сушумны слева. Расположенная справа от пуши пайясвини-нади также дополняет сушумну, так как ее конечная точка находится в правом ухе. В древней иконографии божества, мудрецы и аватары (воплощения божественного <Я>) изображаются украшенными яркими серьгами. Эти украшения служили особой цели. Определенные участки мочек ушей соединяются с черепно-мозговыми нервами, и серьги, изготовленные из какого-либо чистого металла, обеспечивают приток в эту систему зарядов и статического электричества из окружающей среды. Таким образом, прокалывая мочки ушей и вставляя в них серьги, йоги активизируют пайясвини-нади. Даже в наши дни тантристы, которых называют канпхата-йогами (последователи йогической школы натхов) носят в ушах крупные серьги-обручи;
7) Шанкхини-нади (Санкхини) берет начало в горле, продвигается между сарасвати-нади и гандхари-нади к левой стороне сушумны (ушная ветвь затылочного сплетения налево) и завершается в анусе. Шанкхини-нади активизируется с помощью васти (клизмы) или ганеша-крийи (промывания ануса);
8) Яшасвини-нади (йашасвини) - протягивается от большого пальца правой ноги до левого уха (впереди правой симпатической цепи);
9) Варуна-нади - находится между яшасвини-нади и куху-нади (нервы священного сплетения, разветвляющиеся над нижней частью туловища и членами). Варуни-нади заканчивается в анусе и представляет собой пранавахи-нади, способствующую очищению нижней части туловища от мал (нечистот). Эту нади можно активизировать путем очищения водой и практик васти и ганеша-крийи. При неправильной работе варуни-нади могут возникать нарушения апана-вайю (воздуха нижней части тела), что приводит к усилению тамаса. При подъеме кундалини эта апана перемещается выше, в область саманы, где происходит слияние отрицательно заряженной праны и положительно заряженной апаны. Это слияние порождает огромную энергию, которая заставляет кундалини подниматься по брахма-нади. Варуни-нади покрывает всю нижнюю часть туловища и помогает апана-вайю оставаться свободным от токсинов. Апана-вайю и варунинади участвуют в процессах выделения;
10) Вишводара-нади - проходит между куху-нади и хастаджихва-нади, в пупочной области (нервы поясничного сплетения, разветвляющиеся над нижней частью туловища и членами);
11) Аламбуша-нади (Ахамбуса ) - начинается в анусе и завершается во рту; копчиковые нервы, происходящие из священного сплетения, позвонка к урино-генитальным органам.
Три основные нади соединяются в тонком узле под названием канда (юктатривени (юкта: <соединенный>; три: <три>; вени: <потоки>) (между лингамом и пупком, отождествляется с предстательной железой, свадхистханой-чакрой или, чаще всего, именно муладхара-чакра является местом соединения трех важнейших нади (по мнению других исследователей, ида и пингала, в отличие от сушумны, в муладхару не заходят, а идут по внешним сторонам ног). Затем три основные нади исходят из муладхары, пересекаются-сходятся в каждой из семи чакр, расположенных вдоль оси тела, примерно соответствующей позвоночнику: Сушумна идет рядом с мерудандой (позвоночным столбом), а слева и справа от нее, проходят ида и питала, пока не достигают аджня-чакры, где вновь соединяются, мягко сплетаясь с сушумной. По другим источникам три нади, начиная от муладхары-чакры отделяются друг от друга и снова все три соединяются-переплетаются лишь в аджна-чакре (муктатривени (мукта: <освобожденный>)). После этого сушумна направляется в сахасрара-чакру, а ида и пингала спускаются в нос и заканчиваются в левой и правой ноздрях соответственно. Эти три тока берут начало в утолщении, клубне (kanda, Кундалини) и поднимаются вверх, причем ида и пингала оплетают сушумну наподобие змей кадуцея Гермеса или жезла Бафомета алхимиков. Две змеи, обвившие центральный столб. Этот древний герметический символ (кадуцей) иллюстрирует основное положение эфирной физиологии. Восходящие змеиные энергии порождают вихрь энергии, преображающий всего человека. Эти два тока заканчиваются в межбровье, тогда как сушумна, устремленая ими дальше, идет выше - в Высочайшее. По сушумне и поднимается кундалини, кольцевитая Сила (sakti). По мере ее подъема йогин обретает различные необычные силы и знания. Но путь вверх непрост и закрыт несколькими преградами.
Подобные системы тонких каналов были известны ещё в Древнем Египте. Медицина активно изучает их и использует для энергетических упражнений и в рефлексологии.
Согласно тантре, человек имеет сознание, энергию и тело. Тело - наиболее плотная, <материальная> часть. Тело само по себе может существовать лишь в качестве трупа. Живым его делает энергия, циркулирующая в особых энергоструктурах, которые называются чакрами и нади. Чакры - это <емкости>, в которых энергия накапливается, преобразуется и хранится. Энергия, чакры и нади находятся не только в пределах тела, но и в иных (более <тонких>) пространственных мерностях. Чакры и нади под воздействием специальных практик помогают пробудить разные, в том числе высшие духовные способности человека.
Шанкхини-надь (<раковина>)
Один из тонких каналов - надей. В древнем тексте <Гораксавиджайя> говорится: <Лунный центр головы соединяется протоком с небной впадиной и верхней губой; по этому изогнутому каналу проходит Великий Эликсир, который спускается к лотосу>. Шанкхини-надь <похож на змею с пастью на обоих концах>. В это отверстие стекает сома, или <капли мудрости>. Автор трактата называет шанкхини-надъ <десятой, тайной дверью>. Некоторые исследователи полагают, что канал соединяет губы и небную область женщины с ее йони (энергия передается в обоих направлениях). Поэтому рекомендуют упражнения по сжиманию йони совмещать с визуализацией шанкхини-надя: вибрирующего луча энергии, бегущего от клитора через промежность, спинной мозг к темени, а оттуда к верхней губе и обратно. Авторы древних учебников любви <Кама-сутра> и <Ананга-ранга> настойчиво рекомендуют мужчинам целовать и покусывать верхнюю губу своей партнерши.