КУНДАЛИНИ (санскр. kundal - свернутый; kundalini - свернутая (кольцом)) (<змеиная сила>, <внутренняя женщина>, <внутреннее солнце>, активная, творящая, красная; внутренней Шакти, Сурья, Кали, джйоти, дживашакти, Камешвари (кама: <желание>; ишвари: <владычица>), <вводящая собой в заблуждение (иллюзии) весь мир>, <творящая мир множества форм>, Маха-майя, Великая Иллюзия, <Та, которая поднимается вверх>, Linga-trayam (пронизывающая три лингама: сваямбху-линга, бана-линга, итара-линга)): духовная (вибрационная) энергия, которая обычно <свернута кольцом> и дремлет в муладхара- чакре (основании позвоночника), сияет в полости Муладхары цепью блестящих огней (как миллионы восходящих лун), темно-голубая (Shyama) и тончайшая из всего тонкого, ее сущность Брахман, прикрывает собой рот (устье) Брахма-двары. Представляется как изначальная энергия Шакти, сотворившая космос, сексуальная энергия, которая пробуждает желание и стремление к продолжению рода, движущая сила эволюции, половой инстинкт, либидо, <другое лицо Бога>, поддерживает все существующее в этом мире посредством вдоха и выдоха, в ней - все творение, существование и разрушение, она и вне Вселенной (как запредельная всему проявленному в пространстве-времени Изначальная Сила), и в то же время является ее суммарным знанием (Jnana-Rupa, Вселенная в форме знания). < Похожая на спиральную раковину, она формой напоминает змею, три с половиной раза обернувшуюся вокруг Шивы, и ее свет - как яркая вспышка юной молнии. Её приятный гул - как едва слышимое жужжание роя обезумевших от любви пчел, и как тихий аккорд гармоничной музыки>. (<Шат чакра нирупана>).
Усматривается смысловая связь с представлением тантры о том, что в промежности находится некий клубень, желвак в виде птичьего яйца - kandal (в некоторых писаниях канду помещают на расстоянии 9 пальцев выше половых органов, что примерно соотвествует пупочной области), называют это место также канда (kanda-madhya choshirahstha) и определяют как корень всех Нади в основании спинного мозга. Или же, по еще одним вариантам, kunda (в этой связи представляет интерес древнерусское <кудъ> (колдовство), откуда происходит слово <кудесник>), что также значит <горшок>, <сосуд> или, по толкованию Свами Сатьянанды, <таинственнейшее место>. Из этого клубня или сосуда исходят многочисленные психические токи ( nadi). Некоторые школы йоги Индии производят слово кундалини не от kundali - <кольцевая>, <свернутая кольцами>, а от kunda. Но в применимы оба слова и оба исходных образа кундалини, ибо свернутой спящей, отдыхающей змеей сила или энергия дремлет до поры в своём тайном убежище, имеющем многочисленные выходы вверх и в стороны, отдыхающей, спящей змеей. Кроме того, сравнение с кольцами вызвано еще и характером подъема кундалини - спиральным, схожим с движениями змеи.
Обычно же Кундалини и изображают в виде свернувшийся змеи с головами на обоих концах (символ космической энергии), обвивающей слева-направо (по часовой стрелке) видимый или невидимый лингам и восходящей к его вершине: < Кобра, три с половиной раза обвившая Шиву, прижимается ртом к другому рту, который ведет к блаженству. Точно так же волшебница этого мира, стройная, как стебель лотоса, яркая, как вспышка молнии, спит, мягко дыша, бормоча размеренные, сладостные стихи и жужжа, словно опьяненная пчела, в лепестках муладхара-лотоса. О, как ярко она сияет!> Кундалини сравнивают с опасной свернутой змеей, которая может наброситься в любую минуту. Змеиный яд может оказаться смертельным, но если приготовить его должным образом, он излечит от серьезных болезней. В обычном человеке Кундалини дремлет, но в пробужденном она всегда бодрствует. Пробуждённая Кундалини выглядит как языки пламени и обладает свойствами огня, но не обжигает, а умиротворяет прохладой. < Всё тело искателя начинает пылать при поднятии Кундалини. Благодаря этому всё негативное в человеке растворяется. Тело искателя внезапно становится очень гармоничным, а глаза выглядят яркими и привлекательными> (<Гьянешвари>).
Кундалини представляет собой аспект того вечного высшего сознания, которое и обладает свойствами, и полностью их лишено. В своем лишенном качеств ( ниргуна) аспекте она являет собой волю космического сознания - чистое сознание. В аспекте, обладающем качествами ( сагуна), эта энергия часто персонифицируется как Кундалини, ипостась Великой Богини (подобно тому, как изначальная энергия, шакти, персонифицируется в образе Богини Шакти). Живые существа способны действовать именно благодаря силе кундалини. В отдельном теле эта энергия остается дремлющей и представляет собой тот статичный центр, вокруг которого обращаются все формы сущего. В феноменальном мире за любой деятельностью неизменно кроется некая статичная фоновая сила.
Учение хатха-йоги и тантрические тексты показывают, что кундалини является присущей всему проявленному энергией, которая может быть как статичной, так и кинетической. Кинетической становится та энергия, которую явления мира используют для сохранения самих себя, тогда как статичная энергия остается в обычном состоянии сознания бездеятельной, дремлющей. Когда человек осознает самого себя и начинает понимать, что у его жизни есть некая высшая цель, что, помимо бодрствования, сновидения и глубокого сна, существует и иное состояние сознания; когда его стремление к чувственным наслаждениям удовлетворяется; когда он уже не находит в феноменальном мире ничего привлекательного, этот человек переходит к отстраненности, самопознанию. Такая отстраненность от потворствования своим желаниям открывает перед ним врата во внутренний мир, и тогда человек видит свет, направляющий его к Единению - к единству прежде разделенных материи и разума.
В этот миг наступает полное преображение: дремлющая статичная энергия становится кинетической, приходит в противоречащее закону тяготения движение и пронзает все психические центры, расположенные вдоль позвоночника. Та сила, что подталкивает эту энергию в центральный канал, возникает благодаря слиянию отрицательных зарядов праны и положительных зарядов апаны.
Обителью апаны является район ниже пупка, тазовая область. По этой причине покоящаяся в основании позвоночника энергия принимает статичную форму. Она размещается там, где верхние кости копчика и нижние кости крестца соединяются в нервное сплетение, пучок волокон. Это место традиционно называют муладхара-чакрой, или нижним сплетением. Занятия хатха-йогой и выполнение лайя-кармы (то есть мудр, особых жестов рук), а также асан, или поз тела, в сочетании с медитациями, напеванием мантр и упражнениями по визуализации позволяют практикующему привести в движение эту дремлющую энергию, после чего она начинает взаимодействовать с автономной и парасимпатической нервными системами, которые соединяются с ганглиями важнейших нервных сплетений тела. Пробудившаяся энергия направляется к высочайшему центру, седьмой чакре, которая считается обителью сознания, где вновь происходит слияние отрицательных и положительных зарядов. Порожденная этим слиянием энергия вызывает великое прозрение, уничтожающее неведение разума - основную причину двойственности. Переживший это состояние человек обретает недвойственное сознание и становится просветленным. Согласно индийским писаниям, подлинный йог пересекает океан рождений, болезней, старости и смерти.
Вместилищем Кундалини (когда не пробуждена, в свернутом состояни) определяют муладхара-чакру (или немного выше; где верхние кости копчика и нижние кости крестца соединяются в нервное сплетение, пучок волокон; в треугольной косточке в основании позвоночника ( кость <сакрум>)), а невдалеке от нее размещают центр эфирной энергии, где происходит соединение Шивы и Шакти, - йоништану (санскр. <место йони>), отождествляемое с промежностью. В этом состоянии ничто не может угрожать кундалини, потому что ее охраняет энергия первой чакры - муладхары-чакры. При получении самореализации Кундалини, пробуждаясь, поднимается из сексуального центра по центральному энергетическому каналу к кончику языка и в головной центр. Энергия Кундалини достигает верхней части головы и ощущается над головой как прохладный ветерок. От встречи Кундалини с Луной Полного Осознания исходит Высшее Блаженство. Оба полушария погружаются в покой, внутренний диалог прекращается, а человек теряет ощущения пространства и времени, после чего избавляется от любых отождествлений и ошибочных представлений о феноменальном мире.
Пробуждение Кундалини является целью всех тантрических упражнений, включая медитацию, мантры и секс. Эта энергия должна подняться по главному надю эфирного тела и соединиться с мужскими (<небесными>) космическими силами, пребывающими в сахасрара-чакре. <Внутренняя женщина>, вступив на <королевскую дорогу> (сушумну), время от времени отдыхает в тайных центрах (чакрах). Наконец она обнимается в Верховным Господом в головном лотосе (сахасрара-чакра). От этого союза проистекает изысканный нектар, который заливает и пропитывает все тело; затем наступает неизреченное Блаженство. Когда Кундалини достигает сахасрара-чакры, исчезает всякая двойственность и субъективность; человек ощущает полную и безграничную связь с Богом; материя возвращается в дух. На этой ступени нет никаких предписаний или запретов, никаких ограничений, связанных со временем или пространством, и никаких правил. Просвещенный видит Абсолют во всем и все в Абсолюте. Он может совершать или не совершать любые ритуалы, так как он абсолютно свободен.
Кундалини, пробуждаясь, объединяет все чакры и дает нам Йогу, т.е. <союз> с Всепроникающей энергией Божественной любви. Кундалини является нашей духовной Матерью, Она знает все о нас и наших проблемах, и, являясь очень сострадательной энергией, очищает наши чакры и заботится о них. Пробуждение Кундалини называют <вторым рождением>. < Из подвала муладхары вино поднимается в брахмарандхру (щель Брахмы), и кундалини счастливо изливается в лунную чашу чистого сознания. Отведать вина, которое изливается из этого эфирного лотоса - вот, где истинная мадья! Все остальное - обычное пьянство> (Куларнава-тантра>).
Пробужденная кундалини, которой трудно управлять, отождествляется с богиней Кали, склонной к разрушению. Когда кундалини становится управляемой и приносит покой и блаженство, она превращается в Дургу, прекрасную богиню. На разных уровнях пробужденная кундалини проявляет себя как творческая энергия, и сообразно с уровнем проявления ее отождествляют с Лакшми, Сарасвати, Парвати и другими проявлениями Шакти. Когда кундалини достигает сахасрары, это отождествляют с майтхуной (экстатически-ритуальным коитальным соединением) Шивы (сознания) и Парвати-Шакти (кундалини), раскрывающей в человеке высший уровень Божественного Сознания и выводящий за круг мира иллюзий и перерождений.
При подъеме кундалини происходит активизация чакр от нижней у основания позвоночного столба к верхней чакре над макушкой головы (на макушке головы). Последовательно активизируются семь основных чакр и дополнительные, расположенные в стороне от позвоночника. Пробуждение Кундалини не обязательно означает получение самореализации. Кундалини может подняться до уровня головы, но не пересечь при этом головной мозг. Это может случиться, например, в присутствии реализованных людей, или, к примеру, именно таким образом пробуждал Кундалини Иоанн-креститель. Для получения самореализации необходимо проявить желание и обратить его к тому, кто может дать самореализацию ( гуру). Для этого, кстати, совершенно необязательно личное присутствие гуру. Пробудившись, Кундалини очищает чакры, дает вам знание о вашей внутренней природе, успокаивает разум и решает все виды ментальных, эмоциональных и физических проблем. ( Самаяной называется <самоактуализация>. Состояние сознания, к которому стремится садхака. Характеризуется пустотой, умственным покоем, безмятежностью, невозмутимостью и ограниченностью потребностей. Адепт в состоянии самаяны иногда обретает сверхъестественные способности.)
Преодоление желаний, узлов ( грантхи) и препятствий на уровне разных чакр:
1 - муладхара - безопасность (Брахма-грантхи);
2 - свадхистхана - сексуальность, семейные отношения;
3 - манипура - бессмертие, власть, известностть, слава;
4 - анахата - любовь, вера, преданность, долг (Вишну-грантхи);
5 - вишуддха - знание;
6 - аджна - осоознанность, самоограничение, покаяние, ясновидение, интуиция (Рудра-грантхи);
7 - сахасрара - единение;
Знание о Кундалини не является исключительным для индуизма. В исламе о Кундалини говорится как о мистическом животном - Бораке, а также как об инструменте Махди (мусульманское имя мессии). В Китае - как о Дао: <Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать Матерью мира. Я не знаю Ее имени. Обозначая иероглифом, назову Ее дао. Произвольно давая Ей имя, назову Ее великое>. В апокрифических Евангелиях Христос называет Ее земной Матерью. Будда говорил о пробуждении Кундалини как об избрании Срединного пути (потому что Кундалини поднимается по центральному каналу - сушумне). Серафим Саровский говорил о Кундалини как об истинной цели жизни христианской. Карл Густав Юнг сказал, что <кундалини на языке психологии это то, что побуждает вас пойти на величайшее приключение... Это поиск, который делает жизнь пригодной для проживания, и это Кундалини; это божественное побуждение>.
Однако опыт пробуждения Кундалини может испытать каждый, желающий этого. Более того, можно не только ощутить дыхание этой загадочной энергии на кончиках пальцев, но и определить, что в отношении Кундалини истинно, а что - нет. После пробуждения Кундалини вы можете ощущать на кончиках пальцев истинность тех или иных утверждений. Например, читая слова святых, вы будете ощущать прохладу. Взяв в руки Библию или, к примеру, Коран, вы ощутите прохладную энергию (<вибрации>), которые исходят от этих книг. А от книжек, не имеющих отношения к духовности, вы ощутите теплый поток. Таким образом можно определять духовную ценность той или иной информации. Именно пробуждение Кундалини помогает нам не на словах, а на практике ощущать духовное единство всех общемировых религий, понимая тонкую сущность всего, что говорили Пророки и Инкарнации. Опыт пробуждения Кундалини устраняет все созданные людьми барьеры между религиями.
Основная или Половая Чакра (муладхара; иногда называют свадхистаной; говорят также об области муладхар, что находится между этими двумя чакрами), как она описана в последних индуистских тантрических трудах - Кундалини - показана обернувшейся вокруг лингама подобно простате. Слон с многочисленными хоботами символизирует многие различные пути, через которые может течь половая энергия. <Великая богиня Кундалини, чистая энергия своего <я>, спит рядом с прямой кишкой в области, известной под названием <муладхара>; у неё форма змеи, имеющей три с половиной витка. До тех пор, пока она спит в теле, душа является простым животным и истинное знание не возникает. Сжимайте и расслабляйте запирательную мышцу ануса снова и снова. Это называется <асвини мудра> и является самым действенным способом пробуждения шакти в теле> (<Гхеранда Самхита>).
Йогический текст Гораксашатакам упоминает о существовании особой половой железы: «Над лингамом и ниже пупка есть луковицеобразный корень (санскр. Канда), весьма напоминающий яйцо птицы. Это источник семидесяти двух тысяч тонких несущих жизнь нервов. Над этим «корнем> лежит всемогущая Кундалини, свернувшаяся восемь раз и всегда закрывающая вход в Центральный Нерв своим «ртом>. Будучи разбуженной Внутренним Огнем и сознательно раздутой Животворящим Дыханием, эта Кундалини поднимается по Центральному Нерву (санскр. Сушумна), неся с собой Жизненную Силу, как если бы она была нитью света>.
В «Анатомии> Грея, стандартном западном медицинском труде, важная половая железа, простата, описывается следующим образом: «Предстательная железа напоминает орех каштана по размеру и форме. Она размещается в полости таза и покоится на прямой кишке, через которую её можно отчетливо прощупать, особенно когда она увеличена. Её основание направлено вверх и располагается непосредственно иод шейкой мочевого пузыря. Её вершина направлена вниз к глубокому слою треугольной связки, которой она касается. Простата состоит из двух продольных долей и средней доли и пронзена уретрой и эякуляторными протоками. Она непосредственно окутана тонкой, но прочной фиброзной капсулой, отличающейся от той, которая происходит от ректовезикальной фасции, и отделяется от нее узлом вен>.
Базовый или половой центр сложен, и все его элементы связаны между собой. Западная анатомическая точка зрения интересна, поскольку она имеет тенденцию поддерживать многие из древних иогических описании этого центра и того, как он функционирует. Вокруг основания позвоночника имеются остатки железистых структур, в области копчика - костеподобная структура, образованная из четырех копчиковых элементов и копчиковых рогов, которые сочетаются с «рогами> крестца (составной треугольной кости, образующей заднюю часть таза). Некоторые считают, что весь этот участок является остатками животнообразного хвоста, который атрофировался в процессе эволюции.
Органы и ткани промежности - это сложная структура между анусом и половым органом, состоящая из четырех взаимосвязанных частей, известных под медицинскими терминами «луковичнополая мышца> (спереди) и «внешняя запирательная мышца ануса> (сзади) две «поверхностные мышцы промежности> (по бокам). Первая из них удаляет остатки мочи, а также служит в качестве «дополнительной мышцы эрекции пениса>, помогая эякулировать семя. У женщины эта мышца сжимает вагинальное отверстие. Сознательный контроль этой мышцы является целью значительной важности в тантрической традиции.
Срамной нерв - это главная нейтральная связка с мышцами промежности. Контроль этого нерва дает абсолютный контроль над эрекцией и эякуляцией у мужчины, и над сокращениями йони у женщины. Его три ответвления возникают в тазе от корней сакральных нервов и в конечном счете связываются с поясничным нервом. Срамной нерв, наконец, выходит из промежности как дорсальный нерв лингама или йони.
Соответствующее тантрическое описание говорит о четверичном лотосе, внутри которого находится второе четверичное «основание>, которым правит слоноголовое божество (Ганеша), над которым - перевернутый треугольник, содержащий форму лингама (простата), окруженный Кундалини. Центральный проток поднимается вверх от него к другим тонким центрам.
В предстательной железе мужчины располагаются семенные пузырьки, иногда называемые «слепые мешочки> или простатные мешочки. Каждый из них примерно размером и формой с мизинец. Семенные пузырьки направлены назад и вверх в простату и они, как считает западная медицина, являются «мужским аналогом женской матки и влагалища>. Они выделяют щелочную составляющую семенной жидкости, аналогичную секрециям, выделяемым в йони сексуально возбужденной женщины. На этом участке находится эякуляторный проток, который ведет от области простаты и непосредственно примыкает к прямой кишке. В месте, где располагается простата у мужчин, женщины имеют шейку, «цветок> матки. Тонкая мембрана отделяет её от анального прохода.
Блокирование предстательной железы у мужчин и давление на шейку через внутреннюю прямую кишку у женщин может вызвать создание неестественного потока половой энергии, известного под названием Обратной Кундалини. Здоровая диета, образ жизни и сексуальные привычки - все это помогает преодолеть проблемы Обратной Кундалини. Когда половая энергия направляется вверх и циркулируется по всему телу, то психофизическая болезненность замещается трансцендентной духовной лучезарностью и благополучием.
<Я сидел неподвижно, сосредоточив все свои мысли на сияющем лотосе... Все мое существо было погружено в созерцание; несколько раз я далее забывал о том, кто я и где нахожусь. В эти минуты мне казалось, будто мое тело висит в воздухе... Во время одной из таких медитаций я внезапно почувствовал странное ощущение внизу позвоночника... Ощущение было таким необычным и таким приятным, что я невольно сосредоточил на нем все свое внимание. В тот же самый миг ощущение исчезло... Через некоторое время я пришел в себя и снова погрузился в медитацию. Когда я полностью сосредоточился на лотосе, это ощущение возникло вновь. Но на этот раз я не стал концентрировать на нем свое внимание. Ощущение поднялось вверх, набрало силу и я почувствовал, что начинаю раскачиваться. Я изо всех сил старался сосредоточиться на лотосе. И внезапно мой мозг залил жидкий свет. Он хлынул из позвоночника, подобно ревущему водопаду. Я нисколько не был к этому готов, но мне удалось взять себя в руки. Я сидел в той же позе, концентрируясь на лотосе. Свет между тем становился все ярче, а рев усиливался. Меня раскачивало все сильнее, а затем я выскользнул из своего тела, окунувшись в ореол света. Мне казалось, что я расширяюсь, купаясь в его волнах. Мое тело осталось где-то далеко, я почти перестал его ощущать. Я превратился в самоё сознание и одновременно сознавал каждую точку пространства, не прибегая к помощи органов чувств.
Я перестал быть тем, чем я был до этого - маленькой точкой света, заточенной в теле. Я стал теперь огромным кругом сознания, а мое тело превратилось в маленькую точку, омываемую волнами света. Я ощущал немыслимые восторг и блаженство>. (Гопи Кришна, <Кундалини>).
При определенных обстоятельствах и у некоторых людей энергия кундалини может проснуться спонтанно во время полового, особенно мультиоргастичного и продолжительного оргастического акта. Когда мужчина вольно или невольно начинает в такт своим оргастическим ощущениям сжимать мышцы заднего прохода и сосредотачиваться вниманием на своих промежности, яичках, копчике, то есть так или иначе на половой чакре, и ощущать движение оргастической энергии по позвоночнику вверх, праны входят в центральную Великую Ось (сушумну) у основания позвоночника. Во время задержки дыхания змея Кундалини начинает корчиться и задыхаться, она шевелится. Мужчину словно наполняет Шакти, совокупляющаяся с Шивой. Энергия Кундалини, подобная яркому эфирному пламени, входит в центральный Тонкий канал (сушумну) и поднимается вверх от одной Чакры к другой, из нижней области к родничку и выше, красный и белый тонкие каналы (иду и пингалу) соединяются по очереди с каждой из Чакр и излучают лучезарный розовый свет, который питает, наполняет и приводит в равновесие весь организм. И однажды, возможно, мужчина достигает того уровня оргастического напряжения и преображения, когда ему удается сопереживать союзу чистого духа Шивы с изначальной энергией Шакти.
<Пусть мудрый и превосходный йогин, устойчивый (yatah - тот, чье внимание постоянно поглощено практикой) в Самадхи и преданный своему Гуру, ведет Кула-Кундалини вместе с Дживой вдоль (Брахма-нади) к ее Господину - Парамашиве, в обитель освобождения. Пусть он медитирует над ней, позволяющей все желания, в её форме Чайтаньярупа Бхагавати. Когда он ведет так Кула-Кундалини, пусть он сделает все вещи поглощенными в ней (laya-vashat-nitva - последовательное растворение всех Таттв в точке Бинду, Бинду затем растворяется в Кала, Кала - в Нада-звуке, Нада - в беззвучии Наданта, а беззвучие Наданта растворяется в безмыслии Унмани, и так до самого чистого <пустотного> сознания - Парамашивы). Превосходная Кундалини пьет красный нектар, исходящий из Парама-Шивы (запредельной точки чистого сознания, над сахасрарой). Оттуда, где сияет вечное блаженство, она возвращается во всей своей славе по пути Кула (Читрини-нади) в Муладхару. Йогин, достигший устойчивой неподвижности своего ума, потоком небесного нектара, текущим из сосуда Брахманда, совершает жертвоприношение своему персональному божеству (Ишта-дэвата) и другим божествам в 6 чакрах. Этим он получает знание в традиции своего Гуру> (<Шат чакра нипурана>).
Однако самостоятельная работа с Кундалини чревата многими опасностями - от истерии и шизофрении до серьезных соматических расстройств. Не охлажденная нёбными <каплями мудрости> (выделение которых, в частности, на физическом плане происходит параллельно с мягким сексуальным слюноотделением), Кундалини буквально выжигает мозг и внутренние органы. Примером тому тантристы любят приводить знаменитых индийских мудрецов Рамакришну, Вивекананду и Шри Ауробиндо, которые активно работали с энергией Кундалини и умерли отнюдь не в преклонном возрасте после весьма тяжелых и продолжительных болезней.
Тело способно функционировать, пользуясь собственной химической, механической и электрической энергией, а разум может оставаться чувствующим сознанием без необходимости пробуждать духовную энергию, дремлющую в муладхара-чакре, однако при этом объективные образы будут неизменно сковывать сознание, а чувство <я> продолжит возвращать человека в цикл рождения и смерти. Все существа подчиняются закону кармы. Благие кармы переносят человека в хорошие локи, а дурные - в низшие миры, или нараки. Эти миры соответствуют 7 чакрам, расположенным ниже муладхара-чакры.
Кундалини представляет собой ту энергию, которая поддерживает жизнь и сознание, даже оставаясь свернувшейся кольцами, однако пробуждение этой энергии приносит человеку одухотворенное сверхсознание. Чувствующий разум превращается в чистый разум, который поглощается потоком сознания, движущегося в форме кундалини-шакти. При этом разум выходит за рамки любых противоположностей и осознает чистое бытие - неизменную и единственную истину, нирвикальпа-самадхи. Достигнув уровня сахасрара-чакры и слившись со своим супругом Шивой, Кундалини какое-то время остается в Единении с ним, после чего нисходит к муладхаре и вновь сворачивается кольцами. Во время этого нисхождения восстанавливаются силы чакр и обитающих в них божеств. Теперь человек пребывает в расширенном состоянии сознания. Он остается в физическом теле и избавляется от своих карм, однако становится ныне совершенно иным человеком - и достигает нирваны после телесной смерти. В отличие от тела человека, цепляющегося за материальный мир и стремящегося к приземленным удовольствиям, очищенное йогой физическое тело умирает и разлагается чрезвычайно медленно.
Грантхи (узлы)
Грантхи - преграды для тонкой праны, это переплетения каналов, в которых кармические ветры действуют наиболее сильно. Для полного открытия сушумны йогин должен очистить каналы в этих местах и открыть, развязать узлы для того, чтобы энергия ветра могла подняться вверх до макушки:
Брахма-грантхи (узел Брахмы (Бога-Творца); в самом низком месте) - в муладхара-чакре (некоторые помещают его в пупочную область). Узел сансары, мира <имен и форм> (нама-рупа), агни-таттва (элемент огня). Мир имен и форм проникает в человека через посредство пяти окон - органов чувств (глаз, ушей, носа, языка и кожи). Если узел не пройден, йогин испытывает сильные грубые желания и клеши (тупость, эгоизм, стяжательство). Создает беспокойство и мешает разуму достичь уравновешенности, сосредоточенности на одном (экагра). На более высоком уровне узел Брахмы проявляется как захваченность блаженством. Преодоление: отключение органов чувств по собственной воле, очистка тела, освоение устойчивости;
Вишну-грантхи (узел Вишну (Бога-Хранителя); в сердце) - в области груди (анахата-чакра). Связан с чувством эго, личности, с астральным телом. Узел глубинных привязанностей генетического кода, преданности, веры и любви. Порождает каруну (<сочувствие>), стремление к сбережению, привязанность к космическому Добру, оковам традиций и острое желание помочь страдающему человечеству. Такая привязанность приковывает человека к духовным организациям и обществам, порождает стремление сохранять древние знания, традиции, установления и духовные институты. Пока узел не пройден, йогин подвержен двойственным состояниям: вовне - привязанности, ревности, гордости, чувству собственной важности; внутри - чувству вины и нерешительности. На более высоких уровнях узел Вишну проявляется как привязанность к традициям, форме бога. Преодоление: устранение эмоциональных связей с традициями и теми обязанностями, которые проявляются как преданность тому или иному сообществу. Отдельная личность растворяется, а преобладающее положение занимает Божья воля. Человек уже не ощущает ответственности по отношению к явлениям мира имен и форм, так как полностью постигает его иллюзорную природу. Он начинает осознавать лилу (божественную игру) и исполняет в ней свою роль, не оставляя при этом зерен карм, которые могли бы вновь вовлечь его в мир майи. Такой человек слышит анахата-наду (космический звук) и шрути (космическую речь).;
Рудра-грантхи (узел Рудры, или Шивы; в центре между бровями) - в межбровье (аджна-чакра, в области <третьего глаза>). Пока узел в аджне не развязан, йогин находится в плену двойственных мыслей, не может подняться выше концепций, не понимает принципа осознанности вне мыслей. На более высоком уровне рудра-грантхи проявляется как привязанность к мистическим видениям, сиддхам, тонкая привязанность к <я>, захваченность Пустотой. Развязывая узел Рудры, йогин утверждается в каузальном теле, освобождается от влияния пяти элементов. Достигнув уровня аджня-чакры, йог обретает способность отчетливо видеть прошлое, настоящее и будущее - он становится трикаладаршином (санскр. (tri - три) + (kala - время) + (darshi - видящий)), или трикаладжней (<познавшим три времени>: прошлое, настоящее и будущее), то есть ясновидящим. Он может отчетливо увидеть, что происходит в любом месте, в любое время; кроме того, он способен переноситься куда и когда угодно - пространство и время уже не являются для него преградами. Однако именно после этого препятствием становится сам рудра-грантхи, так как йог может затеряться в силе своей интуиции, в своих сиддхи и чудесных умениях. Если йог не уделяет особого внимания таким видениям и преодолевает привязанность к сиддхи, он может продвинуться еще дальше и превзойти три гуны, то есть стать гунатитой (<преодолевшим свойства, или качества>), утвердиться в вечном блаженстве, полном Единении и недвойственном сознании.
Сурья
Индусский бог солнца. Сияя золотом, скачет на небесной колеснице, запряженной семью лошадьми. Сурья считается проявлением Верховного Творческого Принципа, <сверхдушой> мира. Тантрические йоги стремятся пробудить и контролировать энергии собственного <внутреннего Сурьи>. расположенного в районе пупка.
Ваджраварахи
Тантрическая богиня-хранительница оккультных тайн; изображается с головой свиньи. Ассоциируется с центральным надем эфирного тела (сушумной), трансцендентной силой менструальной жидкости и сексуальной распущенностью. Ваджраварахи посвящает садхак (посвященных) в тантрические тайны. В ваджраяне она отождествляется с женской энергией кундалини.
Асвини-мудра (санскр. asvini - кобыла)
Состоит в попеременном сокращении и расслаблении мышц анального сфинктера. Служит эффективным способом пробуждения внутренней Шакти.
|