ЧАКРЫ

ЧАКРЫ (санскр. chakra - колесо, диск, круговое движение, оружие богов; пали chakka) (дан-тянь, (вихрь, колесо) энергии, (энергетический, преобразования, трансформирующий, (магической) силы) (узел, сосуд, центр), мандала, падма (лотос)):
  • эфирно-физиологические центры человеческого тела;
  • центры тонкой (<психической>) энергии, расположенные в эфирном теле человека <вдоль позвоночного столба>;
  • энергетические центры, которые соединяют психическое и физическое тело человека;
  • центры взаимодействия физической и ментальной энергий в физическом измерении;
  • спицы силы, что сшивает вместе астральное и эфирное тела;
  • центры активности тонкой жизненной силы под названием сукшма-прана (тонкая прана); центры связаны друг с другом и с физическим телом симпатической, парасимпатической и автономной нервными системами;
  • центры энергетические связей, образующиеся в точках схождения-пересечения-переплетения между собой в особых точках, расположенных на позвоночнике, (трех, множества) энергетических каналов (надий) физического тела;
  • сфероидные излучающие энергию образования, от которых отходят лепестки - ближайшие к ним участки энергетических каналов;
  • вихри энергии, связанные со всем энергетическим полем человека;
  • воронкообразные полевые завихрения с направлением вращения по часовой стрелке (поэтому для подпитки чакр направляемую в нее энергетику <закручивают> мыслью по часовой стрелке, а для успокоения - в обратном направлении);
  • завихрения, сравниваемые с цветком лотоса, повернутым от позвоночного столба к фронтальной поверхности тела, вихри энергии, спицы вращающегося зонта;
  • вихри психической (космической, жизненной) энергии - праны, которые хотя и не находятся в физическом теле человека, на анатомическом уровне отвечают основным нервным сплетениям и локализуются в соответствующих местах вдоль позвоночника;
  • энергетический вращающийся конус, вершина которого (падма) лежит на позвоночнике, а основание выходит на переднюю поверхность тела;
  • <плазменные поля>, вибрирующие с определенной частотой;
  • <переключатели> нейрохимических процессов, каждый из которых контролирует, направляет и видоизменяет деятельность всех остальных;
  • колеса разума, перемещающие его по дебрям желаний. Подобно колесам, сами желания тоже являются огромной движущей силой. Каждая чакра представляет собой место последовательного проявления желаний. Человек скитается по этой чаще желаний всю свою жизнь и постигает различные обстоятельства с точки зрения той чакры, в которой он обычно чувствует себя удобнее всего;
  • линзы, через которые интерпретируется, толкуется все сущее. Когда человек фокусируется на какой-то одной конкретной чакре, то весь мир для него окрашен энергией этой чакры;
  • место действия элементов-таттв (акаша, воздух, огонь, вода и земля), но подлинными действующими лицами являются сами элементы;
  • бесчисленные оболочки, как круги на воде, вокруг Шакти-Маха-Майи (Парама Шива (запредельная точка чистого сознания) и Нирвана-Шакти (линия, обнимающая эту точку так тесно, что почти неотделима от неё)), вложенные друг в друга круги.

    Чакры связаны между собой каналами под названием нади. Соединения каналов, чаще всего, налагаются на нервные сплетения.

    В тантрических текстах упоминается не меньше тридцати чакр у человека. Из них, считается, семь основных, из которых четыре относятся к древней традиции (манипура, анахата, вишуддха, сахасрара), а три остальные (муладхара, свадхистана, аджна) - дополнительны и появились не раньше Х века. <Существует четыре центра магической силы: сердце, шея, голова, пупок и половые органы. Каждым из этих тайных центров управляет определенная богиня или энергия> (<Адвайясаматавиджайя>) По другим источникам, дополнительны лишь муладхара и аджна, а остальные пять - основные. По третьим классификациям, дополнительна лишь сахасрара. В даосской йоге и цигуне выделяются лишь (? свадхистхана, манипура и аджна) как приблизительные соответствия дань-тяней нижнего, среднего и верхнего. Однако, если учитывать не только энергетические образования, известные как дань-тяни, но и <божественный огонь сердца> (эфирный центр, используемый в некоторых энергетических медитациях) и трое Врат то вполне образуется система, где-то аналогичная семи чакрам. В латаиф - эфирной физиологии суфиев - выделяются лишь четыре самые древние чакры, именуемые как: <центр самости> (манипура), <секретный центр> (анахата), <таинтсвенный центр> (вишуддха), <наставник> (сахасрара). В каббале с частями тела иногда ассоциируются сфирот. Помимо основных чакр, известно также несколько <второстепенных>: (йоништхана - близ Муладхары, ананда-канда-чакра - в районе сердца, лалана-чакра - в основании нёба, манас-чакра - в голове, выше аджна-чакры, сома-чакра - в голове, выше манас-чакры, камешвара-чакра (<чакра владыки камы (желаний)>) - в голове, выше сома-чакры). В той части тела, которая ниже Муладхары, находятся семь низших миров - Патала и другие, - которые вместе с Шакти поддерживают всё во Вселенной. Существуют также системы из восьми (восьмая располагается на расстоянии нескольких сантиметров (вытянутой ладони) над макушкой).

    В тринадцатичакровой (египетской) системе по Мельхиседеку расстояние между кончиком носа и кончиком подбородка принимается за единицу измерения: 1 - промежность, в основании позвоночника (чакра выживания), 2 - на лобковой кости или сразу за ней  (сексуальная чакра), 3 - непосредствено пупковое отверстие (сила воли), 4 - отверстие солнечного сплетения, 5 - чуть выше грудины (чакра Христа, первая сердечная чакра, чакра вселенской любви, любви к Богу), 6 - на единицу измерения выше пятой (вторая сердечная чакра, любовь к части жизни), 7 - адамово яблоко (кадык), 8 - основание подбородка, 9 - кончик носа, 10 - третий глаз (межбровье), 11 - над верхней частью лба, 12 - макушка на голове, 13 - на расстоянии вытянутой ладони над головой.


    Отношение тонкоэнергетических структур к туловищу и позвоночнику:
    Чакры (лотосы): 1 - муладхара; 2 - свадхистхана; 3 - манипура (наби); 4 - анахата; 5 - вишуддха; 6 - аджна; 7 - сахасрара;
    Каналы (нади): L - Ида (левый канал); R - Пингала (правый канал); C - Сушумна (центральный канал); b - заднесрединный; f - переднесрединный;
    Дань-тяни (котлы): I - нижний; II - средний; III - верхний;
    Помпы (врата): Cr - верхняя (нефритовая), Lu - средняя, Sa - нижняя;
    Блоки (зоны, которые мешают свободному подъему энергии): Ш1 - между копчиком и крестцом; Ш2 - между 5 поясничным позвонком и крестцом (1 место); Ш3 - между 11 и 12 грудными позвонками; Ш4 - между 5 и 6 грудными позвонками (3 место); Ш5 -между 1 и 2 грудными позвонками; Ш6 - между 2 и 3 шейными позвонками (2 место); Ш7 - над 1 шейным позвонком;
    Области: M(S) - треугольник муладар с крестцовой костью; V - войд (Бхавасагара, океан жизни (иллюзий, суеты сует), пустота; пустой, не <заполненный> участок в тонком теле человека, образованный естественным разрывом парасимпатической системы между крестцовым отделом и блуждающим нервом); а - анальное отверстие.



  • Муладхара, у основания позвоночника (корпуса тела) человека с его внешней стороны, лотос с четырьмя лепестками, в ней в состоянии покоя (сна, дремоты; нидра) пребывает энергия (шакти, кундалини), символ - желтый квадрат; земля, квадрат, терпение; красный цвет; прана - апана, физическое тело, физический план (бху-лока), поведение муравья; связана с половыми органами и органами выделения; инстинкт, выживание, безопасность; невинность, чистота, целомудрие, мудрость, спонтанное (как у ребенка) знание Истины; безопасность, творение, начало; Брахма-грантхи; проблемы в этом центре вызывают: нечистоплотность, чрезмерности в сексе, излишний аскетизм, супружеские измены, агрессивность, негативные действия направленные против детей.
  • Свадхистхана, между гениталиями и пупком (на уровне аппендикса, на ширину ладони ниже пупка), лотос с шестью лепестками, символ - белый полумесяц; вода, круг, чистота, оранжевый цвет; прана - вьяна, эфирное тело, астральный план (бхувар-лока), поведение бабочки; деятельность почек, нижней части печени, поджелудочной железы, селезенки и кишечника; эмоции, сексуальная энергия, творческий потенциал; креативность, творчество, приобретение знаний; сексуальность, семейные отношения; проблемы в этом центре вызывают: жесткая упорядоченность, неустойчивость, чрезмерность, оккультизм.
  • Манипура, между пупком и солнечным сплетением, лотос с десятью лепестками, символ - красный треугольник; огонь, треугольник, свечение; перевернутый вершиной вниз, прана - самана, астральное тело, небесный план (свар-лока), поведение кобры; жёлтый цвет; связана с желудком, верхней частью печени, кишечником; умственное функционирование, власть, контроль, свобода, карьера; мир, регулирует благосостояние, успешность, взаимоотношения, исполнительность; чувство удовлетворенности, наделяет щедростью, гостеприимством, переносит внимание с материального потребления на духовную жизнь, дает опору в духовном восхождении; бессмертие, власть, известность, слава; проблемы в этом центре вызывают: скупость, потребительство, нечистоплотность, измены, неверность, неуважение, воровство, незаконность, алкоголь, лекарственная химия.
  • Анахата, в области (на уровне) сердца, лотос с двенадцатью лепестками, символ - шестиугольник из двух треугольников дымчатого цвета; воздух, гексаграмма, удовлетворенность; прана - прана, ментальное тело, план равновесия (маха-лока), поведение оленя, бегущего за миражем; зелёный (розовый) цвет; регулирует работу сердца, легких и бронхов; преданность, любовь, сострадание, здоровье; любовь, наделяет бесстрашием, уверенностью, иммунитетом, непривязанностью, благоприятными отношениями с родителями; любовь, вера, преданность, долг, сохранение; Вишну-грантхи; проблемы в этом центре вызывают: болезненные эмоциональные привязанности, страх, курение, неуважение к родителям, бездуховная жизнь, жестокость, эгоизм, моральная нечистоплотность, чрезмерные физические нагрузки.
  • Вишуддха, в области щитовидной железы (на уровне яремной впадины у основания шеи), лотос с шестнадцатью лепестками, символ - дымчатый кружок; акаша (эфир; жизнь), полумесяц, обращенный вверх концами, единение; прана - удана, кармическое тело, план человеческого существования (джана-лока), поведение павлина; голубой цвет; отвечает за горло, шею, лицо, зубы, уши, язык, нос, глаза, способность говорить и петь; общение, самовыражение; общительность, дает обходительность и уживчивость; знание; проблемы в этом центре вызывают: сквернословие, брань, хамство, доминирование над другими через речь (окрики, грубые распоряжения и т.п.), болтливость, сплетни, пренебрежение к окружающим людям, курение, флирт и нечистые помыслы по отношению к представителям другого пола, чувство вины.
  • Аджна, в межбровье (на уровне середины лба в том месте, где скрещиваются зрительные нервы), лотос с двумя лепестками, символ - перевернутый треугольник, над ним месяц-чаша, кружок и капля мудрости в виде перевернутой запятой, время, план воздержанияч (тапас-лока), поведение лебедя (хамсы); связана с лобными, височными и затылочными долями мозга; интуиция, высший уровень осознания, синий цвет; простодушие, дает способность к высшим формам мышления и ощущению Самости (себя как Чистого Духа), определяет возможность зрительного восприятия; осознанность, самоограничение, покаяние, ясновидение, интуиция; Рудра-грантхи; проблемы в этом центре вызывают: непрощение, стремление к мести, нечистые глаза и мысли, создание громоздких ментальных концепций, напряженное мышление, эгоизм, иллюзии по поводу своего могущества, условности и жесткое следование правилам.
  • Сахасрара, над головой (в верхней части головы, в области темени), лотос с тысячью лепестков, пространство, план реальности (свата-лока), чистое просветление, фиолетовый цвет (возможно, принимает на себя цвет доминирующей чакры); связана с лимбическим нервным сплетением; подсоединение к космосу, полное освобождение; интеграция, соединяет в себе принципы всех других тонких центров; состояние единения с Божественностью и познание изначальной Истины через слияние с ней в одно целое; единение; проблемы в этом центре вызывают: сомнения в Боге, атеизм, деятельность против Бога.

  • Эфирное тело человека, в соответствии с наиболее древней традиции: из четырех-лепестковой половой чакры кундалини поднимается через тридцатидвух-лепестковую ассимилирующую чакру, шестидесятичетырех-лепестковую пупочную (солнечная энергия преображения), восьми-лепестковую сердечную и шестнадцати-лепестковую головную - к тридцатидвух-лепестковой головной чакре (лунная энергия возгонки).
  • Эфирное тело человека, согласно более поздней индусской традиции: каждой из семи чакр соответствует тонкий элемент. Тонкие нервы (нади) ведут от пяток к половому центру и от ладоней - к горловой чакре.
  • Упрощенное изображение эфирного тела человека: четыре психических центра (чакры): сияющее солнце в районе пупка, повернутый вниз лотос в районе сердца, повернутый вверх лотос в районе горла и луна в области головы. Духовное развитие непосредственно зависит от взаимодействи всех психических центров.

    В древних манускриптах чакры часто изображаются в виде вихрей энергии, а не определенными образами. Однако, обычно они представляются в виде кружков с определенным числом лепестков лотоса. Лотосы описываются обращенными вниз. Когда Кундалини достигает чакры и проходит ее, лотос этой чакры оживает, раскрывается и поднимает, поворачивает вверх свой цветок; как только Кундалини подходит к следующей верхней чакре, лотос первой закрывает свои лепестки и повисает, символизируя активную энергию чакры и их ассимиляцию с Кундалини. Количество лепестков лотоса, увеличивающееся в восходящем порядке, может быть мерой силы восходящей энергии или вибрационной частоты соответствующей чакры, каждая из которых работает как преобразователь мощности энергий. Санскритские буквы, обычно начертанные на лепестках, показывают звуковые вибрации, а также представляют изменяющуюся интенсивность энергий, работающих в различных чакрах. Кроме того, цвет, который каждая чакра отражает, созвучен с ее частотой вибрации. Каждая чакра имеет постоянное количество лепестков и соответствующие цвета.

    На самом деле чакры не похожи на то, как их изображают: на лотосы, которые раскрываются и закрываются, имеют определенное количество лепестков и определенные цвета, звуки, божества и т.д.. Эти разноцветные лотосы с различным числом лепестков - всего лишь условные украшения, символическая опора ума, нечто вроде схемы, которую мы используем, чтобы сосредоточить внимание на энергетических узлах, которые существуют в местах расположения чакр. Чакры были обнаружены благодаря практике, благодаря достижениям многих практиков. Когда у этих практиков впервые возникли переживания, связанные с чакрами, еще не существовало языка, которым они могли бы описать свои достижения тем, кто не испытал подобных переживаний. Поэтому они создали образы, которые можно было использовать как зрительные метафоры и передавать другим людям. Например, разные изображения лотоса подразумевали, что энергия вокруг чакры расширяется и сужается наподобие раскрывающегося и закрывающегося цветка; ощущения, связанные с разными чакрами, отличались друг от друга, и эти различия символически выразили разными цветами; ощущение разной концентрации и сложности энергии в разных чакрах выразили разным количеством лепестков. Эта зрительная метафора стала языком, которым пользуются для передачи переживаний, связанных с разными энергетическими центрами тела. Это же касается и звуков. Одно из полушарий человеческого мозга связано с визуальным, математическим восприятием, а другое - с вербальным, образным. Визуальное полушарие работает со зрительными образами чакр, вербальное полушарие работает со звуками и корневыми слогами. Если начинающий практик представляет нужное количество лепестков нужного цвета в нужной точке тела, обладающей и другими точными и абстрактными качествами, энергия ума воздействует на эту конкретную энергетическую точку и сама испытывает ее воздействие. Когда это происходит, мы говорим, что в этой точке соединяются ум и прана.

    Применительно к конкретному человеку чакры действуют не изолировано, а образуют особые сочетания, комплексы или <треугольники сил>. Характер доминирующих силовых треугольников соответствует духовному уровню развития человека. На высоких стадиях доминирует верхний треугольник из трех головных центров.

    Чакры у человека покрывает тонкоматериальная грязь - клеши, то есть страсти и эмоции, препятствующие просветлению: неведение, мысль о наличии индивидуального <я>, гнев, гордость и зависть. Избавление от этой грязи - главная задача начальных этапов духовного развития.

    Чакры ниже муладхары

    Семь чакр или тал, расположенных между позвоночником и ступнями, являются местами инстинктивного сознания, источником страха, гнева, зависти, смятения, эгоизма, злобы, отсутствия сознания. Люди, сознание которых обосновалось в этих семи чакрах ниже муладхары , не интересуются религией. Они относятся к любой религии с неуважением и отрицают существование Бога. Это место, где преобладают страхи, связанные с предрассудками. Здесь нет правил. Здесь нет совести. Различные взаимосвязанные состояния сознания, с которыми можно встретиться в этих семи чакрах, вызывают хаос, чувство безнадежности, отчаяния - все адхармические состояния разума. Такова частота вибраций инстинктивного разума областей ниже муладхары, в которой восседает Ганеша во всем своем величии.

  • Атала-чакра. В верхней области бедер (тазобедренные суставы). Страх и грубая похоть. Астральный мир Атала. Когда кто-либо находится в этом состоянии сознания, он боится как Бога, так и других людей, а иногда даже самого себя.
  • Витала-чакра. В нижней части бедер. Проявление бурного гнева. Астральный мир Витала или Авичи (<безрадостный>. Гнев приходит от разочарования или своеволия. Когда люди находятся в сознании этой чакры , они гневаются даже на Бога. В своем гневе они часто вредят тем, кто находится рядом с ними. От сдерживания гнева возникает постоянное жгучее чувство возмущения.
  • Сутала-чакра (<Великая бездна>). В области коленей. Чувство мстительной ревности и зависти. Астральный мир Сутала или Самхата (<отброшенный>). Зависть возникает из-за чувства неадекватности, более низкого положения и беспомощности. Когда она смешивается с гневом, это вызывает в нервной системой астрального тела ужасную реакцию. Люди, находящиея в сознании этой чакры , часто отрицают существование Бога и постоянно сражаются друг с другом.
  • Талатала-чакра (<Низшая сфера>). В области икр. Постоянное умственное заблуждение и беспокойство, тупое инстинктивное упрямство, тотальный инстинкт самосохранения, желание получить больше чем отдать, давление на других людей, без учета последствий. Все для своей выгоды. Астрала - Тамисра (<тьма>) или Талатала. Когда люди находятся в сознании этой чакры, они заявляют о господстве материального начала над всем остальным. В этой области преобладают жадность, обман, насилие, взяточничество и похоть. Это такое состояние разума, которое можно охарактеризовать словами <человек человеку волк>.
  • Расатала-чакра (<Подземная область>). В лодыжках. Эгоизм, собственичество, инстинктивный разум. Астральный мир - Риджима (<изначальный>) или Расатала. Прежде всего забота о себе и своем благосостоянии. Память, рассудок, упрямство, мысли, чувства и поступки без сознания совершаемого - все это мотивирующие факторы данной чакры, направляемые гневом и страхом. Для этого состояния сознания зависть, гнев и страх являются более интенсивными, даже высшими, состояними сознания. Настоящий атеизм, основная часть массового сознания людей в период кали-юги.
  • Махатала-чакра (<Великое дно>). В области ступней. Отсутствие сострадания, воровство без сознания. Люди, живущие в сознании данной области, чувствуют, что <мир должен им средства к существованию>. Они просто любым способом берут то, что считают своим.
  • Патала-чакра (<Область грешников>) . В ступнях. Непрерывные насилия и разрушения, месть, убийство ради убийства, злоба, выраженная через разрушение чужих собственности, разума, эмоций и физических тел, ненависть, злоба. Это сознание террористов и тех, кто их поддерживает и радуются издалека каждому их убийству и насилию. Доводы редко влияют на тех, кто находится в этом состоянии разума. Астральный мир Патала или Какола (<черный яд>).

    Отсюда, с самого низа, нет другого пути, кроме как вверх. Эволюция берет свою пошлину за подъем сознания этих распутных душ вверх, подводя их к своему личному эго и давая возможность самооценки, а затем наделяя их завистью. Следующим этапом на пути восхождения является борьба со страхами и памятью о своих прошлых поступках, с опасениями повторений этих ужасающих событий и, в итоге, подъем в область памяти и рассудка, и в область манипура-чакры . В этом месте можно стать религиозным, кающимся, посмотреть назад на свою жизнь и расплакаться слезами раскаяния за прошлые поступки. Да, есть только один путь, По нему можно идти или вверх, или вниз.
    Здесь, в манипура-чакре , которая тесно связана с чакрой памяти, они готовы принять праяшчитту (епитимью), чего-бы это не стоило, чтобы извлечь эмоции из воспоминаний, спутаных в глубинах подсознания в тугой клубок. Это болезненный процесс. Однако на пути эволюции через него нужно пройти. Когда он пройден (хотя, честно говоря, это не легко и не всегда удается), эти изменения к лучшему повлияют на поток праны, который проходит через подсознательный, подподсознательный и подсверхсознательный разум таких людей, членов их семьи, их предков и потомков за несколько предыдущих поколений и многих поколений в будущем.







  • [на главную]




    Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru