Идея духовного развития человека строится на трех постулатах:
- в обычном состоянии человеческий ум <загрязнен>;
- с помощью специальных упражнений его можно <очистить>;
- и только имея <чистое сознание> можно действовать правильно.
<Загрязненное> сознание (относительное сознание). Что обычное состояние нашего ума туманное, искажённое, грёзоподобное, в значительной степени неконтролируемое, признаётся и западными, и восточными психологами и мистиками.
Например, такое свойство мозга, как трансформация им любого явления, хоть внешнего, хоть внутреннего, в слова. И мы не можем это остановить, <человек не является хозяином даже в собственном доме - своём собственном уме> (Фрейд).
Следующий <загрязняющий> фактор - <разделяющее> мышление, основанное на выделении отличительных признаков и обобщении вещей и явлений действительности (концептуализм), которые на самом деле свободны от всего этого. Из-за этого человек видит мир расколотым на оппозиции, разделённым на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, принимая всё это за истинную реальность.
Память о всех прошлых событиях, поступках, желаниях, идеях и впечатлениях тоже <загрязняют> сознания. Эти <следы> уже заранее обуславливают восприятие какого-либо события, его оценку и ответное поведение. Отказаться от всех этих умственных накоплений для современного человека равно-сильно отказу от себя. Скорее скряга раздаст своё добро, нежели интеллект поступится хотя бы частицей того хлама, который скопился в его мозгу. Такая <запрограммированность> отражается в одном из понятий о карме.
Добавьте сюда ещё искажённое восприятие окружения под воздействием сильных эмоций и восприятие лишь того, что человек желает воспринимать (феномен <перцептуальной защиты>), и смысл слова сансара (Сансара, самсара (санскр. ?, sa?sara?. <переход, череда перерождений, жизнь>) - так называется в индийской философии повторяющийся благодаря новому рождению цикл индивидуального жизненного процесса со всеми его страданиями, от которых освобождаются только благодаря проникновению в нирвану.), применяемый в восточной философии, станет вам понятным.
Возможность <очистки> сознания. Но всё не так уж безнадежно. Древние и современные мудрецы и Востока, и Запада признают возможность очищения ума. Реальное виденье мира возмо-жно лишь тогда, когда ум освобождается от всяких беспокойств, перестаёт гоняться за внешними обманчивыми объектами, т.е. все психические процессы приведены в нулевое состояние. С этой целью с древних времен разрабатывались (и продолжают разрабатываться) упражнения для воздействия на сознание - медитативные практики.
<Чистое> сознание (просветление, объективное сознание). Адекватно мир может отразиться только в зеркальной поверхности ничем не замутнённого сознания. Для такого состояния, называемого медитативным, характерны <опустошённость>, <бессодержательность>, <беспредметность>, поэтому оно именуется <Пустота>. В таком состоянии сознания, являющимся, согласно одному из наиболее авторитетных произведений буддизма <Махаяна-шраддхотпада-шастру>, истинной природой и сущностью всех вещей и явлений, познаётся Единство всего Мира. Поэтому только в таком состоянии возможна правильная деятельность - на благо всего Мира.
Итак, Путь к правильной деятельности лежит через медитативную практику, через медитацию. Под <медитацией> в настоящее время понимается выполнение специальных упражнений, приводящих сознание в изменённое состояние. Иногда под этим словом понимается само некое состояние, но я буду придерживаться первого значения.
Разновидностей измененных состояний сознания (ИСС) - великое множество. Современные психологи относят сюда и состояние простого расслабления, и состояние медитации дзен (иногда дзен, санскр. дхья?на, кит. ? чань, кор. ? сон) - течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония), и йоговское самадхи, и состояние мистического, религиозного экстаза.
Классификация состояний сознания
Для более ясного понимания свойств этих состояний разделим всю воображаемую область сознания горизонтальной и вертикальной линиями. Горизонтальная черта отделяет активные состояния сознания от пассивных. Активные состояния сознания возникают при выработке ментальной энергии на образование (визуализацию) неких субъективных образов или процессов; пассивные состо-яния сознания появляются при наблюдении каких-либо уже существующих, объективных объектов или процессов, что вызывает, естественно, уменьшение производства ментальной энергии вплоть до ее отключения (потеря осознания).
Вертикальная черта отделяет динамические состояния от статических. Динамические состояния созна-ни-я характеризуются изменчивой интенсивностью процесса энергообразования (визуализация подвижных объектов); статические состо-яния созна-ния возникают при неизменной (относительно) интен-сив-ности образования ментальной энергии (визуализация пламени свечи).
Рассмотрим поподробнее получившиеся области сознания:
- пассивно-статическое: удержание в сознании неизменного <неэмоционального> образа, например, какого-нибудь физического предмета. По мере тренировки такое удержание переводится на автоматический режим (т.е. в подсознание) и не требует ментальных затрат. Пример: шаматха-медитация, где для концентрации берётся какой-нибудь физический предмет. Высшим достижением этого состояния сознания можно считать самадхи;
- пассивно-динамическое: наблюдение за изменениями ощущений при каком-нибудь процессе. Например, напряжение-расслабление при дыхании, при ходьбе (випассана-медитация); в китайских гимнастиках отслеживают отдельные телодвижения;
- активно-динамическое: сенсуализация (визуализация) воображаемых процессов. Направление энергии (ци) в больной орган, простое фантазирование также является примером такого состояния сознания;
- активно-статическое: воображение (визуализация) <эмоциональных> неподвижных образов. Визуализация тантрических божеств, бхакти-йога.
На пересечении выделенных состояний сознания, в центре креста, находится особая точка равновесия, из которой легко перейти в любое состояние. Это состояние называется медита-тив-ным и оно-то и является целью данного самоучителя. С характеристиками этого состояния мы познакомимся ниже.
В результате своей деятельности мозг испускает электрические импульсы, называемые волнами мозговой активности, которые фиксируют с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Эти импульсы разделяют по частоте на четыре области:
- бета-волны: от 14 герц и выше. Это уровень логического (вербаль-ного?) мыш-ле-ния;
- альфа-волны: от 8 до 13 герц. Состояние активной, но спокойной работы мозга: мечтания, спокойные мысли, активная визуализация (Визуальное_мышление - Визуальное мышление (от лат. visualis - зрительный) - Форма мышления.
Творческие решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия.
В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров). Находятся на границе между сознанием< Сознание - восприятие индивидуумом самого себя. Противоположные понятия подсознание и неосознанное. > и подсознанием<Бессознательное - то, что неосознаётся, независимо от того, может ли оно быть осознаным, или нет.
Неосознаваемое - то, что не может быть осознано, термин из теории установок Д.Н.Узнадзе.>, поэтому обеспечивают восприятие по-следнего: воспоминание снов, мыслей после медитации;
- тета-волны: от 5 до 7 герц. Волны подсознания: воспоминания (долговременная память), ощущения, эмоции. Установлена прямая зависимость между интенсивностью тета-волн и творчеством[1];
- дельта-волны: от 0.5 до 4 герц. Это область бессознательного состояния, наша интуиция<(позднелат. лат. intuitio - созерцание, от лат. intueor - пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Бессознательное нахождение решения, озарение.
Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.>: большая амплитуда дельта-волн делает человека чрезвычайно проникновенным. Установлена прямая зависимость между этими волнами и таким состоянием, как транс<Транс (от фр. transir - оцепенеть) - функциональное состояние психики, в котором изменяется степень контроля сознания над обработкой информации. Транс сопровождается определёнными изменениями мозговой активности, в особенности - бета-волн.
Человека можно ввести в состояние транса с помощью техник, близких к гипнозу. Также человек входит в трансовые состояния самостоятельно, через медитацию, а также под воздействием усталости, информационной перегрузки и т. п.>.
Эти четыре крупных категории волн далее делятся на более мелкие.
Оба полушария мозга обрабатывают информацию как параллельно, так и независимо. Однако мозг разделён не только на полушария, но и включает мозжечок, таламус, лимбическую систему< совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.> и кору головного мозга. Далее кора подразделяется на лобные, теменные, височные и затылочные доли. Внутри каждой из этих долей существует более тонкое деление. И каждая из этих областей работает только на определённой частоте.
Результатом одновременной работы многих генераторов колебаний, расположенных в различных зонах мозга, и взаимодействия полушарий является определённое состояние сознания. Изменение этих параметров вызывает изменение и сознания[4].
И ещё одна интересная деталь: в мозгу не обнаружено центра, управляющего его работой. Интенсивность той или иной частоты зависит от доминирующего режима работы мозга; а последнее определяется тем, на что, сознательно или подсознательно, направлено наше внимание. С помощью медитации обучаются сознательному управлению вниманием, т.е. выбору режима работы мозга и, следовательно, выбору состояния сознания.
Сравнение волн мозговой активности в разных состояниях.
Медитативное состояние сознания характеризуется и современными учёными, и представителями медитативных традиций более-менее однозначно: медитативное состояние - это состояние, свободное от мыслей, образов и чувств. На рисунке хорошо видно отличие нормального, повседневного состояния от медитативного:
1) маленькие амплитуды бета-волн;
2) большие амплитуды альфа- и тета-волн;
3) синхронизация между полуша-ри-ями как по амплитуде, так и по частоте.
Рассмотрим эти характеристики поподробней.
1. Уменьшение амплитуды бета-волн вызывает так называемое состояние <молчание ума>, когда мысли проплывают медленно и где-то очень далеко. Такое состояние настолько характерно, что некоторые считают его основным показателем медитативного состояния: призывы Кришнамурти и Ошо<ловить промежуток между двумя мыслями> подразумевают именно это.
2. Хотя амплитуда альфа- и тета-волн увеличивается, но она не должна быть чересчур большой: <свобода от образов и чувств>. Алфа-волны служат для сохранения сознания, для чего применяется <объект для медитации>. Тета-волны, волны подсознания, появляются в состоянии глубокой медитации и необходимы для связи с более глубокими слоями сознания, с бессознательным (дельта-волнами). Интенсивность последних зависит от вида медитации.
3. Амплитуда волн в активном полушарии (обычно, левом) снижается, а в пассивном - увеличивается. Синхронизация волн происходит не только между полуша-ри-ями, но и между передними и задними областями мозга. Возникает состояние пассивного <наблюдателя>, медитирующий просто <сосуществует> с окружением, становится <покоящимся в себе зрителем>.
Описанные ранее состояния сознания можно проиллюстрировать следующими графиками волн активности мозга:
Пассивно-статическое состояние.
Интенсивность волн на всех частотах равна почти нулю. Человек испы-ты-вает ощущение отрыва от своего тела и по выходу из этого состоя-ния не может вспомнить, что чувствовало его тело. Наблюдается при самадхи, астральном выходе; такая же схема волн мозговой актив-нос-ти наблюдается у людей, испытывающих сильный страх или неожиданный шок.
Активно-динамическое состояние.
Активный интеллект.
В состоянии <активного интеллекта> дополнительно увеличивается интенсивность бета-волн.
По сравнению с обычным состоя-нием уменьшаются раз-мышления над личными проблемами; вместо этого возрастает интен-сив-ность мыс-ли-тель-ной деятельности, на-прав-ленной на обработку вселенской информации.
Часто в этом состоянии наблюдается увеличение частоты сердцебиения.
Многие исследователи отмечают уменьшение частоты дыхания и сердцебиения в медитативном состоянии, что свидетельствует о переходе организма в трофотропное состояние: <Медитацию упрощённо можно обозначить как методику аутогенного типа, обладающую потенциальной возможностью развития трофотропного состояния путём концентрации внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения>[1]. Иными словами, путём напряжения небольшой части мозга добиваются расслабления всего мозга.
С психологической точки зрения медитация является тренировкой устойчивости произвольного внимания. Внимание вызывается возбуждением структур головного мозга ретикулярной формацией, активность которой регулируется гипоталамусом<Гипоталамус, или подбугорье, - отдел головного мозга, расположенный ниже таламуса, или <зрительных бугров>, за что и получил своё название.>. То есть с физиологической точки медитация - это оптимизация функционирования ретикулярной формации (энергостанции головного мозга) и гипоталамуса (произвольное внимание требует волевой характер).
Основная причина неустойчивости внимания - утомляемость мозга, накопление в его клетках продуктов расщепления. Чтобы дать отдых клеткам какого-нибудь своего отдела, мозг <включает> работу другой своей структуры, <переключает внимание>. Особенности функционирования клетки зависит от трёх факторов:
- генетического, особенностей строения самой клетки;
- качества и количества исходных питательных веществ;
- нагрузки, физиологической или психоэмоциональной.
Генетический фактор
По степени природной неустойчивости внимания психологи выделяют следующие типы людей:
- способные от природы быстро сосредотачиваться на выполняемом задании и легко поддерживать внимание длительное время;
- противоположный тип - очень долго готовится к выполнению задания, и когда, наконец, решается его начать, тут же отвлекается от его выполнения.
Между этими двумя крайностями располагаются многочисленные градации.
Клетки ретикулярной формации вырабатывают энергию как и все клетки организма. Основным поставщиком энергии является распад АТФ (аденозин-трифосфорной кислоты). После распада частицы АТФ не выбрасываются из клетки (так как это дефицитный материал), а снова восстанавливаются (ресинтезируются) в <митохондриях>. Но для этого требуется столько же энергии, сколько освободилось при её распаде, для чего <сжигаются> органических веществ в кислороде. Разные соотношения этих двух последних компонентов, органических веществ и кислорода, обуславливают и разное протекание процессов энергообразования. Рассмотрим возможные варианты:
- избыток кислорода и недостаток органических веществ. Мобилизуются запасы гликогена печени и мышц. Если иссякнут и запасы гликогена (гипогликемия), то с помощью кислорода в глюкозу превращается жир. Если недостаточно и его, то в реакцию начинают вступать уже вещества из самой клетки, которая в следствии этого разрушается;
- избыток органических веществ в крови (поступающих от питания) и недостаток кислорода гипоксия). Включается реакция бескислородного распада, анаэробный гликолиз. При этом освобождается меньше энергии, чем при аэробном гликолизе, и образуются недоокисленные вещества. Увеличивающееся закисление организма затрудняет всё в большей степени дальнейшее расщепление и, как следствие, препятствует ресинтезу АТФ. Организм начинает усиленно прогонять кровь: увеличивается частота и сила сердечных сокращений. При длительном недостатке кислорода высвобождение энергии и связанный с ним синтез АТФ остановятся, и клетка погибнет из-за недостатка энергии;
- недостаток органических веществ в крови и недостаток кислорода (называется тоже гипоксия). Мобилизуются запасы кислородсодержащих органические вещества (липиды, белки, углеводы), т.е. веществ, уже подготовленных для данной реакции и потому наиболее оптимальных для неё. Продукты распада легко выводятся из клетки. Этот механизм является наиболее экономичным и наиболее защищающим клетку и называется <эндогенным дыханием>;
- недостаток гликогена и недостаток кислорода (стайерские дистанции, марафон). В энергообеспечение активно включаются свободные жирные кислоты, что требует дополнительного расхода кислорода и приводит к быстрому накоплению в крови токсичных продуктов. Также вызывает увеличение частоты и силы сердечных сокращений.
Из вышеперечисленных вариантов следует, что оптимальный вариант работы клеток - <эндогенное дыхание>. Но для него необходим определённый режим поступления кислорода и питательных веществ.
В начале физической работы или стресса (эмоциональная нагрузка), пока в крови мало кислорода, включается анаэробный процесс. В дальнейшем, когда учащается дыхание и поставляется достаточно кислорода, начинается аэробный гликолиз.
Если гипоксия повторяется достаточно часто, митохондрии вырабатывают специальные белки и запасают АТФ в большем количестве и быстрее ресинтезируют её, т.е. развивается адаптация к гипоксии и организм переходит на качественно новый уровень энергетических обменных процессов в клетках. Более того, имеется утверждение, что после двух лет тренировки (зависит, видимо, ещё от индивидуальный особенностей) масса митохондрий не растет, но увеличивается коэффициент их полезного действия.
Это подобно <второму дыханию> в спорте, называемое по отношению к вниманию <постпроизвольным вниманием>. Постпроизвольное внимание - это состояние, при котором внимание легко удерживается на выполняемом задании длительное время и при этом не возникает утомления. Человек, находящийся в этом состоянии, внешне выглядит как в состоянии легкого опьянения, глаза блестят. Внутренне при этом состоянии ощущается необыкновенная лёгкость в теле, ясное сознание, внимание удерживается легко, память работает необыкновенно четко. Можно предположить, что такое состояние свидетельствует об оптимизация работы клеток ретикулярной формации и гипоталамуса.
Каков предел совершенствования процессов клеточного энергообразования? Имеются сообщения о способности йогов останавливать сердце на несколько дней и даже недель (т.е. клетки не получают кислород через кровь). Но есть более интересные факты: в Тибете устраиваются соревнования по сушке простыней в морозные ночи. Или более близкий пример - наш земляк Порфирий Иванов, ходивший в любой мороз в одних трусах. Особенность здесь заключается в том, что окисление глюкозы идёт только при физиологической температуре. И если кратковременное охлаждение (моржевание) ещё можно объяснить увеличением биосинтеза адреналина и норадреналина, то при длительном пребывании в низкотемпературных условиях включаются, видимо, какие-то другие механизмы, не связанные напрямую с окислением глюкозы.
Физиология, конечно, интересная наука, но не следует забывать, что занятия медитацией имеют цель развитие духовного начала в человеке, а тренировка организма - лишь одно из средств достижения этой цели.
Психофизиологические уровни погружения в медитативное состояние
Я не являюсь психофизиологом, поэтому привязки к зонам мозга очень относительны.
За основу взята классификация Анны Вайз, увязывающая активность волн мозга с субъективными ощущениями при сидячей медитации. Приведены описания ощущений, о которых чаще всего рассказывают медитирующие. Но частота волн мозговой активности и их амплитуда могут изменяться достаточно быстро, так что, как подчёркивает Вайз, перечисленные ниже ощущения не являются единственно возможными и их последовательность также может быть разной. Описания приводятся для теоретического осмысления погружения в медита-тив-ное состо-яние, поэтому не надо стараться вызывать их в себе - они должны прийти естественным путем.
Бета-волны присутствуют, но их активность понижена; сильные всплески альфа-волн. Субъективные ощущения:
- туманное состо-яние;
- ощущение наркоза;
- чувство головокружения;
- чувство рассеянной энергии;
- засыпание или состояние, близкое ко сну.
В начальный период некоторые медита-тив-ные традиции рекомендуют сосредотачиваться на ощущениях мышц и учиться расслаблять их. Ды-хание при этом замедляется естественным образом, что переводит функционирование клеток на анаэробный режим. Поскольку клетки головного мозга вынуждены оставаться активными (внимание поддерживается), но анаэробный гликолиз у них ещё плохо развит, отсюда и возникают выше перечисленные субъективные состояния.
Активность мозга при этом смещается с фронтальной части его передних долей в область центральной извилины мозга (gyrus paracentralis), где расположены первичное моторное поле и сенсорный центр. Успокоение этой области вызывает также успокоение заднего мозга, координирующего тонус мышц и движения тела.
Второй уровень
Слабые бета-волны, относительно стабильные сильные альфа-волны, всплески тета-волн. Субъективные ощущения:
- приближающееся чувство покоя;
- активизация воображения;
- активизация воспоминаний.
Погружению на этот уровень способствует переключение внимания и <выравнивание> более общих и глубоких ощущений давления и боли на коже и внутренних органах, что успокаивает сенсорный центр телесных ощущений, расположенный за центральной бороздой головного мозга. Вслед за ним успокаивается и промежуточный мозг, являющийся подкорковым чувствительным центром.
На этом уровне процесс анаэробного энергообразования в клетках головного мозга стабилизируется (чувство покоя), но спорадически возникает их активизация[2]. Это проявляется во <внутренних диалогах> (внутренних разговорах с самим собой), <вспышках памяти> (англ. flashback) (внезапных и неконтролируемых ярких зрительных или слуховых образах, которые переживаются как воспоминания и фантазии, а не восприятие актуальной обстановки).
Слабые бета-волны, стабильные альфа-волны и стабилизация тета-волн. Медитативное состо-яние физиологического уровня, трофотропное состояние организма. Субъективные ощущения:
- возрастающее чувство стабильности;
- приятное ощущения лёгкости, полёта;
- активизация воображения, способность следовать ему.
Для достижения этого уровня рекомендуется обратить особое внимание на расслабление лица, горла и челюстей. Это вызывает расслабление заднего и продолговатого мозга, отвечающего за первичные рефлексы нашего организма: дыхание (защитные рефлексы, такие как чиханье, кашель и т.д.), сердечную деятельность, давление крови, перистальтику желудка (жевание, глотание, слюновыделение). <Рассасывание> напряжений в продолговатом мозгу сопровождается першением в горле, обильным выделением слизи из носа, <игрой> мышц челюстей, пощипыванием языка.
Отсутствие напряжённых режимов работы организма позволяет <расслабиться> и клеткам головного мозга: основная их часть переходит на анаэробный режим энергообразования и повышает его эффективность.
После освоения этого уровня дыхание становится медленным и ровным, уменьшается частота сердцебиения, тело ощущается как однородное, нет областей резко выраженных напряжений ни на коже, ни внутри.
Чрезвычайно ослабленные бета-волны, стабильные альфа-волны и усиление тета-волн. Может возникнуть или ясная осведомлённость о своём теле и протекающих в нем процес-сах; или же наоборот, полная потеря ощущения тела, что вызывает ощущение чрезвычайной легкости:
- чёткое ощущение дыхания;
- чёткое ощущение сердцебиения;
- размытость границ тела;
- чувство увеличения или уменьшения размеров тела;
- чувство лёгкости или тяжести.
Тета-волны активизируются уходом в своё подсознание, для чего применяются:
- <текучие> образы, окруженные голубой или фиолетовой дымкой, уводящие вниз, через и вглубь;
- наблюдение за физио-ло-гическими ощущениями мозга.
Оба способа предполагают <растворение> границ форм, успокоение зрительных анализаторов. Разделение и оценку окружение на пространство-время проводят теменные доли головного мозга, которые, согласно исследованиям американских профессоров Newberg и d'Aquili, отключаются перед погружением в медитативное состоя-ние. Следовательно, на этом уровне расслабляются теменные доли, отвечающие за оценку пространство-время, и затылочные доли мозга, где находятся зрительные центры.
Повышение эффективности анаэробного гликолиза в клетках головного мозга ведёт к понижению частот колебания последнего. Физиологические процессы, происходящие с большей частотой, воспринимаются на этом фоне очень отчётливо.
Низкие бета-волны и стабильные альфа- и тета-волны. Медитативное состояние психического уровня, первая и вторая дхьяны буддизма, трофотропное состояние головного мозга (если можно так выразиться). Субъективные ощущения:
- просветлённое состояние;
- спокойствие и отрешённость;
- активизация интуиции.
Для погружения на этот уровень рекомендуется, потеряв ощущения тела, погрузиться в глубь своего сознания. То есть ум исследует самого себя, занимается рефлексией. Это состояние, в котором мы осознаем само осознавание и знаем, что обладаем знанием. Физиологические неоднородности отдельных участков мозга настолько уменьшились на предыдущих уровнях, что престают восприниматься и открывается подсознание. Первыми выныривают давно забытые воспоминания из персонального подсознания; мы исследуем свои <вершины> и <глубины>, познаем свой <рай> и свой <ад>. Позднее выступают универсальные символы и архетипыБАрхетип - в аналитической психологии К. Г. Юнга - универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, сказок, художественных текстов.> из коллективного подсознания[7].
Вероятно, эти явления связаны с <чисткой> лимбической части мозга.
Возможны и более глубокие уровни медита-тив-ного состо-яния. Но такие уровни можно достичь, как утверждается в буддистской литературе, лишь в монастырях и под руководством соответствующих учителей-монахов.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что погружение в медита-тив-ное состо-яние состоит из двух физиологических процессов:
- успокоении головного мозга и стабилизации процессов анаэробного гликолиза в его клетках;
- осознанном восприятии тонких изменений в мозгу, начиная с лобовых и заканчивая лимбическими его зонами.
Медитацией випаccана (<видения-как-есть>) называются практики, развивающие спокойствие ума с помощью непрерывного пассивного наблюдения за собственными движениями, дыханием, ощущениями и т.п. Впоследствии развивается интроспекция и человек знакомится со своим медитирующим умом. Это <ознакомление>, или созер-цание, и является, собственно, медитативным состоянием.
Шесть ступеней предлагаемой программы делятся на три этапа:
I. Подготовка. Решение бытовых вопросов.
II. Сосредоточение. Обучение наблюдению за состояниями мозга.
III. Покой. Интроспекция в повседневности.
В каждой ступени имеется четыре раздела:
Медитация. Cтатические медитативные упражнения по <черырем основам памятования>:
- наблюдение за телом;
- наблюдение за организмом;
- наблюдение за психикой;
- успокоение мозга (<молчание ума>).
Внимание. Поддержание медитативного состояния после непосред-ственных занятий медитацией: наблюдение за функционированием тела, чувств, психики и мышления в повседневности.
Поведение. Развитие этических норм, которые большинство медитативных традиций считают важной дисциплиной для воспитания ума. Проходится по трем ступеням:
- дисциплина тела (кайя);
- дисциплина речи (вак);
- дисциплина ума (читта).
Также советы, как вести себя в быту для поддержания внимания.
Усилия. Советы по организации обстановки и упражнения для выработки специфических навыков.