Энциклопедия бильярда





Содержание:

  • СПОРТИВНЫЙ ПУЛ
  • ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПУЛА
  • «ВОСЬМЕРКА»
  • «ДЕВЯТКА»
  • «ПРЯМОЙ ПУЛ»

  • РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПУЛ
  • СНУКЕР
  • КАРАМБОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ



  • Секреты бильярда

    СНУКЕР

    Снукер — чрезвычайно сложная и зрелищная лузная игра, сочетающая наступательные и оборонительные аспекты. Она играется, как правило, на английском бильярдном столе большого размера с закругленными губками луз. Этот тип столов оформился примерно к 1770 году. Предшественником снукера явилась популярная в XIX веке в английских колониях игра «Черный пул», в которой наряду с пятнадцатью красными прицельными шарами использовался один черный. После сыгрывания красного игрок получал право удара на черному шару, приносящему дополнительные очки. Снукер зародился в Индии. Согласно преданию в 1875 году сэр Нэвиль Чем-берлен, родственник будущего английского премьер-министра, играя в «Черный пул» с другими офицерами, предложил добавить к черному еще и желтый, зеленый и розовый (позднее были добавлены синий и коричневый). Игра получила название «снукер» (так называли в то время в Индии английских кадетов). Со временем снукер приобрел большую популярность и в Англии. С 1930 года проводятся официальные соревнования. В настоящее время поединки сильнейших снукеристов мира регулярно транслируют по спутниковому телевидению. В России снукер почти неизвестен. Тем не менее в Москве и некоторых других городах снукерные столы можно встретить в отдельных бильярдных клубах. Не исключено, что со временем он получит у нас более широкое распространение. Приведенные ниже правила рассчитаны как на тех любителей, которые захотят сами поиграть в снукер, так и на тех, кто предпочтет следить за игрой по телевизору.

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ СНУКЕР

    Рис. 51. Снукер.

    Международный (или английский) снукер представляет собой наиболее распространенную в мире разновидность снукера. В него играют обычно на английских столах размером 6x12 футов с более узкими бортами по сравнению с американскими пуловскими столами и с закругленными губками луз. В снукер можно играть и на столах размером 5x10 футов и даже меньше. Игровая поверхность английских столов, заключенная между упругими бортами, имеет размеры 3500x1750 мм. Допустимое отклонение составляет не более чем 3 мм. Высота стола от пола до верхней стороны борта (поручня) должна находиться в пределах 850—875 мм.

    Число игроков. Двое.

    Используемые шары. Набор снукерных шаров — пятнадцать красных, шесть цветных и биток (белый шар). Стоимость прицельных шаров: красный — очко, желтый — 2, зеленый — 3, коричневый — 4, синий — 5, розовый — 6, черный — 7. Диаметр шаров — 52,5 мм.

    Расстановка шаров. Начальная расстановка шаров показана на рис. 51. Розовый устанавливают на пирамидную отметку. Вершину пирамиды из красных шаров располагают как можно ближе к розовому, но не вплотную.

    Линия балки и балка. Прямая, параллельная переднему борту и отстоящая от него на 700 мм, называется линией балки, а пространство между ней и передним бортом — балкой.

    Сектор. Сектор представляет собой полукруг, описанный в сторону балки, с центром посередине линии балки и радиусом 292 мм. При ударе с руки из сектора играющий может установить биток в любом месте на линии или внутри полукруга, пользуясь рукой или любой частью кия, включая наклейку, если он не пытается при этом произвести удар.

    Цель игры. Набрать большее количество очков, чем соперник.

    Ведение счета. Очки набираются двумя способами: игроку присуждаются штрафные очки соперника (см. «Штрафы за нарушения»), а также при правильном сыг-рывании красных или цветных. Каждый правильно сыгранный в лузу красный приносит одно очко, а цветной — число очков, равное его стоимости (см. «Используемые шары»). Партия заканчивается согласно ПРАВИЛАМ ИГРЫ, после того как сыграны все шары, однако если на столе остался лишь один черный (7), то партия играется до первого результативного удара или нарушения. Если после этого счет становится равным, то черный выставляют на исходную позицию. После розыгрыша один из игроков производит удар по черному с руки из сектора, и партия продолжается до первого результативного удара или нарушения.

    Начальный удар. В результате жребия или розыгрыша игроки получают право выбора очередности ударов в первой партии. В последующих партиях матча очередность меняется. Начальный удар производится с руки из сектора.

    Шары не обязательно доводить до борта или забивать в лузы, однако биток должен коснуться вначале красного. В противном случае налагается штраф (см. «Штрафы за нарушения»). Штрафные очки присуждаются вступающему в игру сопернику, который получает право либо (1) принять сложившуюся позицию и произвести удар, либо (2) предложить нарушителю произвести начальный удар заново.

    Правила игры:

    1. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию у стола до промаха или нарушения.

    2. Любой удар должен удовлетворять пп. 5 и 6 Правил игры, при этом не обязательно доводить шары до бортов или забивать в лузы, однако биток должен коснуться вначале очередного (легального) шара. В противном случае налагается штраф.

    3. Пока на столе остаются красные шары, они являются очередными при выполнении первого удара каждой новой серии.

    4. Если биток коснулся вначале очередного красного шара, то любой красный упавший после этого в лузу засчитывается, при этом не требуется указывать на какой-либо конкретный красный шар, лузу или иные подробности.

    5. Когда очередным (легальным) шаром является красный, то биток должен коснуться вначале красного шара. В противном случае налагается штраф (см. «Штрафы за нарушения»).

    6. Если красный сыгран, то очередным шаром становится цветной, и пока на столе остаются красные шары, серия продолжается путем поочередного сыгрывания красных и цветных (при этом из красных и цветных можно выбирать любой). Пока на столе остается хотя бы один красный и очередным является цветной, игрок должен до удара объявить цвет конкретного шара, который он выбрал в качестве очередного, и при ударе биток должен коснуться вначале именно этого шара. В противном случае — штраф (см. «Штрафы за нарушения»).

    7. Если очередным является красный, а забит цветной, то налагается штраф.

    8. Если очередным является конкретный цветной шар, а забит любой другой прицельный шар, то налагается штраф.

    9. В международном снукере перескоки не допускаются. Если игрок преднамеренно наносит удар по битку таким образом, чтобы он перескочил через мешающий прицельный шар, то налагается штраф.

    10. Пока на столе остаются красные шары, каждый забитый цветной выставляется до нанесения следующего удара согласно разделу «Выставление шаров». Если удар произведен при неправильно выставленном цветном и соперник или судья заметили это до нанесения следующего удара, то налагается штраф. Если же неправильно выставленный шар замечен после того, как произведено два удара, то штраф не налагается и играющий продолжает свою серию у стола. Игрок обязан следить за тем, чтобы до удара все шары были правильно выставлены. Если же цветной вообще не выставлен при наличии на столе красных шаров, то серия прерывается и штраф налагается сразу после обнаружения ошибки, независимо от числа произведенных игроком ударов. При этом все очки, набранные до обнаружения ошибки, засчитываются.

    11. После того как сыграны все красные шары, очередными становятся цветные в порядке возрастания их стоимости, которые после сыгрывания уже не выставляются (за исключением восьмерки в случае ничейного результата; см. раздел «Ведение счета»).

    Неправильно забитые шары. Неправильно забитые красные не выставляются. Неправильно забитые цветные выставляются согласно разделу «Выставление шаров».

    Выскочившие прицельные шары. Выскочившие красные шары не выставляются, а цветные выставляются, при этом налагается штраф согласно разделу «Штрафы за нарушения».

    Выставление шаров. Красные шары никогда не выставляются. Цветные выставляются на соответствующие отметки согласно исходной расстановке шаров. Если соответствующая отметка занята (то есть шар нельзя установить без касания других шаров), то цветной выставляют на свободную отметку, соответствующую шару наибольшей стоимости. Если все отметки заняты, то цветной выставляют как можно ближе к первоначальной отметке со стороны заднего борта.

    Выскочивший биток. При выскакивании битка вступающий в игру соперник играет с руки из сектора. При этом он может забивать любой из очередных шаров, независимо от его позиции на игровой поверхности стола.

    Касание шара. Если игрок коснулся какого-либо прицельного шара или битка, то налагается штраф. (Допускается лишь касание битка наклейкой кия при выполнении правильного удара.)

    Снукер (маска). Биток находится в положении снукера (замаскирован), если не очередной шар или шары не позволяют произвести прямой удар битком ни по одному из очередных прицельных шаров. Если прямой удар возможен хотя бы по одному из очередных шаров, то снукера нет. При игре с руки из сектора биток находится в положении снукера, если невозможен прямой удар с любой позиции внутри полукруга. Если биток замаскирован несколькими шарами, то ближайший к битку называется эффективным маскирующим шаром.

    Постановка за губу. Биток считается поставленным за губу лузы, если закругленный у лузы край борта (губа) не позволяет произвести прямой удар битком ни по одному из очередных шаров. Если возможен прямой удар хотя бы по одному из очередных шаров, то постановки за губу нет. Если биток поставлен за губу после того, как произошло нарушение, то судья констатирует постановку за губу и вступающий в игру соперник имеет право либо (1) принять позицию битка и произвести удар, либо (2) произвести удар с руки из сектора.

    Занятая отметка. Отметка считается занятой, если шар нельзя расположить на ней без касания других шаров.

    Соприкасающиеся шары. Если биток касается другого шара, который является или может являться очередным, то судья констатирует соприкосновение шаров. В этом случае играющий должен нанести удар в сторону от шара, иначе произойдет пропих (см. ниже). За удар в сторону от шара штраф не налагается, если (1) шар не очередной, (2) шар очередной и играющий объявляет его или (3) шар очередной, а играющий объявляет другой очередной шар и наносит удар по нему. (Если, по мнению судьи, соприкасающийся шар сдвинулся с места по не зависящим от играющего причинам, то штраф не налагается.)

    Пропих (в снукере). При игре в снукер пропих рассматривается как неправильный удар, при котором наклейка кия продолжает находиться в соприкосновении с битком:

    (1) после того, как биток коснулся прицельного шара, или

    (2) после того, как биток уже начал самостоятельное движение вперед. В случае если биток и прицельный шар почти касаются друг друга, то правильным считается удар, произведенный на предельной резке.

    Промах по шару. Играющий должен по мере своих сил и способностей стараться попасть по очередному шару. В противном случае судья фиксирует промах и объявляет штраф. Вступающий в игру соперник может либо (1) принять сложившуюся позицию, либо (2) вернуть биток на исходную позицию и предложить нарушителю повторить удар заново.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Если по очередному шару попасть невозможно, то принято считать, что играющий делает попытку попасть по нему.

    Свободный шар. Если биток оказался в положении снукера после нарушения, то судья объявляет «свободный шар». Если вступающий в игру соперник принимает сложившуюся позицию и производит следующий удар, то он может объявить очередным любой прицельный шар. Стоимость объявленного шара при этом приравнивается к стоимости очередного. Штраф налагается в случае, если

    (1) биток не коснулся вначале свободного шара или если

    (2) биток после удара оказался замаскирован свободным шаром (за исключением случая, когда на столе остались только розовый и черный). Если свободный шар сыгран в лузу, то он выставляется, а игроку засчитывается стоимость очередного шара. Если сыгран очередной шар, то игроку засчитывается его стоимость. Если сыгран и свободный и очередной, то засчитывается стоимость только лишь очередного шара.

    Нарушения. Если совершено нарушение:

    1. На игрока налагается установленный правилами штраф, при этом штрафные очки прибавляются к текущему счету соперника. Кроме того, по требованию соперника нарушитель обязан произвести следующий удар.

    2. Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений, то налагается лишь один, но максимальный штраф.

    3. Все неправильно выставленные шары остаются на своих местах, а невыставленные выставляются.

    Штрафы за нарушения. За нижеследующие нарушения налагается штраф в установленном размере, но не менее четырех очков.

    1. В размере стоимости очередного шара: за нанесение удара

    (1) до полной остановки шаров,

    (2) по битку более одного раза,

    (3) с отрывом обеих ног от пола,

    (4) вне очереди,

    (5) неправильно с руки из сектора; в случае

    (6) промаха по всем прицельным шарам,

    (7) падения битка в лузу,

    (8) маскировки битка свободным шаром,

    (9) перескока.

    2. В размере стоимости очередного или соответствующего неочередного шара: в случае

    (1) падения в лузу неочередного шара,

    (2) первого касания битком неочередного шара,

    (3) пропиха,

    (4) выполнения удара при неправильно выставленном шаре,

    (5) касания шаров (см. выше),

    (6) выскакивания шаров за борт.

    3. В размере стоимости очередного или соответствующих двух шаров (в зависимости от того, что больше): при попадании битком в эти два шара одновременно, за исключением случая двух красных или свободного и очередного.

    4. В размере семи очков: в случае

    (1) нарушения правил после сыгрывания красного, но до объявления цветного,

    (2) использования в тех или иных целях шаров, вышедших из игры,

    (3) игры по красному, когда на очереди цветной,

    (4) использования в качестве битка не белого шара.

    АМЕРИКАНСКИЙ СНУКЕР

    Рис. 52. Американский снукер.

    «Американский снукер» является близким родственником широко распространенного во всем мире снукера. Его правила, однако, построены по тому же принципу, что и правила большинства американских лузных бильярдных игр. В него играют, как правило, на специальных снукерных столах размером 5x10 и 6x12 футов (1536x3072 мм и 1843x3686 мм) с более узкими упругими бортами и плавно закругленными губками луз, при этом используются шары диаметром 52,8 мм или 54,4 мм.

    Количество игроков. Двое.

    Используемые шары. Набор снукерных шаров: пятнадцать красных прицельных шаров без номера (так называемые красные), шесть прицельных шаров разного цвета с номером или без (так называемые цветные) плюс биток. Цветные шары имеют следующую стоимость в очках: желтый — 2, зеленый — 3, коричневый — 4, синий — 5, розовый — 6, черный — 7.

    Расстановка шаров. Расстановка шаров перед началом игры показана на рис. 52.

    Цель игры. Набрать большее количество очков, чем соперник.

    Ведение счета. Очки присуждаются в двух случаях: при нарушении правил игры соперником (см. ниже «Штрафы за нарушения»), а также за каждый правильно забитый красный и (или) цветной шар. За каждый правильно забитый красный шар присуждается одно очко, а за цветной — согласно его стоимости (см. выше «Используемые шары»). Партия заканчивается после того, как в соответствии с правилами игры забиты все шары. Однако если на столе остается лишь один черный шар (7 очков), то игра продолжается до первого результативного удара или нарушения. Если же после результативного удара счет становится равным, то черный шар выставляется на свою исходную позицию, после чего один из игроков, получивший право на удар в результате розыгрыша или по договоренности между соперниками, производит удар с руки из полукруга. После этого партия продолжается до первого результативного удара или нарушения.

    Начальный удар (разбитие). Разбитие производится с руки из сектора. При этом необходимо, чтобы биток коснулся вначале красного шара (а не цветного), после чего красный шар должен дойти до борта или упасть в лузу, а биток по крайней мере дойти до борта. Нарушение указанных требований рассматривается как неправильное разбитие и наказывается фолом. Сопернику присуждается соответствующее количество очков, после чего он имеет право либо (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, либо (2) потребовать, чтобы нарушитель произвел повторное разбитие.

    Правила игры:

    1. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.

    2. При выполнении любого удара (помимо безусловного удовлетворения требований, указанных в правилах игры № 5 и № 6) необходимо, чтобы после соприкосновения битка с очередным шаром какой-либо прицельный шар упал в лузу либо дошел до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

    3. До тех пор пока на столе остаются красные шары, каждый раз при выполнении первого удара своей серии очередным шаром для играющего является красный шар.

    4. Если очередным шаром является красный, то любой правильно забитый красный шар засчитывается. Игрок не должен оговаривать в заказе какой-либо конкретный красный шар и лузу.

    5. Если очередным шаром является красный, то при выполнении удара биток должен коснуться вначале красного шара. В противном случае объявляется фол (см. также правило № 2).

    6. После того как игрок правильно забил красный шар, очередным шаром для него становится цветной. И до тех пор, пока на столе остаются красные шары, он должен поочередно забивать красные и цветные (в пределах каждой группы он, однако, может выбирать любой шар по своему усмотрению). Пока на столе остаются красные шары, а очередным шаром является цветной, игрок должен (а) оговорить в заказе, какой именно прицельный шар он выбирает в качестве прицельного, и (б) нанести удар таким образом, чтобы биток коснулся вначале данного цветного шара. В противном случае объявляется фол (см. также правило № 2).

    7. Если очередным шаром является красный, а в лузу падает цветной, то объявляется фол.

    8. Если очередным шаром является цветной, а в лузу падает какой-либо другой шар, то также объявляется фол.

    9. Запрещается умышленное нанесение удара, в результате которого биток, оторвавшись от игровой поверхности стола, перескакивает через какой-либо мешающий прицельный шар. В противном случае объявляется фол.

    10. До тех пор пока на столе остаются красные шары, каждый забитый цветной шар выставляется до нанесения следующего удара (см. ниже «Выставление шаров»). Если игрок наносит удар в ситуации, когда цветной шар выставлен не по правилам, а соперник или судья заявят об этом до нанесения им следующего удара, то нарушителю объявляется фол. Однако если соперник или судья своевременно не заявил о нарушении, то после второго удара в аналогичной ситуации игрок не штрафуется и продолжает игру так, как если бы все шары были выставлены правильно.

    11. После того как на столе не остается красных шаров, очередными шарами становятся цветные в порядке возрастания стоимости (2, 3, 4, 5, 6, 7). При этом правильно забитые цветные шары не выставляются (исключение составляет случай, рассмотренный в разделе «Ведение счета»).

    Неправильно забитые прицельные шары. Неправильно забитые красные шары не выставляются, а неправильно забитые цветные выставляются согласно требованиям раздела «Выставление шаров».

    Выскочившие прицельные шары. Выскочившие красные шары не выставляются, а цветные выставляются. В том и в другом случае штраф не налагается.

    Выставление шаров. Красные шары не выставляются ни при каких обстоятельствах. Цветные шары выставляются на те же позиции, что и в начале игры. Если место цветного шара занято (это означает, что его нельзя выставить, не задевая другой шар), то он выставляется на незанятое место цветного шара большей стоимости. Если же все соответствующие позиции заняты, то цветной шар выставляется как можно ближе к своему исходному положению со стороны заднего борта.

    Выскакивание за борт или падение в лузу битка.

    Вступающий в игру соперник играет с руки из сектора. При этом игрок может наносить удар по любому очередному шару, независимо от его местоположения.

    Штрафы за нарушения. За каждое нарушение к текущему счету соперника прибавляется 7 очков (очки со счета нарушителя не вычитаются). После этого вступающий в игру соперник имеет право либо (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, либо (2) потребовать, чтобы удар вновь произвел нарушитель (сюда же относится и случай, когда удар производится с руки из сектора).

    ГОЛЬФ

    По сравнению с другими лузными бильярдными играми у «Гольфа», пожалуй, больше всего разновидностей. В него играют обычно на столах для снукера с использованием снукерных шаров. Популярность данной игры в Америке, особенно на региональном уровне, объясняется тем, что ее основные правила и принципы ведения счета заимствованы из широко известного спортивного гольфа.

    Количество игроков. Любое число.

    Используемые шары. По одному занумерованному прицельному шару для каждого участника плюс биток.

    Расстановка шаров. Прицельный шар играющего ставится на заднюю отметку.

    Цель игры. Правильно забить свой прицельный шар в каждую из шести луз в порядке возрастания номеров (см. рис. 52), затратив при этом меньшее количество ударов (очков), чем соперник (соперники).

    Ведение счета. Каждый произведенный удар влечет за собой увеличение счета играющего на одно очко. Кроме того, за каждое нарушение (фол) приплюсовывается дополнительно три очка.

    Начальная стадия игры. В начале игры прицельный шар ставится на заднюю отметку, а биток на центральную. При выполнении начального удара игрок обязан довести прицельный шар до заднего борта. В противном случае объявляется фол и шары возвращают на исходные позиции. Так продолжается до тех пор, пока указанное требование не будет выполнено.

    После правильного выполнения начального удара первый участник продолжает свою серию (соперники в игру не вступают). Его задача — правильно забить свой прицельный шар в лузе № 1, затратив на это как можно меньше ударов. Текущий счет первого участника после первой серии ударов по лузе № 1 с учетом совершенных при этом нарушений фиксируется в протоколе.

    Затем в игру вступает второй участник. Он начинает свою серию ударов по лузе № 1 из той же исходной позиции, что и первый, с учетом указанного выше требования к начальному удару. Так продолжается до тех пор, пока последний из участников не положит свой прицельный шар в лузу № 1, причем после его последнего удара биток остается на месте.

    Продолжение игры. После того как каждый из участников забил свой прицельный шар в лузу № 1, в игру вновь вступает первый участник. Его прицельный шар выставляют на заднюю отметку, а биток оставляют на том же месте, на котором он остановился после последнего удара последнего участника по лузе № 1. Следует отметить, что, приступая к выполнению своей серии ударов по лузе № 2 (а также по всем оставшимся лузам), игрок не обязан доводить прицельный шар до заднего борта. Что касается битка, то вплоть до окончания игры его оставляют на том месте, на котором он остановился после завершения удара (случаи выскакивания за борт и падения битка в лузу рассмотрены ниже). После того, как первый участник правильно забьет свой прицельный шар в лузу № 2, в игру вступает второй участник. Так продолжается до тех пор, пока каждый из участников по очереди не забьет свой прицельный шар по порядку во все шесть луз.

    Правила игры:

    1. Падение прицельного шара в какую-либо неочередную лузу влечет за собой фол.

    2. При выполнении любого удара необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром либо (1) хотя бы один из них дошел до борта, либо (2) прицельный шар упал в очередную лузу. В противном случае объявляется фол.

    3. Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений, к текущему счету нарушителя приплюсовывается три очка и не более.

    4. Если при выполнении удара с руки из-за передней линии (например, после падения битка в лузу) прицельный шар оказывается в доме, то играющий имеет право либо (1) выставить прицельный шар на заднюю отметку и играть по нему из дома, либо (2) разместить биток на передней отметке и оттуда произвести удар по расположенному в доме прицельному шару.

    5. Выскакивание за борт прицельного шара влечет за собой фол.

    Неправильно забитый прицельный шар. Выставляется на заднюю отметку, к текущему счету нарушителя прибавляются три очка.

    Выскочивший прицельный шар. Выставляется на заднюю отметку, к текущему счету нарушителя прибавляется три очка.

    Выскакивание за борт или падение в лузу битка. Игрок продолжает игру с руки из-за передней линии.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Правило игры № 4 предусматривает особый альтернативный вариант.

    Штрафы за нарушения. К текущему счету нарушителя прибавляются три очка за каждый фол.

    перейти к началу страницы






     |  Анимация, картинки  |  Астрология, гороскопы  |  Аудиокниги  |  Вебкамеры России  |  Вебкамера на МКС  |  Выживание  |  Гороскопы  |  Заговоры  |  Иллюзии  |  Игры  |  Очищение  |  Календарь  |  Конвертер валют Мира  |  Лунный календарь  |  Мировая пресса  |  Мировая статистика  |  Население Земли  |  Народная медицина  |  Нетрадиционная медицина  |  Новости в России и Мире  |  Онлайн полеты самолётов  |  Омоложение  |  Очищение  |  Погода в России и Мире.  |  Поздравления  |  Прогнозы по дате рождения.  |  Сейсмический монитор  |  Сонник.  |  Страны Мира.  |  Телевидение  |  100 лучших фильмов  |  Улыбнись  |  Фильмотека  |  Ретро музыка  |  Ретро фильмы  |  Радио онлайн  |  Мини TV  |  Лунный день  |  Вечный календарь  | 
    Copyright © http://priroda.inc.ru/