Пророки и прорицатели
И все же некоторые ясновидящие не только описывали картины грядущего, возникавшие перед их внутренним взором, но и пытались давать более или менее внятные прогнозы. Таких специалистов называли прорицателями, и они оставили свой след во всех древних культурах человечества. Неизвестно, все ли прорицатели были ясновидящими. К примеру, древнееврейские пророки начинали пророчествовать спонтанно и зачастую неожиданно для окружающих, при этом считалось, что их устами говорит Бог. Немногие из них имели какие-нибудь видения, чаще всего они даже не помнили, что говорили в состоянии пророческого транса. Нечто подобное можно наблюдать в современных латино-американских культах вуду, кандобле и саитерия. После соответствующего ритуала верующего "оседлывает" один из местных богов, и он начинает говорить от имени бога.
Его голос при этом меняется: изменяются и интонации, и словарный запас, и сам строй речи. Иногда "оседланный богом" может отвечать на вопросы и довольно точно предсказывать будущее тех или иных членов общины.
Такое явление называется медиумизмом, оно довольно подробно описано в разделе Спиритизм. Медиумические способности часто сопутствуют ясновидению, но далеко не всякий медиум является ясновидящим. Знаменитые древнегреческие пифии тоже вряд ли обладали даром ясновидения. Эти старые и, как правило, неграмотные женщины из крестьянских семей служили медиумами в дельфийском святилище Аполлона. Подобно "Солнцу, властвующему над Луной", Аполлон овладевал пифией несколько раз в году и использовал ее голос для общения с людьми. Жрица находилась во внутреннем святилище, над пропастью, из которой исходили изменяющие сознание испарения. Она восседала на высоком золотом треножнике (стуле о трех ногах) напротив золотой статуи бога солнца Аполлона. Перед статуей горел вечный огонь, питаемый смолистыми еловыми ветками.
Потолок храма был увешан гирляндами из лавра, а на алтаре курились опьяняющие лавровые благовония. Для ответа на заданный вопрос, пифия вдыхала испарения, погружалась в исступленное состояние и начинала испускать потоки слов, стоны и звуки. Иногда транс был так силен, что пифия либо прыгала, либо падала с треножника, начинала биться в страшных конвульсиях и даже умирала. Слова пифии тут же записывались, а затем переводились на удобный для понимания язык. Эти переводы делались обычно в стихотворной форме, гекзаметром. Затем пророчества записывались на табличках и вручались тем, кто о них просил.
Нечто подобное происходит два раза в год в Дхарамсале - резиденции Тибетского правительства в изгнании, где живет Далай-лама. Служитель Оракула Нечунг публично входит в транс два раза в год; кроме того, он время от времени консультирует частных лиц. Все остальное время он проводит в молитвах и медитациях, и поэтому обладает способностью к глубокому и активному трансу. В своем костюме и головном уборе (которые весят не меньше пятидесяти килограммов) он пляшет, прыгает и бегает по храму; наконец на него нисходит подлинный транс, и оракул начинает говорить его устами. Его речь прерывается судорогами, странными взвизгиваниями и конвульсиями; но, несмотря на это, он делает политические прогнозы и дает разумные советы, которые тут же записываются монастырским писцом. Часто медиум пребывает в трансе достаточно долго и успевает благословить всех присутствующих, вручив каждому красный шнурок-талисман.
Все эти впечатляющие представления едва ли имеют что-то общее с ясновидением. В отличие от медиума ясновидец получает информацию "в сыром виде", без комментариев и рекомендаций могущественного нематериального существа. И сам решает, что ему делать с этой информацией и как ее понимать.