Федеральная автомобильная дорога М5 «Урал» (Новорязанское шоссе) — автомобильная дорога федерального значения Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск (с подъездами к Рязани, Саранску, Пензе, Ульяновску, Самаре, Оренбургу, Уфе, Екатеринбургу). Протяжённость — 1879 километров. Дорога является частью дороги E 30 европейской сети маршрутов и азиатского маршрута AH6.
Пробки М5 Урал
Федеральная автомобильная дорога М7 «Волга» (Горьковское шоссе) — автомобильная дорога федерального значения Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа (с подъездами к Владимиру, Иванову, Чебоксарам, Ижевску, Перми). Часть европейского маршрута E 22, часть трассы от Елабуги до Уфы относится к европейскому маршруту E 017[1]. Несмотря на то, что трассы «Иртыш», «Сибирь», «Байкал» и «Амур» формально являются продолжением трассы М5, основной автодорогой, связывающей Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком, является именно М7, ввиду кратчайшего расстояния между Москвой и восточными регионами.
Федеральная автомобильная дорога М8 «Холмогоры» (Ярославское шоссе) — автомобильная дорога федерального значения Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск (с подъездами к Костроме, Северодвинску, объездом Переславля-Залесского). Протяжённость — 1271 км. Особенности трассы: дорога отличается высокой интенсивностью движения. Основное место заторов — от МКАД до города Королёва и в посёлке Тарасовке (с сужением трассы до двух полос в каждую сторону). Часть М8 от Москвы до Ярославля входит в европейский маршрут E 115.
Федеральная автомобильная дорога М-9 «Балтия» — автомобильная дорога федерального значения Москва - Волоколамск - государственная граница с Латвией, далее переходит в латвийскую автодорогу A12. Часть европейского маршрута E 22.
Федеральная автомобильная дорога A180 «Нарва» — автомобильная дорога федерального значения Санкт-Петербург—Ивангород—граница с Эстонией (Евросоюз). Является частью европейского маршрута E 20. Неофициально также называется Таллинским шоссе.
Федеральная автомобильная дорога А-181 «Скандинавия» — автомобильная дорога федерального значения Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндской Республикой. Является частью европейского маршрута E 18, а также фактическим продолжением федеральной автодороги М-10 «Россия», вместе с которой входит в состав азиатского маршрута AH8. До 31 декабря 2017 года также может применяться старый учётный номер М10.
Маршрут 1
Маршрут 2
Федеральная автомобильная дорога А370 «Уссури» — автомобильная дорога федерального значения. Большая часть дороги от Хабаровска до Уссурийска входит в состав азиатского маршрута AH30, участок от Уссурийска до Владивостока относится к маршруту AH6. Протяжённость автодороги — 760 км.
Федеральная автомобильная дорога Р-21 «Кола» — автомобильная дорога общего пользования федерального значения Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — Борисоглебский (граница с Норвегией). Протяжённость автодороги около 1592 километров (округление ввиду проведения работ по спрямлению участков). Входит в европейский маршрут E 105 Киркенес — Ялта. Стыкуется с E 06 и М10.
Федеральная автомобильная дорога Р-22 «Каспий» (до 31 декабря 2017 может применяться учётный номер М-6) — автомобильная дорога федерального значения Москва (с 1 января 2018 — автодорога М-4 «Дон») — Тамбов — Волгоград — Астрахань. Протяжённость — 1381 километр. Дорога является составной частью европейского маршрута E 119 и азиатского маршрута AH8. Часть дороги от Волгограда до Астрахани также входит в европейский маршрут E 40. С 2018 года автодорога «Каспий» будет отнесена к автомобильным дорогам федерального значения как соединяющая между собой административные центры субъектов России, что обозначается префиксом Р в её названии.
Федеральная автомобильная дорога Р-23 «Псков» — автомобильная дорога федерального значения Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель — граница с Республикой Беларусь. Является частью европейского маршрута E 95. (До 31 декабря 2017 года также может применяться старый учётный номер М20). Автодорога «Псков» отнесена к автомобильным дорогам федерального значения как соединяющая между собой административные центры субъектов России, что обозначается префиксом Р в её названии. Часто именуется Киевским шоссе.
Федеральная автомобильная дорога Р217 «Кавказ» — автомобильная дорога федерального значения станица Павловская Краснодарского края — село Яраг-Казмаляр (граница Дагестана с Азербайджаном). (До 31 декабря 2017 года включительно может также применяться учётный номер М29 «Кавказ»). Протяжённость автомагистрали — 1118 километров. Стыкуется с М-4. Участок дороги от Павловской до Махачкалы является составной частью европейского маршрута E 50. Участок от Махачкалы до границы с Азербайджаном входит в европейский маршрут E 119 и азиатский маршрут AH8. Участок от Минеральных вод до Беслана также является частью маршрута E 117.
Федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (до 1 января 2018 года может также применяться номер М52) — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) — Бийск — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) — государственная граница с Монголией. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай.
Протяжённость автомагистрали — 962 километра.
Является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия); Урумчи — Исламабад — Карачи). Исторический Чуйский тракт, от которого получила своё наименование автодорога «Чуйский тракт», является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.
Федеральная автомобильная дорога Р258 «Байкал» (до 01.01.2018 года — также М55 Байка́л») — автомобильная дорога федерального значения Иркутск — Улан-Удэ — Чита, проходящая по территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Протяжённость автодороги — 1 113 километров. Является продолжением на восток трассы М53 «Сибирь», вместе с которой входит в состав азиатского маршрута AH6. От магистрали «Байкал» отходят федеральные автодороги на Монголию — А333 Тункинский тракт в Култуке и А340 Кяхтинский тракт близ Улан-Удэ.
Федеральная автомобильная дорога Р297 «Амур» (до 31 декабря 2017 года М58) — автомобильная дорога федерального значения Чита — Хабаровск, с подъездом к Благовещенску. Проходит по территории Забайкальского края, Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского края.
Протяжённость автодороги — 2 165 километров. Дорога является формальным продолжением на восток федеральной трассы Р258 «Байкал», является частью азиатского маршрута AH30 Чита — Хабаровск — Уссурийск, и является составной частью евроазиатского международного транспортного коридора «Транссиб» — (Центральная Европа — Москва — Екатеринбург — Красноярск — Хабаровск — Владивосток — Находка).
Автомобильные дороги России - маршруты и направления
В наши дни сеть дорог разной протяженности, назначения и качества связывает сотни российских городов от Санкт-Петербурга до Владивостока. И, конечно, дороги в России – нечто значительно большее, чем просто путь сообщения для передвижения людей или составная часть транспортной инфраструктуры.
Наверное, у каждого жителя нашей страны с дорогами связаны особые чувства и воспоминания.
В России статус дорог закреплен законодательно. Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Если говорить о классификации автодорог, то можно выделить несколько типов, маркирующихся буквенно-цифровым кодом.
По условиям движения автомобильные дороги в России делятся на три класса:
• Автомагистраль (дорога для скоростного движения автомобили, не имеющая перекрёстков с другими дорогами (пересечения на разной высоте, мосты/тоннели не являются перекрёстками)), например автомагистрали М-4 «Дон», М-2 «Крым» в Московской области и др. Автомобильные дороги такого класса обозначаются знаками особых предписаний № 5.1 «Автомагистраль» и 5.2 «Конец автомагистрали».
• Скоростная дорога (дорога для скоростного движения транспортных средств, доступная для въезда только через развязки и на которой остановка или стоянка на проезжей части запрещены),
• Дорога обычного типа (нескоростная дорога).
Кроме того, дороги можно классифицировать по типам покрытия и по времени эксплуатации.
Согласно данным Федерального дорожного агентства, общая протяжённость российской сети автодорог общего пользования оценивается Росавтодором в 1 100 000 км. (в том числе протяжённость местных дорог — 500 000 км).
Если бы было возможно вытянуть все эти дороги в одну линию, то она обогнула бы экватор Земли 27 раз.
Дорог в России множество. Каждая из них по-своему уникальна. И в рамках нашего проекта мы постараемся рассказать вам о каждой из них.
Сети автодорог на территории России
Е – Европейские маршруты – часть единой Европейской транспортной системы, частично совпадают с участками федеральных автомагистралей, имеют асфальтовое покрытие.
АН – Азиатские маршруты – часть Международной Азиатской Сети, частично совпадают с участками федеральных и региональных дорог. Покрытие варьируется от грунтового до асфальтового.
М – Магистральная сеть российских автодорог – общероссийские магистральные автодороги. Как правило, имеют асфальтовое покрытие и финансируются из федерального бюджета. Соединяют Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами Российской Федерации. Составляют основу транспортной системы России. Отличаются плотным транспортным потоком.
А – подъездные и соединительные автомобильные дороги. Финансируются из федерального и региональных бюджетов. Транспортный поток менее интенсивный.
Р – Региональная сеть автомобильных дорог – обеспечивает связь между субъектами Федерации. Финансируются из федерального и региональных бюджетов. Покрытие варьируется от асфальтового до грунтового.
Н и К – прочие дороги местного значения. В каждом субъекте Федерации имеют свою нумерацию. Финансируются из региональных и муниципальных бюджетов.
Помимо этого, существует сеть автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Маркировки этих дорог могут быть М, Р, А.
Основным критерием включения автодороги в эту сеть является её значение для Российской Федерации. Перечень утверждается правительством.
Магистральная сеть автодорог
Общероссийские автодороги федерального значения имеют префикс М и номер. Большинство из них имеет имена собственные – «Лена», «Амур», «Чуйский тракт», «Скандинавия» и так далее. Основная задача этой части транспортной системы России - обеспечение магистрального автотранспортного сообщения между федеральным центром (Москвой) и остальными субъектами Российской Федерации. Кажущиеся исключения (например, М-13 «Брянск – Новозыбков», М-27 «Джугба- Сочи», или другие), на практике примыкают к другим автодорогам класса М и служат частью «костяка» транспортной системы России.
Согласно правилам, номера этих автодорог на знаках пишутся слитно с префиксом М (М1, М52, М10, М60). В официальных же документах между префиксом и номером обязан стоять знак дефиса и через пробел должно быть в кавычках указано название автодороги (М-52 «Чуйский тракт», М-1 «Беларусь», М-10 «Скандинавия», М-60 «Амур»).
Строительство, ремонт и эксплуатация федеральных автодорог находится в ведении Федерального Дорожного Агентства «Росавтодор» Министерства Транспорта Российской Федерации. Помимо этого, существует Государственная Компания «Российские Автомобильные Дороги» (Автодор, Russian Highways), целью создания которой стало развитие сети скоростных платных магистральных автодорог.
Магистральные автодороги федерального значения (класс М):
• М-1 «Беларусь». Москва (Минское шоссе) - Вязьма - Смоленск - Редьки (граница с Белоруссией). Автодорога имеет подъезд к Смоленску.
• М-2 «Крым». Москва (Симферопольское шоссе) - Тула - Орел - Курск - Белгород - Богослово (граница с Украиной в направлении на Харьков). Автодорога имеет подъезды к Туле, Орлу, Курску и Белгороду.
• М-3 «Украина». Москва (Киевское шоссе) - Калуга - Брянск - Сергеевский (граница с Украиной в направлении на Киев). Автодорога имеет подъезды к Калуге и Брянску.
• М-4 «Дон». Москва (Каширское шоссе) - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск (Сухумийское шоссе). Автодорога имеет подъезды к аэропорту Домодедово, Липецку, Воронежу, Ростову-на-Дону, Краснодару.
• М-5 «Урал». Москва (Новорязанское шоссе) - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (Уфимский тракт). Автодорога имеет подъезды к Рязани, Саранску, Пензе, Ульяновску, Самаре, Оренбургу, Уфе, Екатеринбургу.
• М-6 «Каспий». Москва (Каширское шоссе) - Тамбов - Волгоград - Астрахань (ул. Галины Николаевой). Автодорога имеет подъезды к Тамбову, Саратову и Элисте.
• М-7 «Волга». Москва (Горьковское шоссе) - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа (ул. Ахметова). Автодорога имеет подъезды к Владимиру, Иваново, Чебоксарам, Ижевску, Перми.
• М-8 «Холмогоры». Москва (Ярославское шоссе) - Ярославль - Вологда - Архангельск (Вологодское шоссе). Автодорога имеет подъезды к дачам РАН в Абрамцево, Костроме и Северодвинску.
• М-9 «Балтия». Москва (Новорижское шоссе) - Волоколамск - Карпинково (граница с Латвией в направлении на Ригу). Автодорога имеет подъезд к Пскову.
• М-10 «Россия». Москва (Ленинградское шоссе) - Тверь - Новгород - Санкт-Петербуг (Московское шоссе). Автодорога имеет подъезды к госкомплексу "Завидово", Твери и Новгороду.
• М-10 «Скандинавия». Санкт-Петербург (Выборгское шоссе) - Выборг - Торфяновка (граница с Финляндией в направлении на Хельсинки).
• М-11 «Нарва». Санкт-Петербург (Нарвское шоссе) - Ивангород - Нарва (граница с Эстонией в направлении на Таллин).
• М-13. Брянск (проспект Станке Димитрова) - Новозыбков -Красный Камень (граница с Белоруссией в направлении на Гомель). Автодорога через Брянск выходит на автодорогой М-3 "Украина".
• М-18 «Кола». Санкт-Петербург (Мурманское шоссе) - Петрозаводск - Мурманск (Восточно-Объездная дорога) - Печенега - Боисоглебск (граница с Норвегией). Автодорога имеет подъезд к Североморску.
• М-19. Новошахтинск (граница с Украиной в направлении от Харькова) - Майский (соединение с автодорогой М-4 "Дон").
• М-20 «Псков». Санкт-Петербург (Киевское шоссе) - Псков - Пустошка - Невель - Лобок (граница с Белоруссией в направлении на Витебск). Автодорога имеет подъезд ко Пскову.
• М-21. Волгоград (ул. Неждановой) - Каменск-Шахтинский - Донецк (граница с Украиной в направлении на Днепропетровск). Около Каменск-Шахтинского совпадает с автодорогой М-4 "Дон".
• М-23. Ростов-на-Дону (Таганрогская улица) - Таганрог - Максимов (граница с Украиной в направлении на Харьков).
• М-25. Новороссийск (ул. Ленина) - Чушка (Керченский пролив). Участок автодороги от Новороссийска до Верхнебаканского совпадает с автодорогой А-146.
• М-27. Джубга (соединение с автодорогой М-4 "Дон") - Туапсе - Сочи - Адлер (граница с Грузией в направлении на Тбилиси).
• М-29 «Кавказ». Павловская (соединение с автодорогой М-4 "Дон") - Армавир - Минеральные Воды - Беслан - Грозный - Махачкала - Яраг-Казмаляр (граница с Азербайджаном в направлении на Баку). Автодорога имеет подъезд к Майкопу, Ставрополю, Черкесску, Владикавказу, Грозному, Махачкале.
• М-32. Самара (ул. Утевская) - Большая Черниговка - Маштаков (граница с Казахстаном в направлении на Уральск).
• М-36. Челябинск (Троицкий тракт) - Троицк (граница с Казахстаном в направлении на Кустанай).
• М-38. Омск (Черлакский тракт) - Черлак - Ольховка (граница с Казахстаном в направлении на Павлодар).
• М-51 «Байкал». Челябинск (ул. Бажова) - Курган - Зотино (гпаемца с Казахстаном в направлении на Петропавловск) - Мамлютка (Казахстан) - Петропавловск (Казахстан) - Исилькуль (граница с Казахстаном в направлении на Петропавловск) - Омск - Новосибирск (ул. Хилокская). Автодорога имеет подъезд к Тюмени.
• М-52 «Чуйский тракт». Новосибирск (Бердское шоссе) - Бийск - Ташанта (граница с Монголией). Автодорога имеет подъезды к Барнаулу и Горно-Алтайску.
• М-53 «Байкал». Новосибирск (Восточное шоссе) - Кемерово - Красноярск - Иркутск (Московский тракт). Автодорога имеет подъезды к Юрге, Томску, Красноярску, Тайшету, Зиме и Ангарску .
• М-54 «Енисей». Красноярск (ул. Свердловская) - Абакан - Минусинск - Кызыл - Целинное - Эрзин - Цаган-Толгой (граница с Монголией).
• М-55 «Байкал». Иркутск (Култукский тракт) - Улан-Удэ - Чита (Романовский тракт). Автодорога имеет подъезд к Чите.
• М-56 «Лена». Невер (соединение с автодорогой М-58 «Амур») - Якутск. Автодорога имеет подъезд к Якутску.
• М-56 «Колыма». Якутск - Магадан. Автодорога имеет подъезд к Якутстку, Эльгинскому и Синегорью.
• М-58 «Амур». Чита (Романовский тракт) - Невер - Свободный - Архара -Биробиджан - Хабаровск (Чернореченское шоссе). Автодорога имеет подъезд к Чите и Благовещенску.
• М-60 «Уссури». Хабаровск (ул. Красноярская) - Дальнеречинск - Уссурийск - Владивосток (ул. Лермонтова).
Карта-схема федеральной магистральной системы (магистральные автодороги)
Региональная сеть автомобильных дорог
Автомобильные дороги, которые составляют региональную сеть, имеют префикс Р и номер. Название в виде имен собственных они не имеют, и именуются в соответствии с маршрутом.
Например, Р-6 «Череповец - Белозерск - Липин Бор», Р-242 «Пермь – Екатеринбург»,Р-487 «Южно-Сахалинск - Долинск - Поронайск - Александров-Сахалинский». Основная задача региональных автомобильных дорог - обеспечение транспортной связи между субъектами Федерации и региональной транспортной доступности важных для региона населенных пунктов. Региональная сеть автомобильных дорог выполняет функции, аналогичные функциям Магистральной транспортной сети, но на уровне субъектов Федерации и Федеральных округов.
По правилам дорожного движения, на знаках номера этих автомобильных дорог пишутся слитно с префиксом Р (Р1, Р381, Р74). В официальных же документах между префиксом и номером обязан стоять знак дефиса и через пробел должно быть в кавычках указано название автодороги (Р-127 «Пехлец - Кораблино – Скопин», Р-80 «Иваново – Родники», Р-336 «Оренбург – Орск»).
В зависимости от уровня подчиненности, строительство, ремонт и эксплуатация региональных автомобильных дорог находится в ведении Федерального Дорожного Агенства «Росавтодор» Министерства Транспорта Российской Федерации или региональных подразделений Росавтодора.
Сеть европейских автомагистралей
Первые подвижки к созданию единого транспортного пространства в послевоенной Европе были предприняты в 1949 году, когда Международной конвенцией о движении по дорогам и Протоколом о дорожных знаках и сигналах были определены порядок выдачи разрешений на управление автомобилями, паспортов и осуществление пограничных формальностей. В 1968 г. в рамках Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) была принята Конвенция о дорожном движении, вступившая в силу в 1977 г. В этом же году приняли Конвенцию о дорожных знаках и сигналах, а в 1975 г. - Соглашение о минимальных требованиях, касающихся выдачи и действительности водительских удостоверений и Европейское соглашение о международных автомагистралях.
По правилам этих соглашений и международных конвенций определяется правовой статус автомагистралей (дороги класса А, В, С, Е), правила пользования дорожными знаками и сигналами на автомагистралях, международные стандарты дорожных транспортных средств и средства для перевозки пассажиров, легковые автомобили, мопеды, велосипеды, национальные и иностранные транспортные средства), международные формы водительских удостоверений и международная страховая карта (зеленая карта).
Для координации деятельности национальных автомобильных транспортных средств государствами заключаются двусторонние и международные соглашения о дорожном движении. В региональном аспекте эта координация осуществляется на многосторонней договорной основе в рамках международных организаций, таких, как Международная автодорожная федерация (МАФ), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), Международная автомобильная федерация (ФИА), Постоянная международная ассоциация дорожных конгрессов (ПМАДК).
Статус общеевропейской сети автодорог был утвержден 15 марта 1983г. соглашением о международных автомагистралях (СМА). Главной целью соглашения стало развитие в Европе международного дорожного движения и улучшение имеющихся транспортных условий. В Соглашении дано определение и понятие плана международной сети «Е», плана постройки и реконструкции дорог, имеющих международное значение. Страны-участники соглашения обязались включить развитие дорожной сети в свои внутригосударственные программы.
В Приложениях к Соглашению приведены:
- перечень дорог международной сети «Е»;
- условия, которым должны отвечать международные автомагистрали;
- идентификация и маршрутные марки для обозначения дорог «Е».
По территории России проходят маршруты:
• Е17 Елабуга – Уфа, проходит по федеральным дорогам М-7 и Р-243 (полностью совпадает)
• E18 Крейгавон - Белфаст - Ларн - Странрар - Гретна - Карлайл - Ньюкасл - Кристиансанн - Осло - Эребру - Арбуга - Вестерос - Стокгольм/Каппельсхер - Марианхамина - Турку/Наантали - Хельсинки - Ваалимаа - Санкт-Петербург совпадает с участком федеральной дороги М-10 до границы с Финляндией
• E20 Шаннон - Лимерик - Порт-Лейише - Дублин - Ливерпуль - Манчестер - Брадфорд - Лидс - Гулль - Эсбьерг - Коллинг - Миддельфарт - Оденсе - Корсёр-Кёге - Копенгаген - Мальмё - Хельсингборг - Хальмстад - Гётеборг - Эребру - Арбуга - Эскильстуна - Сёдертелье - Стокгольм - Талин - Санкт-Петербург совпадает с участком федеральной дороги М-11 до границы с Эстонией
• E22 Холихед - Честер - Уоррингтон - Манчестер - Лидс - Донкастер - Иммингем -Амстердам - Гронинген - Ольдербург - Бремен - Гамбург - Любек - Росток - Штральзунд - Засниц - Треллеборг - Мальмё - Кальмар - Норчёпинг - Вентспилс - Рига - Резекне - Великие Луки - Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Елабуга - Пермь - Екатеринбург - Тюмень – Ишим совпадает с участком федеральной дороги М-9 до границы с Латвией, проходит по федеральным дорогам М-7, Р-243, Р-320, Р-321, Р-242, Р-351, Р-402
• E30 Корк - Уотерфорд - Уэксфорд - Рослэр - Фишгард - Суонси - Кардифф - Ньюпорт - Бристоль - Лондон - Колчестр - Ипсуич - Феликстоу ... Хук-ван-Холланд - Гаага - Гоуда - Утрехт - Амерсфорт - Ольденцаль - Оснабрюк - Бад- Ойенхаузен - Ганновер - Брауншвейг - Магдебург - Берлин - Свебодзин - Познань - Лович - Варшава - Брест - Минск - Смоленск - Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск - Курган - Ишим – Омск совпадает с участком федеральной дороги М9 до границы с Латвией, проходит по федеральным дорогам М-5 (полностью совпадает) и М-51
• Е38 Глухов - Курск - Воронеж - Саратов - Уральск - Актюбинск - Карабутак - Аральск - Новоказалинск - Кзылорда – Чимкент проходит по федеральным дорогам Р-199, А-144, Р-236 до границы с Казахстаном
• Е50 Брест - Ренн - Ле-Ман - Париж - Реймс - Мец - Саарбрюккен - Мангейм - Хейльбронн - Нюрнберг - Розвадов - Пльзень - Прага - Йиглава - Брно - Тречин - Прешов - Кошице – Вишни Немецкие - Ужгород - Мукачево - Стрый - Тернополь - Хмельницкий - Винница - Умань - Кировоград - Днепропетровск - Донецк - Ростов-на-Дону - Армавир - Минеральные Воды – Махачкала проходит по участку федеральной дороги М-23
• Е58 Вена - Братислава - Зволен - Кошице - Ужгород - Мукачево - Халмеу - Сусева - Яссы - Скулень - Кишинев - Одесса - Николаев - Херсон - Мелитополь - Таганрог - Ростов-на-Дону проходит по участку федеральной дороги М-23
• E95 Санкт-Петербург - Псков - Гомель - Киев - Одесса ... Самсун - Мерзифон, участок до границы с Украиной проходит по федеральной дороге М-20
• E97 Херсон - Джанкой - Новороссийск - Сочи - Сухуми - Поти - (недостающее звено) - Трабзон - Гюмюшане – Ашкале совпадает с участком федеральной дороги М-27 до границы с Абхазией
• Е101 Москва - Калуга - Брянск - Глухов – Киев проходит до границы с Украиной по федеральной дороге М-3
• E105 Киркенес - Мурманск - Петрозаводск - Санкт-Петербург - Москва - Орел - Харьков - Симферополь - Алушта – Ялта проходит по федеральным дорогам А-138, Р-10, М-2
• Е115 Ярославль - Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар – Новороссийск проходит по федеральным дорогам М-8, М-4
• Е117 Минеральные Воды - Нальчик - Владикавказ - Тбилиси - Ереван - Гори – Мегри до границы с Грузией проходит по федеральным дорогам М-29, А-301
• Е119 Москва - Тамбов - Поворино - Волгоград - Астрахань - Махачкала - Баку - Алят – Астара совпадает с участком федеральной дороги М-6 до границы с Азербайджаном
• Е121 Самара - Уральск - Атырау - Бейнеу - Шетпе - Жетыбай - Фетисово - Бекдаш - Туркменбаши - Гызыларбат – Иран (Исламская Республика) совпадает с участком федеральной дороги М-32 до границы с Казахстаном
• Е123 Челябинск - Кустанай - Западное Бузулук - Державинск - Аркалык - Жезказган - Кызылорда - Шымкент - Ташкент - Айни - Душанбе - Нижний Пяндж совпадает с участком федеральной дороги М-36 до границы с Казахстаном
• E127 Омск - Павлодар - Семипалатинск – Георгиевка - Майкапшагай совпадает с участком федеральной дороги М-38 до границы с Казахстаном
• Е592 Краснодар - Джубга, проходит по федеральным дорогам М-4 и Р-251 (полностью совпадает)
Международная Азиаткая Сеть (Asian Highway)
Начало проекта Asian Highway (AH) было объявлено в 1959 году. Основной его целью стало объединение стран-участниц в единое транспортное пространство. Первый этап организации сети был завершен к 1970 году, после чего, в связи с возникшими проблемами финансирования, работы существенно замедлились. А в 1975 году работы по проекту были полностью остановлены.
Региональные политические и экономические изменения 80х и 90х годов XX века дали новый толчок к развитию AH. 18 ноября 2003 года на встрече руководителей стран в Бангкоке было разработано Межправительственное соглашение по Азиатской Сети Шоссе. Это соглашение было подписано в Шанхае (апрель 2004 года) и вступило в силу 4 июля 2005 г.
На данный момент AH представляет собой сеть дорог, соединяющую 32 азиатские страны. Сеть имеет выходы в Европейскую часть материка. Общая протяженность дорог составляет 141 тыс. км. Общая структура сети представлена на рисунке ниже:
По территории России проходят маршруты:
• участок AH3 от границы с Монголией (Кяхта) до Улан-Удэ, полностью совпадает с федеральной дорогой А-165.
• участок АН4 от границы с Монголией (Ташанта) до Новосибирска, полностью совпадает с федеральной дорогой М-52.
• АН6 тянется от Владивостока через Китай, через всю Россию до границы с Белорусией, состоит из нескольких федеральных дорог и их участков: М-60, А-189, А-166, М-55, М-53, М-51, М-5, М-1.
• участок АН7 от границы с Казахстаном до Екатеринбурга, проходит по федеральным автодорогам М-36 и М-51.
• АН8 тянется от границы с Азербайджаном до границы с Финляндией, состоит из федеральных автодорог М-29, Р-279, Р-291, Р-215, Р-216, М-6, М-10, А-127.
• в европейской части России расположены части менее значимых маршрутов АН61, АН63 и АН70.
• на территории Сибири пролегают участки маршрутов АН60 и АН64.
• по Дальнему Востоку проходит маршрут АН30 и часть маршрута АН31.
Дороги Урала
Транспортная структура Уральского региона достаточно хорошо развита на юге и практически отсутствует на севере. Она имеет две оси межрегионального значения, которые тянутся с запада на восток:
• Из Москвы на Челябинск приходит М-5 «Урал», которую «продолжает» на восток М-51 «Байкал»
• Из Перми на Екатеринбург приходит Р-242, продолжаемая до Тюмени при помощи Р-351, и идущая далее через Ишим на Омск Р-402
Эти оси тесно связаны автодорогами, обеспечивающими транспортную доступность на уровне Федерального Округа:
• М-5 «Урал» (подъезд к Екатеринбургу) связывает Челябинск и Екатеринбург
• Р-354 обеспечивает связь Екатеринбурга и Кургана
• М-51 «Байкал» (подъезд к Тюмени) связывает Курган и Тюмень
Несмотря на огромные территории на севере региона, там пролегает всего одна магистральная дорога Р-404. Она обеспечивает доступность Сургута и Ханты-Мансийска для автомобильного транспорта. Начинается Р-404 от Тюмени.
В наследие от Советского Союза Уралу достались и транспортные связи с Казахстаном:
• От Ишима через Ильинку в Казахстан уходит Р-403
• От Кургана в Казахстан идет Р-327 (через пос. Украинец)
• М-36 ведет в Казахстан от Челябинска через Южно-Уральск и Ясные Поляны
• Южная федеральная ось по М-51 «Байкал» и та на своём пути в Сибирь проходит через Казахстан
Помимо дорог, уходящих на Казахстан, важной автодорогой на юге Урала является Р-360, пролегающая от Южно-Уральска до Магнитогорска, расположенного практически на границе УФО.
Карта-схема уральской автомагистральной системы
(магистральные автодороги Уральского Федерального Округа)
Дороги Сибири
Транспортная магистральная ось Сибири тянется от Омска до Читы по федеральной трассе «Байкал», состоящей из автомобильных дорог М-51 «Байкал», М-53 «Байкал», М-55 «Байкал». К этой осевой магистрали примыкают автодороги:
• из Челябинска в Омск приходит М-51 «Байкал»
• от Омска на Казахстан идет автодорога М-38
• от Омска на Тюмень ведет дорога Р-402
• от Новосибирска через Алтай на Монголию проложена трасса М-52 «Чуйский тракт»
• от Барнаула на Казахстан идет дорога А-349
• от Красноярска через Хакасию и Тыву на Монголию ведет автодорога М-54 «Енисей»
• от Иркутска на Монголию проложена трасса А-164
• от Улан-Удэ на Монголию ведет дорога А-165
• от Читы на Китай ведет автодорога А-166
• из Читы на Хабаровск уходит автомагистраль М-58 «Амур»
Карта-схема сибирской автомагистральной системы
(магистральные автодороги Сибирского Федерального Округа)
Дороги Дальнего Востока
Несмотря на большую площадь, занимаемую Дальневосточным Федеральным округом, дорожное хозяйство на Дальнем Востоке находится в весьма удручающем состоянии. Транспортная инфраструктура ДВФО, фактически, самая слабая. Ее ядро состоит из трех автодорог:
• М-58 «Амур» «Чита – Хабаровск»;
• М-60 «Уссури» «Хабаровск – Владивосток»;
• М-56 «Колыма», строящаяся от М-60 через Республику Саха (Якутия) на Магадан и далее идущая как выход к Охотскому морю.
Все остальные автодороги или примыкают к магистральным, или связывают между собой удаленные населенные пункты, не имея прямого выхода на магистрали. Последнее характерно для Чукотки, Камчатки и Сахалина в силу их географической «оторванности» от цивилизации.
На Дальнем Востоке очень многие дороги представляют собой зимники, действующие лишь после установления снежного покрова, или тракторные дороги, пройти по которым может лишь вездеход.
Карта-схема дальневосточной автомагистральной системы
(магистральные автодороги Дальневосточного Федерального Округа)
***
Как было уже сказано, автомобильных дорог в России превеликое множество. Чтобы объехать каждую из них потребуется очень много времени и средств. И если время можно как-нибудь найти, например, взяв отпуск, то с материальными расходами не всё так просто.