Первая Цивилизация






Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми».  Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию.

Шумерский язык, с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно доказательство — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково.

Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играл бог Мардук. И, наконец, едва поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун, возможно, современный Бахрейн. Дильмун впервые упоминается в шумерской мифологии и аккадском героическом эпосе о Гильгамеше, а также в торговых надписях шумерских городов-государств III тысячелетия до н. э.

Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Археолог Кейт Филден пишет, что древнейшее деревенское поселение, появившееся около 5000 до н. э., выросло в значительный город, в котором дома были построены из кирпича и тростника, к 2900 году до н. э. В то время город занимал площадь 8-10 га. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет, шумеры двинулись вглубь Месопотамской равнины, возводя или завоёвывая новые города. Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что не имеет почти никакого исторического значения.

Уже из различных данных было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: «до потопа» и «после потопа».  Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив — этого шумеры просто не могли — местного населения, а напротив они восприняли многие достижения местной культуры. Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов государств отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров в глубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами, как вновь основанными, так и завоёванными.


Религия


Сначала были боги Апсу(пресные воды) и Тиамат(солёные воды). Кроме них ничего. Но однажды воды перемешались и на свет появились старшие боги, после множество мелких богов. Богам было неудобно и тесно жить в мире, где до сих пор царит Хаос. Отца богов Апсу стало раздражать жалобы детей, и он решил уничтожить их. Но Боги его план раскусили. И вот Энки разрубил деда на много кусков, привратившихся в реки и сушу, воду и огонь. Тиамат сильно разгневалась на своих детей и внуков за убийство своего мужа, и, создав 11 чудовищ двинулась на младших богов. В этот момент боги пировали, они узнали об угрозе и стали решать, кому выпадет честь идти против Тиамат. Вызвался младший бог Мардук, за право называться царём богов. Он вооружился сетью, дубиной и луком, ещё взял в помощь 4 ветра, 7 бурь. После чего отправился на битву. Сначала он пустил воительнице Тиамат в пасть ветер и поразил её стрелой. Расправившись с чудовищами, Мардук захватил таблицы судеб "ме", определяющими движение мира.

 

Правила Ме:

энство

истина

царская власть

закон

искусство

 

Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.

Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землей между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землей, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.

Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать также, как и шумеры без богов.

Полный список богов:

Боги Древней Месопотамии

Боги Древней Месопотамии
(имена и функции)

  • Ан (шум. an "небо", аккад. Анум) - бог неподвижного небесного свода, звездного неба; старейшина богов.Анзу
  • Анзу (шум. anzud; возможно, из семит. 'nz "орел") - у шумеров божественная птица с головой льва и когтями орла, решающая судьбы людей; покровительница правителей Урука и Лагаша. У вавилонян и ассирийцев - одно из демонических существ, похитительница предопределений у Эллиля.Адад
  • Анту - супруга Анума у вавилонян и ассирийцев.
  • Ануннаки (шум. a-nun-na-ke4-ne "семена Властителя", аккад. a-nun-na-ki) - у шумеров собрание богов или братья бога-героя; у вавилонян и ассирийцев - боги Подземного мира, судьи мертвых, антиподы Игигов.
  • Аруру (значение имени неизв; известна также под именами Нинмах,Нинхурсаг, Дингирмах) - богиня-мать, прародительница богов и людей.Ашур
  • Асарлухи (неизв.) - в шумерское время сын Энки, покровитель магии и медицины; в Вавилонии слился с Мардуком.
  • Ашшурит - супруга Ашшура.
  • Ашшур (неизв.) - верховный бог ассирийцев, хозяин одноименного города.Мардук
  • Бау (или Баба, неизв.)- в шумерское время супруга бога войны Нингирсу, хозяйка Лагаша, дочь Ана; в Вавилонии слилась с богиней врачевания и магии Гулой.
  • Бел (семит. b'l "господин, владыка") - в аккадоязычных текстах имя шумерского бога Энлиля или вавилонского Мардука.
  • Белит - имя супруги Энлиля богини Нинлиль или супруги Мардука Царпаниту в этих же текстах.
  • Гатумдуг (неизв.) - божество жизни и материнства в Лагаше.
  • Гештинанна (шум. "виноградная лоза неба") - покровительница виноделия, сестра Думузи.
  • Гильгамеш (шум. Bilgames "предок-герой") - герой шумерского и вавилонского эпоса, обожествленный правитель г. Урука. После смерти по решению богов стал управляющим в Подземном мире.
  • Гирра (неизв.) - бог огня.
  • Гула (возможно, шум. gu-la "великая")- богиня магии и врачевания.
  • Дамкина (шум. dam-gi-na "истинная супруга" или dam-gal-nun-na "великая супруга Властителя") - супруга Энки.Думузи
  • Думузи (шум. dumu-zid "истинный сын" или dumu-zid-abzu "истинный сын Абзу", аккад. Таммуз, Та'уз) - супруг Инанны, бог весны и весенней жертвы, овечий пастух, умирающее и воскресающее божество природы. Почитался сперва в священном квартале Урука Кулаб, затем по всей стране. Шумерская традиция знает также Думузи-рыбака из города Куара.
  • Забаба (неизв; возможно, из языка дошумерских обитателей Двуречья)- главный бог шумерского города Киша, божество войны.
  • Игиги (неизв.) - боги небес в вавилонской мифологии.
  • Инанна (возможно, nin-an-na "госпожа Неба") - у шумеров хозяйка г. Урука, дочь Ана и богиня любовной и воинской страсти; в вавилонское время слилась с Иштар. Отождествлялось с планетой Венера.
  • Иштаран (неизв.) - покровитель правосудия и дипломатии.ИштарИштар
  • Ишкур (семит. Адад) - божество дождя, ветра, грозы и бури.
  • Иштар - семитское божество любовной и воинской страсти, могло быть как мужского, так и женского рода (см. Инанна).
  • Ишхара (неизв.) - богиня любви и созидания, происхождение неизвестно.
  • Кулла (неизв.) - у шумеров божество кирпича и строительства.
  • Лугальшулпаэа (шумер. "царь-юноша появившийся") - вероятно, одно из имен планеты Юпитер.
  • Мардук (неизв; пишется знаками "ТЕЛЕНОК. СОЛНЦЕ") - верховный бог г. Вавилона.
  • Набу (аккад. "имя" или "источник, ключ") - у вавилонян и ассирийцев бог мудрости и грамотности, сын Мардука.
  • Намму (неизв.) - в Эреду и Уре богиня первобытного хаоса, мать Энки.Нергал
  • Нанна (возможно, шумер. en-an-na "господин Неба") - у шумеров бог Луны, хозяин г. Ура; в вавилонское время слился с Сином.
  • Нанше (или Нина, неизв.) - дочь Энки, толковательница сновидений, защитница бедных и обездоленных.
  • Нару (аккад. "река") - бог рек.
  • Нергал (шум. en-uru-gal "Владыка Великого Города" (города мертвых) или аккад. na'ir kala(ma) "убийца всего")- божество Подземного мира, муж Эрешкигаль.
  • Ниназу (шум. "госпожа врачевания") - одно из божеств умирания и воскресения природы у шумеров.
  • Нингирима (шум. "госпожа водного источника") - богиня заклинаний, хранительница магических формул.
  • Нингирсу (шум. "госпожа Гирсу") - хозяин г. Лагаша, божество войны и земледелия; функционально эквивалентен Нинурте.
  • Нингишзида (шум. "госпожа истинного дерева") - шумерское божество, связанное с Подземным миром; администратор в храме Нингирсу.
  • Нинзадим (шум. "госпожа ювелиров") - бог-покровитель ювелирного искусства.
  • Нинигиламга - покровитель плотницкого искусства.
  • Нинкаррак - одна из богинь врачевания.
  • Нинлиль - супруга Энлиля, хозяйка Ниппура.Нинурта
  • Нинмешарра (шум. "госпожа всех МЕ") - супруга Энмешарры.
  • Нинурта (неизв; возможно, nin-urta/uraљ "госпожа земли") - божество войны и земледелия, сын Энлиля.
  • Ниншубур (шум. "госпожа свинья" или "госпожа (страны) Субарту", в аккад. текстах Папсуккаль) - слуга Ана и Инанны. Может быть обоеполым.
  • Нисаба (шум. nin-љe-ba "госпожа ячменного рациона") - у шумеров богиня ячменя и учета зерна, затем божество школы и грамотности; в вавилонское время и позже богиня только школы и грамотности. Дочь Ана, связана с небесными знамениями.
  • Нуску (неизв.) - шумерское божество, администратор храма Нинурты в г. Ниппуре.
  • Пабильсаг (неизв.) - шумерское божество; у вавилонян и ассирийцев функционально эквивалентно Нинурте и Нергалу.
  • Син - см. Нанна.Шамаш
  • Сирис (или Сираш; неизв.) - сын богини Нинкаси, покровительницы пивоварения.
  • Уту (аккад. Шамаш "солнце") - бог Солнца и справедливого суда.
  • Хендурсагга (аккад. Ишум) - привратник Подземного мира, божество планеты Сатурн.
  • Царпаниту (аккад. "украшенная") - супруга Мардука, хозяйка Вавилона.
  • Шара (неизв.) - божество войны, сын Инанны, хозяин г. Уммы.
  • Сидури (элам. Шидури "родительница")- хозяйка корчмы богов в X таблице аккадского эпоса о Гильгамеше.
  • Энлиль (шум. "господин воздуха", аккад. Эллиль) -божество воздуха, чужих земель, покровитель царской власти и ревнитель царского благочестия, хозяин г. Ниппура.
  • Энбилулу (неизв.) - божество оросительных работ в Шумере и позже.
  • Энки (шум. en-ki "господин земли" или en-ki(ng) "господин обрядов", семит. Хайа/Эа) -божество пресных подземных вод, покровитель магии и Эаискусств, создатель и покровитель человечества, хозяин г. Эреду.
  • Энкиду (шум. en-ki-du10 "господин хорошего места", аккад. en-ki-du3 "Энки создал") - друг и слуга Гильгамеша в эпических сказаниях.
  • Энмешарра (шум. "господин всех МЕ")- в вавилонских текстах и позже предок Ана, старейшее божество, проживавшее в Подземном мире.
  • Эннуги (возможно, шум. en-nu-gi4 "господин (Страны) без возврата") - божество Подземного мира.
  • Эрешкигаль (шумер. "хозяйка Великой Земли") - супруга Нергала, богиня Подземного мира.
  • Эрра (неизв.) - одно из имен Нергала; божество чумы, убийства и разрушений.


Близнецы

Парные божества (или андрогины),
первые существа мироздания в шумерских и ассирийских текстах

  • Энбулуг - Нинбулуг
  • Эндаума - Ниндаума
  • Эндулькуга - Ниндулькуга
  • Энки - Нинки
  • Энуль - Нинуль
  • Эншар - Ниншар




Божества-близнецытиамат

  • Игалима и Шульшагана - близнецы Нингирсу и Бау, боги-покровители правителей Лагаша.
  • Лугальгирра и Месламтаэа - близнецы, боги одоименного созвездия и стражи солнечного пути (как в течение суток, так и в течение года), защитники от демонов. Отождествлялись с Сином и Нергалом.


Более подробные сведения об именах и функциях богов Двуречья вы можете найти в следующих изданиях:

  1. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб; 2001.
  2. Мифы народов мира. Т.1-2. М; 1991-1992 (В.К.Афанасьева).
  3. Мифологии древнего мира. М; 1977 (С.Н.Крамер).
  4. От начала начал. Антология шумерской поэзии в переводах В.К.Афанасьевой. СПб; 1997.
  5. Black J; Green A. Gods, Demons and Symbols of Ancient Mesopotamia. An Illustrated Dictionary. London, 1992.
  6. Edzard D.O. in Haussig H.W. Worterbuch der Mythologie. Stuttgart, 1965, bd. 1.
  7. Selz G.J. Untersuchungen zur Gotterwelt des altsumerischen Stadtstaates von Lagasch. Philadelphia, 1995.

Клинопись


 

Для  учёта имущества в Шумере  использовали глиняные шарики. Изначально каждый шарик обозначал один объект (корову, козу и т. п.) Затем размер и форма комочка стали значащими. А вскоре на них стали появляться пометки (след пальца, засечка), изменяющие их «вес».

Эти шарики складывались в глиняный сосуд, который запечатывался цилиндрической печатью, идентифицирующей владельца. Таким образом, например, если контейнер содержал информацию о количестве голов скота в стаде, его необходимо было разбить, чтобы провести подсчёт находящихся в нём шариков.

К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стало появляться краткое описание его содержимого. При этом необходимость разбивать контейнер при каждой проверке отпала. Постепенно ставшие бесполезными шарики исчезли, контейнер из сферического стал плоским. Так появились первые глиняные таблички с первыми числами: кружочками и уголками, выдавленными в глине, форма и размер которых указывали на обозначаемый объект и его количество.

Таким образом, первые символы письменности имели форму считаемых объектов (товаров). Например, знак «коза». Играя роль «символа-картинки», они по определению были пиктограммами.

Впоследствии стали образовываться устойчивые сочетания пиктограмм, смысл которых постепенно отходил от суммы смыслов картинок. Например, знак «птица» вместе со знаком «яйцо» дали сочетание «плодовитость» не только в применении к птицам, но как абстрактный термин.

К 3000 году до н. э. получавшиеся пиктограммы стали использовать фонетически, составляя из этих символов слова, не имеющие порой никакого, даже косвенного, отношения к изображённым предметам.

Одновременно изменяется и стиль письма. Для упрощения записи все символы разложены на короткие отрезки (клинья — откуда название письменности), которые уже не надо было вырезать в глине, а можно было просто наносить при помощи калама — специальной палочки с заострённым концом треугольной формы.

Словарь новой письменности постоянно пополняется, начертания оттачиваются и стандартизуются. Письменность уже способна довольно точно передавать шумерский язык, не только административные и юридические журналы, но и литературные произведения, такие, как «Эпос о Гильгамеше». Данное произведение представляет собой собрание шумерских легенд, позже переведенных на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге, что позволяет предположить что эпос был знаком даже авторам Ветхого Завета.





Назад | Наверх














Все права защищены. ©http://priroda.inc.ru/