Прописка в сети
Авторы статьи: Виктор
Киранов, Илья Сконников
http://www.osp.ru
Давно прошли те времена, когда присутствие в Интернете
компании, небольшого предприятия или просто физического лица казалось
чем-то экзотичным. А сейчас, когда российские предприятия активно обживают
просторы Всемирной паутины, отсутствие у компании <виртуального представительства>
или визитки с электронным адресом, принадлежащим одной из служб бесплатной
Интернет-почты, стало в некотором роде признаком дурного тона. Каждое
из них, решив выйти в Сеть, выбирает для себя один из доменов: .ru, .com,
.net, .org или какой-нибудь другой, относительно новый, например .biz.
Но делать это следует обдуманно, ведь, как утверждает один из ведущих
провайдеров, <где домен, там и родина>. Общеизвестно, что обсуждать какой-либо
вопрос, не приняв общую терминологию, - пустое занятие. Поэтому давайте
сразу же определим, чем различаются понятия и <сайт>. Зачастую
компьютерщики именуют сайтом две-три страницы, вывешенные на одном из
бесплатных серверов и повествующие о славном прошлом и блестящем будущем
их родного предприятия. А между тем сайт - это одна Web-страница или группа
таких страниц, связанных между собой гиперссылками, объединенных общей
тематикой и поддерживаемых единым авторским коллективом. Его главная задача
- бесперебойно снабжать посетителя самой свежей информацией, а также автоматически
предоставлять ему те или иные услуги в онлайновом режиме. А страница -
простая логическая единица Интернета, однозначно определяемая адресом
(URL). Что нам стоит сайт построить? Что же нужно сделать для того, чтобы
организовать достойный корпоративный сайт? Прежде всего, необходимо решить,
какие сведения там будут приведены и какие услуги предоставлены, как он
будет выглядеть и как часто обновляться. Затем всю эту информацию следует
довести до тех, кто станет заниматься разработкой, программированием и
поддержкой сайта. В России уже существует множество Интернет-компаний,
готовых сдать виртуальное представительство <под ключ>. Опыт показывает,
что имеет смысл обратиться к профессионалам, а не к доморощенным мастерам
на все руки - их работу, скорее всего, придется переделывать. Стоимость
создания сайта зависит от сложности проекта, а также в определенной степени
от амбициозности и <раскрученности> подрядчика. В общем, расценки колеблются
от полусотни до нескольких тысяч, а иногда и десятков тысяч долларов.
После того как <начинка> сайта будет подготовлена, останется лишь <положить>
его в Интернет. Как это сделать? До недавнего времени выбора практически
не было и существовало лишь два варианта. Интернет-сервер приходилось
либо покупать и устанавливать на своей территории, либо арендовать у провайдера.
К первому варианту прибегали в том случае, когда фирма-заказчик действительно
серьезно работала с Интернет-технологиями или же просто располагала достаточными
ресурсами, чтобы позволить себе подобную роскошь, ведь нужно было приобрести
сам сервер и весьма недешевый модем, провести высокоскоростную выделенную
линию связи да еще и оплачивать труд системного администратора, который
будет поддерживать систему в работоспособном состоянии. По самым грубым
прикидкам, в целом на это придется тратить около полутора тысяч долларов
ежемесячно. При втором варианте оборудование устанавливается на территории
провайдера (co-location), и его можно брать в аренду (около 200 долл.
- за подключение, 150-500 долл. в месяц - за услуги и трафик). Как видите,
тоже недешево... Конечно, можно воспользоваться услугами компаний, предлагающих
так называемый Web-хостинг (shared), - в этом случае вы получите дисковое
пространство на одном из серверов провайдера, куда помещается сайт и где
можно <запарковать> ваше доменное имя. Издержки при этом будут не столь
уж высоки (порядка 10 долл. ежемесячно), хотя и в ущерб функциональности.
Вполне вероятно, вам разрешат подключить нужные скрипты для просмотра
каталога товаров, поиска в Интернете или показа баннеров. Но учтите, что
здесь действуют, как правило, весьма серьезные ограничения, и нередко
программа, обеспечивающая возможности сайта, состоит лишь из одного скрипта.
Так что не ждите ничего существенного: вы не сможете наладить полноценную
работу FTP- и Mail-серверов, а уж о том, чтобы вам дали управлять ими
так, как захочется, даже и речи быть не может. Реальный или виртуальный?
Относительно недавно провайдеры стали предлагать услуги нового вида -
виртуальные серверы, работать с которыми можно без больших материальных
затрат и таким образом, как вам требуется. Их идея витала в воздухе: зачем
нужно для каждого сервера выделять реальную <железную> машину, когда можно
эмулировать несколько подобных систем программным способом и поселить
их на одном компьютере. И такие услуги уже появились: компания-провайдер
устанавливает несколько мощных машин, подключает их к Сети через канал
с высокой пропускной способностью, получает достаточное число IP-адресов
(они нужны для <парковки> доменных имен), а дальше - дело ПО, которое
и позволяет работать каждому клиенту так, как ему заблагорассудится. В
итоге получается почти стандартный Web-хостинг, практически не имеющий
ограничений. Обычно на одном хосте располагаются 60-80 виртуальных серверов.
Вы вольны устанавливать любое ПО и управлять им в зависимости от своих
нужд и квалификации: или через Web-интерфейс, или посредством Telnet (протокол
удаленного доступа терминалов). И цена такого решения вполне разумна,
ведь она зависит в основном от объема дискового пространства, занимаемого
вашим сервером: от 5-60 долл. ежемесячно за 100 Мбайт до 60-200 долл.
за 1 Гбайт (как видите, есть смысл поискать провайдера с наиболее приемлемыми
ценами). При этом обычно не нужно оплачивать трафик, что очень важно для
всех владельцев <активных> сайтов, но особенно для тех из них, кто распространяет
потоковые видео и аудио. Подобный сервис выгоден прежде всего тем компаниям,
которые не имеют собственных Web-узлов и не желают арендовать их у провайдера.
Достаточно лишь единожды потратиться на создание сайта, разместить его
на виртуальном сервере и поддерживать силами собственных специалистов.
Управляемость сервером при этом будет практически неограниченной, а физическое
расположение и самого сервера, и клиента не имеет значения: все можно
делать в режиме реального времени. Сейчас на виртуальные машины активно
переходят представители малого и среднего бизнеса, ведь стоимость их поддержки
и сопровождения в несколько раз ниже, а возможности выше, чем традиционно
предлагают провайдеры. Виртуальный сервер, как и любой реальный, позволяет
организовать гибкую корпоративную службу электронной почты. Какие же возможности
вы получите наряду с приемом и раздачей корреспонденции? Одна из главных
- фильтры, помогающие защититься от спама, перенаправить все или избранные
письма на другой сервер или почтовый ящик, включить автоответчик, работающий
с приходящей почтой вместо длительное время отсутствующего абонента, и
многое другое. Так, фильтры помогут вам собирать всю исходящую и входящую
информацию в почтовом ящике специалиста, отвечающего за безопасность,
а также ограничить почтовое общение своих сотрудников корпоративным доменом
и доменами дружественных вам организаций. Настройки фильтров очень гибки:
их можно устанавливать в зависимости от времени суток, текущей даты или
дня недели. Например, вы сможете запретить работникам переписываться с
людьми не из вашей компании в служебное время и разрешить в нерабочее.
А специальный фильтр даже способен отличить письмо, написанное человеком,
от послания, сгенерированного почтовым автоматом, хотя, конечно, при этом
случаются и ошибки. Есть и еще одна очень удобная функция - создание папок,
разделяемых пользователями. Так, один из сотрудников может организовать
у себя почтовую папку, куда попадают письма от важного клиента, и разрешить
к ней доступ своему коллеге, предоставив право ответа на них в свое отсутствие.
Поскольку виртуальный почтовый сервер настраивается через простой и интуитивно
понятный Web-интерфейс, его сможет обслуживать не только высокопрофессиональный
администратор, но практически любой работник, более или менее знакомый
с компьютерами. Не стоит забывать и о том, что сам сервер (конечно, не
ваш виртуальный, а тот физический, на котором он <прописан>) управляется
специалистами провайдера, и многие удобные для пользователей настройки
уже установлены, в частности защита от спама, почтовых бомбардировок,
почтовых петель и многого другого. Вопрос <гражданства> Виртуальные Web-серверы
предоставляют как российские, так и зарубежные компании, так что перед
потенциальным клиентом, естественно, встает вопрос выбора. Для нас основное
преимущество отечественных провайдеров в том, что и оборудование, и обслуживающий
персонал находятся в нашей стране и в нашем <правовом поле>. Так что если
возникнут проблемы с техникой или ПО, то их можно будет разрешить довольно
быстро. В остальном же не играет большой роли, где находится сервер, ведь
он управляется через Сеть, которая, как известно, государственных границ
не признает. Кроме того, географическое расположение не влияет на стоимость
его поддержки, поскольку работать с сайтом можно с любого ПК, подключенного
к Интернету. Зарубежные провайдеры, и в частности американские, опережают
остальных по такому очень важному параметру, как пропускная способность
линий. Это вполне объяснимо: сетевые технологии в США развиты, как нигде
в мире, и значит, за ту же цену можно получить гораздо более быструю и
надежную связь, чем в Европе и тем более в России. К тому же процедура
заключения договора на обслуживание <у них> гораздо проще: порой достаточно
однократного обмена электронной почтой с последующей оплатой, и сервер
- ваш. У нас же нередко ведутся длительные переговоры с поставщиком услуг,
да и без бумажной волокиты не обходится. Кто будет отвечать? Взаимоотношения
поставщика услуг и клиента регламентируются специальным договором. Обычно
провайдер гарантирует конфиденциальность данных, хранящихся (постоянно
или временно) на сервере клиента. Однако, как часто бывает в подобных
случаях, большинство компаний, предоставляющих подобного рода услуги,
оставляют за собой довольно много прав, например удалять информацию без
предупреждения, аннулировать договор в одностороннем порядке и т. д. А
клиенту, в свою очередь, надлежит выполнять массу обязанностей: соблюдать
авторские права, следить за соблюдением лицензий, не допускать порнографии
(интересно, как провайдер определяет, что есть порнография, а что легкая
эротика?) и множество других. Примечательно, что, как правило, поставщик
услуг не признает за собой материальной ответственности за вред, причиненный
клиенту по его вине. А вот если пользователи каким-то образом (<дырявые>
программы, спам и т. д.) нарушат нормальное функционирование оборудования
провайдера, то им, возможно, придется раскошелиться. Впрочем, если вашей
компании действительно нужен Web-сайт, свободный от всех перечисленных
ограничений, иного выхода, кроме как основательно потратиться на установку
сервера в собственном офисе, просто не существует. Что дальше? Скорее
всего, в самое ближайшее время подобные службы совсем вытеснят Web-хостинг
с рынка, ведь виртуальные серверы дешевле и функциональнее. А что касается
их дальнейшего развития, то уже сейчас прослеживается тенденция все большей
<виртуализации> таких серверов. Представьте себе: все составные части
вашего сайта находятся не в одном месте на жестком диске у провайдера,
а на нескольких десятках или даже сотнях Web-узлов, разбросанных по всему
миру. Причем функционируют они (за счет специального ПО и протоколов)
по-прежнему как единый Web-сервер. Что дает подобная технология? Во-первых,
многократное повышение надежности и безопасности: потенциальному злоумышленнику
не так-то просто физически <снять> информацию с десятка машин в обоих
полушариях и затем правильно ее <склеить>. Во-вторых, ничто не мешает
дублировать данные на нескольких серверах одновременно, чтобы <умное>
ПО само могло восстанавливать утраченные по тем или иным причинам элементы
сайта. Таким образом, на данный момент сохраняется тенденция к сокращению
расходов пользователя и повышению удобства его работы. А возникнет ли
новая технология, более эффективная, чем виртуальные серверы, покажет
только время...
Термины и определения