Правда о радаре



Правда и мифы о радаре - "БАРЬЕР-2М"

Дурят (извините) нас водителей, но как красиво! Если в имеющейся дозированной информации присутствует только десять процентов правды, то вся информация воспринимается в качестве бесспорной. Так ли это? Попробуем разобраться.

Проблемы на дороге и последующая защита наших конституционных прав в основном связана с отсутствием у конкретного водителя достаточно полной правовой, технической и др. информации и неумением ею пользоваться. Нас приучили, что на дороге инспектор ГАИ это истина в последней инстанции. Если кто сомневается, то после прохождения цепочки жалоб, судебных разбирательств, нас упорно подтолкнут к мысли и внутреннему убеждению, что ты не прав и как говорят "смотри пункт первый". Психология толпы и печальный опыт водительского бытия от встреч с данной инстанцией породили общую ущербность и неуверенность сидящего за рулем. И никто не задумывается, что это является одним из факторов безопасности движения!

В INTERNET загружено большое количество информации о взаимоотношениях водителей с ГАИ по поводу нарушения требований ПДД.
Основные затруднения и проблемы водителей связаны с необходимостью доказывания ими работникам ГАИ отсутствия факта нарушения скорости движения Вашего автомобиля. Точка зрения ГАИ - доказательства на табло радара и точка. Зафиксированная на приборе скорость превышает установленную. Ответственность - сразу штраф или протокол с изъятием прав и штраф в большем размере. Да ради бога, тащи адвоката, он и ты все равно не знают технических возможностей радара, а в протоколе кроме превышенной скорости ничего не зафиксировано.

Итак, анализ начнем с дистанционного измерителя скорости движения транспортных средств "БАРЬЕР-2М" (СФ-100СЦМ).
Ниже приводятся основные и наиболее важные для водителя выписки и положения инструкции по эксплуатации (основной текст) и комментарии (курсивом). Для краткости прибор в тексте называем радаром.

1. Производитель ПТК "Радар", (опытный завод "Запорожприбор").
Обратите внимание: изготовитель радиолокационного радара - Украина, т.е. страна ближнего зарубежья и использование в РФ данного средства измерения определяется таможенными и др. нормами правил, о чем будет указано ниже. Далее нумерация пунктов следует в соответствии с подлинной нумерацией инструкции по эксплуатации.
2. Назначение.
2.1. Измеритель скорости предназначен для дистанционного измерения скорости движения транспортного средства как одиночного, так и движущегося в группе транспортных средств с наибольшей скоростью, с автоматической звуковой сигнализацией превышения заданного порога скорости и фиксацией при этом измеренного значения скорости.
Измеритель скорости используется сотрудниками ГАИ в целях контроля скоростного режима автотранспорта на улицах и дорогах.
3. Технические данные.
3.1. Диапазон измеряемых скоростей от 20 до 199 км/ч.
3.2. Основная погрешность измерителя скорости при измерении скорости не более + 1 км/ч. (плюс-минус)
3.3. Дополнительная погрешность измерителя скорости при измерении скорости не более +1 км/ч в интервале рабочих значений температуры окружающего воздуха. (плюс-минус)
3.4. Дополнительная погрешность измерителя скорости при измерении скорости не более +1 км/ч в интервале рабочих значений напряжения питания. (плюс-минус)
Пояснения. Основная и дополнительная погрешность по пп. 3.2.-3.4. действительна только для движения одиночного автомобиля в идеальных условиях. Другие диапазоны - см. п.3.9.
3.5. Максимальная дальность действия измерителя скорости не менее 300м. по легковому автомобилю типа "Жигули".
Пояснения. Максимальная дальность поверочных испытаний радара по п. 14.5.3.2.4. инструкции в диапазоне измеряемых скоростей составляет 300м. Поверочные испытания по другим расстояниям, маркам, моделям и размерам машин в инструкции не предусмотрены.
3.6. Рабочая частота излучения при измерении скорости (10525 + 30) Мгц. (плюс-минус)
3.7. Диапазон измеряемых скоростей, где возможна дискретная установка порога превышения скорости, от 20 до 199 км/ч.
3.8. Дискретность установки порога превышения скорости 1 км/ч.
3.9. Измеритель скорости измеряет скорость движения транспортного средства, как одиночного, так и движущегося в группе транспортных средств с наибольшей скоростью при условии:
1) минимальная разность скоростей движения транспортного средства и группы не менее разности скоростей соседних каналов измерителя скорости, указанных в табл. 1;
Таблица 1.

Номер канала

1

2

3

4

5

6

7

8

Диапазон скоростей км/ч

160-199

125-160

100-125

80-100

62-80

50-62

40-50

20-40

: максимальное отношение величины отраженного сигнала от группы транспортных средств к величине отраженного сигнала от транспортного средства, движущегося с наибольшей скоростью не более 2:1.
Пояснения. Мало кто обращает внимание на граничные условия применения радара ГАИ. При замере скорости одиночного автомобиля в пределах до 300м., при условии отсутствия других автомобилей на прямой и обратной полосе движения в зоне прямой визуальной видимости по направлению антенны радара - вопросов нет. Вопросы возникают при групповом движении, или наличии автомобилей на полосе движения встречного транспорта (см. далее). Например, при знаке ограничения скорости 50 км/ч, радар может адекватно замерять скорость, если Вы двигаетесь с минимальным превышением группы на 18 км/ч (80-62=18 км/ч, соседний 5й канал). Т.е., если у группы скорость 50 км/ч, а Вы едете со скоростью 65 км/ч, Вас останавливают и показывают на радаре 65 км/ч., знайте, что Вас "дурят", сразу предъявляйте претензию со ссылкой на техусловия "Барьера-2М", данную таблицу и требуйте двоих свидетелей.
При знаке 3.24. 40 км/ч минимальная разница скоростей -12 км/ч
При знаке 3.24. 60 км/ч минимальная разница скоростей -20 км/ч.
Аналогично просчитываются другие диапазоны.
Но!!! Если учитывать примечание 2 к п. 3.9., то становится ясно, что в реальных случаях при замерах на трассе "дурят" еще круче и все остальное идет от "филькиной грамоты". Замер превышения скорости автомобиля в потоке при выше указанной минимальной разнице может быть адекватным только в том случае, если выдерживается соотношение автомашин в потоке как 2:1. Т.е., например в потоке двигаются три машины, одна из них Ваша, и Вы движетесь со скоростью более 12-18-20 км/ч основного потока, на встречной полосе отсутствуют другие автомашины, то можете не спорить и платить сразу штраф. Но, если в потоке кроме Вашей машины движется еще более двух, и они движутся с равной и меньшей скоростью, чем Ваш автомобиль, а по встречной полосе одновременно движутся машины, то, извините, это является ограничивающим условием применения данного радара по техусловиям и не может использоваться при доказательствах нарушения скорости, т.к. отношение отраженного сигнала от группы машин и Вашей машины становится более 2:1. Различные варианты могут быть проанализированы самими водителями. Кто может привести примеры движения на трассах совершенно одиночной машины в визуальных пределах видимости и направлении излучения антенны радара, тем более в г. Москве?
Вопрос, почему все же платят штраф - чисто психологический. "Лихач" не раздумывает, т.к. заранее знает, что нарушает. Дисциплинированный водитель часто не обращает внимания в конкретный момент на спидометр и думает, что действительно превысил скорость, или не хочет задерживаться, или связываться с процедурой жалоб. Действует в основном психология ущербности и внедренная в сознание незащищенность от произвола.
3.10. Измеритель скорости обеспечивает фиксацию измеренного значения скорости с момента превышения заданного порога скорости на время (10,5+0,5) мин. и индикацию текущего времени на период фиксации показаний скорости, а также ручной сброс показаний скорости и времени. (плюс-минус)
3.11. Излучение измерителя скорости автоматически отключается в момент превышения заданного порога скорости, при этом срабатывает звуковая сигнализация.
Пояснения.
С данными пунктами связано другое широко распространенное нарушение со стороны ГАИ, а именно нарушение права водителей на информацию и нарушение права требования записи в протокол зафиксированного на радаре времени. Инспектора обычно дезинформируют о возможности прибора и говорят, что он фиксирует время с момента замера скорости только в течении одной минуты. Тем самым ГАИ искусственно создаются препятствия для осуществления прав водителя на представление других доказательств неправомерных действий ГАИ, а именно, представления доказательств по несоответствию зафиксированного на приборе времени максимально возможному расстоянию, на котором может быть замерена скорость автомобиля в соответствии с инструкцией по эксплуатации радара. Данное расстояние обычно превышает допустимое в несколько раз. Например, время на радаре 68с. (состоящее из 3с.- время полной остановки автомобиля со скорости 60 км/ч, 15-20, мах. 30с. - время на предъявление прав и снятия показаний скорости и времени на радаре после остановки, итого в сумме 33с.) Ta = 68 -33= 35 c.- время движения автомобиля с момента замера скорости радаром до момента торможения.
Расстояние до автомобиля в момент замера радаром S = VaTа =60/3,6 х 35 = 583 м. (зона действия и снятия показаний радаром -мах 300м. в соответствии с п.3.5, п. 14.5.3.2.4, п. 14.5.3.4.1-3 Инструкции по эксплуатации и поверке). Таким образом, при остановке сразу зафиксируйте время по секундной стрелке часов, покажите его свидетелям в машине и инспектору, снимите показания на радаре и рассчитайте расстояние по указанной выше методике. Если больше 300м, требуйте записи в протокол рукой инспектора, и только в случае отказа (а это почти всегда) самостоятельно с указанием свидетелей. Обязательно зафиксируйте установленный порог и канал с учетом таблицы 1 и указанных выше пояснений.
3.12. Измеритель скорости сохраняет свои характеристики при напряжении питания постоянного тока (13 + 2) В или при работе от бортовой сети автомобиля, как при неработающем, так и при работающем двигателе автомобиля. (плюс-минус)
3.13. Измеритель скорости имеет защиту от переполюсовки питающего напряжения.
3.14. Ток, потребляемый измерителем скорости в режиме измерения скорости, не более 1,6А.
3.15. Время установления рабочего режима не более 1 мин.
3.16. При снижении напряжения питания ниже (10+0,4)В на левом индикаторе табло измерительного блока высвечивается буква Р. (плюс-минус)
3.18. Продолжительность непрерывной работы измерителя скорости не менее 8ч.
3.22. Норма вероятности безотказной работы измерителя скорости за время наработки 2000ч. не менее 0,92.
3.23. Средний срок службы измерителя скорости не менее 8 лет.
4. Состав измерителя скорости.
Блок обработки информации.
Блок измерительный.
Кабель L=2,5м, кабель L=10м.
Комплект инструмента и принадлежностей.
5. Устройство и работа измерителя скорости и его составных частей.
5.1. Принцип действия.
5.1.1. Принцип действия дистанционного измерителя скорости основан на эффекте Допплера. Частота сигнала, отраженного от движущегося объекта, отличается от частоты излучаемого сигнала на величину, пропорциональную скорости перемещения транспортного средства. При этом частота принимаемого сигнала будет равна:
f = fизл + Fg, (плюс-минус)
где, fизл - частота излучаемого сигнала, Гц;
Fg - изменение частоты за счет эффекта Допплера, Гц.
Fg = fизл 2V cos Q/C;
где, V- скорость движущегося объекта, км\ч;
C - скорость распространения электромагнитных колебаний, км\ч;
Q - угол между направлением излучения и направлением движения объекта.
Подвижный объект облучается СВЧ сигналом с частотой fизл. Отраженный СВЧ сигнал с частотой f принимается измерителем скорости, где происходит выделение сигнала с частотой Fg и измерение этой частоты, которая пропорциональна скорости движения транспортного средства.
5.1.2 Измерительный блок состоит из рупорной антенны, смесительного диода, генератора на диоде Ганна, платы индикации и предварительного усилителя, платы усилителя и источника питания генератора. Рупорная антенна предназначена для излучения СВЧ сигнала, генерируемого генератором на диоде Ганна в направлении транспортного средства и приема отраженного СВЧ сигнала. На смесительном диоде выделяется допплеровская частота. Плата индикации и предварительного усилителя предназначена для предварительного усиления сигнала допплеровской частоты с целью получения максимального отношения сигнал/шум, отображения на цифровом табло информации о: включении питания измерителя скорости, включении СВЧ генератора, скорости движущихся объектов, времени, прошедшем с момента превышения установленного порога, снижении напряжения питания ниже допустимого уровня.
: Платы фильтров предназначены для частотной селекции НЧ сигналов и аналоговой обработки сигналов, поступающих с блока измерительного, с целью защиты сигнала от воздействия шумов, формирования последовательности прямоугольных импульсов из сигнала, отраженного от объекта, движущегося с наибольшей скоростью (в случае излучения сигнала на группу движущихся нескольких объектов с различными скоростями).
5.4.2. Платы фильтров состоят из восьми идентичных каналов логической и цифровой обработки сигналов, отличающихся друг от друга частотами в пределах всего спектра допплеровских частот. Конструктивно восемь каналов размещены на четырех платах, отличающихся только типономиналами селектирующих фильтров. Диапазоны частот каждого канала, а также диапазоны соответствующих им скоростей движения объектов приведены в табл. 3.

 

Таблица 3.

Номер канала

Граничные частоты канала селекции по уровню ..?, Гц

Диапазон скоростей, км/ч

1

3200-4000

160-199

2

2500-3200

125-160

3

2000-2500

100-125

4

1600-2000

80-100

5

1250-1600

62-80

6

1000-1250

50-62

7

800-1000

40-50

8

400-800

20-40

: При одновременном появлении двух отличающихся по частоте допплеровских частот, работать будет только канал, соответствующий большей частоте.
7. Общие указания по эксплуатации.
7.3. При эксплуатации измерителя скорости необходимо знать, что в связи с использованием в нем радиолокационного принципа действия, возможно воздействие на измеритель скорости помех различного происхождения от:
движущегося транспортного средства по полосе встречного, по отношению к контролируемому, направлению движения;
неподвижных промышленных установок, имеющих подвижные части;
люминесцентного освещения реклам и ламп дневного света;
работающих радиостанций, радиоприемных линий связи, радиолокаторов и других излучающих высокочастотных радиотехнических устройств;
неисправной бортовой сети автомобиля;
различных источников электрических и магнитных полей, например высоковольтных линий, грозовых разрядов и т.д.;
вибрации опоры, но которую установлен измерительный блок.
Комментарии к данному пункту инструкции по видимому излишни.
8. Указание мер безопасности.
8.1 К работе с измерителем скорости должны допускаться лица, знакомые с настоящим техническим описанием и инструкцией по эксплуатации, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
8.2. Уровень интенсивности электромагнитного СВЧ излучения должен удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.006-84 для приборов данного вида.
8.3. Работа с измерителем скорости требует всех мер предосторожности во избежание облучения оператора СВЧ излучением.
8.4. Нахождение людей в зоне действия СВЧ луча на расстоянии более 1м. не представляет для них опасности.
10. Подготовка к работе.
10.5. Проверить работоспособность измерителя скорости: нажать кнопку измерительного блока, при этом должны засветиться сегменты запятая всех трех индикаторов этого блока, свидетельствующие об излучении СВЧ сигнала. В случае высвечивания на левом индикаторе измерительного блока буквы Р прекратить дальнейшую работу, т.к. батарея аккумуляторов разряжена. Требуется произвести ее подзарядку. Направить рупор измерительного блока на звучащий камертон, отнесенный на расстояние 25-30 см. На табло измерительного блока должно высветиться число в диапазоне от 100 до 115. Отпустить кнопку измерительного блока. На индикаторах должны продолжать высвечиваться те же цифры.
10.6. Проверить работоспособность срабатывания звуковой сигнализации счетчика времени в момент превышения установленного порога скорости, для чего установить переключателем ПОРОГ Km/h скорость 95км/ч. Проделать операции, указанные в п.10.5. настоящего технического описания. На табло измерительного блока должно высветиться число в диапазоне от 100 до 115, зазвучать звуковая сигнализация в течении 7с-9с и погаснуть два левых сегмента запятая. Нажать кнопку СК-ВР. При этом на табло измерительного блока должно высветиться значение времени в минутах и секундах, прошедшее с момента срабатывания звуковой сигнализации. Отжать кнопку СК-ВР. При этом на табло измерительного блока должно высветиться значение запомнившейся скорости (от 100 до 115). Нажать кнопку СБР. Показания табло измерительного блока при этом должны погаснуть, а два левых сегмента запятая должны засветиться.
Пояснения. Исходя из данного пункта, водитель в случае сомнений в исправности радара или корректности замеров, может потребовать на месте замера от ГАИ представить информацию и доказательства исправности и зафиксировать показания при свидетелях в соответствии с законом РФ "О безопасности дорожного движения".
11. Порядок работы.
11.1.3. При попадании движущегося объекта в зону действия измерителя скорости на табло измерительного блока индицируется значение скорости движения объекта, причем, если в зону действия измерителя скорости попадает другой объект, скорость которого больше на 10 или более км/ч в зависимости от каналов приема, то измеритель скорости автоматически переходит на измерение скорости движения объекта, движущегося с большей скоростью.
13. Техническое обслуживание.
13.1. Профилактические работы производятся лицами, непосредственно эксплуатирующими измеритель скорости. Периодичность профилактических работ - не реже одного раза в год.
13.5. Проверка общей работоспособности измерителя скорости проводится перед измерениями. При этом измеритель скорости проверяется в соответствии с разделом 10 настоящего технического описания.
14. Методика поверки измерителя скорости.
Периодичность поверки в процессе эксплуатации - не реже 1 раза в год.
14.2.1. При проведении поверки должны применяться средства поверки, указанные в табл. 6.
: Стенд для испытаний и поверки дистанционных измерителей скорости С-2М. ТУ 25-06(Иа 2.761.001)-84, секундомер.
14.3.2. При проведении поверки работа связана с открытыми трактами СВЧ мощности, относится к особо вредным условиям труда и требует соблюдения всех мер предосторожности во избежание облучения оператора СВЧ излучением.
14.3.3. При проведении поверки запрещено находиться перед раскрывом антенны включенного измерительного блока на расстоянии менее 1м.
Пояснения. Особо вредные условия труда сотрудников ГАИ почему то умалчиваются. На самом деле, излучение вредно не только перед раскрывом антенны. Но и вокруг ее. Воздействие СВЧ известно в медицине (в основном на иммунную систему, на головной и костный мозг, генетику, последствия - лейкоз, мононуклеоз и т.д.). Известно ли это инспекторам и компенсируется ли это получаемыми штрафами?.
14.5.3.2.4. Измеритель скорости считается выдержавшим испытания, если разность между значением показаний измерительного блока и проверяемым значением вводимой скорости не превышает основной погрешности измерения, равного +1 км/ч, диапазон измеряемых скоростей в пределах от 20 до 199 км/ч и максимальная дальность действия измерителя скорости в диапазоне измеряемых скоростей составляет 300м.
14.6.1. На измерители скорости, прошедшие государственную поверку с положительными результатами, выдается свидетельство по форме, установленной органами Госстандарта СССР.
Пояснения. В связи с тем, что поверка радара производится не в реальных условиях по движущемуся автомобилю, а с использованием стенда с образцовыми и вспомогательными средствами поверки, излучающими импульсы с заданной частотой, реальная погрешность замера скоростей по реально движущемуся автомобилю с учетом ограничений по п.п. 3.9, 5.4.2, 7 Инструкции должна быть больше и не будет соответствовать п.3.1. технических данных инструкции.

Вопросы для самостоятельной проработки любознательных, внимательно прочитавших инструкцию.
Какой реальный угол раскрытия рупорной антенны при излучении и приеме сигнала СВЧ? Об этом умалчивает инструкция и от этого зависит дальнейшее существование очередного мифа о допустимости доказательства с помощью одновременного фотографирования автомобиля нарушителя скорости движения. Почему об этом умалчивают очередные "рационализаторы" радара? Есть ли примеры замеров у столба с люминесцентной лампой, под линией электропередач и т.д. по п.7. Инструкции. Является ли предъявляемое свидетельство о поверке радара доказательством его исправности и точности замеров и какие данные в нем должны быть указаны? Как зависит отражение сигнала СВЧ от цвета, покрытия, размера, марки машины? Какие требования предъявляются для ввоза в РФ импортных и применения отечественных радиолокационных приборов? На основе каких законов в РФ может использоваться данное средство измерения и в каком случае замеры могут являться доказательством?








Рейтинг SunHome.ru Яндекс.Метрика