Поступая на работу необходимо:
Правила ведения журнала:
На практических занятиях участие каждого студента должно оцениваться с учетом всех видов работы. Оценки практического занятия на теоретические циклы не переносятся. Критерии оценок на практическом занятии: В оценку студента за практическое занятие входят: а) тематическая направленность записей, грамотное и аккуратное их заполнение; б) выполнение требований к медицинской форме студентов. По окончании занятий по предмету (конец полугодия, года) преподаватель на последнем занятии, как теоретическом, так и практическом, должен выставить оценку в журнале и зачетной книжке, так как студенты, не оформившие зачетные книжки, к экзаменам не допускаются. Если практических занятий (часов) менее 20, то выводится 1 оценка с учетом оценок по практическим и теоретическим занятиям. Если практических часов 20 и более, то выводятся оценки по практическим и теоретическим занятиям, затем общая, причем общая не должна превышать оценку за практические занятия. Семестровая оценка по теоретическим занятиям выводится на основе оценок в журнале, перенос с практических занятий в теоретический курс не допускается. Зачеты по предмету проводятся только в том случае, если они предусмотрены учебным планом. Недопустимо проводить внеплановые зачеты по нескольким темам, тем более в конце семестра, так как это ведет к большой перегрузке студентов. Не допускать значительных интервалов в опросе студентов. Особое внимание уделять неудовлетворительным оценкам, опрос по не усвоенной теме проводить в ближайшие 2-3 занятия. Начиная занятия по предмету (начало года, полугодия), преподаватель должен узнать у зав. отделениями, снимаются ли часы в связи с пребыванием студентов на сельхозработах, будут ли студенты сдавать зачеты или экзамены в конце семестра. В течение полугодия (года) преподаватель должен вести индивидуальную работу со слабыми студентами с целью повышения качества знаний. ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практические занятия проводятся по расписанию. Перестановка часов и дней практического занятия допускается только с разрешения зам. директора по практическому обучению или зав. практикой. Студенты на каждом занятии (начиная с первого) заполняют дневник и перечень манипуляций. Преподаватель обязан проверять записи и подписывать их. Журнал практических занятий ведется отдельно от теоретического курса, находится у бригадира подгруппы и ежедневно сдается в учебную часть (103 комн.) после окончания практического занятия. Преподаватель обязан в конце каждого занятия поставить оценку каждому студенту (кроме дежурного), указать тему, дату, количество часов и расписаться. Каждый преподаватель должен встретить и проводить подгруппу, проконтролировать работу дежурного по санитарному состоянию раздевалки практической базы. Одновременно с преподавателем за организации} практического занятия и своевременную отработку пропущенных практических занятий отвечает бригадир группы. В колледже работает совет бригадиров по отделениям. Цель работы совета бригадиров:
Преподаватель может дать на рассмотрение совета бригадиров любые вопросы, касающиеся работы студентов на практическом занятии. Правила отработки пропущенных практических занятий: Пропущенные теоретические и практические занятия обязательно отрабатываются, после чего преподаватель обводит кружком "нб". Практические занятия отрабатываются по направлению, не позже одной недели после выхода студента на занятие. Студенты, имеющие освобождение по болезни или другой оправдательной причине, должны получить по нему направление на отработку практического занятия, а затем сдать документы старосте. ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ Каждый преподаватель обязан:
а) календарно-тематические или рабочие программы; б) классного руководителя; в) кабинета или лаборатории г) кружковой работы.
ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ Каждый студент обязан изучить "Памятку студента" и следовать ее рекомендациям. Кроме того, от него требуется:
За 2 минуты до начала каждого занятия сесть за стол и подготовить рабочее место.
СОВЕТЫ-РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
39Уважайте свой труд, труд коллег и студентов ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Должностные обязанности:
Должен знать:
Имеет право:
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Классный руководитель назначается приказом директора на первых курсах из числа наиболее опытных преподавателей; ему принадлежит ведущая роль в организации учебно-воспитательной работы в учебных группах. Классный руководитель назначается зам. директора по воспитательной работе и зав. отделением. Должностные обязанности:
Должен знать:
Имеет право:
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ЗАНЯТИЯ Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому занятие по любому предмету, на любую тему, любого типа, проводится ли оно в кабинете, или в лаборатории, или в ЛПУ, всегда начинается с предварительной организации (организационного момента). Предварительная организация занятия имеет две задачи:
Предварительная организация включает следующие моменты:
Важным моментом занятия является постановка целей: обучающей, развивающей, воспитывающей. Например, при изучении теории химического строения веществ A.M. Бутлерова, можно поставить следующие цели: студенты должны знать основные положения теории; на основании , теории студенты должны уметь объяснить причины многообразия органических веществ, доказать зависимость свойств органических веществ от их строения, применять законы диалектики для научных фактов. Изучение нового материала - главное в обучении. Приступая к нему, преподаватель исходит из сложности учебного материала и задач, поставленных перед занятием. От этого зависит тип занятия и методы, которые будут применены. Его может изложить сам преподаватель, он может быть усвоен путем совместной работы преподавателя со студентами. Он может, быть отработан в порядке самостоятельной работы студентов. Надо твердо понять закон: новые знания должны быть ясно поняты студентами именно на занятиях. Домашняя работа может иметь лишь вспомогательное значение, главным образом для лучшего запоминания совершенствования изученного и понятого на занятии. Необходимо добиваться усвоения нового материала на самом занятии. Закрепление не всегда обязательный этап занятия. Если материал прост для усвоения, методика работы несложна, и преподаватель видит, что ему удалось основательно закрепить пройденное в самом процессе объяснения, специальной работы можно не проводить. Форм закрепления знаний очень много. Иногда достаточно преподавателю кратко повторить основные положения проработанного материала, выделяя главное и существенное. Закрепление имеет двойную задачу - добиться, чтобы студенты крепче запомнили материал (здесь преподаватель апеллирует к памяти студента), а так же научились использовать полученные знания, следовательно, это апелляция к активному мышлению. Преподаватели решают ситуационные задачи, проводят организацию групповой деятельности студентов, что важно для создания на занятии атмосферы коллективного труда. Ведь фактически студенты учатся рядом, но не коллективно. Отсутствуют такие существенные черты коллективного труда, как взаимозависимость и деловая взаимопомощь. Формой закрепления является проверка знаний студента. Основная функция проверки знаний - обучающая. Ведь проверка знаний - это не ревизия склада: установил наличие и отметил, и не ловля неудачников, тем более, не отместка за плохое поведение, невнимательность и т.д. Проверять надо не только память, но и главным образом мышление, потому что сама суть обучения состоит в развитии мышления. Важная проблема - что именно, какие знания проверять. Лишь опорные знания должны сохраняться в памяти студентов навсегда и надолго. Следовательно, опорные (базовые) знания - предмет особой заботы преподавателя. Они должны быть прочно закреплены. Их можно (и нужно) спрашивать всегда. Успех работы во многом объясняется именно тем, что опорным знаниям уделяется особое внимание, не допускается их утрата, которая ведет к отставанию в учении. Мы не придаем должного внимания заключительному этапу занятия. Часто задание дается наспех, под звонок или после него, все его содержание сводится к указанию параграфа и страниц учебника. Никакой речи о ликвидации системы домашних заданий быть не может, ибо наш выпускник должен уметь самостоятельно работать. Задание надо давать при полном внимании всех студентов, не всегда целесообразно давать его в конце занятия. Можно давать в начале занятия, превратив остальную часть занятия в подготовку к выполнению задания. Надо добиться, чтобы содержание домашнего задания было понято всеми студентами. Надо, наконец, разъяснить не только то, что нужно сделать, но и как сделать, т.е. вооружить методикой выполнения домашнего задания. СОСТАВ УМК ЗАНЯТИЯ
ТИПЫ ЗАНЯТИЙ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКАХ I. Индивидуальная Это самостоятельная учебная деятельность студентов по выполнению специально подобранного для них задания, соответствующего учебным возможностям каждого студента. II.Фронтальная Все студенты одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. III. Групповая Это вид коллективной деятельности, при которой студенты делятся на ряд небольших малых групп для выполнения определенных учебно-познавательных задач. Групповая форма незаменима на лабораторно-практических занятий, при решении проблемных задач и создании производственных ситуаций (деловая игра). ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ (дидактические принципы)
Дидактика в переводе с греческого означает "поучительный". Это часть педагогики, составляющая теорию обучения. Она обосновывает и раскрывает содержание, методы и формы обучения. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент.
2. Постановка целей занятия:
3. Планируемые результаты обучения, что студенты должны знать и уметь. 4. Проверка знаний:
5. Изучение нового материала:
6. Закрепление материала имеет целью добиться, чтобы студенты:
Формы закрепления:
7. Домашнее задание:
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНОВ ЗАНЯТИЙ I. Проблемная лекция
Для проведения проблемной лекции необходимо:
П. Урок-конференция
Для проведения конференции следует провести предварительную подготовку:
III. Урок самостоятельной работы с учебником и дополнительной, литературой
Для проведения занятия необходимо:
IV. Традиционное, комбинированное занятие
Различные виды опроса (взаимоопрос по вопроснику, программный контроль, выполнение манипуляций и навыков на фантоме, комбинированный фронтальный опрос, решение проблемных задач).
Проводится в том случае, если преподавателю не удается изложить все необходимое на лекции. V. Семинар
НАЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕМУ ТРЕБОВАНИЯ Контроль знаний и умений учащихся - одна из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение по всем формам не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателями и студентами устанавливается "обратная связь", которая позволяет оценивать: динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений, навыков, на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. Контроль знаний и умений учащихся выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методические функции. Наиболее важная и специфическая - проверочная функция. • Показатели контроля служат главным основанием для суждения о результатах обучения, т.е. для решения таких вопросов, как перевод на следующий курс, выдача диплома. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности студентов и преподавателей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, подсказывают меры, необходимые для ее совершенствования. Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция - другое важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения, студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организованной учебной деятельности, самостоятельности в овладевании знаниями. Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности студента, формированию его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Контроль протекает в условиях обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого. Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, т.к. он глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Результаты сугубо индивидуальных усилий по усвоению учебного материала становятся предметом общественного обсуждения. Контроль дисциплинирует студента , воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней. Правильно осуществляя контроль, преподаватель имеет возможность постоянно побуждать студентов к совершенствованию своих знаний и умений, к выработке объективных самооценочных суждений, к развитию потребности в самоконтроле. Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности. Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований. Контроль должен быть:
ВИДЫ КОНТРОЛЯ В педагогической литературе обычно выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса. Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений студентов, чтобы использовать его, как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит в календарно-тематический план коррективы определяет каким разделам программ следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях студентов. Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний и умений студентов. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью студентов, ее корректировка. Он позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, и на основе этого, оперативно вносить изменения в учебном процессе. Другими важными задачами текущего контроля является: стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы студентов, активизация их познавательной деятельности, определение уровня овладения студентами умениями самостоятельной работы, создания условий для их формирования. Продолжение текущего контроля - это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением или применением учебного процесса. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным или групповым. При .организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, а не формального, механического усвоения студентами учебного материала. Текущий контроль должен небольшую часть учебного процесса, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации. Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого студента. В это случае студенты перестают регулярно готовиться к занятиям, а следовательно, и систематически закреплять пройденный материал. Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам. Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и умений, т.к. он проводится через продолжительный период времени и по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса, и от студентов требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического контроля обобщается и усваивается целый раздел, тема, выявляются логические связи с другими разделами, другими предметами. Рубежный контроль охватывает студентов всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей. Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения студентами системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Итоговый контроль это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить о достижениях студентов. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умения студентов проявляется и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируется интеллектуальные умения и навыки. Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях (для технических и сельскохозяйственных специальностей), государственных экзаменах, защите дипломного проекта. По результатам контроля выставляются опенки по пяти-бальной системе. Итоговые семестровые оценки успеваемости студентов по предметам не выносятся на экзамены, выставляются по результатам текущего и периодического контроля. При переводе студентов на следующий курс они приравниваются к экзаменационным оценкам. Такие оценки нельзя выводить как среднеарифметическое всех имеющихся оценок: в первую очередь следует обращать внимание на результаты контроля, осуществляемого по узловым вопросам учебной программы, по письменным и контрольным работам. Заключительная часть устного опроса - подробный анализ ответов студентов. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает выводы о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывают его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культура речи, умение связывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью. Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков, требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех студентов. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования рабочего времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при этих же затратах времени контролировать работу большего количества студентов. Так, пока одни работают у доски, другие решают задачи на доске, выполняют письменную работу, отвечают на поставленные вопросы с места. Письменная проверка, наряду с устной, является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков студентов. Однородность работ, выполняемых студентами, позволяет предъявить ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым. Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудитории, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий). Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты (математические, химические, чертежные, технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решение задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных и чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7 - 15 мин.), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа (за исключением сочинений по литературе), последние проводятся, как правило, для рубежного контроля. Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинаковой. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания. Для проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки, причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими студентами того или иного раздела (темы), на занятии следует провести разбор плохо усвоенного материала. Однако, анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания студентов имеет анализ контрольных работ, выполненных на "4" и "5", с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа. Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка. Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не велики по объему, содержат задание в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени ее выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каждого студента. Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов студенту, отвечающему у доски. В тех случаях, когда студент испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания. Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров по тому или иному положению ответов. Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность студентов всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос. Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать студента, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать студента. Это допускается только в тех случаях, когда студент делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку, преподаватель вызывает другого студента для его исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать студенту, не показывая ему правильного ответа. Длительность устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий, индивидуальных особенностей студентов. В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать студентов использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модели, лабораторное и заводское оборудование. Для углубления и расширения знаний студентов можно дать индивидуальные задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам материала, по истории вопроса. Диктанты (предметные и технические) широко используют для текущего контроля. С их помощью можно подготовить студентов к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обучение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующего длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ. Часто содержание диктантов заранее записывается на магнитофон, иногда по вариантам. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всей группы, предупреждает списывание. Сочинения и рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания студентов, проверить умение раскрыть тему, но и играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки сочинения и реферата студент мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко уясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ преподаватель обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждений. Наряду с аудиторными письменными работами используют и домашние контрольные работы, над которыми студенты работают несколько дней (10 - 15), так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами. Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения студентов в ССУЗ - не только усвоение ими определенной системы знаний, но и, главным образом, формирование профессиональной готовности решать практические производственныезадачи. Такая готовность определяется степенью сформированное™ системы умений и, прежде всего, профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий студент обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний. Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических предметов, но наиболее широко - специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики. Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания: провести различные измерения, осуществить сборку, разборку, наладку машин и механизмов, определить причины неисправности, настроить прибор, разработать техническую документацию, изготовить конкретное изделие, выполнить практическую работу, проанализировать производственную ситуацию, поставить эксперимент и т.д. Например, на лабораторных и практических работах преподаватель имеет возможность проверить знание теоретических положений, необходимых для выполнения заданий. В процессе наблюдения за ходом таких работ - последовательностью, самостоятельностью, уверенностью в действиях - выявляется сформированность умений обращаться с приборами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанном. Широкое проведение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, педагогические и др.), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста. Они позволяют объективно определить уровень готовности важнейших умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний в нестандартных условиях. Практическая проверка - это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность студентов, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении заданий). За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения, а также опроса с помощью контролирующихустройств и комплексов, позволяющих иметь регулярную "обратную связь" от обучаемых к обучающему. Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдается студентами для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала. В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется только в форме ответов студентов на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять по двум способам: с помощью машинного и безмашинного контроля. При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина, на основе заданного критерия, выдает оценку. При безмашинном контроле, ответы студентов на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений - шаблонов. Тестовый контроль дает возможность, при незначительных затратах аудиторного времени, проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность студентов (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля. Несмотря на большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам вопросов: к избирательным, основанным на таких видах деятельности студента, как узнавание, припоминание, и конструированным, основанным на припоминании и дополнении. Наибольшее применение, в связи с простотой анализа и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующие устройства, получили избирательные задания. К каждому вопросу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, студент должен найти среди них правильный. Среди избирательных заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного выбора. Альтернативные задания применяют в тех случаях, когда на предложенный вопрос студент должен ответить "да" или "нет". В связи с большой вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже других избирательных заданий. Задания множественного выбора предполагают выбор одного ответа из нескольких (пяти-шести). Среди них могут быть и такие: "не знаю", "нет правильного ответа". Эти задания широко применяют в связи с тем, что ответы на них сравнительно легко могут быть введены в современные технические средства обратной связи. Большинство контролирующих устройств, применяемых в средних специальных учебных заведениях, рас рассчитаны на задания такого типа. Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставление, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке. Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т.п. В тексте заданий имеются соответствующие пропуски, куда студенты записывают ответы в словесной, формульной, числовой форме. Тестовый контроль в силу своей ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность студента, уровень его развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений, навыков. В последнее время стали применять такие методы, как самоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студента, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой студенты получают инструкцию о выполнении работы и ключ для самопроверки. Инструкция должна показать студентам, какие знания и умения контролируются, а ключ содержит правильные ответы, по которым студенты сверяют результаты работы и вносят необходимые исправления. При этом студенты работают либо по обучающим программам, либо правильные ответы проецируются на экран, либо записываются на доске. Для показа образца правильного ответа можно использовать магнитофон, кодоскоп, диапроектор. Подобным образом осуществляется и взаимопроверка, в ходе которой студенты проверяют друг у друга выполнение заданий. Совокупность названных методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обученное студентов. |