Рубим хвост.





Зачем это надо в обычной жизни? Если Вы не лезете в криминал или в игры спецслужб, навряд ли тебе придётся уходить от профессионального наблюдения. НО темнее менее никто не может застраховать Вас и Ваших близких от преступных посягательств криминалитета (подготовка и реализация убийства или похищения), а также от сбора компромата конкурентами в бизнесе.

Прежде чем пойти на сколь либо серьезное преступление, злоумышленники (если только они не полные отморозки или дилетанты) всегда собирают информацию, которая должна обеспечить им успешную реализацию преступного плана. Главный интерес для преступников представляют сведения об объекте преступления. Заранее выясняются и уточняются маршруты его движения между домом, работой и посещаемыми местами, график работы, изучаются образ жизни, распорядок дня, привычки и наклонности, а также внешность и особые приметы жертвы. По возможности ведется фото или видеосъемка. Также обязательно собирается информация об организации, тактике действий, техническом оснащении и вооружении охраны объекта наблюдения и о профессиональных и личных качествах его охранников.

Для получения таких сведений преступники могут попытаться под различными предлогами установить контакты с объектом наблюдения или его окружением, осуществлять прослушивание его разговоров, снимать информацию с его компьютерных систем, но в любом случае, как показывает практика, серьезные действия со стороны бандитов или конкурентов обязательно будут включать в себя наружное наблюдение, которое, как правило, является главным, а часто и единственным, способом получить нужную информацию. Факт появления такого наблюдения может являться первым подготовительным этапом преступного акта. Вовремя заметить слежку - значить лишить противную сторону информации и обезопасить себя и своих близких от вероятного нападения, поскольку в этом случае потенциальная жертва имеет шанс предпринять необходимые меры защиты.

Хотя по закону об оперативно-розыскной деятельности наружное наблюдение - прерогатива государства, и им не имеют права заниматься частные лица, частные детективы, сотрудники охранных фирм, но неофициально такие услуги довольно распространены. Чем сложнее задуманное преступление, тем больше сил и средств затрачивается на наружное наблюдение, и тем дольше длится подготовительный этап сбора информации у преступников. Если хотят ограбить, организовать психологический прессинг, заставить вернуть долги, то в этих случаях следят, как правило, дилетанты или сами бандиты. Для более серьезных преступлений могут нанимать профессионалов, каковыми являются бывшие сотрудники соответствующих служб МВД и КГБ/ФСБ. Профессиональное наружное наблюдение стоит дорого и не каждый заказчик может себе это позволить. Выставлять же против профессиональных охранников филеров-дилетантов - слишком опасно. Поэтому уже сам факт наличия у объекта телохранителей может предотвратить возможное покушение на него.

Обнаружение наружного наблюдения

Наружное наблюдение может быть мобильным или стационарным и проводиться достаточно длительное время, иногда с использованием скрытой видео- и фотосъемки. Мобильное наблюдение еще называют слежкой, от слова "следовать".

Важнейшей задачей при ведении наблюдения является недопущение расшифровки филера (детектива), поэтому он не должен привлекать внимание окружающих его людей. Профессиональные филеры - это люди от двадцати до пятидесяти лет. У них типичные, не запоминаемые лица без особых примет - бородавок, шрамов, ярких родимых пятен и так далее. Фигуры у них тоже обычные, не высокие и не низкие, не толстые и не худые. Одеваются они неброско, но современно и со вкусом, причем верхнюю часть гардероба (рубашки, блузки, пиджаки, плащи, куртки) в ходе слежки они могут менять. В ходу у них и двусторонние куртки, которые можно носить и с изнаночной стороны. Они также могут применять парики, накладные бороды или усы, менять очки. Используют они все эти атрибуты после того, как попадут на глаза объекту наблюдения, чтобы тот их не запомнил, увидев во второй раз. Следует иметь в виду, что нижнюю часть гардероба (брюки, туфли, юбки, носки) так просто не заменишь, и она обычно остается прежней.

Слежку редко ведут в одиночку, потому что велик риск как потерять объект, так и примелькаться. Между собой следящие незаметно общаются с помощью переговорных устройств (мобильных телефонов) или специальными жестами. Часто для слежки используют женщин, как в одиночку, так и в паре с мужчиной. В этих случаях они работают под "легендой" - "семейная пара" или "влюбленные". Могут привлекаться и подростки, особенно из криминальной среды.

Для слежки используют самые обычные для данных улиц машины, причем безо всяких бросающихся в глаза излишеств, - не совсем чистые, не совсем новые, не слишком большие, но и не слишком маленькие, без шпаклевочных пятен, автомобильных украшений (наклеек, эмблем, игрушек), нестандартных элементов отделки и больших, бросающихся в глаза, антенн. Чаще всего - это стандартные Жигули. Могут также использоваться автофургоны и мотоциклы. Специалисты никогда не будут использовать для слежки транспортные средства красного, оранжевого, желтого, белого и других ярких или модных тонов. Специальные машины слежения оборудованы средствами связи, форсированными двигателями, а некоторые имеют раздельные выключатели передних и задних осветительных приборов. Государственные номера могут менять, но набор их, как правило, ограничен, и со временем их можно вычислить.

Выявлять скрытую слежку следует аккуратно, чтобы не насторожить преступников. При обнаружении факта вскрытия слежки объектом наблюдения, преступники моментально ее прекратят, подключат дополнительные силы и будут применять более изощренные методы наружного наблюдения. Поэтому рекомендуется ровное, спокойное поведение как объекта слежения, так и его охраны, отказ от грубых проверок, тем более от демонстрации каких-либо навыков в этой области. Также не стоит демонстрировать факт выявления слежки до полного выяснения намерений и личностей злоумышленников.

Самый простой вид наблюдения - стационарное наблюдение. Оно ведется с неподвижного поста, который располагается в месте, где его длительное пребывание объяснимо, и одновременно имеется возможность контролировать все подходы к объекту. Это могут быть арендованные квартиры, стоящие машины, магазины, подъезды, технические помещения зданий, киоски или передвижные лотки, кафе и рестораны, офисы фирм, остановки общественного транспорта, зоны имитации "ремонтных" работ, парки и т.п. Для повышения скрытности действий преступники могут использовать технические средства визуального наблюдения (телесистемы, бинокли и т.п.), что позволяет увеличить дистанцию до объекта наблюдения и затрудняет их обнаружение. Как правило, мелкие преступные группы не располагают силами для квалифицированной слежки с постоянных постов в течение нескольких суток.

Стационарное наблюдение осуществляется с целью контроля за определенной местностью, зданиями, или не находящимися в движении предметами или лицами. Наиболее интересны для преступников места, куда объект наблюдения подъезжает на автомобиле - места жительства, работы, постоянных посещений (спортивные залы, сауны, рестораны, квартиры любовниц и т.п.). При изучении этих объектов определяются уязвимые места на подступах и внутри, а также пути подхода и отхода. Иногда стационарное наблюдение применяют и на маршруте следования, когда перемещения объекта известны и его появление в месте наблюдения предрешено. При этом, как правило, выбирают такие места, где в силу объективных причин автомобиль с объектом наблюдения вынужден снижать скорость или останавливаться.

Стационарное наблюдение очень трудно обнаружить. Этим должны заниматься специально выделенные охранники или телохранители, когда они не заняты непосредственным сопровождением клиента. Выявление стационарного наблюдения осуществляется путем регулярного тщательного изучения окружающей обстановки в местах, где такое наблюдение возможно. При обнаружении необычных, нетипичных изменений в окружении, они тщательно расследуются. Насторожить должны следующие моменты:

Припаркованная незнакомая машина с людьми, особенно долгое время стоящая вместе, откуда можно видеть подъезд и машину потенциальной жертвы. Если работают дилетанты, то в машине сидят несколько человек, а в салоне может находиться сменная одежда, еда и термосы. Профессионалы такого себе никогда не позволят, и в машине в этом случае будет находиться один человек. Если наблюдение осуществляется в течение нескольких суток, то автомобиль, место его стоянки, а также лица, находящиеся в нем, периодически меняются.

Незнакомые люди, длительное время находящиеся в зоне контроля. В отличие от мобильной слежки при стационарном наблюдении каких-либо специальных требований к внешности наблюдателей нет, и круг задействованных лиц может быть гораздо шире. Это могут быть долгое время сидящий у окна или за столиком на улице посетитель кафе; человек, вроде бы читающий газету, но не обращающий на нее внимания; женщина, якобы разговаривающая по телефону-автомату, но при этом следящая за подъездом дома напротив; вошедший в магазин человек, который ничего не покупает, а стоит у витрины и смотрит на улицу; водитель, "чинящий" свою машину; "влюбленная парочка", молодая мама с коляской; пьяный бомж или пожилые женщины, болтающие на скамейке. Особенно следует обращать внимание на места, облегчающие ведение наблюдения: в жаркие дни - места в тени, в холодные дни - места, защищенные от холода и ветра, в дождливые дни - места под крышей.

Отъехавшая неприметная машина или люди, начавшие говорить по мобильному телефону, вышедшие из подъезда или проявляющие суетливость, после того, как объект наблюдения покинул место своего пребывания.

Обнаружение вблизи мест, посещаемых потенциальной жертвой, фактов осмотра посторонними лицами чердаков, окон заброшенных строений и других помещений с целью подбора места для снайпера или ведения наблюдения.

Постоянно зашторенные окна соседних зданий - скрытое наблюдение может вестись из съемной квартиры.

Появления "по делам службы" на примыкающей территории людей в форме сотрудников пожарной охраны или представителей различных городских ремонтных служб, не внушавших доверия своим внешним видом, поведением или отсутствием удостоверений личности.

По месту жительства полезно поддерживать хорошие отношения с соседями, проживающими в доме пенсионерами, которые любят сидеть на лавочке у подъезда, дворниками, убирающими окрестную территорию. Иногда они могут сообщить о посторонних, неумело ведущих наблюдение.

Мобильное наблюдение (слежка) за объектом наблюдения осуществляется при его движении в автомобиле, на общественном транспорте, пешим порядком.

Для ведения грамотной слежки за автомобилем используют 3-8 человек, включая хотя бы одну женщину, на нескольких машинах (не более двух человек в одной машине). Дилетанты могут ограничиться и одной машиной, при этом в ней может находиться 3-4 человека. Чтобы не попасть на глаза объекту наблюдения, используют различные способы маскировки. Если слежка ведется одной машиной, то она следует за объектом наблюдения, держась немного слева или справа от полосы его движения и пропустив перед собой не более двух посторонних машин. При использовании двух машин, одна из них, по возможности, использует параллельные улицы и фиксирует наблюдаемого через перекрестки. Время от времени они меняются местами. Если имеется третья машина, она либо опережает объект, наблюдая за ним в зеркало заднего вида, либо поджидает его где-то на маршруте, чтобы принять "эстафету" у коллег. На пустынных участках следящих легко обнаружить, поэтому они обычно обгоняют объект, сворачивают в переулок и какое-то время выжидают.

Может применяться и другая схема. Одна из машин наблюдения движется впереди объекта, еще одна на некотором удалении от него (но на расстоянии визуального контроля) и еще одна автомашина замыкает цепочку. При остановке объекта или через определенное время преследующая его машина проезжает мимо, передавая наблюдение (по радиосвязи) следующей за ней машине. При резком увеличении объектом наблюдения скорости функции наблюдателя передаются впереди идущей машине.

При слежке высокого уровня часто используют средства негласного определения местонахождения автомобиля - специальные радиомаячки. Они крепятся куда угодно на автомобиль объекта наблюдения, обычно на задний бампер и позволяют преследователям двигаться на значительном удалении, затрудняющем их выявление. Об этом следует помнить, осматривая автомобиль потенциальной жертвы. В автомобиль могут также установить и подслушивающее устройство. Поэтому не следует подвозить посторонних людей, а после ремонта в мастерской необходимо проводить соответствующую проверку автомобиля с привлечением специалистов.

Для выявления слежки в пути необходимо фиксировать машины, пассажиры которых в процессе обгона пытаются зрительно как бы провести опознание. В движении следует также вести поиск подозрительных автомобилей, к которым относятся машины, необоснованно меняющие полосу или направление движения, неоправданно нарушающие правила, высовывающиеся из-за промежуточных прикрывающих автомобилей. Главным критерием принадлежности машины к слежке являются ее повторяемость в нескольких местах и характерные для сопровождения объекта наблюдения действия. При появлении таких автомашин запоминают их марку, госномера, цвет, внешний вид, описание водителя (пассажиров). Следует иметь в виду, что где-то за углом водитель может попросту покинуть машину, впустив за руль напарника. Поэтому важнее запоминать автомобили, чем водителей.

При необходимости возникшие подозрения проверяют (на изученных маршрутах), неожиданно свернув в малолюдный переулок, изменив направление, рядность и скорость движения, следя при этом, как реагируют окружающие машины. Можно под благовидным предлогом остановиться за углом и зафиксировать машину, которая проедет мимо. Используют и развороты в противоположном направлении в разрешенных и предназначенных для этого местах, площади с круговым движением, развязки на окраинах города и третьем кольце, проезд через хорошо изученные сквозные дворы и т.п. Можно сделать вид, что собираетесь остановиться на предупредительно мигающий зеленый свет, а когда зажжется желтый, проскочить перекресток: в этом случае следящий может выдать себя, промчавшись за вами на красный свет.

Имеет смысл "провериться" и при подъезде к месту работы. Например, проехать пару кварталов лишних и внезапно припарковаться у кафе. Если за вами следует машина с наблюдателями, она, скорее всего, проедет мимо. Если среди проехавших мимо опознается машина, которая несколько раз уже попадала в поле зрения, это может навести на мысль о слежке. Профессионал наблюдения скорее всего не попадется на эту уловку, но при неблагоприятных обстоятельствах (нет места для парковки, боковых улиц, сильное движение транспорта) засветиться может и он.

Для квалифицированного сопровождения объекта наблюдения при движении пешим порядком обычно используются четыре-шесть человек. Слежка ведется с таким расчетом, чтобы в непосредственной близости от объекта всегда находился лишь один наблюдатель, чтобы никто из участников бригады не засветился дважды на маршруте. Квалифицированные преследователи часто передают объект слежки сначала другому фил?ру, затем третьему и так далее. В стандартной ситуации оптимальным местоположением филера считается позиция за спиной объекта. При работе в составе бригады наружного наблюдения, один из филеров может двигаться по противоположной стороне улицы параллельно объекту, контролируя его возможные повороты на перекрестках и уход в проходные дворы. Расстояние, с которого ведется наблюдение, меняется: от трех-пяти метров на многолюдной улице до пятидесяти-ста на пустынной.

Наиболее распространенными приемами слежки являются:

"Цепочка": один агент непосредственно наблюдает за объектом, остальные размещаются сзади растянутой цепочкой, ориентируясь по предыдущему. Если объект выявляет основного агента, тот сразу уступает место следующему за ним. "Двойная цепочка" предназначена для многолюдных улиц: наблюдающие идут по обеим сторонам улицы, время от времени переходя с одной стороны на другую. Если что – объект не должен видеть никого, кроме первого наблюдателя. Проверяясь, объект останавливается и совершает легендированный разворот (например, роняет нечто и возвращается поднять). Он увидит, что идущий за ним проходит мимо и идет дальше «по своим делам». При длительной задержке мимо проходит и второй… Принимает объекта тот, кто в момент возобновления его движения оказывается непосредственно позади его. Недостаток для наблюдателей: при таком ведении легко потерять объект, ибо он реально наблюдается только одним человеком.

"С опережением": филеры периодически обгоняют объект наблюдения, который постоянно оказывается между ними.

"С подключением": прием подразумевает привлечение к слежке новых людей на заранее спланированных участках маршрута.

"Сеть" - прием эффективен при потере объекта: весь ближайший район охватывается сжимающимся кольцом, после нахождения цели кольцо вновь превращается в стандартную цепочку.

"Лидирование" - один из наблюдателей движется впереди объекта, направляемый заранее данными инструкциями, или получая сообщения о движении объекта по радио. Смысл подобного способа заключается в том, чтобы удобное для отрыва объекта от наблюдения место было занято заранее. Например, объект пересекает железную дорогу перед подходящим поездом. Этот поезд перекрывает путь преследователям, идущим/едущим несколько позади. Но несколько ранее объекта эту дорогу уже пересек "лидер". Получив сообщение остальной бригады об "отрыве" объекта, он "принимает огонь на себя", начиная ведение объекта. По мере движения наблюдатель, бывший "лидером", наводит остальную бригаду по радио или иными средствам связи. Объект может заметить этого наблюдателя, поэтому после подхода остальной бригады бывший "лидер" переходит в резерв и до особого указания следует в машине (там же попутно меняет одежду).

"Параллельное ведение". Объект движется по местности с линейно-поперечной (или радиально-кольцевой) планировкой. Например, в кварталах панельных домов, расставленных аккуратными рядами. Тогда непосредственно за объектом идет один наблюдатель, а остальные движутся по боковым, параллельно идущим дорогам. Если объект, "проверяясь", неожиданно сворачивает в поперечный проход, то он увидит, что шедший за ним человек не свернул, а пошел дальше. Вроде "хвоста нет". А на самом деле объект принял филер, идущий по одной из боковых дорог.

«Встречное движение». Наблюдатель движется навстречу объекту. Целесообразно, если объект идет по улице с проходными дворами, подъездами и т.п., куда может неожиданно свернуть. Или за время движения объекта по данной улице возможен контакт объекта с кем-либо, и этот контакт непременно надо засечь. Наблюдатель забрасывается машиной на другой конец улицы и идет навстречу объекту, подстраховывая наблюдателей, идущих сзади. Когда наблюдатель разминется с объектом, он переводится в резерв.

«Коробочка». Это прием не наблюдения, а давления. Слежка ведется демонстративно, наблюдатели держатся в поле зрения объекта, не оставляют его ни на секунду. От попыток контакта уклоняются или делают вид, что «не понимают».

В процессе работы наблюдатель должен сохранять невозмутимое выражение лица и показное равнодушие. Если встреча с объектом неизбежна, то он будет уклоняться даже от моментального контакта с объектом глаза в глаза. Например, он может резко отвернуться или пойти в противоположную сторону (свернуть).

При посещении объектом организации или учреждения, филер сопровождает его по зданию только в том случае если нет возможности визуального контакта через стекла окон и дверей. Если объект использует лифт, то следящий не будет подниматься в одном лифте с объектом, так как велика вероятность запоминания его внешности. Определив по указателю этаж подъема лифта, он поднимется этажом выше или ниже для поиска объекта и его последующего контроля. В целях исключения вероятности ухода объекта из-под наблюдения, оставшиеся члены бригады будут осуществлять визуальный контроль всех выходов из здания.

При посещении объектом ресторана или кафе, наблюдение осуществляется одним агентом или "семейной" парой. Они заказывают для обоснования своего нахождения несколько блюд и продолжают наблюдение за объектом. Счет они обычно оплачивают заранее. После выхода объект, чаще всего, передается другим членам бригады, а "засветившиеся" детективы снимаются с дальнейшего наблюдения в целях исключения возможности их расшифровки.

В общественном транспорте (автобус, троллейбус или трамвай), наблюдение ведется одним агентом, который контролирует действия объекта и по мобильной связи информирует движущуюся на расстоянии автомашину с остальной бригадой. Если по каким-либо причинам агент не успел войти следом за объектом наблюдения, то он преследует транспорт на автомобиле, а на промежуточной остановке может предпринять попытку сесть в транспортное средство к объекту. В метро обычно используются два человека, один из которых следует в одном вагоне с объектом, другой - в соседнем вагоне.

При выявлении слежки во время движения пешим порядком внимание следует акцентировать на неоднократные встречи с одними и теми же лицами в различных точках маршрута движения. Вторым признаком, по которому можно определить слежку, является неадекватное поведение преследователя, что объясняется противоречием между его желанием не потерять объект наблюдения из виду и необходимостью вести наблюдение скрытно, не попадая в поле зрения объекта и охраны. Лиц, ведущих слежку, особенно если это непрофессионалы, характеризует скованность движений, волнение, стремление не встречаться взглядом с объектом наблюдения, использование средств оперативной связи (радиостанций, мобильных телефонов), неестественные передвижения и попытки спрятаться за укрытие или людей. Филеры, например, панически боятся попасть на фотографию.

Попробуйте под благовидным предлогом сфотографировать улицу, и вы увидите, кто именно поспешит удалиться из кадра. Необходимость связаться по радио с коллегами также может также выдать филера. Обращайте внимание на людей позади вас с мобильными телефонами, радиостанциями или просто с ладонью возле рта - там может быть зажат приемопередатчик.

Существует много приемов выявления слежки. Находящихся за Вашей спиной людей нетрудно увидеть в зеркальной витрине, поэтому можно двигаться вдоль витрин, разглядывая содержимое прилавков (профессиональные филеры в этом случае, чтобы избежать обнаружения, идут вплотную к витринам). Заходите магазины, куда можно попасть, поднимаясь по ступенькам в направлении, противоположном вашему первоначальному движению. В самих магазинах также представляется много прекрасных возможностей для выявления наблюдения. Передвигаясь из отдела в отдел, от прилавка к прилавку, пробивая чек в кассе, можно естественно изменить направление движения и визуально оценить идущих навстречу людей.

Можно и оглянуться, чтобы увидеть тех, кто идет за вами, но только так, чтобы не насторожить преследователя. Оправданный взгляд назад люди бросают, входя куда-либо и придерживая дверь магазина, станции метро, подъезда. Также можно сделать вид, что у вас зазвонил мобильный телефон. "Разговаривая", вы замедлите шаг или вовсе остановитесь и в задумчивости повернетесь в сторону, противоположную вашему движению. Можно что-нибудь уронить, "вдруг это заметить" и, повернувшись, искать якобы уроненное. Также можно резко развернуться и пойти к ближайшему киоску с газетами или сигаретами.

Проверить слежку вы можете, переходя на противоположную сторону улицы. Приближаясь к проезжей части, вполне естественно повернуть голову в сторону, откуда может идти транспорт, чтобы убедиться в безопасности перехода. В течение трех-пяти секунд вы спокойно можете рассматривать улицу, а также запечатлеть людей попавших в поле вашего зрения. Особенно высокие результаты этот прием дает в местах с небольшим количеством прохожих.

Много возможностей для выявления слежки дает и общественный транспорт. Входить в наземный транспорт (трамвай, автобус, троллейбус) рекомендуется с задней площадки, там же лучше и находиться во время всей дальнейшей поездки, чтобы не только визуально контролировать весь салон и пассажиров, но и иметь возможность контроля автомобилей движущихся за вашим транспортным средством. В общественном транспорте вполне обоснованно (от нечего делать) можно рассматривать пассажиров, чем и нужно воспользоваться. Если кто-то на остановках украдкой бросает взгляды в вашу сторону, опасаясь, что вы можете покинуть салон, принципиально не хочет встречаться с вами взглядом и прячет глаза, возьмите его на заметку. В метро при спуске на эскалаторе охранник должен стоять лицом к клиенту на ступеньку ниже. Тогда он сможет рассмотреть всех, кто стал на ленту позднее.

При выявлении слежки важно не переусердствовать. Ни в коем случае о ваших намерениях не должны догадаться возможные наблюдатели. Никогда не следует, например, делать вид, что вы завязываете почему-то развязавшийся шнурок, а самим в это время крутить головой, вглядываясь в лица прохожих. Не стоит резко оборачиваться, выскакивать из вагона, когда закрываются двери, и так далее. Напротив, оставайтесь спокойными, ровными, углубленными в себя и якобы не замечающими, что происходит вокруг. Это усыпит бдительность преследователей. Следует исходить из того, что профессионалы знают о методах выявления наблюдения, поэтому несколько подобных случаев подряд наверняка их насторожат, и Вам еще труднее будет их выявить. Лучше всего провериться несколько раз в день в разных местах города. Места проверок нужно продумать заранее, тогда Ваши действия будут естественней, чем при лихорадочной импровизации. Отрицательный результат, тем не менее, не означает, что слежки не ведется. Возможно, наблюдение ведут профессионалы, для которых такие проверки - ерунда.

Итак, Вы заметили наблюдение за собой. Надо ли сразу его «сбрасывать»? Не надо. Может, это вообще не за Вами следят, а за кем-то, кто рядом. Может, с кем-то перепутали. Поймут, что водят пустышку – и отстанут сами. А если и за Вами – то что? Откуда Вы знаете, что «они» надеются найти? Опять же: посмотрят, ничего интересного «им» не найдут и отстанут, потому как наружка недешева и тяжела в исполнении. А если начнете дергаться и тем более демонстрировать какие-то навыки (ведь наружное наблюдение непросто даже заметить, не то чтобы уйти) – привлечете внимание. И если так за Вами ходит филер или пара, то после привесят целую бригаду, действия которой частично описаны выше. Велик ли шанс оторваться от такой бригады? Не-а. Вот и докопаются до тайн Вашей биографии, за которыми изначально не охотились.

Если все же решились «отрываться», то надо сделать это без грубых методов. «Они» должны считать, что сами лопухнулись и Вас упустили. Ряд способов описан ниже. Но даже и это надо делать только в случае, когда Вам серьезно есть что скрывать. А грубые методы показаны ТОЛЬКО в случае, когда Вам определенно грозит опасность. В разведке такое вовсе запрещается. Но у разведчиков и контрразведчиков сеть как бы джентльменское соглашение – не груби, и тебе не нагрубят. Наружка контрразведки не будет бить объекта, грабить, провоцировать ДТП и так далее, потому что разведчики этой страны (как правило) есть в той стране, из которой прибыл объект. И в случае чего именно они пострадают. Но это в случае, когда сам объект ведет себя адекватно. Если же объект применяет, скажем, приемы откровенного отрыва на машине, то эту машину к следующему разу изуродуют открыто (что гуманно) или повредят рулевое, тормоза, чтобы при повторной демонстрации водительского мастерства случилась авария (были прецеденты в Индонезии и в Латинской Америке). Ну а если объект выкинул что-то типа «спрятался за углом, подождал наблюдателя и треснул ему по башке», то гнев наружников будет неописуем. Способы наказания различны и ужасны – здесь нет места перечислять, но наказание за такое будет обязательно. Об этих традициях стоит знать, ибо наружное наблюдение в частных целях нередко ведут отставники спецслужб. Поскольку криминальные структуры, конкурирующие с Вашей, никаких «конвенций о взаимной терпимости» не подписывали, то очень может быть, что Вам придется применять грубый уход. Например, преследующую Вас машину таранит машина Ваших друзей, после чего инсценируется разборка, или что-то в этом духе. Но: это надо делать, если Вас собрались убивать (по крайней мере, у Вас есть обоснованные подозрения) или сделать что-то столь же опасное. Если у Вас есть в этом городе близкие люди – их лучше заранее услать подальше. И после совершения акции – уносите ноги из этого города все (и Вы, и прочие участники «грубого отрыва»), причем немедленно.

Итак, сперва наружное наблюдение надо засечь. Простейшие приемы – легендированный разворот и уход в мертвую зону. Например: свернув за угол, начать звонить по стоящему там таксофону. При этом повернуться в сторону, откуда пришел. Теперь объект видит тех, кто шел за ним: как минимум, кто-то из наблюдателей выскочит из-за угла и хоть как-нибудь, но обозначит оглядывание по сторонам. Хорошо, если таксофон неисправен (а еще лучше заранее выбрать для этого трюка заведомо неисправный таксофон). Тогда можно без проблем «нервничать», вертеть головой по сторонам якобы в поисках другого автомата, а на самом деле – высматривать людей, похожих на ранее виденных вокруг себя, равно как неадекватно себя ведущих (сразу отвернулся, прячет взгляд, закрывается газетой, норовит заскочить в подъезд поблизости…). Это – уход в мертвую зону.

Легендированный разворот состоит в неожиданном, но оправданном изменении направлении движения на противоположное. Например, что-нибудь уронил, «вдруг это заметил» и повернулся искать якобы уроненное, а на самом деле – см. выше. Или резко развернулся и… пошел к ближайшему киоску с газетами или сигаретами, который – вот фокус – оказался именно в направлении, откуда идут наблюдатели. Разумеется, такое место надо заранее подобрать. Профессиональные разведчики имеют целые «проверочные маршруты», где подобных мест с «сюрпризами» много. Но тут важно не переусердствовать: о таких методах выявления наблюдения спецы по наружке знают, несколько подобных случаев подряд наверняка насторожат их. А если добавится еще и очевидное петляние объекта, возвращение к одному и тому же месту – то тут уже все станет ясно. Осмотрелись, пригляделись и решили: наблюдение есть, надо отрываться. Как делать это? Прежде всего см. приемы наружного наблюдения. Если это целая бригада, то у них обязательно есть машина. От нее и надо отрываться в первую очередь. Как? Используя места, где пешеход пройдет, а машина – нет. Перешел пешеходный мостик через реку или железную дорогу – вот и оторвался от машины. Только надо, чтобы движение в объезд заняло много времени. Отчего не стоит использовать в этом качестве дворы – объедут вокруг квартала и примут на выходе из него. Как вариант – сесть на электричку, переезжающую через мост, и чтобы рядом не было автомобильного моста. При посадке объект смотрит, кто идет за ним. Учитывая прием «лидирование», надо осмотреться, кто находится впереди (идет или стоит на посадочной платформе, нарисовался по ту сторону пешеходного мостика и т.п). Все замеченные таким образом являются кандидатами на место оставшегося наблюдателя, с которым и осталось «разобраться». Желательно, чтобы место отрыва от машины было в это время малолюдным. Но сойдет и наоборот – густая толпа, в ней можно попробовать затеряться. Но по выходе из толпы надо все же провериться еще раз – действительно ли наблюдатели потеряли объект. По любому, по миновании места отрыва от машины останется в худшем случае только один (редко два) пеший наблюдатель. Надо его срисовать и отделаться от него, пока он не подтянул к себе отставшую бригаду. В этом смысле надо обратить внимание на пользующихся мобильными телефонами и прочими радиоприбамбасами; если таковые снабжены гарнитурами скрытого ношения, то человек все равно разговаривает как бы сам с собой или же прячет от окружающих губы. Может быть заметно. Ну и прочие приметы наблюдателя остаются в силе.

Есть такой прием: попав в толпу и скрывшись вместе с ней из поля зрения наблюдателя, снять куртку (или наоборот, надеть заранее припасенную куртку, вывернуть другой стороной, если она двусторонняя). Может помочь. Но в любом случае отрыв от наружки в одиночку – нелегкая задача. Проще сделать это при помощи своих людей.

Для эффективного и скрытного обнаружения слежки рекомендуется использовать контрнаблюдение, то есть наблюдение за наблюдателями со стороны (из временных пунктов, размещенных на участках маршрута объекта наблюдения) Дело в том, что бригада наблюдения, скорее всего, будет выглядеть в глазах объекта наблюдения и его охраны вполне естественно. Но с точки зрения сторонних наблюдателей действия такой бригады могут смотреться крайне неадекватно. За пределами поля зрения объекта наблюдатели сломя голову перебегают от одного места к другому (например: один стоит в начале улицы, по которой идет объект, а остальные бегут к другому концу по параллельной улице, ибо входить на саму улицу опасно – объект может заметить). Кто-то сел в машину и вылез, проехав совсем немного. И так далее. Даже попытки скрыться от глаз объекта при легендированном развороте последнего могут быть незаметными для самого объекта, но находящиеся рядом с ним и знающие, на что обращать внимание, люди их засекут. Поэтому контрнаблюдение дает возможность выявить факт слежки, определить состав ее исполнителей, а возможно, и заказчика (для чего необходимо вести наблюдение за филерами после окончания слежки по пути их следования в офис или до мест проживания). Полученные в результате контрнаблюдения сведения могут позволить принять правильное решение о месте планируемого нападения на объект наблюдения.

Контрнаблюдение начинается с того, что объект и бригада контрнаблюдения совместно вырабатывают план проверки, естественно, в условиях строгой конфиденциальности. Маршрут объекта выбирается с таким расчетом, чтобы бригада контрнаблюдения успевала перемещаться с точки на точку и располагаться на новом месте, не вызвав подозрения у окружающих. Не забываем, что им надо шифроваться не только от «противника», но и от не в меру бдительных ментов и т.п. поэтому не следует выбирать как проверочные места, где регулярно (тем более постоянно) присутствуют любого сорта охранники, сторожа, контролеры – можно невзначай попасться им на глаза и поиметь проблемы. Составляется маршрут, содержащий "неудобные" для наблюдателей места. При этом необходимо соблюсти ряд требований:

Все маневры должны быть мотивированы и объяснимы с точки зрения деловых интересов, духовных запросов и естественных очевидных потребностей охраняемого лица. Маршрут не должен насторожить противника своей необычностью: противник не должен заподозрить, что вы пытаетесь обнаружить слежку.

На маршруте должно быть наличие двух-трех мест, использование которых позволяет установить наличие слежки с большой вероятностью.

Маршрут объекта выбирается с таким расчетом, чтобы бригада контрнаблюдения успевала перемещаться с точки на точку и располагаться на новом месте, не вызвав подозрения у окружающих и милиции. Поскольку бригада контрнаблюдения не знает (и не может знать), кого и в каком количестве обнаружит, то в любой точке проверки должны находиться те же люди, что и во всех предыдущих, чтобы уверенно опознать "знакомых" по предыдущим точкам.

Маршрут должен быть достаточно протяженным и сложным, поскольку на коротком участке выявить слежку практически невозможно. Специалисты рекомендуют затрачивать на выявление слежки 1-2 часа.

Контрнаблюдение ведется с заранее определенных точек (в этом главное отличие в работе бригады контрнаблюдения от бригады наблюдения, которая следует за объектом). Стандартными точками контрнаблюдения являются:

  • проходы между двумя улицами, короткие и узкие переулки, улицы и тротуары с небольшим количеством пешеходов и транспорта;
  • проходные дворы, внутри которых имеются учреждения, кафе, парикмахерские, аптеки и магазины для подтверждения проезда;
  • магазины или здания со стенами из стекла, через которые хорошо видна улица снаружи;
  • стоянки автомашин;
  • пересадки с одного вида транспорта на другой;
  • станции метро;
  • лестницы и эскалаторы, ведущие в ту сторону, откуда только что пришел объект;
  • туристические достопримечательности, которые дают объекту возможность поворачиваться и делать снимки и т.п.

Все посты контрнаблюдения должны быть соответствующим образом укрыты и залегендированы. Оптимальным укрытием для них являются подъезды близлежащих домов, магазины, кафе, автомобили. Первая точка контроля выбирается в узкости, через которую не пройдет машина. Желательно, чтобы место было малолюдным в момент проверки: все «соседи», замеченные в это время у точки, должны быть зафиксированы, дальнейшая проверка будет заключаться в высматривании кого-то из них на других точках. Наблюдатели должны занять свои позиции за 30-40 минут до прохождения объектом контрнаблюдения обозначенной контрольной точки маршрута и покинуть их спустя некоторое время после ее прохождения. Поскольку бригада контрнаблюдения прибывает заранее и ведет наблюдение в стационарном режиме, то важно не допускать указанных выше ошибок при наблюдении из машины: не сидеть в ней без явного дела, не читать, не принимать пищу так, чтобы снаружи это видели. Лучше выйти из машины и разойтись якобы "по своим делам".

Наиболее целесообразна тактика, при которой охрана сначала рассредоточивает группу преследования, распыляя ее силы, создавая видимость потери слежкой объекта наблюдения, провоцируя ее на поисковые действия, не характерные для обычных прохожих. Например, объект наблюдения заходит во двор, имеющий несколько выходов на улицы, внутри которого есть кафе, аптека, магазин или парикмахерская. Следующий за объектом филер (всегда только один) может на несколько секунд потерять его из виду, а объект, воспользовавшись этим, заскакивает в одно из перечисленных выше заведений. Двойственность положения и дефицит времени заставят преследователя нервничать, суетиться, метаться по двору, оглядываться по сторонам и через переговорное устройство связываться с возможными напарниками (которые ждут у других выходов из двора).

Этого вполне достаточно, чтобы со стороны засечь преследование. Важно, чтобы объект наблюдения при этом не предпринимал никаких проверочных действий, не согласованных заранее с контрнаблюдателями. Все делается только так, как условились ранее.

Возможны также и другие варианты. В оговоренных местах можно сделать легендированный разворот. Можно дернуться к подходящему автобусу и затем "разочарованно" отойти - "не тот" маршрут. Наблюдатели, особенно неподготовленные, тоже дернутся, а поскольку они неизбежно будут находиться дальше от остановки, нежели объект, то им придется бежать быстрее, что не останется незаметным.

В процессе контрнаблюдения должны фиксироваться все несоответствия в облике и поведении находящихся в зоне визуального контроля поста людей, транспортных средств, признаки ведущегося наблюдения из близлежащих зданий и строений. Ниже приводится перечень примеров, которые должны вызывать подозрение, что за объектом охраны ведется слежка:

  • Машины на стоянке с пассажирами внутри.
  • Машины, которые останавливаются или двигаются с места, когда подобные действия совершает объект охраны, в особенности машины, следующие позади, или машины, которые обгоняют объект, разворачиваются и затем становятся на стоянку.
  • Любая машина с антенной, отличающейся от обычной.
  • Машины, которые включают сигнал поворота, а затем не сворачивают.
  • После того, как машина объекта свернет - любая машина, которая сворачивает за ним.
  • Машины, которые едут слишком быстро или слишком медленно.
  • Любая машина, которая следует за объектом в неправильном направлении на улице с односторонним движением.
  • Любая машина, которая сворачивает за квартал до остановки объекта или через квартал после остановки.
  • Машины, подающие сигналы друг другу мигающими фарами.
  • Любая машина, сохраняющая дистанцию до объекта на разных скоростях.
  • Автомобили, едущие по параллельным улицам более или менее с той же скоростью при небольшом или отсутствующем движении автотранспорта.
  • Автомобили, которые притормаживают и прячутся за другими машинами, когда объект притормаживает.
  • Любой автомобиль, замеченный два или более раз в различных фазах защиты от наружного наблюдения.
  • Любой автомобиль, который следует за объектом или въезжает на улицу вскоре после того, как объект разворачивается и едет в обратном направлении.
  • Любое лицо, ведущее переговоры по радио.
  • Любой автомобиль, следующий за объектом через целую кольцевую транспортную развязку или городской квартал.
  • Любой автомобиль, задерживающийся на кольцевой развязке до тех пор, пока объект не свернет.
  • Любой автомобиль, который останавливается у светофора немного позади и в стороне от объекта.
  • Проезжающие на красный свет или срывающиеся с места, не дождавшись зеленого
  • При пешем маршруте охраняемого лица подозрительными для контрнаблюдателей являются:
  • Каждый, кто отворачивается или поворачивается спиной, когда на него смотрят.
  • Каждый, кто проявляет колебания и/или осматривается перед тем, как войти в здание, куда только что вошел объект охраны.
  • Каждый, кто переходит улицу, когда объект поворачивается назад в направлении, откуда он пришел
  • Те, чья одежда не соответствует обстоятельствам.
  • Каждый, кто передвигается бегом.
  • Тот, кто выходит или входит в магазин, ресторан, и т.д. непосредственно до или после объекта.
  • Те, кто явно пытаются заполучить стол или место за спиной у объекта в ресторане.
  • Каждый, кто начинает двигаться или останавливается одновременно с объектом.
  • Каждый, кто выходит из своей машины одновременно с объектом.
  • Лица, замеченные при ведении переговоров с использованием портативных средств радиосвязи.

Ведущему контрнаблюдение вначале достаточно отметить только одну деталь, которая будет необходима для подтверждения виденного им в будущем, например, толстый, тощий, высокий или хромой человек, или его движения. Рекомендуется брать на заметку и запоминать одежду, обувь или другой характерный признак выявленного участника слежки. Если есть возможность рассмотреть ведущего слежку с близкого расстояния, рекомендуется отметить легко заметные признаки: форму носа, лысину, цвет волос, пол и возраст.

Таким образом с помощью контрнаблюдения можно обнаружить факт слежки, а по поведению наблюдателей получить косвенное представление об их подготовке и оснащенности (по которым, в свою очередь, можно судить о заказчике слежки).

После того, как факт слежки установлен, необходимо решить, какие действия предпринять. Во-первых, не нужно сразу паниковать и пытаться скрыться - может быть, это просто профилактическая мера со стороны кого-либо (возможно, даже и жены). Но и недооценивать опасность тоже нельзя - нападения, заказные убийства и похищения серьезные люди планируют после того, как узнали все о привычках, склонностях и образе жизни "объекта". А это возможно только при помощи наружного наблюдения, которое в этом случае является тревожным сигналом о том, что против Вас замышляется что-то нехорошее.

Многое зависит от того, что удалось узнать в процессе вскрытия наблюдения. По поведению обнаруженного наблюдателя можно получить косвенное представление о его (их) подготовке и оснащенности (по этому показателю, в свою очередь, можно судить о заказчике слежки). Следует хотя бы приблизительно оценить (если нельзя установить наверняка), сколько всего наблюдателей. Один-два свидетельствуют о "дежурном" интересе и не более (возможно, следят ваши партнеры, чтобы убедиться, что вам можно доверять). Отрываться от такого наблюдения не стоит, если нет прямой опасности. Целая бригада с машиной - уже хуже, а если установлен факт смены бригад наблюдателей в процессе наблюдения - дело плохо: за Вас взялись плотно и денег не жалеют. Так же имеет значение время наблюдения: если "хвост" в том или ином виде не только следует днем, но и караулит ночью, то это тоже говорит о серьезности намерений ваших противников.

Уход от слежки, безусловно, оправдан, если она ведется нарочито демонстративно и грубо. Такую открытую слежку ведут обычно тогда, когда, как полагает противник, деваться объекту некуда. Так оказывают психологическое давление. Выявление такой слежки не составляет проблемы, однако уйти от нее трудно, ведь филерам не нужно скрываться. Подобная наглость противника часто свидетельствует о скором нападении. Поэтому после отрыва от такой грубой слежки лучше будет скрыться из города и спрятать в надежное место семью.

Если вы все же решились "отрываться", то надо постараться сделать это без грубых методов. Преследователи должны считать, что сами сделали ошибку и вас упустили. Грубые методы показаны только в случае, когда вам определенно грозит опасность.

При пассивном противодействии слежке необходимо, прежде всего, изменить обычные маршруты движения и избавиться от привычки возвращаться и уходить в одно и то же время, а также почаще переодеваться. Следящие привыкают к стереотипам, в том числе к часу вашего вечернего возвращения домой. Этим можно воспользоваться: через некоторое время, переодевшись, незаметно выйти из дома, оставив включенными освещение. Не забудьте зашторить окна для снижения вероятности визуального наблюдения из соседних домов.

Попытайтесь затеряться в многолюдном месте, еще лучше - в толпе. Скрывшись от наблюдателей в толпе, снимите куртку, чтобы им было труднее вас засечь, когда вы будете покидать это место. Многократно меняйте способ передвижения - пешком, на машине, на автобусе, на электричке, в метро (последние два вида транспорта лишают преследователей возможности использовать автомобиль). Общественный транспорт покидайте в последний миг перед закрытием дверей на остановке. Свернув за угол, резко ускорьте шаги, поверните в подворотню, воспользуйтесь черным ходом магазина, проходным подъездом. Для этого, конечно, нужно хорошо знать такие места.

Попытайтесь уйти от слежки на машине с помощью неожиданных поворотов, перестраивания из ряда в ряд, проезда на красный свет, съезда с автострады и возвращения на нее и так далее. Достаточно эффективен способ неожиданного разворота, который совершают, не включая указатели поворота. Не готовый к Вашему развороту противник проедет дальше в потоке машин. Другой вариант - ваш внезапный въезд под "кирпич", на улицу с односторонним движением. При грубом нарушении правил появляется надежда, что Вас заметят сотрудники ГАИ. Когда они вас остановят, сообщите о причине своего странного поведения. Отрываясь от преследователей, помните про радио- и свето-маяки, которые могут навесить на вашу машину, хотя бы визуально поищите эти устройства на вашем автомобиле.

Успешно уйти от преследования можно и используя дополнительные силы для отсечения наблюдателей естественными с виду способами. Например, наблюдатель идет за объектом, а навстречу бегут несколько человек; столкнулись, сшибли с ног, попросили извинения, помогли встать, отряхнуться, а объект в это время сел в "случайную" машину и уехал. На пути машины наблюдателей может оказаться другая машина с "неумехой" за рулем, перекрывшая проезд по узкой улице. Но в конечном итоге наблюдатели, все равно все поймут.

В качестве крайней меры можно подкараулить преследователя за углом и спровоцировать его на скандал и завязывание драки. Возможен также его захват с последующим допросом (это, правда, уже будет нарушение закона). Все это легче сделать, если преследователь оказался один и не сможет получить помощь. Не следует, однако, рассчитывать получить от него много полезных сведений. Он, скорее всего, не знает, какие планы в отношении объекта имеет его руководство.

Итак, подытожим. Допустим, что у Вас возникли предположения, что за Вами следят. Прежде всего, следует понимать, что даже не особенно профессиональная слежка стоит достаточно дорого. А значит, если противник позволил себе потратить большие деньги -можно ожидать больших неприятностей: покушения, похищения или чего-то похожего. Значит, необходимо организовывать контрнаблюдение. Для этого, чтобы "не наломать дров", лучше обратиться к специалистам. Было много случаев, когда грамотно проведенное контрнаблюдение срывало слежку, а следовательно, и подготовку к покушению.



В содержание | Наверх



 |  Анимация, картинки  |  Астрология, гороскопы  |  Аудиокниги  |  Вебкамера на МКС  |  Выживание
 |  Гороскопы  |  Заговоры  |  Иллюзии  |  Игры  |  Очищение  |  Календарь  |  Конвертер валют Мира  |  Лунный календарь  |  Мировая пресса  |  Мировая статистика  |  Население Земли  |  Народная медицина  |  Нетрадиционная медицина  |  Новости в России и Мире
 |  Онлайн полеты самолётов  |  Омоложение  |  Очищение  |  Погода в России и Мире.  |  Поздравления  |  Прогнозы по дате рождения.  |  Сейсмический монитор  |  Сонник.  |  Страны Мира.  |  Телевидение  |  100 лучших фильмов  |  Улыбнись  |  Фильмотека  |  Ретро музыка  |  Ретро фильмы  |  Радио  |  Мини TV  |  Лунный день  | 


Copyright © http://priroda.inc.ru/