Приветствие Cолнцу




Сурья намаскара.

Санскритское слово surya значит "солнце", а namaskara - "приветствие" или "почитание". Следовательно, эта практика известна как "приветствие солнцу". Сурья намаскара - это динамическое упражнение. Оно - ни асана, ни часть традиционной йоги (специально отмечу данное высказывание Свами Сатьянанды, поскольку современные западные поклонники так называемой динамической йоги часто приводят Сурья и Чандра намаскара как пример того, что в истории йоги все же были динамические упражнения, и потому система виньяс возникла не на пустом месте В.Б.). Однако поскольку это замечательная практика, мы включили еe в при мы йоги, которые здесь освещены.
Мы всегда советуем упражняющимся использовать еe как существенную и неотъемлемую часть их собственной йогической программы. Сурья намаскара оживляет всe тело, удаляет остатки сна и является превосходным способом подготовки тела и сознания, с тем, чтобы из последующих асан, пранаям, созерцательных приeмов и т.д можно было извлечь максимальный эффект. Она размягчает все суставы, разминает мышцы, массирует внутренние органы, активизирует дыхательную и кровеносную системы, - все это способствует настройке (на рабочий режим) всех прочих систем организма.Одним словом, она гармонизирует психосоматику.
Данная последовательность упражнений может выполняться почти в любое время дня и в любом месте. Никаких особых приготовлений не нужно. Если днeм вы почувствуете усталость, несколько подходов Сурья намаскара (в дальнейшем по тексту СН) быстро восстановят утраченные телесную и умственную живость. Если вы переживаете гнев или подавленность, СН отличное противоядие, (конечно) не панацея, но большая помощь в удалении эмоциональной разбалансировки. Это - ритмическое симметричное упражнение, которое действительно приятно выполнять. Когда оно освоено, тело кажется почти (свободно) текущим через различные движения (с жестко предписанной последовательностью) без всякого усилия или сознательной воли. Каждая часть тела воспринимается как автоматически приходящая в определенное время в нужное положение в необходимой последовательности, без всякого усилия. Если испытать это на себе, то смысл сказанного станет понятным.
Cимволический и духовный смыслы Поклонение солнцу известно с незапамятных времeн. Наши далекие предки почитали его с трепетом, зная, что оно порождает жар и свет, необходимые для поддержания жизни, и что если бы Солнце перестало существовать, жизнь бы погасла, подобно пламени свечи.
Большинство древних цивилизаций основывали религии, базирующиеся на почитании солнца, которое олицетворялось различными божествами, - Митра в Персии, Осирис в Египте, Баал в Халдее, Аполлон в Греции, Сурья, бог небес, в ведийский период Индии и т.д. Все эти божества осуществляли процесс творения мира. Множество храмов и (священных) мест было посвящено почитанию солнца: пирамиды Египта, (сооружения ацтеков и майя на полуострове) Юкатан в Мексике, зиккураты Вавилонии и Халдеи. Именно из этих древних культов возникли множества основополагающих обрядов и символика современных религий, скрытые под разными обличьями и толкованиями.
Рассмотрим индуистскую троицу (Тримурти): Брахма-творец, Вишну-вседержитель и Шива-разрушитель. Она олицетворяет три аспекта существования и прямо соотносится с ежедневным движением солнца, которое может быть (условно) разделено на три части- восход, полдень и фаза захода. Последние представляют весь цикл жизненных проявлений - развитие или творение, стабильное существование или активность, разрушение или распад (смерть). Так развeртываются Брахма, Вишну и Шива. Творец Брахма олицетворяет рассвет, время, когда вещи оживают, и дневной цикл начинается заново. Вишну, - вседержитель, - символизирует дневное солнце, излучающее энергию в мир, дающее возможность вещам развиваться и жить. Шива, разрушитель, олицетворяет заходящее солнце, уносящее свои энергетические солнечные вибрации (из этого мира). Исчезновение светила лишь прелюдия к его воскресению следующим утром, необходимое, чтобы оно взошло вновь, распад необходим для развития, пополнения и оживления, так же как разрушение предыдущих понятий необходимо для духовного развития (Скорее всего это надо понимать так, что речь идет о духовном совершенствовании личности, в процессе которого она, подвергаясь, например, обжигу той же йогой, отбрасывает несовершенные представления в процессе личностного развития, чтобы прийти затем к непереходящим высшим ценностям).
Солнце почиталось не только из-за его материальной природы и (живительных) сил, хотя это могло быть понятным для не слишком сведущего (в подлинном устройстве мироздания) человека. Солнце само есть символ. Оно олицетворяет духовный свет и знание, свет в темноте неведения. Оно представляет сущность, духовность, которая содержится во всех материальных вещах. Это - сущность, которая почиталась наиболее просвещeнными людьми древних культов и религий. Материальная звезда - это проявление глубочайшей, скрытой основы или субстрата, что ясно объяснил (еще) средневековый алхимик Парацельс:
"Существует земное, материальное солнце, которое есть причина тепла, и все, кто способен видеть его, и даже слепцы, чувствуют его жар. И есть также вечное Солнце, которое - источник мудрости, и те, кто духовно пробудился, увидят это Солнце и познают Его существование".
Материальное, земное солнце - это проявление невидимого, духовного и небесного солнца. Духовное Солнце представляет духовный аспект существования, и (уже) от него происходит (зависит) материальная сторона жизни. Следовательно, именно духовное Солнце рассматривается как источник сил и внутреннего света, но поскольку материальное светило видимо (либо осязаемо) всеми, эта его ипостась и почитается.
Годичный солнечный цикл рассматривался многими древними культами и религиями как олицетворение жизни человека и всего (действительно) живущего. День рождения солнца отмечался спустя три дня после зимнего солнцестояния именно потому, что оно рассматривалось как умершее в этот момент (т.е. 22 декабря). В это время его сила, как и энергия лучей, (в северном полушарии). наименьшая Три дня спустя (25 декабря) солнце начинало подыматься, и день становился длиннее, что олицетворяло как возрождение жизни, так и, - что более важно, - духовного сознания. Эту дату отмечали многие древние культы, также это имеет место во многих нынешних религиях.
Солнце - символ бессмертия, ибо хотя оно умирает каждый вечер, но возрождается следующим утром. Подъем солнца - это время радости и удивления, ибо при этом вс оживает. Вот почему в древней Индии была развита СН. Она упоминается в Ригведе и Яджурведе, письменных источниках древней Индии, где для почитания солнца ранним утром предписывались различные обряды. Однако, в это время (Сурья Намаскара) не имела такого вида, как сегодня, и состояла из различных статических поз в сочетании с мантрами. СН, как мы сегодня знаем, не была динамическим упражнением.
Только недавно (по всей видимости исторически недавно, быть может в средние века) отдельные статические позы были сведены в форму согласованного упражнения, что здесь и описывается.
Множество людей в той или иной форме ещ почитают наше светило, и можно толковать СН как проявление подобных верований. Если вы не склонны к такому образу действий, то выполняйте СН для поддержания и стимулирования хорошего здоровья, что одновременно является ступенью к духовному осознанию и (внутреннему) миру.

Основные этапы

СН состоит из пяти базовых аспектов. Чтобы достичь оптимального результата практики, все они должны быть выполнены (в строгой последовательности). Эти аспекты следующие:
· 1. Физические позы: имеется двенадцать форм тела, соответствующих знакам зодиака. Во время видимого движения солнца по небу оно проходит через каждый из этих небесных домов по очереди, оставаясь в каждом зодиаке приблизительно тридцать дней и, как говорят, одерживает победу над каждым знаком, когда входит в его область. Каждое положение в СН соответствует одному из этих знаков зодиака.
· 2. Дыхание: все движение СН от начала до конца синхронизировано с дыханием. Каждое положение связано или со вдохом, выдохом или задержкой дыхания. В этом нет ничего насильственного или неестественного, так как дыхание соответствует способу, которым должно обычно выполнять физическое движение. Правильное автоматическое дыхание априори должно осуществляться естественно, без каких-либо инструкций. Детали правильной увязки между движением и дыханием даются для того, чтобы гарантировать идеально правильное исполнение, так как это важная часть практики. Без синхронизации движения с дыханием теряется существенная часть эффекта СН.
· 3. Мантры: с каждым из двенадцати положений СН связана особая мантра, являющаяся комбинацией слогов, звуков или фраз. Мантры открыты древними мудрецами и широко известны в Индии на протяжении тысяч лет. Они являются звуками, пробуждающими память, энергия их проникающих вибраций оказывает тонкое, но мощное воздействие на ум и тело. При выполнении СН каждой смене позиции соответствует произнесение вслух ряда особых мантр. Если (физическое исполнение) СН комбинируется с правильным дыханием и биджа-мантрами (биджа - зерно), интеллект и ум энергетизируются. Биджа-мантры создают (в структуре организма) энергетические вибрации. По существу сами мантры не имеют особого значения, но вибрации, которые продуцируются их выполнением, должны достигать каждой клеточки нашего существа. Мантры СН являются порождающим энергию звуком при громком, ясном и усердном повторении. Они дают наибольший эффект тому, кто произносит их с целью выздоровления от недуга либо ликвидации напряжений, вызванных современным образом жизни, обеспечивая устойчивость ума и самоконтроль
Биджа-мантры:
ОM Hrаm
ОM Hrim
OM Hrum
OM Hraim
OM Hraum
OM Hram (Hra)
(Биджа-мантрами в Тантре называют звуки или слоги, которые являются составными частями более длинных мантр либо имеют независимое мистическое значение. Основой всех мантр признается биджа Ом, состоящая из трех звуков: А -У- М, считающихся символами трех гун оаджас, саттва и тамас творения, существования, растворения. Значение других мантр, имеет достаточно сложную символику, например Хрим - это символ богини Бхуванешвари, женской энергии, где Х означает Шиву, Р Шакти, И трансцендентность, М творца Вселенной и т.д. Многократное повторение мантры вслух есть джапа. Мантры, не произносящиеся вслух - аджапа).
Полные мантры для каждого движения СН:
1. OM Hram Mitraya Nama
2. OM Hrim Ravaye Nama
3. OM Hrum Suryaya Nama
4. OM Hraum Bhanave Nama
5. OM Hram (Hra) Khagaya Nama
6. OM Hra Pushne Nama
7. OM Hram Hiranyagarbhaya Nama
8. OM Hrim Marscaye Nama
9. OM Hrum Adityaya Nama
10.OM Hraim Savitre Nama
11.OM Hraim Arkaya Nama
12.OM Hram (Hra) Bhaskaraya Nama
Значение этих имен солнца следующие:
1. Митра друг (дневное небо принадлежит богу Митре, ночное Варуне);
2. Рави (Ravi) сияние (индуистское имя солнца, кроме него в мифологии индуизма можно встретить следующие названия: Чандра - Луна; Мангала - Марс; Будха - Меркурий; Брихаспати - Юпитер; Шукра - Венера; Шани - Сатурн; Раху - голова Дракона, символизирующая высшую точку пересечения орбит; Кету - хвост Дракона название противоположной нижней точки).
3. Сурья (Surya) - чудесный свет (имя бога Солнца, в Махабхарате Адитья);
4. Бхану (Bhanu) бриллиант (сияние, свет, Солнце, день);
5. Кхала - тот, кто движется в небе;
6. Пушан (Pushan) - дающий силу (бог путешественников у арьев-кочевников).
7. Хираньягарбха - золотой зародыш;
8. Маричья - владыка зари;
9. Адитья - сын богини Адити (в Ригведе перечислено двенадцать Адитьев, в Махабхарате символ Солнца);
10.Савитар милосердный (Восточное Солнце, женская ипостась Савитри);
11.Арка энергия;
12.Бхаскара ведущий к просветлению;
(Кроме того индуизме одно из имен Солнца звучит как "трейтену" - трехтелесный)
Мы решительно настаиваем на том, что до попыток объединения этих мантр в единое целое с каждой (сменой) позиции в СН, практикующим необходимо сначала отшлифовать синхронизацию физических движений с дыханием.
· 4. Осознание: это существенный элемент, без которого теряется большая часть полезного результата практики СН.
· 5. Расслабление, строго говоря, не является (составной) частью рассматриваемой практики. Однако оно есть необходимое дополнительное действие, которое должно после завершения циклов СН выполняться неукоснительно.
Техника релаксации может быть избрана любой, но наилучший способ - Шавасана.
Последовательность изучения Сурья намаскара
Сначала необходимо ознакомиться с двенадцатью формами. На начальной стадии следует обращать внимание лишь на овладение последовательностью физических движений, не касаясь синхронизации движений с дыханием или повторением мантры. В итоге станет ясным, что все движения (будучи освоенными) выполняются автоматически, для них не требуется сознательного внимания или руководства. На этой стадии они должны контролироваться умом, и (непрерывное) их осознание является моментом крайне важным.
После достижения двигательного автоматизма следует приступить к синхронизации дыхания с движением. Осознание (при этом) должно быть и на физическом движении и на дыхании.
Далее мантры должны быть изучены и синхронизированы с каждой формой, на конечной стадии осознание должно быть направленным (одновременно) на движение, дыхание и повторение мантры. В своей конечной форме СН состоит из этих различных аспектов, объединенных вместе чтобы образовать единое целое. Для гарантий корректности необходимо осваивать данную технику вышеописанным поступательным образом.
Техника: позы и дыхание Шаг за шагом опишем двенадцать различных положений СН вместе с дыхательной последовательностью, которая с ними связана.

Первая фаза:Пранамасана (молитвенная поза)

Стать прямо, ступни вместе. Обратиться к солнцу или по направлению к солнцу (если оно скрыто за облаками). Соединить ладони перед грудью в положении молящегося, Намаскара-мудра. Закрыть глаза и расслабить все тело. Осознавать его в течение, по крайней мере, полминуты. Это подготовит вас к предстоящей практике. Постараться (именно) сознательно расслабить мышцы тела.
Дыхание: дышать (как) обычно, с полным осознанием. Поддерживать осознание на мудре, ощущении давления (соприкасающихся в ней) ладоней и воздействии этой мудры на область груди.

Вторая фаза: Хаста Уттанасана (поза с поднятыми руками)

Поднять обе руки над головой, (руки прямые в локтях) кисти разведены на ширину плеч. В конце движения отвести голову назад, вместе с руками и верхней частью туловища (умеренно прогнувшись в пояснице). Ладони обращены вперед. Движение должно быть выполнено одним плавным действием , с (полным) осознанием.
Дыхание: руки подымаются со вдохом. Осознавать (также) прогиб верхней части спины.

Третья фаза:Падахастасана(поза со сгибанием вперед)

Согнуться вперед и положить ладони на пол перед ступнями или по сторонам их. Движение должно быть непрерывным и без каких-либо рывков. Ноги держать прямыми. Если возможно, попробуйте коснуться коленей лбом или подбородком (старайтесь не удариться носом о колени при быстром выполнении СН). Для того, чтобы достичь конечного положения ни при каких обстоятельствах не должно быть использовано чрезмерное усилие
Дыхание: во время наклона (туловища) вперед (к ногам) следует выдыхать достаточно глубоко или, если возможно, акцентировать внимание на сокращении (мышц) брюшной стенки, в особенности в конечной стадии (сгибания). Начинающим с негибкой спиной (тугоподвижной поясницей) будет трудно достичь конечной формы (в этом движении). Если вы не в состоянии коснуться пола ладонями или можете достать его только кончиками пальцев, не беспокойтесь, это лишь вопрос времени. По мере увеличения гибкости посредством практики йоги (асан), станет очень легко класть ладони на пол. Существенно, чтобы в этой фазе СН ноги оставались прямыми. Начинающие могут поступать следующим образом: согнуться вперед насколько возможно (используя инерцию веса туловища), стараясь коснуться пола кончиками пальцев или ладонями при прямых ногах, затем согнуть их, положив ладони на пол для принятия формы четвертой фазы. Но правильнее всего сохранять ноги прямыми в коленях (скажем просто не стараться достать пол, если это невозможно на первых порах).

Фаза четыре:Ашва Санчаланасана (поза наездника)

Отодвинуть правую ногу назад (по полу) насколько это возможно. Одновременно согнуть левую ногу в колене, сохраняя левую ступню на том же месте (попросту говоря сделать глубокий выпад левым коленом вперед). Ладони должны оставаться на полу, руки (в локтях ) прямые. Если это (окажется) для начинающих слишком сложным, допустимо касаться пола только кончиками пальцев. Это поможет увеличить наклон спины (туловища). В конечном положении пальцы вытянутой правой ноги упираются в пол, а колено должно его касаться. Завершить движение, отгибая голову назад и вытягивая спину (вперед и вниз) насколько это возможно, без (особого) напряжения. В конечной форме (этой фазы) вес тела распределяется на две руки, левую ступню, правое колено и пальцы правой ступни. Голова отклоняется назад (по возможности), спина выгнута и взгляд направлен кверху. Все движение выполнять плавно и с (полной) осознанностью.
Дыхание: во время (этого) движения тела следует сделать глубокий вдох, фиксируя внимание на центре между бровями.

Фаза пять:Парватасана(поза горы)

Поднять правое колено и одновременно направить лицо вперед, выпрямляя тело в пояснице Вытянуть левую ногу назад (выпрямляя ее в колене одновременно с поднятием от пола колена правой ноги) и поставить (пальцы) левой ступни рядом с (пальцами) правой. В конечном положении (обе) ноги должны быть прямыми (в коленях), прямые в локтях руки опираются ладонями на пол. В этом положении (умеренно) тянуть пятки назад (иначе говоря эта фаза есть положение стоя в упоре двумя руками на полу без какого-либо прогиба в пояснице, лицо смотрит вперед). Хотя при этом требуется (одновременная) работа различных частей тела, все это должно быть (полностью) синхронизированным, составляя единое гармоничное и плавное движение. Данное движение выполняется на глубоком выдохе.

Фаза шесть:Аштанга Намаскара (поклонение с восемью точками)

Эта форма называется так потому что в конечном положении пола касаются восемь точек. Опустить тело, слегка согнув ноги в коленях и приведя их в контакт с полом. Согнуть руки и опустить голову и туловище к полу (при этом тело как бы слегка отодвигается назад за счет сгибания в коленях, с тем, чтобы получить возможность сделать то, что сказано в последующей строке, а именно ) Постарайтесь (как бы) слегка скользнуть лбом по поверхности пола во время движения головы и туловища вперед. В конце этого движения позвольте груди скользнуть по полу и положите подбородок на пол. Наконец, слегка отодвинуть от пола живот и бедра. В конечном положении на полу должны быть восемь точек: подбородок, грудь, обе ладони, оба колена и пальцы обеих ступней. Все движение выполняется плавно (и слитно). После выдоха в предыдущей фазе, в этой дыхание задерживается при сохранении выдоха.

Фаза седьмая:Бхуджангасана(поза кобры)

Опустить бедра на пол. Одновременно выпрямить руки так, чтобы спина прогнулась назад (в пояснице). В конечном положении голова и верхняя часть туловища должны быть отогнуты назад (в пояснице) насколько это возможно и удобно, но старайтесь (без напряжения и боли расслабить поясницу так, чтобы ) живот ( провалился ) ближе к полу Во время перехода (в данную фазу из предыдущей) местоположение рук и ступней (на полу) изменяться не должно.
Во время выполнения этой фазы следует сделать глубокий вдох.

Фаза восемь :Парватасана(поза горы)

Это положение повторяет положение пять. Из положения Бхуджангасаны согнитесь в противоположном направлении (сгибая туловище в пояснице) так, чтобы ягодицы двигались вверх. Держать руки и ноги прямыми и не меняйте положения рук и ступней (на поверхности пола, они должны оставаться на тех же местах, что и в предыдущей фазе). В конечной позе ягодицы должны быть насколько возможно выше, голова - между руками, а пятки мягко нажимать на пол (То есть обе ступни полностью стоят на полу в то время, как туловище с поднятыми вверх и упирающимися в пол руками образует с ногами прямой угол. Впрочем этот угол зависит от общих пропорций тела и длины конечностей занимающегося).
Во время выполнения данной фазы осуществляется выдох.

Девятая фаза:Ашва Сангаласана (поза наездника)

Это положение зеркально повторяет четвертый этап СН.. Согнуть левую ногу и поставить ее ступню между руками. Одновременно поднять голову вверх (и т.д., аналогично фазе четыре, но в зеркальном исполнении).
Во время принятия формы данного этапа СН выполняется глубокий вдох.

Десятая фаза :Падахастасана(поза со сгибанием вперед)

Это повторение третьей фазы, описанной ранее.
Во время сгибания вперед и вниз производится выдох.

Фаза одиннадцатая:Хаста Уттанасана

Данная форма аналогична второй фазе СН, во время движения осуществляется вдох.

Фаза двенадцать: Пранамасана (молитвенная поза)

Это конечное положение, аналогичное фазе один. Во время принятия данной формы нужно выдыхать. Оставаясь в таком положении дышать нормально до начала продолжения практики (до начала исполнения следующего цикла СН).

Один полный цикл

Таким образом описано двенадцать положений, которые составляют половину цикла СН. Один полный цикл составляют двадцать четыре положения. Чтобы завершить вторую половину СН - те же двенадцать положений повторяются, но с двумя незначительными видоизменениями. Вот они:
1. В форме шестнадцать левая нога вытягивается назад, аналогично правой ноге в положении четыре
2. В форме двадцать один правая нога выносится вперед, аналогично левой ноге в положении девять. (То есть ноги движутся в обратной последовательности, и правая до конца одного цикла заменяет левую. Таким образом за два цикла достигается полная симметрия воздействия на опорно-двигательный аппарат). Последовательность вдохов-выдохов и мантр остается неизменной.

Дыхание

Удостоверьтесь, что вы дышите через нос, а не через рот. Если необходимо, то до начала СН или ежедневной практической программы (асан) следует выполнить Джала-нети.
Последовательность дыхания в СН совершенно естественна и должна быть самопроизвольной. Дыхание, связанное с каждым (изменением) положения, есть именно такая (последовательность), которую организм будет соблюдать автоматически и любые попытки дышать по-другому окажутся неудобными и затруднительными. Существует простое правило для запоминания дыхательной последовательности в СН: при сгибании назад грудная клетка расширяется и самопроизвольно происходит вдох, при сгибании вперед - выдох. Задержка дыхания имеет место только во время принятия формы шесть, и если провести эксперимент, обнаружится, что это совершенно естественно, так как трудно опускать тело и одновременно дышать.
В итоге тело само подсказывает правильную последовательность вдохов и выдохов. Забота практикующего акцентировать вдох и выдох более четко, чем это происходит в естественном процессе дыхания, что потребует некоторой работы.

Осознание

Осознание является важнейшим элементом практики СН. Если выполнять ее без какого-либо осознания или (хотя бы) его попыток, существенная часть эффекта теряется.
При возможности желательно постоять некоторое время (в первой фазе СН), осознавая себя физически. При временном дефиците для этого будет достаточно тридцати секунд. Глаза должны быть закрыты. Осознавать все тело и структуру дыхания. Постарайтесь ощутить, что вы отделены от дыхания и тела.
Представьте мысленную картину различных частей тела либо почувствуйте их, стараясь расслабить, но в то же время помните о том, что являетесь простым наблюдателем. Части тела и дыхание как бы что-то внешнее, ощутите, что вы словно отделены от них. Осознавайте ощущения в теле, но только с позиции свидетеля. Ощутите (внутренний) мир (тела), который возник (выступил в восприятии) без неразберихи, (обычного) жизненного напряжения и необходимости делать что-нибудь. В повседневности (все действия и сознание) большинства людей непрерывно направлены во внешний (по отношению к телу, мир), при обращении сознания к внутреннему миру это, как правило, связано с нездоровой, самокритичной разновидностью (самооценки). Не наблюдайте осознанно и подолгу за своими чувствами и эмоциями. Не планируйте будущее, не сожалейте о прошлом. Живите в настоящем, пусть даже только на короткое время (СН). Это может открыть поразительный (внутренний) мир ума.
Когда пришла готовность, начинайте практику, все время поддерживая осознание. Глаза могут быть как открытыми, так и закрытыми, хотя после овладения практикой, лучше закрывать их. Оставайтесь свидетелем движений тела и соответствующего им дыхания, не погружайтесь полностью в практику, наблюдайте и непрерывно осознавайте каждый выполняемый его этап. При этом условии СН становится весьма мощной практикой, не только гармонизирующей тело и ум, но также развивающей способность осознания и концентрации. В дальнейшем эти удивительные эффекты распространятся и на повседневную жизнь.

Релаксация

Непременным продолжением (завершением) СН является расслабление. Необходимо дать отдых телу и позволить пульсу и дыханию вернуться к норме. Необходимо также усилить ощущение ментального покоя и осознанности. Для этого может быть использован любой способ расслабления, но мы весьма рекомендуем Шавасану, поскольку это достоверный (и традиционный) метод, вызывающий оптимальное расслабление ума и тела, в то же время, усовершенствующий осознанность (1). Продолжительность расслабления зависит в основном от времени, затраченного на выполнение приветствия Солнцу . На каждые десять минут практики СН (должно приходиться по) крайней мере, три или четыре минуты релаксации (Шавасаны).
Необходимо расслаблять тело до тех пор, пока пульс и дыхание не вернутся к норме (в состоянии покоя). В этом отношении занимающийся должен полагаться на свой здравый смысл (учесть данную рекомендацию было бы не вредно поклонникам динамической йоги , которые порой до полного изнеможения вертят круги и последовательности аштанга виньясы).

Темп

СН может быть выполнена в любом темпе, который определяет сам практикующий. Вначале, конечно, данную последовательность следует делать медленно, что гарантирует корректное совершенствование (и синхронизацию) движения с дыханием. При регулярной практике тело начнет постепенно (и плавно) перетекать в (последовательности) предписанных положений. При достижении такого состояния время одного цикла будет автоматически сокращаться (до какого-то оптимального значения). Однако, будьте внимательны, чтобы СН не выполнялась слишком быстро, вдох и выдох при этом становятся поверхностными, а мантры произносятся неправильно. В конце концов (по мере систематической практики) темп движений СН автоматически зафиксируется на времени, необходимом для (синхронного) выполнения движений, дыхания и мантры.

Число циклов

Число (выполняемых подряд) циклов зависит от наличия времени и (уровня) здоровья индивидуума. СН не должна делаться до появления изнеможения. Начинающим следует начинать не более чем с двух или трех циклов, а затем добавлять по одному циклу после каждых двух дней. Таким способом тело постепенно привыкает к возрастающей нагрузке.
На самом деле фиксированное число циклов для ежедневной утренней практики установить невозможно, так как это зависит полностью от индивидуума (его текущего самочувствия и состояния). Выполнять СН следует по возможности (исходя из дальнейшего построения личной утренней практики йоги). Однако, при малейших признаках усталости следует прекратить данную практику и расслабиться. Чтобы выполнять ежедневно оптимальное число циклов СН следует внимательно оценивать свое самочувствие и прислушиваться к телу.
Человек достаточно хорошего здоровья может выполнять каждое утро около двенадцати циклов СН, хотя те, у кого есть здоровье и потребность могут делать и больше. Если нет уверенности в оптимальной дозировке СН лучше найти компетентного йога-учителя, который способен определить оптимальное число кругов в зависимости от состояния вашего здоровья.

Последовательность

В идеале СН практикуется до выполнения других асан, так как она помогает устранить любую сонливость и сделает тело гибким.

Время и место

Лучшее время для практики СН утром, на восходе. Можно созерцать подымающееся солнце, чтобы впитать энергию ультрафиолетовых лучей. Если это непрактично из-за (неподходящего) времени восхода, климатических условий и соответствия с другими йоговскими практиками, СН может делаться утром первой, предпочтительно после посещения туалета.
СН может практиковаться и в другое время в течение дня. Однако, до практики следует повременить по крайней мере три часа после еды. Позднее утро перед ленчем, до обеда или вечером подходящее время, но не рекомендуется делать СН перед сном, потому что она активизирует все тело, а это оказывает эффект, противоположный засыпанию.
Если возможно, выполняйте СН на открытом воздухе, на лужайке или любой чистой и ровной поверхности. Тонкий матрас, коврик или одеяло можно положить прямо на землю, но они должны быть хорошо закреплены, в противном случае во время изучения СН коврик стремиться выскользнуть из под ног.

Ограничения

Никаких ограничений по полу или возрасту относительно практики СН не существует, она может выполняться молодыми и старыми, мужчинами и женщинами, любой может извлечь из нее разностороннюю пользу. Женщины не должны делать СН после четвертого месяца беременности, но данная практика может быть (восстановлена и) продолжена ими после рождения ребенка, кроме того, им не рекомендуется делать ее во время месячных в качестве меры предосторожности (от перегрузки и вреда, который может быть при этом произведен ею).
Люди с определенными заболеваниями, таким как ишиас, смещение (межпозвоночных) дисков, высокое кровяное давление, коронарные болезни и так далее, не должны практиковать СН, по крайней мере без квалифицированного руководства.

Предостережения

СН - мощный метод вывода токсинов из тела. Однако, это не должно происходить слишком интенсивно, так как может возникнуть ряд побочных явлений, например фурункулез. Если начинают проявляться подобные симптомы или повышенная температура, следует уменьшить количество циклов СН, или вовсе оставить практику на несколько дней. Безусловно, тело следует очистить от шлаков, но это должно происходить постепенно в течение недель или месяцев, при (комплексном) применении СН, асан и пранаямы.
Повторим еще раз: не следует перенапрягаться, делая большее количество циклов СН, чем позволяет ваша физическая форма. Не следует пробовать эту практику если вы больны, потому что в это время для борьбы с болезнью потребна вся суммарная энергия организма.

Инструкции

Вначале для запоминания последовательности смены форм тела, состояния дыхания и мантр требуются некоторые умственные усилия. Удобным путем быстрого овладения СН является такой ход событий, когда кто-нибудь читает инструкции вслух, в то время как вы, соответственно, выполняете их. Таким способом все необходимые аспекты упражнения (и его нюансы) будут четко запечатлены в вашей памяти.
Полезный эффект
Очевидной характеристикой СН является тот факт, что это есть упражнение для всего тела, и его воздействие не ограничивается развитием какой-то одной его части. Организм состоит из (множества) различных систем и органов, работа которых взаимосвязана. В результате болезни или недостатка жизненных сил взаимодействие этих систем (сравнительно) легко начинает разрушаться. СН приводит их в порядок, помогая устранить либо предотвратить расстройства. Кратко перечислим некоторые из этих основных (функциональных) систем, а также полезные воздействия, которые они получают от практики СН.
Система пищеварения: происходит отличный массаж ее внутренних органов (со всеми вытекающими из этого оздоровительными последствиями).
Выделительная система: СН возбуждает перистальтику кишечника, помогая устранить любую тенденцию к запорам. Любое нарушение в работе почек приводит к загрязнению крови (самоотравлению организма). СН также стимулирует работу этих парных органов, усиливая фильтрацию. Для лучшего (воздействия на почки) следует ежедневно перед выполнение СН выпивать немного качественной воды. Большое количество отходов (деятельности организма) удаляется через кожу, что проявляется особенно наглядно, когда человек обильно потеет. Если развита способность к здоровому потоотделению, токсины не накапливаются в коже, и она становится чистой, без какого-либо раздражения. СН приводит к увеличению испарения жидкости через поверхность тела, и тем самым предотвращает (определенный класс) заболеваний кожи. СН - прекрасный способ поддержания отличного цвета лица, особенно, если после ее выполнения (или ежедневной программы йоги) принять теплый душ.
Кровь и лимфа: СН увеличивает ЧСС (частоту сердечных сокращений) и активизирует работу всей кровеносной системы.
Аналогично активизируется и деятельность лимфатической системы, которая наиболее важна в защите организма от инфекций, являясь структурой, отвечающей за внутреннюю самотерапию. СН, активизируя циркуляцию лимфы и удаление ядовитых бактерий, непосредственно помогает данной системе в борьбе с болезнью вести себя наиболее действенно.
Дыхательная система: большинство людей склонны дышать поверхностно, коротко, мелко и затрудн нно. Правильно выполняемая СН усиливает газообмен в легких, раскрывает и расширяет сморщенные альвеолы, развивая, кроме того, соответствующие (респираторные) мышцы грудной клетки.
Эндокринная система играет важную роль в формировании хорошего самочувствия и отношения к жизни. Она продуцирует огромное количество различных химических веществ (гормонов), которые взаимодействуют между собой (в тончайшем равновесии).
Даже легкий дисбаланс может порождать здесь сильнейшие следствия в виде болезни. Хорошо известный пример диабет, хотя есть и множество других недугов, являющихся прямым следствием гормональной неуравновешенности. Гормоны - это офицеры, мозг - командир, а функциональные системы и органы тела - солдаты. Гормоны мобилизуют и согласуют различные процессы организма. Ритм роста, сексуальные функции, уровень (общей) возбудимости и многое другое контролируются гормонами. СН гармонизирует эту систему, дисбаланс которой зачастую вызывается умственным перенапряжением (или длительными стрессами). Регулярная и правильная практика СН может помочь устранить или уменьшить эти глубинные причины гормонального расстройства функций, особенно если она дополняется другими при мами йоги.
Нервная система: большинство современных людей не нагружают свое тело в достаточной мере. Как следствие, нервные коммуникации организма склонны терять качество, развивается атрофия. СН восстанавливают этот тонус нервной системы и соответствующих структур мозга.
Мышцы и скелет: СН прорабатывает все главные мышцы и суставы, это превосходный способ разминки тела перед выполнением асан.
Тонкие влияния: практика СН может обеспечить разнообразные дополнительные и, возможно, более важные следствия помимо прямого воздействия на тело. Это зависит от состояния сознания. Если вы осознаны и полностью погружены в интонацию мантр, дыхание и движение, практика будет способствовать установлению душевного покоя. Следовательно, СН будет полезной для уменьшения эмоциональных конфликтов, неврозов и стрессов, особенно когда она дополняется другими при мами йоги.
Если кто-то склонен к божественному, тогда СН может выполняться с полным осознанием значимости поклонения солнцу, что очистит сердце и ум. СН приводит также в равновесие потоки праны, устраняя блокировку нади, по которым она циркулирует. СН - превосходная практика, с которой начинается день. Она помогает вам подготовиться в любой области встретить лицом к лицу предстоящий день с физической и умственной силой и доверием.

Резюме.

СН - это панацея для тех, кто живет в городах, имея недостаток времени и возможностей содержать свое тело в порядке. Люди в сельской местности больше нагружаются физически, что расслабляет ум, поскольку есть возможность быть непосредственно связанными с природой. Городской житель страдает от многочисленных болезней. Главная причина - недостаток физической нагрузки и душевного покоя. Практика СН достойный (хотя и далеко не полный) ответ на подобное положение вещей, особенно если она применяется в сочетании с другими йогическими методами. Нет оснований, по которым СН не могли бы выполнять ежедневно большинство людей, поскольку она занимает не более десяти минут, и за этот короткий отрезок времени тело прорабатывается самым систематическом и всесторонним образом. Нет подобного иного воздействия, которое способно превзойти (по эффекту) СН. Бег, пешие прогулки и плавание - превосходные упражнения, но они не влияют на тело так действенно, как это имеет место даже при минимальной практике СН. Надо ли повторять, что мы настойчиво рекомендуем ее к систематическому исполнению (каждым, кто занимается йогой), и ценим настолько высоко, что продолжим рекомендовать для исполнения отсюда и далее по всему тексту данной работы.




"Razum"

Рейтинг SunHome.ru Твоя Йога Млечный путь