Тренажер 11: Импровизация . Акт творчества
В самую точкуНа пару минут расслабьтесь, отдохните.Пусть ваше внимание свободно блуждает, скользя по поверхности вещей. Когда ваш ум успокоится и вы почувствуете, что готовы, сотворите что-нибудь. Итак, вперед. Прямо сейчас. Процесс творчестваТворческое мышление - это просто
понимание того факта, что нет ничего особенно хорошего в том,
чтобы делать вещи так, как их всегда все делали. Творческие способности являются сердцевиной интеллекта. И все же попытка дать определение творчеству подобна попытке взять и удержать пальцами каплю ртути. Как только вам покажется, что вы наконец-то схватили ее, она рассыпается на множество мелких капель, и они разбегаются в разных направлениях. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым условием творчества? Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы? Всегда ли творчество сопровождается вдохновением, искрой озарения, ощущением, что идея пришла внезапно, неизвестно откуда? Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество - процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды.Творчество подразумевает, что вы сами создаете некую идею, а не заимствуете ее у кого-то. Вы сами наблюдаете процесс рождения идеи в вашем мозге. Это может произойти в результате настойчивых попыток решить задачу, например, как следствие применения последовательности хорошо обдуманных шагов при работе над проектом, или это может произойти как по волшебству, когда вдохновение неожиданно находит вас без всякого видимого усилия с вашей стороны. В предложенном выше упражнении вы могли бы сделать все что угодно - встать на голову, издать клич Тарзана, спеть песню, выбить ритм пальцами, подумать о квантовой физике. Цель этого упражнения состояла не в том, чтобы вы бросились в творческий прорыв, скорее, оно должно было заставить подумать о том, что же означает для вас творчество.Творческий подход может проявиться где угодно: в решении проблемы, в новой идее, в удовлетворении функциональной потребности. Однако акт творчества может вовсе и не служить практическим целям, а восполнять эмоциональные или эстетические потребности. В чем бы ни проявлялось творчество - в проектировании моста, создании нового рецепта, расписывании потолка Сикстинской капеллы, составлении автобиографии, - для создания нового произведения требуется прилежание и мастерство. Как сказал психолог Абрахам Маслоу: "Первоклассный суп - более творческое произведение, чем посредственная живопись". Творческий процесс можно разделить на две фазы: исследовательскую и прикладную. В исследовательской фазе вы генерируете новые идеи и манипулируете ими. Вы соединяете несвязанные до сей поры материи, создаете новые отношения, ищете необычные образы. Вы пускаете в ход воображение, обыгрываете неожиданные варианты, нарушаете правила, давая возможность идеям откладываться в глубине вашего сознания.В прикладной фазе вы оцениваете и внедряете свои идеи. Вы смотрите, насколько идея применима, отвечает ли она вашим требованиям. А затем вы воплощаете идею в действие, переводя ее из плоскости "что если" в плоскость "что есть". Обе фазы дополняют друг друга. В фазе генерации вы мыслите широко, в прикладной - более узко. В творческом мышлении, как и в прыжках в высоту, очень важна синхронизация. Если в фазе исследований вы будете практичным, холодным и логичным, то скорее всего вы сосредоточитесь на ограничениях, а не на возможностях. И наоборот, если вы станете свободно импровизировать в прикладной фазе, то вам вряд ли удастся воплотить свою идею в жизнь. А может случиться, что вы так и не увидите подстерегающих вас ловушек до тех пор, пока не станет слишком поздно. Помните, в каких случаях нужно концентрировать все свое внимание, а когда можно чувствовать себя и посвободнее.Творчество - это десять процентов
вдохновения и девяносто процентов потения. Взгляните чуть подальше первого правильного ответаЛучший способ создать хорошую идею -
иметь много идей. УПРАЖНЕНИЕ. Следствием подобного стиля мышления является то, что при поиске новых идей мы нередко останавливаемся на первом же ответе, удовлетворяющем условию, и не пытаемся двинуться дальше. Первое решение, даже если оно и не является лучшим, часто блокирует наше стремление продолжить поиск. Мы теряем возможность найти лучшее решение. Например, глядя на рисунок, вы можете сказать, что это две окружности, и на том остановиться. А можно еще подумать и представить, что это - яичница, рулон туалетной бумаги (вид сверху), сомбреро (вид снизу), глаз альбиноса, орбиты Меркурия и Венеры, цоколь лампочки и так далее.Так что, если вы решили что-нибудь сотворить, не прекращайте поиск. Не исключено, конечно, что девятнадцать из двадцати придуманных вами идей можно будет спокойно отправить на свалку, но помните о том, что Томас Эдисон нашел более двух тысяч способов изготовления лампы накаливания. Если вы продолжите поиск, может быть, вы найдете лучшее решение. СОВЕТ.Не останавливайтесь на первой же идее. Продолжайте искать. Установление связейСпособность устанавливать связи и
соотношения, иногда странные и даже шокирующие, лежит в основе
любого творческого ума - в независимости от области или
дисциплины. УПРАЖНЕНИЕ. Многие творческие озарения приходят именно тогда, когда человек пытается соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально новое. Иоганн Гутенберг объединил идеи прессов для винограда и для чеканки монет и создал переносной печатный станок. Вильям Гарвей нашел аналогию между насосом и сердцем человека и разработал современную теорию кровообращения. Братья Райт установили связь между крылом птицы, велосипедом и двигателем внутреннего сгорания и первыми насладились управляемым полетом. В предложенном вам упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе специальную ручку, которая пишет на стекле лампы так, чтобы можно было проецировать разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в цоколь для заправки. Какие еще связи вы сумеете найти?Очень интересно наблюдать за процессом установления этих связей в вашем сознании. Вот вы еще ищете, а в следующий момент - уже нашли идею. Что же произошло между этими двумя событиями? Вы пережили момент "Ага!". Это "Ага!", которое вы испытываете, найдя новую идею, подобно тому "Ого!", которое вы переживаете, обнаружив что-то занятное. И то, и другое происходит спонтанно. СОВЕТ.Ищите то, что может быть связано с вашей идеей. Слова-триггерыПредставьте себе, что ваш мозг - это огромная библиотека, а ваши воспоминания, опыты, идеи являются романами, повестями, бульварным "чтивом", фантастикой, научными монографиями, пьесами, которые разложены по полкам. Многие работы затерялись в плохо освещенных коридорах. Идеи в принципе доступны, но до них трудно докопаться.Существует несколько способов облегчить доступ к библиотеке вашего опыта. Один из них - это так называемые слова-триггеры, или слова, которые вызывают свежие ассоциации. Просмотрите орфографический или толковый словарь в поисках слов, которые ассоциируются у вас с той идеей, над которой вы сейчас работаете. Вы можете либо искать до тех пор, пока некое слово не вспыхнет перед вами как озарение, либо открыть книгу наугад, ткнуть пальцем в любую строку и принудительно создать ассоциацию между вашей идеей и тем словом, на которое попал ваш палец.Допустим, вы разрабатываете новую настольную игру и попали на слово ЭНЗИМЧто это может означать для вас? Энзим - вещество белковой природы, которое регулирует биохимические процессы. Это слово может напомнить вам о клетках и микробах. В связи с этим вы начинаете воображать игру, в которой одни игроки являются "микробами", которые должны заразить некие клетки, а другие игроки должны защитить эти клетки. Это слово может навести вас на мысль об одной большой клетке или о целом организме. Поскольку энзимы способствуют осуществлению химических реакций, но не используются в них, вы можете вообразить себе игру, в которой положение игрока не меняется, а меняются только внешние условия. Другой путь: вы можете решить, что слово "энзим" созвучно слову "разим", и представить себе какую-нибудь военную игру. Какую игру вы придумаете, чтобы связать следующие слова: коридор, принц, лампа, тележка, шишка?Метафоры и сравненияНеобходимо величайшее умение, чтобы быть
мастером метафор. УПРАЖНЕНИЕ.
Метафоры и сравнения могут повести вашу мысль в новом направлении. Если вы подумаете о творчестве как о приготовлении торта, то, возможно, вам в голову придет мысль, что идеи нужно смешивать в определенных пропорциях, что следует дать им время отстояться и подняться, и о том, что выпекать их необходимо при фиксированной температуре. Делайте в уме заметку всякий раз, когда наталкиваетесь на метафору или сравнение. Выискивайте их в беседах, телевизионных программах, фильмах, книгах и статьях. Спросите себя, есть ли в них смысл. Задевают ли они ум, сердце, чувства? Когда в следующий раз вам потребуется выработать новый подход, попробуйте представить свою идею метафорически.Разделение и соединениеЕсть еще один хороший способ генерирования идей. Он называется "анализ атрибутов". При анализе атрибутов создается список свойств, характеристик и параметров той идеи, над которой вы работаете. Затем, в целях создания новой идеи, вы начинаете менять по одному или сразу же по нескольку свойств.Например, представьте себе, что вы работаете над дизайном новой чашки. В списке свойств чашки числится, что она должна быть круглой, иметь ручку, что она должна быть сделана из достаточно твердого материала, чтобы у нее было устойчивое донышко и чтобы она не меняла вкус напитка. Теперь вы готовы подумать в новых направлениях. Нацельтесь на один из атрибутов и меняйте его тем или иным образом. Например, пусть у вашей чашки будет не одна ручка, а две, чтобы ее можно было держать с двух сторон. Если вы установите ручку внутри чашки, то уже никогда не обожжетесь, потому что невозможно хлебнуть из такой чашки, не попробовав сначала пальцем. Можно сделать ручку размером с саму чашку - для тех, кто пьет прямо в хоккейных перчатках.Можно поменять другие параметры, чтобы чашка служила определенным целям. Пусть у нее будет заостренное донышко, чтобы она не опрокидывалась, воткнутая в песок на пляже. А можно сделать донышко клейким и мягким, чтобы чашка не падала от качки во время морских путешествий. Для тех, кто пьет слишком много кофе, можно сделать чашку с дыркой на середине высоты - чашка всегда будет наполовину пустой. Для тех, кто любит сладкое, можно, воспользовавшись какой-нибудь химической технологией, покрыть внутреннюю поверхность чашки сахаром. А можно покрыть ободок чашки четырьмя веществами с различным вкусом - сладким, горьким, соленым и кислым, - так, чтобы можно было выбирать вкус, поворачивая чашку. СОВЕТ.Попробуйте менять один за другим атрибуты какой-нибудь идеи. Изменение контекстаУПРАЖНЕНИЕ.Придумайте двадцать способов применения скрепки. Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, а вор с ее помощью взломает замок. Изменившиеся обстоятельства могут вынудить вас исследовать новые возможности применения известных вещей. Когда вы путешествуете, полотенце становится подушкой, тентом от солнца, маской для защиты от песка, юбкой, сумкой для переноски кинокамеры, корзиной для белья, "чесалкой" для спины.Возьмите за правило всегда оглядываться в
поисках новых интересных идей, Призыв к открытостиНевозможно вызвать процесс творчества по
своей воле, В греческой мифологии говорится, что девять дочерей Зевса - девять Муз - вдыхали творческие идеи в избранных художников и музыкантов. И в самом деле, слово "вдохновение" созвучно слову "дыхание". Помимо собственно мышления, наш разум вовлечен в сложный процесс расчетов, поиска, сортировки и размещения информации, в процесс установления связей.Когда вы напряженно работаете над проектом и вам требуется приток свежей умственной энергии, сделайте перерыв. Займитесь совершенно иным делом. Отправьтесь на прогулку, послушайте музыку, почитайте журнал, покопайтесь в книгах. Отвлекитесь на полчаса, не тревожьтесь, позднее вы вернетесь к своей работе. Такое переключение даст вашему подсознанию возможность поработать над задачей, а сознанию - отдых, необходимый для дальнейшего развития идеи. Иногда, когда наше подсознание свободно - например, во сне, - оно создает связи намного более интересные, чем те, что мы вырабатываем сознательно. Намеренные целенаправленные размышления часто оказываются в плену повторяющихся шаблонов, отчего теряется свежесть и непосредственность мысли. Для того чтобы исследовать один из способов высвобождения подсознания в творческом процессе, попробуйте выполнить следующее упражнение.Творческое размышлениеСядьте спокойно и примите удобную позу.Отбросьте все суетные мысли, постарайтесь стать как можно восприимчивее. В течение нескольких минут интенсивно думайте о том, как повысить свою привлекательность. Пусть этот вопрос занимает ваш ум в течение целых пяти минут, но вы не должны приходить ни к какому определенному решению. Если вы начнете думать об ответе, гоните эти мысли прочь. Вы захотите добиться какого-то результата - но не делайте этого. Думайте над вопросом, но не ищите обычных ответов, откажитесь от привычного. Будьте безжалостны. Сосредоточьтесь исключительно на процессе задавания вопросов. Сначала это покажется вам трудным. Но, отвергая все приходящие ответы и размышляя столь необычным образом, вы заставляете себя найти что-то действительно новое. Вы вовлечете в процесс размышления те резервы своего разума, которые используете нечасто. Помните, что природа не терпит вакуума. Упражнения на импровизациюРазминка
Практика творчества Выберите любое рутинное занятие, которое вы выполняете регулярно - проготовление пищи, проведение презентации, подготовка месячного отчета, - и придумайте способ сделать это занятие более творческим.Развитие метафорического мышления Заполните пробелы в сравнениях и метафорах.
Займитесь синтезом Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в том, чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.
Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится - что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворил ваш карандаш? Программирование сновСон часто является источником творческих озарений. Если вы хотите обдумать что-либо во сне, то, засыпая, держите в уме эту мысль. Вместо того чтобы держать мысленный образ прямо перед собой, дайте ему повернуться то одним боком, то другим - чтобы, когда вы заснете, мысленная картина предстала перед вами во всем многообразии. Когда вы проснетесь утром, вспомните, о чем вы думали, засыпая накануне, и постарайтесь записать. Выплесните мысли на лист бумаги, не вставая с кровати. Две минуты на творчествоОчень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность. Выполните следующие упражнения.
Полезные советыТворчество - это замечательное качество, которое делает нас новаторами и мыслителями. Оно - конечная цель для того художника, который заключен в каждом из нас.СОВЕТ 1. Устанавливайте взаимосвязи. Используйте метафоры, сравнения и аналогии для генерирования новых идей. Ищите материалы вне сферы своих обычных интересов. СОВЕТ 3. Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут произойти в любое время и в любом месте - в ванне, за обедом, в момент пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются так же быстро, как и появляются. Будьте готовы зафиксировать их, как только они появились: набросать рисунок или сделать заметки. Если вы не ожидаете неожиданного, то и не
найдете его. Тренажер 12: Наивысшая производительность. Учитесь учитьсяМысленные моделиПопробуйте левой рукой выбивать ритм, используя два пальца, во всех случаях большой, но: один раз - с указательным, два раза - со средним, один раз - с безымянным, два раза - с мизинцем.А теперь в обратном порядке: один раз - с безымянным, два раза - со средним, один раз - с указательным, два раза - со средним и так далее. Повторите это упражнение несколько раз, пока не добьетесь автоматизма. А затем правой рукой: один раз - с указательным пальцем, два раза - со средним, три раза - с безымянным, два раза - с мизинцем, один раз - с безымянным, два раза - со средним и так далее. А теперь - двумя руками одновременно! Обратите внимание на то, удается или нет вам задание. Обретение мастерстваУслышал - забыл. Как научиться плавать? Прежде всего нужно войти в воду. Можно прыгнуть сразу, можно погружаться медленно и постепенно - сначала попробовать пальцем ноги, потом окунуть ступню, щиколотку, икру, затем другую ногу, зайти в воду по колено, по бедра, по пояс, по грудь, по плечи, по шею и наконец погрузить голову. Ну вот вы и в воде. Что дальше? Попробовать плыть. Но как? Прежде всего вам необходима отправная точка, так сказать методика. Можно понаблюдать за человеком, который умеет плавать, и скопировать его движения.А можно нырнуть и начать беспорядочно махать руками. Скорее всего вы очень быстро поймете, что нужно еще и работать ногами. Вы начнете соображать, когда нужно вдохнуть, потому что уже узнали, когда вдыхать нельзя. Вы постараетесь проталкивать себя вперед. Рано или поздно, барахтаясь и поднимая брызги, вы обретете навыки. Ваши руки и ноги начнут двигаться согласованно, вдохи и выдохи будут чередоваться правильно. Вы научитесь рассекать воду одним плавным движением. Чтобы научиться плавать лучше, необходима практика. На следующем этапе обучения вам следует понаблюдать за другими пловцами и приметить, что они делают, чтобы плыть дольше и быстрее; спросить совета у тех, у кого больше опыта. Экспериментируйте, пробуйте новые виды гребков, продолжайте тренироваться. И только после всего этого - благодаря терпению, приложенным усилиям и практике - вы сможете сказать, что научились плавать.Основополагающий подход к приобретению любого навыка - будь то приготовление суфле, разучивание польки, транспонирование матрицы, выступление перед аудиторией, игра на саксофоне, написание романа или плавание - один: метод проб и ошибок. Что вы заметили, когда выполняли упражнение, предложенное вам в начале главы?Может быть, сначала это упражнение показалось вам очень сложным, а затем - все проще и проще? Заметили ли вы, как приобретаете сноровку? А не мешало ли вам в процессе обучения чувство разочарования или скуки? Вы ощущали, что учитесь? Обучение - это процесс создания новых привычек. Каждый раз, когда вы обретаете новое умение или овладеваете новой идеей, вы устанавливаете некую схему взаимодействия нервных клеток. Когда вы освоили упражнение с пальцами, вы сформировали в своей нервной системе новую сложную модель поведения.Обучаясь, мы буквально программируем наш мозг. Сложные виды деятельности - такие, как танцы, пение, письмо - формируются на основе многочисленных навыков. Для того чтобы играть на пианино, требуется умение правильно держать руки, соразмерно ударять по клавишам, необходимо освоить гаммы, разучить огромное количество мелодий. Когда вы достигаете определенного совершенства на одном уровне, ваше внимание высвобождается для того, чтобы переходить к работе на более высоком уровне. Виртуозный пианист совершенно свободен от мыслей о том, чем заняты его пальцы, - он может полностью сосредоточиться на эмоциональной выразительности своей игры.Если хочешь что-то делать - сделай это
своей привычкой. Создание потребностиВОПРОС.Что заставляет вас учиться?
Нравится нам это или нет, но все мы существа, реагирующие на внешние стимулы, - мы зависим от них. Наше поведение формируется основными мотивами: получить вознаграждение и избежать наказания. Финансовые соображения, понимание того, что если мы не будем работать, нас уволят, - все это мотивы внешние. Но мотивы бывают и внутренние - ненасытное любопытство, боязнь отстать в развитии, острый интерес, потребность внутреннего роста. Если вы поймете, почему вам нужно учиться, ваше обучение будет идти быстрее. Наилучший способ подстегнуть свой интерес к учебе - это поставить себя в такое положение, когда вы просто обязаны прогрессировать. Сделайте что-то малое, что потребует от вас изучения чего-то большого. Например, запишитесь на курсы, которые заканчиваются экзаменами и дипломной работой. Или примите предложение прочитать лекции или провести курс занятий. Или купите книгу и решите, что ее обязательно надо прочитать. Необходимость - мать учения.Мой друг Джон чего только не перепробовал, чтобы бросить курить! В конце концов он отправил своему поверенному несколько заказных писем, в которых были описаны все неблаговидные поступки, которые Джон когда-либо совершил. К письмам была приложена инструкция, в которой говорилось, что если он, Джон, не бросит курить к определенной дате, его поверенный должен будет переслать эти письма друзьям Джона и его коллегам по работе. Опасение, что его грязное белье будет выставлено на всеобщее обозрение, оказалось достаточным стимулом в борьбе с курением. СОВЕТ.Поставьте себя в такое положение, когда остается только действовать. Готовность умаТот, кто учится самостоятельно, преуспевает
в семь раз больше, чем тот, которому все объяснили. Как дети играют в кубики? Они кладут маленькие кубики на большие. Они кладут большие кубики на маленькие. Они выкладывают их по размеру, по цвету, по форме. В этой игре они исследуют, каким образом кубики сочетаются друг с другом, и совершенствуют свои строительные навыки. Одна из причин, по которой дети так легко учатся, заключается в том, что у них нет предварительных установок о том, как они должны учиться. Также у них еще не развилось представление о том, что учеба и игра - взаимоисключающие занятия. Игра является существенной частью учебного процесса. Если нам весело учиться, то мы учимся лучше. Мы усваиваем экспериментальный подход, пробуя что-то сделать определенным образом и наблюдая, что из этого получается. Интерес - лучшая из мотиваций. Он заразителен и распространяется как лесной пожар. Он делает людей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытать огромное удовлетворение. Мы учимся тогда, когда у нас есть настроение учиться. Для того чтобы учиться лучше, вам следует потратить некоторое время на подготовку своего разума. Разбудите свой аппетит. Сосредоточьтесь на самых интересных аспектах вашего предмета. Разожгите свое воображение вопросами. Вот несколько приемов, позволяющих подготовиться к учебе.
Можно многое узнать просто наблюдая. ПрепятствияВОПРОС.Что мешает вам учиться?
|