Два года назад утвержден ГОСТ "Соки, нектары и сокосодержащие напитки. Термины и определения", который предъявил более высокие требования к продукту под названием "сок". Тем не менее некоторые производители, выпускающие нектары, до сих пор рекламируют их как соки. И вводят потребителей в заблуждение относительно их реальных свойств.
По ГОСТу, сок - это жидкий продукт, полученный механическим способом из фруктов или овощей. Сок может быть сконцентрирован и позднее восстановлен водой. А нектар, по сути, это сок, разбавленный водой; сокосодержащий напиток - разбавленный водой нектар. По стандарту нектар должен содержать не меньше 25 процентов сока (50 процентов - для яблочного), сокосодержащий напиток - не менее 12 процентов.
Концентрированный сок, по химическому составу идентичный свежеотжатому, получается, когда фрукты отжимают с помощью пресса, затем сок выпаривают. Но не при 100 градусах, а при 65. Это возможно, если понизить давление. При таком режиме сок теряет только влагу, а свои полезные вещества, в том числе и витамины, сохраняет. Он, правда, теряет и запах, поскольку летучие ароматообразующие вещества покидают сок вместе с влагой. Но на современном производстве летучие вещества улавливают и сохраняют отдельно от полуфабриката.
Компания-батлер (упаковщик) восстанавливает соковую основу, разбавляя концентрированный сок водой, добавляет аромат и упаковывает готовый сок в пакеты.
При этом иные производители не ограничиваются процессом воссоздания сока, а пытаются, например, чем-нибудь его "обогатить" - в таком случае получается уже не натуральный продукт. Если же слишком сильно разбавить полуфабрикат водой - выйдет не стопроцентный сок, а, скажем, продукт, содержащий сок.
Потребителю при этом трудно определить, что же на самом деле содержится в пакете или банке. Это можно сделать с помощью физико-химического анализа, установив, какие компоненты - натуральные или искусственные - включены в продукт и в каких пропорциях.
В ходе теста, который провела испытательная служба журнала "Спрос", были исследованы 20 образцов яблочного сока. В лаборатории натуральность соков проверялась по нескольким десяткам показателей. Эксперты определяли, соответствуют ли образцы своему наименованию, то есть является ли содержимое упаковок стопроцентным натуральным соком, как заявлено производителями. В ходе дегустации оценивались органолептические свойства представленных напитков - цвет, запах, вкус.
По результатам лабораторного анализа безупречными признаны лишь шесть из двадцати соков - "Привет", "Сокос", "Депсона", "Santal", "Санпрайд" и "Gold Premium". Большинство из них получило высокую оценку и дегустаторов.
Два образца - сок яблочный ОАО "Белкон" и "Красный сад" - признаны соками, хотя немного не уложились в жесткие нормы по массовой доле растворимых сухих веществ. Остальным требованиям российских стандартов они соответствуют.
Еще четыре образца тоже оправдали высокое звание сока, но не обошлись без замечаний. Так, повышенное содержание лимонной кислоты в соках "Фруктовый сад" и "Удачный" позволило сделать вывод о том, что она введена в них искусственно, в то время как их этикетки умалчивали об этом. Сок "Удачный" к тому же содержал консервант, опять-таки не заявленный на упаковке. На пакетах с двумя другими образцами - "Чемпион" и "Gutta" - указано такое количество витамина С, которое не соответствует его природному содержанию в яблочном соке. Видимо, соки дополнительно витаминизированы, но об этом на этикетке не сообщается.
Физико-химический состав восьми оставшихся образцов - "Двойной сок", "4 сезона", "Добрый", "Долька", "Марли", "Казачьи разносолы", "Радуга", а также сок яблочный с мякотью и сахаром АО "Шарбати Кистакуз" не позволяет назвать их соками. И это несмотря на то, что и на упаковке, и в сертификатах все восемь значатся как соки. Дегустационная комиссия не уступила в точности приборам, выставив трем из восьми "несоков" самые низкие оценки по органолептическим показателям.
Итак, восемь из двадцати образцов оказались не соками, а продуктами, содержащими сок. В то же время по документам они проходят как соки. Впрочем, при существующей системе сертификации это не удивительно. Испытательные лаборатории, как правило, не в состоянии в полной мере проводить идентификацию сока. В большинстве случаев "натуральность" продукта они определяют так: название по накладной сверяют с тем, что значится на этикетке - если и тут, и там производитель написал "сок", пишут заключение: "Продукт идентифицирован как "сок". Так что если кто-то желает выдать свой продукт за сок - он запросто может это сделать.