Может ли психическая активность изменять физическую реальность?






Взгляд психолога

Т.Н.Березина

«Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы
сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону,
и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и
верхнюю сторону как нижнюю сторону, /.../ когда вы
сделаете глаза вместо глаза и руку вместо руки, и ногу
вместо ноги, образ вместо образа - тогда вы войдете
в [царствие].
Евангелие от Фомы.




1. ВНУТРЕННЕЕ КАК ВНЕШНЕЕ

Идея о том, что психологическая реальность (собственная реальность творящего ее человека - субъекта, реальность воображения) способна порождать изменения в физической среде, витает в умах и будоражит воображение. Более того, эта идея, отвергнутая торжествующей теорией психики как отражения объективной реальности с одной стороны и рациональной наукой нашего столетия, с другой, возвращается к нам на изломе тысячелетия. И тут - то выясняется, что не так она и нова.
Психическое (сознание, душа, психика) находится в сложных взаимодействиях с материальным миром физической реальности. Взаимодействие Человека и Мира, по С.Л.Рубинштейну, может проходить в трех плоскостях: 1) как отношения к самому себе, 2) как отношения к Другим людям и 3) как отношения к объектному миру. При этом, это не односторонние воздействия, а взаимоотношения, где чисто теоретически допускается и возможность непосредственного влияния психической активности на мир, поскольку изначально предполагается «приобщение конечного человека к бесконечному бытию и идеального представления этого бытия в самом человеке» [28].
Вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи: «Может ли психическая активность личности, выражаемая строго во внутренней сфере (мысли, образы, планы, мечты и фантазии) непосредственно воздействовать на ее материальное окружение, внешний мир?» - ни один век волновал человеческие умы.
Как ни странно, изначально вопрос о взаимодействии психики и физического мира был поставлен не психологами, физиками, двигавшимися, главным образом, от закономерностей существования материальной реальности. Это концепция бутстрапа, последовательно развиваемая Джеффри Чу, которая постулирует всеобщую глубинную взаимосвязь всех явлений во Вселенной, в том числе и взаимосвязь явлений физических и психических. Это исследование процессов, происходящих в микромире, которое привело к тому, что экспериментатор со своим оборудованием, приборами, своим видением мира, оказался вовлеченным в эти процессы. Как это сформулировал известный физик Ю. Вигнер «невозможно последовательно сформулировать физические законы, не принимая в расчет сознание» [47, с.172]. Это работы Дж. Хэгелина, предположившего, что включение сознания в физику может происходить через отождествление сознания с геометрией пространства-времени или тем гипотетическим единым полем: которое, как и сознание пока является неуловимой синей птицей науки и именно возникновение сознания, в конечном счете, и предопределило эволюцию Вселенной то, что мир, в котором мы живем именно такой, а не другой (по Карпенко Ю.П.[18]). Это эксперименты Г. Стэппа по влиянию человека - оператора на протекание физических процессов, в частности, на процесс радиоактивного распада, предполагающее участие сознания в редукции волновой функции. До ментального акта (наблюдения, осуществляемого человеком) редукции волновой функции не происходит, потому что отсутствует соучаствующее в этом сознание и даже для уже происшедшего процесса сохраняется вероятность другого варианта развития событий [45].
В психологии же разрешение вопроса о зависимости сознания и физической реальности связано с проблемой соотношения внешнего и внутреннего, древней как сама наука о психике.
Известно, что, во-первых, «психическое объективно существует только как субъективное» [3, с.187]; во-вторых, внутреннее - это и есть психическое, ибо «под человеческой субъективностью понимается богатство внутреннего мира человека, разнообразие и глубина его интеллекта, воли и чувств» [10, с. 261]. Рассматривающиеся в философской антропологии три составляющих человеческой субъективности (разум человека, создающий рациональную картину мира, его чувства, и воля - сила, благодаря которой человеческие существа проявляются в пространстве и во времени) в своей совокупности и определяют большую часть того, что обыкновенно в психологии и понимается под психикой. И, в- третьих, внутренний мир уникален, индивидуален и может вообще никак не проявляться во внешней активности, поскольку "внутренний (не проявляющийся непосредственно в поведении) субъективный мир - это все богатство мыслей, образов, чувств, грез, сновидений, которые даны только переживающему их индивиду. Единственный источник и получатель знаний о них - сам человек. Другие должны принимать на веру его самоотчет" [14, с.111].
Говоря о соотношении внешнего и внутреннего, следует отметить, что в отечественной психологии долгие годы эта проблема рассматривалась только в одном ключе, со стороны воздействия внешнего, а за внутренним в лучшем случае признавалось право на существование, в худшем - оно рассматривалось лишь как производная внешнего. Так, например, согласно ленинской теории отражения, творчески переработанной отечественными психологами, и сама психика как таковая является всего лишь формой отражения объективной реальности, позволяющей живому существу адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды [20].
В рамках этой концепции мир внутренний является всего лишь отраженным, «принятым внутрь миром внешним»: образы, которые мы представляем - суть перцепты, отражение реально существующих вещей и предметов; наши мысли (внутренняя речь) - есть ничто иное, как речи других людей, усвоенные настолько прочно, что их происхождение забылось; и даже наши личностные черты - лишь результат гоминизации (очеловечивания) дикого ребенка, осуществленного другими (родителями, воспитателями, учителями). Разумеется, в рамках этой теории психика оказывается напрочь лишенной как творческого начала, так и вообще собственной активности. Говорить о таком-то ее влиянии на физический мир тоже не приходится. Здесь по определению функция творчества оказывается закрепленной за миром внешним, который формирует (создает и творит) мир внутренний. И определенная доля истины в этом положении, как не крути, есть. Здесь уместно вспомнить замечание великого физиолога И.И. Сеченова по поводу сновидений, что наши сны (принадлежащие миру внутреннему) являются всего лишь небывалыми комбинациями бывалых впечатлений (произошедшими со сновидцем во внешнем мире).
Однако такое уничижительное отношение к психике характерно далеко не для всех теорий. Например, в аналитической психологии К.Г. Юнга [39] постулируется неисчерпаемость психического, на формирование индивидуальной психики оказывает влияние не только (и не столько внешний мир), а глубинное бессознательное, которое также является сокровенной часть внутреннего мира. При этом данное образование является коллективным, принадлежащим всему человечеству, передающимся с рождением каждому человеку. Наконец, у В.Н. Дружинина предполагается, что психика может быть не только бездонной, но и обладать самодвижением, собственной активностью, порождающей бесконечное множество субъективных миров, не сводимых к интроекциям внешнего мира и порой вообще не проявляющих во внешней активности. «Более того, потенциальное множество личностных свойств и состояний психики значительно шире, чем те свойства, которые человек реализует в повседневном поведении» [14].
Таким образом, функция творчества передается самому человеку-субъекту, его внутренней активности, способной порождать субъективные реальности. Однако вопрос о влиянии содержимого этих реальностей на объективную действительность пока не ставится. Но и не отрицается. Во всяком случае, в рамках субъектной парадигмы в психологии (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский), ставящей во главу угла изначальную психическую активность человека - творца.
Более того, по К.А. Абульхановой, в экзистенциально - чувственном пласте психики стирается грань между внутренним и внешним, поскольку внутренний мир человека оказывается способным вбирать в себя «всю чувственную сферу соприкосновений, погружений в природу, всю неповторимость эмоционально-душевного и чувственного единения с другим человеком, создаваемое ими пусть на время, совершенно неразделимое душевное пространство. Этот мир глубоко индивидуален по существу своему, но не имеет границы между внешним - человеческим, культурным, социальным миром и внутренним» [1].
В настоящее время в психологии возникло целое направление, активно разрабатывающее проблему взаимодействия индивидуальной психики с разнообразными областями метареальности - трансперсональная психология, известная в нашей стране, главным образом, по переводам работ психотерапевта Станислава Грофа [9]. В этих работах основной упор делается именно на анализе взаимодействия, т.е. на возможности «получения» человеческим сознанием информации из различных надындивидуальных областей (дородовые воспоминания, коллективная память человечества, иные уровни реальности и т.д.).
Что же касается воздействия психики на Мир, то до сих пор основным способом изменения физической реальности для человека представлялась предметная деятельность. Именно благодаря ей, субъективные идеальные формы (мечты, фантазии) воплощаются в материальных формах и в конечном счете, изменяют мир. Существует два способа изменить мир через деятельность. Первое, воплотить задуманное самому (человек мечтает о новом прекрасном деревянном доме, представляет его, визуализирует детали, и в один прекрасный момент не выдерживает и хватается за топор). Второй - увлечь Других, и уже они своим трудом воплотят задуманное тобой в материальных формах. Например, архитектор мечтает о воздушном замке, в его воспаленном воображение роятся призрачные башни, происходят какие-то события, но однажды на бумаге появится план, а через некоторое время бригада рабочих засучит рукава и начнет ворочать камни, послушная воле [опять субъективное начало] архитектора. Именно собственной деятельностью человек создал нашу цивилизацию (города, заводы, космические корабли). По С.Л. Рубинштейну именно действие является единицей психического. А расхожая поговорка вообще гласит, что человека от обезьяны отличает именно труд (предметная деятельность).
Таким образом, концептуально, методологически современная психология, очерчивая границы областей своих исследований, не отвергает возможности воздействия внутренней психической активности на окружающий Мир (при этом под Миром понимается и сам человек и другие люди и предметная реальность), но обычно ограничивается рассмотрением только одного способа изменения реальности: через деятельность. Однако в массовом сознании упорно сосуществуют и другие представления, о существовании иных способов непосредственного воздействия мысли на физическую реальность. Эти представления удивительно живучи, более того они глубинны, архетипичны и изначальны [41]. Они существуют в самых древних, самых сокровенных глубинах нашего Я. Тысячелетия целые народы верили в то, что их психическая активность (выраженная в форме молитвы, или магического ритуала) воплощается в физическом мире в материальных формах [31]: в форме пошедшего дождя (“моления о дожде”, изображенные в наскальной живописи древних [6, 36], “крестный ход”, наконец, “рассеивание облаков силой мысли” [23]), в виде попавшего в ловушку бизона или неожиданной победы над неприятелем [17].
Что же касается современного человека, то, не смотря на неоднократные уверения специалистов [6, 31] о наконец-то полном изживании суеверий, это далеко не так. Дело даже в не повальной увлеченности людей (в т.ч. научных работников) различного рода религиозными и мистическими концепциями, просто - это архетип нашей психики.

Отступление. Личность мага

Кстати, интересно проследить, какие люди, согласно социальным представлениям: современным и древним, обладают магической силой. Еще раз подчеркну, мы говорим только о социальных представлениях, о том, как это кажется людям. Так ли это на самом деле - не знает никто. Пожалуй, самым надежным источником социальных представлений в этом случае будет массовая (популярная) художественная литература, повествующая о древних временах. Бросается в глаза один факт. Почти во всех художественных произведениях маг - это человек, исключенный из процесса размножения (воспроизводства себе подобных). В продолжении «Чакры Кентавра» Ольги Ларионовой описано общество, близкое к раннефеодальному. Местные колдуны - это андрогины, имеющие и мужские и женские половые признаки, и не способные к размножению ни как мужчины, ни как женщины. У Аира Булычева в «Подземелье ржавых ведьм» описывается первобытное общество. Кочевые племена, бродят по планете, племенной колдун - кастрат, насильно лишенный половых признаков и также не способный к размножению. Интересно, что представления такого рода перекликаются с мнением некоторых авторов оккультной литературы. Карлос Кастанеда, автор популярных бестселлеров о жизни современных индейских магов, объясняет это тем, что при рождении ребенка человек передает ему свою Силу и перестает быть магом, теперь потенциальным магом является ребенок. У Кастанеды приводится случай, когда одна практикующая магию женщина родила ребенка, чтобы вернуть свою Силу, она предприняла сложный обряд, неудача которого могла грозить ей гибелью, но все завершилось хорошо, силу она вернула, а ребенок с этого времени «стал взрослым». Наконец, современное религиозное мировоззрение сохранило в себе представления о несовместимости репродуктивных функций и жизнедеятельности, связанной со службой Богу. Католические и буддистские священники дает обет безбрачия, не способствующий размножению. В православии, высшие церковные должности также могут занимать только священнослужители, избравшие монашество

КРИЗИС В ПАРАПСИХОЛОГИИ

Вопрос о возможности непосредственного влияния мысленной активности на физический мир пытались разрешить парапсихологи. Как известно, у парапсихологии предметом изучения являются две группы феноменов:
1) дистантный прием информации в образной, вербальной, кинестетической или какой-либо еще форме вне известных органов чувств.
2) воздействие на физические процессы и явления без непосредственного участия мышечных усилий [21].
Однако исследование этих феноменов классическими способами привело парапсихологию к жесточайшему кризису. И причин этого кризиса, на наш взгляд, несколько.
Причина первая. Отсутствие не только заметных результатов, но и просто какого-либо поступательного движения в исследовании паранормальных феноменов. Если проанализировать публикации последнего столетия (т.е. того времени, когда психология приобрела более или менее научное лицо, а результаты стали доступными для обсуждения), можно ужаснуться. Меняются только исследователи, одни стареют или разочаровываются и сходят со сцены, другие на нее приходят и продолжают эксплуатировать те же самые идеи, ставить те же самые эксперименты, получать одни и те же результаты. Одни и те же опыты ставил маг и алхимик Парацельс во времена оно, гипнотизер Джексон в конце 19 века [12], и ученый Джан в конце этого [11]. В одной из последних работ по телепатии описываются замечательные эксперименты по передаче мысленных образов (индуктор сосредотачивается на визуализации какого-либо предмета, находящийся в соседней комнате перципиент зарисовывает его). Опыты всем хороши, если бы именно их не проделывал еще Д.И. Менделеев в качестве хобби в начале века, и у него тоже получилось. Особенно удался первый опыт, второй похуже, а о третьем в опубликованном несколько лет назад в каком-то популярном журнале отрывке из дневника великого химика ничего сказано не было. И это тоже часть проблемы то, что опыты-то удаются... до определенного предела, который при более длительной проверке часто оказывается близким к случайным совпадениям. И вообще, варьируя условия проведения эксперимента и обработки данных, почти любой заинтересованный исследователь может получить сколь угодно достоверные результаты. Другое дело, что это не меняет общую ситуацию в чем-то глобальном (я бы сказала, например, не дает практической телепатии), поэтому следующий исследователь обычно делает то же самое.
Причина два. Параспособности - не развиваемы. Либо их нет, и тогда их нет, либо они есть, но тогда их есть столько, сколько есть и никакие силы в мире (безудержные тренировки или самые совершенные методики) не на йоту не повысят индивидуальных достижений. Я сейчас не говорю о каких-нибудь махатмах, обитающих где-то в Гималаях и, кстати, не встретившихся мне ни разу. Мои выводы базируются на опубликованных эмпирических данных, полученных учеными, изучавшими пси-феномены, на результатах собственных экспериментов и большом опыте работы с экстрасенсами в качестве психолога - консультанта. Итак, проанализировав все эти источники, я пришла к выводу, индивидуальные результаты экстрасенса на протяжении нескольких лет тренировок, мягко говоря, не улучшаются. С этим тезисом трудно согласиться. Он противоречит как нашему здравому смыслу (как это так после года наряженных занятий - никаких результатов, а за что же я деньги платил), так и данным литературы, теми самыми опубликованными эмпирическими данными, на которые я ссылаюсь, поскольку сами их авторы подчас приходили к прямо противоположному выводу. Эффект обучения описывали многие очень известные исследователи. Улучшение результатов работы в парах в опытах по телепатии показал Л.Л.Васильев [4], на развитие способностей к коллективному телекинезу в процессе тренировок обратил внимание А.Г.Ли [22]. Однако мне кажется, что здесь первое (здравый смысл, под влиянием которого находятся и ученые) объясняет второе (публикацию результатов). Нам трудно представить, что наши усилия по научению чему-либо не вознаграждаются, хотя бы потому, что обычно бывает наоборот. Если мы изучаем иностранный язык, то через месяц занятий, мы говорим хоть немного лучше, если мы качаем мускулы, то через тот же месяц, мы можем подтянуться хотя бы на полраза больше, а с телепатией - так не получается, и с ясновидением не получается. И, кстати, вообще-то многие ученые заметили «ненаучаемость экстрасенсорике», только не придали этому факту должного внимания. «Затрудненность успешного воспроизведения полученных ранее положительных результатов и наблюдавшаяся общая тенденция постепенного ухудшения показателей, выдаваемых данным испытуемым (эффект спада) послужили толчком к систематическому изучению роли самого экспериментатора в получении результатов, т.е. к рассмотрению возможного влияния его личной позиции...» [11, с.68] .
Причина третья. Результаты, получаемые парапсихологии - не стабильны. Характеризуя известные ему исследования в парапсихологии и психофизике, Р.Джан заключил: «насколько мне известно, нет ни одного авторитетного исследователя, который бы доказывал, что хотя бы какой-то психофизический эксперимент приближается в смысле воспроизводимости к экспериментам классической науки» [11, с.69]. К аналогичным выводам о невоспроизводимости, нестабильности парапсихических явлений пришли еще две комиссии, анализирующие работу больших и достаточно обеспеченных материально научных коллективов. 28 ноября 1995г на суд общественности был представлен отчет по программе министерства обороны США «Стар гейт», в нем анализировалась 24-летняя программа оценки разведывательного потенциала сверхчувственного восприятия (ЦРУ США - AIR). Отчет был подготовлен в соответствии с директивой конгресса. По результатам оценки деятельности научных учреждений, работавших по данной программе, ЦРУ заключило, что хотя в лабораторных условиях получаются статистически значимые результаты, но реальных случаев, когда с помощью сверхчувственного восприятия была получена какая-либо значимая информация в разведывательных операциях, увы, не было [43].
В 1994 году Международной корпорацией прикладной науки была проведена оценка эффективности другой многолетней исследовательской программы «Аномальные феномены сознания», выполняемой с 1973 года по 1989 год Международным Стенфордским исследовательским институтом (SRI International). Цель программы была почти такой же - установить, возможно, ли существование пси-феноменов и перспективы использования их в сборе разведывательных данных. И их вывод также перекликается с уже процитированными мнениями: «уровень достоверности получаемых результатов высок, однако не достигнуто понимание условий, при которых реализация аномальных феноменов носит регулярный характер» [44].
Итак, сегодня по поводу парапсихологических феноменов можно сказать две вещи. С одной стороны, они существуют, поскольку, собрано достаточно большое количество убедительных свидетельств, и, соблюдая ряд условий, любой исследователь всегда может продемонстрировать заинтересовавшейся группе какой-нибудь любопытный опыт; и он получится. С другой стороны, они не существуют, поскольку ни один исследователь так и не смог ни один феномен сделать постоянным и легко воспроизводимым. Парадоксальным образом, очень многие явления (телепатия, описанное выше прослеживание, ясновидение и др.) получить один раз очень и очень легко. Например, я легко добиваюсь положительных результатов, показывая очередной группе своих студентов какой-либо феномен. То же дистантное прослеживание всегда получается у 30- 50% студентов в каждой новой группе. И это факт. Насколько это легко, настолько же трудно (и даже невозможно) повторить этот же результат несколько раз у самого талантливого из моих испытуемых. Получается, что парапсихологическое феномены существуют и не существуют одновременно.
Так почему бы не предположить, что это и есть правда. Первое. Никаких экстрасенсорных способностей не существует. Просто потому, что не существует. Второе. Существует что-то другое, иногда выглядящее, как парапсихологические явления (и тогда они регистрируются), иногда не выглядящее (и тогда они перестают регистрироваться).
Как в знаменитом символе пещеры у Платона. Существует нечто, некое сложное и непостижимое явление, и оно отбрасывает тени в наш мир. Одни тени похожи на ясновидение, и тогда мы говорим о ясновидении; другие - на телепатию - и тогда мы видим телепатию; третьи не на то ни на другое - и тогда мы говорим, что феномен перестал регистрироваться. Но перед нами все время одно и тоже явление, которое-то только одно и существует. Некоторые люди (от природы или путем тренировок) могут даже приобрести определенный навык в распознавании одной из теней - тогда мы говорим о профессиональном экстрасенсе, - но и они никогда не достигнут совершенства в своем ремесле, поскольку оно лишь часть от великого целого, а это-то целое им и не доступно.
Итак, нет никаких экстрасенсорных способностей, нет никаких пси-феноменов, нет никакой парапсихологии - есть только одна - единая психология, чей предмет психика, изменяющая реальность.
Наше воздействие неспецифично ни по объекту, ни по способам. Или же существует одна - единственная способность - способность человеческой психики изменять физическую реальность для воплощения внутренних образов (целей, планов, фантазий). Когда я пишу «изменять реальность», я имею в виду именно это - то, что пишу: изменение физических законов, управляющих мирозданием на очень короткий промежуток времени в ограниченном пространстве. Нет никакой телепатии, телекинеза или ясновидения. Нет, потому, что они противоречат существующим законам природы. Но на очень короткий миг в конкретном месте могут измениться сами законы, и что-то становится возможным. В течение целого мгновения может идти мысленная передача, или у времени появится второе измерение и оно понесет информацию не только из прошлого в будущее, но и из будущего в прошлое, или изменится гравитационная постоянная и вертушка начнет вертеться. А потом гомеостатическое мироздание может снова торжествовать свою целостность.
Например, именно так происходит в ситуации стресса.

ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССОВЫХ И ЭКСТРАОРДИНАРНЫХ СИТУАЦИЙ

Причиной пиковых переживаний обычно является какое-то внешнее экстраординарное событие. Наиболее часто такими событиями выступают ситуации, угрожающие жизни человека (аварии, катастрофы, угроза со стороны человека или физического объекта); реже - это ситуации угрозы материальному или социальному благополучию (угроза лишится денег, имущества, проиграть в состязании и т.д.); еще реже угроза может быть для психологического благополучия (удар по самолюбию). Внешнее экстраординарное событие обычно сопровождается пиковым переживанием, субъект испытывает сильнейший стресс, развивается эмоциональная чрезмерная реакция. Переживание стресса, в свою очередь ведет к активации защитных сил организма (это доказано), подключению физических и психологических резервов (тоже доказано) и, наконец, к возможному активации скрытых, резервных (в том числе и экстрасенсорных) способностей человека.
Этот факт (активация сверхспособностей в момент стресса), вероятно, не оспаривается ни одним представителем психологической науки. Большинство психологов проходят мимо его, просто потому что он не входит в сферу их непосредственной профессиональной деятельности. Меньшинство (в сферу деятельности которых этот факт, наоборот, входит) обычно не знают, что с ним делать, кроме того, что перечислять такие случаи один за другим в поддержку какой-нибудь концепции.
Простроим схему возможного влияния психики на физическую реальности для таких случаев: внешнее экстраординарное событие - стресс (сильная эмоциональная реакция) + наличие конкретной Цели (например, выжить) - активация нервной системы - изменение существующих законов природы - изменение физической реальности.
Рассмотрим типичные примеры активации резервных возможностей человека под действием стресса и проанализируем возможность его влияния на физический мир в этот момент.
1. Феномен увеличения физической силы (иногда других физических способностей: ловкости, меткости, гибкости) под действием стресса. Стрессогенными факторами здесь выступают: неожиданный сильный испуг (полярный летчик запрыгнул на крыло самолета, когда ему положил лапу на плечо белый медведь) боль (у молодого человека сильно болело ухо и он никак не мог уснуть, пока ни раздвинул прутья в спинке кровати и засунул туда голову, утром его высвобождало несколько человек), угроза потери собственности (во время пожара старуха Матрена вытащила из дома сундук с нажитым добром, который обратно с трудом втащили четверо мужиков (по [25])
Объяснение описанных случаев может быть двояким.
Первое - традиционное: под действием стресса у людей увеличиваются телесные способности (например, сила), однако здесь должен существовать некий чисто физиологический предел нагрузки на человеческий организм, больше которого кости, суставы, мышцы (а тем более немолодой женщины) просто не выдержат [37]. Второе объяснение - в рамках гипотезы об изменении реальности. Возможно, при данных феноменах происходило не увеличение физических сил индивида, а его непосредственное влияние на свойства предметов материального мира, Например, в случае с Матреной, - это не увеличение ее физических сил, а уменьшение веса сундука. Кстати, в этом случае легко объясняется факт возможного якобы «выхода за грань физиологического порога». Разумеется, никакого выхода не переходит; под воздействием стресса человек изменяет свойства окружающего мира и легко справляется с изменившимися предметами своими обычными физическими силами.
2. Феномен телепатии. Обычно возникает в ситуации угрозы для жизни. Примеры случаев спонтанной телепатии в ситуациях такого рода приводятся еще в работах Л.Л. Васильева [4]. Можно выделить два типа телепатической передачи. Во-первых, передача информации в момент смерти. Во вторых, передается информация о болезни, ранениях, авариях, произошедших с близкими людьми. Так или иначе здесь налицо типичная цепочка изменения реальности: на момент стресса в психике присутствуют незавершенные Цели или просто Образы взаимодействия со значимыми Другими - резкая активация ЦНС (смерть, ранение) - изменение законов природы - передача.
3. Феномен изменения хода времени (ощущение замедления времени, ощущение ускорения времени, обратный ход времени и т.д.)
Рассмотрим в качестве примера феномен обратного хода времени (предвидение, предчувствие будущего развития событий). Со стрессовыми состояниями данный феномен можно связать исходя из того, что чаще всего люди предчувствуют именно будущие стрессовые ситуации (землетрясения, аварии, катастрофы). Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова связывают обратный ход с глобальными асимметриями Вселенной и, в частности, с явлением левшества (правши живут в реальном времени: из прошлого в будущее, а левши способны воспринимать обратное время, текущее из будущего в прошлое) [13]. G. Feinberg объяснил существование обратного хода времени в терминах многомерной Вселенной [42]. Н.А. Носов объясняет факты предвидения в рамках своей теории психологических виртуальных реальностей, которые человек может порождать, в которых могут действовать иные законы природы (например, допускающие обратный ход времени) и которые обладают определенным онтологическим статусом. В качестве примера я приведу историю, рассказанную мне журналистом В. Баевым. Он стоял самым первым в очереди на пригородный автобус. Подошел автобус. Неожиданно он вышел из очереди. Люди сели, автобус уехал. «Что это со мной?» - недоумевающий журналист покрутил пальцем у виска и поехал на следующем. Едва они отъехали, как открылась картина тяжелой аварии первого автобуса.
Однако остается вопрос, почему данная способность часто реализуется именно в предстрессовой ситуации? Если в предыдущих случаях довольно явно прослеживается логическая цепочка: физическое событие (пожар, прикосновение медведя) - стресс - активация каких-то скрытых психических сил - изменение физических законов, делающих возможной, например, телепатию - собственно телепатический акт, . то здесь, с точки зрения активации экстрасенсорных способностей в момент стресса, ситуация парадоксальная. Физическое событие еще не произошло, стресс еще только будет, а резервные способности уже активировались.
Данный парадокс легко разрешается с точки зрения гипотезы об изменении реальности. Разумеется, изменение реальности произошло в момент сильной активации нервной системы (авария, стресс - это очень мощные активаторы). Есть в этой ситуации и жизненно важная Цель - спасись. Наконец, изменение реальности происходит лишь тогда, когда все другие способы добиться цели оказываются исчерпанными или недоступными. Что же касается эффекта изменения течения времени, то при изменении реальности может меняться и настоящее, и прошлое, и будущее. Кстати, в уже цитированных опытах Г.Стэппа по исследованию воздействие человека на процесс радиоактивного распада, сам распад также происходил в прошлом.
г) феномен воздействия на течение физического времени. Данный феномен был обнаружен в одном из наших собственных исследований, описания его в научной литературе, я пока не встречала. Также реализуется в стрессовых ситуациях. Однако причины стресса были скорее интеллектуального характера, нежели угрозой физическому состоянию. Пример. Молодая женщина готовится к чрезвычайно ответственному экзамену. До экзамена осталось 5 дней. Она составляет план занятий по дням и далее вперегонки со временем стремится его реализовать. На исходе 5-го дня она понимает, что не успела. Это осознание вместе с напряжением последних дней производят разрушительное действие. Женщина решает, что все кончено, отбрасывает учебники и говорит окружающим, что она вообще завтра не пойдет на экзамен, на что получает ответ: «какой экзамен? Экзамен послезавтра» и якобы прошло не 5, а только 4 дня. Женщина продолжает готовиться в чудом выпавший «лишний» день и все сдает нормально.
Общая характеристика такого рода случаев: сильное напряжение в течение длительного времени, направленное на то, чтобы достичь Цели (успеть в срок); стресс от невозможности добиться этого; эмоциональное переживание неудачи и, наконец, появление «лишнего» времени (дней, часов, минут).
Во всех приведенных выше примерах, наряду со стрессом в психике человека всегда присутствует Цель!

Источник: Интернет









 |  Анимация, картинки  |  Астрология, гороскопы  |  Аудиокниги  |  Вебкамеры России  |  Вебкамера на МКС  |  Выживание  |  Гороскопы  |  Заговоры  |  Иллюзии  |  Игры  |  Очищение  |  Календарь  |  Конвертер валют Мира  |  Лунный календарь  |  Мировая пресса  |  Мировая статистика  |  Население Земли  |  Народная медицина  |  Нетрадиционная медицина  |  Новости в России и Мире  |  Онлайн полеты самолётов  |  Омоложение  |  Очищение  |  Погода в России и Мире.  |  Поздравления  |  Прогнозы по дате рождения.  |  Сейсмический монитор  |  Сонник.  |  Страны Мира.  |  Телевидение  |  100 лучших фильмов  |  Улыбнись  |  Фильмотека  |  Ретро музыка  |  Ретро фильмы  |  Радио онлайн  |  Мини TV  |  Лунный день  |  Вечный календарь  |