Категория «точки сборки», как и категория «второго внимания» относится к числу наиболее сложных понятий и категорий в современной психологии и в частности психологии трансперсональной и интегральной, имеющей дело с изменением сознания и картины мира. Сложность данной категории объясняется тем, что она не принадлежит парадигме академической (научной) психологии, а является тем особым и абстрактным знанием, которое можно определить, как эзотерическое или духовное, т.е. выходящее за границы рационального понимания устройства психики и когнитивной сферы.
Одно из первых определений «точки сборки» можно найти в т.н. магической культуре и традиции, описанной К.Кастендой.
«В ходе изложения своего учения дон Хуан неоднократно повторял и
разъяснял то, что он считал решающей находкой, сделанной магами
древности. Он называл это критической характеристикой человеческого
существа как светящегося шара, и описывал в виде круглого пятна особо
интенсивной светимости размером с теннисный мячик, постоянно
располагающегося внутри светящегося шара вровень с его поверхностью на расстоянии двух футов позади правой лопаточной кости тела человека.
Поскольку поначалу у меня были проблемы с визуализацией всего
этого, дон Хуан объяснил, что светящийся шар гораздо больше
человеческого тела, и что пятно интенсивной светимости является частью
этого энергетического шара. Располагается это пятно на уровне лопаток на
расстоянии вытянутой руки от спины человека. Дон Хуан сообщил мне, что,
увидев, как работает это пятно, древние маги назвали его "точкой сборки".
- И как же работает точка сборки? - поинтересовался я
- Она обусловливает наше восприятие, - ответил дон Хуан.- Древние
маги видели, что именно там, в этой точке собирается восприятие
человеческих существ. Увидев, что подобным пятном светимости повышенной интенсивности обладает любое живое существо, древние маги пришли к заключению, что вообще любое восприятие, каким бы оно ни было, формируется как раз в этом месте.» (К. Кастанеда, Искусство сновидения, Древние маги)
Тем не менее, последние открытия в области гиперсетей мозга, разума и сознания, дают всё больше научных оснований нейропсихологам говорить о том, что понятие «точки сборки» - это не только магический феномен, а категория высшей гиперсетевой психологии трансперсональных процессов, связанных с пониманием природы «Я» и картины мира, собираемой «Я» посредством сетевых процессов.
Таким образом, категория «точки сборки» находит своё отражение и преломление сегодня в эзотерике, а также концепциях нейропсихологии, трансперсональной и интегральной психологии, когда речь идёт о внимании, фокусе и локусе восприятия человека, который оказывается в действительности не статическим, а как бы подвижным и может «дрейфовать» или смещаться внутри когнитивной сферы, как от периферии вглубь когнитивной сферы, так и за границы когнитивной сферы во внешнее пространство.
Проще говоря, «точка сборки» человеческого восприятия и внимания может смещаться внутри самой когнитивной сферы (сферу души) под воздействием целого ряда факторов, порождая огромное число различных психических состояний и состояний сознания – от чрезмерной рациональности и прагматичности, до избыточной иррациональности и жертвенности.
С известной долей допущения можно говорить о том, что именно место расположения «точки сборки» в когнитивной сфере и придаёт воспринимаемому миру или избыточную реальность (материальность) или избыточную виртуальность (духовность).
В этой связи «точку сборку» можно рассматривать в качестве точки фиксации или концентрации фокуса сознания и восприятия, который при всей стабильности системы мышления и мировоззрения, может неким внутренним усилием изменяться. Именно с этим изменением положения «точки сборки» (места сборки «Я») в когнитивной сфере и связан процесс изменения мышления и мировоззрения человека.
Любопытно, что в ряде истинных религий и в частности в христианстве и православии, есть категория, выступающая аналогом категории «точки сборки» - это категория «духовного сердца», как места концентрации ума, чувства и воли в сфере души. Духовное сердце, как аналог «точки сборки» по святоотеческому учению выполняет роль внутреннего центра или «оси» души, где собираются все энергии и силы.
«Они (силы души) отражаются своею деятельностию в сердце, и, обратно, сердце отражает себя в них. Посему оно (сердце) справедливо почитается корнем существа человеческого, фокусом всех его сил духовных, душевных и животно-телесных. Имея такое значение в человеке, оно исключительное значение должно иметь и в отношении ко всему, что вне его, ибо человек состоит в связи со всем сущим.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 425)
Может сложиться ложное представление о «точке сборки», как точке фиксации одного лишь внимания, которое может переключаться усилием воли с одного объекта на другой. В случае «точки сборки» всё гораздо сложнее. «Точка сборки» - это точка собирания не одного внимания, которое может быть направлено на любой объект, а всей системы восприятия, включающего ум, чувства и волю. Внимание сознания - это уже вторичная функция изначального положения «точки сборки».
Особенностью «точки сборки» является то, что она включает в себя или «собирает» не только ум, но и чувство и волю. Именно поэтому «точка сборки» ответственна не просто за локус направленности внимания, а за всю картину мира, собираемую всеми 5 органами чувств и обрабатываемую мозгом.
Соответственно, изменение положения «точки сборки» вызывает изменение не одного только внимания, а всей картины мира, включающей и чувства и волю человека.
Проще говоря, воспринимаемая (собираемая) сознанием каждого человека картина мира полностью определяется именно положением «точки сборки», как местом фокуса сознания, чувства и воли, куда и стекаются и где обрабатываются все сенсорные данные, которые мозг и превращает в картину мира, воспринимаемого человеческим «Я».
При этом любое, даже самое незначительное, изменение положения «точки сборки» в когнитивной сфере неминуемо влечёт за собой и изменение воспринимаемой «Я» картины мира.
Можно с большой долей уверенности говорить о том, что все религиозные и эзотерические практики, связанные с изменением мышления, расширением сознания и духовным пониманием мира, берут основу в изменении положения «точки сборки», которая из т.н. жёстко фиксированного положения на периферии когнитивной сферы, переходит в относительно подвижное положение, смещаясь ближе к центру когнитивной сферы.
При этом фиксированное, т.е. неизменное положение «точки сборки» на периферии когнитивной сферы соответствует более жёсткому рационально-прагматичному эго мышлению и материалистическому мировоззрению и взгляду на мир, а смещённое ближе к центру и относительно подвижное положение «точки сборки» соответствует т.н. обращённому мышлению или религиозному (духовно-нравственному) взгляду на мир.
Степень духовного возрастания или глубина изменения ума при этом всецело зависит от изменения положения «точки сборки» или точнее от степени свободы её смещения внутри когнитивной сферы.
К примеру, если у рационалиста-прагматика «точка сборки» очень жёстко зафиксирована и неизменна, это создаёт устойчивый эффект неизменной «материальности» и неизменности материальной картины мира такой, какой её видит и воспринимает материалист прагматик. Жёсткой фиксацией и объясняется трудность изменения мышления и обращения к вере и духовности всех рационалистов-прагматиков.
В то же время у людей, имеющих не очень жёсткую фиксацию «точки сборки», её подвижность позволяет воспринимать и другие стороны мира и жизни, включая более тонкие и иррациональные. У таких людей подвижность «точки сборки» является фактором духовного расширения сознания именно за счёт возможности смещения «точки сборки» от периферии к центру когнитивной сферы (духовному сердцу).
В данной связи сам факт первичного сдвига «точки сборки» и является актом первичного обращения ума и ухода (смещения) от жёсткой и неизменной рациональной картины мира в сторону более иррациональной религиозной.
Можно ли попытаться понять, что именно происходит при смещении «точки сборки» и почему при этом меняется картина мира ?
Отчасти можно.
Дело в том, что при смещении из обычного положения «точки сборки» в когнитивной сфере (сети сознания) происходит изменение всей системы связей её образующих и питающих соответствующей информацией. А изменение системы связей и данных поступающих к «Я», неминуемо меняет и всю картину воспринимаемой реальности.
Лупа, как пример работы «точки сборки»
Для примера работы «точки сборки» можно рассмотреть процесс исследования «карты местности» под «лупой» с «подсветкой». Если мы станем медленно водить «подсвечивающей» лупой по «карте», то фокус «лупы» будет в процессе перемещения высвечивать новые объекты. При этом прежние объекты будут уходить из фокуса светового пятна в тень. В результате такого смещения, мы и будем менять картину мира на карте.
Аналогичное смещение «картины мира» имеет место и при смещении «точки сборки» в когнитивной сфере (сфере души), только в душе роль карты местности выполняет гиперсеть мозга, разума и сознания.
Гиперсеть мозга, как основа «карты мира» в сознании
Любопытно то, что данное позиционирование на «карте сознания» с изменением местоположения (фокуса) ума, чувства и воли можно отобразить схематически, используя при этом не карту нейросети мозга, а концентрическую схему психического бытия К.Г, Юнга, данную им в 1935 г. в «Тавистокских лекциях».
При этом вся схема психического бытия примет т.н. «орбитальный» (планетарный) вид, который сегодня активно используется в квантовой физике для моделирования квантовых процессов и мы получим следующую схему психического бытия и «точки сборки», как области повышенной интенсивности свечения на уровне (орбите) мышления.
Концентрическая схема психического бытия К.Г. Юнга, как модель работы «точки сборки»
Как видно из этой схемы, «точка» сборки представляет собой точку интенсивного свечения осознания на уровне мышления в которой человеческим «Я» (эго) и собирается картина воспринимаемого мира.
В данной связи возникает любопытный вопрос о локализации «точки сборки» в когнитивной сфере и сети сознания. Проще говоря, интерес представляет то «место» в организме или сети сознания, в котором располагается «точка сборки».
В действительности место локализации «точки сборки» в организме нельзя отнести к пространственной и материальной составляющим нашей повседневной реальности.
Дело в том, что «точка сборки» имеет отношение не к нейросети мозга, как вещественной сети и не к гиперсети разума, как «тонко материальной». «Точка сборки» имеет отношение к самой тонкой и утончённой сети сознания, а это если можно так выразиться - сфера Духа и высших духовных энергий.
Таким образом, «точка сборки» - это сугубо сетевая категория, локализация которой не организм человека и не нейросеть мозга, а сеть сетей духовного сознания, имеющая иную мерность и относящаяся к области невещественного и вневременного.
Иными словами, «точка сборки» расположена не в физическом теле человека, а в теле энерго-информационном, которое можно считать тонким «телом» души.
Можно ли понять природу «точки сборки», как главного по сути механизма человеческого (и не только) восприятия ?
Отчасти можно.
Как уже было сказано ранее, природа «точки сборки» духовна, т.е. имеет энерго-информационный характер. Говоря другими словами, «точка сборки» - это своего рода высший инструмент и механизм устройства сознания и восприятия, обеспечивающий работу сознания и его изменение по «орбитальному» (планетарному) принципу или принципу смены уровней сознания и восприятия в процессе развития осознания.
Как уже говорилось, принципиальной особенностью «точки сборки», как сетевой области наиболее интенсивного свечения в структуре гиперсети сознания, где и собирается картина мира, является то, что она не фиксирована и не неподвижна.
И хотя силы внутренней «гравитации» сети сознания прочно удерживают «точку сборки» в одном положении, соответствующем воспринимаемому нами миру (повседневной реальности), тем не менее, она не жёстко фиксирована.
При всей жесткости фиксации «точки сборки» восприятия, от которой как раз и зависит сила реальности «картинки мира» или убеждённости человека в том, что мир именно такой, а не иной, «точка сборки» имеет возможность смещения и перемещения (сдвига), как внутрь когнитивной сферы, так и во вне, вызывая соответствующие изменения в восприятии, мышлении и мировоззрении.
Можно ли понять, как связана «точка сборки» с психическим и когнитивным здоровьем, а также когнитивным совершенством человека ?
Да, отчасти это можно понять.
Как уже говорилось, фиксированностью «точки сборки» определяется неизменность и жёсткость (детерминированность) мышления. Чем более фиксировано (неизменно) положение «точки сборки» в сети сознания, тем более неизменна и стабильна картина мира и мировоззрение человека.
Поскольку стабильность «точки сборки» связана, как правило, с рациональным мышлением и мировоззрением, то носители фиксированного положения «точки сборки» - это люди с жёстко детерминированным мышлением и рациональным складом ума, в котором имеет место безальтернативный материализм и атеизм. В большинстве своём – это представители точных наук, у которых лучше развиты операционные функции, работа с линейными последовательностями, линейные представления, вычисления, системный анализ, логика и т.д.
В противоположность им, люди с относительно подвижной «точкой сборки», которая может немного смещаться из привычного положения в иные области сознания и когнитивной сферы, расположенные ближе к «духовному сердцу», имеют менее детерминированное мышление и более философский и художественно-образный склад ума, в котором духовность и иррациональность преобладают над прагматизмом и логикой. В большинстве своём - это представители гуманитарной сферы, у которых лучше развито образное восприятие, интуиция (как сердечное свойство), целостное представление, синтез, чувственность и т.д.
Данный феномен очень часто приписывают эффекту латерализации функций головного мозга, связанному со специализацией полушарий головного мозга, где «леволушарное» мышление – это машинно-операционное, а «правополушарное» - это образно-гуманитарное. Тем не менее, это только часть правды.
Принцип латерализации функций мозга
В действительности за этим феноменом стоит большая подвижность «точки сборки» у носителей образно-гуманитарного мышления, у которых «крышу» или сознание буквально «сносит» в процессе воображения, думания или творчества, перемещая в иные слои и уровни орбитальной системы сознания.
Более того, известный всем психологам эффект «улёта крыши» у эзотериков и неофитов, постигающих духовные знания, также напрямую связан со смещением «точки сборки» в результате усвоения новых знаний и изменения ценностной основы.
Мало кто из людей и психологов знает о том, что эффектом смещения «точки сборки» испокон века успешно пользуются все религии мира, включая христианство и православие, где акт покаяния (метанойя) и есть акт первичного обращения сети разума и сознания.
При акте покаяния происходит не просто изменение ума, а изменение направления расширения сети сознания, которая перестаёт расширяться только в сторону мира (вовне), а получает монаду или вектор внутреннего расширения (внутрь духовного сердца). При этом само расширение сознания и переход ума с одного уровня на другой, идёт за счёт смещения «точки сборки» от периферии к центру.
Это также можно визуализировать на схеме психического бытия К.Г. Юнга.
Если за основу взять то обстоятельство, что все люди воспринимают мир примерно одинаково, то можно сделать вывод о том, что у всего человечества точка сборки изначально зафиксирована примерно в одном и том же месте на периферии когнитивной сферы, которая и соответствует рациональному эго мышлению, как периферийному и не глубинному.
Это место локализации «точки сборки» у всех носителей рационального мышления можно отобразить следующей схемой, где белый круг (орбитальный уровень) и соответствует рациональному мышлению.
Схема рационального мышления на модели когнитивной сферы
Данное состояние у святых отцов Восточной Церкви именуется «телесным» состоянием. В данном состоянии сознания расширение сети сознания идёт только вовне - в направлении внешнего мира. Духовного мира для такого типа ума как бы не существует.
Если человек посредством покаяния предпримет над собой внутренние усилия по обращению сознания во внутрь своей когнитивной сферы (сферы души) в направлении индивидуального и коллективного бессознательного (душевного и духовного), то вектор направленности его сознания и восприятия изменится и сознание начнёт расширяться не наружу, а вовнутрь в направлении самопознания своего индивидуального и коллективного бессознательного т.е. душевно-духовного.
При этом сам принцип движения ума будет связан с тем, что начнёт смещаться «точка сборки», которая от периферии устремиться к центру когнитивной сферы, подобно «лупе с подстветкой», высвечивающей новые уровни познания себя - чувство, интуиция, память и т.д..
Если расширяемую при этом область познаваемого выделить белым цветом, то через некоторое время область познания собственной когнитивной сферы (самопознания) расширится за счёт познания более глубинных уровней - чувства, интуиции, памяти и т.д.
В связи с изменением положения «точки сборки» вовнутрь, также изменится и само мышление и восприятие, которое станет более зрелым, осознанным и личностно проработанным за счёт самопознания и проработки более глубоких когнитивных уровней на орбитах чувства, интуиции, памяти. При этом неминуемо изменится и сама картина мира, поскольку в нём появится идея Бога, как Творца.
Таким образом, в результате смещения точки сборки во внутрь когнитивной сферы, произойдёт расширение сети осознания за счёт создания новых нейронно-синаптических связей на соответствующих уровнях - мышления, чувства, интуиции, памяти.
При этом картина сферы психического бытия, охваченного осознанием (сетью сознания), как светящейся материей, заметно изменится.
Схема нравственного (душевного) мышления на модели когнитивной сферы
Данное состояние у святых отцов Восточной Церкви именуется «душевным» состоянием.
Особенностью «точки сборки» является то, что она может свободно перемещаться по всему спектру осознания, отмеченному белым цветом. Вместе с тем, расширение осознания осуществляется именно за счёт расширения границ свечения осознания вовнутрь. В процессе такого расширения сознания «точка сборки» всегда находится на самой границе света и тени, работая, как «подсвечивающая линза».
Если человек в своём познании решит пойти ещё дальше индивидуального бессознательного (душевного) и захочет проникнуть в сферу коллективного бессознательного (духовного) , как «ядра», ему придётся проработать все области и орбиты психического бытия, включая область субъективных компонентов, аффектов и вторжений.
Если он справится и с этой ещё более трудной задачей самопознания, то он ещё больше расширит область самопознания и собственной души, практически не оставив места тени в своём когнитивном или душевном пространстве.
Это и есть то самое заветное состояние просветления, которое характеризует максимально расширенное вовнутрь душевно-духовное осознание в котором нет непроработанных областей. В этом состоянии человек переживает соединение периферического мышления и глубинного духовного сознания.
На языке аналитической психологии, в этом состоянии человеческое «Я» эго встречается и познаёт своё «Высшее Я» (Супер Эго).
Схема духовного сознания на модели когнитивной сферы.
В результате устойчивого смещения точки сборки от периферии сознания к центру, человек полностью познаёт себя на всех уровнях психического бытия, становясь фактически тотальным осознанием, которое ранее касалось узкой полоски периферического эго мышления.
Подобный процесс расширения сети духовного сознания от периферии к центру когнитивной сферы, лежит в основе всех религий мира и подлинных систем духовного совершенствования, включая христианство и православие.
В православии данный процесс именуется соединением «ума» и «сердца», когда под умом (головы) понимается периферическое рациональное мышление, а под сердцем (духовным) понимается духовное сознание.
Можно ли найти аналог и подобие принципу работы «точки сборки» в мире известного ?
Отчасти можно.
Как ни странно, принцип работы «аккаунта» в любой социальной сети, к примеру, той же сети фейсбук, может служить аналогом работы «точки сборки».
Социальная сеть, как аналог сети сознания
Если нейрон, который может устанавливать до 50 тыс. связей (синапсов) с другими нейронами, условно принять за «аккаунт» социальной сети в которой можно иметь до 50 тыс. друзей, а главную новостную ленту аккаунта условно принять за «картину мира», то механизм будет выглядеть так.
При неизменном количестве друзей в соцсети, новостная лента, как картина мира будет оставаться неизменной по сути, пополняясь только сообщениями друзей, которые известны и как бы предсказуемы.
Но как только владелец аккаунта начнёт менять число друзей, исключая одних и добавляя других, то его главная новостная лента, как «картина мира», может претерпеть радикальные изменения, поскольку среди новых «друзей» могут оказаться и провокаторы и не совсем адекватные люди и те, кто придерживается иных ценностей. В этом случае в его ленте, как «картине мира», могут произойти радикальные изменения за счёт изменения привычного контента.
За счёт чего же последуют изменения ?
Они последуют именно за счёт того, что изменятся информационные связи аккаунта или те самые «синапсы» друзей.
То же самое по сути происходит и в «точке сборки» при её смещении и сдвиге, когда одни энерго-информационные связи сознания и восприятия меняются на другие, содержащие другой контент.
Только в случае сетей мозга, разума и сознания этими связями является не «контент друзей», а синапсы мозга и более тонкие связи разума и духовного сознания, за которыми стоят эманации и энергии Духа.
Иными словами, Дух управляет одушевлённой материей посредством высших команд и энергий.
Вот откуда происходит гениальное утверждение известного британского молекулярного биолога, биофизика и нейробиолога, лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине 1962 года «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах» Фрэнсиса Крика
«Если бы нам удалось узнать все свойства нейронов плюс взаимодействия между ними, мы бы смогли объяснить что так дух».
Очень смелое утверждение гениального учёного, открывшего структуру ДНК, но чересчур амбициозное, поскольку всю глубину бесконечности замысла Духа (Бога) мы бы не постигли через открытие специализаций, как набора параметров, поскольку язык Духа (Бога) и Пути Духа неисповедимы для человеческого разума. Это ипостась только высоко духовных людей, достигших состояния «видения» Духа.
Тем не менее, Фрэнсис Крик, знакомый с устройством ДНК, как главной информационной системы матрицы живого организма, подошёл практически к самой границе материи и духа, нащупав ту сетевую систему проводников, через которую Дух и взаимодействует с телом по принципу «хостинга».
Где в современной литературе можно найти упоминания и цитаты о «точке сборки» ?
Как уже говорилось, одним из первых понятие «точки сборки» и описание принципов её работы дал американский антрополог Карлос Арана Кастанеда в своих мемуарах об обучении на протяжении 15 лет магии и сакральному духовному знанию об энергетическом устройстве мира и человека у индейского мага и шамана дона Хуана Матуса, который и дал ему исчерпывающее представление о «точке сборки» в аспекте магического знания.
Карлос Арана Кастанеда
По понятным причинам, давая К, Кастанеде это сакральное знание, относящееся к традиционному магическому знанию и объяснению, дон Хуан не использовал понятия гиперсеть духовного сознания, поскольку открытие гиперсетей сознания произошло только в конце 20-го века, а традиция дона Хуана восходит к дохристианскому периоду.
Тем не менее, понятие «бесконечных светящихся нитей Вселенной, обладающих собственным осознанием», сегодня уже можно интерпретировать через категорию гиперсетей сознания.
Вот как описывает это сам Карлос Кастанеда:
«Людей можно видеть, как нити света.
- Нити света?
Да, нити, как белые паутинки. Очень тонкие волокна, идущие от головы к пупку. Человек становится похож на яйцо из живых нитей. Его ноги и руки напоминают светящиеся шелковые волоски, излучающие свет во все стороны». (К. Кастанеда, Отдельная реальность)
Сегодня уже понятно, что теми «нитями», обладающими осознанием и излучающими свет во все стороны могут быть только нити гиперсети духовного сознания по которой течёт незримый божественный ток энергии жизни, проявляющий себя свечением осознанности.
Таким образом, «точка сборки» - это ни что иное, как место концентрации свечения осознанности, которое и создаёт восприятие, а также картину мира и представление о себе, т.е. «Я» или эго.
«Человечество не знает, что точка сборки существует, и поэтому принимает последствия ее обычного расположения как нечто окончательное и неоспоримое» .(Карлос Кастанеда. Искусство Сновидения).
«Люди воспринимают присутствующую энергию и преобразуют ее в данные органов чувств. Затем эти данные интерпретируются, создавая окружающий нас мир. Вот эту интерпретацию обычно называют восприятием .
- Как ты уже знаешь, — продолжал дон Хуан, - шаманы древней Мексики были убеждены, что интерпретация происходит в области особо яркого свечения - в точке сборки». - Книга «» (1998), (Карлос Кастанеда, Магические пассы)
«Я говорил о том, что происходит с человеческим существом в младенчестве, - ответил дон Хуан.
- В это время все, кто его окружает, учат его вести непрекращающийся диалог о нем. Постепенно диалог этот уходит внутрь и превращается в фактор, фиксирующий точку сборки в изначальном положении.
- По утверждению видящих, каждый ребенок окружен сотнями учителей, которые учат его, в каком точно месте следует зафиксировать точку сборки». (Карлос Кастанеда, Огонь изнутри)
«К тому, что мы обычно воспринимаем в качестве человеческого тела, точка сборки отношения не имеет, – ответил он. – Точка сборки является частью светящегося яйца – нашего энергетического «я».» (Карлос Кастанеда, Искусство сновидения)
«Воля стала вторым базовым элементом системы. Новые видящие понимают под ней некий слепой безличный никогда непрерывающийся поток энергии, который определяет наше поведение, заставляя действовать так, а не иначе. Именно воля обусловливает характер нашего восприятия мира обычной жизни и посредством силы этого восприятия косвенно определяет обычное положение точки сборки.» (Карлос Кастанеда, Огонь изнутри)
«Растения силы я давал тебе для того, чтобы заставить твою точку сборки двигаться. Они могут оказывать такое воздействие. Но точно так же могут действовать голод, усталость, болезнь и прочие подобные вещи.» (Карлос Кастанеда, Огонь изнутри)
«Теперь, - продолжил он, - чтобы объяснение искусства овладения осознанием можно было считать законченным, тебе осталось проделать лишь одно: самостоятельно преодолеть барьер восприятия. Ты должен сам, без чьей-либо помощи, сдвинуть свою точку сборки добиться настройки в другой большой полосе эманаций». (Карлос Кастанеда, Огонь изнутри)
«Маги говорят, что для того, чтобы управлять духом, - а под этим они подразумевают управление движением точки сборки, - необходима энергия. Единственная вещь, которая сберегает для нас энергию - это наша безупречность». (Карлос Кастанеда, Сила безмолвия)
Этих цитат вполне достаточно для того, чтобы понять, насколько важна категория «точки сборки» для объяснения того, что происходит в осознании и когнитивной сфере во время тех или иных духовных или магических практик, связанных с изменением уровня восприятия и осознания.
Визуализация «точки сборки» на коконе сознания (энергетического тела) человека в разных состояниях
Таким образом, точку сборки можно считать фундаментальным понятием и категорией сетевой психологии или высшей психологии гиперсетей сетей сознания.
Примечание: В данной статье рассматривается феномен точки сборки и её смещения только в рамках полосы человеческого спектра в пределах когнитивной сферы. Смещение точки сборки за границы человеческой полосы и самой когнитивной сферы во внешнее пространство - это отдельная и очень специфическая тема, касающаяся аспектов нечеловеческого спектра сознания и восприятия...
По материалам книги "Заметки о христианской психологии".