Этот термин, пришедший к нам из Индии, - ныне он обрел права гражданства, становится привычным, - оброс всякого рода толкованиями, породил вопросы, у иных - недоумение. Я определял медитацию как сосредоточенность на той или иной теме, как внутреннее осознание ее. Естественно, что такое определение никоим образом не могло претендовать на полноту обобщения. Если медитация это сосредоточенность, то уместно спросить, в чем же отличие ее от знакомого нам процесса умственной рабо-ты, которая тоже предполагает концентрацию внимания на той или иной теме? Где грань между тем и другим? Существует ли она вообще?
Тут сам собою напрашивается ответ, что между обычным умственным напряжением и состоянием медитации нет непроходимой пропасти, что все отличие между ними, очевидно, заключается лишь в качестве сосредоточен-ности. Медитация - собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления. Это состояние
- по большей части бессознательно - испытывали пишущий стихи и музыку, художник и артист. Но не только они. Каждый из нас, если разобраться, переживал когда-то такие моменты.
Достичь слияния с предметом размышления, разумеется, не просто. Чтобы оно осуществилось, требуется особый внутренний настрой. Медитация учит искусству создавать этот настрой.
В процессе медитации человек как бы пробивается к сокровенно-глубинному пласту своего существа, к своему так называемому высшему "я", о котором шла речь раньше.
Что означает полнота внутреннего единства (пусть кратковременная) с точки зрения современной психологии? Она означает, что начинают актив-но работать планы подсознания, вступает в действие механизм интуиции и вопросы получают молниеносно-мгновенное решение. Мы привыкли называть это озарением, экстазом.
Соединяя древние знания и достижения современной науки, индийцы полагают, что при медитации происходит подключение человека к своеобраз-ному солнечному и космическому генератору, и светоносная энергия насыща-ет клетки нашего организма. Эта энергия, считают они, в конечном счете сильнее всех других видов энергии (в том числе и ядерной) и со временем должна вытеснить все остальные виды энергии. При целенаправленной медитации, утверждают они, ее приток увеличивается во сто крат.
Такое понимание значимости внутренней концентрации объясняет исключительное и даже благоговейное отношение к медитации, которое бытует в Индии. Становится понятным возвышенно-поэтический настрой ее характерис-тик, когда, например, говорится: медитация - это то чудо, когда не ты поднимаешься на гору, а гора спускается к тебе. Становится понятным, почему медитация провозглашается чуть ли не единственным средством, спасающим человека от страха (от страха смерти также). В наш век по-новому прочитывается древняя и чеканная формулировка: медитация - это соединение творца с творением. Если вдуматься в существо формулиров-ки и не замыкать слово "творец" в узкодогматические (а тем более рели-гиозные) рамки, то медитация получает глобальное и космическое толкова-ние как соединение человека с первозданной несотворенной основой бытия.
Но вообще надо признать, что границы медитации чрезвычайно подвижны. Пытаться исчерпать ее существо какой-либо категорической формулой - затея безнадежная. Казалось бы, медитацию, учитывая духовную устремлен-ность людей, занимающихся ею, можно определить как сосредоточенность на предметах высоких и возвышенных. Некоторые так и относятся к медитации,
не замечая, что тем самым они обедняют содержание этого воистину все-проникающего термина. Кришнамурти, о котором я уже упоминал, несомненно прав, когда заявляет, что не видит основания, почему нужно заниматься медитацией над каким-то специально избранным предметом или темой, вместо того, чтобы направлять медитацию на все, что входит в жизнь: будет ли это вопрос, как провести вторую половину дня или какой костюм вам надеть. Такие мысли столь же важны (если отнестись к ним с полным внутренним сознанием), говорит он, как любая философия. Не предмет вашей мысли имеет наиболее важное значение, но качество вашего мышления.
Ну хорошо. Но ведь можно отбросить все эпитеты и попытаться определить медитацию шире широкого. Почему бы не обозначить ее как сосредото-ченность на любой без исключения теме? Увы. И эта столь всеобъемлющая на первый взгляд формула содержит неприемлемое для медитации ограничение. Дело в том, что с древнейших времен существует не только медитация, фокусирующая внимание человека на некой единой точке, но и медитация, старающаяся освободить человека от всех мыслей, медитация, устремленная в абсолютное безмолвие. Именно медитацию чистого безмолвия и имеет в виду Кришнамурти, когда призывает человека ловить промежуток между двумя мыслями. А великий философ новой Индии Ауробиндо Гхош заявляет буквально следующее: способность думать - это замечательный дар, но способность не думать - дар еще больший. Он обращает внимание на то обстоятельство, что фактически все открытия делаются, когда мыслительная машина останавлива-ется хотя бы на какое-то мгновение. Этот психологический закон, в общем -то, известен всем нам достаточно хорошо. Так, по признанию Менделеева, знаменитая периодическая система элементов предстала реально перед его внутренним взором не тогда,когда мысль его была в наибольшем напряжении, а во сне. Можно привести и другие не менее убедительные примеры подобно-го рода.
Таким образом, парадоксальный призыв: "Думайте не о словах, не думайте словами" оказывается основанным на знании тонких, не всегда под-дающихся прямолинейному измерению закономерностей человеческой психики. Научившегося "не думать" настигает озарение потому, что он свободен от любого груза и давления, даже невесомого, какое несет с собой мысль.
И еще одно важное соображение. Духовные учителя Индии считают, что медитация может вершиться лишь в условиях внутреннего отказа от собст-венности, в том числе и главного вида собственности - тела, и самого утонченного вида собственности - мысли. Тогда теряешь все точки опоры в мире сотворенном и встречаешься с миром несотворенным, то есть происходит соединение с первозданным началом бытия.
Разумеется, все это не означает отрицания мысли, бесповоротного отказа от нее. Нет, здесь имеется в виду другое. Все эти рассуждения преследуют единственную цель - подчеркнуть вспомогательную роль мысли в духовно-познавательном движении человека. Мой собеседник, Нараяна Рао, который оказался горячим сторонником медитации безмолвия, говорил:
- Есть два вида познания: внешнее и внутреннее. Познание, в котором орудие анализа - ум - становится господствующим, непременно приводит к отрицанию мира. Отсюда - пессимистическая формула: "Во многой мудрости много печали".
Внутреннее познание, которое за каждой дробной частицей видит единство бытия, приводит к радости величайшей. Отсюда оптимистическая форму-ла: "Радость есть особая мудрость".
Оба изречения о мудрости совершенно справедливы, они не противоречат друг другу, ибо каждое из них выражает определенный аспект истины.
Так как ум - орудие анализа, он не может реально представить себе целостность бытия. Слуга превращается в господина, когда забываешь о целостности бытия, когда она перестает звучать в тебе. Когда же вспоми-наешь о целостности бытия, ум вновь превращается в слугу верного и послушного.
Поймите, - восклицал Рао, обращаясь ко мне, - осознание через мысли не единственный вид сознания. Есть осознание через чувства (правда, при-мешиваются мысли, но в принципе ведь возможно полное отключение от них). И, наконец, есть осознание через отождествление. С другим предметом. Со всем, что окружает. Здесь - в момент отождествления - исключается как мысль, так и чувство. Это близко к тому состоянию, что называется смертью. Но на самом деле это не смерть, а жизнь Единства, жизнь Абсолю-та, если хотите.
И потом надо помнить, постоянно помнить, что познание - процесс двухсторонний. Познавая предмет, мы не подозреваем, что для него мы тоже выступаем в качестве объекта исследования. Уровень познания зависит от понимания этого факта. Чувства дают внешнее общение с предметом, в то время как мысль, общаясь с мыслью, излучаемой предметом, уводит в его глубину. Но подлинное познание начинается тогда, когда наш дух прикаса-ется к духу предмета. В духе все мы едины. Говоря другими словами, отож-дествление с познаваемым предметом достигается тогда, когда границы между объектом и субъектом исчезают.
Но давайте вернемся к начальной точке нашей беседы:что такое мысль?
Как вы знаете, существо и значимость ее раскрываются в многочислен-ных образах и символах. Выберем то, которое, может быть, является глав-ным: мысль - это крылья духа. Опираясь на них, дух взлетает ввысь.
Трудно найти слова, вскрывающие подлинную мощь мысли. Это энергия, питающая все остальные энергии, это сила, насыщающая все остальные силы. Словом, это величайший инструмент духа, рычаг, посредством которого можно созидать звезды и сдвигать мироздания.
И с другой стороны, та же самая мысль - величайший ограничитель духа. Сила оборачивается слабостью, взлеты сопровождаются падениями. И происходит это потому, что мысль содержит в себе Время и его колеблю-щиеся токи.
Как бы ни раздвигались пределы, ты остаешься в неких границах. Тебя можно сравнить с птицей, которая вырвалась из тесной клетки и думает, что она на свободе, а на самом деле она - в другой клетке, более прос-торной. Вырвешься из этой клетки, и опять - в клетке, еще более простор-ной. И так до бесконечности.
Как преодолеть эти временно-пространственные ограничения? Что означает подлинное осознание себя реально? Преодоление гипноза собственной мысли и умственных представлений. Грубо говоря, надо проснуться. А этому должно предшествовать совершенно четкое понимание, что все наши умствен-ные представления, все, без исключения, условны, приблизительны, искаженны.
Но, конечно, добровольный, ненасильственный отказ от мысли чрезвычайно труден, он равнозначен смерти. Ведь мы привыкли отождествлять себя с мыслью. Человек - это мысль. "Я мыслю, следовательно, существую". И это верно. Но кто, собственно говоря, сказал, что надо всеми силами цепляться за существование (подчеркиваю: за существование, а не за жизнь). Может быть, прекращение существования - это благо. Конечно, име-ется в виду не внешнее прекращение, а нечто внутреннее и глубинное.
Мысль, отрицая самое себя, попадает в просторы Ничто и Вечности, и мы испытываем то состояние, которое можно назвать смертью. Когда мысль расстается со словом, происходит то же самое, как если бы человек рас-ставался с телом, - она умирает. Безмолвие - это смерть мысли, но и воскресение ее.
Вы можете возразить: но потом ведь опять начинается существование, опять появляется мысль. Это так. Но обратите внимание на мысль: обога-щенная импульсом Вечности, она изменила характер, она выглядит обновлен-ной, она дарит вам свежесть, бодрость и силу. И это естественно, ибо мысль, приходящая из безмолвия, неподвластна изменчивым токам времени. Время приходит в гармонию с Вечностью.
Не задумывались ли вы, почему гордыня считалась самым страшным грехом? Нет? А я вот думаю, может быть, потому, что она - свидетельство крайней ограниченности, апофеоз ограниченности, замкнутости на свое личное "я". Человек из живого существа превращается в какую-то окамене-лость.
И самый худший вид гордыни - гордыня интеллекта. Интеллектуальные накопления - и это особенно ясно видно в наш век широковещательной информации - погребают под собой человека. Требование отказа от собст-венности, которое мы можем найти почти у всех мудрецов и Учителей как Запада, так и Востока, подразумевало не только отказ от материальных ценностей, но и от призрачного и обманчивого блеска интеллектуального богатства. Но отказаться от умственных накоплений для человека ограни-ченного и честолюбивого (а это характерные признаки интеллекта) равно-сильно отказу от себя, равносильно смерти. Скорее скряга раздаст свое добро, нежели интеллект поступится хотя бы частицей того хлама, который скопился в его мозгу.
Поэтому великое изречение "владею потому, что отказался", для интеллекта в лучшем случае пустая фраза. В лучшем случае, потому что интеллект воинственен, нетерпим и может усмотреть в ней обскуратизм, возвращение к дикости. Как это можно - отказываться от завоеваний мысли? Вот и получается, что человек становится рабом умственных представлений, рабом пришедшей к нему мысли.
А между тем отказ от интеллектуальных накоплений несет с собой освобождение и, конечно, ничего страшного не представляет. По существу это означает, во-первых, подходить без предубеждений к любому явлению и любой мысли, во-вторых, отдавать всю полноту внимания любому явлению и любой мысли.
Полезно каждый раз вспоминать знаменитый афоризм Сократа: "Я знаю то, что ничего не знаю". Непредубежденность и полнота внимания приводят к тому состоянию, которое принято именовать безмолвием, а оно несет с собой преображение отношения к мысли. Мысль становится твоим послушным аппаратом, а не наоборот: не ты - послушный инструмент мысли, как это случается сплошь и рядом в век торжества голого интеллектализма.
Рао сделал небольшую паузу.
- Надеюсь, однако, из моих слов вы не вывели заключения, что я стараюсь развести как взаимоисключающие понятия мысль и безмолвие. Эти понятия, как две чаши весов, которые то в равновесии, то в подвижном состоянии. Да и кто рискнет провести границу между безмолвием и мыслью? Кто ответит, является ли безмолвие концентрацией мысли (пусть непроиз-вольной, пусть неосознанной) или дело обстоит как-то по-другому? Тут лишь одно очевидно: и концентрация мысли, и безмолвие, начисто лишенное мыслей, могут быть равнозначны. Есть один-единственный оселок, которым, на мой взгляд, должно мерить истинность пути: устремленность, единство. Эти два слова развеивают любую иллюзию, ибо в них суть. Есть устремлен-ность к единству? Значит есть истина. Нет - значит нет истины.
Можно сказать: все истина, и нет ничего, что выражало бы полностью истину. Вот почему столь важно неотрицание.Отрицание - это привязанность к тому, что отрицаешь, более того, это утверждение того, что отрицаешь. Поэтому можно сформулировать закон, - Рао вынул из бокового кармана записную книжку, с некоей торжественной интонацией в голосе произнес: - "Не отрицай любое верование. Разберись, что в нем устремлено к единству, и прими это устремление. Разберись, что в нем ведет к раздробленности, и отсеки это.
Не отрицай антиверование. Разберись в нем, и если оно ведет к единству, прими его. Если к раздробленности - отринь его.
Запомни: все, что претендует на исключительность, неистинно, потому что ведет оно к обособленности и раздробленности, потому что оно наруша-ет главный закон единства".
Как я понял, для Рао проблема времени неразрешима вне одухотворенного поля медитации и безмолвия. Об относительности понятия времени он говорил так:
- Прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее,пока я произносил эти слова, улетучилось. Получается, что как будто нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. А это может означать лишь одно, что они - прошлое, настоящее и будущее - существуют одновременно, одномоментно.
Мы движемся во времени. А надобно добиться того, чтобы время двигалось в нас: убыстрялось, замедлялось, исчезало. Надо передвинуть шкалу времени внутри себя. Пусть время будет в твоем потоке, а не наоборот. В этом - задача медитации.
В обычной жизни человек живет между прошлым и будущим, и это разделение доставляет ему страдание. В процессе медитации и безмолвия исчеза-ют как прошлое, так и будущее, остается лишь настоящее, и это приносит радость. Сделать эту радость законом жизни - значит освободиться, значит победить.
Человека можно представить себе в виде статуи: верхняя половина - будущее, нижняя - прошлое. Гармонизация будущего и прошлого - такова задача нашего настоящего. Тогда лишь осуществляется подключение к непре-рывности Вечного, что, собственно, и является целью медитации.
Тот, кто живет обычной жизнью, не вкушает жизнь подлинную, ибо существование его отравляет мысль о смерти, тень неизвестного. Жизнь истинная начинается лишь тогда, когда в тебе начинают вибрировать токи трех миров: предбытийного, бытийного, послебытийного. Кстати, сокровен-ный смысл понятия трех миров, так часто употребляемый в наших древних источниках (победитель в трех мирах и т.п.), имеет в виду прежде всего данный аспект. Одновременное существование в трех мирах - это есть и спасение твое, и воскресение. Достичь такого состояния безумно трудно: верящие в теорию перевоплощения считают, что на это уходят манвантары. Но знание о самой цели человека, о миссии и предназначении его - уже половина победы, то, что может стать основой духовной победы.
У нас говорят: человек знает, что он умрет, но не всегда знает,умер ли он. Прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Лучшее доказательство этому: практически наш ум не может определить, в каком из состояний мы сейчас находимся. Все, что совершается с нами, может проис-ходить в любом из трех миров. Перегородки между этими мирами ум различить не в силах. Вот почему столь важно ощущение единства всего сущего. Тогда перегородки не имеют значения. В любом из миров может прийти озарение и наступить полнота жизни.
Наша беда, наша трагедия состоит в том, что мы разрушаем незыблемое триединство, и наше бытие становится изолированным и угрюмым. Наш Дом как бы повисает в некоем пространстве, и мы живем в вечном страхе: то ли он разобъется при падении вниз, то ли он погибнет, унесенный неведомым ветром высоты. А между тем все это иллюзия, рожденная разрушением единства. Дом наш стоит на крепкой гранитной основе предбытийного мира, и высота послебытийного мира грозит ему не гибелью, а славой. Разрушаясь, Дом не погибает, а обретает другую, более надежную форму существования. Идеи не умирают. Идея Дома, дух Дома, усиленный токами послебытийного мира, как правило, реализует себя более четко в последующем воплощении.
Для человека непреложны и незыблемы три факта: существую, не существовал, не буду существовать. В общем, для него и предсуществование и послесуществование сливаются в одно целое, противоположное форме физического бытия. Как проникнуть в таинственные планы предсуществования и послесуществования? Знаменитое изречение "я мыслю, следовательно существую" очень верно передает суть дела. Оно тем более верно, что четко указывает на ограниченность мысли: ей неподвластны планы несуществования (пред- и послесуществования). Выход один - отказаться от мысли. Этой цели и служит медитация, безмолвие. И ничего нет странного, что, возвращаясь к себе, мы опять используем орудие мысли. На своем плане бытия мы должны действовать на его уровне. Но мысль преображена, и мы сами, используя эту мысль, преображенные. Осознавая ее ограниченность, мы понимаем, что она не может являться прямым выражением истины для человека, что она может лишь приблизить человека к рубежу, за которым начина
ется истина.
МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ: 5 СТУПЕНЕЙ
Медитация — это эффективное упражнение по расслаблению и концентрации, которое освобождает ваш ум от мыслей и тревог, успокаивает вас и приводит мозг в порядок. Регулярные занятия медитацией повышают ваше настроение, учат вас расслабляться и не реагировать на стресс, помогают в борьбе с вредными привычками, укрепляют вашу волю и характер, улучшают вашу концентрацию, память и интеллект и самое главное, медитация развивает в вас здоровую критическую способность, умение смотреть на окружающие вещи и, также на себя, трезво и не предвзято, избавляет ваше восприятие от пелены иллюзий!
Цель медитации
В медитации нет никакого волшебства и магии, это просто определенное упражнение, тренировка, не более того. Цель медитации не «открытие третьего глаза» или «постижение абсолюта». Цель медитации — это здоровое тело и здоровый ум, спокойствие, гармония, уравновешенность и счастье. Все то, чего так не хватает в наше напряженное время.
Медитация — это не так трудно, как кажется. Более того, большинство из вас уже занимались медитацией, в определенном роде, и даже способны оценить ее эффект! Удивлены? Помните когда вы не могли долго заснуть, вы начинали считать овец: раз овца, два овца…n овца, пока не погружались в сон. При этом можно было представлять самих кучерявых овечек, перепрыгивающих через ограду, например. Кому-то это помогало, как думаете почему? Потому что, удерживали свое внимание на какой-то одной вещи, тем самым переставали думать о чем-то другом: все заботы и мысли покидали ваш разум!
А сама монотонность этого процесса успокаивала вас и вы засыпали! Видите, никаких фокусов, все предельно просто. Медитация основана на похожем принципе, хотя это очень грубое и упрощенное сравнение: вы концентрируетесь на дыхании, на образе или на мантре, тем самым успокаиваете свой ум. Но, несомненно, что действие медитации намного шире и глубже, чем эффект, который проявляется при счете овец. Эта практика способна дать вам несравнимо больше.
Многие статьи в отечественном сегменте интернета по этому вопросу перегружены всякой эзотерической терминологией: «чакры», «энергии», «вибрации».
Я считаю что такие статьи не совсем играют на руку распространению этой, без сомнения, полезной и эффективной практике у нас в стране, так как все эти термины могут вызвать недоумение и скептицизм у обычного человека. Все это отдает каким-то сектантством, за которым не возможно разглядеть саму суть медитации. Ну в самом деле зачем вам «открывать нижнюю чакру», когда на самом вы хотите просто научиться владеть своими эмоциями, не поддаваться сиюминутным импульсам и переменам настроения или избавиться от депрессии?
Я смотрю на медитацию совершенно по-другому, для меня это не религия, не тайное учение, а вполне прикладная, если так можно сказать, дисциплина, которая сильно помогает в обычной земной жизни, а не запредельно-космически-духовной. Она помогает справиться с недостатками характера, зависимостями, слабостями. Она позволяет более полно раскрыть свой потенциал, ставит на путь саморазвития. Я уверен, так же она способна помочь и вам. Медитации может научиться любой человек, в этом нет ничего сложного. И даже если у вас не будет получаться, все равно она принесет свой эффект. Итак приступим, если вы хотите начать медитировать, то для начала:
Выделите время для медитации
Я рекомендую медитировать два раза в день. С утра по 15-20 минут и вечером столько же времени. С утра медитация приведет в порядок ваш ум, даст заряд энергии, подготовит к началу дня, а вечером позволит снять напряжение и усталость, избавит от надоедливых мыслей и забот. Старайтесь не пропускать ни одного сеанса. Пускай медитация войдет в каждодневную привычку.
30-40 минут в день может выделить каждый. Многие жалуются на нехватку времени и в этом факте могут находить оправдание тому, почему они не занимаются собой, например не проводят время за занятиями спортом или не медитируют. Поймите, вы медитируете не для кого-то, а в первую очередь, для себя, это то действие, которое направлено на достижение личного счастья и гармонии. И обходиться эта гармония не так дорого, всего в 40 минут вашего драгоценного времени! Разве это большая плата?
Так же и занятия спортом направлены на укрепления вашего здоровья, которое важнее всего остального, о чем все постоянно забывают и гонятся за осуществлением сиюминутных, краткосрочных целей, а не глобальных задач, жертвуют стратегией в пользу тактики. Но это в лучшем случае, а чаще всего, эти 40 минут, которые могли бы быть потрачены с огромной пользой, пойдут на занятия какой-нибудь ерундой. Именно поэтому нельзя жертвовать этим в пользу чего-то другого, менее существенного.
Тема этой статьи не спорт, но позволю себя такое сравнение: если физические упражнения — это здоровье вашего тела, то медитация — это здоровье вашего ума. Многие недооценивают эффект медитации, до тех пор, пока сами не начнут ей заниматься.
Если у вас одни только безотлагательные дела, то лучше меньше поспать и при этом помедитировать: так как 20 минут медитации, по моим личным ощущениям, заменяют столько же времени сна, а то и намного больше, так как вы отдыхаете и расслабляетесь. Если только у вас совсем-совсем мало времени и вы, к тому же, мало спите, или вам с начала очень тяжело сидеть без дела 20 минут, то можете попробовать 5-ти минутные медитации.
Выберите место
Конечно лучше медитировать в домашней и тихой обстановке: вас ничего не должно отвлекать. Некоторые не рекомендуют заниматься практикой в том помещении, где вы спите. Так как в таком случае существует бОльшая вероятность, что вы заснете во время сеанса из-за того, что ваш мозг привык к тому что в этой комнате вы засыпаете. Но если у вас нет возможности выбрать другое помещение для практики, то ничего страшного не будет, если вы будете медитировать в спальне.
Даже медитация посреди галдящей толпы, способна дать какой-то эффект, поэтому не пренебрегайте ей, даже если у вас нет тихого места, где бы вы могли остаться наедине с собой. Такое место, конечно, желательно, но не так уж и обязательно.
Примите правильную позу
Не обязательно садиться в позу лотоса. Главное чтобы спина была прямая и вам было удобно. Можете сесть на какой-нибудь стул, желательно не облокачиваться на его спинку. Ровное положение спины нужно для того, чтобы вам было легче дышать и воздух лучше проходил через ваши легкие, а дыхание — важная часть почти любой медитации. Как понять правильно вы сидите или нет? Очень просто: во-первых ваша поясница не напряжена и вам легко держать спину прямо(потому что позвоночник прямой и эффективно распределяет вес вашего тела, так что вы не чувствуете дискомфорта или напряжения) , во-вторых дыхание идет легко, как будто бы само собой (это достигается положением спины).
Если у вас никак не получается, ничего, облокотите спину на что-нибудь, сядьте как вам удобно. Правильная поза носит рекомендательный характер, а не обязательный. Не удается принять нужную позицию — делайте так как можете, ничего страшного. Но должен сказать, что практика проходит намного лучше, когда вы держите спину ровной по субъективным ощущениям.
Расслабьте свое тело
Постарайтесь полностью расслабиться! Это, пожалуй, наиболее важный аспект медитации! Ваше тело, каждая мышца, должна быть расслаблена это позволяет, опять же, правильная позиция. Попробуйте найти те части вашего тела, которые напряжены и расслабьте их. Часто испытывают напряжение маленькие мышцы на вашем лице, обратите на это внимание. Попробуйте скоординировать это процесс с дыханием: вдох — зафиксировали внимание на напряженном участке тела, выдох — расслабили его.
Направьте ваше внимание, очистите голову от мыслей
Попытайтесь расслабиться и очистить голову от мыслей. Сразу скажу, что сделать это очень тяжело, так как мозг привык постоянно думать. Это требует долгой практики и тренировки. Так что не расстраивайтесь, если у вас не будет получаться.
Но это не значит, что нужно заставлять себя входить в расслабленное состояние. Помните, чем сильнее вы будете хотеть расслабиться и избавиться от переживаний, тем сложнее вам будет этого достичь. Займите положение отстраненного наблюдателя: не делайте никаких суждений относительно ваших мыслей, просто наблюдайте. Не следует сравнивать свои ощущения с тем как вы себя чувствовали во время другой медитации или с тем, как на ваш взгляд, вы должны себя чувствовать, оставайтесь в настоящем моменте. Если ваше внимание отвлекается, то спокойно, без всяких мыслей переводите его вновь на неподвижную точку (мантра, дыхание, об этом пойдет речь дальше).
В общем, не надо думать: «нужно остановить мысли», «нужно расслабиться», «у меня не получается». Отпустите все ваши желания.
Помните, даже если, вам не удается остановить, так называемый, «внутренний диалог» и вы все время о чем-то думаете во время медитации, то это вовсе не значит, что она проходит впустую! Все равно на вас сказывается положительный эффект от медитации, оставьте все как есть, не пытайтесь соответствовать каким-то представлениям о медитации. Не получается очистить ум от мыслей? Ничего страшного!
Мозг всегда о чем-то размышляет, это нормально.
Можно сказать, что медитация не получилась, только если вы вообще не медитировали!
Но некоторые приемы помогут вам расслабиться и глубже погрузиться в медитацию:
•Концентрироваться на дыхании: вы либо просто следите за дыханием, направляете ваш внутренний взор на этот естественный аспект вашей жизнедеятельности, чувствуете как воздух проходит через ваши легкие и как он выходит обратно. Постепенно у вас появиться ощущение(конечно же иллюзорное, но вполне приятное), что не работа органов обеспечивает дыхание, а воздух сам собой проходит через вас, раздувая ваши живот и грудь, наполняя собой легкие и вам для этого не нужно делать ничего. Дыхание станет совсем легким (но для этого вы должны принять правильную позу). Вы можете делать так, а если вам будет сложно удерживать внимание, то попробуйте считать каждый цикл дыхания, до 10-ти, а потом сначала.
•Читать про себя мантру: вы произносите про себя повторяющиеся слова молитвы на санскрите. Я лично медитирую таким образом. Лично для меня мантра не является священным текстом, это просто повторяющаяся фраза, которая помогает удерживать внимание и расслабляться. Не обязательно читать именно индийскую мантру,можете использовать молитву на любом языке.
•Техники визуализации: вы представляете разные образы: как абстрактные, вроде разноцветного огня (Медитация огня), так и вполне конкретные, например, вы можете себя поместить в воображаемую обстановку, внутри которой вы будете чувствовать покой и умиротворение.
Я думаю, что не так уж важно, какую медитацию вы выберете, так как в основе каждой из них, лежит один и тот же принцип.
7 советов медитирующим
В заключение хотелось бы дать несколько важных советов, тем кто хочет начать медитировать.
•Не ждите мгновенного результата! Эффект от медитации приходит не сразу. Мне потребовалось полгода, чтобы почувствовать ощутимое действие от практики, но для вас может пройти меньше времени. Никто не может стать гуру за несколько сеансов. Эффективная медитация требует терпения и привычки. Не запускайте занятия, если у вас что-то не получается или вы не добились ожидаемого эффекта. Конечно, чтобы достичь чего-то ощутимого, требуется время. Но, тем не менее, какие-то аспекты действия медитации, могут стать заметны уже сразу. Но это от человека к человеку: у всех по-разному, не расстраивайтесь если ничего не почувствуете и продолжайте медитировать!
•Главная ваша цель — это расслабиться. Во время сеанса не стоит напрягаться и лезть из кожи вон, чтобы перестать думать. Помните, что в первую очередь, вы должны расслабиться и отдохнуть. Не следует постоянно думать о том, чтобы не думать, не стоит зацикливаться на том, что у вас что-то получается. Успокойтесь. Пусть все идет само собой. Чем сильнее вы расслабитесь, тем легче вам будет отогнать мысли.
•Лучше не медитировать перед сном. Старайтесь заниматься медитацией, не менее чем за несколько часов до отхода ко сну. Медитация дает заряд бодрости и сил, после которого бывает тяжело заснуть.
•Обратите внимание на то, насколько вы лучше чувствуете себя в те дни, когда вы медитируете. Со временем вы станете замечать, что ваше настроение становится более приподнятым после медитации, вам легче концентрироваться и в целом вы стали более расслабленным и уверенным в себе. Сравните это с теми днями, когда вы не медитируете. Это придет по мере практики и будет мотивировать вас заниматься дальше
•Лучше не засыпать во время сеанса. Для этого нужно держать спину ровно. Но даже если вы заснете, то в этом не будет ничего страшного. По мнению Свами Веды Бхарати, гималайского учителя медитации, даже сон во время сеанса, будет полезным для вас в плане медитативного эффекта.
•Не следует плотно есть до и сразу после сеанса. Это потому что во время и после медитации замедляется обмен веществ, что препятствует перевариванию пищи. Также во время практики процессы усвоения еды будут мешать вам сконцентрироваться. А если вы голодны, то перед тем как медитировать, можно съесть что-нибудь легкое, чтобы мысли о еде вас не отвлекали.
•Сначала может стать хуже. Если вы страдаете депрессиями или другими психическими недугами, вроде панических атак и решили использовать медитацию в качестве упражнения, которое поможет вам преодолеть эти состояния, то знайте, что это действительно очень эффективная техника по выходу из депрессий, борьбы с нервозностью и т.д. Но некоторые считают, что существует вероятность, того, что эти недуги могут на время усилится. Кто-то говорит, плохое состояние поначалу может быть связано с тем, что выходит негатив и все ваши психические «болячки». Так это или нет, я не знаю, но факт остается налицо и пусть вас это не пугает.
Предупрежден — значит вооружен.
Теперь, пожалуй, все. Напоследок пожелаю вам успехов. Надеюсь эта статья помогла вам разобраться с тем, как правильно медитировать, и поспособствовала тому, чтобы вы занялись этой во всех отношениях полезной практикой. Не откладывайте и начните прямо сегодня.