Обучение приемам быстрого чтения
Это средство способствует комфортному состоянию психики в течение рабочего дня (включающему в себя уверенность в себе как в специалисте на фоне уважения сотрудников, ощущение возможности продвижения по служебной лестнице) и поддерживает высокий жизненный тонус вследствие малых энергетических затрат на выполнение любой умственной работы.
Быстрое чтение - это не только быстрый темп. Оно иначе настраивает наше восприятие:
- повышает избирательную способность, что при избытке информации немаловажно;
- помогает глубже осмыслить и лучше запомнить прочитанное. Так что правильнее было бы говорить не об ускоренном, а об эффективном чтении.
Основные причины медленного чтения следующие:
1. Текст проговаривается про себя (это явление называется артикуляцией). При артикуляции мы читаем не быстрее, чем говорим. Мы слушаем свою внутреннюю речь, а пропускная способность слухового канала значительно ниже, чем зрительного.
2. Поле зрения очень узкое. Мы воспринимаем отдельные слова, читая их одно за другим и целиком прослеживая строку слева направо.
Специальные опыты показывают, что наши глаза могут находиться только в двух состояниях - в состоянии остановки, фиксации взора или смены точек фиксации. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке взгляда, а самих остановок на то же количество текста приходится меньше.
3. Читая, мы все время возвращаемся к плохо понятым словам или фразам (это явление называется регрессией). У медленно читающих людей количество регрессий на 100 слов текста может достигать 50, то есть каждое второе слово читается дважды. Основная причина этого в том, что текст нередко скользит по поверхности внимания.
Чтобы овладеть быстрым чтением, нужно подавить эти вредные привычки и овладеть новыми, значительно ускоряющими восприятие.
Для этого необходимо:
- Научиться читать <только глазами>, не воспроизводя про себя звучание слов.
- Научиться воспринимать не отдельные слова, а сразу целые смысловые блоки - предложения, абзацы (такая крупная единица восприятия называется синтагмой).
- Так натренировать внимание, чтобы каждая синтагма сразу же воспринималась осмысленно и к ней не приходилось возвращаться.
": В течение первых 4-х недель мы учимся читать только глазами, не воспринимая про себя звучание слов, то есть подавляем артикуляцию.
Для подавления артикуляции будем использовать так называемый метод центральных речевых помех. Он основан на том, что при чтении выстукивается специальный ритм, подобранный таким образом, что он
никогда не совпадает с внутренним ритмом любого текста. Вы убедитесь, что, контролируя правильность выстукивания, проговаривать читаемое невозможно. И наоборот: как только появляется артикуляция, сбивается ритм.
Тактов - 6, ударов - 8 (та, та-та-та, та, та, та, та; та, та-та-та, та, та, та, та и т. д.) Паузы между группами тактов делать не нужно. Тренироваться можно при ходьбе: 6 шагов - 6 тактов, на втором шаге - 3 хлопка в ладоши, на остальные - по 1.
Когда ритм хорошо усвоен, потренируйтесь, выстукивая его по столу карандашом. Отбивайте ритм активным движением всей руки (не только кисти), твердо, уверенно, четко.
Когда навык станет механическим (не требующим сильно сосредоточиваться), можно приступить к чтению с постукиванием в следующем порядке.
- В течение 1-й недели каждый день 10-15 минут читайте про себя какую-либо статью с выстукиванием ритма.
- В течение 2-й недели ежедневно читайте с выстукиванием ритма 2-3 статьи. Следите только за ритмом, не ставя себе задачи понять прочитанное.
- В течение 3-й недели то же, что во второй неделе, но с иной задачей: все внимание - смыслу. С ритма старайтесь не сбиваться, но ошибки можно себе прощать.
- В течение 4-й недели каждый день читаем 2 статьи и преследуются обе цели (слежение за ритмом и слежение за смыслом) с равным вниманием. При этом, прочитывая очередную статью, закройте глаза и, продолжая постукивание, мысленно повторите ее содержание.
Большинство обучающихся за этот первый месяц проходят 4 фазы:
1) получается что-то одно - либо чтение, либо выстукивание;
2) выходит и то и другое, но понять читаемое трудно;
3) чтение с постукиванием получается, и текст удается понять, но он мгновенно забывается;
4) все выходит хорошо, прочитанное легко вспомнить. - В течение второго месяца занятий мы учимся
воспринимать смысл крупных информационных блоков.
Совершенствование читательских навыков должно идти по пути укрупнения единицы восприятия. Во время чтения <по словам> действует механизм антиципации - предугадывания: слово или 2-3 одновременно просматривается не целиком, а только в его основной информативной части (обычно корневой), остальная его часть угадывается.
Но таким же способом можно воспринять и более крупный содержательный блок текста - предложение, группу предложений, даже целый абзац (синтагму).
Для этого нужно научиться по нескольким словам воспроизводить смысл синтагмы. Такому восприятию помогают смысловая догадка и периферическое зрение. Поле зрения панорамно. Однако мы ясно видим только то, <на что смотрим>, остальное остается как в тумане.
Между тем нетрудно заметить, что границы участка ясного видения имеют не только физиологическую, но и психологическую природу - они зависят от направленности внимания.
Можно <ничего не видеть>, глядя перед собой, но если что-то особенно нас занимает, это <что-то> мы заметим и <краем глаза>. Значит, границы ясного видения можно расширить.
Для этого мы воспользуемся таблицами: листы бумаги или картона размером 200x200 мм разбить на 25 клеток (на каждом листе на каждой из сторон укладывается по 5 клеточек, а на плоскости каждого листа - 25 клеточек); всего - 10 таблиц.
Каждая таблица заполняется в клеточках числами от 1 до 25 в произвольном порядке.
- В течение одной недели каждый день, занимаясь 20-30 минут, считывать цифры про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска).
- Читать по очереди все 10 таблиц в разных вариантах.
- Цифры вначале указывают карандашом, затем работают без него.
- В результате тренировки время считывания таблицы должно быть не более 25 секунд.
- Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.
Особое внимание обратите на следующее правило: при отыскании цифр разрешаются только вертикальные движения глаз. Горизонтальные движения недопустимы.
Это нужно для того, чтобы после тренировки с таблицами перейти к новому способу чтения - по вертикали (быстро читающий человек держит в поле зрения всю ширину строки, и взгляд движется сверху вниз по центру страницы).
- В течение второй недели попробуйте читать <вертикальным> чтением свои ежедневные газеты.
- На третьей наделе перейдите к книгам, стремясь прочитать страницу не более чем за 15 секунд, не очень вникая в смысл.
- На четвертой неделе увеличьте время чтения страницы до 30 секунд, стараясь как можно полнее
панцллиицииннои меоицины 599
усвоить прочитанное. При этом в местах текста, несущих особенно важную или существенно новую для вас информацию, переходите к сплошному считыванию строк горизонтальным движением взгляда.
После второго месячного цикла приобретен главным образом механический навык (мы старались расширить поле зрения). На следующих занятиях нам нужно подкрепить механический навык умением читать целенаправленно.
Быстрочитающий ищет смысл. Это и есть главный принцип скорочтения. Быстро читающий человек целиком охватывает взглядом строку, а то и две-три сразу, отыскивает в них ключевые слова, несущие в предложении или абзаце основную смысловую нагрузку.
Эти слова соединяются в смысловые ряды - лаконичные выражения, содержащие главную мысль синтагмы. Происходит сжатие, мгновенное мысленное конспектирование текста, в результате чего остаются зерна смысла.
Примером может послужить только что прочитанный вами абзац. Его смысловой ряд: <быстрочитающий, отыскивая ключевые слова, находит зерна смысла>. Для человека, знакомого с темой, и того короче: <быстро-читающий ищет смысл>.
Быстро читающий человек обладает способностью мгновенно переводить текст <на язык собственных мыслей> (такая <переведенная> фраза называется денотат). Мозг формирует сообщение самому себе в согласии с тем, чего ожидал от текста, что уже предвосхищал, предугадывал.
- В течение 7-10 дней упражняйтесь в развитии антиципации (смысловой догадки). Зачеркните в газетной статье начало и конец каждого предло-
жения, а затем читайте статью, пытаясь восстановить пропущенные слова. Пробуйте читать различные тексты, закрывая часть страницы линейкой слева или справа.
- В течение следующих 7-10 дней упражняйтесь в поиске <смысловых зерен>. Медленно прочтите любую статью, подчеркивая слова, которые вы сочтете ключевыми (у разных людей окажутся подчеркнутыми, видимо, разные слова, и это естественно). Затем прочитайте статью как можно быстрее, следя глазами только за подчеркнутым и пропуская все остальное. Повторите то же самое с одновременным выстукиванием специального ритма. Допускаются горизонтальные движения глаз. Выполните разметку еще одного текста и затем прочтите его <вертикально>, без выстукивания ритма. Повторяйте упражнения до тех пор, пока не убедитесь, что подчеркнутые слова позволят достаточно полно усвоить основное содержание статьи.
Следующая неделя должна быть посвящена упражнению на <перевод> текста. Читая статью, заключите в квадратные скобки каждую синтагму - отдельную мысль, которая вам покажется цельной и законченной. Прочтите синтагму <с одного взгляда> и мысленно повторите ее содержание. Свой <перевод> (денотат) запищите. Переходите к следующей синтагме и т. д. Попросите кого-нибудь прочитать статью и затем оценить вашу цепь денотат. Помните, что цепь денотат - не конспект в обычном смысле. Она должна отражать ваше собственное понимание статьи.
Навыки скорочтения можно укрепить только в том случае, если вы приучили себя читать активно, не подчиняясь потоку информации, а подчиняя его своим жизненно важным целям и задачам.
Выработать такую привычку вам очень поможет так называемый интегральный алгоритм чтения.
Перед тем как взяться за книгу, полезно составить своего рода предварительную программу:
чего вы ждете от текста, какую информацию хотите из него извлечь.
По мере чтения мысленно укладывайте информацию в блоки алгоритма
(основные идеи, их ответвления, фактография, источники, полемические высказывания,
конструктивные высказывания и т. д.). Блоки алгоритма могут быть постоянными, могут
варьироваться. Число их не должно быть слишком большим, лучше всего 5-7.