Ясновидение часто смешивают с духовидением и прочими спиритическими практиками. Между тем, различие здесь есть, и весьма существенное. Духовидец не выходит за пределы материального мира, он находится "здесь" и принимает гостей из астральных миров. Ясновидящий же сам гостит в иных мирах и видит все "своими глазами". Конечно, в обоих искусствах существуют одинаковые принципы и теории, одинаковые трудности и очень похожие приемы. Но ошибки ясновидения, о которых мы поговорим дальше, проистекают из несколько иных причин.
Гораздо больше родства между ясновидением и ясным сновидением, особенно если сновидение инкубировано. В сущности, сновидение - одна из дверей в астральный мир, и при должном умении оно способно давать нам всю нужную информацию, в том числе и предсказательную. Техники управляемого сновидения, разработанные Карлосом Кастанедой на основе традиционной магии Центральноамериканских индейцев, позволяют человеку не только войти в астральный мир через сновидение, но и осознанно перемещаться в нем. Описание этих техник выходит за рамки данного раздела, а потому все интреующиеся могут обратиться непосредственно к работам Кастанеды и его последователей. Здесь же упомянем лишь начальное упражнение курса управляемых сновидений - своего рода предварительное испытание для сновидящего. Оно заключается в том, чтобы во сне посмотреть на свои руки, или на любую другую часть тела, выбранную не в ходе сновидения, а предварительно. Тот, кому это удастся сразу, может быть уверен, что пространство сна будет для него наилучшими вратами к ясновидению.
Вопреки распространенному мнению воображение часто служит помехой ясновидению, поскольку заставляет принимать желаемое за действительное. Факторы, стимулирующие воображение (литература, живопись, кинематограф), служат еще более серьезным препятствием: они способны внести искажения даже в самую ясную картину. Подлинно ясновидческое прозрение всегда содержит в себе нечто невиданное, невообразимое и необъяснимое. Именно поэтому прославленные ясновидцы в большинстве своем были простыми и малообразованными людьми, или же, подобно Нострадамусу, в определенный момент отказались от накопленных знаний, сожгли свои книги и максимально упростили свою жизнь. Некоторые из них были слепыми (например, Ванга), и это отнюдь не случайно. Чем опытнее ясновидящий, тем меньше он блуждает по астральному плану и тем меньше образов он видит. Единственный ключевой образ возникает в сознании как бы сам по себе. А иногда образы даже не фиксируются сознанием, и ответ на поставленный вопрос приходит в виде озарения. Ясновидящий вдруг понимает, что он должен ответить, или отвечает, не понимая, и лишь потом пытается объяснить, что он сказал.
И все же, человеческое сознание (пусть даже самое примитивное) - не чистый лист, на который можно записать любое видение. Скорее, оно напоминает матрицу или фильтр, через который проходят все наши впечатления, в том числе и визуальные. Здесь они обретают форму, и здесь же решается, что нам можно видеть, а что нельзя. Сознание стремится понять все, что мы видим, и зачастую не позволяет нам видеть то, чего оно не понимает. Кроме того, в сознании гнездятся философские теории, верования, убеждения, опыт и прочие системы знаний, которые заставляют нас неверно истолковать увиденное, а иногда и отрицать сам факт ясновидения. Казалось бы, преодолеть барьер сознания очень просто. Ведь есть методики, позволяющие полностью отключить сознание (например, некоторые формы самогипноза, сенсорной перегрузки или интоксикации). Однако здесь возникает другая проблема: при отключении сознания мы оказываемся не в состоянии запомнить увиденное и даже описать его. Все озарения, посетившие нас в бессознательном состоянии, так и остаются за пределами сознания, но для того, чтобы воспользоваться ими, мы должны осознать их, или хотя бы иметь возможность воспроизвести их, будучи в здравом уме и твердой памяти.
Практика ясновидения предлагает несколько методов решения этой проблемы:
1. Ассистирование. Этот метод заключается в том, что ясновидящего, находящегося "за пределами сознания", сопровождает ассистент, который периодически задает ему вопросы и записывает ответы (лучше всего на магнитофон). Он же корректирует "действия" видящего, подсказывая ему, куда "пойти" и что "посмотреть". Таким образом создается материал, который можно проанализировать "по возвращении" из астрального путешествия.
2. Расширение сознания. Замечено, что некоторые народы и социальные группы воспринимают сверхъестественные явления (в том числе и ясновидение) как нечто само собой разумеющееся. Например, в средневековой Европе (как и в современном Тибете) индивидуальные и коллективные видения не считались чем-то из ряда вон выходящим: ведь примеры подобных чудес описаны в священных книгах, которым нужно верить безоговорочно. Если наше сознание допускает, что в мире может произойти все что угодно, оно не станет противиться ясновидению и сможет воспринять любую информацию "как она есть", ничего не убавляя и не прибавляя. Для расширения сознания изобретено много специальных приемов. Практически все "технологии ясновидения", перечисленные в этом разделе (за исключением гипноза и астральных путешествий), в той или иной степени позволяют если не поверить в "сверхъестественное", то хотя бы допустить возможность его существования и научиться созерцать его без лишних эмоций. Сюда же можно добавить и различные методы медитации и визуализации, разработанные в восточных мистических школах. Если для ясновидения воображение вредно, то на этапе расширения сознания оно может принести немало пользы.
3. "Ничего сверхъестественного". Эта методика вот уже несколько десятилетий активно используется средствами массовой информации, резко сменившими свой тон в отношении сверхъестественного. Псевдонаучные "обоснования" ясновидения помогают миллионам людей избавиться от скептицизма и таким образом подготавливают их к нормальному восприятию этого явления. Чрезвычайно полезно также чтение этнографической литературы (особенно о шаманизме), сочинений выдающихся мистиков и отчетов об "астральных путешествиях".
4. "Резервация для чудес". Для применения этой методики нужно убедить себя в том, что каком-то определенном месте (в пещерном храме, "Х-ском треугольнике", удаленном горном ущелье, на кладбище ночью и т.д.) или в некоем состоянии (при интоксикации, при длительном бодрствовании, при высокой температуре и т.п.) можно увидеть все, что угодно. Иными словами, нужно найти такое место или состояние, в котором сознание позволит себе "ясновидеть" (или "галлюцинировать", если больше нравится это слово). Такая методика представляется наиболее подходящей для современных условий.
Однако настоящие проблемы ясновидения не завершаются, а лишь начинаются после преодоления барьера сознания. Первое же настоящее видение, как правило, повергает видящего в ужас, хотя и не содержит в себе ничего ужасного. Это вполне нормальное явление: как только блокирующее действие сознания ослабляется, со дна подсознания тут же всплывают все скрытые фобии и комплексы, которые в свое время были вытеснены или компенсированы сознанием. Часто они принимают форму зримых и осязаемых образов: например, распространены случаи, когда страхи персонифицируются в образе стража порога - отвратительного чудовища, которое преграждает путь видящему. Иногда страх бывает совершенно беспричинным и необъяснимым: видящий боится, что "не вернется", "сойдет с ума", "попадет в ад" и т.д. Что же делать с этими страхами? Либо не пробовать вообще стать ясновидящим, а если взялись, то мужественно преодолевать себя! Ведь на самом деле это даже не видения, а просто муть со дна души. Следует помнить, что появление их служит верным признаком перехода к подлинному ясновидению; и, напротив, отсутствие их может свидетельствовать о том, что ясновидение подменяется фантазированием. Если помнить о своей задаче и двигаться вперед, тогда и все страхи исчезнут сами собой.
Адепты тибетского тантризма хорошо знакомы со стражами порогов и умеют бороться с ними. Тактика борьбы заключается в следующем: адепт остается один на кладбище и отдает свое тело на растерзание "упырям", порожденным собственным разумом. Чудовища впиваются зубами в тело адепта, он слышит их смрад и видит их безумные, налитые кровью глаза. "Упыри" разрывают его на части, и адепт переживает второе рождение.