В
преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором:
какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток
или же пытаться идти своим самобытным путем? Страна переживает переломный
момент: упадок экономики, производства, деградация общественного
сознания. Только сильная рука может вытащить наше государство из
этого "постсоветского пике" и поставить его вновь на ноги. Я убежден
в том, что для успешного выхода из кризисной ситуации такого масштаба
необходимо хорошо знать историю, изучить подобные ситуации имевшие
место, прежде всего, в родной стране. Как говорится, все новое -
это просто хорошо забытое старое, тем более что Россия переживала
уже не одну подобную ситуацию. Но, бесспорно, самым ярким и эффективным
политиком, поставившим страну на твердый курс, был в XVIII столетии
великий человек, первый русский император - Петр I.
Тем не менее, до сих пор обсуждается вопрос: прав ли был Петр, выбирая
путь полной ориентации на запад? С другой стороны, необходимо посмотреть,
был ли Петр Первый чисто западником, или же просто использовал достижения
запада, чтобы продвинуть Россию вперед. И еще один интересный момент:
как бы сложилась судьба страны, не будь Петра I?
Сергей Михайлович Соловьёв.
В своих чтениях Соловьёв глубоко анализирует деятельность Петра
I, её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела Петра Великого.
Он подчёркивает громадность преобразований и продолжительность влияния
дел Петра на историческое развитие России. Знаменитый историк осуждает
взгляды как западников, так и славянофилов, считая, что они не смогли
глубоко изучить все процессы, которые происходили во время царствования
Петра. Он осуждает благоговейное уважение к делам Петра одних и
резкое порицание других. Заслуга Соловьёва состоит в том, что он
один из первых видит, что вся деятельность Петра была обусловлена
предшествующим развитием России, он обращается к допетровской истории,
чтобы понять, откуда произошёл этот переворот, для чего он понадобился.
В этот период, считает историк, в жизни русского народа произошёл
переход из одного возраста в другой - из возраста, в котором преобладает
чувство, в возраст, в котором господствует мысль. Соловьёв бережно
относится к наследию Петра, высоко оценивает его личность как преобразователя.
Василий Осипович Ключевский.
Образ Петра I складывается у Ключевского долго и сложно. Так в "Исторических
портретах" знаменитый историк развивает мысль Соловьёва об
исторической обусловленности деятельности Петра I как "вождя",
почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования
совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга
и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих.
Однако, он неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра
Великого, замечал несоответствие между их замыслом и результатами.
Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству
и другим должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё
более проявлялась антимонархическая позиция Ключевского. Он укоряет
Петра за самодурство, деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения
поставленных задач и т.п.
Сергей
Фёдорович Платонов. Основа всего жизненного
труда Платонова - стремление избежать тенденциозности, подгонки
фактов под предвзятую схему. Именно с этих позиций он подходит к
оценке петровских преобразований. Отвергнув тенденциозные, похвальные
и пренебрежительные трактовки его личности и деятельности, высоко
оценив "богатство природных способностей Петра" как полководца
и гражданского администратора, Платонов не стремится к оценкам,
а делает простой вывод из анализа фактов о том, что в созданном
Петром "государстве не было ни привилегированных лиц, ни привилегированных
групп, и все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия
перед государством".
В энциклопедическом словаре Брокгауза
и Ефрона даётся сжатое и сухое изложение петровского
периода. Краткость изложения основных фактов жизни и деятельности
Петра Великого переплетается здесь с обширным статистическим материалом.
Именно здесь можно найти многие интересные цифры, выражающие некоторые
экономические показатели того времени. Много внимания уделено международному
положению России и его изменению в связи с событиями петровской
эпохи. Словарь представляет собой интереснейшее дополнение к другим
источникам информации о деятельности Петра Великого.
История СССР, несмотря на то, что была издана в 1975 году, представляет
собой источник многих очень важных фактов и оценок. Учебник был
написан для исторических факультетов ВУЗов и в нём даётся серьёзный
анализ всем событиям петровской эпохи.
Портрет Петра I Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) -
первый император всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго
брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной,
воспитанницей боярина А. С. Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком
царя Алексея и первым от его второго брака. Первая жена царя, дочь
И. Д. Милославского Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей
Фёдора и Ивана, и много дочерей.
Таким
образом, при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг
другу круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья
Кирилловна с сыном и роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван
не отличались физической крепостью и не подавали надежды на долголетие,
а младший царевич Пётр цвёл здоровьем, поэтому, несмотря на то,
что он был самым младшим из братьев, именно ему было суждено стать
царём. На это и надеялись Нарышкины, но этого очень боялись Милославские,
и только страх перед царём Алексеем сдерживал проявления семейной
вражды.
Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и
Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги.
Боярин А. С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан
на север в Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно.
Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его
начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев,
сын Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр
назначил его князем-папой шутовской коллегии пьянства.
Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол.
Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья.
Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его
отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском.
Впоследствии Пётр не терял интереса к истории, придавал ей большое
значение для народного образования.
До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской
семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь
Фёдор был крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его.
Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился
о его обучении.
Учился ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось
предание о том, что Зотов показывал царевичу много "потешных листов"
, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых
в Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать
схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже
сёстры Пётра под руководством киевских монахов. Петру предстояло
изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую
и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом
этого обучения царь Фёдор умер, и началась смута 1682 года. Из-за
этого Пётр остался без систематического образования. До конца жизни
он игнорировал грамматику и орфографию.
Царь Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследников престола.
По общему мнению, наследовать престол должен был его брат Иван.
Но 15-летний Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно,
не мог принять власти. Зная это, любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв
и др.) устроили дело так, что сразу после смерти Фёдора патриарх
Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра. Однако,
права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться
с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них были царевна
Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против своих
врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.
Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов
дали список "изменников-бояр" . Стрельцы поверили и начали открытый
мятеж. 15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица
Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и
царевича Ивана и показала их стрельцам. Однако стрельцы не успокоились,
вломились в царский дворец и на глазах членов царской семьи зверски
убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи. Пётр,
бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление
твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он
не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева
и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память
Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его
ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Пётр по развитости показался
иноземному послу 16-летним юношей.
Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали
от правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю
спустя (29-го) , по новому требованию стрельцов, за молодостью царей
правление было вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена
от всякого участия в государственных делах.
За всё время регентства Софьи Наталья Кирилловна приезжала в Москву
лишь на несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном
селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная
часть знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным
правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился
переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого
бы то ни было желания. Царица Наталья, женщина "ума малого" , по
выражению её родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому,
исключительно о физической стороне воспитания своего сына. Мы видим
Петра окружённым "молодыми ребятами народу простого" и "молодыми
людьми первых домов" ; первые, в конце концов, взяли верх, а "знатные
персоны" были отдалены. Весьма вероятно, что и простые и знатные
приятели детских игр Петра одинаково заслуживали кличку "озорников"
, данную им Софьей.
Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела;
он рвётся из печального опального дома на улицу, собирает около
себя толпу молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет
с ними: как все живые дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу
Яузы у села Преображенского он построил себе "потешную" крепость
- Пресбург и около неё собрал целую дюжину "потешных" воинов. Сначала
это был сплошной сброд "преображенские конюхи" , как выражалась
Софья. Потом этой компании Пётр придал форму двух солдатских полков
(Преображенского - в селе Преображенском и Семёновского - в соседском
селе Семёновском) , и понемногу из "потешных" полков у Петра образовались
настоящие полки, положившие впоследствии начало гвардии. Полевая
забава Петра получила широкие размеры и серьёзное значение. Пётр
понял важность военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому
искусству.
"Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней артифициальных"
появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман. Сохранившиеся
тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях усвоить
прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской
премудрости: те же тетради показывают, что основания этой премудрости
так и остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника
всегда были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра
к лодкам и кораблям. После того, как Пётр нашёл в селе Измайлове
заброшенный мореходный ботик ("дедушку русского флота" ) и научился
плавать на нём, он весь ушёл в это дело и начал строить суда на
большом Переяславском озере. Многим это казалось пустой забавой.
Осуждали в Петре и его близость к немцам. Пётр часто бывал в немецкой
слободе, ведь именно там он мог найти объяснения многим непонятным
для русских людей вещам, например астролябии. Пётр особенно сблизился
с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным, и со швейцарцем
Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Под
влиянием Лефорта Пётр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению,
ни князь Борис Алексеевич Голицын воспитатель Петра, ни его воспитатель
Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и шумных
пирушек.
Вследствие неблагоприятных условий детства Пётр остался без правильного
образования и вместо богословско-схоластических познаний приобрёл
военно-технические. Молодой государь представлял собой необыкновенный
для московского общества культурный тип. У него не было любви к
старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовывались
близкие отношения с "немцами" . Пётр не любил правительство Софьи,
боялся Милославских и стрельцов, которых считал опорой и друзьями
Софьи.
Участие Петра в государственных делах, во время регентства Софьи,
ограничивалось присутствием на торжественных церемониях. Пётр весь
ушёл в свои забавы. Московские люди считали его несерьёзным и пустым
человеком.
Единственным крупным и неудачным вмешательством матери в личную
жизнь Петра была женитьба на Е. Ф. Лопухиной 27 января 1689 года
раньше достижения Петром 17 лет. Царица Наталья надеялась отвлечь
сына от пустых забав и сделать его более солидным. Так как приближался
конец опёки царевны Софьи над царями и царством, это была скорее
политическая, чем воспитательная мера.
С женитьбой Пётр не изменил своих привычек. Несходством характеров
супругов и нелюбовью двора к Лопухиной объясняется то, что "изрядная
любовь" Петра к жене "продолжилась разве токмо год" , а затем Пётр
стал предпочитать семейной жизни - походную, в полковой избе Преображенского
полка. Новое занятие - судостроение - отвлекло его ещё дальше: с
Яузы он вместе со своими кораблями переселился на Переяславское
озеро и весело проводил там время даже зимой.