Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь?
На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытно общинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы,сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом признаке. Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне русские, украинцы и белорусы; западные славяне - поляки,чехи,словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты,словен цы, македонцы, черногорцы и боснийцы. По своему языку все славяне относятся к большой семье индоевропей ских народов, издавна населявших Европу и часть Азии (до Индии велю чительно). В индоевропейскую семью языков входят неснолько групп род ственных языков: славянская, балтийская, германскеая, романская, иранская, индийская и др. Среди индоевропейских народов к славянам наиболее близки народы балтийской группы: литовцы, латыши и древние пруссы. Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дис куссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, ан тропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории славянских народов. Область расселения славянских племен была Средняя и Восточная Европа. Как полагают советские, польские и чехословацкие археологи, протосла вянскими плеиенами были древнейшие племена - носители археологичес кой культуры так называемой шнуровой керамики. Они занимались зетле делием и скотоводством и в середине 3-2 тысячелетий до н. э. сели лись на обширных пространствах между течением Днепра на востоке, Ка раатами на юге, Одрой на западе и Балтийским морем на севере. Во второй половине 1 тысячелетия до н.э.и в первой половине 1 тысяче летия н.э. в лесостепной зоне этой территоии обитали племена, извес тные по культуре полей погребения. Они, как правило, сжигали покойни ков и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах - урнах на клад бищах. Они жили первибытнообщинным строем, в первой половине 1 тыся челетия н.э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг (черняхов ская культура), что свидетельствует, с одной стороны, о начавшемся отделении ремесла от земледелия а с другой - о начале разложения ро до-племенного строя. Археологи считаютих их ранними славянскими пле менами. В среде этого раннеславянского населения отсутствовали прочные эконо мические и культурные связи и шел процесс этнической дифференциации. В ходе его к концу бронзового и в период раннего железого века воз никли своеобразные по кульуре группы племен, в том числе на востоке племена поднепровских культур, а на западе - племена лужицкой культу ры. Этим было положено начало образованию восточного и западного сла вянства. Западные славяне, жившие в 3-2 вв. до н.э.-4-5 вв. н.э. в бассейне Вислы и Одры и в верховьях Днестра (на территории теперешней Польши и соседних сней областей Украины), отчетливо представлены пшеворской культурой. Она получила название по могильнику у Пшеворска и возник ла на основе вариантов лужицкой культуры. В первые века н.э. запад нославянские племена, населявшие территорию от северных отрогов Кар пат (Венедские горы) до Балтийского моря, впервые упоминают античные авторы. Под именем венедов они были известны Плинию Старшему, Тациа ну и Птоломею Клавдию. С 1-2 вв. до позднего средневековья название "венеды" распространялось на значительную часть западных славян. В середине 1 тысячелетия н.э. у славян завершался процесс распада первобытнообщинного строя. Этому способствовали широкое распростране ние железа, развитие земледелия и скотоводства, зарождение ремесла. По данным многих источников, к этому времени венеды разделились на две группы - склавинов и антов. Районом расселения союза склавинов бы ли земли на западе от Днестра, а племенного союза антов - Поднес тровье и Среднее Поднепровье. На рубеже 5-6 вв. анты совместно со склавинами вступили в борьбу с Византийской империей. Эта борьба бы ла частью общего сражения европейсих племен с рабовладельческими го сударствами Средиземноморья и Причерноморья, что являлось одним из признаков клизиса рабовладельческого строя. Борьба славян с Визан тией продолжалась в течение 100 лет и закончилась тем, что в начале 7 в. славяне заселили поречье Дуная и часть Балканского полуострова. Этим было положено начало третьей славянской группе - южному славян ству. В середине 1 тысячелетия н.э.на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно "Повести временных лет", карта расселения восточных славян в 8-9 вв. выглядела так: словене (ильинские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях За падной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, во лыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная. Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со 2 в. н.э. обнаруживается "резкий подъем всей хозяйственной и социальнай жизни той части сла вянского мира, которая в свое время создала приднепровские сколот ские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси - Среднего Под непровья". Рост количества кладов римских монет и серебра, относящих ся к эпохе императора Трояна (98-11) и найденных на землях восточных слваян, убедительно слидетельствует о быстром развитии у них торгов ли. О славянском экспорте хлеба во 2-4 вв. говорит заимствование сла вянами римской хлебной меры - квадрантала, ставшего потом у них чет вериком (26,26 л) и дошедшего в нашей метрологии до 1924 г. Во 2-4 вв. формы быта славянского мира становятся более многообразны ми. Онову хозяйственной жизни восточных славян состваляло земледелие. Но если славяне, жившие в лесной зоне Среднего Приднепровья, знали подсечное земледелие (зарубинецкая культура), то славяне,жившие в ле состепи Нижнего Приднепровья, освоили уже плуг с лемехом и череслом и применяли более эффективное плужное земледелие (черняховская культу ра). Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. До нас дошли свидетельства об использовании нашими предками ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. Если эеспорт зерна в Римскую империю стимули ровал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению нового способа размола зерна - на мукомольнях с жерновами. Стали строиться специальные хлебные печи. Славяне разводили крупный рога тый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ри туальный календарь, связанный с аграрной магией. В нем отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семяндо жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех раз ных сроках. Указанные четыре срока дождейсчитались оптимальными для Киевщины и в агрономических руководствах конца 19 в., что свиде тельствует о наличии у славян 4 в. достоверных агротехнических наблю дений. У восточных славян были широко развиты кузнечное и литейное дело. Они изготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костя ные предметы обихода. В отличае от славянского лесного севера с характерными дл него ма леньким городищами у славян лесостепи возникали ничем не огражденные большие села. Они тянулись по белегам рек на 1-1,5 км, напоминая поз днейшие украинские села с их вольной планировкой усадеб. Наряду с обычными жилищами (10-20 кв о 2-4 вв. говорит заимствование сла вянами римской хлебной меры - квадрантала, ставшего потом у них чет вериком (26,26 л) и дошедшего в нашей метрологии до 1924 г. Во 2-4 вв. формы быта славянского мира становятся более многообразны ми. Онову хозяйственной жизни восточных славян состваляло земледелие. Но если славяне, жившие в лесной зоне Среднего Приднепровья, знали подсечное земледелие (зарубинецкая культура), то славяне,жившие в ле состепи Нижнего Приднепровья, освоили уже плуг с лемехом и череслом и применяли более эффективное плужное земледелие (черняховская культу ра). Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. До нас дошли свидетельства об использовании нашими предками ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. Если эеспорт зерна в Римскую империю стимули ровал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению нового способа размола зерна - на мукомольнях с жерновами. Стали строиться специальные хлебные печи. Славяне разводили крупный рога тый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ри туальный календарь, связанный с аграрной магией. В нем отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семяндо жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех раз ных сроках. Указанные четыре срока дождейсчитались оптимальными для Киевщины и в агрономических руководствах конца 19 в., что свиде тельствует о наличии у славян 4 в. достоверных агротехнических наблю дений. У восточных славян были широко развиты кузнечное и литейное дело. Они изготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костя ные предметы обихода. В отличае от славянского лесного севера с характерными дл него ма леньким городищами у славян лесостепи возникали ничем не огражденные большие села. Они тянулись по белегам рек на 1-1,5 км, напоминая поз днейшие украинские села с их вольной планировкой усадеб. Наряду с обычными жилищами (10-20 кв - м) строились большие дома-огнища пло щадью 100-120 кв.м. Они стояли по соседству с другими домами и прдназначались, вероятно, уже не для большой семьи-задруги, а для че ляди. Для жизни славян весьма характерна постройка общей оборонительной ли нии, известной под именем Змиевых валов и охватывающей все Среднее Приднепровье. О существовании этих валов во 2-4 вв. говорят, в час тности, два факта: отсутствие в то время самостоятельных оборни тельных укрепленийу всех сели находка клада римских монет в насыпи одного из валов. Сооружение большй общей оборонительной линии может свидетельствовать о появлении государственного начала. Востчные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На за пад от них обитали западные славяне , на юг-южные славяне. На севе ро-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев , латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие фин но - угорские племена - мордва весь , карела , чудь. На востоке , в районе Средней Волги , сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом , состоящим в родстве с чувашами и кав казскими балкарцами. Хозяеваами южных степей были кочевники - тюрки, авары , хазары. В IXв. там появились печенеги , а в XI в. в степи пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Вен грии) в IX в. обосновались венгерские племена - они пришли туда из Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину. Как долго восточнославянские племена сохраняли свои имена , а вме се с ними и кое-какие племенные особенности? Владимир Чивилихин в ро мане-эссе "Память" прводит по этому поводу следующие интересные дан ные : древляне - под 990 г. , словене - под 1018 г. , кривичи - под 1127 г. , дреговичи - под 1183 г. , вятичи , дольше дугих жившие без князей , - под 1197г
Происхождение славян.
Вопрос о происхождении славян считается одним из ос новных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Ев ропы. Парадоксально, что у этого многомиллионного наро да," расселявшегося на огромных пространствах Европы и Азии от лазурной Адриатики до берегов Тихого океана и от знойных степей и пустынь Казахстана и Средней Азии до хмурых вод Балтики и Северного Ледовитого океана", не могут определить место откуда он вышел. Одна из причин этого, по словам В.П.Кобычева,- от сутствие сколько-нибудь полноценных письменных источни ков о славянах до середины 6 века н.э. В настоящее время в состав славянских народов входят русские, украинцы, белоруссы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, гасконцы, словенцы. Но на пер воначальном этапе существовала еще масса групп и племен славян, которые были известны в Греции, Малой Азии, Се верной Африке, некоторые селились даже в Испании. Но в последствии они были уничтожены, либо ассимилировали , например, как поморские славяне, подпавшие под власть Тевтонского ордена в 12-14 веках. Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен, все-таки славянские племена предс тавляли из себя единое целое. Летописец " Повести вре менных лет" в начале своего труда писал:"... Был один народ славянский" ( "Бе един язык словенск" ). Проблему составляет не только определить прародину славян, но даже и ответить на вопрос об их происхожде нии. По этой проблеме существует множество версий, од нако, ни одну из них нельзя признать полностью досто верной. На рубеже 19-20 веков языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ выдвинул предположение о происхождении этнонима славя не. По мнению этого исследователя, наэвание славяне возникло вначале в среде римлян, захвативших на восточ ных границах славянского государства множество рабов, вторая половина имени которых оканчивалась на слав Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и т.д. Это окон чание римляне превратили в нарицательное название вся кого раба вообще ( в поздней латыни раб - sclavas), а в дальнейшем и народа, поставлявшего большинство этих ра бов. От римлян это было затем усвоено и самими славяна ми. Эту теорию впоследствии сильно развили немецкие уче ные-националисты, использовавшие ее для принижения роли культуры и значения славянских народов в истории ран несредневековой Европы. Однако у этой теории есть мно жество слабых сторон. Например, такой факт, что Римская Империя, существующая уже множество веков, ведущая по тоянные войны, в ходе которых она брала огромное коли чество пленных - рабов, вдруг обратила внимание на пленных славян, и по их имени стали называться все ра бы. Далее, невозможно, по словам В.П.Кобычева, объяс нить, каким образом оскорбительный для себя термин восприняли все славянские народы, в частности восточ ные, которые ни под прямым, ни под косвенным владычест вом римлян никогда не находились. Плюс, сам автор гипо тезы исходит из того, что корень слав является исконно славянским, следовательно, славянам не было никакой нужды заимствовать это слово у кого бы то ни было - оно и без того у них имело самое широкое хождение. В своей книге " Мир истории " Б.А.Рыбаков рассматри вает вопрос о происхождении государства Киевская Русь. При этом он говорит, что " первым вопросом, без решения которого мы не можем приступить к анализу процесса превращения первобытного общества в классовое, является вопрос о происхождении славян в его географическом, территориальном аспекте: где жили " первославяне, какие города были их соседями, ..., каким путем шло дальней шее расселение славянских племен..." Именно с точки зрения ответа на этот вопрос я буду рассматривать книгу Б.А. Рыбакова в своей работе. Рыбаков в своей книге " Мир истории" пишет, что сла ыянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, германские, бал тийские ( " литовско-латышские" ), романские, гречес кие, индийские ( "арийские" ) и др., раскинувшиеся еще в древности на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Среди земного моря. Четыре-пять тысяч лет назад индоевропейцы занимали еще не всю Европу и не заселили еще Индостан. Рыбаков считает, что приблизительным геометрическим центром первоначального "индоевропейского массива" была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. Те племена, из которых путем постепенной консоли дации образовались праславяне, обитали почти на краю индоевропейских пространств, севернее горного барьера, который отделяет южную Европу от Северной и тянется от Альп на восток, завершаясь на востоке Карпатами. Славянский народ считается в истории сравнительно мо лодым. Под собственным именем они впервые упомянаются в письменных источниках лишь с 6 века. Впервые имя славян в форме oxhabnvos мы встречаем у Псевдо-Цезариуса около 525 г. Главной образующей силой праславянского народа следу ет считать стихийную интеграцию более или менее родс твенных племен. Хотя, несомненно, имело место и естесс твенное размножение и колонизация новых пространств. То есть, по словам Рыбакова, создало славянский народ не размножение одного единственного племени. Говоря о при чинах обособления славянского народа от индоевропейской группы, Б.А. Рыбаков называет, например, такое общеев ропейское событие: На рубеже 3-4 тысячалетий до н.э. в северной половине Европы ( от Рейна до Днепра ) усиливалось скотоводчес кое пастушеское хозяйство, быстро возникает имуществен ное и социальное неравенство.Крупный рогатый скот ста новится символом богатства (в старом русском языке " скотница"- казна ), а легкость отчуждения стад ведет к войнам и неравенству племен и вождей, тем самым наруша ется первобытное равенство. Начавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к широчайшему рассе лению пастушеских племен не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до Средней Волги. Расселение велось отдельными, самостоятельно действующими племена ми. Важно отметить, что в момент расселения ( первая по ловина 2 тысячелетия ) еще не было ни славянской, ни германской, ни балтийской общности; все племена переме шивались и меняли соседей по мере постепеннго движения. " Примерно к 15 веку до н.э. расселение прекратилось ,"-утверждает Рыбаков.Вся зона европейских лиственных лесов и лесостепей была занята индоевропейскими племе нами. Началась новая, оседлая жизнь, в ходе которой складывались различного рода связи между соседствующими племенами, а также особенности развития отдельных пле мен. Впервые на таком большом пространстве начали скла дываться новые родственные друг другу языки. В научном поиске древнейших судеб славянства новое место принадлежит лингвистике. Лингвисты определили: 1. что отделение праславянских племен от родственных или соседних индоевропейский племен произошло около 4000-3500 лет назад; 2. по данным языка лингвисты установили, что соседями славян из индоевропейских народов были германцы, бал тийцы, иранцы, дако-фракийцы, кельты и т.д. 3. судя по общим всем славянским народам обозначениям элементов ландшафта, праславяне проживали в зоне лист венных лесов и лесостепи, где были поляны, озера, боло та, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразде лы, но не было высоких гор. Однако тут следует обратить внимание на то, что при родные зоны, отвечающие этим лингвистическим определе ниям, размещены в Европе шире, чем можно предполагать славянскую прародину. Праславяне занимали лишь часть того пространства, которое отразилось в их древних на речиях. В настоящее время родиной славян признается область, простирающаяся к северу от Карпат. Но при ближайшем оп ределении ее границ ученые весьма существенно расходят ся между собой. Например, один из основоположников сла вяноведения, чешский ученый Шофарик проводил границу славянской прародины на западе от устья Вислы к Неману, на севере - от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке - до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водо разделу Одера и Вислы к Балтийскому морю. Один из представителей русского языковедения академик А.А. Шахматов искал прародину славян в бассейне запад ной Двины и нижнего Немана, откуда, по его мнению, сла вяне позже передвинулись на Вислу, а затем уже рассели лись по разным направлениям и затем области, в которых сформировались современные славянские народы. Первая версия получила название висло-одерского вари анта. Польский археолог Стефан Носек, сторонник этого варианта, предложил обратиться к археологическим мате риалам того времени, когда славянский народ отсоединил ся от основной группы индоевропейских племен. Внимание археологов привлекла тишнецкая культура 15-12 веков до н.э., которая быля хорошо известна на территории Польши между Виспой и Одером. Однако другой польский археолог Александр Гардавний, а также ряд украинских археологов установили, что тиш нецкая культура распространяется и на пространство вос точнее Вислы, вплоть до Днепра, переходя частично и на левый его берег. Таким образом, на основе объективных археологических материалов спор был решен в пользу объединения обоих вариантов. Хотя окончательно вопрос о точных границах прародины праславян по-прежнему не решен. В своих лекциях " Происхождение славян " М.И. Артамо нов говорил о том, что наиболее разработанным является вопрос о западной границе праславянской территории, ко торую проводят от моря по Одеру до реки Варты и далее по этой реке и Висле и по ней до реки Сала. На севере праславяне соседствовали с предками литовцев " уг ро-финнов ". Границей с первыми служила река Припять. На востоке славяне достигали Днепра и даже, как полага ют некоторые исследователи, простирались за него, зах ватывая, по крайней мере, часть бассейна реки Десны. Изложенные представления основываются в основном на лингвистических данных. Однако невозможно переоценить и возможность такой на уки, как археология, хотя виднейший археолог Л.Нидерле и не верил в самостоятельное значение своей науки. Го воря об общности народов ( в нашем случае славянских народов ), нельзя основываться только на языковой общ ности, важно, чтобы народы не были различны и по куль туре. Под " культурой " археологи понимают устойчивую совокупность признаков, свойственных остаткам прошлого определеного периода развития общества: обряд погребе ния, формы украшений, одежда, типы орудий, оружие и т.д. и т.п. В своей лекции М.И.Артамонов говорит о том, что, в частности, характерная керамика с волнисто-линейным ор наментом 9-10 веков совпадает в своем распространении с территорией восточных и западных, а частично и южных славян, что во многом говорит не только о языковой, но и о культурной общности. Однако в первом тысячалетии до н.э. западные и вос точные части славянской прародины оказываются разно культурными,иначе говоря, этнически неоднородными. Из этого можно сделать вывод, что не вся область так назы ваемой прародины была исконно славянской. В связи с этим польские и чешские археологи выдвигают в качестве праславянской археологической культуры лужицкую культу ру, просуществовавшую с 1300 до 300 года до н.э. С признанием славянской принадлежностик лужицкой культуре связывается не только весьма существенное для славянс ких народов продление славянской истории в глубочайшую древность Европы, но, что весьма важно, и в политичес ком отношении, этим обосновываются права западных сла вян на занимаемые ими области как исконно славянские. Классическими областями лужицкой культуры являются две старые славянские области, расположенные к северу от Судет между Эльбой на западе, верхним Одером на вос токе и Вартой - на севере; это Лужицкая область и Силе зия. Лужицкая культура представлена могильниками и поселе ниями. Типичными являются большие могильники с сотнями погребений, чаще всего в виде плоских, т.е. не отмечен ных сверху курганною насыпью, неглубоких могил с урною, содержащей пепел сожженного покойника. Древняя ступень лужицкой культуры относится к треть ему периоду бронзового века ( 1300-1100 годы до н.э. ) и, по заключению большинства специалистов, ограничива ются в своем распространении Лужицей, Силезией, Велико польшей. Лужицкая культура уже в третьем периоде брон зового века распространилась на юго-восточную часть Мекленбурга, почти весь Брандербург, восточную часть Саксонии, северо-восточную Чехию, северо-восточную Ма равию, северо-западную Словакию и большую часть Польши. В четвертом периоде бронзового века ( 1100 - 900 годы до н.э. ) территория лужицкой культуры продолжала рас ширяться во всех направлениях. Особенно значительным было ее продвижение на северо-восток и восток, где она заходит за Буг и занимает угол за Вислой и Саном. В последнем периоде бронзового века границы лужицкой культуры на северо-западе и западе, в северном Бранден бурге, восточном Мекленбурге и на верхней Эльбе в Чехии несколько отступают под натиском предков германских племен. Зато на востоке в это время лужицкая культура доходит до западной Волочии. Основными областями лужицкой культуры являлись: севе ро-восточная Чехия, Моравия, Силезия и соседнии земли Великопольши. Во второй половине раннего железного века часть насе ления поморской культуры пересекла водную преграду Но тецы и клином врезалась в области других групп лужицкой культуры. По мнению польского археолога Костшевского, местное население оказывало упорное сопротивление се верным завоевателям ( об этом свидетельствует густая сеть городищ как в Куявии и Мазовии, так и в южной час ти Великопольши и Силезии ). В 400-150 годы до н.э. северные пришельцы достигают наибольшего распространения, проникая к югу на Одер, на юго-восток - вверх по Висле, доходя до Збруча на терри тории западной Украины. В период поздней бронзы и раннего железа на севе ро-западе и западе на лужицкую культуру наслаиваются и частично вытесняют ее культуры соседних этническитх групп ( германцев ). Особенно значитеьным было движение кельтов, начавшееся в 400 году до н.э., в результате которого происходит слияние лужицкой и кельтской куль туры в районе Польши и возникает новая так называемая культура ямных погребений. Немецкие археологи долгое время утверждали, что эта культура принадлежит германцам, и ее появление связано с вторжением вандалов во второй половине 2 века до н.э. Польские же археологи связывают ее с венедами, древней шим из известных истории славянских образований. В до казательство они приводили не только нахождение ее на территории, на которой, согласно данным письменных со общений, жили венеды, но и ее тесные генетические свя зи, с одной стороны с исторической славянской культурой и, с другой стороны, с более древней лужицкой культу рой, негерманскя принадлежность которой ясна и самим немецким археологам. Несмотря на то, что на основной части восточной поло вины Центральной Европы сохранились многочисленные и отчетливые следы пребывания здесь балтийского субстра та, подавляющее большинство исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом, продолжают искать древнейшую прародину славян к северу от Карпатских гор, где-то на пространстве между реками Одером, Вислой и Днепром, ес ли брать наиболее крайние мнения. Разница во взглядах состоит лишь в том, что одни сдвигают эту территорию более к западу ( Яжджевский ), другие - более к востоку ( Бернштейн ). Одним из важных доводов сторонников восточной ориен тации является так называемая зооботаническая теория, которая основывает свои доводы на анализе содержащихся в славянских языках назваий растений и представителей животного мира. В соответствии со своими лингвистичес кими заключениями сторонники этой версии ищут прародину славян вне пределов распространения таких деревьев, как бук, черешня, белый клен, лиственница, а именно между Вислой, Западным Бугом, Припятью, Карпатами и средним течением Днепра. Однако многие считают этот метод недостоверным. Нап ример, языковед Фасмер, касаясь лингвистичеких заключе ний, основанных на анализе зооботанической терминоло гии, скептически заметил, что так не будет доставлять большого труда доказать, будто на территории древней прародины славян " водились слоны и верблюды ". Этот скептицизм связан, во-первых, с возможностью заимство вания того или иного зооботанического термина, во-вто рых, с изменчивостью и подвижностью границ флоры и фау ны ( например, в результате изменения климата в Европе, границы произрастания бука за последние 2-3 тысячи лет продвинулись на сотни км с запада на восток ). Сторонники более западного местонахождения славянской прародины ( Костшевский, Козловский, Чекановский, Лер-Сплавинский и др. ) ищут ее в основном в междуречье Вислы и Одера. В основе их взглядов лежит предполагае мая принадлежность лужицкой культуры целиком или час тично славянам. Обосновывается это тем, что у славян и носителей лужицкой культуры совпадают места поселений, форма и приемы строительства жилищ, погребальные обряды ( трупосожжение ), а главное ( по " методу исключения " Бронштейна ) тем, что в противном случае для славян в Европе I тысячалетия до н.э. вообще не найти места для поселения, имея ввиду, что они являются одним из значи тельнейших и многочисленнейших народов этого континен та. Однако и у этой теории есть свои слабые места. Напри мер, отсутствие славяно-германских языковых связей. Лер-Сплавинский на основании формального статистическо го учета установил, что у славян больше языковых связей с германским языком, чем у балтийцев. Отсюда можно сде лать вывод, что славяне жили западнее балтийских племен в непосредственной близости от германцев. Но эти факты были собраны из разных хронологичеких пластов и ярусов языковой системы, поэтому, по-мнению В.В. Мартынова ( тоже сторонника этой гипотезы ), их нельзя сопоставить и подвергать статистическому учету. Таким образом, мож но сказать, что висло-одерская локализация древнейшей прародины славян на сегодня еще очень далека от того, чтобы считаться окончательно доказанной. И все же в пользу гипотезы о западной, а вернее, юго-западной, т.е. карпато-дунайской, прародины славян можно привести больше аргументов, чем в пользу восточ ной днепровско-припятской их прародины. Аргументированное доказательство, приведенное ниже, представлено в книге В.П. Кобычева " В поисках прароди ны славян ". Первый аргумент - совпадение племенных названий по лабских, поморских и других западных славян с древней шими,известными на данной территории этническими наиме нованиями рубежа первых веков нашей эры, которых отно сят к восточногерманским народам. Правда, известно, что отдельные племена получали наи менования в зависимости от природных особенностей края, в силу этого они могли совпадать у народов различных языковых систем, но в рассматриваемом случае перед нами почти полное совпадение этнической карты двух различных эпох, отделенных одна от другой промежутком времени бо лее, чем в 500 лет. Другой аргумент основывается на данных тононимии, на уки о географических названиях. Пребывая на той или иной территории, народы дают наз вания различным географическим объектам, которые потом передаются из поколения в поколение. Характерно, что однажды данные географические названия не изменяются, как правило, впоследствии, даже если народ, давший их, ушел в другое место или вообще исчез. Однако тононими ческие исследования связаны со многими трудностями. В частности, не заменяя старое название новым, новопри шедший народ изменяет его в соответствии с правилами своего языка.Тем не менее, представляется возможным ут верждать, что древняя прародина славян, находится ско рее на западе, чем на востоке междуречья Вислы и Днеп ра. Доказательством этого служит следующее. Во-первых, территория верхней части бассейнов Вислы, Одера и отчасти Эльбы и Днепра, как это было установле но в конце прошлого века русским исследователем И.П. Филевским, полна гидронимических повторов, что с несом ненностью свидетельствует о языковой однородности соз давшего ее населения. Во-вторых. В пределах отмеченного ареала отчетливо прослеживается " движение " гидронимов в направлении с запада на восток и с юга на север, определяемому по уменьшительному характеру названий ( р. Ломна бассейна Одера и р. Ломница - притоки Днепра, Попрада и Топли ). В-третьих. Тононимия западной части славянских зе мель, включая и район Карпатских гор в пределах Румы нии, поражает архаичностью, на что указывают такие древние ее формы, как Брда, Вда, Гвда, Вкра, со свойс твенным и специфичным для славянских языков сочетанием нескольких согласных. Северную и северо-восточную границы славянской праро дины установить несколько труднее. Это связано, по-мне нию Кобычева, с теснейшим соседством славян с летто-ли товскими племенами, значительная часть которых впос ледствии органически слилась с ними. Однако по некото рым характерным гидронимам можно утверждать, что линия раздела между славянами и летто-литовскими племенами проходила где-то в районе северных отрогов Карпатских гор, отклоняясь к югу на востоке, и уходя на север в сторону Балтийского моря на западе. Западная же граница расселения славян в древности, вероятно, достигла восточных склонов Альпийский гор, включая бассейны реки Лех - правого притока Дуная. Это предположение связано с тем фактом, что в славянском языке сохранилось несколько слов, свидетельствующих о соседстве славян в отдаленном прошлом с народами, гово рившими на италийских языках. Если мы обратимся к антропологическим исследованиям, то обнаружится четыре основных антропологических типа, проживающих на несомненно славянских землях - район к северу от Карпат:
1) умеренно длинноголовый с небольшими размерами че репа и лица, так называемый прибалтийский;
2) длинноголовый, широколиций - кроманьонский;
3) длинноголовый узколицый - моравский;
4) среднеголовый широконосый, с выступающими вперед челюстями - силезский, известный в данных местах уже с эпохи неолита и ранней бронзы.
Первые 2 типа в эпоху неолита были распространены го раздо шире, чем очерченный ареал ( например, прибал тийский тип был известен на юге Скандинавии...), поэто му они вряд ли могут быть признаны исконно славянскими. Наиболее интересным является третий, моравский, ант ропологический тип, т.к. границы его распространения полностью умещаются в рамках предполагаемой прародины славян. Этот тип лица выявлен наиболее ярко у славян из Моравии и Слабошева. В период раннего средневековья с этим типом сближается население, проживавшего в районе Познанского воеводства ( Польша ), и некоторые группы восточнославянского племени северян. Таким образом, и из антропологических данных вроде бы вытекает вывод о том, что областью первоначального фор мирования славянства является территория, непосредс твенно примыкающая к Среднему и отчасти верхнему тече нию Дуная и охватывающая верховья рек Эльба, включая и ее левые притоки, Одера и Вислы. Однако в вопросах происхождения и древнейшей истории славян еше много неясного, предположительного, спорно го. В этой области необходима еще длительная работа представителей различных областей знания: и языковедов, и археологов, и историков, и этнографов, и антрополо гов. Только путем исследования всей совокупности имеющихся данных можно справиться с этой сложной, но в то же вре мя и очень важной проблемой!
Восточно-славянские племена.
История возникновения и развития (VI-IX в). (регион проживания, 2-3 названия, экономика, языческий культ, отношения с соседями)
Восточно-славянский этнос еще очень молод. До него на планете жили и достигли своего апогея додинастическая культура Египта, Шань Инь, Греческая и Римская цивилизации. Важную роль в формировании славянского этноса сыграли племена Гуннов, Готов, Скифов и др. Историческую родину славянского этноса ищут в районах малой Азии, долине реки Дунай, Прикарпатье и тд. В шестом веке произошло разделение единого протославянского массива на западных, южных и восточных славян. В этот период появляются первые сведения о восточно-славянских племенах в письменных источниках византийского и арабского происхождения, их называли "венеды". В этот период восточно-славянские племена стали активно использовать железо, следовательно, все это привело к серьезным изменениям в образе жизни восточных славян, в развитии экономики и культуры. Повесть временных лет называет 15 племенных союзов, существовавших у восточных славян: а)поляне(Днепр, Киевская губерния), б)древляне(волынская губерния), в)дреговичи(витебская и смоленская обл.), г)вятичи(ока, калужская губерния):. У каждого союза был свой выбранный военный вождь, вече, град. Наиболее известные языческие божества: Перун, Велес, Мокошь, Ярило, Семмаргл и т.д. Важную роль в становлении государства восточных славян сыграли ближайшие соседи. На восточных границах появился Хазарский каганат - сильное государство, контролировавшее территорию между волгой и доном, оно имело 10000 наемников и собирало дань с части славянских племен. На южных границах - византийская империя, одно из самых сильных государств, имеет армию и флот. На западе - цепь небольших государств (Польша, Венгрия, Болгария и тд.) На северных границах проживали племена варягов. Их родина - южная часть скандинавского полуострова. Самые агрессивные племена в Европе 8-9 веков. Отношения с варягами многолетние. Основным занятием было земледелие, скотоводство, рыболовство, бортничество. Большую роль в экономике играла военная добыча: они набегали на Византию, добывая там рабов и предмет ы роскоши. Количество кладов римских монет, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно.
Древняя Русь
Главный источник наших знаний о древней Руси - средневеко вые летописи. В архивах , библиотеках и музеях их насчитывается нес колько сот , но по существу это одна книга , которую писали сотни ав торов , начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий. Сначало надо определить , что же такое летопись. В большом энцик лопедическом словаре написанно следующее : " Историческое произведе ние , вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков , сос тояли из погодных записей , либо представляли собой памятники сложно го состава - свободные своды. " Летописи были общерусскими (" По весть временных лет ") и местными (" Новгородские летописи "). Летопи си сохранились главным образом в поздних списках. Первым начал изучать летописи В.Н.Татищев. Задумав создать свою грандиозную " Историю Российскую " , он обратился ко всем известным в его время летописям , разыскал много новых памятников. После В.Н.Тати щева изучением летописей , конкретно " Повесть временных лет " , зани мался А.Шлецер. Если В.Н.Татищев работал ~ вширь ~ , соединяя дополни тельные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца - сводчика , то Шлецер работал ~ вглубь ~ , выяв ляя в самом тексте массу описок , ошибок , неточностей. Оба исследова телских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство в од ном : в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде , в котором до нас дошла " Повесть временных лет ". Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан извес тным археографом П.М.Строевым. И В.Н.Татищев , и А.Шлепцер предсавля ли себе " Повесть временных лет " , как создание одного летописца , в данном случае Нестора. П.М.Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись , как на свод нескольких более ранних летописей и такими сво дами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более правильному с методической точки зрения иссле дованию дошедших до нас летописей и сводов , которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг , сде ланный А.А.Шахматовым , который показал , что каждый из летописных сводов , начиная с 11 века и кончая 16 веком , не случайный конгломе рат разнородных летописных источников , а историческое произведение со своей собственной политической позицией , продиктованной местом и вре менем создания. Так историю летописания он связал с историей страны. Возникла возможность взаимопроверки истории страны , историей источни ка. Данные источниковедения стали не самоцелью , а важнейшим под спорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И теперь , приступая к изучению того или иного периода , прежде всего стремятся проанализировать ворпос о том , каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью. Так же большой вклад в изучение истории русского летописания внесли такие замечательные уче ные , как : В.М.Истрин , А.Н.Насонов , А.А.Лихачев , М.П.Погодин и многие другие. Существует две основных гипотезы относительно " Повести времен ных лет ". Первой мы рассмотрим гипотезу А.А.Шахматова. История возникновения начальной русской летописи привлекала к се бе внимание не одного поколения русских ученых , начиная с В.Н.Татище ва. Однако только академику А.А.Шахматову удалось в начале нынешнего столетия разрешить вопрос о составе , источниках и редакциях " Повес ти ". Результаты его исследований изложенны в работах " Разыскания о древнейших русских летописных сводах " ( 1908 год. ) и " Повесть вре менных лет " ( 1916 год. ). В 1039 году в Киеве учредили метропо лию-самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод , доведенный до 1037 года. Этот свод , пред полагал А.А.Шахматов , возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклерного материала. В Новгороде в 1036г. создается Новго родская летопись , на основе которой в 1050г. возникает Древний Новго родский свод. В 1073г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Вели кий , испоьзуя древнейший Киевский свод , составил первый Киево - Печерский свод , куда включил исторические события происшедшие после смерти Ярослава Мудрого ( 1054г. ). На основании первого Киево-Печер ского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод. Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материа лами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил ос новой " Повести временных лет " , первая редакция которой была создан на в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестером , вторая редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья - неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году. Интересные уточнения гипотезы А.А.Шахматова сделанны советским исследователем Д.С.Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения ле тописания с конкретной борьбой , которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру , что угрожало самостоятельности Русского госу дарства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в сере дине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в откры тое вооруженное столкновение : в 1050г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Влади мира закончился поражением , Ярослав в 1051г. возводит на митрополи чий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь предполагает , что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена за пись устных народных исторических преданий о распространении христьян ства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д.С.Лихачев предпо лагает , что " Сказания о первоначальном распространении христьянства на Руси " были записанны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно , под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пас халий , составляющихся в монастыре. Никон предал своему повествованию форму погодных записей - по ~ летам ~. В созданный около 1073г. пер вый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских , их многочисленных походах на Царьград. Благодаря это му свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую направленность. В " Сказаниях о распространении христьянства " Никон придал летописи политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский свод явил ся выразителем народных идей. После смерти Никона работы над лето писью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095 году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печер ский свод продолжал пропоганду идей единства русской земли , начатую Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице. Далее в интересах Святополка на основа второго Киево-Печерского свода Нестером создается первая редакция " Повести временных лет ". При Вла димире Мономахе , игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116 году составляет вторую редакцию " Повести временных лет ". Эта редак ция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Вы дубицком монастыре неизвестным автором была созданна третья редакция " Повести временных лет ". Она была доведена до 1117г. Эта редакция луч ше всего сохранилась в Ипатьевской летописи. В обоих гипотезах есть много различий , но обе эти теории доказы вают , что начало летописания на Руси является событием огромной важ ности.
Продолжение<<<
|