Работа головы. Получение информации



Работа головы. Скорость получения и обработки информации

Ещё одно замечательное свойство, которое можно отнести к области головы — это умение воспринимать информацию. И далеко не каждый человек обращает своё внимание на то, как, и с каким качеством он эту информацию воспринимает, а это тоже играет свою немаленькую роль в общей работе организма.

В современном мире количество информации постоянно возрастает. Если, к примеру, в наше время перенести человека из XVIII века, то, скорее всего, он долго не протянет. Он просто не справится с тем огромным информационным потоком, льющимся со всех сторон. У него просто нечем обрабатывать такое количество, не сформировано, в те времена это было не нужно.

А что происходит у нас с вами. За последние годы, информационные потоки возросли в несколько раз, и эта величина не собирается останавливаться, а наоборот, информации всё больше и больше.

Вспомните шестидесятые. Когда смотришь фильмы того времени, кажется, что люди такие наивные, а события такие медленные. Одна из причин состоит в том, что у людей не было такого количества информации, и жизнь, в те времена, была более размеренной и спокойной.

И раз уж мы начали разговор о возрасте, то одной из причин выпадания человека из реальной жизни, является его неспособность увеличивать скорость восприятия информации. Если на этот вопрос не обращать внимание, то постепенно, новую информацию воспринимать становится всё труднее и труднее. Не успеешь с одним разобраться, как уже надо срочно разбираться с другими вопросами. Эти неосвоенные вопросы всё растут, а обрабатывать их становится просто нечем, это умение просто деградировало.

Обратите внимание на пожилых людей. Как сложно им что-то новое объяснить, а уж когда касается вопросов освоение новой техники, то тут совсем туго. И ведь всё это сформировалось не на пустом месте.

Надо обязательно заниматься вопросом скорости восприятия информации. Если этого не делать, то, автоматически эта скорость будет стремиться к нулю, и вот вам все возрастные изменения.

На сегодняшний день, в школе нас учат тому, как научиться читать. Объясняют буквы, слоги, предложения и так далее. Но, никто не объясняет, как читать быстрее. Совсем наоборот, заставляют это делать медленно, вчитываясь в каждое слово.

Естественно, когда идёт первоначальный процесс формирования навыков чтения, так и надо. Надо это делать медленно, не торопясь, с расстановкой. Но, дальше-то зачем читать медленно? Навык получен, надо его развивать дальше. А вот этим никто не занимается. А зря.

В очередной раз для получения среднего образования увеличили количество лет. Теперь, наши дети будут учиться двенадцать лет, вместо десяти. А почему? Просто, то количество информации, которое должен знать современный человек в десять лет уже не укладывается. И даже эти двенадцать лет наши дети впахивают по семь уроков, еле успевая всё сделать.

А не напрашивается ли тут закономерный вывод. Если не можем поместить количество, значит надо изменить качество. Надо элементарно научить наших детей управлять скоростью чтения. Если её увеличить, хотя бы в пять раз, то и времени на освоение материала будет затрачено значительно меньше, и, соответственно, уменьшится количество лет обучения.

Так же и для взрослого человека. В наше время, становится жизненно необходимо обрабатывать огромное количество информации. И в первую очередь по своей профессии. Постоянно появляется что-то новое, не всегда, правда нужное, но, для того, чтобы сделать вывод, надо с этой информацией, как минимум ознакомится. А как это сделать, если скорость восприятия традиционная.

Это, кстати, одна из причин, почему прозябают большое количество талантливых авторов и изобретателей. У людей, от которых зависит принятие решения, попросту на них нет времени. Некогда прочитать, вникнуть, разобраться. Вот и складируются великолепные идеи и работы в архивах жестких дисков и ящиках письменных столов.

Как увеличить скорость восприятия информации?

А как же изменить этот самый способ восприятия информации?

Уже давно существуют самые разные методики для увеличения скорости чтения и скорости мышления. Я сам, лет пятнадцать назад, прошел один такой курс и остался очень доволен, а навыками, приобретёнными в этой школе, я пользуюсь до сих пор.

Поймите правильно, это не реклама школы Олега Андреева, есть ещё масса других. Но, именно в этом месте предлагается комплексный подход, т. е., то, о чём мы с вами говорим на этом сайте. И всё обучение не сводится к простому разгону скорости чтения, в первую очередь, вы будете понимать, как можно воспринимать информацию по-другому, более быстро и более качественно. А, во-вторых, вы поймете, как состояние вашего организма влияет на скорость восприятия.

Кстати, одна интересная деталь. Когда я сам прошел первоначальное обучение, было так странно общаться с окружающими людьми. Казалось, что они так медленно говорят, так медленно думают. И это всё из-за того, что у меня просто увеличилась скорость восприятия информации.

Сразу отвечу на традиционный вопрос. Его задают очень многие люди, кому озвучиваешь эту информацию. А как же читать классику, стихи, разве можно это делать быстро?

Совсем не обязательно. Можно спокойно регулировать скорость своего чтения. Когда надо, можно читать медленно, вдумчиво, а когда потребуется, можно и ускориться. Так что, всё в ваших руках.

Для тех, кто хотел бы перейти к практическим занятиям по развитию работы головы, рекомендую ознакомиться с тренажером интеллекта. Упражнение простое, понятное и достаточно эффективное.

И, в заключении, подведём небольшие итоги по вопросу возраста.

Если у вас будет великолепно работать зрение, слух, если вы научитесь быстро и качественно воспринимать новую информацию, то, слово возраст для вас будет иметь своё истинное значение – время зрелости, мудрости. А никак не время дряхлости и немощности. Но, для этого надо слегка поработать.

А, если этим вопросом не заниматься, пустить на самотёк. То шансов для нормальной жизнедеятельности – минимум, вот и выбирайте.




Как работает мозг человека (краткий ликбез)



Как работает мозг человека краткий ликбез

На рисунке  карта показывает некоторые из главных станций «подземки», которую
представляет собой мозг. Не будет пользы, если мы будем описывать вам каждую его зону и загружать ненужной информацией, однако начать следует с описания трех ключевых областей.

Вспомнить нельзя забыть. (запятую ставит ваш мозг)

Вы можете удивиться, увидев на рисунке морского конька. Гиппокамп, включающий в себя такие «станции метро», как Зубчатая извилина (ЗИ) и Энторинальная область коры (ЭОК) в нижней части лимбической линии, – это особенно плотная область скопления нейронов, которые связаны практически с любой другой частью вашего мозга.


Зона ориентировки, памяти и воображения


Эта зона играет три ключевые роли:
1. Помогает отслеживать, где вы находитесь в пространстве: основная система GPS, которая дает вам почувствовать положение в пространстве и понять, как добраться туда, куда вы собираетесь. (место события)
2. Позволяет фантазировать, вспоминать о событиях прошлого и любую другую
информацию. (запомнить место, событие, человека, факты)
3. Она жизненно важна для способности представлять себе будущее! (моделирование будущего, с учетом прошлого опыта)
Эти функции близко связаны, так как многие из наших воспоминаний о событиях
жизни тесно переплетены с местами, в которых они произошли. Таким образом, когда вы вернетесь к конкретному месту, воскреснут соответствующие образы. Поэтому посещение средней школы, где вы учились, может вызвать прилив давно забытых воспоминаний. На самом деле гиппокамп – это кластер «станций метро» глубоко под поверхностью мозга, в центре височной доли, которая тянется от задней части, от уха к зависочной области.

Почему морской конек?
Если бы гиппокамп был хирургическим путем вынут из вашего мозга,
он оказался бы похож именно на морского конька. В самом деле,
hippocampus фактически переводится с древнегреческого как «лошадь»
(hippo) и «морской монстр» (campus).

Security (Ох рано встаёт охрана…)

Непосредственно справа от ЗИ вы найдете станцию Миндалевидное тело. Эта
постоянно активная область мозга отвечает наряду с другими задачами за генерацию различных эмоций (страх — гнев, и соответственно стратегии поведения избегание — нападение) и постоянно обрабатывает поступающую сенсорную информацию на предмет опасности. Как военный сторожевой пост вашего мозга, она постоянно сканирует поступающие данные на предмет потенциальных угроз и всегда готова нажать на «тревожную» кнопку – «реакция страха» в ту же секунду, как они будут обнаружены. Эта часть мозга за мгновение после восприятия громкого звука или быстро приближающегося к вам объекта заставит вас отпрянуть или застыть на месте еще раньше, чем вы все осознаете.  Ваше сердце стучит, а мускулы наполнены кровью: вы полностью готовы, чтобы оказать сопротивление или поспешно ретироваться.


Амигдала — ваш сторож


Система вознаграждения


Для вашего обучения, мотивации и принятия решений


Чуть выше этой станции находится Линия вознаграждения, которая проходит глубоко через центр вашего мозга. Она создана, чтобы вызывать удовольствие каждый раз, когда наше поведение соответствует целям выживания вида, то есть во время еды, питья, секса, новостей. Она мотивирует вас внутренними пряниками.
Известные в совокупности как нейронные пути, системы вознаграждения: вентральная область покрышки (ВОП), прилежащее ядро и орбитофронтальная кора – играют важную роль в процессе принятия решений. Кроме удовольствия в конкретный момент, прилежащее ядро формирует прогноз, сколько выгоды или удовольствия будет получено в результате нашего выбора. Это означает, что оно не только служит инструментом для принятия каждого решения, но и играет ключевую роль в процессе обучения. Без системы поощрения мы никогда не учились бы на своих ошибках.

Люди должны знать, что источником наших удовольствий, радостей, смеха и шуток, точно так же как и наших горестей, болей, печалей и слёз, является не что иное, как мозг. С помощью мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем уродливое от красивого, плохое от хорошего, приятное от неприятного <…> Надо знать, что огорчения, печаль, недовольства и жалобы происходят от мозга. Из-за него мы становимся безумными, нас охватывает тревога и страхи либо ночью, либо с наступлением дня; в нем лежат причины бессонницы и лунатизма, невозможности собраться с мыслями, забывчивости и необычного поведения.
Гиппократ (ок. 460-370 до н. э.)

Нейроны и глиальные клетки

Мозг (ЦНС)– самая сложная система человеческого организма, которая управляет всей его деятельностью. При помощи этой системы контролируются не только осознанные процессы: речь, движение, эмоции. Мозг также регулирует все процессы, которые происходят в организме автоматически: моторика кишечника, кровообращение, дыхание, поддержание равновесия, постоянство температуры, секреция гормонов, сон, инстинкты и многое другое…

Нервные клетки, или нейроны, — это строительные кирпичики нашего мозга. Мозг весит полтора килограмма и содержит 100 миллиардов нейронов (что в пятнадцать раз превышает население земного шара). Кроме того, в мозге имеются глиальные клетки, которых в десять раз больше, чем нейронов. Прежде считалось, что глиальные клетки всего лишь удерживают нейроны рядом друг с другом. Новейшие исследования, однако показывают, что глиальные клетки, которыми человеческий организм обладает в большем количестве, чем какой-любой другой, имеют решающее значение для химической передачи информации и тем самым дтя всех процессов в головном мозге, а также для долговременной памяти. Это проливает особый свет на известный факт, что мозг Эйнштейна содержал так много глиальных клеток. Продуктом взаимодействия всех этих миллиардов нервных клеток и является наша духовная сущность Как почка выделяет мочу, так мозг выделяет мысль — неподражаемо сформулировал Якоб Молескотт (1822-1893).

Электрохимическая машина

Принцип работы этих клеток примерно такой же, как у обычного электрического выключателя. У нейронов есть состояние покоя (выключено) и активное состояние (включено), при котором электрический импульс передается дальше по «проводу».

Каждый нейрон состоит из тела клетки, «провода» – аксона, на котором есть своеобразный «контакт» – синапс. Посредством него нейрон соединяется с другим нейроном. Передача импульса в синапсах — химическая. Для этого в нейронах производятся особые химические вещества – нейромедиаторы. К ним относятся, например, адреналин, дофамин и другие. Различные нейроны используют и разные химические вещества. Выброс нейромедиаторов для вызова других нейронов происходит в синапсе.

Кстати, все нервные клетки способны генерировать электрический разряд, общая мощность которого может достигать 60 ватт.
Электрическая активность головного мозга – это один из важных показателей его работы. Ее можно измерить при помощи специального устройства – электроэнцефалографа (ЭЭГ).

Строение головного мозга

ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ

Мозг состоит из 2 полушарий покрытых бороздами и извилинами, наружный слой клеток неокортекс (толщиной от 2-4мм) — самое позднее эволюционное приобретение. Каждое полушарие состоит из 4 долей (смотрите функции областей). Развитая кора лобной и височных долей — делает нас разумными людьми. 

Разберем основные отделы ствола мозга.

1. Продолговатый мозг

Возникновение продолговатого мозга связано с дальнейшим развитием жаберного аппарата, имеющего отношение к дыханию и кровообращению. У позвоночных в продолговатом мозге развились органы статики и акустики. Кроме того, в глубине мозга находятся ядра серого вещества (в головном мозге выделяют два типа вещества — серое и белое).

Продолговатый мозг способен работать автономно, именно поэтому невозможно, например, произвольно изменить кровяное давление. Однако человек имеет высшую точку контроля — кору головного мозга, что позволяет иногда вмешиваться
в работу продолговатого мозга. Простое тому подтверждение — способность человека задерживать дыхание. При этом задержать его можно лишь на небольшой промежуток времени, потому как далее дыхание вновь переходит на автономный контроль.

Травмирование продолговатого мозга моментально ведет к летальному исходу, поскольку в нем размещены жизненно важные для существования организма
структуры: центры дыхания, поддержания кровяного давления, ритма сердца. Продолговатый мозг контролирует работу мышц и кожную чувствительность всего
тела, принимает сигналы от спинного мозга. В нем происходит первичная переработка информации, поступающей с мышечных волокон. После эта информация поступает в мозжечок, который корректирует работу мышц, делая ее более координированной и плавной.










2. Мост.

Передача информации из спинного мозга в отделы головного. Через мост проходят все восходящие и нисходящие пути, связывающие передний мозг со спинным мозгом, с мозжечком и другими структурами ствола.

3. Средний мозг


Строение и функции мозжечка.

Мозжечок помещается под затылочными долями полушарий большого мозга. Его называют «мозгом в мозге». в нем различаются небольшие полушария и расположенная между ними длинная и узкая часть — червь.

Мозжечок — орган приспособления организма к инерции, ускорению и силе тяжести. Это достигается с помощью регуляции контроля рефлекторных движений, таких как поддержание равновесия и позы: у мозжечка есть три пары ножек, которыми он  связан с вестибулярным аппаратом, корой головного мозга и продолговатым мозгом.

При поражении мозжечка или его связей возникает состояние мозжечковой атаксии. Проявляется оно в ухудшении равновесия, неспособности внятно говорить, дрожании рук, туловища и головы, нарушении движения глаз. Картина практически неотличима от сильного алкогольного опьянения. Схожесть объясняется просто:алкоголь даже в небольших количествах нарушает работу клеток Пуркинье.

Чешский физиолог и анатом Ян Эвангелиста Пуркинье (1787–1869) открыл крупные нервные клетки, концентрация которых в коре мозжечке оказалась максимальной. Клеток Пуркинье насчитывается около 26 млн. Окончательного развития клетки достигают к восьми годам жизни. Наверняка каждый родитель замечает, как к этому времени неуклюжий малыш становится резвым и шустрым. Тренировки ускоряют созревание клеток Пуркинье, а также несколько увеличивают их количество. При поражении мозжечка функцию координатора берут на себя глаза.


Передний мозг

Состоит из промежуточного и собственно больших полушарий
Промежуточный мозг — регулятор зрения и сна.

Промежуточный мозг развился под влиянием зрительного анализатора, поэтому важнейшие его образования играют большую роль в иннервации глаза. К промежуточному мозгу относят зрительный бугор и подбугорную область. Когда мозжечок по тем или иным причинам не способен выполнять свои функции, равновесие переходит под контроль зрения. Человеческое тело устроено таким образом, что в большинстве случаев функции отказавшего органа может взять на себя другой орган.


Важные структуры промежуточного мозга.

ТАЛАМУС (камера, отсек)
Зрительный бугор, или таламус, имеет важное физиологическое значение: в нем оканчивается часть волокон зрительного тракта, а также пучок, связывающий зрительный бугор с обонятельной сферой. В таламусе проходят все пути от нижележащих отделов головного мозга к вышележащему, конечному мозгу. Таким образом, таламус — подкорковый центр всех видов чувствительности.

ГИПОТАЛАМУС
Гипоталамус — высший вегетативный центр. Его главная задача — поддержание постоянства внутренней среды организма. Это достигается путем регуляции обмена веществ и энергии, терморегуляции, контроля деятельности сердечно-сосудистой,пищеварительной, выделительной, дыхательной и эндокринной систем.
Несмотря на важнейшую роль в жизнедеятельности организма, размеры гипоталамуса скромны, масса — около 5 г. Он расположен ниже таламуса, под гипоталамической бороздой, его передней границей служит зрительный перекрест. Внутреннее строение
гипоталамуса отличается значительной сложностью: в нем различают 32 пары ядер, каждая из которых обладает различными функциями. Физиологическое значение имеют также промежутки между ядрами.
Гипоталамус отвечает за гамму эмоций.
Именно в гипоталамусе расположены центры, ответственные за выражение сложных эмоций (зависти, гордости, страха, печали, жалости).

ГИПОФИЗ

Гормоны, которые синтезирует гипофиз, играют ключевую роль в росте ребенка, развитии половых признаков, энергетическом обмене и обмене веществ, а также в реакции на стресс.

Гипофиз тесно связан с гипоталамусом: последний выделяет специальные вещества (релизинг факторы) — гормоны, которые, в свою очередь, влияют на выделение гормонов гипофизом. Принцип их взаимодействия таков: один гормон гипоталамуса стимулирует (или угнетает) освобождение одного гормона гипофиза.
Таким образом, гипоталамо-гипофизарная система — жизненно важная структура, которая участвует во всех процессах, протекающих в организме. Вместе с гипофизом гипоталамус образует гипоталамо-гипофизарную систему, в которой гипоталамус управляет выделением гормонов гипофиза и является центральным связующим звеном между нервной и эндокринной системами. Он выделяет гормоны и нейропептиды и регулирует такие функции, как ощущение голода и жажды, терморегуляция организма, половое поведение, сон и бодрствование (циркадные ритмы). Исследования последних лет показывают, что гипоталамус играет важную роль и в регуляции высших функций, таких как память и эмоциональное состояние, и тем самым участвует в формировании различных аспектов поведения.

ЭПИФИЗ (шишковидное тело)

Эпифиз, или шишковидное тело, представляет собой железу небольшого размера весом около 200 мг. Эпифиз еще не так давно считали третьим глазом человека

Различные функции приписывались эпифизу благодаря его положению: железа располагается в центре головного мозга, что крайне затрудняет к ней доступ, а потому и возможность исследования. Ученые проводили аналогию с сердцем, непарным органом, имеющим важнейшее значение для всего организма и расположенным в центре тела. В настоящее время функции железы изучены недостаточно. К известным функциям эпифиза относят:становление циркадных ритмов, чередование сна и бодрствования, торможение гормонов роста и др.
Эпифиз «дирижирует» эндокринной системой, управляя активностью гипофиза и гипоталамуса.


Основные зоны и ассоциативные центры коры мозга.

Общая площадь коры варьируется от 1468 до 1670 см2, при этом большая ее часть скрывается в глубинах извилин. Толщина коры в различных частях больших полушарий колеблется от 1,3 до 4,5 мм. В состав коры входит от 10 000 до 100 000 млн нейронов.

Такое большое количество нейронов, входящих в состав коры, должно поддерживать между собой связь. Скорость передачи нервного импульса между нейронами составляет около 300 км/ч. Это не слишком быстро: в современном компьютере скорость передачи информации в сотни и тысячи раз выше. Возможно, распределение функций между различными участками мозга обеспечивает лучшую передачу информации.


Топография мозга

У каждого отдела мозга есть свои функции. Так, например, информация, полученная при помощи зрения, анализируется в затылочной области мозга. А движение контролируется достаточно узкой полосой нервной ткани, протянувшейся от верхней части головы к уху, как дужка наушников.

При этом и зрение, и слух, и движение, и все тактильные ощущения контролируются зеркально. Так, если у человека произошел инсульт в левом полушарии – у него нарушаются двигательные функции правой стороны тела.

Рядом с двигательной областью располагается район, где контролируются тактильные ощущения. Поэтому нередко при повреждении мозга человек одновременно утрачивает и способность двигаться, и возможность чувствовать.

Восприятие слуховой информации происходит в височной области мозга. У правшей левая височная доля отвечает за понимание слов и выражение собственных мыслей. Правая височная доля – помогает слышать музыку и идентифицировать различные шумы.

Область мозга, где зрительные и слуховые области встречаются, отвечает за функцию чтения – преобразование визуальных образов в звуки.


Как в мозг поступает информация?

Все информация от тела поступает в головной мозг через спинной мозг. Он напоминает собой толстый телефонный кабель с большим количеством жил внутри.
Если спинной мозг поврежден – человек не может двигаться или чувствовать, что происходит с его телом. Также через спинной мозг отдаются команды телу.
А вот информация от глазных рецепторов и слуховых идет непосредственно в головной мозг, минуя спинной. Именно поэтому полностью парализованные люди могут без проблем видеть и слышать.
Информация из спинного мозга обрабатывается в сером веществе, находящемся на поверхности полушарий мозга. Белым веществом называется «проводящая система», которая состоит из аксонов.

На нас воздействует 4 вида энергии: световая(зрение), химическая (вкус, обоняние), звуковая, механическое давление. Энергии воздействуют на соответствующие анализаторы, сигналы обрабатываются мозгом. На самом деле мы не видим цветные динамические картинки и не слышим красивые симфонии — мы воспринимаем поток энергий, а  всю эту целостную красоту создаёт наш мозг в виртуальном пространстве сознания.

 То есть входов в мозг много: 5 сенсорных и еще много внутренних рецепторов (мышцы, ЖКТ, ориентировка в пространстве). А выходов наружу мало — только через мышцы и невербальные реакции (потение, покраснение, феромоны).

Но в виртуальном пространстве благодаря развитому сознанию спрятан чудесный  мир души.(фантазии,воображение, воспоминания, мысли, чувства, мотивации, ценности…).

Есть разговоры о магическом влиянии на реальность — но это тема веры, мифологии.

В статье использованы материалы из книг:

Джек Льюис и Адриан Вебстер "Мозг: Краткое руководство"

Дик Свааб. "Мы это наш мозг".

Википедия, гугл картинки, открытые источники.

Авторский контент из моего блога https://yarigo.wordpress.com





Назад | Наверх







 |  Анимация, картинки  |  Астрология, гороскопы  |  Аудиокниги  |  Вебкамеры России  |  Вебкамера на МКС  |  Выживание  |  Гороскопы  |  Заговоры  |  Иллюзии  |  Игры  |  Очищение  |  Календарь  |  Конвертер валют Мира  |  Лунный календарь  |  Мировая пресса  |  Мировая статистика  |  Население Земли  |  Народная медицина  |  Нетрадиционная медицина  |  Новости в России и Мире  |  Онлайн полеты самолётов  |  Омоложение  |  Очищение  |  Погода в России и Мире.  |  Поздравления  |  Прогнозы по дате рождения.  |  Сейсмический монитор  |  Сонник.  |  Страны Мира.  |  Телевидение  |  100 лучших фильмов  |  Улыбнись  |  Фильмотека  |  Ретро музыка  |  Ретро фильмы  |  Радио онлайн  |  Мини TV  |  Лунный день  |  Вечный календарь  |