ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА





Паспорт Программы

 

 

Наименование программы

Программа индивидуального развития

«Найти себя»

 

Cведения об

авторе

Албутова Надежда Михайловна, классный руководитель 11 класса МБОУ «Егоркинская СОШ»

Заказчик

МБОУ «Егоркинская СОШ»

Проблема

Определение перспективных направлений развития ребенка

Цель программы

создание благоприятных условий для эффективного развития личности ребенка, обладающего системой ключевых компетенций, посредством воспитания перспективного видения собственного будущего

 

Задачи программы

·         построение индивидуальной траектории личностного роста

·         формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;

·         развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·         развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

·         воспитывать человека гуманного, толерантного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;

·         формировать культуру межличностных отношений и совместную деятельности;

Исполнители мероприятий

Классный руководитель, администрация школы, учителя- предметники

 

Сроки реализации

2009-2012 г.г.

 

Этапы реализации

1 этап –  информационно-аналитический

( 1 четверть 2009 – 2010 г)

2 этап – практический (2 четверть 2010-  2011 год)

3 этап – контрольно-аналитический (после каждого учебного года)

Ожидаемые результаты

 Духовно, нравственно и физически развитая, творческая личность, способная ориентироваться в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА  ИНДИВИДУАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА

«НАЙТИ СЕБЯ»

Пояснительная записка


            В динамичном, быстро меняющемся мире общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, стоящая перед школой,  раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук. Сейчас роль школы видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
В связи с этим одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей каждого ученика.

Формирование человека, имеющего нравственные идеалы, разностороннее образование, четкую  гражданскую позицию, невозможно без признания неповторимости и ценности личности каждого ребенка. Только такой человек сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности, жить полноценной жизнью. В связи с этим возникла необходимость создания программы индивидуального развития

Цель программы  - создание благоприятных условий для эффективного развития личности ребенка, обладающего системой ключевых компетенций, посредством воспитания перспективного видения собственного будущего

Задачи:

  • построение индивидуальной траектории личностного роста
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;
  • развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
  • воспитывать человека гуманного, толерантного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
  • формировать культуру межличностных отношений и совместную деятельности;

Концептуальными основами проекта являются:

  • комплексная диагностика     развития ребенка в целях оказания индивидуальной помощи.

·         подбор  эффективных методов и приемов коррекции  и развития   индивидуально для   ребенка с учётом его личностных и образовательных возможностей.

  • максимальное включение родителей в процесс развития ребенка через повышение педагогической компетенции, гармонизацию внутрисемейных межличностных отношений.

Основными принципами функционирования Программы являются:

  • Дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися;
  • Аксиологичность: формирование у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку;
  • Многоаспектность: сочетание различных направлений  (социального, психологического, образовательного) целевой профилактической работы;

 

 

Сроки реализации

1        этап – подготовительный  (1 четверть 2009 – 2010 г)

  • изучение   психолого-педагогической литературы,  
  • аналитико-диагностическая деятельность;
  • изучение методик диагностики  для определения тех или иных качеств ребенка;
  • поиск форм, методов, способов развития ребенка
  • поиск возможных партнеров для совместной организации  деятельности старшеклассников (психолог, родители, педагог-организатор, руководители кружков и секций, педагоги-предметники) для разработки исследовательских, творческих и прикладных проектов, изучения возможностей ученика,
  • отбор параметров мониторинга, определяющих уровни сформированности качеств личности учащегося и уровня его развития.
  • анализ индивидуально-личностного развития ученика.

 

2        этап – практический (2 четверть 2010-  2011 год)

  • использование диагностических методик для самооценки, самоанализа и самокоррекционной  работы;
  • использование на практике разных приемов, методов развивающей работы;
  • наблюдение динамики духовного роста учащегося;
  • прогнозирование развития изучаемой проблемы.
  • вовлечение ребенка в разнообразные виды деятельности
  • организация целенаправленной и эффективной индивидуальной работы с ребенком
  • разработка и внедрение средств поддержки и сопровождения продвижения учащихся на основе осуществления различных видов деятельности на уроках и во внеурочное время.
  • создание и внедрение технологии взаимодействия с семьей ребенка на основе индивидуального подхода

3 этап – контрольно-аналитический, или обобщающий (после каждого учебного года)

  •   мониторинг и формирование банка данных по результатам промежуточного контрольного диагностирования в соответствии задачами  программы

Механизм реализации:

            Индивидуальная  работа в рамках проекта строится с учётом вышеназванных направлений. Особый акцент    делается на     диагностике и коррекционно-педагогической работе.По данным диагностики выводится психологический статус ребенка, включающий следующие характеристики:

  • особенности познавательной сферы
  • особенности поведения и общения школьников
  • особенности личностно-мотивационной сферы

Диагностические методики позволяют провести психолого-педагогическое  обследование ребенка, выявить уровень его социального развития, а также определить актуальные потребности его семьи. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые формы  личностного развития ребенка, определяются условия его успешного обучения и воспитания. Разрабатывается система действий, конкретных мероприятий, которые помогают преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.  Содержанием диагностического этапа является комплексная оценка уровня развития ребенка, а также воспитательного потенциала семьи.

 

Риски и стратегия их устранения  

            Промежуточный анализ эффективности разработанной ИПР ребенка осуществляется посредством  мониторинга  в конце каждого полугодия. В случае наличия положительной динамики в усвоении задач ИПР вносятся коррективы, позволяющие решать последующие задачи. Если мониторинг показывает отсутствие изменений в развитии ребенка, необходимо пересмотреть методы обучения, организационные формы  и внести соответствующие коррективы

Ожидаемый результат: способность и готовность старшеклассников к самоопределению в социуме и осознанному, ответственному выбору собственных жизненных стратегий

СОДЕРЖАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ:

1 ЭТАП  - организационный.

I. Педагогическая диагностика личности учащегося

Объект изучения: Пакулаева Ирина Игоревнаа, ученица 11 класса МБОУ «Егоркинская  СОШ» (18.09.95)

1)Общие сведения о ребенке

 

Домашний адрес

 

Состав семьи

 

Ф.И.О. отца, образование, место работы

 

Ф.И.О. матери, образование, место работы

Д.Пояндайкино,  Гагарина, 22

 

сестра. Мария

сестра Анастасия

 

Игорь Васильевичо не работает

Елена Владимировна,  высшее, директор МБОУ «Егоркинская СОШ»

 

 

Жилищно-бытовые условия

 

Социально- демогр. условия

 

Характер взаимоотношений

 

Соц-но- психолог. условия

Отдельный угол

 

многодетная семья

 

Доверие

 

Доверие

 

 

2) Медицинские показатели

 

Состояние зрения

Хронические заболевания

Группа здоровья

Физкультурная группа

норма

 

 

осн

 

В качестве диагностического инструментария были применены следующие методики:

1) cбор информации методом педагогического наблюдения, опроса, анкетирования

а) личность ученика в коллективе

 

Обществ поручения

Отношение к мнению колл.

Отношение к общ. деятельности

Воздействие на товарищей

Отдел «Содействие»

благожелат.

удовлетворит

нет

 

 

 

 

 

 

б) проявление личностных качеств

Характер общитель-ности

Роль в коллекти-ве

Кон-

фликт-

ность

Проявление положительных личностных качеств

общественная активность

трудолюбие

добросовест-ность

самоорганизо-ванность

дисциплиниро-ванность

внимат-сть, чуткость, добр.

Коллективизм

стремление к успеху

общительна

инициат.

-----

 

 

 

 

 

 

 

 

– всегда;    – часто;   –редко;    □ – никогда;

Проявление  отрицательных качеств

грубость

индивидуализм

эгоизм

 

высокомерие

легкомыслие

Лживость

(по Айзенку)

упрямство

жестокость

Уровень

воспитанности

в) отношение к учебе

Отношение к учебе

Любимый предмет

Нелюбимый пред-мет

Владение навыками самостоятельного труда

Выполнение своих обязанностей

Отношение к требованию учителей

Увлеченное

все

………

да

аккуратно

Активно-полож.

 

II.  Психологическая диагностика  личности учащегося.

 Цель – провести углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка для  определения  его психологического развития, выявление его индивидуальных особенностей.

Основные задачи диагностики:

1) обнаружить изменения основных характеристик  и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

2) проанализировать полученные факты.

3) установить причины изменений.

4) выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

5) занести полученные результаты в базу данных.

 Приоритетные направления:

  • диагностика познавательной деятельности                                 
  • исследования эмоционально-личностной сферы;
  • диагностика межличностных отношений;
  • исследование в области профориентации.

1.  Методика И.М.Лущихиной для изучения особенностей психических процессов и эмоций

 Результат:

Уровень непроизвольной памяти

Прием информации

Активность мышления

Эмоциональная уравновешенность

 

 

 

 

– выше среднего    – прием эффективен  – норма                       – высокий

 средний               – посредственный      – ниже нормы            – средний

  ниже среднего    – прием затруднен                                              - низкий

□ – низкий

 

 

 

 

2.    Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

 

Результат: система ценностей сформирована, среди терминальных ценностей преобладают ценности профессиональной реализации, среди инструментальных ценностей преобладают  ценности самоутверждения.

 

3.  Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

 

Результат: «У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение».

 

4.  Исследование личности по тесту Айзенка  и пути коррекции

 

Результат:

№ типа по Айзенку

Характерологические особенности личности

Пути коррекции

 

23

Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. Умеет управлять собой, добиваться намеченной цели. Пользуется искренним уважением окружающих. Характер легкий.

Создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы учебная нагрузка была в разумных пределах.

 

5. Профориентационные исследования

 

С помощью анкетирования выявлено круг профессий, которые нравятся Августе. Среди них девочка выбрала профессию экономиста.

 

ВЫВОДЫ: положительные моменты

У девочки много положительных качеств: целеустремленна, стремится к знаниям,  совершенствованию,  достаточно успешна в учебе. Как показала диагностика, у нее все нормально с ценностной ориентацией, достаточно общительна, активно участвует в трудовых делах, переживает свою сопричастность к делам коллектива, общества. Будучи по натуре максималисткой, стремится во всем стать лучшей, добиться лучшего результата в учебе, но весь свой потенциал ей  пока не удается реализовать. Закончила  1 четверть с 5 четверками. Участвовала на районных олимпиадах по истории, обществознанию, чувашскому языку, но призового места не заняла. Аудиторные выступления вызывают затруднения.  Промахи переживает болезненно. Предпосылки могут никогда не стать способностями, если не создать определённых педагогических условий.

 

Над чем нужно работать?

1) преодоление застенчивости

2) развитие русской речи, умения легко и непринужденно  выразить свои мысли

3) преодоление трудностей в выражении собственных мыслей, суждений, переживаний

3) развивать внимание, память, логику

5) развить деловые организаторские качества

6) работать над культурой речи

7) воспитывать уверенность и самостоятельность

 

 

 

 

II этап.  ПРАКТИЧЕСКИЙ

1.  Воспитательные возможности классного коллектива

Цель: развитие личности в воспитательном пространстве класса путем самовыражения через лидерство.

Тип лидерства – лидер-интеллектуал

 

Ступени роста

 

Первооткрыватель

 

Исследователь

-умеет применять знания в творческой деятельности;

-проявляет целеустремленность в расширении своих знаний для применения их на практике;

-самостоятельно организует выполнение конкретных проектов.

 

 

 

Знаток

 

 

 

Ученик

 

 

Деятельность, где личность может быть лидером

Содержание деятельности

Ответственные

Участие в самоуправлении класса.

Классный руководитель

Принять участие в КТД

Классный руководитель

Участие вобщешкольных праздниках, концертах, постановках и т. д.

Классный руководитель

Создание ситуации успеха

Предметники

 

2. Воспитательные возможности педагогического коллектива

Проконсультировавшись с педагогами по данной проблеме, было принято решение развивать личностные качества  через обогащение речевой деятельности, потому что:

1) речевая деятельность- это фундаментальная деятельность человека, в ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных возможностей человека.
2) от развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень этой деятельности является показателем недостаточного развития.
Цель:     развитие мыслительной деятельности через обогащение речевой деятельности

 

Содержание деятельности

 Исполнители

1) углубленное изучение предметов гуманитарного цикла

Элективные курсы

1) личностно-ориентированное обучение на уроках естественно-гуманитарного цикла

Учителя-предметники

2)вовлечение в школьные предметные недели истории, географии, русского языка и литературы

Согласно школьному плану

3) участие на районных предметных 

Дополнительные занятия с учителя-предметниками

 

Участие  в республиканских конкурсах   «Русский медвежонок», дистанционных олимпиадах

Учителя-предметники

4) организация исследовательской деятельности в области филологии через индивидуальные занятия  

Учитель русского языка

5) участие на научно-практических конференциях

Учителя-предметники

6) редактирование  школьного сайта

Классный руководитель

7) член редколлегии

Классный руководитель

8) дополнительные занятия по русскому языку и литературе

 

9) индивидуальные консультации

 

Учитель русского языка

10) проектная деятельность

Учителя-предметники


3. Воспитательные возможности семьи

Цель: повысить уровень родительской компетентности в вопросах воспитания детей

 

Содержание деятельности

Исполнители

Индивидуальные консультации

Классный руководитель

Организовать дни открытых дверей

Классный руководитель, шк. администрация

Родительские собрания

Классный руководитель

Педагогическое просвещение

Классный руководитель, предметники

Дни творчества детей и их родителей

Учителя-предметники

  Совместные с родителями интерактивные мероприятия

Учителя-предметники

Участие родителей класса в работе родительского коллектива

Классный руководитель


 3 этап Обобщающий или контрольно-диагностический

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат участия Ирины  на районных предметных олимпиадах (в динамике)

Результат участия Ирины на научно-практических конференциях

 

Названия проектов и научно-исследовательских работ, в создании которых участвовала Ирина

Класс

Где защищала работы

Результат

Исследовательская работа «Чĕр чун ячĕсем»

9 класс

Районная научно-практическая конференция

1 место

Исследовательская работа «Кайăк сăнарĕ»

10 класс

Районная научно-практическая конференция

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» в ЧГУ

Республиканская научно-практическая конференция «EXCELSIOR»

1 место

 

 

 

2 место

 

 

 

участие

Исследовательская работа «Чувашские имена»

11 класс

готовится

 

 

Динамика участия Ирины на внешкольных и внеклассных мероприятиях

 


 Вывод:

Результаты мониторинга свидетельствуют об успешности запланированных методов и приемов Программы. Индивидуального развития Ирины выполняется  успешно. На данном этапе готовимся поступить на юридический  факультет ЧГУ.


 Библиографический список:


 1.
Азаров Ю. П. «Тайны педагогического мастерства», Москва-Воронеж, 2004

2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5-9 классы, Москва, 2007

3. Кулик Л.А., Берестов Н.И.  «Семейное воспитание», М., Просвещение, 1990

4. «Макаренко советует родителям», М., Знание, 1970

5. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Москва, Педагогика, 1989

6. Сухомлинский В.А. «Трудные судьбы», М., Знание, 1967

 

 

 

Приложение 1
 
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию". Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов

Бланк тестируемого________________

Список А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным

опытом);

– здоровье (физическое и психическое);

– интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры,

интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и

способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие

обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего

народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий,

сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные,

рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и

заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи,

привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);


 

 


http://www.sosh2-krarm.edu21.cap.ru/


В содержание | Наверх






 |  Анимация, картинки  |  Астрология, гороскопы  |  Аудиокниги  |  Вебкамеры России  |  Вебкамера на МКС  |  Выживание  |  Гороскопы  |  Заговоры  |  Иллюзии  |  Игры  |  Очищение  |  Календарь  |  Конвертер валют Мира  |  Лунный календарь  |  Мировая пресса  |  Мировая статистика  |  Население Земли  |  Народная медицина  |  Нетрадиционная медицина  |  Новости в России и Мире
 |  Онлайн полеты самолётов  |  Омоложение  |  Очищение  |  Погода в России и Мире.  |  Поздравления  |  Прогнозы по дате рождения.  |  Сейсмический монитор  |  Сонник.  |  Страны Мира.  |  Телевидение  |  100 лучших фильмов  |  Улыбнись  |  Фильмотека  |  Ретро музыка  |  Ретро фильмы  |  Радио  |  Мини TV  |  Лунный день  |