Индивидуализация воспитательного процесса.





В современных условиях  активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях : гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, христианская, педагогика сотрудничества.

Сегодня мы будем говорить о гуманистической педагогике, целью которой является воспитание личности разносторонне и гармонично развитой, самостоятельной, деятельной, занимающейся самообразованием и самовоспитанием. По окончании школы  мы хотим видеть ученика , владеющего базовой культурой, включающей духовно- нравственную, познавательную, эстетическую, физическую и культуру труда.

Для воспитания такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника. Путь многих учащихся к духовной и нравственной зрелости очень сложен, поскольку  воспитательное, развивающее обучение действует на личность не непосредственно, а через внутренние условия её развития.

Каждый школьник развивается в обществе, коллективе. В формировании коллектива каждая личность играет важную роль, но в то же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. Формируя коллектив, мы можем выпустить из поля зрения отдельную личность, если не будем реализовывать в своей практике индивидуальный подход.

Индивидуальный подход, как принцип педагогической деятельности, включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним . Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий  с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а так же условий его жизнедеятельности.

Весь процесс воспитания  должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития, физических умений, умственных способностей ребёнка, а так же от характера влияния на него окружения.

Индивидуализация –  это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.

Педагог  О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:

- во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

- во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;

- в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению (экзистенциональному выбору).

Необходимость индивидуализации воспитания обусловлена тем, что

- у учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика,

- создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребёнка,

- обладает возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

  Цель индивидуализации:  одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребёнка «быть самим собой».

В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

2) учитываются лишь известные особенности и их комплексы, которые важны с точки зрения воспитания ( например свойства характера или темперамента);

3) иногда, мы учитываем некоторые свойства и состояния, если это важно для данного конкретного ученика ( например, талант, состояние здоровья),

4) индивидуализация  реализуется не во всём объёме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком либо виде воспитательной работы и интегрирована с неиндивидуальной работой.

Из всех существующих вариантов индивидуализации можно выделить  три основных:

1. дифференциация воспитания, то есть группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для проведения воспитательной работы. Таким образом, создаются так называемые гомогенные группы, которые разделяют на 2 типа:

- созданные на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;

- сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.

2. внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация воспитательной работы.

3. прохождение курса в индивидуально различном темпе: акселерация или ретардация.

Важно поставить индивидуальную работу с детьми на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуализации воспитания зависит педагогического профессионализма и  мастерства педагога-воспитателя. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка  учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Всё это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической  технологии воспитания на диагностической основе

В  индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели должны   руководствоваться следующими принципами:

* установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»,

*  уважение самооценки личности ученика,

* вовлечение ученика во все виды деятельности для выявление его способностей и качеств характера,

* постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности,

* создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

 

Индивидуальная  работа с детьми включает несколько этапов:

 

I. этап: приступая к индивидуальной работе классный руководитель изучает научно методические основы личностно-ориентированного воспитания, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребёнка;

II этап: воспитатель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой.  Использование  психолого-педагогической диагностики помогает изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременные (поступки и действия, психические состояния ребёнка), а так же эффективность воспитательного процесса.

Для успешного формирования личности школьника учитель, как правило, изучает и учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик ( темперамент проявляется в индивидуальных особенностях человека, его основных чертах).

 

Учет  темперамента в  индивидуализации процесса воспитания.

 

Темперамент

Индивидуальные особенности

Индивидуализация воспитания

холерик

Характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Может быть резок в отношениях. Вспыльчив, раздражителен, эмоционально реактивен. Способен отдаваться делу до конца, преодолевать любые трудности, препятствия.

 При разработке ИПВ обратить внимание на укрепление процессов торможения, требование доводить дело до конца, обучать приёмам самоконтроля, саморегуляции.

сангвиник

Горячий и очень продуктивный деятель, но лишь когда ему интересно. Характерна подвижность, лёгкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; общителен, быстро находит контакт с людьми. Гибкость ума, остроумие, быстро схватывает новое, легко переключает внимание.

При разработке ИВП – планировать деятельность с учётом интересов, привлекать к активной деятельности, поддерживать оптимистическое состояние духа.

флегматик

Излишне спокойны, мало подвижны, инертны, доводят дело до конца,  ровны в отношениях, в меру общительны. Спокойный, настойчивый и упорный труженик.

Необходимо направлять их действия и поступки, не торопить, давать время для «раскачки».

меланхолик

Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Пугает новая обстановка, новые люди, склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. В привычной обстановке может быть хорошим тружеником, успешно справляться с  поставленными задачами.

Следует создавать  условия, вызывающие положительные эмоции, способствующие адаптации в коллективе, в общении с людьми

 

 

Темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере, активности, работоспособности, коммуникативности и поведении. Но картина поведения зависит не только от особенностей типа темперамента, но и состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий.

Изучение учащихся на основе дифференцированного подхода позволяет выделить группы учащихся и по другим сходным принципам: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т.п.

В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а так же своей системы методов педагогического воздействия.

 

 

Учёт качеств личности в индивидуализации процесса воспитания.

 

Качества личности

Индивидуальные особенности

Индивидуализация воспитания

Высокий интеллект

Ярко выраженные умственные способности, устойчивость внимания, развитость воображения, широта интересов.

Требует уважения и внимания к уникальности его личности, учёта особенностей его психики. Необходимо соотносить свои методы  и приёмы с более насыщенной и сложной деятельностью. Им необходима атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и интеллектуальная деятельность.

«Трудные подростки»

В структуре личности наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в среде общения, недоверчивость, иногда враждебность к учителю.

Выявить воспитательные возможности семьи, детского коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, уровень педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

 

Изучение причин трудновоспитуемости завершается их анализом и оценкой по следующей схеме:

Анализ причин трудновоспитуемости:

Вопросы для изучения

Выводы

1.  Что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких ведущих причин?

 

2. Какие неблагоприятные условия и влияния поддерживают состояния трудновоспитуемости в данный момент?

 

3. Против каких неблагоприятных обстоятельств может бороться сам подросток?

 

4. какие неблагоприятные воздействия следует устранить с помощью семьи и общественности?

 

5. Какие педагогические ошибки недопустимы по отношению к данному подростку, как исправить те, которые уже допущены?

 

После достаточного изучения трудного школьника необходимо установить взаимоприемлемый контакт с воспитуемым, используя разные методы и приёмы педагогического взаимодействия, а так же способы перевоспитания:

 

Способы перевоспитания.

 

Методы перевоспитания

назначение

Конкретные способы

и приёмы

переубеждение

Конкретные изменения оправдательных мотивов, неправильного поведения, формирование социально-ценных мотивов.

Общественное мнение; переубеждение словом, создание социально-ценного индивидуального жизненного опыта.

«переучивание»

Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта.

Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социальную деятельность, поддержка положительных проявлений

«взрыв»

Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения.

Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного поведения подростка.

«реконструкция» характера

Внесение определённых корректив в духовный мир ребёнка, сохранение  ценного, устранение  отрицательного.

Система перспектив, выделение ведущего положительного качества. Составление программы реконструкции.

переключение

Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру.

Методы и приёмы организации социально-ценной деятельности.

поощрение и наказание

Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного.

Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость

самоисправление

Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера.

Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание.

 

 

Таким образом, процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов воспитания, специфически переломленных (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание) и специальных, используемых только в процессе перевоспитания («взрыв», «переключение», «реконструкция»). Каждый метод перевоспитания при определённых условиях вступает во взаимосвязь с определёнными методами воспитания: переубеждение эффективно  по формированию убеждений, переучивание связано с  приучением к деятельности. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а так же самовоспитание.

III этап: На основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося и его идеалом и осуществляется в процессе дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребёнка.

Проектирование личности отдельного учащегося предполагает так же знание воспитателем уровня воспитанности коллектива класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в коллективной деятельности. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу,  самому себе.

IV этап: происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учётом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. Вместе с тем широко применяются методы: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.

V этап – индивидуальной работы с детьми является коррекция.

Коррекция – способ педагогического воздействия на личность, способствующей исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.

Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных, групповых индивидуальных воспитательных программ. Корректирование как бы завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Как уточняющий способ он используется и при составлении характеристик школьников, воспитательных программ, выборе методов и форм деятельности.

Наиболее эффективными  методами и приёмами корректирования является наблюдение и самонаблюдение, анализ и самоанализ, оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль.

Таким образом, индивидуализация – важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного её развития (социально- типичного, индивидуально-своеобразного).   Эффективность индивидуализации ВП зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от установления  уровня воспитанности каждого ребёнка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства учителя.

Под руководством известного учёного О.С. Газмана разработана концепция педагогической поддержки, в  основе которой лежат следующие нормы педагогического взаимодействия:

а) любовь к ребёнку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканий и панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д)признание права ребёнка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление;

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) собственный самоанализ, собственный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку

Анализ индивидуализации воспитательного  процесса  в работе классных руководителей показал, что  наблюдается:

* разнообразие тематики кл.ч , составляемой с учётом предложений и интересов детей,

* создание для учеников ситуации выбора и успеха,

* использование приёмов групповой и индивидуальной рефлексии,

* доброжелательная атмосфера при общении с детьми;

* постановка задач  в соответствии с выявленными проблемами в ходе изучения воспитанности обучающихся,

* использование в работе  портфеля личных достижений – Портфолио,

* система диагностических исследований личности.

Однако, в деятельности учителей по обеспечению процесса развития индивидуальности ребёнка существуют нерешённые проблемы:

* не всегда процесс воспитания связан с реализацией базовых потребностей детей,

* наблюдается однообразие приёмов и методов педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития,

* при проведении урочных и внеурочных занятий педагоги недостаточно умело опираются на субъектный опыт детей,

* не все классные руководители владеют технологией эффективной помощи ребёнку в решении личностно значимой проблемы,

*  на достаточно низком уровне  составлены планы индивидуальной работы с детьми,

* не составляются индивидуальные программы роста учащихся,  индивидуальные траектории  развития одарённых учащихся

П.П. Блонский  говорил: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые».

 

Список использованной литературы:

1. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / Народное образование№6, 1998

2. Личностно- ориентированный подход в воспитании школьников.


https://burmak2.edu.yar.ru/

Технология индивидуализации обучения
Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников на уроках математики.


В содержание | Наверх






 |  Анимация, картинки  |  Астрология, гороскопы  |  Аудиокниги  |  Вебкамеры России  |  Вебкамера на МКС  |  Выживание  |  Гороскопы  |  Заговоры  |  Иллюзии  |  Игры  |  Очищение  |  Календарь  |  Конвертер валют Мира  |  Лунный календарь  |  Мировая пресса  |  Мировая статистика  |  Население Земли  |  Народная медицина  |  Нетрадиционная медицина  |  Новости в России и Мире
 |  Онлайн полеты самолётов  |  Омоложение  |  Очищение  |  Погода в России и Мире.  |  Поздравления  |  Прогнозы по дате рождения.  |  Сейсмический монитор  |  Сонник.  |  Страны Мира.  |  Телевидение  |  100 лучших фильмов  |  Улыбнись  |  Фильмотека  |  Ретро музыка  |  Ретро фильмы  |  Радио  |  Мини TV  |  Лунный день  |