Покровские ворота (1982)




Год / Страна: 1982 / СССР
Жанр: мюзикл, драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Михаил Козаков
Сценарий: Леонид Зорин
В ролях: Олег Меньшиков, Леонид Броневой, Инна Ульянова, Софья Пилявская, Анатолий Равикович, Виктор Борцов, Елена Коренева, Татьяна Догилева, Елизавета Никищихина, Игорь Дмитриев
Время: ~ 140 мин. / 02:20

В жизнь обычной коммунальной квартиры врывается веселый и энергичный аспирант Костик, внеся в повседневную жизнь квартиры совершенный переполох. Водевильный жанр картины позволил Леониду Зорину создать образы яркие, замечательные, характерные, надолго остающиеся в памяти зрителя. До сих пор мы используем в своей речи цитаты из этой знаменитой, искрометной и доброй комедии. Именно там звучат такие фразы как «я вся такая внезапная, вся такая противоречивая», «высокие, высокие отношения», «заметьте, не я это предложил».














Костик: «Ну, да!!! Фарс!!! Водевиль!!! Трагикомедия!!! Смешение жанров, чёрт подери!»



«Покровские ворота» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый Михаилом Козаковым в 1982 году. Литературной основой фильма послужила одноимённая пьеса Леонида Зорина. Премьера по Центральному телевидению состоялась в феврале 1983 г.

Лирическая музыкальная комедия о Москве и москвичах 50 - х годов - один из лучших фильмов Михаила Козакова, умный, тонкий, динамичный и очень смешной. Песни Булата Окуджавы, виды Старой Москвы, ностальгия по времени, когда души были молоды, и даже домашние злодеи вызывали симпатию и сочувствие...
Актёры и роли:


О. Меньшиков
Костя Ромин


Л. Броневой
Аркадий Велюров


Инна Ульянова
Маргарита Павловна


Виктор Борцов
Савва Игнатьевич


А. Равикович
Лев Хоботов


Е. Коренева
Людочка


Софья Пилявская
Алиса Витальевна


В. Воилкова
Рита


Т. Догилева
Светлана


Е. Моргунов
Соев


Н. Крачковская
Ольга Яновна


Е. Никищихина
Нина Орлович


И. Дмитриев
Глеб Орлович


М. Козаков
К. Ромин


В. Пицек
Леонтий


Э. Геллер
Савельич


А. Коняшин
дворник Азиз


О. Токарева
Ира


Е. Кулешов
телохранитель


Л. Машков
Савранский


О. Смолин
Яша


Л. Тарновский
толстяк


А. Пятков
пациент


Марина Дюжева
Анна Адамовна


Римма Маркова
Вера Семеновна


Светлана Швайко
женщина в ЗАГСе


Вера Бурлакова
дежурная


В. Сынгаевский
инструктор

За несколько лет до фильма Михаил Козаков поставил (в 1974) одноимённый спектакль в Театре на Малой Бронной. Мало кто знает что Георгий Данелия утверждал что фильм может ждать провал из-за неудачного сценария. После первого прогона Борис Хессин -тогдашний телевизионный босс вместе с Марком Захаровым раскритиковали фильм за сплошной «китч» и «капустник».



Фильм «Покровские ворота» мог вообще не появиться. Дело в том, что Козаков неоднократно отказывался от роли Дзержинского в фильме «Государственная граница» (куда его утверждали без кинопроб). Руководство Госкино поставило Козакова перед выбором: либо он соглашается на роль Дзержинского, либо ему не позволят снимать «Покровские ворота». Козаков согласился и... получил за это три премии — Государственную и две премии КГБ!



Московскую коммуналку, где разгорается история страстей и любви, построили в павильоне «Мосфильма», а подходящий дворик, в котором Савва Игнатьевич играет в домино, нашли на Гоголевском бульваре, рядом с метро «Кропоткинская». Там вывесили огромный плакат «Отдыхайте в здравницах Крыма». Помните статую пионера, вокруг которой разъезжал неуловимый мотоциклист Савранский? Так вот, ее съемочная группа просто «скоммуниздила» в каком-то старом московском дворике – как-то под вечер киношники пригнали кран и просто увезли бедного гипсового пионера с собой.



Дом 10 по Нащокинскому переулку (а главным фасадом на Гоголевский бульвар) — у него снимались сцены фильма «Покровские ворота» — стоит на месте. Его не снесли, как следует из фильма, но сделали неузнаваемым. В 1990-х годах дом был реконструирован — добавился дополнительный этаж, мансарда, балкон, подземная парковка.


Дом из фильма «Покровские ворота». Современный вид с Гоголевского бульвара (первый этаж скрыт за забором).

С подбором актеров Козаков, вопреки обыкновению, мучился довольно долго. Больше всего проблем было с Костиком. Козаков, который крайне редко проводит много кинопроб, посмотрел пару десятков актеров - и все мимо. Пока наконец жена Козакова не сказала ему, что видела по телевизору какой-то фильм о партизанах, где играл парнишка по фамилии Меньшиков - вроде бы, сказала жена, это то что нужно. Олег оказался студентом Щепкинского училища и к тому времени уже снялся у Никиты Михалкова в «Родне». Девятнадцатилетний парень с сообразительными смешливыми глазами, заразительным хохотком и нетронутым пушком над верхней губой в один миг был утвержден на главную роль!



На трио Хоботов—Хоботова—Савва Игнатьевич претендовали А. Миронов—Н. Гундарева—Е. Лазарев (звёздный состав). Андрею Миронову Козаков сказал: «ты слишком знаменит для жителя коммунальной квартиры». Правда, на пробах он был хорош — смешно играл. Но он Миронов, а Козакову нужен был типичный еврей с такой себе «виннипушестостью». На Савву Игнатьевича предполагался также Никита Михалков, но тот отказался от участия в картине, сославшись на то, что ему не понравился сценарий. После этого Козаков решил заменить и «Хоботовых». Маргариту Хоботову могла сыграть ещё Людмила Гурченко.



На роль Риты искали актрису, которая была бы похожа на жену Леонида Зорина, и нашли Валентину Воилкову (она также играла маленькую эпизодическую роль фрейлины в "Обыкновенном чуде"). Только на роль Велюрова была приглашена безусловная звезда - великолепнейший Леонид Броневой, но Велюров и был по фильму звездой эстрады, так что это вписывалось в концепцию.



Перед сдачей фильма в прокат у Козакова также появилась большая проблема: почти сразу же после окончания производства фильма актриса Елена Коренева (исполнившая роль Людочки) эмигрировала за рубеж. Естественно, этот факт бросил тень на всю съёмочную группу. Выход фильма оказался под вопросом. (Аналогичная ситуация произошла с фильмом «31 июня» после невозвращения из-за границы Александра Годунова). Как раз в это время вышло постановление ЦК КПСС о кинематографе, содержавшее требование выпускать больше кинокомедий. Это и спасло фильм от того, что его не «положили на полку». Однако после премьерного показа по ЦТ 11 февраля 1983 года фильм несколько лет «ждал» повторения — до февраля 1986 года.



Фильм показывается по телевидению в двух вариантах — полном и слегка сокращённом. В сокращённом на несколько минут варианте «подрезаны» некоторые сцены и диалоги. Для сравнения на DVD: полная версия издана «Крупным планом» в «синей» серии — «Отечественное кино ХХ века», реставрированные издания «Крупного плана» и «Твистера» содержат сокращённый вариант фильма.



Интересные факты

*В фильме в начале и в конце показывается, как на граммофон ставится пластинка в идущем на слом доме — в начале фильма звучит тема в исполнении джаз-бэнда «Мелодия» «Девушка спешит на свидание» — в конце фильма звучит песня Леонида и Эдит Утесовых «Дорогие москвичи» в версии с окончанием «в терцию».

*Костик впервые видит Риту на задней площадке троллейбуса ЗИУ-5, производство которого началось в 1960 году, в то время как действие фильма разворачивается осенью 1956 — весной 1957 гг. Номера на автомобилях-такси ГАЗ-М20 «Победа» — образца 1959 г.



*Первое свидание Людочки и Хоботова происходит в ноябре 1956 г. На деревьях — яркая зелёная листва, которой не бывает в ноябрьской Москве.

*Первое свидание Людочки и Хоботова. После прогулки по городу они садятся в трамвайный вагон КМ под номером 2170. Этот же трамвай под тем же номером присутствует в финальной сцене фильма «Законный брак» и в фильме «Место встречи изменить нельзя». Этот же трамвай мы видим и в начале фильма «В последнюю очередь», действие которого происходит весной 1945 года. Он же снимался в фильмах «Папа» и «Холодное лето 53-го».



*Тётушка Костика, Алиса Витальевна, смотрит по телевизору фильм «Убийство на улице Данте» (где «наши играют французскую жизнь»). В этом фильме сыграл свою первую роль в кино Михаил Козаков — режиссёр «Покровских ворот», также сыгравший в собственном фильме роль взрослого Костика.

*Убедительно сыгравший «фронтовика» Савву Игнатьевича Виктор Борцов таковым на самом деле не являлся — год его рождения 1934. А вот его фронтовой друг Леонтий сыгран действительно воевавшим Владимиром Пицеком.

*Среди множества шуток, отпускаемых Костиком родственникам и знакомым (на горе Арарат обнаружены остатки Ноева ковчега, уезжаю искать могилу Тамерлана), есть и соответствующие действительности — Эмиль Золя действительно угорел.



*В сцене, когда Хоботов и Людочка попали в Москву 1980-х, Савранский разворачивает свой мотоцикл, и их пропускает милиционер, одетый в форму 1940-60-х (белая гимнастёрка, тёмно-синие брюки-галифе заправлены в сапоги). Когда Савранский отталкивает «люльку», в кадре уже милиционер в тёмно-серой форме 1970-80-х, в брюках поверх обуви. Это ещё один штрих, завершающий «перенос» героев. Присутствует анахронизм: Савранский и Костик въезжают в арку, на которой висит не существующий в описываемое время знак «Остановка запрещена» образца 1973 г.



*Ещё один анахронизм заключается в том, что когда Костик и Рита гуляют по Яузе и собираются идти домой к Рите, на заднем плане по Андроникову виадуку проезжает электропоезд ЭР2, который появился в 1962 году, к тому же с головным вагоном образца 1974 года. Во время действия событий в фильме (1956—1957) были только электропоезда серии С. Там же, возле дома на Котельнической в кадре мелькает ЗиЛ-131, производство которого началось в 1966 году.

*Анахронизм третий. Сразу после бракосочетания Саввы Игнатьевича и Маргариты Павловны идут эпизоды в парке, где гуляют дети. У мальчика на куртке (предплечье) виден Олимпийский мишка, символ Олимпийских игр 1980 года.



*Картина с обнажённой девушкой, которая видна в сцене, где Маргарита Павловна подслушивает разговор Льва Евгеньевича и Людочки и захлопывает крышку граммофона, висит и в картине «Опасный поворот» режиссёра Владимира Басова.

*За Велюровым приезжает автомобиль скорой помощи ЗИС-110 чёрного цвета с красными крестами на закрашенных боковых окнах, в то время как в реальности медицинская модификация ЗИС-110А окрашивалась только в белый цвет.



*Перед концом фильма (где Савранский едет на мотоцикле) в кадре видно, как проезжает троллейбус ЗИУ-9, серийное производство которого началось лишь с 1972 года.

*Финальная сцена фильма в больнице происходит в мае 1957 г., однако, если присмотреться, на дорожках парка лежат опавшие осенние листья.

*Финальные титры фильма сопровождаются фотографиями актёров в детско-юношеском возрасте.



Вот такими весьма сложными и извилистыми путями картина все-таки была снята и дошла до зрителя. Сейчас страшно подумать, что этой картины могло и не быть. Потому что «Покровские ворота» – это действительно всенародно любимый фильм, классика из классик, шедевр из шедевров.



Герои «Покровских ворот» стали символами безвозвратно ушедшего времени, по которому так тоскует старшее поколение россиян. Времени, когда они были молоды и полны надежд. И наверное, эту надежду все же олицетворяет таинственный Савранский, взлетевший на своем мотоцикле с Чистопрудного бульвара, в сторону Покровских ворот. Многих до сих пор больше всего волнует вопрос – куда же он улетел?