Калина красная (1975) смотреть онлайн





Дата выхода: 01 Март 1975
Режиссёр: Василий Шукшин
Главные роли: Лидия Федосеева-Шукшина, Василий Шукшин, Иван Рыжов, Мария Скворцова, Алексей Ванин, Мария Виноградова, Офимия Быстрова, Лев Дуров, Николай Граббе, Георгий Бурков
Жанр: Драма, Советский фильм
Продолжительность: 1:50

Выйдя из тюрьмы, Егор Прокудин, по кличке Горе, решает податься в деревню, где живет синеглазая незнакомка Люба, с которой он переписывался — ведь надо немного переждать и осмотреться. Но жизнь в деревне рушит все планы Егора, и он решает навсегда порвать с прошлым. Теперь у него есть друзья, работа. Он любит Любу. Однако дружки Егора упорно не отпускают его…













«Калина красная» — художественный фильм Василия Шукшина по одноименной повести. Занимает по посещаемости 14-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1975 году.



В 1973 году на экраны вышел фильм Василия Макаровича Шукшина – "Калина красная". Эта картина сразу получила статус культовой. Фильм-завещание, снятый Шукшиным в последний год жизни, поразил зрителей самобытным, ярким талантом писателя, режиссера и актера.

Актёры и роли-


Василий Шукшин
Егор Прокудин


Лидия Федосеева
Люба Байкалова


Иван Рыжов
отец Любы


Мария Скворцова
мать Любы


Алексей Ванин
Петр брат Любы


Мария Виноградова
жена Петра


Офимия Быстрова
мать Егора


Жанна Прохоренко
следователь


Лев Дуров
официант


Анатолий Горбенко
бывший муж Любы


Николай Граббе
начальник колонии


Николай Погодин
директор совхоза


Георгий Бурков
"Губа"


Татьяна Гаврилова
Люсьен


Артур Макаров
Бульдя


Олег Корчиков
Шура


Н. Гвоздикова
телефонистка


Татьяна Ухарова
подруга Любы


Ия Арепина
сестра Егора


Алексей Коняшин
ведущий собрания


Евгений Жаров
гость Байкаловых


В. Лаптев
приятель Коли


В. Кондратьев
приятель Коли


Елена Максимова
гостья Байкаловых

Эта картина Василия Шукшина — крайне редкое жанровое исключение в советском искусстве, где все трагедии должны были являться непременно оптимистическими. По всей видимости, оставшийся атеистом Василий Шукшин всё-таки думал о человеческой душе, о том, «как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места».



Однажды Лидия Федосеева-Шукшина спросила мужа, какая у него мечта. Тот ответил, что хочет поставить "Степана Разина". Но сначала – написать сценарий на основе нескольких рассказов - "Калину красную". Разрешения на постановку "Разина" Шукшин так и не дождался и, словно чувствуя, что времени остается не так много, поспешил начать съемки другого фильма, название которого взял от старинной русской песни начала XX века "Калина красная". Под эту песню летом 1964-го произошло знакомство Лидии Федосеевой и Василия Шукшина, а через десять лет уже законные супруги появились вместе в главном фильме своей жизни.



Как рассказывает сестра Василия Макаровича Наталья Зиновьева, фильм "Калина красная" появился после посещения режиссером бийской детской колонии: "Как он переживал! Ходил по залу, руки в карманах, желваки ходуном ходят, ему их жалко и досадно: "Вот же, говорит, черти стриженые, что же им на воле то не жилось. Это же болото, оно затягивает. Не я буду, если не поставлю о них фильм".



Сценарий "Калины красной" Шукшин написал за две недели в больнице. Как только работа оказалась в экспериментальном объединении, начались затяжные обсуждения. В частности, Чухрай предложил изменить биографию главного героя Егора Прокудина, чтобы положительным героем картины не стал преступник. Шукшин шел на уступки, но возражения появлялись вновь, и тогда он обратился за помощью к Сергею Бондарчуку. И уже весной 1973 года в Вологодской области началась работа над картиной.



Той же весной Шукшин встретился со зрителями в Белозерске. Режиссер так объяснил замысел своего фильма: "Эта картина будет поближе к драме. Она - об уголовнике. Ну, какого плана уголовник? Не из любви к делу, а по какому-то, так сказать, стечению обстоятельств житейских... Ему (Егору Прокудину) уже сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа-то у него восстает против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком... И вот, собственно, на этом этапе мы и застаем нашего героя - когда он в последний раз выходит из тюрьмы. И опять перед ним целый мир, целая жизнь". Интонация грешника, который кается перед всеми, кого любил и кому причинил зло, стала основой "Калины красной".



Егор Прокудин - человек сложной и необычной судьбы, много лет пробывший в заключении. Выйдя из тюрьмы, герой решает податься в деревню, где живет синеглазая незнакомка Люба, с которой он переписывался - ведь надо немного переждать и осмотреться. Но жизнь в деревне рушит все планы Прокудина, и он решает навсегда порвать с прошлым. Теперь у Егора есть друзья, работа. Он любит Любу - и, кажется, счастлив. Однако дружки из прошлой жизни не собираются мириться с его свободой, потому и находят Егора...



Василий Макарович Шукшин в фильме был и сценаристом, и исполнителем главной роли, и режиссёром. Шукшин очень собранно входил в съёмочный период «Калины красной». Например, документальные кадры, где заключённый поёт песню «Ты жива ещё, моя старушка» (этого в сценарии не было), он нашёл среди тысяч километров киноплёнки спецкинохроники МВД. «Калина красная» так и начинается концертом зэков, который снимался на реальном интерьере в Крюковской колонии под Москвой.



Госкино выделило на картину всего 3 тысячи 600 метров дефицитной тогда плёнки «Кодак». А для работы нужно было в шесть раз больше. Поэтому первый «разгонный» дубль снимали на отечественной «Свеме», потом заряжали «Кодак», и тут уже все работали в полную силу. Все актеры вспоминали, что Василий Макарович разрешал импровизировать, и этим состоянием заражал всю съемочную команду. "Нам, актерам, было легко работать с Шукшиным", - рассказывал Иван Рыжов - потому что мы знали, что делать в каждой сцене. И замечу, он никогда не показывал сам, как это делают другие режиссеры, обкрадывая нас в профессиональном плане".



Фильм снимался в маленькой деревушке Садовой (15 километров от Белозерска). Как случилось, что именно Садовой суждено было войти в историю кинематографа, объясняет местная легенда. В 1970-х годах водителем в местном исполкоме работал Александр Соколов, вместе с машиной он был выделен Шукшину для поиска натуры. Помотавшись с утра до вечера по здешним поселкам и не найдя ничего подходящего, Соколов соблазнил уставшего режиссера на деревенский ужин и баньку у себя дома. Попав в Садовую, Василий Макарович закричал: "Эврика!" Деревня, с расположенными компактно церковью и озером, как будто вышла из сценария.



Первый день съемок в экспедиции торопили. Были еще грязные дороги, шоферы не хотят съезжать с асфальта — кому охота грязь потом отмывать? Цвела верба, зеленели бугорки. Егор Прокудин пахал землю, останавливался у березовой заросли и затевал разговор с березами. За левым и правым плечом он слышал комментарий мосфильмовских ассистентов: «Феллини снимает „Амаркорд“ и „Рим“, а Шукшин березы гладит.



В деревушке Тимонино снимали приезд Егора к Любе и их первый разговор в чайной. А с чайной мосфильмовцы поступили так же, как Тарас Бульба с сыном Андрием: сами породили, сами и разрушили. Когда строили, уронили телеграфный столб. Остановок в съемках Шукшин себе не позволял: нет исполнителя эпизодической роли — он переделывает эпизод для тех, кто под рукой, берет людей из массовки.



Одной из ключевых в фильме является сцена встречи Егора со своей матерью после двадцатилетней разлуки. Решили уговорить сняться в крошечной сценке кого-нибудь из очень больших актрис и позвонили Марецкой. Вера Петровна дала согласие, но, к сожалению, вскоре заболела.Тогда дерзнули попробовать отыскать реальную судьбу, сходную с той, которая была нужна. В итоге засняли документальную беседу именно с такой матерью, у которой война отняла всех сыновей.



Неграмотная крестьянка Ефимья (в титрах Офимья) Ефимовна Быстрова из вологодской деревни рассказывала про свою жизнь, про своих детей. Камеру установили на улице, снимали через выставленное окошко, звук писали синхронно. Бабушка наговаривала рассказ о себе, отвечая на вопросы Лидии Федосеевой, которые были заранее продуманы и направляли рассказ в нужное для фильма русло.



Заключительный этап работы над картиной совпал у Василия Шукшина с обострением язвенной болезни. Когда фильм находился на стадии монтажа, он попал в больницу. Доверить монтаж кому-нибудь другому режиссер не мог, и, несмотря на болезнь, каждый день возвращался на "Мосфильм".



Так вспоминает это время киновед Валерий Фомин: "Смены в тон-студии казались нескончаемыми - по двенадцать и более часов в сутки. Но буквально через каждые два-три часа у Василия Макаровича начинался очередной приступ терзавшей его болезни. Он становился бледным, а потом и белым как полотно, сжимался в комок и ложился вниз лицом прямо на стулья. И так лежал неподвижно и страшно, пока боль не отступала. Он стеснялся показать свою слабость, и его помощники, зная это, обычно уходили из павильона, оставляя его одного. Тушили свет и уходили.



Сидели в курилке молча. Проходило минут двадцать-тридцать. Из павильона выходил Шукшин. Все еще бледный как смерть. Пошатываясь. Как-то виновато улыбаясь. Тоже курил вместе со всеми. Пытался даже шутить, чтобы как-то поднять настроение. Потом все шли в павильон. И снова приступ..."



Об одном из первых просмотров фильма вспоминал Сергей Бондарчук: "Это было в Госплане СССР. Так случилось, что до последней минуты мы не знали, будем показывать фильм или нет. Все были очень напряжены, особенно Шукшин. Просмотр все-таки состоялся. Когда фильм окончился, зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Шукшин все повторял мне: "Ты видишь, им понравилось!" Он ликовал".



Фильм, по различным оценкам, посмотрело почти 100 миллионов человек. Картина потрясла не только зрителей, но и кинокритиков. "Калиной красной" восхищались Антониони, Феллини. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года "Калина красная" была награждена главным призом. В дальнейшем фильм собрал целый букет наград – в Польше, Германии и Югославии. Немецкий кинорежиссёр и сценарист Райнер Вернер Фассбиндер включил картину «Калина красная» в число десяти своих самых любимых фильмов.



"Калина красная" стала последней завершенной работой Василия Макаровича. Спустя полгода - 2 октября - Шукшина не стало. В этот день люди в Москве выходили на улицы с неизвестно где раздобытыми гроздьями калины...