Три толстяка (1966) смотреть онлайн



История начинается с того дня, когда бедный люд, не выдержав притеснений и издевательств, восстал против тиранов — трех толстяков. Но восстание подавлено. Его вождь — оружейник Просперо — пленен и заключен в клетку в том самом дворце трех толстяков, захватить который народ рассчитывал еще утром. Второй предводитель бедняков — цирковой артист, гимнаст Тибул — ранен, и его по пятам преследуют гвардейцы.

Продолжительность: 92 мин.
Жанр: Сказка
Страна: СССР.
Кинокомпании: Ленфильм.
Режиссер: Алексей Баталов, Иосиф Шапиро
Сценарий: Алексей Баталов, Михаил Ольшевский
Оператор: Сурен Шахбазян.
Композитор: Николай Сидельников.

В ролях: Лина Бракните, Петя Артемьев, Алексей Баталов, Валентин Никулин, Александр Орлов, Рина Зеленая, Роман Филиппов, Сергей Кулагин, Евгений Моргунов, Борис Христофоров, Павел Луспекаев, Борис Ардов, Nikolai Valyano, Николай Карнаухов, Алексей Смирнов














«Три толстяка» — советский художественный фильм-сказка по одноимённой повести Юрия Олеши режиссёра Алексея Баталова.



Очаровательная сказка писателя Юрия Олеши, по которой снят этот фильм, завоевала не одно поколение советской детворы.

История о ловком канатоходце Тибуле, смелой и дерзкой девочке-кукле Суок, добром докторе Гаспаре и о тиранах-правителях Трех Толстяках. И главное о том, как искренность и любовь побеждают в маленьком человеке - наследнике тиранов Тутти - все ненастоящее и наносное, пробуждая в нем самого обычного мальчишку…





Вещь в своем роде совершенно уникальная. В этом жанре у нас ни до "Трех толстяков", ни после не снималось ничего. Да и не писалось, пожалуй, тоже. Потому и обозначить жанр непросто.





Уверенно можно сказать лишь одно: фильму сорок с лишним лет, а он не стареет. И смотрится с интересом каждым новым поколением подростков. Сюжет незамысловатый, добро довольно уверенно побеждает. Понятно, кто "хороший", а кто "плохой"... И все же есть что-то такое, что нелегко сформулировать, но именно это что-то и делает картину нестандартной и увлекательной. Да, прекрасный актерский состав - как взрослый, так и детский.





* Автор сценария: Алексей Баталов, Михаил Ольшевский
* Режиссёр: Алексей Баталов, Иосиф Шапиро
* Оператор: Сурен Шахбазян
* Художники: Белла Маневич-Каплан, Исаак Каплан
* Композитор: Николай Сидельников

Производство СССР, 1966





В ролях-


Лина Бракните
Суок


Алексей Баталов
Тибул


Рина Зеленая
Ганимед


Павел Луспекаев
Караска


Евгений Моргунов
Толстяк


Валентин Никулин
Доктор


Виктор Сергачев
Учитель танцев


Алексей Смирнов
Шеф-повар


Роман Филиппов
Просперо


Георгий Штиль
Придворный


Борис Ардов
Бонавертура


Ирина Зарубина
Аккомпаниаторша





И хитро закрученное действие, без временной и географической привязки, сказка на все времена. И всеже этого мало для такого долголетия - мало ли было снято хорошего в те времена. Кроме того, все эти революционно-социалистические штучки со свержением Толстяков и установлением власти народа нынче мало кого "греют" из молодежи... Так что есть тут какая-то тайна. Искусство же, как -никак...



Интересный факт: Алексей Баталов любит обходиться на съемочной площадке без дублеров. Так при съемке фильма « Три толстяка », герою Баталова Тибулу, необходимо перейти по проволоке с одного здания на другое. На то, чтобы выполнить трюк самому, актеру потребовалось учиться этому год и два месяца!



В картине Алексея Баталова « Три толстяка » роль Суок исполнила девочка Лина Бракните. Петр Артемьев, сыгравший там же роль наследника Тутти, рассказывает, что работать вместе с Линой было легко, только вот озвучка у нее не очень хорошо получалась, поэтому некоторые сцены в фильме за нее озвучивала Алиса Фрейндлих. После выхода « Трех толстяков » на экраны, Лина, как это ни пошло будет сказано, проснулась знаменитой.



Алексей Баталов, пригласил именно Лину на роль Суок, в романтической сказке Юрия Олеши "Три толстяка". Для Баталова это был новый режиссерский опыт - экранизировать это нестандартное, странное произведение. Для юной актрисы же это был новый вызов. Ради работы в этой киносказке, Лине Бракните вновь пришлось оставить родной Вильнюс и переселиться в Ленинград (Санкт-Петербург).Уже тут ей пришлось адаптироваться к новым условиям - жить в чужой семье, ходить в другую школу. Однако Лина быстро справлялась со всеми трудностями - как вспоминает сам Баталов, она тогда быстро училась, причем училась с таким, удивительным, артистическим упорством.



Актер, пробующий свои силы в режиссуре, был доволен своим выбором. "Девочку на роль Суок мы искали очень пристально, с пристрастием, - вспоминал спустя много лет, в одном из интервью, Алексей Баталов. - Было просмотрено более ста девочек, среди которых была и Лина. Как только мы увидели её, то поняли, что наконец-то нашли героиню."



Роль в сказке, для юной Лины, оказалась сложнее, чем её первая работа, ей неожиданно пришлось постигать все тонкости циркового искусства, в основном такие, как акробатика и жонглирование! С литовской девочкой занималась лично жена Баталова, которая являлась цирковой актрисой. С начала у Лины плохо всё получалось, однако её упорство дало положительные результаты, после которых уже можно было приступать к съемкам.



Киноэкспер тАлександр Павленко о роли Лины Бракните в "Трех толстяках"- "Нет, вряд ли я смогу передать скромное очарование «Тёх толстяков» Алексея Баталова. Когда позже я познакомился с повестью, с оригиналом – он произвёл на меня несравненно более слабое впечатление. Фильм грациозный, скользящий, как Тибул по канату, ни разу не обрывающийся ни в слащаво-навязчивую поэтичность, так портящую текст Ю.К.Олеши, ни в разухабистое приключенчество «Неуловимых мстителей». Лина одушевляет этот фильм. Вероятно, по изначальному замыслу режиссёра она должна была служить «персоной идентификации» – «одна из нас, оказавшаяся там».


Суок и кукла

Но Лина не стала «одной из нас», «девочкой с соседнего двора», как это хотелось великому Станиславскому. Суок Лины полна подлинного аристократизма и мы, бедные дети с пыльных дворов пятиэтажных хрущевских кварталов, могли только мучительно тосковать о девочке, способной вот так спокойно, с полуулыбкой, на просьбу рассказать о себе, ответить «я ничего не знаю». Когда Наследник Тутти кидается на гвардейские штыки с криком «Отпустите её!» и падает с пулей в груди, мы все его прекрасно понимали – умереть ради такой Суок – это честь".



Сцена, где Суок насвистывает на ключе и танцует, одна из самых завораживающих сцен мирового кино. "Только ты ложись", - заботливо говорит она и начинает насвистывать на ключе простенькую и сентиментальную мелодию. Она переступает с ноги на ногу и начинает танцевать, кажется, даже не осознавая этого. Это одно из тех мгновений, когда киноискусство поднимается к чистой поэзии, не передаваемой словами.



Баталов делал романтическую сказку, и Лина с азартом отыграла все положенные романтические позиции циркачки Суок. Особенность "Трёх толстяков" Баталова в том, что все без исключения герои (от Луспекаева и Лямпе до Валентина Никулина) играют подчёркнуто отстранённо - из-за масок персонажей то и дело выглядывают веселящиеся актёры.



Кстати, имя сказочной девочки Суок- это фамилия жены Юрия Олеши- Ольги.
В Одессе, в семье австрийского эмигранта Густава Суок родились и выросли три девочки: Лидия, Ольга и Серафима. Лидия стала женой Эдуарда Багрицкого, а Серафима в первом браке жена Владимира Нарбута, во втором - Виктора Шкловского.



Юрий Олеша женился на средней из сестер Суок — Ольге. Именно ей посвящена его знаменитая сказка «Три толстяка». Но для всех знавших Симу Суок было очевидным: это она — циркачка Суок и кукла наследника Тутти. Это не было тайной и для Ольги. Сам Олеша говорил ей: «Вы две половинки моей души». Юрий Карлович Олеша написал «Трёх Толстяков» в 1924 году. Взрослые сразу поняли, что эта история про революцию. Что совершенно не мешает детям вот уже восемьдесят лет зачитывать «Трёх толстяков» до дыр, а фильм прочно вошёл в классику советского кинематографа.



Я очень люблю этот фильм, помните песенку-

Как лететь с земли до звёзд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар, –
Знает доктор наш Гаспар.

Разве не напевали вы её в детстве? Разве не пытались свистеть на ключе? Разве не копировали кукольные движения? Все мы получили от этой сказки очень много настоящих чудес...