Гусарская баллада (1962) смотреть онлайн
Лето 1812 года. В поместье отставного майора Азарова приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей майора и не очень рад будущей встрече с невестой, рисуя её себе жеманной модницей. Но Шурочка — воспитанница двух старых вояк — дяди-майора и его денщика, заменившего ей няньку — отлично держится в седле, умеет фехтовать илая показать подругам маскарадный костюм, сшитый к балу, она выбегает в сад, одетая корнетом, и… сталкивается нос к носу с будущим женихом. Ржевский принимает Шурочку за родственника своей невесты и пытается выяснить, насколько та глупа и жеманна.
Продолжительность: 94 мин.
Жанр: Комедия, Мюзикл.
Страна: СССР.
Режиссер: Эльдар Рязанов.
Сценарий: Александр Гладков, Эльдар Рязанов … »
Оператор: Леонид Крайненков.
Композитор: Тихон Хренников.
В ролях: Лариса Голубкина, Юрий Яковлев, Игорь Ильинский, Николай Крючков, Виктор Кольцов, Антоний Ходурский, Татьяна Шмыга, Лев Поляков, Алексей Полевой, Владимир Ширяев, Юрий Белов, Михаил Орлов, Валентин Брылеев, Феликс Яворский, Владимир Трошин … »
Над нами слава дымом веет,
Но мучит только, мучит только нас одно -
Сердца без практики ржавеют
Давным-давно, давным-давно, давным-давно...
«Гусарская баллада» — советский художественный фильм-кинокомедия, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1962 году режиссёром Эльдаром Рязановым по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». Лидер проката (1962, 2 место) — 48.64 млн. зрителей. Диплом жюри МКФ комедийных фильмов в Вене—1963г.
Исторический анекдот, удачно и к месту рассказанный, всегда найдет благодарных слушателей, а, тем более, зрителей. История девицы- корнета, желающей наравне с мужчинами защищать отечество, была счастливо воплощена драматургом А. Гладковым в комедии «Давным-давно» и экранизирована Э. Рязановым в 1962 — к 150-летнему юбилею победы над Наполеоном. Все удачно сложилось в этом киноводевиле: и знакомый сюжет, изобилующий приключениями, переодеваниями, интригами, и замечательная, использующая характерные жанровые модели — романса, баллады, гусарской песни — музыка Т. Хренникова, и звездный актерский ансамбль.
Актёры и роли-
Л.Голубкина
Шурочка Азарова
Татьяна Шмыга
Луиза Жермон
Николай Крючков
Иван
|
Виктор Кольцов
Азаров
Игорь Ильинский
М. И. Кутузов
А. Ходурский
граф Нурин
|
Юрий Яковлев
поручик Ржевский
Лев Поляков
Пьер Пелымов
Владимир Ширяев
Винсенто Сальгари
|
Алексей Полевой
ген. Балмашов
Юрий Белов
партизан
Владимир Трошин
партизан
|
Валерий Денисов
Давыд Васильев
Владимир Балон
адъютант
Владимир Гусев
адъютант
|
Лев Любецкий
губернатор
Борис Иванов
генерал Дюсьер
Юрий Мартынов
адъютант
|
Героическая комедия «Давным—давно» Александра Гладкова написана легкими стихами и достаточно вольно трактует исторические события. По все жанровым признакам «Давным—давно» несомненно водевиль. Переодевания девицы в мужской наряд, веселая путаница, возникающая из-за того, что окружающие считают ее мужчиной, любовная интрига, множество песенок и куплетов — все это свойства водевиля. Но Гладков погрузил водевильную неразбериху в военный быт. И все поступки персонажей стали мотивироваться не житейскими обстоятельствами, не любовными передрягами, а патриотическими побуждениями. Произведение сразу же перестало быть легким пустячком. Оно превратилось в героическую комедию, сохраняя при этом веселье, очарование и непринужденность водевиля.
Лето 1812 года. В поместье отставного майора Азарова приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей майора и уверен, что его ждет встреча с жеманной модницей. Но Шурочка — воспитанница двух старых вояк. Она отлично держится в седле, умеет фехтовать и стреляет без промаха. И докажет поручику, что может не хуже него сражаться с захватчиками.
В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Ю. В. Яковлева. Самому Эльдару Александровичу стоило огромных усилий убедить киноначальство, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует ее. Пьесу А. К. Гладкова «Давным-давно» Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.
На роль поручика Ржевского пробовалось много известных актеров. Яковлев оказался в числе последних. Но он так полюбился Рязанову, что тот забыл задать ему любимый вопрос о лошадях… И зря. Когда поручик Ржевский прибыл — то удивил всех вопросами о том, что такое проскок и подпруга. Общими усилиями его посадили на лошадь — и он тут же свалился. А когда кони рванули — уцепился за шею лошади обеими руками… Его спасло только актерское умение концентрироваться в одну секунду. Уже через несколько дней он уверенно держался в седле…
Именно Алисе Бруновне Фрейндлих Рязанов прочил главную роль в своей ленте «Гусарская баллада». Фрейндлих тогда не один раз приезжала на кинопробы в Москву. И даже в съемочной группе уже никто не сомневался, что у Шурочки Азаровой будет лицо Алисы Фрейндлих. Однако в самый последний момент Рязанов витиевато извинился перед своей питерской любимицей: «Алиса, ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»
Из воспоминаний Эльдара Рязанова: «Если героя для «баллады» мы нашли сравнительно легко, то с поисками героини пришлось промучиться весь подготовительный период. С одной стороны актрисы должна была обладать прелестной девичьей внешностью и фигурой. Но, с другой стороны, одетая в гусарский костюм, — не вызывать ни у кого сомнений, что это юноша. Актрисе предстояло скакать на лошади, рубить саблей, стрелять и в то же время грациозно исполнять старинные танцы, петь романсы и, когда надо, чисто по- дамски, изящно падать в обморок. Прообразом Шурочки Азаровой стала знаменитая кавалерист- девица Надежда Дурова.
Было ясно: актриса нужна талантливая и опытная. Но опыт приходит с возрастом, а героиня очень молода. По роли ей всего семнадцать лет. Надо сказать, что роль Шуры Азаровой очень выигрышная для актрисы, раньше такие роли называли бенефисными. На исполнении главной роли была приглашена юная студентка ГИТИСа Лариса Голубкина, хотя вокруг и слышались настойчивые советы привлечь для «укрепления» фильма какую-нибудь уже популярную кинозвездочку.
Наверное, все решило то счастливое обстоятельство, что характер Шуры Азаровой оказался чем-то сродни характеру самой Ларисы — ее жизнелюбию и пылкости, ее мальчишеской живости и чисто женской грации. И еще тому убежденному оптимизму, который определяет, кажется, все ее помыслы и поступки. Так она и вошла, нет, скорее ворвалась в кинематограф, сразу же после дебюта став и любимой и знаменитой. Даже отец, не одобрявший профессиональный выбор Ларисы, после выхода фильма «Гусарская баллада» изменил свое отношение к актерской профессии. И, по словам самой актрисы, гордился своей дочерью.
В сценарии, как и в пьесе, роль известного полководца Михаила Илларионовича Кутузова не очень большая, но ключевая, смысловая, важная. На все роли я подбирал комедийных актеров и не сомневался, что Кутузова тоже должен играть комик. Я решил предложить роль фельдмаршала моему старому другу и любимому артисту Игорю Ильинскому.
Как и следовало ожидать, мое предложение на студии встретили в штыки. «Комедийный актер, — говорили мне тогдашние руководители «Мосфильма», — не имеет права появляться на экране в образе великого полководца. Ведь как только зрители увидят Ильинского в форме фельдмаршала, они покатятся со смеху и память Кутузова будет оскорблена, скомпрометирована.
Когда я приехал к Ильинскому, он наотрез отказался играть роль.
— Нет, нет. Во-первых, крошечная роль, эпизод. Несерьезно для меня. А потом, я значительно моложе, чем Кутузов был в 1812 году. Мне придется изображать старика. Это получиться не очень естественно.
Но я понимал, что не найду лучшего исполнителя роли Кутузова. Я принялся вести двойную игру, решив перехитрить всех — и руководство студии, и Ильинского. Ильинского я обманывал, говоря, что вся студия только и мечтает его видеть в роли Кутузова. На студии же я уверял, что активно ищу актера, снимаю кинопробы и выражал лицемерное сожаление, что подходящий кандидат еще не найден.
А тут наступила зима и пришла пора выезжать на зимнюю натуру. Вскоре натура стала «уходящей» и съемки находились под угрозой срыва. Я буквально умолил Ильинского сниматься и, не проинформировав руководство студии, совершил самовольный поступок — отснял эпизод, где Кутузов проезжает перед войсками. А вскоре снег стаял совсем, и эту сцену снять с другим исполнителем не представлялось возможным. Так я поставил студию перед свершившимся фактом. Пришлось смириться с моим выбором. Далее начались павильонные съемки, и тут Игорь Владимирович сам увлекся ролью, разошелся, понял, что несмотря на малый объем, она действительно очень значительна, и с удовольствием ее играл.
Часть событий происходила в усадьбе небогатого помещика. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелегким. После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип — первый признак старого «дворянского гнезда». Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд. Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком, пруд очистим, установим скульптуры, разобьем клумбы, поставим цветы, возведем ограды, и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини.
Мы приступили к съемкам зимней натуры лишь первого марта, когда начиналась весна. В группе сразу же создалась нервозная обстановка — надо было торопиться. Эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимался уже в конце апреля, когда снега не осталось и в помине. Весь двор усадьбе засыпали опилками, мелом и нафталином. Крышу дома покрасили в белый цвет, будто бы она покрыта снегом. На перила балюстрады положили вату, обсыпанную нафталином.» Хуже всех пришлось Татьяне Шмыге — красавице Жермон: у нее от такой ядреной зимы слезились глаза и покраснел нос. Актриса была аллергиком…Это была единственная, но яркая её роль в кино.
Но главной засадой стали лошади (во ВГИКе тогда верховой езде не обучали). И — снег: к съемкам зимы приступили лишь 1 марта. С первым выручила группа циркачей под руководством Михаила Туганова. но цирковые лошади ведь выступают в тепле. бегают по кругу против часовой стрелки. А тут мороз, сугробы, ветер…к тому же жеребцы оказались очень темпераментными, лезли на любую лошадь. Рязанов ходил мрачнее тучи – бледный, замученный… Хватался за голову:
- Тяжело! Какой я дурак, что согласился! Натура уходящая, лошади бешеные…
Тем не менее съемки фильма шли быстро. А артисты. выехавшие на пленер, тем временем раздобрели на санаторном пятиразовом питании и свежем воздухе. И расслаблялись как могли. Когда Пырьев посмотрел отснятый материал, то пришел в ужас. «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи? — орал он, указывая на упитанных «партизан». Среди «партизан» оказался и Юрий Белов, у которого только что закончился медовый месяц. Он снимался, чтобы… отоспаться.
Из воспоминаний Эльдара Рязанова: «Когда копию законченного фильма отправили в Министерство культуры, сразу же начались неприятности. В кинопрокат полетели распоряжение, что выпуск фильма на экран отменяется. Никакой демонстрации «Гусарской баллады» в юбилейные дни Бородинского сражения не состоится. Я был уничтожен и убит.
Наконец, в «Неделе», приложении «Известий», появилась маленькая, но хвалебная заметка Н. Лордкипанидзе. Особенно в статье выделили замечательную игру Игоря Ильинского. А дальше все произошло как в сказке. 7 сентября 1962 года, в день 150- й годовщины Бородина, «Гусарская баллада» начала демонстрироваться в кинотеатре «Россия», лучшем кинотеатре Москвы.»
РЯЗАНОВ Э., Неподведенные итоги. М., Искусство. 1986. изд. 2
Интересные факты-
На 73 минуте фильма на каминной полке в доме Азаровых, занятом французами стоит бутылка Мартини, тогда как первый вермут под маркой Мартини был выпущен в 1863 году.
Мундир Шурочки Азаровой по цветовой расцветке униформы русских гусар 1812 года соответствует Сумскому гусарскому полку, а не Павлоградскому, как его определил поручик Ржевский, который сам носит мундир Мариупольского гусарского полка.
Эту блестящую костюмную комедию можно по праву отнести к народным фильмам. Об этом говорит не только большое количество разошедшихся на цитаты крылатых фраз, но и множество анекдотов (в основном, правда, неприличных) о поручике Ржевском, ставшем для наших зрителей таким же фольклорным героем, как Чапаев и Штирлиц.
|