Вертикаль (1967) смотреть онлайн
Группе альпинистов, идущих на штурм непокоренной кавказской вершины, пика Ор-Тау, послан сигнал о немедленном возвращении: надвигается грозовой циклон. Связист скрывает от товарищей это предупреждение, и они оказываются в критической ситуации. Трагедии удается избежать только благодаря мужеству спасателей и опыту самих спортсменов…
Продолжительность: 73 мин.
Жанр: Приключения.
Страна: СССР.
Режиссер: Борис Дуров, Станислав Говорухин … »
Сценарий: Николай Рашеев, Сергей Тарасов … »
Оператор: Альберт Осипов.
Композитор: Софья Губайдулина.
В ролях: Владимир Высоцкий, Маргарита Кошелева, Геннадий Воропаев, Александр Фадеев, Георгий Кулбуш, Лариса Лужина, Бухути Закариадзе, М. Анучринов, Л. Глисеев, Ш. Мареклин, Л. Неведомская, Г. Прокошин, С. Жимов, Евгений Багдасаров, Л. Черешкин
Лучше гор могут быть только горы - о фильме лучше не скажешь и, как все фильмы с Высоцким, "Вертикаль" очень искренний, даже пронзительный..
Жанр: Приключения. Режиссер: Борис Дуров, Станислав Говорухин. Актеры: Маргарита Кошелева, Геннадий Воропаев, Александр Фадеев, Георгий Кулбуш, Лариса Лужина, Бухути Закариадзе, Владимир Высоцкий, М. Анучринов, Л. Глисеев, Л. Кахилин, и др. Производство: СССР (1966). Длительность: 77 минут.
Лидер советского проката 1968 года. Такое кино помогает жить, как, впрочем, и песни Высоцкого, над которыми не властно ни время, ни пространство.
Группа альпинистов готовится к штурму непокоренной вершины Кавказа - пика Ор-Тау. Получив разрешение, они отправляются в путь. В палатке на леднике остались двое: врач и радист Володя (Владимир Высоцкий). Вскоре Володя в базовом лагере принимает радиограмму о надвигающемся грозовом циклоне. Связист группы получает сигнал только после того, как пройдены самые опасные места, и скрывает от остальных это сообщение. Тяжелейшее восхождение успешно завершилось, а непогода настигла смельчаков лишь на спуске...
В ролях
* Владимир Высоцкий — Володя
* Геннадий Воропаев — Геннадий
* Лариса Лужина — Лариса
* Георгий Кульбуш — Ломов
* Маргарита Кошелева — Рита
* Александр Фадеев — Никитин
* Бухути Закариадзе — Виссарион
Съёмочная группа
* Авторы сценария: Сергей Тарасов, Николай Рашеев
* Режиссёры: Станислав Говорухин, Борис Дуров
* Оператор: Альберт Осипов
* Художник: Михаил Заяц
* Композитор: Софья Губайдулина
* Автор и исполнитель песен: Владимир Высоцкий
В фильме звучат следующие песни:
* Песня о друге
* «Свои обиды каждый человек…»
* Вершина («Здесь вам не равнина, здесь климат иной…»)
* Баллада об альпийских стрелках («Мерцал закат, как сталь клинка…»)
* Прощание с горами
Также для фильма была написана песня «Скалолазка», но она в фильм не вошла.
Для Владимира Высоцкого "Вертикаль" стала фильмом судьбоносным, ибо миллионы людей, уже хорошо знакомых по магнитофонным записям с его песнями, впервые узнали, что, во-первых, Высоцкий поёт не только про мелких и крупных нарушителей закона, но интересуется и другими темами, а во-вторых, что сам он – актёр, а не представитель блатного мира. (Правда, рассказы о его уголовном прошлом ходили ещё долгие годы и проникли даже за рубеж – газета "Нью-Йорк Таймс", например, даже в некрологе (выпуск от 26 июля 1980 г.) указала, что в юности Высоцкий сидел в лагерях, но тут уж ничего не поделаешь, – однажды родившись, легенды живут долго.)
Судьба киноактёра в какой-то степени подобна судьбе золотоискателя – без участия Его Величества Случая не обойтись. Пусть по всем параметрам и по любому счёту "Вертикаль" – картина более чем посредственная, но для Высоцкого участие в ней стало огромной удачей, ибо сделало его узнаваемым не только по голосу, но и в лицо.
Оператор фильма В.Козелов: "Это всё было на моих глазах. На "Вертикаль" его (Высоцкого, – М.Ц.) привезли, я делал пробу. Там на эту роль нужен был бард. И чего-то Осипова (главный оператор фильма "Вертикаль", – М.Ц.) не было на студии. Привезли Высоцкого. Говорухин мне говорит: "Быстро сними как-нибудь. Мне надо показать его худсовету". Никто ж не видел, как он выглядит. Я взял "конус", быстро выскочил на угол операторского цеха – там труба торчит в катакомбы. Он так опёрся о трубу, и я его снял. Без грима и даже без звука. Он что-то рассказывал, из-за шума камеры я не мог понять что. Я даже с рук снимал, без штатива. Быстро проявили, показали худсовету. Они утвердили".
По словам Е.Седых, члены худсовета никаких претензий к песням Высоцкого с самого начала не имели. Это противоречит воспоминаниям сценариста И.Менджерицкого.
"Это было у меня на глазах, что называется. Там такие были дебаты по поводу песен Высоцкого! Они размножили тексты и всех, в том числе, меня, заставляли читать эти тексты. Говорили с большой иронией: "Давайте будем обсуждать эту поэзию..."
Любопытная деталь содержится в коротких воспоминаниях редактора "Вертикали" В.Решетникова:
"Песни, как правило, были вполне законченными, слова отточенными, и если мне, как редактору, какое-то слово не нравилось, приходилось довольно упорно с автором спорить. На изменения Высоцкий шёл неохотно, но если удавалось его убедить, он соглашался.
Меня не устраивало четверостишие: "Отставить разговоры! Вперёд к тем облакам! Ведь это наши горы, Они помогут нам!"
"Володя, – говорю ему, – я бывший военный, привык воспринимать команду "Вперёд!" конкретно, топографически, поэтому "вперёд к тем облакам" принять не могу...
Высоцкий сперва заартачился, потом уставился в текст, подумал.
"Пожалуй, ты прав. А если сделаем так: "Отставить разговоры! Вперёд и вверх, а там...""
С.Стреженюк- "Когда фильм был уже готов, оказалось, что там на девять частей приходится одиннадцать песен Высоцкого. Я сказал ему: "Володя, надо снять пару песен, а то получается концерт". Высоцкий обиделся, он был очень самолюбивый человек, но мы на коллегии сняли всё-таки две песни..."
..."Ещё одна песня должна была быть. В одной из сцен звучат несколько строчек: "Люди, падая, бьются об лёд. Гололёд на Земле, гололёд...", – вспоминала Л.Лужина. – Он эту песню пытался написать, исполнил две-три строчки... И дальше она у него не пошла".
Л.Лужина- "Скалолазку" вырезали из картины. Худсовет придрался: мол, у вас в фильме один Высоцкий, что-нибудь убирайте, иначе картину не выпустим. Пришлось выбирать. Ведь все остальные песни скреплены драматургией картины, а эта скорее – лирическое отступление. Жалко, что она не вошла в фильм, сцена была снята необыкновенно красиво. Володя пел мне её в палатке. Мы были вдвоём, все ушли на восхождение. В это время опустилось облако и разделило нас. А Володя в этой сцене песней "объяснялся" мне в любви".
|