В шесть часов вечера после войны (1944) смотреть онлайн


Расставаясь, они обещали друг другу встретиться в шесть часов вечера после войны на Каменном мосту в Москве. Пять долгих и невыносимо тяжелых лет артиллерист Вася Кудряшов и зенитчица Варя Панкова ждали этой встречи. Верили в нее даже тогда, когда смерть подходила слишком близко. И эта вера помогла им выжить. Судьба вознаградила молодых людей за силу, мужество и терпение…

Продолжительность: 101 мин.
Жанр: Мюзикл, Мелодрама, Военный.
Страна: СССР.
Режиссер: Иван Пырьев.
Сценарий: Виктор Гусев.
Продюсеры: А.Г. Длугач.
Оператор: Валентин Павлов.
Художник: Борис Чеботарев.
Композитор: Тихон Хренников.

В ролях: Евгений Самойлов, Марина Ладынина, Иван Любезнов, Ариадна Лысак, Елена Савицкая, Александр Антонов, Людмила Семенова, Тихон Хренников, Александра Данилова, Евгений Моргунов, Ирина Мурзаева, Михаил Пуговкин, Татьяна Барышева, Татьяна Говоркова, Маргарита Жарова











«В 6 часов вечера после войны» — художественный фильм, снятый Иваном Пырьевым в 1944 году.



Романтико-поэтический фильм, отображающий не только хронологию войны, но и атмосферу времени, — веру людей в победу и мирную жизнь. Наивных влюблённых война разлучила на несколько лет, но после её окончания им — артиллеристу Василию Кудряшову и зенитчице Варе Панковой — всё же посчастливилось встретиться на давно условленном месте.



Автор сценария: Виктор Гусев. Режиссёр: Иван Пырьев. Операторы: Валентин Павлов, Борис (Абрам-Бер) Арецкий. Художники-постановщики: Алексей Уткин, Борис Чеботарёв.
В ролях-


Марина Ладынина
Варя Панкова


Евгений Самойлов
Василий Кудряшов


Иван Любезнов
Павел Демидов


Ариадна Лысак
Феня


Елена Савицкая
Тётя Катя


Евгений Моргунов
артиллерист (нет в титрах)


Михаил Пуговкин
артиллерист (нет в титрах)


Татьяна Барышева
жительница дома № 5(нет в титрах)


Ирина Мурзаева
пианистка (нет в титрах)


Людмила Семёнова
зенитчица (нет в титрах)


Александра Данилова
зенитчица (нет в титрах)


Александр Антонов
командир (нет в титрах)


Татьяна Говоркова
соседка (нет в титрах)


Маргарита Жарова
колхозница (нет в титрах)


Степан Крылов
военный (нет в титрах)


Лента «В 6 часов вечера после войны» стала шестым фильмом, в котором Иван Пырьев в главной роли снял свою жену Марину Ладынину.



Съёмки картины Иван Пырьев начал в Ташкенте. Так что Москва в фильме бутафорская, картонная, она построена в павильоне Ташкентской киностудии. В дальнейшем члены съёмочной группы вернулись в столицу из эвакуации. Им приходилось работать в нетопленых, промерзших мосфильмовских павильонах. В кадре хорошо заметно, что изо рта актеров идёт пар, даже в «летних» сценах.



Вот как вспоминала об этом Марина Ладынина, сыгравшая в фильме главную роль – воспитательницы детского сада, а затем зенитчицы Вари Панковой: «Мы снимали фильм о победе, а война ещё шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании. Чтобы никто не мешал, работали по ночам. В павильоне было около четырёх градусов мороза, вода холодная, студия не топилась по-настоящему, и когда обливали водой, дождь делали, то были добавочные костюмы, дублировались, чтобы переодеваться. Это были невероятно сложные условия.



Никто никогда не жаловался, мы все были вместе. И эта общая вера и в победу, и в друг друга, никогда не испытывали горечи и, между прочим, одиночества, простите, которую можно испытать сейчас. Я никогда не хотела бы, чтобы то, что было, вернулось, я не буду уточнять что, слишком много это уточнено и в литературе, и в кино. Я бы не хотела: это было время, которое не должно возвращаться. Но вот эта общая вера в друг друга и общее желание победы всем вместе, оно, конечно, было цементом нашей жизни. Бронепоезд, который встречают Кудряшов и Варя, был настоящий, самолет был настоящий, и девушки-зенитчицы были самыми настоящими девушками-зенитчицами… Это же было, чёрт возьми! И всё это побеждало. Я никогда не была членом партии, и я всегда говорила, что моя партия — человечность».



Самойлов и Любезнов по ходу съемок похудели так, что невозможно было монтировать картину, настолько это бросалось в глаза. Ведь продовольствием актеров никто по началу не снабжал. Играли голодные, но верящие в победу люди. А в сцене боя Самойлову пришлось стрелять из настоящего автомата, боевыми патронами, поскольку киношный реквизит, стрелявший холостыми, всё время заедал. И всё это при 25 градусах мороза, под включёнными пропеллерами, создававшими вьюгу.



Вспоминает Евгений Самойлов: «Мы снимали этот фильм, особенно натурные съёмки такие весенние, на только что освобождённой от немцев Истре. Там была натура. Съёмки начинались очень рано и заканчивались очень поздно. Мы не считались ни со временем, ни с состоянием своего здоровья и всего, для того, чтобы этот фильм получился. У меня очень хорошие сложились дружеские взаимоотношения с Мариной Ладыниной, с Иваном Любезновым, с Тихоном Хренниковым. Если коснуться сейчас воспоминаний о том, как мы работали, то кроме ощущения радости, тепла и благодарности Ивану Александровичу Пырьеву, который снимал эту картину, у меня в сердце нет. Финальную сцену, встречу в шесть часов вечера после войны на мосту у Кремля, тоже снимали в павильоне. Художники сделали прекрасную декорацию. Но как передать радость этой встречи? Как снимать победу во время войны? Как бы мы её ни ждали, её ещё не было. Ведь ещё повсюду гибли люди…»



Мало кто знает, что по замыслу сценариста Виктора Гусева кинофильм должен был заканчиваться совсем не так как в итоге смонтировали. Сценарист приготовил сильнейший финал: Варя, героиня Ладыниной, во время краткой встречи с возлюбленным на полустанке вновь провожает его на фронт, после чего тут же на станции погибает под бомбами нацистского истребителя. И всё последующее лирическое свидание на фоне Кремля и ликующих толп, озарённых всполохами победного салюта, возникает в её меркнущем сознании.



Однако для Пырьева были вещи важнее высокой эстетики, он снимал фильм-заклинание, фильм-заклятие, как и стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Так что гибель героини не могла устроить ни режиссёра, ни зрителя. Финальный эпизод – видения героини – Пырьев перевёл в план уже свершившейся реальности, сняв встречу героев на фоне салюта победы за год до настоящего окончания войны. И зрители военного времени пережили сладостный шок, увидев на экране собственную материализованную мечту. Это вызывало потоки светлых грёз и давало надежду. Ради этого, считал Пырьев, стоило жертвовать высокой эстетикой.



Победу создатели фильма предсказали с абсолютной точностью – в мае. Василий Кудряшов и Варя Панкова встречаются на Каменном мосту в шесть часов вечера после войны. Варя держит в руках букет белой сирени, которая, как мы знаем, цветёт в мае.
«Фильм о победе вышел ещё во время войны, – вспоминала Ладынина, – и многие бойцы, подобно Василию Кудряшову, назначали заветные свидания с любимыми на Каменном мосту. А один солдат написал мне: "Теперь и помереть можно, всё-таки увидел конец войны…". В день, когда объявили об окончании войны, очень многие вечером пошли на Каменный мост именно под впечатлением от этого фильма.Тем, кто спрашивает, доснимали ли сцены салюта после Победы — нет».



После выхода картины на экраны зрителям особенно запомнилась песня, посвящённая артиллеристам, которая сопровождает этот фильм. Почему именно артиллеристам? Начиная с 42-го года, когда разгромили немцев под Сталинградом, там решающую роль в разгроме сыграла, безусловно, артиллерия. И вот после этого, когда Сталин назвал артиллерию «богом войны», были созданы артиллерийские корпуса прорыва, они обеспечивали взлом обороны противника. Зачастую к этому привлекались даже бронепоезда. Ну а песня «Артиллеристы! Сталин дал приказ. Артиллеристы! Зовет Отчизна нас…» была созвучна тому порыву, который в это время был на фронте. Пели эту песню все: «За слезы наших матерей, за нашу Родину – огонь, огонь!»



Авторы, несмотря на вступительную песенность и обычный для Пырьева разворот в театральные позы на камеру, затронул одну из трагедийных сторон войны — огромное количество инвалидов (а в первые годы войны резали конечности в таком количестве, что даже специальное постановление вышло о необходимости бороться за сохранение полноценности солдат, а не резать без разбору).



Премьера: 16 ноября 1944. Картина вышла за полгода до 9 мая 1945 года. Лидер проката в 1944 году – фильм посмотрели 26,1 млн зрителей. Автор сценария Виктор Гусев не дожил до премьеры фильма. Он умер 23 января 44-го года. Ему едва исполнилось 35 лет. За фильм «В 6 часов вечера после войны» Сталинской премии II степени в 1946 году удостоены: Виктор Гусев, Марина Ладынина, Иван Любезнов, Иван Пырьев, Евгений Самойлов, Тихон Хренников.



В 1969 году картина была восстановлена на «Мосфильме», при этом она была сокращена на 10 минут из-за того, что цензоры удалили из неё все упоминания о Сталине и вырезали эпизоды, где в кадр попадали его портреты. Кроме того, были заменены титры и частично переозвучены некоторые сцены. Картина была перемонтирована (например, эпизод из середины фильма попал в его начало). В оригинальной версии песни исполняли непосредственно актёры Самойлов и Любезнов. В версии 1969 года заметно, что песни (за исключением марша ариллеристов и песни защитников Москвы) были переозвучены. Из соображений политкорректности во фразе «Убивайте скорее всех немцев» последнее слово заменили на «фашистов», а в припеве «Марша артиллеристов» строчка «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» стала звучать как «Артиллеристы, точный дан приказ!», «Артиллеристы! Партии приказ…», но всё остальное осталось, и песня до сих пор жива.



На DVD записывается версия 1969 г., она же в основном показывается по ТВ. Вариант 50-х гг. (подрезанный, но с оригинальной фонограммой) был записан на видеокассете «Мастер Тэйп» в серии «Кинонаследие» и изредка попадается на ТВ. Оригинальная версия картины 1944 г. имеется в Госфильмофонде РФ, но современному зрителю она пока недоступна.



Песни из фильма:
«Казак уходил на войну». Слова В. М. Гусева, музыка Т. Н. Хренникова. Исполняют: Марина Ладынина с Е.Самойловым, хор.

«Прощание». Слова В. М. Гусева, музыка Т. Н. Хренникова. Исполняют: Марина Ладынина с Е. Самойловым, хор.

«Вот и всё, только несколько слов..». Слова В. М. Гусева, музыка Т. Н. Хренникова. Исполняет: Марина Ладынина (В 1969 году была вырезана из фильма).

«Но дело не в этом друзья». Слова В. М. Гусева, музыка Т. Н. Хренникова. Исполняют: Самойлов Е. и Любезнов И.

«Песня артиллеристов». Слова В. М. Гусева, музыка Т. Н. Хренникова. Исполняют: Е. Самойлов, И. Любезнов, хор и оркестр.

«Это русское слово - Москва». Слова В. М. Гусева, музыка Т. Н. Хренникова. Исполняют: Е. Самойлов, И. Любезнов.

«Марш защитников Москвы» («Песня защитников Москвы»). Музыка Бориса Мокроусова, слова Алексея Суркова.



Интересно, что название фильма перекликается со сценой прощания Швейка с сапёром Водичкой в романе Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: Швейк по пути на фронт договаривается встретиться с другом в пражской пивной «У чаши» «в шесть часов вечера после войны».


Скульптура «В 6 часов вечера после войны», Кемерово.