Весна (1947) смотреть онлайн


Лирическая комедия, тему которой сами герои определяют как «пробуждение весны в душе человека». Молодая артистка оперетты Вера Шатрова впервые снимается в кино — ей предстоит сыграть роль Ирины Никитиной, крупного ученого, руководительницы Института солнца. Благодаря удивительному сходству, Никитина и Шатрова постоянно оказываются в самых невероятных ситуациях и… каждая встречает свою любовь.

Продолжительность: 104 мин.
Жанр: Комедия, Мелодрама, Мюзикл.
Страна: СССР.
Кинокомпании: Мосфильм.
Режиссер: Григорий Александров.
Сценарий: Григорий Александров, Александр Раскин … »
Продюсеры: R. Amiradjibi, Павел Блюменфилд … »
Оператор: Юрий Екельчик.
Композитор: Исаак Дунаевский.
Костюмы: Константин Ефимов, В. Лещев … »

В ролях: Любовь Орлова, Николай Черкасов, Николай Коновалов, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Борис Петкер, Михаил Сидоркин, Рина Зеленая, Татьяна Гурецкая, Василий Зайчиков, Аркадий Цинман, Валентина Телегина, Михаил Трояновский, Георгий Юматов, Гарэн Жуковская … »









"Весна" — советский кинофильм в жанре музыкальной комедии, снятый в 1947 году режиссёром Григорием Александровым. Композитор – Исаак Дунаевский.



В отдельных изданиях, посвященных кинематографу, наиболее сильным фильмом Александрова считают именно "Весну". Фильм называют предтечей постмодернизма, указывая, что он повлиял на отдельные постановки Феллини, Антониони и Вендерса. Фильм был отмечен призами на Венецианском фестивале 1947 года(Л.Орлова также получила приз), в Локарно, Лейдене и пр. Если предыдущие постановки Александова были в какой-то мере подражательными, то эта - именно авторская.

Актёры и роли-


Любовь Орлова
Никитина/ Шатрова


Н. Черкасов (II)
Громов


Николай Коновалов
Мухин


Михаил Сидоркин
Рощин


Василий Зайчиков
Мельников


Ростислав Плятт
Бубенцов


Ф. Раневская
Марг. Львовна


Рина Зелёная
«гримерша»


Борис Петкер
директор театра


Т. Гурецкая
асс. режиссера


Г. Жуковская
прима оперетты


Борис Свобода
эпизод


В. Телегина
н/ сотрудник


М. Трояновский
н/ сотрудник


А. Цинман
н/ сотрудник


В. Голубин
эпизод


Н. Казанцева
эпизод


В. Красовицкая
эпизод


А. Хвыля
актер


Георгий Юматов
асс. гримера


Мария Яроцкая
тетя Паша




Почти голливудская по духу комедия о двойниках, внешне совершенно одинаковых женщинах, которые случайно меняются местами: легкомысленная актриска оказывается в Институте Солнца и проводит там собрание, а строгая дама- академик — на киностудии и должна сыграть в кино роль самой себя. Безусловно, две героини не могут не встретиться, и в самом смешном эпизоде фильма домработница Маргарита Львовна (Фаина Раневская), увидев сразу двух своих хозяек, думает, что сошла с ума, и вызывает «скорую» больному Льву Маргаритовичу. Воздушную, радостную и одновременно шизофреническую атмосферу фильма можно считать памятником уходящей сталинской эпохе.



Но этот фильм называют еще и символом безграничной любви Григория Александрова к Любови Орловой: режиссер так любил свою жену, что одной Орловой в фильме ему было мало. В комедии Григория Александрова «Весна» Любовь Орлова сыграла две главные роли. Легкомысленной артистки Шатровой и строгой ученой дамы Никитиной.





Начиналась работа над фильмом так. В 1946 году актер Николай Черкасов с женой Ниной приехал в Москву. Режиссер Григорий Александров пригласил их к себе на дачу во Внуково. Туда же приехал и композитор Исаак Дунаевский. Когда вся компания устроилась у камина, Александров предложил Черкасову прочитать сценарий фильма «Весна» и присмотреться к роли режиссера. Тот прочитал и сказал: «Мне здесь играть нечего».



Позже на эту роль пробовались Борис Бабочкин, Борис Тенин, последний даже начал сниматься. Но однажды, когда уже в гости к Черкасовым пришли Любовь Орлова с Александровым, режиссер вновь вернулся к этому разговору: «По-моему, мне удалось подогнать роль под тебя. Человек, который никогда ни в кого не влюблялся, вдруг…»
– Я же не из пластилина сделан, меня нельзя «подогнать» под любовника, – возмутился Черкасов.



Орлова слушала его, расстраиваясь, а потом полушутя-полусерьезно встала перед Черкасовым на колени: – Ни один актер не сыграет так, как нам нужно! А Гриша и вы сделаете из этого материала чудо! Мы будем снимать в Праге во время вашего отпуска в театре, вы можете взять Нину Николаевну с собой… Так и случилось.



Фаина Раневская дружила с Орловой не одно десятилетие, однако впервые они снялись вместе только в «Весне». Фаина Георгиевна вспоминала: «Я была безумно благодарна им, что они меня взяли на те съемки, что шли в Праге, на «Баррандове» – бывшей немецкой студии… Тогда ее хотели превратить в филиал «Мосфильма», оснащенный самой лучшей техникой и роскошными павильонами… А я впервые попала за границу – повидала брата, с которым не виделась почти тридцать лет…»



По сценарию Маргарите Львовне – героине Раневской – отводился один эпизод: она подавала завтрак своей знаменитой племяннице. Но режиссер, приглашая актрису на съемки, сказал ей: «Можете сделать себе роль». И она сделала. Наибольшее восхищение публики вызывали сцены Раневской с Пляттом, особенно знаменитый кульбит на лестнице а также фразы Маргариты Львовны «Я возьму с собой «Идиота», чтобы не скучать в троллейбусе!», разговор по телефону: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович. Маргарит Львович…» Кстати, этот текст придумала сама Фаина Георгиевна.



А вот знаменитая фраза «красота – это страшная сила», которую считают чуть ли не главным афоризмом Раневской, ей как раз не принадлежит. Эти слова еще в 1883 году написал поэт Семен Надсон в стихотворении «Дурнушка»:

Бедный ребенок – она некрасива!
То-то и в школе, и дома она
Так несмела, так всегда молчалива,
Так не по-детски тиха и грустна.
Зло над тобою судьба подшутила:
Острою мыслью и чуткой душой
Щедро дурнушку она наделила, –
Не наделила одним – красотой…
Ах, красота – это страшная сила…



Рина Зеленая буквально уговорила Григория Александрова отдать ей мужскую роль гримера в комедии "Весна", актриса переписала ее на женскую, нужно ли говорить, что это одна из ярких и любимых зрителями ролей в фильме. Именно Зелёная экспромтом выдала уморную фразу: "Такие губы сейчас не носят".



Интересные факты-

* фильм снят по мотивам представления для мюзик-холла «Звезда экрана» Раскина и Слободского.

* этот фильм – кинематографический дебют Георгия Юматова.

* профессию «синего чулка» Никитиной – директор Института солнечной энергии – придумал консультант картины академик Петр Капица. За солнечной в фильме угадывалась атомная энергия.

* на Международном кинофестивале в Венеции в 1947 году Любовь Орлова разделила премию за лучшую женскую роль с Ингрид Бергман.

* в фильме «Весна» впервые в качестве заставки киностудии «Мосфильм» использовали скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».



Крылатые фразы-

* А что вам больше всего во мне нравится?
– Жилплощадь!
– Что? Что вы сказали?
– Ну, что-что, я хотел сказать: глазки, ясно?

* Видала я ваши картины! Вам нужны не факты, а эффекты! Штуки, трюки, побасенки!

* Где бы ни работать, только бы не работать!



* Губы такие уже не носят. Это нужно будет что-нибудь подобрать.

* И это ничтожество я почти любила!

* Каждому не вредно знать, что о нем думают на самом деле.

* Красота – это страшная сила!

* Ничего особенного. Я сошла с ума.

* Я думаю, одна из нас понравилась.

* Я сделала перманент, я покрасилась красным стрептоцидом.



* Открытия, открытия! Они без меня банки консервов не откроют.

«Где бы ни работать, только бы не работать!»

«Пифагоровы штаны на все стороны равны»

«Меня уволили из учёных, но не выгоняйте меня из своего сердца»

«Боже, как я погорел!»

"И главное дело - они хотят меня отправить в отпуск. Как-будто я могу вот с такими нервами в отпуск!"