ПРОРОЧЕСТВА
В русской истории
и преданиях он известен под именем Авель Вещий. На самом деле его крестьянская
фамилия - Василий Васильев. Как повествует "Житие и страдания отца и
монаха Авеля", впервые напечатанное в "Русской старине"
за 1875 год, родился он в 1755 году в Алексинском уезде Тульской губернии.
Кстати, там же были напечатаны и выдержки из писем и "зело престрашных
книг" и даже некоторые рисунки из них.
В энциклопедии Брокгауза и Ефрона сообщается несколько иначе: ": монах-предсказатель.
Происхождения крестьянского. За свои предсказания (дней и даже часов смерти
Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы) многократно
попадал в крепость и тюрьмы, а всего провёл в заточении около 20 лет. По приказанию
императора Николая I Авель заточён был в Спасо-Евфимиевский монастырь, где
и умер в 1841 году".
Сказано немного, но даже в этой краткой справке поражает то, что вещий
монах сумел предсказать не только день, но и час смерти Екатерины II и
Павла I. Это что-то сверхудивительное. Откуда такой дар у бывшего крестьянина,
коновала? Авель говорил, что его занимало с самого детства не его ремесло.
А весь мир Божий, Божественное в нём и в судьбах людей. И хотя Авель был человек
"простой, без всякого научения", повлекло его в странствия по всем
святым местам Руси. Человек невиданной внешности, с сумрачным лицом, замкнутый
на себя, он, однако, умел слушать речения старцев, калик перехожих, юродивых
и юродиц. Сердце его как бы духовно намагничивалось речами и предсказаниями,
климат "мистической эпохи" начала его скитальческих лет был перенасыщен
подаваемыми Богом знаками и знамениями.
А теперь обратимся к записям 1909 года С. А. Нилуса. Вот что он пишет об Авеле:
"Стал он странствовать по России, а потом поселился в Валаамском монастыре,
но прожил там только год и затем "взем от игумена благословение и отыде
в пустыню", где начал "труды к трудом и подвиги к подвигом прилагати":
"Попусти Господь Бог на него искусы великие и превеликие. Множество тёмных
духов нападаше нань". Всё это преодолел Авель, и за то "сказа ему
безвестная и тайная Господь" о том, что будет всему миру. С того времени
и стал Авель пророчествовать. Вернулся в Валаамский монастырь, но, прожив
там недолго, стал переходить из монастыря в монастырь, пока не поселился в
Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, на Волге. Там он написал
свою первую книгу, "мудрую и премудрую":
Читая эти записи, понимаешь, что молодому иноку было явлено откровение. Человечество
и Бог не отделены друг от друга неприступной стеной: отсюда от нас исходят
молитвы, моления и покаяние, от Бога - Божья весть через пророчества блаженных
и избранных Господом.
С. Нилус далее повествует: "Книгу эту Авель показал настоятелю, а тот
его вместе с книгой проводил в консисторию. Из консистории его направили к
архиерею, а архиерей сказал Авелю: "Сия твоя книга написана смертною
казнию" и отослал книгу с автором в губернское правление. Губернатор,
ознакомившись с книгой, приказал Авеля заключить в острог. Из костромского
острога Авеля под караулом отправили в Петербург. Доложили о нём "главнокомандующему
Сената", генералу Самойлову. Тот прочел в книге, что пророк через год
предсказывает скоропостижную смерть царствующей тогда Екатерины II, ударил
его по лицу и сказал: "Как ты, злые глаза, смел писать такие слова на
земного бога?" Авель отвечал: "Меня научил секреты составлять Бог!"
Генерал подумал, что перед ним простой юродивый и посадил его в тюрьму, но
все-таки доложил о нем государыне.
В тюрьме Авель просидел около года, пока не скончалась Екатерина. Просидел
бы и больше, но книга его попалась на глаза князю Куракину, который был поражен
верностью предсказания и дал прочесть книгу императору Павлу I. Авеля освободили
и доставили во дворец к государю, который просил благословения прозорливца:
- Владыко, отче, благослови меня и весь дом мой, дабы твое благословение было
нам во благое.
Авель благословил. Государь спросил у него по секрету, что ему случится, а
затем поселил его в Невской Лавре. Но Авель скоро оттуда ушел в Валаамский
монастырь и там написал вторую книгу, подобную первой. Показал ее казначею,
а тот ее отправил к петербургскому митрополиту. Митрополит книгу прочел и
отправил в "секретную палату, где совершаются важные секреты и государственные
документы". Доложил о книге государю, который увидел в книге пророчество
о своей скорой трагической кончине. И Вещего Авеля снова заключили в Петропавловскую
крепость.
В Петропавловской крепости Авель просидел около года, пока не умер согласно
предсказанию император Павел I. После его смерти Авеля выпустили, но не на
свободу, а под присмотр в Соловецкий монастырь уже по приказанию императора
Александра I.
Потом Авель получил полную свободу, но пользовался ею недолго. Написал третью
книгу, в которой предсказал, что Москва будет взята в 1812 году французами
и сожжена. Высшие власти осведомились об этом предсказании и посадили Авеля
в Соловецкую тюрьму.
В Соловецкой тюрьме, в ужасных условиях, Авелю пришлось сидеть 10 лет и 10
месяцев.
Москва, как было предсказано, всё же была взята Наполеоном, а в сентябре 1812
года Александр I вспомнил об Авеле и повелел князю Голицыну написать в Соловки
приказ освободить Авеля.
Потом Авель стал
опять ходить по монастырям, пока не был, в царствование уже Николая Павловича,
пойман по распоряжению властей и заточен в Спасо-Евфимиевский монастырь в
Суздале, где, по всей вероятности, и скончался.
Самое загадочное и вещее предсказание Авеля, конечно же, предсказание Павлу
I о Доме Романовых и судьбах державы Российской на сто лет вперёд, то есть
до времён праправнука его, каковым и является последний русский император
Николай II.
Вот как повествует об этом в своём "историческом сказании" "Вещий
инок", изданном в 1930 году, Кирибеевич (П. Н. Шабельский-Борк):
"Императору сразу полюбился этот, весь овеянный смирением, постом и молитвою,
загадочный инок. О прозорливости его давно шла широкая молва... Ведомо было
Императору Павлу Петровичу и то, как Авель точно предрёк день кончины его
Августейшей Родительницы, ныне в Бозе почивающей Государыни Императрицы Екатерины
Алексеевны. И вчерашнего дня, когда речь зашла о Вещем Авеле, Его Величество
повелеть соизволил завтра же нарочито доставить его в Гатчинский дворец, в
коем имел пребывание Двор".
На вопрос Павла Петровича: "Что скажешь ты о моём царствовании и судьбе
моей... назови поименно преемников моих, предреки их судьбу" Авель отвечал:
"Коротко будет царствие твое, и вижу я, грешный, лютый конец твой. На
Софрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину примешь, в опочивальне
своёй удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. В
Страстную Субботу погребут тебя... Число лет твоих подобно счёту букв изречения
на фронтоне твоего замка, в коем воистину обетование и о царственном доме
твоём: "Дому сему подобает твердыня Господня в долготу дней..."
Зрю в нём преждевременную гробницу твою, Благоверный Государь. И резиденцией
потомков твоих, как мыслишь, он не будет. О судьбе же державы Российской было
в молитве откровение мне о трёх лютых игах: татарском, польском и жидовском".
- Что? Святая Русь под игом жидовским? Не быть сему вовеки!...
- А где татары, Ваше Величество? Где поляки? И с игом жидовским тоже будет.
О том не печалься, батюшка-царь, христо-убийцы понесут своё...
- Что ждёт преемника моего, цесаревича Александра?
- Француз Москву при нём спалит...
Дойдя до Александра III, Вещий Авель сказал, что тот передаст престол Николаю
Второму, Иову Многострадальному (государь родился 6 мая в святой день Иова
Многострадального). На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет
народом своим, как некогда Сын Божий.
- Прадед мой, Пётр Великий, о судьбе моей говорил то же, что и ты. Почитаю
и я за благо о всём, что ныне прорёк мне о потомке моём, Николае II, предварить
его, дабы перед ним открылась книга судеб. Да ведает праправнук свой крестный
путь, славу страстей и долготерпения своего... - заявил император Павел.
И, вложив предсказание Авеля в конверт, на оном собственноручно начертать
соизволил: "Вскрыть Потомку Нашему в столетний день Моей кончины".
Ровно сто лет спустя, 2 марта 1901 года, в столетнюю годовщину мученической
смерти державного прапрадеда своего государь Николай II в сопровождении двора
и барона Фредерикса прибыл в Гатчинский дворец, чтобы исполнить волю своего
предка. Отслужив панихиду, государь император вскрыл ларец и несколько раз
прочитал сказание Авеля Вещего о судьбе своей и России. Он уже знал свою терновую
судьбу, знал, что недаром родился в день Иова Многострадального... Его сердце
чуяло и тот проклятый чёрный год, когда он будет обманут, предан и оставлен
всеми"...
Всё это совпадало и с остережением Серафима Саровского в рукописи,
переданной Александру I (было всего 10 экземпляров), и с известными словами
блаженной Прасковьи Дивеевской: "Государь, сойди с престола Сам!.."
Судя по письмам к Потёмкиной ("Русская старина", 1875 г.), Авель
- человек ученый, чувствительный, многоразумный. Круг его интересов глубок
и обширен, и всё же он человек, одержимый предсказательством. Во все свои
годы тюрем и странствий он пишет пророческие книги на каждое царствие и о
грядущем приходе антихриста. Вот какие выписки и выводы из этих писем и "других
источников" сделал С. Нилус: "Монах Авель жил во второй половине
XVIII века и в первой XIX. О нём в исторических материалах сохранилось свидетельство,
как о прозорливце, предсказавшем крупные государственные события своего времени...
Авель имел многих почитателей между современной ему знатью. Между прочим,
он находился в переписке с Параскевой Андреевной Потёмкиной. На одно её письмо
с просьбой открыть ей будущее Авель ответил так: "Сказано, ежели монах
Авель пророчествовать вслух людям или кому писать на хартиях, то брать тех
людей под секрет и самого Авеля и держать их в тюрьмах или острогах под крепкою
стражею"... "Я согласился, - пишет далее Авель. - Ныне лучше ничего
не знать, да быть на воле, а ежели знать, то быть в тюрьмах и под неволею".
Жизнь и пророчества Авеля говорят об особом упорном даре монаха, его неуступчивой
правдивости. Он был в своих пророчествах по-русски прям и прост, по сути,
он вещал, а не гадал и не прикидывал о будущем. Оттого и остался он в русской
памяти Вещим Авелем.
Владимир Цыбин.
РОКОВЫЕ ПРОРОЧЕСТВА МОНАХА АВЕЛЯ
Авель, знаменитый монах, получивший прозвище «Вещий», предсказавший падение дома Романовых, до сих пор остается весьма загадочной личностью. Он расписал «от и до» всю историю государства Российского, революцию, гражданскую войну, Великую Отечественную и так далее. В пересказанных диалогах с царственными особами и в отрывках из «книг» Авель называл имена и практически точные даты, что обычно нехарактерно для пророков. Как он делал свои предсказания и, главное, что ещё осталось неизвестным нам, потомкам? Ожидает ли Россию счастливое будущее, или…
Монах Авель, в миру — Василий Васильев. Родился он 18 марта 1757 года в деревне Акулово Тульской области в семье крестьянина, работал плотником, женился, потом бросил жену и детей и бежал в монастырь, в Валаамскую обитель, где в 1785 году принял постриг. Вскоре он покинул монастырь, некоторое время скитался по миру, затем нашёл новое убежище в Николо- Бабаевском монастыре Костромской епархии.
Биография Авеля известна очень хорошо, потому что все его перемещения зафиксированы в церковных книгах и уголовных делах. Пришёл тогда-то, ушёл тогда-то, пострижен тогда-то — никаких сомнений не возникает. Велика уверенность и в том, что он в самом деле писал какие-то книги, хотя ни одна целиком до нашего времени не дошла.
Вообще, приключений в жизни Авеля было множество. Он сменил за свою жизнь как минимум шесть монастырей и десяток тюрем. Потому что за каждое успешное предсказание власти считали необходимым посадить несдержанного на язык монаха под замок.
Екатерина II
Так, в 1796 году он написал небольшую книгу, в которой, в числе прочего, утверждал, что Екатерина II скончается в начале ноября, после чего догадался показать документ настоятелю Николо-Бабаевского монастыря. Тот передал «дело» епископу Костромскому и Галицкому Павлу. Последний за богохульные дела (объявление себя ясновидцем) Авеля расстриг, а затем, не зная, что делать с новоявленным пророком, сдал его губернатору Костромской области. В итоге дело дошло до самой императрицы, которая за такие слова личным указом предписала посадить Василия в Шлиссельбургский «Орешек».
6 ноября 1796 года Екатерина II умерла. Новый генерал-прокурор Сената Куракин, разбирая документы своего предшественника, наткнулся на «книгу предсказаний», приказал освободить вещего монаха и привёл его лично к императору Павлу I. Последнему Василий понравился. Неизвестно, о чём они беседовали, но уже 14 декабря по личному указу Павла расстригу освобождают ото всех обвинений и разрешают снова постричься в монахи. Он отправляется на Валаам, где тут же пишет новую «книгу предсказаний», в которой точно указывает дату смерти самого Павла.
Павел I
История повторилась один в один. Авель показал предсказание настоятелю, тот передал его светским властям, и 12 мая 1800 года Авель по личному приказу императора был заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Все указы, кстати, сохранились, поэтому и здесь приключения монаха отследить несложно. После гибели Павла в 1801 году монаха выпустили и отправили на Соловки без права покидать монастырь.
Война 1812 года
На Соловках Авель снова не удержался и написал очередное предсказание о том, что спустя десять лет, в 1812 году, Москва будет взята французскими войсками. История повторилась: на этот раз император Александр I личным указом отправил неугомонного пророка в островную тюрьму Соловков, где тот и прожил все десять лет. Ровнёхонько до вторжения Наполеона. Александр был вынужден отменить наказание монаха и освободить его из заточения.
В октябре 1812 года Александр I повелел «...непременно монаха Авеля выпустить из Соловецкого монастыря и дать ему паспорт во все российские города и монастыри. И чтобы он всем был доволен, платьем и деньгами». С этого времени начинается благоденствие Авеля. Он становится знаменит. Высшие чиновники, графы и князья едут к нему за предсказаниями. Некоторых он даже облагодетельствует.
Его чествует семейство Потёмкиных и другие известные семьи. От рисковых предсказаний он удерживается вплоть до 1826 года, когда он в очередной раз по глупости предрёк нехорошее будущее новоявленному императору Николаю I.
Николай I
Тот отправил его в арестантское отделение Суздальского Спасо- Евфимьевского монастыря. В тюрьмах Авель провёл всю оставшуюся жизнь и скончался в 1841 году.
Гибель династии 1918 года
Существует версия, по которой часть посланий, которые Авель предназначал потомкам, царь Павел I запечатал в сундуке. Сохранились воспоминания обер-камерфрау Герингер в которых говорится о том, что в 1901 году царская чета Николая II отправилась в Гатчину для того, чтобы вскрыть какую-то семейную тайну. Но когда они вернулись, были очень расстроены, а царь стал все чаще упоминать 1918 год.
Авель предрекал конец царской династии именно в 1918 году, он говорил о том, что Николай будет принесен в жертву за все безрассудство народа. Известно также, то в 1903 году царю был передан запечатанный конверт с предсказаниями Серафима Саровского. После прочтения этого письма государь долго «сокрушался и плакал».
Возможно, именно этой чередой печальных предсказаний можно объяснить апатию Николая II в последние годы жизни — он знал о своей судьбе. Авель точно предсказывал даты царствования и смерти многих русских царей.
Николай II с семьей. Фото: Scherl
«Безбожное иго»
Именно в беседах с Павлом I Авель открывал царю судьбу России. Он предрек многострадальную смерть Николаю II. Но то, что старец видел после кончины императора, заставляло его горевать и плакать. В пророчестве Авель говорит о том, что реки крови разольются по всей России. «Брат на брата восстанет».
Также Авель говорит о правителе, который будет закрывать и разорять церкви, истреблять веру.
По словам провидца, все, что будет в это время происходить в России — это «попущение Божие». Все невзгоды и беды, которые потрясут государство будут даны народу в наказание за то, что они отреклись от царя своего. Но это еще не все несчастья, на Западе «Новый Батый поднимет руку» и будет одна война хуже другой.
Сейчас мы понимаем, что Авель предсказывал Первую и Вторую мировые войны. При этом старец утверждал и то, что народ «промеж огня и пламени» не истребится и одержит победу над всеми невзгодами.
Анастасия Романова
По предсказаниям Авеля, не вся царская семья должна была погибнуть. Он предсказывал, что ребенок, который родится в 1901 году, т.е. Анастасия Романова, должна будет спасти Россию, стоящую на пороге разрухи и нищеты. Авель переводил имя Анастасии как «Воскресшая» (по-гречески Анастасия значит «воскрешенная»), по его мнению даже имя этой девушки носило символический характер.
Княжна Анастасия.
Авель советовал правителям России закладывать деньги и имущество в западные «Храны» для того, чтобы потом именно эти средства «возродили Россию и сделали её процветающей страной». В семье Романовых знали об этом предсказании и с самого детства Анастасию растили как ребенка, который должен спасти Отечество.
Конец света
Авель предсказывает, что беды на Руси прекратятся, когда возглавит государство «избранник Божий», а народ русский сам «учует» и поймет, что этот человек появился. Также провидец говорит о том, что «имя его трикратно суждено Истории Российской».
Однако, Авель предрекает и то, что будет и два самозванца, которые смогут воссесть на «престол», но не «царский». «Царский престол» уготован лишь избранному Богом правителю, в котором «Спасение и счастье державы российской». Предсказатель также предрекает грядущее великое России, распространение православной веры. Авель предупреждает: «Великая судьба предназначена России». Однако имя этого спасительного государя старец не открыл, сказав о том, что нельзя говорить о нем, пока время не пришло «страха темной силы ради».
Все пророчества предсказателя Авеля заканчиваются 2896 годом, когда и должен, по его мнению, наступить Конец света.
По Авелю был заведён ряд уголовных дел. В качестве доказательств были приобщены к делам пять «книг», то есть сшитых тетрадей с предсказаниями по 40-50 листов в каждой. Существует ряд указов — то о заключении Авеля в тюрьму, то об освобождении. Ни одной книги до нашего времени не дошло, но переписанные в другие документы отрывки поражают.
Пожалуй, история Авеля — самая странная. Жизнь его известна практически по дням, предсказания его зафиксированы, и они точны. Кем был Авель? Умелым мошенником? Настоящим прорицателем? История не знает ответа.
В содержание | Наверх