Путь к Богу. Осознанность и созерцание. Мистическое сердце.



СВЕТ 228 (600x450, 94Kb)
Энтони де Мелло "Садхана: Путь к Богу"


Книга не может заменить личный духовный опыт. Но она послужит хорошим толчком и, конечно, принесет пользу как вам лично, так и вашей группе (единомышленников).

Я посвящаю эту книгу святой Деве Марии, которая всегда являлась для меня объектом созерцания. Убежден, что только благодаря Ее заступничеству я сам и те, кого я наставлял в молитве, смогли снискать милость Божью. Мой первый совет: если вы хотите преуспеть в практике созерцания, ищите покровительства Девы Марии и просите Ее заступничества.

Благодаря Деве Марии на вас снизойдет Святой Дух, точно так же, как это происходило при Благовещении и на Пятидесятницу, когда Она молилась с апостолами. Если Она будет молиться за вас и вместе с вами, вы, без сомнения, будете счастливы.


Осознание.


Упражнение 1: Сокровище безмолвия.

«В безмолвии — величайшее откровение», — говорит Лао-цзы. Мы полагаем, что откровение содержится в Писании. Так оно и есть. Однако сейчас я хочу, чтобы вы получили откровение, которое сокрыто в безмолвии.

Чтобы постичь откровение, которое содержится в Писании, нужно раскрыться навстречу Писанию. Чтобы постичь откровение, сокрытое в безмолвии, следует раскрыться для безмолвия. Давайте попробуем это сделать при помощи первого упражнения.

Примете удобную позу... Закройте глаза...

Сейчас я собираюсь пригласить вас побыть в тишине в течение десяти минут. Сначала постарайтесь достичь тишины — той глубины внутреннего безмолвия, которая только возможна для сердца и ума. И, достигнув безмолвия, раскройтесь навстречу откровению, которое оно несет.

Через десять минут я попрошу вас открыть глаза и рассказать, что вы делали и что вы при этом испытывали...

Сообщая о том, что с вами происходило, расскажите, какие усилия вы прилагали, чтобы достичь внутреннего безмолвия, и насколько это у вас получилось. Если сможете, опишите свое состояние. Что вы испытывали? Что вы чувствовали и о чем думали во время упражнения?

Опыт, получаемый людьми в процессе выполнения этого упражнения, бесконечно разнообразен. Некоторые обнаруживают, к своему удивлению, что им не удается погрузиться в безмолвие; они не могут прекратить блуждание ума или утихомирить смятение чувств в сердце. Другие подходят к самому порогу безмолвия, однако в какой-то момент их охватывает паника, и они
возвращаются обратно. Воистину, безмолвие может быть пугающим.

Возможная неудача не повод для того, чтобы сдаться. Убедиться в том, что мысли блуждают, — уже откровение, не правда ли? Знать об этом теоретически — мало. Вам потребуется некоторое время, чтобы испытать блуждание своего ума и осознать, как именно он блуждает. Именно это становится откровением.

Есть еще нечто такое, что должно вас подбодрить. Сам факт того, что вы осознали блуждание своего ума, свое душевное смятение, свою неспособность пребывать в покое, доказывает, что в действительности в вас есть хотя бы проблеск безмолвия, — по крайней мере, этого безмолвия достаточно, чтобы вы могли осознавать все вышеупомянутое.

Закройте глаза и осознавайте блуждание своего ума... в течение двух минут. Затем ощутите безмолвие, которое дает вам возможность осознавать блуждание ума... потому что осознать блуждание ума может лишь тот, кто пребывает в безмолвии.

Именно на этом мы будем строить все последующие упражнения. Погружаясь в безмолвие все глубже и глубже, вы будете все больше и больше познавать себя.

Точнее говоря, вы обретете себя в безмолвии. Таково откровение — вам откроется ваше Истинное Я. Это откровение даст вам то, чего не купишь ни за какие деньги, — мудрость, спокойствие, радость, Бога.

Если вы действительно желаете получить все это, не следует ограничиваться одними разговорами. Необходима внутренняя работа. Так что прямо сейчас беритесь за дело.

Закройте глаза... Погружайтесь в безмолвие в течение пяти минут...

Заканчивая упражнение, спросите себя, удалось ли вам достичь успеха на этот раз. Открыло ли вам Безмолвие нечто такое, чего вы не заметили при первой попытке?
Не ищите в безмолвии ни вдохновения, ни видений, ни каких-то сияющих огней. Вообще ничего не ищите. Ограничьтесь созерцанием того, что всплывает в вашем сознании.

Возможно, вы будете сознавать, что ваши руки холодные и липкие и что вам очень хочется сменить позу, или вы не ощутите ничего, кроме беспокойства о своем здоровье. Важно не содержимое вашего сознания, а сам процесс созерцания. Чем больше вы сосредоточены, тем глубже вам удастся погрузиться в безмолвие. И тогда вы почувствуете перемену. Вы обнаружите, что откровение есть нечто большее, чем знание. Откровение — это некая таинственная сила, ведущая к духовной трансформации.


Упражнение 2: Телесные ощущения

Примите удобную позу, расслабьтесь... Закройте глаза...

Сейчас я попрошу вас осознать те телесные ощущения, на которые вы обычно не обращаете внимания.

Почувствуйте, как одежда прикасается к вашим плечам...
Теперь почувствуйте, как одежда прикасается к спине... и как спина прикасается к спинке стула... Почувствуйте, как соприкасаются ваши руки, лежащие на коленях...
Почувствуйте, как ягодицы прижимаются к сиденью...
Теперь сосредоточьтесь на подошвах ног, ощутите обувь...
Еще раз: плечи... спина... правая рука... левая рука... бедра... ступни... И еще раз: плечи... спина... правая рука... левая рука... правое бедро... левое бедро... левая ступня... правая ступня...

Продолжайте выполнять данное упражнение самостоятельно, поочередно сосредоточиваясь на
различных частях тела... не больше чем на пару секунд...

Вы можете сосредоточиваться на тех частях тела, которые я назвал, либо же следовать собственному выбору, например: голова, шея, руки, грудь, живот... Важно, чтобы вы не просто представили себе что-то, а действительно ощутили свое тело, переключаясь с одной его части
на другую... Через пять минут я прошу вас закончить упражнение и открыть глаза.

Это простое упражнение на релаксацию. Когда я впервые предлагаю его, некоторые люди настолько расслабляются, что даже засыпают! Один из величайших врагов молящегося — нервное напряжение. Данное упражнение помогает с ним справиться. Механизм действия упражнения прост: вы расслабляетесь, когда обращаетесь к своим ощущениям, когда вы, насколько возможно, сосредоточиваетесь на собственном теле, на звуках вокруг, на своем дыхании, на вкусовых ощущениях во рту.

Люди живут преимущественно в собственной голове, они погружены в фантазии и мысли и потому не осознают своих чувств. В результате многие из нас очень редко бывают в настоящем. Человек почти все время находится либо в прошлом, либо в будущем. В прошлом — сожалея о
некогда совершенных ошибках, коря себя за неудачи, гордясь собственными успехами, страдая от обиды на окружающих. В будущем — страшась возможных невзгод, предвкушая какие-то радостные события, мечтая о грядущих победах.

Извлекать пользу из прошлого опыта, черпать силы в счастливых воспоминаниях, предугадывать будущее, чтобы реалистично планировать свою жизнь, — все это ценные навыки, в том случае, если вы не теряете связь с настоящим. Однако, если вы хотите преуспеть в молитве, вам придется развивать свою способность пребывать «здесь и сейчас». И лучший способ вернуться в «здесь и сейчас» — переключиться с головы на свои телесные ощущения.

Почувствуйте, насколько тепло или же, наоборот, прохладно вокруг. Ощутите, как легкий ветерок ласкает ваше тело, как жаркие солнечные лучи касаются кожи.
Осознанно осязайте фактуру поверхности и температуру того предмета, к которому вы прикоснулись... и тогда произойдет нечто.

Обращаясь к настоящему, вы оживаете. Если вы из
тех людей, которые не могут избавиться от тревоги о будущем или без конца винят себя за прошлые грехи, то, овладев техникой осознания своих ощущений, вы убедитесь, сколь много она может вам дать.

Теперь несколько слов о голове. Должен сказать, что это не лучшее место для молитвы. Можно начать молиться в голове, но если молитва задерживается там слишком долго и не переходит в сердце, она становится нудной, скучной и постепенно иссякает. Вы должны научиться искусству перехода от мыслей и внутреннего диалога с самим собой в мир ощущений. Именно в этом живом и чувственно воспринимаемом мире рождается созерцание, именно здесь молитва превращается в неиссякающий источник радости и душевного покоя и становится той силой, которая
трансформирует вас.

Не исключено, что некоторые из вас, выполняя данное упражнение, ощутят не расслабленность и покой, а возросшее напряжение. Если это произошло с вами, просто осознавайте происходящее. Вы напряжены? Наблюдайте, какая часть вашего тела сейчас напряжена. На что
это похоже? Как вы это делаете? Я бы хотел еще раз подчеркнуть: это упражнение не на мышление, а на ощущения и чувства.

Есть люди, которые попросту не способны почувствовать свои руки или ноги. Эти люди воссоздают ментальные образы своих конечностей — их размер, форму, расположение в пространстве и не более того. Они не чувствуют себя, а создают картинки в уме.

Лучший способ убедиться в том, что вы не принимаете картинки за чувственный опыт, — находить как можно больше ощущений в каждой части своего тела: в плечах, спине, бедрах, руках, ногах. Скорее всего, поначалу вы обнаружите, что чувствуете лишь малую часть
поверхности своих конечностей. Вероятно, вы вообще не будете ощущать достаточно обширные участки своего тела, поскольку ваша способность к осязанию подавлена слишком бурной деятельностью головы. На поверхности кожи ежесекундно происходят триллионы биохимических
реакций. Все они сопровождаются теми или иными ощущениями. Но вы почти ничего не чувствуете! Вы вынудили себя не чувствовать — вероятно, из-за давным-давно забытых вами конфликтов, вследствие пережитых эмоциональных потрясений. Кроме того, ваше сознание,
восприятие, ваша способность к сосредоточению внимания все еще крайне неразвиты.

Позднее я объясню, каким образом это упражнение соотносится с созерцанием и молитвой. На данном этапе оно послужит средством, благодаря которому мы сможем расслабиться и обрести покой, без которого молитва невозможна.

Снова закройте глаза и обратитесь к ощущениям в разных частях своего тела... Очень важный момент. Не думайте о теле: «это — руки», «это —— ноги» или «это — спина».
Просто переходите от ощущения к ощущению, никак не называя ни часть тела, на которой в данный момент сосредоточено ваше внимание, ни то, что вы чувствуете.

Если вас охватило непреодолимое желание пошевелиться или поменять позу, не поддавайтесь. Просто осознавайте возникшую потребность и дискомфорт в теле, если он есть, который послужил ее причиной. Выполняйте данное упражнение в течение нескольких минут, и вы обретете покой. Не сосредоточивайтесь на нем. Продолжайте осознавать свои ощущения и позвольте покою самому о себе позаботиться.

Если что-то вас отвлекло, возвращайтесь к осознанию своих телесных ощущений. Перемещайте внимание от одного участка тела к другому до тех пор, пока ваши тело и ум не успокоятся. Покой — прелюдия к созерцанию. Но, повторяю, не пытайтесь сосредоточиться на самом покое, продолжайте выполнять упражнение.

Почему я особо предупреждаю, чтобы вы не сосредоточивались на ощущении покоя, несмотря на
то, что оно сопровождается расслаблением и приносит радость? Потому что вы рискуете впасть в легкий транс, а пребывание в трансе, если мы говорим о концентрации внимания, ничего вам не даст. Подобный самогипноз не имеет ничего общего ни с ясностью осознания, ни с
созерцанием. Поэтому важно, чтобы вы не пытались добиться покоя и внутреннего безмолвия намеренно,
чтобы, даже ощутив это состояние, вы не сосредоточивались на нем. Вы должны стремиться к
ясности осознания, а не впадать в транс. Позвольте ощущению покоя самому о себе позаботиться и старательно культивируйте осознание.

В какое-то мгновение покой целиком поглотит вас, и вы не сможете продолжать упражнение. Когда это произойдет, просто отдайтесь безмолвию.


Упражнение 3: Ощущения тела. Контроль мыслей.

Это упражнение усиливает эффект того, что вы делали ранее. Предыдущее упражнение могло показаться очень простым, возможно, настолько простым, что вы сейчас слегка разочарованы.

Созерцание действительно простая вещь. Чтобы добиться успеха в созерцании, вам вовсе не нужно делать что-либо сложное. Все очень просто, однако как раз в этом и заключается сложность. Смиритесь со скукой. Сопротивляйтесь соблазну искать нечто новое, стремитесь в глубину происходящего.

Чтобы добиться максимального эффекта от этого и от предыдущего упражнения, вам понадобится долгая практика. Мне довелось пробыть какое-то время в буддийском монастыре. Там мы ежедневно по двенадцать-четырнадцать часов концентрировались на дыхании — на воздухе, проходящем через ноздри. Никакого разнообразия, никаких новых волнующих впечатлений, ни единой мысли в голове! И еще я отчетливо помню, как мы провели целый день, фиксируя
ощущения в крошечной области между ноздрями и верхней губой! Большинство из нас билось над
этим часами, и лишь ценой неимоверных усилии мы начинали в конце концов ощущать эту упрямую
область.

Вы спросите, какое отношение все это имеет к молитве?Сейчас я могу ответить вам лишь так: не задавайте вопросов. Делайте то, что вам говорят, и в какой-то момент вы сами найдете ответ. Зачастую истина находится не в словах, не в объяснениях. Чаще всего ее можно найти только опытным путем. И потому с верой и упорством (воистину, вам потребуется и то и другое) приступайте к работе.

Когда вы найдете искомый ответ, вам не захочется отвечать на подобные вопросы. Они все сводятся к одному: «Покажи мне это». Что можно сказать в таких случаях? «Открой глаза и все увидь сам!» Так, вместо того, чтобы объяснять вам, как выглядит рассвет в горах, я
предпочел бы взойти вместе с вами ранним утром на горную вершину. «Придите и увидьте», — сказал Иисус двум ученикам, задававшим вопросы. Вот она — истинная мудрость!

Все величие рассвета в горах, и даже более того, сокрыто в одном, казалось бы, невзрачном упражнении, — часами осознавать ощущения собственного тела. Придите и увидьте! Если же у вас не хватает свободного времени, — а я думаю, что так оно и есть, — чтобы посвящать этому
упражнению многие часы, выполняйте его каждый раз перед началом молитвы. Выполняйте его до тех пор, пока не ощутите душевный покой, и затем переходите к молитве, какую бы молитву вы ни практиковали. Вы легко можете выполнять это упражнение в любое время — когда ждете автобус, когда испытываете стресс и вам необходимо расслабиться, когда вам, наконец, просто
нечем заняться.

Если вы будете делать это достаточно регулярно, наступит момент, когда вы обретете ясность осознания и вас охватит восторг; вам даже не захочется переходить к какой-либо другой форме молитвы. Перед вами откроются неизмеримые глубины созерцания, сокрытые в этом скромном упражнении.

Давайте наконец перейдем к следующему упражнению, которое легко описать, но которое, если
вы действительно хотите ощутить его неизъяснимую прелесть, требует настойчивой практики.

Ведя занятия в группах созерцания, я ни разу не видел, чтобы кто-то столкнулся с трудностями при его выполнении. Данное упражнение следует выполнять ежедневно утром, днем и вечером.

Закройте глаза. Выполните предыдущее упражнение, поочередно сосредоточиваясь на разных частях тела и осознавая свои ощущения. Затем выберите некое место на своем лице, например лоб, щеку или подбородок. Осознайте свои ощущения в этом месте.

Поначалу может оказаться, что вы не почувствуете в избранном вами месте ничего. Если так, на некоторое время вернитесь к предыдущему упражнению. Продолжайте свои попытки до тех пор, пока ощущения не возникнут, в данном случае не важно, насколько они будут отчетливыми. Когда это произойдет, сосредоточьтесь на том, что вы ощущаете. Будьте готовы к тому, что
ощущения могут исчезать или же трансформироваться.

Обратите внимание на характер возникших ощущений: зуд, покалывание, жжение, спазм, дрожь, пульсация, онемение... Если вы обнаружили, что отвлеклись и ваш ум блуждает, спокойно вернитесь к своим ощущениям.

Завершим еще одним подобным упражнением, которое можно выполнять отдельно от молитвы. Когда вы куда-нибудь идете, осознавайте движение своих ног. Дело не в том, чтобы убедиться в самом факте ходьбы; важно обрести чувство движения, которое будет оказывать на
вас успокаивающее воздействие. Вы можете выполнять упражнение регулярно, однако желательно делать это в таком месте, где вас никто не увидит, иначе, что вполне объяснимо, глядя на вас, люди могут решить, что с вами что-то не так.

Вот это упражнение: Шагая взад-вперед по комнате или по коридору, постепенно замедляйте шаги, чтобы ясно
почувствовать каждое движение ног. Осознайте свои ощущения: подъем левой ноги... выдвижение левой ноги вперед... левая нога касается пола... вес тела, перемещающийся на левую ногу... Теперь подъем правой ноги... ее движение вперед... она становится на пол... и так далее... При этом вы можете мысленно произносить: «Поднимаем... поднимаем... поднимаем...» Затем,
вынося ногу вперед: «Передвигаем... передвигаем... передвигаем...» И опуская ногу: «Опускаем... опускаем... опускаем...»

Конечно, не рекомендуется выполнять это упражнение в те моменты, когда вы спешите! И еще, вам будет достаточно выполнить его один раз, чтобы понять, почему я не советую вам практиковаться на виду у критично настроенных зрителей!


Упражнение 4: Контроль мыслей.

Необходимо сказать несколько слов о напасти, которая подстерегает всех, практикующих медитацию, — о блуждании ума. С этой проблемой можно справиться, если не закрывать глаза. Лучше держать их приоткрытыми.

Некоторым людям трудно сохранять концентрацию при закрытых глазах. Закрытые глаза создают некое подобие пустого экрана, на который ум проецирует разного рода мысли, отвлекающие вас от упражнения. Лучше всего, опустив веки, направить взгляд в точку на полу на расстоянии около метра от себя. Но не концентрируйтесь на этой точке. Сосредоточьтесь на упражнении. И
конечно, пользуйтесь предложенным методом только в том случае, если он вам помогает. Ведь не исключено, что вы один из тех, кому трудно сосредоточиться как при закрытых, так и при полуприкрытых глазах.

Верите вы или нет, но еще один способ справиться с блужданием ума — держать спину прямо! Я пока не нашел этому научного объяснения. Однако мой собственный опыт и опыт многих других людей доказывает, что все обстоит именно так. Очень хороша поза лотоса, которую практикуют йоги: ноги скрещены так, чтобы ступни лежали на бедрах, позвоночник выпрямлен. Те, кто смог принять описанную позу, говорили мне, что у них не возникает проблем, связанных с
блужданием ума, наоборот, им было бы трудно заставить свой ум работать, даже если бы они этого захотели. Таким образом, данную позу следует признать идеальной для созерцания.

Однако большинство людей не в состоянии ни принять эту крайне сложную позу, ни уж тем более высидеть в ней какое-то время. Ничего страшного. Вы можете сидеть на стуле выпрямившись. Это не так неудобно, как может показаться на первый взгляд. Напротив, спустя какое-то время вы осознаете, что испытываете дискомфорт, когда сутулитесь. И еще, возможно, вы обнаружите, что выпрямленная спина весьма способствует концентрации. Я слышал, что мастера дзэн могут
войти в зал для медитации и по одному лишь положению спины медитирующего определить, блуждает его ум или же нет. Не знаю, мне все-таки кажется, что в этом есть некоторое преувеличение. Я сам отчетливо помню ситуации, когда моя спина отнюдь не была прямой и
все-таки мой ум не блуждал.

Некоторые приверженцы прямых спин идут еще дальше, они советуют ложиться на жесткую поверхность (например, на пол), если нет другого способа держать спину прямо. Учтем это ценное предложение. Вообще говоря, почему бы и не поэкспериментировать? Однако, на мой взгляд, нужно помнить, что в положении лежа на спине нас обычно клонит ко сну, а сонливость вредит созерцанию даже больше, чем блуждание ума.

Вполне вероятно, несмотря на все попытки справиться с собственным умом при помощи контроля состояния глаз и положения спины, ваши мысли все-таки будут блуждать. У вас нет никаких причин для паники. С этой проблемой приходится сталкиваться любому созерцателю. Борьба за
контроль над своим умом обещает быть долгой и тяжкой, но ваши усилия спустя какое-то время принесут великие плоды. Поверьте, терпение, упорство и вера в то, что однажды, несмотря на множество неудач, вы окажетесь победителем, будут вознаграждены.

Приведу наиболее эффективный, на мой взгляд, способ борьбы с блужданием ума. Закройте глаза или, если угодно, оставьте их чуть приоткрытыми. Теперь наблюдайте за каждой мыслью, которая приходит в ваш ум...

Можно по-разному реагировать на собственные мысли. Во-первых, можно следовать за ними подобно уличному щенку, который бежит за любой парой ног, не важно, куда они движутся. Во-вторых, за ними можно наблюдать, как если бы вы сидели у окна и смотрели на прохожих. Вам следует наблюдать за собственными мыслями.

По прошествии некоторого времени осознайте свои мысли. Чтобы ощутить сам процесс мышления, можно говорить себе: «Я думаю... я думаю...», или даже короче: «Думаю... думаю... думаю...»

Если в данный момент вы осознаете, что у вас в голове нет никаких мыслей и что ваш ум чист, дождитесь, когда появится следующая мысль. Будьте начеку, как только мысль появится, поймайте себя на том, что вы думаете.
Выполняйте это упражнение в течение трех или четырех минут. Во время данного упражнения можно сделать удивительное открытие: когда вы осознаете процесс мышления, все мысли исчезают!

Таков самый простой способ обрести контроль над блуждающим умом. На некоторое время остановитесь, осознайте сам процесс мышления, и тогда ваши мысли исчезнут. Приберегите это упражнение на тот случай, когда ваш ум блуждает больше обычного. В самом начале, когда вы только приступили к практике созерцания, не отвлекаться почти невозможно. Однако теперь вам
известно, как с этим бороться.

Бывает, что ум блуждает из-за сильных эмоций, — его влекут эмоции любви, страха, негодования или иные сильные чувства. В подобных ситуациях описанное выше упражнение может не дать желаемого результата. Необходимо использовать другие методы.


Упражнение 5: Ощущения при дыхании.

В начале упражнения посвятите пять минут исследованию ощущений в разных частях собственного тела... Затем переключите внимание на дыхание. Ощутите, как воздух входит и выходит через ноздри... Не сосредоточивайтесь на том, как воздух попадает в легкие - ограничьтесь ощущением того, как воздух проходит через ноздри...

Убедитесь, что вы не контролируете процесс дыхания. Не старайтесь дышать глубоко. Это не дыхательное упражнение, это — упражнение на осознание. И потому, если дыхание неглубокое, пусть оно таким и будет. Не вмешивайтесь. Просто наблюдайте.
Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, возвращайтесь к своим ощущениям. И никакого напряжения! Беззаботно погрузитесь в это упражнение и наслаждайтесь им как игрой! Выполняйте упражнение в течение десяти-пятнадцати минут.

Многие люди находят данное упражнение более сложным, чем два предыдущих. И в то же время оно является наиболее многообещающим из них". Когда вы осознаёте процесс своего дыхания, не напрягайте мышцы. Ваша решимость не должна приводить к напряжению. Вы должны приготовиться к тому, что вначале ваш ум будет особенно блуждать. Поверьте, не важно, как часто вы отвлекаетесь, сам факт того, что вы снова и снова возвращаетесь к отслеживанию процесса дыхания, те усилия, которые вы для этого прилагаете, принесут благодатные плоды.

Добившись видимых успехов в этом упражнении, переходите к немного более сложному и более
эффективному его варианту: Ощутите, как воздух проходит через ваши ноздри. Отметьте, в какой части ноздрей вы чувствуете прикосновение вдыхаемого воздуха... и в какой части ноздрей вы чувствуете
прикосновение выдыхаемого воздуха...

Если сможете, почувствуйте температуру воздуха... насколько он холодный на вдохе и насколько теплый на выдохе... Вы также можете заметить, что объем воздуха, вдыхаемого через одну ноздрю, больше, чем объем воздуха, вдыхаемого через другую... Будьте готовы почувствовать любое, самое незаметное, самое легкое прикосновение воздуха к ноздрям во время вдоха и выдоха... Выполняйте данное упражнение в течение десяти-пятнадцати минут.

Это минимальный срок, необходимый для того, чтобы оценить упражнение по достоинству. Однако чем больше времени вы посвятите подобной практике, тем весомее будут пожинаемые вами плоды. Хочу добавить. Может случиться, что упражнение принесет вам великий покой и восхити-тельное переживание духовной глубины и полноты. Вам захочется посвятить этой практике многие часы и дни. Не делайте этого, если рядом с вами нет знающего наставника. Продолжительное сосредоточение на дыхании может привести к галлюцинациям или вызвать из вашего подсознания нечто такое, чего вы, по неопытности, не сможете контролировать. И хотя опасность невелика, поскольку мала вероятность, что вам хватит терпения на такие подвиги, мне все же следовало
вас предупредить.

Невозможно переоценить значение этого упражнения для тех, кто в океане проблем хочет достичь островка самоконтроля и глубокой внутренней радости. Один известный восточный учитель говорил своим ученикам: «Дыхание — ваш великий друг. Возвращайтесь к нему во всех ваших бедах, и вы обретете утешение и наставление». Загадочное утверждение, не правда ли?

Однако, потратив достаточно времени на то, чтобы овладеть непростым искусством осознанного дыхания, вы с ним согласитесь.


Осознание и Созерцание.

Пожалуй, пришло время ответить на критику, звучащую иногда в мой адрес в группах созерцания, которыми я руковожу. Некоторые заявляют, что описанные выше упражнения на осознание не имеют ничего общего с молитвенным созерцанием в том смысле, в котором мы, христиане, его понимаем.

Сейчас я попытаюсь объяснить, почему они могут считаться созерцанием в строго христианском
смысле. Если это объяснение вас не удовлетворит, просто пропустите все, что последует дальше, и практикуйте эти упражнения на осознание просто как средство подготовки к молитве или же переходите к тем из описанных в книге упражнений, которые вам больше по вкусу.

Сначала мне придется сказать о том, что я понимаю под словами «молитва» и «созерцание». Я использую слово «молитва» для обозначения той связи с Богом, которая в значительной мере осуществляется посредством слов, образов и мыслей. Созерцание же — это связь с Богом, которая не нуждается в словах, образах и мыслях. Некоторые предлагаемые мной упражнения, например
Иисусову молитву, можно считать или молитвой, или созерцанием, или же сочетанием того и другого. Все зависит от того, как вы расставляете акценты при выполнении самих упражнений.

Обратимся же к сути нашего вопроса. Можно ли сказать так: я общаюсь с Богом, когда практикую упражнение на осознание своих телесных ощущений или дыхания? Безусловно, да. Многие мистики говорят, что помимо ума и сердца, посредством которых мы обычно общаемся с Богом, в нас также есть мистическое сердце, которое позволяет нам познавать Бога напрямую, интуитивно улавливать Его бытие. Напрямую — значит вне всяких умозрительных представлений.

Обычно все наши контакты с Богом ограничены различными, неизбежно недостаточными и искаженными, умозрительными представлениями о Нем. Умение постигать Его вне всяких мыслей и образов является привилегией того, что в рамках данного объяснения я называю мистическим сердцем. Это мистическое сердце не имеет никакого отношения ни к сердцу как физическому органу, ни к сфере обычных чувств. У большинства из нас оно неразвито и бездействует. Если его пробудить, оно будет неудержимо стремиться к Богу и при первой же возможности подтолкнет к Нему все наше существо. Не нужно каким-то образом «развивать» или «тренировать» мистическое сердце. Все, что нужно, это очистить его от ржавчины, чтобы оно могло притянуться к Вечному Магниту.

Ржавчина — это толстый слой мнений, слов и умозрительных образов, который находится между
нами и Богом. Это то, что мешает сокровенному общению с Ним. Для подлинного общения
необходимо безмолвие и сердце, наполненное любовью. Однако безмолвное общение с Богом
дается нелегко. Я могу с любовью без слов общаться с другом, потому что вижу его глаза. Но во что я вглядываюсь, когда смотрю на Бога? В реальность без образа и формы. В пустоту!

Именно это требуется от тех, кто стремится к общению с Богом. Им придется смотреть в пустоту. Некоторые мистики советуют смотреть в пустоту с любовью. Нужна истинная вера, чтобы жадно, с любовью смотреть на Нечто, ни на что не похожее.

Как правило, если ваш ум неспокоен, вы, при всем своем желании, не в состоянии соприкоснуться с пустотой. Пока машина вашего ума будет взбивать пену ментального пустословия, мистическое сердце не Пробудится. Обратите внимание, насколько обострен слух слепого человека! Слепой лишен способности видеть, и потому он слышит. Нечто подобное происходит и
в мистике. Если мы, обращаясь к Богу, ослепим свой ум, наложим ему на глаза повязку, нам, вероятно, придется развить какую-то другую способность. Нам придется пробудить в себе мистическое сердце, которое устремится к Богу как только в нас исчезнет мелькание мыслей.

Когда мистическое сердце впервые мельком узрит Бога, Он будет похож на проблеск пустоты. Те, кто поднимаются на этот уровень, часто жалуются, что они зря тратят время и молятся напрасно. Им кажется, что ничего не происходит, что они находятся в абсолютной тьме. Чтобы
избежать этого неприятного состояния, они, к сожалению, возвращаются к мыслям, снимают повязку со своего ума и снова начинают думать и говорить о Боге, то есть делают то, от чего как раз и следовало бы воздержаться.

Если Бог будет к ним милостив, Он не позволит им задействовать ум во время молитвы. Любые мысли покажутся им неудовлетворительными; если они попытаются общаться с Богом любым другим способом, кроме безмолвия, слова иссякнут. И все равно в начале их безмолвие будет безжизненным. Обнаружив, что им приходится выбирать между разочарованием от собственной неспособности использовать ум и ложным чувством того, что они зря теряют время во тьме
неведения, в которой оказываются всякий раз, когда их ум замолкает, эти люди могут вообще прекратить молиться.

Если же они избегут этого зла и, с безоглядной верой отдавшись тьме неведения, пустоте, бездействию, тому, что кажется им небытием, будут настойчивы в практике молитвы, тьма воссияет и пустота таинственно наполнит их сердце. Они осознают, что бездействие пронизано
божественной деятельностью и что в небытии возрождается их сущность... это невозможно описать словами, об этом невозможно рассказать ни самому себе, ни другим.

При каждом таком сеансе безмолвной молитвы или созерцания — называйте это как хотите, они будут ощущать, что внутри них пробуждается нечто таинственное и неизъяснимо благое. Они будут чувствовать неутолимую духовную жажду и снова и снова возвращаться к созерцанию безмерной сияющей тьмы, которая не знает границ и наполняет человека жизнью. Возможно, им даже придется испытать легкую интоксикацию, едва воспринимаемую умом и чувствами. И они уже никогда не променяют это состояние, настолько реальное и дающее такое духовное удовлетворение, на прелести мира чувств-эмоций-ума. Им покажется странным, что поначалу
пустота была темной, безжизненной и безвкусной!

Если вы приблизитесь к этой тьме неведения, чтобы открыть Богу свое мистическое сердце, первое, что вам придется сделать, — успокоить ум. Есть счастливцы (важно, чтобы вы узнали об этом до того, как у вас возникнет ложное мнение, будто все, преуспевшие в созерцании, неизбежно сталкиваются с трудностями), которые общаются с Богом спонтанно, которым не нужно
успокаивать блуждающий ум. Они подобны людям, обладающим острым слухом слепца и в то же время наслаждающимся способностью видеть. Эти счастливцы наслаждаются молитвой, облеченной в слова, получают безмерную пользу от собственного воображения, мысленно обращаются к Богу — и это не мешает им напрямую улавливать Божественное мистическим сердцем.

Если вы не относитесь к числу таких счастливцев, вам придется поработать, чтобы ваше мистическое сердце Пробудилось. Как это сделать? Все, что вы можете, это успокоить блуждающий ум, отстраниться во время молитвы от каких бы то ни было мыслей и слов. Успокоить ум, не давать ему думать, думать, вечно думать, создавал нескончаемую цепь мыслей, — сложная задача. Индусские мастера говорят, что одна колючка удаляется с помощью
другой. Иначе говоря, мудрый использует одну мысль, чтобы избавиться от всех остальных мыслей, роящихся в голове. Нужна одна мысль, один образ, одна фраза или даже одно слово, чтобы привязать свой ум. Стараться не думать вообще — значит пытаться совершить

невозможное. Уму необходимо чем-нибудь себя занимать. Поэтому дайте ему что-то, но только что-нибудь одно — например, образ Спасителя, на который вы взираете с любовью и к которому возвращаетесь всякий раз, когда отвлекаетесь, или молитву, повторяемую непрестанно, подобно мантре, — тогда он не будет блуждать. Спустя какое-то время все образы исчезнут из вашего сознания, все слова иссякнут; ваш ум успокоится, и вы узрите своим мистическим сердцем сияющую тьму неведения!

В действительности, чтобы мистическое сердце свободно функционировало, вам даже не нужно подниматься на уровень всеобъемлющего безмолвия. Зачастую достаточно ограничить деятельность ума. И потому, даже если вам никогда не удастся достигнуть состояния, в
котором исчезают образы и слова, вы все равно обретете способность к созерцанию.

Конечно, вы уже заметили, что два способа контроля ума, предложенные мною выше, — лицезрение образа Спасителя и непрестанное повторение молитвы, — религиозны по своей природе. Учтите, однако, что нашей целью является отнюдь не интеллектуальная оценка тех или иных техник. Мы стремимся, ни много ни мало, к пробуждению мистического сердца. И если мы достигаем этой цели, имеет ли значение, какую колючку мы использовали, религиозную или же нет?
http://my.mail.ru/community/den_vne_vremeni/39FDCFD2C58F7163.html




Назад | Наверх










 |  Анимация, картинки  |  Астрология, гороскопы  |  Аудиокниги  |  Вебкамеры России  |  Вебкамера на МКС  |  Выживание  |  Гороскопы  |  Заговоры  |  Иллюзии  |  Игры  |  Очищение  |  Календарь  |  Конвертер валют Мира  |  Лунный календарь  |  Мировая пресса  |  Мировая статистика  |  Население Земли  |  Народная медицина  |  Нетрадиционная медицина  |  Новости в России и Мире  |  Онлайн полеты самолётов  |  Омоложение  |  Очищение  |  Погода в России и Мире.  |  Поздравления  |  Прогнозы по дате рождения.  |  Сейсмический монитор  |  Сонник.  |  Страны Мира.  |  Телевидение  |  100 лучших фильмов  |  Улыбнись  |  Фильмотека  |  Ретро музыка  |  Ретро фильмы  |  Радио онлайн  |  Мини TV  |  Лунный день  |  Вечный календарь  |