Наш мир-всего лишь иллюзия, созданная машинами, дабы поработить человечество.
Время пробуждения!
Уставший хакер в черном, уснувший прямо за компьютером... Таинственная фраза, непонятно откуда возникшая на дисплее... "Проснись, Нео..." Вот с чего все началось. Всего одно предложение, а уже столько смысла. Проснуться и попытаться вырваться из оков "материального" мира, ведь он - всего лишь иллюзия, созданная машинами, дабы поработить человечество, Матрица...
Этот фильм - невероятно смелая идея отображения реальности, впитавшая в себя взгляды и традиции многих мировых религий, философских воззрений. Но, конечно, наибольшее влияния оказали две из них: христианский гностицизм и буддизм. Хотя они и различны по своей сути, в одном они согласны - проблема неведения, "слепота" человечества, может быть преодолена путем переоценки взглядов относительно материального мира и его устройства. Они словно поводырь для тех, кто пытается найти выход. И в христианстве и в буддизме своеобразный спаситель, Будда, открывает истину и дарует путь к свободе, но лишь тем, чей разум открыт для понимания. Именно им и является Нео или, если хотите, Избранный.
Несмотря на то, что "Матрица" как "современный миф" многогранна и богата различными легендами и теориями, мы все же убеждены, что тщательное исследование только лишь гностицизма и буддизма дадут нам достаточное представление об основной концепции фильма - мы все живем в мире грез, не подозревая об этом, и лишь осознание этого ведет к озарению. Совместив в себе эти две древнейшие религии, а также современные идеи киберпанка, фильм создал целое учение в попытке ответить на главный вопрос: "Что есть Реальность?"
Часть первая: Матрица и христианство
Большинство зрителей сразу заметило в имени Тринити или чудесном воскрешении Нео христианские мотивы, их там предостаточно. Например, Апок - явно от "Апокалипсис", Томас Андерсон - с греч. "сын человечества", корабль Навуходоносор - вавилонский царь, искавший смысл своих сновидений, и, конечно, последний оплот человечества - Зион- вариант библейского города Сиона (Иерусалим), своеобразного рая. В таком случае Нео - это без сомнений Иисус. Он Избранный, посланный освободить человечество, спасти его от зла и возродиться к жизни после смерти.
Это догадка лишний раз подтверждается фразой, сказанной Чои в самом начале: "Ты просто спаситель, парень, мой личный Иисус Христос!", а также постоянными разговорами команды Навуходоносора об "Избранном" из пророчества. Более того, когда Нео впервые попадает на борт, камера как бы мимоходом показывает надпись "Mark III no. 11.", это не что иное, как ссылка из Евангелия от Марка - "И духи нечистые, когда видели Его, падали пред ним и кричали: Ты - Сын Божий"
Нео своего рода экзорцист, освобождающий от агентов подключенных к Матрице людей. Однако в этом и его главное отличие от Христа, ведь это происходит не излечением или очищением, а путем убийства невинных, в чьи тела они переместились. И даже параллель между Нео и Иисусом не решает проблему насилия в фильме.
Часть вторая: Матрица и гностицизм
Хотя христианские элементы в фильме очевидны, у зрителя поневоле возникает ощущение некого завуалированного подтекста, скрытого за привычной ортодоксальностью. Это не что иное, как гностицизм, древнее религиозное учение, своего рода оппонент традиционного христианства, а в некоторых местах и вовсе его заменившее. Его представление о происхождении мира, природе вещей и роли человечества нашло непосредственное отражение в "Матрице".
В гностицизме верховное божество - абсолютно совершенное создание, недоступное и таинственное, "безымянное" и "святое", это "бесконечный свет, святой, чистый и всеобъемлющий". Однако есть и другие, правда не столь божественные, они обитают в плероме, неком месте сродни раю, и уже наделены определенным образом - мужским или женским, и способностью к продолжению своего рода. Проблемы начались тогда, когда одна из них, София (аналог греческой богини мудрости), пожелала произвести на свет дитя без согласия Господа и участия своего супруга, тем самым, бросив вызов мужскому началу и его роли. В итоге появилось абсолютно уродливое и порочное существо, которое собственная мать не пожелала видеть и низвергла из плеромы на задворки мироздания. Однако оно не умерло и даже больше - Ялдабоат, как он стал теперь именоваться, возомнил себя единственным Богом.
Гностицизм определяет Ялдабоата, как "Бога Творца", именно он создал ангелов, Землю и людей. Точнее, он вдохнул божественную искру, доставшуюся ему от матери, Софии, в человеческий облик, не более. Отсюда и парадокс: мы с вами, словно жемчужины среди грязи, души (изначально добро) пребывающие в бренном теле (зло) и окруженные материальным миром (также порождение зла). Рай - наш дом, но нас изгнали из него.
К счастью, посланник "верховного" Бога - Христос, спас наши бессмертные души от Ялдабоата и освободил людей из плена плоти, дав возможность перейти после смерти на более высокий духовный уровень. Он показал нам наше истинное происхождение, сокрытое прежде. Разумеется, этот путь был бы невозможен без "темного" начала, завидующего свету и чинящего всяческие препятствия человечеству.
Ну а теперь, чтобы не быть голословными, вернемся к "Матрице". В основе сюжета - та же проблема. Мы, подобно Софии, создали нечто, вышедшее из-под нашего контроля, как объяснил Морфеус: "В конце 21 века человечество было охвачено ликованием. Сбылась давняя мечта - создание ИИ". Но, как и Ялдабоат, они были лишены души, и мир их - Матрица - всего лишь иллюзия, компьютерная симуляция, "темница для разума", скрывающая от людей правду. "Пока Матрица существует, нам свободными не быть"
Точно так же, как и в гностицизме, в картине главная проблема человечества заключается в его "слепоте", неведении, сне, если хотите, когда как решением ее является пробуждение, прозрение и осознания истины, возврат из мрака ночи к свету.
В фильме Морфеус объясняет Нео, что Матрица "мир иллюзий, порожденный компьютером". Поэтому, когда Нео уже отключен и взят на борт, его глаза болят от яркого света, ведь он "впервые ими смотрит". Все, что он видел до этого, он видел во сне, все - было ложью. В том мире ни сила, ни выносливость, ни скорость не имеют значение, важно лишь то, что осознаешь.
Связь между Иисусом и Нео здесь тоже четко видна. Он - спасенный, несущий истину другим. Нео узнает, наконец, что есть реальность и кто он такой, и это помогает ему подчинить Матрицу, управлять ее по своему усмотрению. Он понимает, что все - сплошная иллюзия, обман, внушаемый его мозгом. Нео - ни кто иной, как спаситель, посланный освободить человечество и открыть правду тем, кто еще способен его услышать.
Не стоит также забывать, что он не только мистер Андерсон, но еще и Томас. А это прямая связь со знаменитым святым Томасом. Именно это имя он носил до того как поверил в свое предназначение и стал Нео. К тому же, "Томас" переводится как "близнец", по одной из легенд так звали родного брата Христа.
Тренировочная программа научила Нео контролировать себя и свой разум, отречься от страха и достичь гармонии с самим собой. В гностицизме подобное состояние достигается путем долгих медитаций, концентрации и расслабляющих техник. Но эффект того стоит: человек поднимается на абсолютно иной уровень восприятия. "Тебе тяжело преодолеть свой страх, но если ты пожелаешь вознестись над своим естеством и стать вне пространства и времени, ты увидишь Спасителя, лишенного всякого страха и сам обретешь спокойствие и гармонию. И вот я здесь, в безмолвной неподвижности, и слышу слова Благословения и знаю, я - на правильном пути"
Подобно тому, как Ялдабоат создал волшебных существ, препятствующих людям покинуть мир материальный, машины поручили эту роль агентам, "они здешние церберы, они у каждого входа, у них ключи от всех дверей". Однако Морфеус уверен, что Нео способен противостоять им, ведь он больше не раб систем, а значит, они не властны над ним. Когда мы говорим о человеческом разуме, мы нисколько не имеем в виду, что он превосходит ИИ в привычном понимании. Но это лишь значит, что человеческое сознание, в отличие от машины, обладает способностью вырваться за пределы стереотипов и обрести свободу, в этом и проявляется та самая "божественная искра". И вот, когда Нео окончательно убедился в иллюзорности Матрицы, он смог, наконец, сломать ее законы и уничтожить агента Смита, он совершил то, на что Смит не был способен - преодолел границы мира машин.
Теперь становится абсолютно ясно, насколько мифология гностицизма пересекается с сюжетом фильма. Все те же герои - Ялдабоат, София, стражи, Мессия, все те же темы - пробуждение, прозрение, освобождение из мира грез и, конечно, извечные свет и тьма, добро и зло. Одинаковая проблема и одинаковое решение. И тут возникает справедливый вопрос: "А где же в "Матрице" Бог? И что значит этот свет, исходящий от Нео?" К сожалению, однозначного ответа дать невозможно, ведь и образ Оракула остался до конца так и не определен. Вероятно, он присутствует здесь незримо, отражаясь в каждой человеческой душе...
Часть третья: Матрица и буддизм
Когда фанаты фильма спросили Вачовских, оказал ли на них влияние буддизм, они незамедлительно ответили да. И действительно, идеи буддизма пронизывают собой всю картину, кое-где даже переплетаясь с христианством. Всюду, начиная с ужасающих капсул, заканчивая Сайфером с его желанием вернуться в Матрицу ради спокойствия и благополучия, мы находим отклики этой величайшей из религий. "Мой личный Иисус Христос", - говорит про Нео Чои, а затем поспешно добавляет: "Этого никогда не было. Ты - не существуешь"...
Теория Самсары. Морфеус говорит о Матрице, как о "темнице для разума". Миллиарды людей, подключенные к ней, живут обычной жизнью... во сне. Нечто подобное встречается и в буддизме, это так называемая теория Самсары. Согласно ей, все мы существуем в мире, созданным лишь нашим воображением, нашими желаниями и мыслями. В Матрице вы - только "ментальная проекция виртуального я", а "настоящий" мир - не более чем "нейро-интерактивная модель". Ведь что мы понимаем под "реальностью"? Наши ощущения: вкусовые, зрительные, осязательные, обонятельные - "просто электрические сигналы, воспринимаемые мозгом". Так как же мы можем судить и быть уверенными, что это не сплошная иллюзия, навеянная машинами?
В буддизме мы вынуждены быть заперты в бесконечном цикле рождения-смерти-перерождения, как результате нашего невежества и игнорирования всего, кроме собственных потребностей и желаний. Эта идея хорошо прослеживается и в фильме. Матрица до тех пор остается реальным миром для подключенных к ней, пока они так или иначе не начнут осознавать ее иллюзорность. Но люди столь безнадежно зависимы от системы, затянувшей их в бурную и такую правдоподобную жизнь, что это удается далеко не многим. Подобный эффект хорошо заметен на примере Сайфера, вспомним его разговор с агентом:
"Занятно. Я знаю, он не настоящий, и когда я положу его в рот, вкус внушит мне Матрица. Знаете, что я решил, за те десять лет, что свободен? Счастье в неведении".
Он прекрасно понимает, что Матрица иллюзорна и все, что он будет чувствовать и переживать в том мире - всего лишь сон. Но для него подобная "сладкая" ложь гораздо лучше "горькой" правды. "Я хочу все забыть, понимаете? Все. Хочу быть богатым и знаменитым, скажем, актером". Сайфер не только хочет вычеркнуть воспоминания о настоящем мире, но и приукрасить свою будущую жизнь, быть кем-то, кем бы он на самом деле стать никогда не смог. Однако он не единственный, кого прельщает Матрица. Маус тоже в некотором роде зависим от нее, ведь он так увлечен "женщиной в красном" - фантазией, миражом.
В поисках истины. "Никто не может сказать, что такое Матрица. Ты должен увидеть это сам". Конечно, повстанцы пытаются помочь людям выбраться на свободу, но, как говорится и в одном из буддийских учений, Тераваде, только благодаря собственным усилиям открывается человеку правда, только он сам в силах найти ответ и выбраться из порочного круга. "Пора освободить твой разум, Нео. Но помни, я могу лишь указать дверь. Войти ты должен сам"
В буддизме четко определено: "Освобождение возможно лишь через самостоятельное осознание истины. И никто: ни Бог, ни какая другая сила не могут в этом помочь" Другой постулат Теравады гласит: "Отрекись от прошлого, будущего, настоящего... Ты за гранью всего сущего, ты везде и нигде, твое сознание вне жизни и смерти..." И подобно тому, как Морфеус сказал Нео: "Знать путь и пройти его - не одно и то же", Будда говорил своим последователям: "Каждый из вас должен сам пройти этот путь, мы лишь учителя". Нео стал тем, кем он стал именно благодаря тому, что следовал своей дорогой и велению сердца, а не чьей-то указке.
С другой стороны, в фильме нашла отклик и другая идеология буддизма - Махаяна. Согласно ей, людям, все еще пребывающим в неведении (в Самсаре) необходимо помочь, а не оставлять на произвол судьбы. Точно также и члены команды Навуходоносора, сами уже свободные, снова и снова возвращаются в Матрицу ради спасения других людей. Однако все-таки и здесь окончательный выбор остается за самим человеком.
Нео - Будда? Безусловно, Нео уникален и его отожествление с Буддой неоспоримо, создатели фильма всячески хотели нам это показать. И дело даже не в том, что он "The One", а в том, что за легенда окружает его. "Когда-то давно жил человек с редкой способностью изменять все вокруг, подстраивать Матрицу под себя. Он уже умер, но по пророчеству Пифии вернется. Его приход знаменует крушение Матрицы, конец войны и освобождение людей. Именно поэтому многие из нас всю жизнь отдают на его поиски. И вот я верю, что нашел его..." Морфеус убежден, что Нео и есть ренкарнация того сверхчеловека, что он подобно Будде тоже обладает силой, способной спасти их всех.
Еще одно подтверждение этой теории можно найти в истории жизни Нео. Нам показали как минимум 4 его ренкарнации. Первая - это тот самый человек, что "освободил первых из нас", вторая - Томас Андерсон, третья - рождение Нео, его освобождение из Матрицы и, тем самым, начало новой жизни, и, наконец, четвертая - воскрешение.
Нео, как и Будда, был послан помочь людям обрести свободу, открыть им глаза и рассказать правду. Не стоит также забывать и сверхспособности, обретенные Нео в конце фильма. Он научился не только "видеть и понимать истинную причину страдания и боли", но и "останавливать ее". Теперь он не "всего лишь человек", а последняя надежда на спасение...
Нирвана. А что же происходит, когда человек все-таки отвергает "реальность" Матрицы? Тогда, согласно буддизму, достигается нирвана. Представление о своем собственном "я" утрачивается, и стираются грани между реальным и несуществующим. Но Нео, по возвращению в Матрицу, удалось сохранить и самого себя и свою "ментальную проекцию виртуального я". Как результат, он оказался не в нирване, а просто в ином месте. Тринити, вероятно, была права, когда говорила: "Матрица не откроет тебе, кто ты", однако то, кем ты являешься в Матрице, имеет некоторую связь с тобой настоящим. Другими словами, создатели фильма, скорее всего, хотели сказать, что истинное знание еще не постигнуто, и кроме мира Матрицы и Зиона существует еще один мир, свободный от замкнутого круга рождения-смерти и эгоцентризма, каковым также является и "пустыня реальности".
Это предположение усиливается и расхождением Матрицы с основной идеей буддизма - ахимсой, или не причинению вреда любому живому существу. Правда, здесь она тоже присутствует, но в сильно искаженном виде: насилие представляется как вынужденное действие "во благо", а убийство агентов - всего лишь уничтожение "автономных модулей", не более. В итоге человечество все равно предстает перед нами как невинная жертва. Ни плером в гностицизме, ни нирвана в буддизме не похожи на реальность в Матрице, она слишком несовершенна и зависима.
Единственным объяснением этому является лишь то, что Нео еще не до конца открылась истина, а значит и "реальность" - не настоящая. Ведь если верить таким учениям, как буддизм и гностицизм, то освобождение от оков иллюзии приводит к гармонии и умиротворению, обретению независимости от всего материального. Здесь же мы видим абсолютно обратное. Ирония судьбы: люди Зиона чрезвычайно зависимы от столь ненавистных им машин. Отсюда можно сделать только один вывод - нирвана пока все еще недосягаема для нас...
Заключение
Через призму какой бы религии или философии мы ни смотрели на Матрицу, на ум приходит один и тот же призыв - Проснись! Не даром песня с одноименным названием звучит в финальных титрах фильма. Одно ясно точно: мы должны преодолеть свое невежество и раскрыть глаза на правду - все это только иллюзия, истина где-то рядом, надо лишь последовать за Спасителем... И тут возникает вопрос: "Где мы окажемся после пробуждения? Что ждет нас впереди, по ту сторону?". Но так ли важно, будет это священный плером, свободный от материи и смерти, или нирвана, место, что не опишешь словами, а может и кибер-мир, где мы - батарейки на бескрайних полях?
Будь Матрица правдой или выдумкой, но она все-таки заставила нас задуматься, к чему же ведет эта пресловутая техническая революция, что есть Реальность и как распознать ее? Мы просто спим, пребывая во мраке неведения, пора "освободить свой разум", время пробуждения...
___________________
1 - [примечание переводчика] Гностицизм - религиозное дуалистическое движение поздней античности, воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения, популярной греческой философии и восточных религий. Притязал на "истинное" знание о Боге и конечных тайнах мироздания. Дуализм - это философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи, идеального и материального. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт.
2 - В он-лайн чате с Вачовскими, они признались, что многочисленные параллели с буддизмом были намерены. На вопрос же "слышали ли вы, что ваш фильм имеет некий гностический подтекст?" ответили так: "А вы как думаете, это хорошая идея?"
3 - Так окрестил "Матрицу" Джеймс Форд в своей знаменитой статье "Буддизм, Христианство и Матрица: рождение легенды"
4 - На вопрос: "Ваш фильм перекликается с многочисленными мифами, легендами об Артуре, философией Платона, иудаизмом, египетской мифологией, - всего даже не перечислишь. Что из этого было намеренным?", братья ответили: "Да все" (он-лайн чат)
5 - "Ты - Тринити? Ну и дела... Я считал, ты - парень..." - "Все так считают" Что ж, феминистки могут быть довольны.
6 - Вачовские говорят, что "все имена были тщательно подобраны, все они многозначны", а также добавляют, что использовали подобное и в цифрах.
7 - Тэнк: "Если война закончится, мы отпразднуем победу в Зионе". Точно так же и в христианстве - после Страшного Суда спасенные вечно пребудут в рае. Однако в фильме он находится "глубоко под землей, где все еще тепло", что наводит на мысли об аде. Что бы это значило?
8 - Нео живет в комнате номер 101, а Тринити - в 303
9 - Манускрипты, относящиеся к данному вероучению, были найдены в 1945 году в Нэг Хаммади, Египет, и насчитывают около 2000 лет. Тексты местами очень плохо сохранились и бывают трудны при переводе на современный язык. Наиболее полная их коллекция содержится в библиотеке Джеймса Робинсона.
10 - Это деление ни в коем случае не относится к физическим различиям, а имеет место только на духовном уровне.
11 - У нас - это Фома (неверующий)
12 - Агент Смит постоянно называет его "Мистер Андерсон", тем самым мешая ему поверить в свои силы. Но уже в последней битве он произносит: "Меня зовут Нео"
13 - Цитата из библиотеки "Нэг Хаммади"
14 - Эта тема символично прослеживается в эпизоде с посещением Оракула: вначале мы встречаем слепого человека, а затем, чтобы рассмотреть Нео, Пифия надевает очки.
15 - [примечание переводчика] Эту немаловажную фразу мосфильмовские переводчики полностью видоизменили ("Не учи ученого. Друзей не сдают")
16 - Это возрождение объясняет слова Пифии: "Но ты, похоже, ждешь чего-то?.. Не знаю, может, следующей жизни?" Так и случилось. Кстати, в первом варианте сценария Тринити не целовала Нео, а только колотила его по груди.
По материалам www.lozhki.net
В содержание | Наверх