Иисус Христос:Я есть путь, и истина, и жизнь
Два тысячелетия тому назад на Землю приходил Сын Человеческий, который разделил обозримую историю на дохристианскую и христианскую. Стремящимся принизить роль Иисуса в мировом духовном становлении и, более того, сомневающимся в реальности Его существования невдомек, что никакой глобальный процесс на Земле (а возникновение христианской религии - это процесс глобальный) не может возникнуть без проводника и санкции Свыше. Именно Иисус принес на нашу планету Интегральное Учение Истины в ее главной ипостаси - ипостаси Любви, которая не есть продукт человеческих чувств или человеческой ментальности. Именно Иисус <заразил> Землю супраментальными вибрациями - вибрациями Бессмертия и указал прямой Путь его достижения.
История жизни Иисуса Христа (Сын Человеческий), мастерски и с огромной любовью написанная отцом Александром Менем, по моему мнению, достаточно полно и глубоко отражает все основные моменты и этапы земного пути Основателя христианства. Всякий уважающий себя человек должен непременно хотя бы раз не торопясь прочитать эту удивительную книгу. Если книга будет читаться сердцем, то невозможно остаться равнодушным к судьбе самого Иисуса Христа и к Его Учению. Но, увы, способных читать сердцем прискорбно мало.
Мистическая сторона жизни Иисуса интригующе изложена Даниилом Андреевым в <Розе Мира>.
Мы же будем рассматривать историю жизни Иисуса Христа, как я уже говорил, с научных позиций, пытаясь (на основании объективных данных) высветить характерные этапы эволюции сознания самого Учителя, а также эволюционную сущность Его Учения. В данном случае термин <научная позиция> не означает выхолащивания мистической сущности Жизни и Учения Христа, без которой немыслимы основы христианства. Следует подчеркнуть, что научное исследование будет лишь инструментом для анализа ряда сугубо специфичных вопросов эволюционного плана, касающихся не только Учения Христа, но и основ некоторых других мировых религиозных течений и крупных школ искателей Истины.
Настоящее исследование будет построено на материалах четырех канонических Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и апокрифического Евангелия от Фомы (называемого еще пятым Евангелием). Стилистика речений Христа, да и собственно содержание апокрифического Евангелия от Фомы не вызывает никакого сомнения в его родственной близости каноническим. Об этом Евангелии необходимо сказать особо.
Причины, по которым оно не было включено в основной список Нового Завета, вполне очевидны. Во-первых, Евангелие от Фомы не содержит сюжетной линии (рождение, жизнь, путь на Голгофу, Голгофа), как остальные. Во-вторых, в его тексте имеется довольно много речений Христа, остающихся совершенно непонятными для лиц, <нерожденных в духе>, то есть с нераскрытым психическим существом. А посему при голосовании в 364 году на Лаодикийском соборе за окончательное утверждение новозаветного канона Евангелие от Фомы было отвергнуто отцами церкви, что прямо свидетельствует об их христианской неполноценности и, соответственно, неправомочности властвовать над умами доверчивых прихожан. В дальнейшем некоторые тексты Нового Завета были подвергнуты исправлениям и изменениям, но вопрос о внесении в канон новых списков так и не вставал.
Евангелие от Фомы представляет собой интереснейший документ, однако из всех вышеперечисленных Евангелий именно оно наиболее трудно для понимания. Введение к этому Евангелию гласит: <Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: <Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти>.
После краткой преамбулы перейдем к собственно исследованию.
Из заслуживающих доверия христианских источников видно, что мальчик Иисус в детстве в мирской жизни ничем особенным не отличался. В Евангелии от Луки приводится эпизод, который как нельзя полно отражает истинное кредо юного Иисуса - служение Господу. Двенадцатилетний отрок Иисус был взят родителями на богомолье в Иерусалим и там потерялся. Мальчик был найден только на третий день в храме, где Он сидел посреди учителей, слушал их и задавал вопросы. Те же <дивились разуму и ответам Его>. Когда Мать, увидев Иисуса, воскликнула: <Сын Мой! Что ты сделал с нами? Вот, Отец Твой (Иосиф. - Авт.) и Я с великой скорбью искали Тебя>. На это Иисус ответил: <Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?> (то есть в храме. - Авт.)
С раннего детства мальчик Иисус шел Путем молитвы и преданности Господу. Называя Бога своим Отцом, Он недвусмысленно констатирует полную сдачу Себя в руки Всевышнего.
Без сомнения, путь искренней преданности и полной сдачи себя Всевышнему, или, как его называют иначе, Путь Сердца, - один из наиболее эффективных интегральных методов работы на Пути Сознательной Эволюции. Путь Сердца является кратчайшим путем к пробуждению, полному раскрытию (рождению) и выходу на передний план психического существа (души) - бессмертной частицы Божественной Реальности, изначально присутствующей в нас, через посредство которой Божественная (Эволюционная) Сила (Энергия) максимально эффективно выполняет работу по эволюционному преобразованию нашего сознания.
Судя по всему, вплоть до тридцатилетнего возраста Иисус, известный окружающим как плотник и сын плотника Иосифа, практиковал именно Путь Сердца, оставаясь при этом в гуще мирской жизни и ничем особенным не выделяясь среди односельчан.
Совершенно несостоятельными являются домыслы (именно домыслы!), что большую часть молодости Иисус провел в Индии, практикуя специальные йогические методы. Во-первых, этот факт не мог не найти отражения (хотя бы косвенного) в канонических и апокрифических христианских источниках. Во-вторых, ни в речениях Иисуса, ни в Его действиях нет и намека на их йогическое происхождение. Никакая последующая церковная цензура не смогла бы полностью устранить мелкие детали и штрихи йогического налета.
Не исключено, однако, что Иисус какое-то время имел контакт с представителями полумонашеского ордена ессеев, или <Сынов света>, ведших уединенную жизнь в колонии на берегу Мертвого моря в Кумране. Основателем колонии (около 140 г. до н.э.) был глава ордена, которого они называли Учителем Праведности. Ессеи коллективно трудились, трапезничали, а все свободное время читали молитвы и Библию. Некоторые из ессеев сохраняли обет безбрачия, некоторые - жили семьями. Вполне естественно, что в среде ессеев были свои целители, владевшие методами (как их теперь бы назвали) биоэнерготерапии. Еще за 150 лет до рождения Иисуса <Сыны света> проповедовали приход Мессии (Христа) в Судный день и не сомневались, что всех людей, кроме них, в этот день ждет погибель, поскольку, по их утверждениям, только они сохранили чистоту веры в Единого Бога Яхве, а все остальные погрязли в беззакониях и во лжи.
И действительно, древний израильский народ, с огромным трудом выпестовавший веру в Единого Бога, постепенно свел на нет многовековую духовную работу пророков.
Во времена Иисуса в Палестине был глубокий духовный кризис. Религия превратилась, по сути, в гражданскую повинность, используемую политическими правителями исключительно для поддержания порядка в народных массах.
Тесное общение Иисуса с <Сынами света>, если таковое имело место (а вероятность этого весьма велика), несомненно, оказало значительное влияние на сознание и мировоззрение молодого Подвижника, укрепив веру в правильность выбранного Им Пути.
Тридцатилетний молодой человек, каким был Иисус в самом начале Своего Крестного Пути, несомненно, обладал незаурядными способностями к истинной религиозности, но для окружающих Он оставался всего-навсего сыном плотника Иосифа.
Как утверждают древние источники и подтверждает духовная практика, тридцатилетний возраст является своеобразным рубежом, ранее которого духовные и оккультные способности человека не способны проявиться в полной мере без вреда для здоровья, в частности, огромный вред может причинить использование специальных методов форсированного раскрытия энергетических центров (так называемых чакр). Связано это с тем, что энергетические центры тонкого тела поочередно созревают именно к тридцатилетнему возрасту. По мере их созревания духовно-энергетическое поле человека, сознательно ступившего на путь духовного развития, постепенно гармонизируется. Таким образом, до этого определяющего рубежа в духе и теле (разделять которые недопустимо, поскольку все едино и все есть сознание) идет грандиозная, но незаметная постороннему глазу работа по подготовке индивидуального сознания к радикальным духовным преобразованиям.
Когда речь идет о сынах человеческих, то есть рожденных в физическом теле, нельзя обойти вопрос о влиянии телесного сознания в форме разного рода импульсов - желаний, искушений, страстей, инстинктов, рефлексов и телесных привычек - на сознание в целом. Для искателей Истины именно эта сторона Работы всегда доставляла массу неудобств, связанных с борениями, направленными на преодоление этих трудностей. Как гласят древние предания, все Великие Духи, стремившиеся пройти телесное воплощение на Земле, получали вместе с телом в <награду> (кто в меньшей, а кто в большей степени) все <телесные трудности> и, занимаясь их преодолением, укрепляли и совершенствовали духовную основу своего существа. Не мог избежать этих трудностей и юный Иисус. Зрелого Иисуса они тоже преследовали, чему есть неоднократные подтверждения в тексте Евангелий. А иначе и не могло быть, поскольку объективные законы физического плана сознания полностью распространяются на все без исключения создания, воплощенные в человеческие тела. Но об этом чуть позже.
Ровесник Иисуса, тридцатилетний пустынник Иоанн, впоследствии названный Крестителем, был широко известен по всей Иудее. Сам Иоанн происходил из сословия священников, но рано остался без родителей. В молодом возрасте он удалился в пустыню, где вел строгую, аскетическую жизнь, хранил древние обеты (не стриг волос и не пил вина) и проводил большую часть времени в молитвах. Сам себя он называл <гласом вопиющего>, то есть глашатаем или вестником вступления в новую мессианскую эру - эру появления Мессии, или Избавителя.
По достижении тридцатилетнего возраста Иоанн, повинуясь голосу Бога, покинул пустыню и пошел со своею проповедью в народ. В основе его проповеди лежало покаяние и сохранение заповедей Господних. Иоанн требовал от людей искреннего раскаяния в своих поступках и строгого соблюдения этических и нравственных норм Ветхого Завета.
В качестве своеобразного символа готовности вступления в мессианскую эру Иоанн избрал обряд крещения в водах реки Иордан. К месту крещения стали стекаться толпы людей из самых различных сословий. Иоанн возвещал людям о близком приходе Мессии словами пророческого откровения Свыше: - Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Примечание: запомним эти слова, они несут в себе эволюционную сущность будущего Учения Христа. Речь здесь, несомненно, идет об объективно существующей Божественной (Эволюционной) Силе (Энергии), которая способна различными по интенсивности и качеству пространственными энергиями трансформировать как тонкое, так и физическое тело человека. Подтверждение тому - практический опыт Сознательной Эволюции, проделанный и описанный немногими истинными практиками-эволюционистами.
Вместе со всеми пройти обряд покаяния и крещения у Иоанна в водах Иордана решил и тридцатилетний Иисус. Ко времени крещения Иисус не обладал известностью даже у жителей Галилеи (одной из областей Иудеи), где проживали Он Сам и Его родные.
На фоне абсолютной внутренней готовности Иисуса к радикальным духовным переменам атмосфера торжественности самого обряда крещения инициировала единовременный акт сошествия на Него Святого Духа. Иными словами, в этот момент имел место акт выхода индивидуального сознания Иисуса в Высшие Сферы, и был установлен контакт его (сознания) с Божественной Силой. Возникшие при этом странная оглушенность и внезапная просветленность сознания Иисуса не могли не отразиться на выражении Его лица и в глазах, что сразу и заметил Иоанн, возвестив народу, что Он есть Сын Божий. Кроме того, Иоанн как истинно религиозный человек, несомненно, хорошо чувствовал истечение тонкой энергии (в форме покалываний и пульсаций в собственном теле) от Сына Человеческого, только что крещенного Святым Духом.
Сразу после крещения Иисус на сорок дней удаляется в пустыню, где предается посту и молитвам. Надо сказать, что длительный пост нередко используется искателями Истины в качестве метода при попытке быстрого раскрытия психического существа (души). Однако этот метод чрезвычайно опасен и может использоваться только в сочетании именно с молитвами и обращением к Богу, что обеспечивает надежную защиту от <враждебных (по Шри Ауробиндо - противных Эволюции) сил> виталического плана. <Враждебные силы> могут вызвать как временные, так и стойкие психические сдвиги в сознании человека, практикующего длительный пост.
Не избежал этой участи и Иисус. Впоследствии Он даже счел необходимым рассказать своим ученикам об искушениях и страхах разного рода, которые преследовали Его в эти сорок дней, назвав их проделками сатаны (читай - <враждебных сил>). В частности, Иисус упомянул о чисто мирских искушениях, посещавших Его, - получить власть над людьми и иметь неограниченные материальные блага. Кроме того, Ему предлагалось пойти путем сотворения чудес, до которых весьма падка большая часть человечества. Однако Он категорически отверг эти предложения, сохранив верность Своего служения Богу. Иисус сказал сатане: <Отойди от меня, сатана, ибо написано: <Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи>. И окончив все искушения, дьявол отошел от Него до времени>. Именно до времени, потому что влияние животной части человеческой природы не может не сказываться даже на такой Личности, как Иисус Христос. Телесные привычки оказывают сильное сопротивление процессу эволюции сознания. Этот факт отмечается всеми ступившими на Путь Сознательной Эволюции.
Вскоре после возвращения из пустыни Иисус обрел силу духа и благодать. Что это может означать с позиций Эволюции? Только следующее - во время медитационного (молитвенного) уединения в пустыне у Иисуса установился стойкий контакт с Божественной Силой. Вскоре после возвращения из пустыни у Него произошло полное раскрытие (рождение) психического существа (души) и установилась спонтанная медитация с практически полной свободой от мыслей и желаний, вследствие чего сознание расширилось и поднялось в Сферы Глобальной Истины и Глобального Видения.
Следует сказать, что индивидуальное сознание Иисуса как человека, с малых лет искренне ставшего на Путь молитвы и преданности Господу, не было обременено и засорено умственными (ментальными) догмами, философскими схемами и взглядами на природу Вселенной и человека, на политическое и государственное устройство окружающего мира, на взаимоотношения между людьми и т.п. Потому вполне естественно, что как только индивидуальное сознание (с раскрытием психического существа и установлением спонтанной медитации) обрело полную свободу, то оно сразу поднялось в сферы Глобального Разума и пребывало там постоянно. Сознание всех Великих Учителей человечества пребывало именно в этих сферах.
По собственному опыту могу сказать, что упоминаемые Иисусом искушения в несколько трансформированном виде посещали и меня в острый период, непосредственно предшествовавший раскрытию психического существа. Возникала боязнь потерять мирские удовольствия и удобства, а также просыпалось желание направленно пойти по пути <сотворения чудес> (исцеление больных от недугов, сеансы ясновидения и пр.). Кроме того, возникало стремление броситься вниз с высоты, чтобы раствориться и исчезнуть вовсе. О внушении Ему сатаною желания броситься вниз с балкона храма в Иерусалиме говорит и Иисус. Мне пришлось категорически отказаться от всех этих соблазнов и полностью сдаться Милости Божьей. Только после полной сдачи произошел акт рождения психического существа - частицы Вечности, Любви и Бессмертия, изначально пребывающей в нашем сознании. Все было именно так.
Верными признаками раскрытия психического существа и глобализации сознания Иисуса служит упоминание в Евангелиях о силе духа и словах благодати и любви, которые исходили от Него вскоре после Его возвращения из уединения в пустыне.
Историческое восхождение Христа на Голгофу началось. Он уходит из собственного дома, поскольку родственники и односельчане посчитали Его сошедшим с ума. В связи с этим Он в сердцах произносит: <Нет пророка в своем селении (отечестве)>. Привычный для всех окружающих, тихий набожный плотник Иисус вдруг стал громким Пророком. Истина, переполнявшая Его сознание, не могла не изливаться вовне. У Него появились первые ученики.
С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: - Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия Небесного и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Иисус был буквально переполнен энергией Истины. А потому Он особенно остро воспринимал несовершенство окружающих Его людей. Искреннее сострадание и стремление помочь им буквально распирали все Его существо, и это вполне естественно. Божественная Энергия, изливаясь мощным потоком в сознание и тело Иисуса, распространялась вовне и буквально буравила глубинные слои человеческих сознаний, полных всякого рода несовершенств, заставляя Его особо остро чувствовать всю боль, порождаемую людским неведением. Именно поэтому, особенно первое время, в поведении Иисуса часто имели место вполне объяснимые чисто человеческие срывы - искренние возмущения духа. Так было, например, в эпизоде изгнания торговцев из храма или в спорах с фарисеями, когда Иисус разговаривал с ними на повышенных тонах.
Иисус ощущал бесспорную физическую связь с Божественной Энергией - чувствовал, как Она изливается в тело, начиная от макушки головы, и буквально пропитывает вибрациями Любви и Истины все его клеточки. При этом возникает невыразимое словами ощущение органического Единства Всего Сущего, а коль Все Сущее - творение Божие, значит, Бог есть Отец, и человек с Ним неразрывно связан посредством Божественной Энергии. Именно исходя из этого чисто физического ощущения, которое ни с чем нельзя спутать и тем более выдумать, Иисус имел полное право утверждать: <Я и Отец одно>. Вполне естественно, что подобное ощущение не было знакомо ни одному из Его слушателей и учеников и они, за редким исключением, недоумевали, а то и возмущались по поводу подобного утверждения.
Для того чтобы беседовать с людьми, Иисусу не было надобности думать, что сказать, и подбирать нужные слова для выражения мыслей, речи проповедей и ответы на вопросы слушателей возникали не из памяти и не как следствие логического мышления, а сами собою из пространства над головой, опять-таки при посредничестве все Той же нисходящей Божественной Силы. И этот факт, немало удивлявший слушателей, легко объясним тем, что сознание Иисуса теперь не было сосредоточено в пределах тела (в частности, в районе головы), а было предельно расширено и поднято в Высшие Сферы, откуда молниями сходили откровения в уста Пророков и Великих Учителей. А посему Иисус вправе был заявлять, что Его устами говорит Отец. Позже, давая наставления Своим ученикам, Он, исходя из собственного опыта, говорил им: <Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить>.
Поначалу аудитория Иисуса была огромна. В числе Его слушателей и учеников были как простые люди (рыбаки, крестьяне, погонщики верблюдов, уличные торговцы и пр.), так и представители власть имущих и духовенства. Иисусу, буквально кожею ощущавшему Истину и пронзительно видящему любую фальшь, казалось, что стоит просто раскрыть людям глаза на эту самую Истину и обнажить человеческие пороки и несовершенства, как все вдруг изменится и обретет Божественный смысл. Но так казалось Ему только поначалу. Со временем Он начал сознавать, насколько наивно было Его человеческое стремление сию минуту помочь людям. Они с огромным любопытством, раскрыв рты, внимали чудесам и исцелениям, Им творимым, но когда дело касалось серьезной работы над собой, всегда возникали пространные вопросы или выискивались предлоги отложить работу на потом.
Для человека, живущего в Истине, все кажется удивительно простым. Чтобы найти Ее, никуда не надо ходить - Истина внутри твоего сердца, и стоит только сделать навстречу Ей маленький, искренний шажок, как Она окутает тебя теплой таинственностью и поведет в Свои объятья. Истина не может быть понята умом, почувствовать Ее можно только сердцем. Рассудочная деятельность ума - самое большое препятствие на пути к Истине. Молитва, безоговорочная преданность и полное доверие Всевышнему, покаяние и смиренное приятие всех жизненных трудностей и коллизий составляют основу пути Сердца. Теоретически вроде бы все просто, но на практике... А на практике все это может реализоваться только при условии абсолютной искренности в стремлении и вере и тотальной бдительности, касающейся работы ума и эмоциональной сферы сознания. На пути к Истине не должно быть ни малейшей фальши (как внутренней, так и внешней, ибо тайное непременно станет явным) и ни одно движение ума (будь то мысль или желание) не должно проходить незамеченным. Только при строгом соблюдении этих условий путь Сердца может быть полностью реализован на практике.
Сколько сил и энергии было положено Иисусом, чтобы доходчиво донести все это до сердец Своих слушателей и учеников!
Нагорная проповедь Христа, произнесенная Им перед огромной аудиторией на лоне природы, по сути, являет собой, если можно так выразиться, методологическую основу христианского пути, органично вмещающую в себя как нормы поведения в мирской жизни, так и отношение к Богу или Отцу Небесному. Однако надо заметить, что в Нагорной проповеди нет той убийственной бытовой конкретики, которая присуща заповедям Ветхого Завета. Восприятие ее требует определенного внимания, даже не просто внимания, а сердечной трансформации слов проповеди, что возможно только при определенной продвинутости слушателей на духовном поприще. Иисус прямо говорит: - Кто имеет уши слышать, да услышит.
Не стану перечислять всего того, о чем упомянуто в Нагорной проповеди, она достаточно хорошо всем известна, а желающие, имея под рукой Новый Завет, могут вновь ее перечитать, однако на ряд моментов проповеди следует обратить особое внимание.
Иисус призывает слушателей быть совершенными. Но как? <Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный>. Только так - ни больше, ни меньше! Никаких послаблений, поблажек и удобных компромиссов - только абсолютное совершенство гарантирует успех на Пути в Царствие Божье (в Эволюционное Будущее).
И еще. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Узкий путь - и никаких вариантов! Вот так, уважаемые отцы церкви и достопочтенные прихожане. Пропаганда широкого пути удобна (да и выгодна) представителям официальной христианской религии, но она смертельно опасна для доверчивых прихожан. Назовем вещи своими именами: на сегодня организованная религия - это просто политическое движение мягкого толка, правда, таковой она была не всегда (вспомните крестовые походы). Пожалуй, лишь православие в лице немногих духовных подвижников в какой-то степени сохранило истинный дух Христа. Все остальное - в основном фарисейство и ритуальная клоунада в храме. Трагическая серьезность на лицах ее исполнителей вызывает удручающее впечатление. То, против чего восставал Христос два тысячелетия тому назад, сейчас стало нормой. Воистину, все возвращается на круги своя, однако <отсутствие глаз и ушей> (то есть полная невосприимчивость и бессознательность) у подавляющего большинства <верующих> не позволяет им увидеть истинное положение дел в вопросах веры и рассеять иллюзию, культивируемую церковью.
Но вернемся к нашему исследованию. Исходя из собственного опыта, Иисус прекрасно понимал, что невозможно удержать в памяти все разрешения и запреты, регулирующие основы поведения человека в миру, и что лишь искреннее обращение к Богу может открыть в человеке тот орган, который способен гармонизировать повседневное поведение. Он дает слушателям метод, безусловно, способный привести к желаемому результату, но требующий постоянного бодрствования сознания, то есть тотальной бдительности, что весьма трудно реализовать на практике. В чем же заключается метод?
Во-первых, Иисус дает Своим слушателям и ученикам молитву, которую они должны повторять не устами, а сердцем своим, и рекомендации, как именно следует молиться.
И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (в сердце. - Авт.); и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у него.
Глубочайший смысл заложен в этих рекомендациях. Молитвенное обращение к Отцу Небесному (читай - сердечная медитация) - акт глубоко интимный и требует полного внутреннего уединения и отрешенности от окружающего мира. В бодрствующем сознании не должно быть ни единой мысли, ни единого желания, ни единой личной просьбы - только стремление соединиться с Отцом. Если эти условия не выполняются, молитва мертвеет, превращается в ритуал и становится бесполезной.
Молитесь же так: Отце наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.
Смысл этой молитвы - стремление и полное доверие к Отцу Небесному и безоговорочная сдача себя в Его руки без каких-либо условий. Сила молитвы, в конце концов, не в количестве и точном содержании произносимых слов, а в искренности сердечного устремления ищущего соединиться с Отцом. Со временем тот, кто искренне практикует молитву, заменяет слова чистым сердечным стремлением, не поддающимся никакому словесному выражению. Прочувствовавший это всем своим существом сумеет сделать молитву эффективным инструментом для продвижения по Пути единения с Богом.
Во-вторых, Иисус, понимая, что с помощью одной только молитвы не удастся гармонизировать повседневное поведение в миру, настаивает на том, чтобы слушатели и ученики бодрствовали (И так бодрствуйте на всякое время и молитесь). Что же понимает Иисус под бодрствованием? Синонимом бодрствования в данном случае является бдительность сознания. Человек должен осознавать все, что входит в его сознание и выходит из него в форме слов, мыслей и поступков. Только при этом условии можно эффективно контролировать текущее состояние своего сознания и не быть послушной бессознательной игрушкой в руках сатаны или так называемых <враждебных сил>. Сознание должно постоянно функционировать в настоящем моменте времени, а потому совершенно недопустимо действовать, мыслить и говорить автоматически (по привычке), не осознавая происходящего. Любое движение сознания должно высвечиваться, как на экране. Весь этот процесс в чистом виде и есть практика активной медитации (бодрствования, или тотальной бдительности). Однако само понятие <медитация> встречает крайнюю неприязнь со стороны христианской церкви. Справедливости ради следует сказать, что под медитацией обыватель любого ранга (в том числе и религиозный) обычно понимает уединенное, безмолвное сидение, закатив вверх глазные яблоки, однако активная медитация ничего общего с этим не имеет. Теперь мы видим, что Иисус фактически требует от своих учеников и последователей в качестве непременного условия продвижения по Пути единения с Господом - реализацию именно практики активной медитации. Она реализуется ищущим в обыденной жизни и не требует специальных условий и полной изолированности от мира.
Практика тотальной бдительности, активно применяемая в течение определенного периода времени, настраивает сознание ищущего на Божественную волну, способствуя установлению стойкого контакта с Эволюционной Силой.
В-третьих, Иисус, понимая, что практика бодрствования на первых порах не всегда бывает достаточно эффективна, а потому в поведении и мыслях ищущего могут иметь место неблаговидные поступки и <греховные> позывы, вводит покаяние, или искреннее раскаяние, в качестве средства, возвращающего ищущего к практике активного бодрствования и нейтрализующего негативные последствия неблаговидных мыслей и поступков. Покаяние избавляет ищущего от чувства греховности, которое как инструмент воздействия <враждебных сил> на человека, ставшего на путь поиска Бога, способно существенно затормозить его продвижение. Зацикливание сознания на чувстве греховности приводит к блокированию контакта с Божественной Силой. Искреннее раскаяние - это всегда акт прямого соприкосновения с психическим существом, являющимся частицей Бога в нашем сознании. Покаяние без следа растворяет все неблагоприятные последствия <греховных> мыслей и поступков. В число <греховных> входят также поступки из разряда <не ведают, что творят>, то есть совершенные бессознательно или импульсивно, но в дальнейшем осознанные. Сознательное же причинение зла всегда карается согласно закону Кармы (причина неотвратимо порождает следствие), однако степень тяжести <наказания> за одни и те же проступки может значительно варьироваться в зависимости от наличия (или отсутствия) акта раскаяния и его глубины.
В-четвертых, ряд речений Иисуса, которые можно условно объединить под эгидой <смирения>, не всегда адекватно воспринимаются слушателями. В их число входят речения, проповедующие непротивление злу насилием и любовь к врагам.
Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
В этих словах заключен глубочайший смысл, который отнюдь не ограничивается этическим содержанием. Суть непротивления злу насилием и любви к врагам - неотъемлемая часть интегрального метода достижения соединения с Отцом Небесным, прямо связанная с проработкой личного кармического груза, как из прошлых жизней, так и из настоящей, в виде неблагоприятных событий, в частности, связанных с насилием. Ответ насилием на насилие (пусть даже в мыслях или эмоциях в форме гнева или планов мщения) не избавляет от груза кармы, а завязывает все новые ее узлы, проработка которых в дальнейшем может занять много времени и стать непреодолимым препятствием на пути к Господу.
Неверно думают те, кто огульно отрицает признание христианством закона кармы и перерождения (повторных рождений). Христианство может и отрицать эти законы, но Иисус - отнюдь не отрицает.
В Евангелии от Иоанна приводится случай, когда Иисус <отверз очи> слепому от рождения.
Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
В вопросе учеников и в словах Иисуса заключен ответ на отношение Его к законам кармы и перерождения. Если человек по греховности своей слеп от рождения, то согрешить он мог лишь в прошлой жизни, чтобы понести кармическое <наказание> в настоящей. Диалог Иисуса и учеников показывает, что законы кармы и перерождения спокойно воспринимались людьми. Куда уж яснее!
Терпение и ровное (смиренное) восприятие ищущим всех невзгод и гонений (впрочем, равно как и радостей) - необходимая основа повседневной жизни: претерпевший до конца спасется.
И еще один момент, заслуживающий пристального внимания искателей Истины. В Нагорной проповеди Иисуса есть замечательные слова, глубина которых, в силу стереотипности и прямолинейности человеческого мышления, остается непознанной, а сами они воспринимаются людьми довольно превратно и банально. Вот эти слова:
Не судите, да не судимы будете;
Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или, как скажешь брату твоему: иди, я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Смысл этих слов заключается в следующем. Человек, ступивший на путь единения с Отцом, должен в первую очередь обратиться внутрь собственного сознания, не допуская отвлечения на всякого рода внешние факторы, постоянно провоцирующие ищущего на включение механизма мышления, направленного на суждение о чем-либо и на поиск несовершенств в поведении окружающих людей. Помимо того, что сам акт осуждения чего-либо или кого-либо этически недопустим и кармически <наказуем>, он в первую очередь представляет собою выброс сознания вовне, что является прямым препятствием в процессе работы по установлению контакта с Божественной Силой. Суждение о чем-либо и поиск разного рода несовершенств у окружающих людей - это верный признак отсутствия прогресса на Пути трансформации собственного сознания. Человек, не открывший в себе частицу Божественного присутствия, не в состоянии видеть истинное положение вещей в окружающем мире, а потому и не вправе высказывать суждения о наблюдаемых явлениях и фактах. Мерить что-либо мерой неведения - недопустимо. Лишь открытие Божественной Истины в собственном сознании дает право человеку судить о чем-либо и указывать другим людям на их недостатки, однако не в плане осуждения, а в плане раскрытия глаз на происхождение этих недостатков. Помощь в осознании этого и есть цель, которую преследовал Иисус.
Следует также помнить, что безмолвие ума (то есть по возможности полное отключение аппарата мышления) в конечном счете - необходимое условие эффективной внутренней работы по открытию нисходящей Божественной Силы.
http://www.kluev.ru/teachers/iisus.html