Строение тонких тел человека (Веды)
ВведениеПомимо обычного анатомического строения физического тела у нас существует более тонкая структура, невидимая человеческому глазу. Строение тонкого тела человека подробно описана в Ведах. Тонкое тело имеет очень тонкую материальную природу. Оболочки тонкого тела, которые включают в себя нашу жизненную энергию, ум со всеми чувствами, пристрастиями, земным разум и наше восприятие счастья, контакт с высшим космическим разумом, богом, абсолютом. Эти тела зависят от образа жизни, целей, желаний, мировосприятия. Данный материал реферата, это совокупность знаний из разных источников, таблицы взяты из интернета, и некоторые описания чакр, так же взяты материалы из прочитанных книг, и полученной устной информации от Учителей Йоги, экстрасенсов, эзотерических книг, так же информация из собственного опыта работы с чакрами, энергиями, тонкими телами и их осознания. Рассмотрим с разных сторон понятия тонкого тела, его структуру с позиций чакр, кош, каналов, миров. Коши и пять оболочекСогласно йоге, считается, что тонкие тела человека имеют пять уровней энергии, которые сосуществуют в диапазоне от самой грубой до самой тонкой. Их называют пата коша, или пять оболочек:
У большинства людей сознание существует только на физическом плане. Покровы (коши) определяют уровни сознания, в таблице представлена система кош, тел, планов, восприятия. Аюрведа же рассматривает все пять оболочек. Но в некоторых трактатах человек рассматривается как триединство духа (дживы), души («тонкого» тела) и плоти («грубого», физического тела). Эфирное тело является энергоинформационной матрицей анатомического тела и полностью повторяет контуры анна-коши. Это относится в равной степени к человеку, животному, птице или дереву. Эфирное тело в свою очередь состоит из двух частей: стхула-прана-коша (информационная оболочка) и сукшма-прана-коша (энергетическая оболочка). Энергетические каналыСукшма-прана-коша - энергетическая оболочка человеческого тела . Она представляет собой сложную систему, состоящую из чакр (энергетических центров) и нади (энергетических каналов). В ведических канонах говорится о 49 чакрах. Семь из них являются основными, это так называемые чакры первого круга, подробно описанные в различной оккультной литературе; 21 - чакры второго круга и ещё 21 - чакры третьего круга. В них происходят процессы трансмутации энергий, каждая из которых имеет свою частоту колебаний (вращений). Они настроены на соответствующие частотные резонансы микрокосмa (информационные каналы, физиологические системы, органы, ткани) и макрокосма (Солнца, Луны, планет, звёзд и других космических тел). От чакр отходят многочисленные энергетические каналы - нади, подобно тому, как от дерева отходят сотни и тысячи веток, побегов и листьев. В аюрведических канонах упоминается 350 тысяч нади, три из которых являются главными (сушумна, ида и пингала) и 108 – основными. Посредством нади человек связан со всеми слоями Вселенной и их обитателями. Каждое живое существо в материальном мире имеет сукшма-прана-кошу. Таким образом, реализуется закон всеобщего единства Вселенной. Канал сушумнаГлавный нади называется сушумной. Физиологически он проецируется на позвоночник (сушумна нади расположена внутри цереброспинальной оси или позвоночного столба, на месте, соответствующем внутреннему спинномозговому каналу), хотя находится в совершенно ином пространстве. В ведической традиции его сравнивают с горой Меру (космической осью). Сушумна соединяет все центральные чакры между собой. Вдоль сушумны проходят ещё два энергетических канала – ида и пингала. Они перекрещиваются между собой в нескольких местах. Сушумна исходит из муладхара-чакры (расположенной в районе копчика) и поднимается к двенадцатилепестковому лотосу в «околоплоднике» тысячелепесткового лотоса - сахасрары чакры (выше макушки головы). Эта нади расщепляется на две ветви: переднюю и заднюю. Передняя ветвь идет до аджны-чакры, расположенной на уровне межбровья, и присоединяется к брахма-рандхре. Другая ветвь идет по задней стороне черепа и присоединяется к брахма-рандхре. Это пустое пространство - брахма-рандхра - также называется брахмара-гупха («пешера шмелей») или андха-купа («глухой колодец», или «десятые врата»). У новорожденного можно почувствовать пульсацию в темечке, но после шести месяцев это мягкое место закрывается. И его можно открыть впоследствии только с помощью особой практики: лайа-йоги, свара-йоги, крийа-йоги или нада-йоги. В священных писаниях говорится, что если йогин покидает свое тело через «десятые врата», он освобождается от цикла рождения и смерти. Некоторые йогины следуют особой практике, подготавливая «десятые врата» таким образом, чтобы их последнее дыхание перенесло душу через эти врата к освобождению. Настоящий ученик, желающий освобождения, будет работать с задней ветвью сушумны… Канал пингалаПингала является правым нади. Он связан с Солнцем. Через этот канал человек получает прямую солнечную энергию. Эту энергию в разных традициях называют по разному: «Ха», «Ян» или «Ра», и без неё не может функционировать нейроэндокринная система, точно так же, как, например, телевизор не может работать без электрической энергии. Пингала также называется Ямуной. Этот канал мужской по природе и является обителью разрушающей энергии. Пингала также очищающий, но его очищение огненное. В свара-йоге пингала представлена как «правое» дыхание, то есть протекающее через правую ноздрю. Правое - это электрическое, мужское, вербальное и рациональное по природе. Пингала нади придает активность телу. К примеру, «Сурья бхедана пранаяма» - это дыхание, увеличивающее выносливость, жизненную силу и солнечную энергию. Эта пранаяма - исключение в йогической практике, так как в ней вдох начинается через правую ноздрю. В свара-йоге утверждается, что пингала нади делает мужское «чисто мужским», а ида (левый канал) делает женское «чисто женским». Дыхание через правую ноздрю рекомендуется для физической деятельности, дискуссий, споров, состязаний. Для поддержания гармонии в организме свара-йога предписывает держать открытой правую ноздрю в ночное тамасичное время, когда солнечная энергия менее влиятельна. Активизируя иду днем, а пингалу ночью, можно увеличить жизненную силу и продолжительность жизни. Пингала более активен в период уменьшающейся Луны. Канал идаИда, являющаяся левым нади, связана с Луной. Через этот канал мы получаем отражённую солнечную энергию, называемую «Тха» или «Инь». Согласно философии Санкхья, все видимые объекты материального мира отражают в различных спектрах энергию Солнца. Эта отражённая энергия может компенсировать в какой-то степени недостаток солнечной энергии. «Ха» (ян) обладает согревающим и активизирующим действием. «Тха» (инь) - охлаждающим и тормозящим. Однако, благодаря центральному каналу сушумна, эти противоположные по свойствам энергии способны преобразовываться одна в другую. При избытке «Ян» переходит в «Инь», а «Инь» - в «Ян». Эти каналы существуют у всех биологических видов (даже у растений). Таким образом, поддерживается гомеостаз внутренней среды организма. Ида представляет собой лунный поток, она женственна по природе, питающая и очищающая. Поэтому ее также называют Ганга. В свара-йоге (йоге звука) она символизирует «левое дыхание», то есть дыхание, протекающее главным образом через левую ноздрю. Согласно тантрам, левое считается магнетическим, женственным, эмоциональным по природе. В практике пранаямы, за исключением «Сурья бхедана пранаямы», вдох (пурака) начинается с левой ноздри. Это возбуждает иду нади, ибо ида начинается от левого яичка и заканчивается в левой ноздре. Приведенная в состояние возбуждения таким дыханием через левую ноздрю, ида нади своим влиянием очищает элементы тела. Рекомендуется выполнять действия, ведущие к улучшению благосостояния, в то время, когда функционирует ида. В системе сурья-йоги практикующий обычно поддерживает левую ноздрю открытой в течение дня, чтобы сбалансировать солнечную энергию, поступающую в дневные часы. Ида Нади саттвична по природе, и поддерживая ее работающей в течение дня (время преобладания раджасичной энергии), можно увеличить саттву, тем самым, обретая благость, гармонию и умиротворение. Ида приносит мозгу энергию. Ида нади контролирует температуру тела, кровяное давление, процессы, происходящие в районе печени, почек, кишечника и сердца. Другие названия иды - лалана, пирьяна, чандрахара, шитла. Семь главных чакр и пять чакр второго круга расположены на центральной линии тела, соответствующей, как уже было сказано выше, каналу сушумна. Остальные 16 чакр второго круга проецируются в области ладоней, стоп и крупных суставов. Чакры обладают способностью накапливать и трансмутировать определённые типы энергий, используемые организмом для различных целей. Остальные главные надиКроме трех важнейших нади - сушумны, иды и пингалы – есть и другие: В Аюрведе и йогических традициях придается большое значение также и малым энергетическим каналам и чакрам, расположенным на ладонях и стопах. Это связано с тем, что активизация их достаточно проста и оказывает сильное воздействие на многие процессы в тонком теле человека. Каждому доступны мудры, особые жесты, активизирующие энергетические каналы и способные исцелить многие недуги души и тела. Использованы: фрагменты из статьи И.И. Ветрова «Строение храма человеческого тела» и материалы книги С.М. Неаполитанского «Энциклопедия Аюрведы» ЧакрыЧакры - это тонкие энергетические центры, расположенных в местах нервных сплетений. Чакра в переводе с санскрита означает "колесо". В нашем тонком теле расположены семь основных чакр, каждая из которых соответствует ступени эволюции. Каждая чакра отвечает за воплощение в человеке определенных духовных качеств, которые у большинства людей находятся в непроявленном состоянии. После пробуждения (т.е. получения самореализации) они начинают излучать "вибрации", выражая принципы Божественности в нас. Именно в этом смысле мы созданы по образу и подобию Бога. Физические, ментальные и эмоциональные проблемы могут быть следствием дисбаланса в одной или нескольких чакрах. Самореализация позволяет пробудить энергию Кундалини, находящуюся в спящем состоянии, которая затем, поднимаясь по центральному каналу и наполняя чистой энергией все семь центров, делает возможным спонтанное проявление всех присущих людям духовных свойств. Семь основных чакр, и их описание их проявления с позиции трех Гун материальной природы: Тамаса, Раджаса, Саттвы
|