РАЗВИТИЕ БИОПОЛЯ



-Набор энергии
Поглощение энергии, как уже было сказано выше, осуществляется организмом постоянно и без усилия с стороны человека - через пищу, воду, физические упражнения и, главным образом, через воздух. Но поглощение энергии осуществляется в количествах, необходимых только для нормального функционирования организма, а в неблагоприятных условиях приток энергии может даже не восполнять потерь.
В связи с этим для набора энергии в больших количествах разработаны различные приемы. Однако, никакие усилия в этом направлении не принесут успеха, если их делать без участия создания хотя бы на уровне подсознания.
Набор энергии и ее движение осуществляются прежде всего силой мысли. При наборе энергии необходимо представить как она вливается в тело, растекается по всему организму, оживляет каждую мышцу, каждую клетку и чем образнее и ярче представление, тем эффективнее набор энергии. Можно представить энергетический поток в виде дождя, низвергающегося водопада, лучей эфирной субстанции и т.д. Каждый выбирает наиболее доступные и образные представления движущегося потока энергии.
Но необходимо помнить, что на начальных этапах тренировок нельзя производить длительного набора энергии, так как это может привести к энергетической перегрузке, что таит в себе опасность расстройства психики (особенно у кого она не слишком крепкая).
Образование представления следует вырабатывать в себе и в своем сознании постоянно, изо дня в день. Это психологическое усилие имеет быстрое воздействие - человек сразу испытывает прибавление жизненной силы и здоровья.
При наборе энергии надо помнить, что следует вкладывать усилие в работу воли. Необходимо отдать то приказание, которое должно быть выполнено, а затем составить себе мысленное представление о происходящем. Спокойно отдаваемое приказание, сопровождаемое умственной картиной происходящего, гораздо лучше усиленного хотения. Последнее лишь растрачивает силу, принося мало пользы.
Существует множество приемов поглощения энергии, но обязательной составной частью их является образное представление процесса поглощения энергии. При хорошо развитом воображении вполне достаточно одного серьезного представления.
Сеанс гипноза всегда сопровождается большой отдачей энергии. Во избежание отрицательных последствий для собственного здоровья необходимо, чтобы потеря энергии не превышала потенциальных возможностей организма.
Обладание глубоким йоговским дыханием в ряде случаев требует специальной подготовки. Малоподвижный образ жизни, сидячая работа и курение приводят к сутулости, неразвитости грудной клетки, слабому развитию легких.
В этих случаях бывает необходимо расширить и углубить грудную клетку, восстановить функционирование легких. Упражнения по расширению грудной клетки, укреплению ребер и возбуждению легочных пузырьков даны в книге Рамачарака "Хатха-йога". В связи с малой доступностью для широкого читателя этой книги, приводим выписки из этих и других трудов.
Упражнение по набору энергии ритмическим дыханием. (Ван Месс Стильман "Целебный магнетизм" типография Тер Арутоякова, 1912год).
Набор энергии производится путем ритмического дыхания. В течение первой недели упражнения нужно проделывать 3 раза в день по 15 минут каждый раз. Соблюдайте осторожность, не нарушайте указаний.
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ
Каждое утро 8 минут употребляйте на подготовку к следующему упражнению. Сосредоточьте свои мысли на великом деле, которым вы занимаетесь, овладевая тайнами психического развития человека.
Лучшим временем для такого упражнения является время непосредственно после или перед каждой едой: утром, в завтрак и обед (по английскому расписанию). Не нужно выполнять упражнения в течение первого месяца поздно вечером. Они сначала оказывают возбуждающее действие и в следствие этого посвятивший себя изучению не будет сразу в силах совладать с притоком энергии.
В течение 5 минут сосредоточьте мысли на развитии своих энергетических способностей, затем расположитесь на диване и расслабьте все мышцы своего тела до такой степени, чтобы вы не ощущали ни малейшего физического напряжения и насколько возможно забыли о их. Вы совершенно не должны обращать внимание ни на один из членов тела. Приведя себя в такое состояние, расстегните костюм, чтобы вам свободно было дышать и, вследствие этого, воздух по причине продолжительности вдоха, пройдет под ребра и в грудную клетку. Такое дыхание должно продолжаться 8 секунд. Затем вы должны задержать дыхание на вдохе на 8 секунд и после этого начинайте медленно в течение 8 секунд выдыхать из себя воздух.
Продолжительность каждого цикла будет равна 24 секундам. Пользуясь выражением Востока, вы выполняете своим дыханием равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 8 секундам. При исполнении упражнения вы увидите, что этот первый шаг развития дыхания не так легок, как он читается на бумаге. У вас явится наклонность спешить, вам будет казаться, что необходимо дышать чаще, может быть вы утомитесь и будете дурно чувствовать себя, но не прерывайте своих занятий. После нескольких сеансов все неприятные признаки исчезнут и их заменит все увеличивющееся чувство силы. Это первое упражнение необходимо для того, чтобы научиться управлять своим дыханием, развить волю и утвердиться в решении овладеть энергетикой. Упражнения не должны превышать по времени 10 минут. Первые 5 минут из 15 указанных нужно употребить на подготовку.
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
На второй целые также нужно упражняться 3 раза в день по 15 минут каждый день перед принятием пищи.
Исполнять эти упражнения вы должны так: после 3-минутного приготовления закройте пальцем свою правую ноздрю и сделайте глубокий вдох, расширив, как и прежде брюшную полость. ребра и грудь. Вдох зтот вы должны делать через левую ноздрю в течении 10 секунд. После этого на 10 секунд задержать дыхание и, наконец, сделать выдох через правую ноздрю в течение 10 секунд.
Когда вы убедитесь, что можете, не утомляясь, делать выдох в течение 10 секунд, тогда вы можете быть вполне уверены, что научитесь управлять дыханием. Каждое из этих упражнений потребует для полного вдоха, задержки дыхания и выдоха 30 секунд. Поэтому в течение 10 минут число полных таких вдохов будет равняться 20. Вы можете проделывать эти упражнения и на счет меньший, чем 10*10*10, если он окажется слишком трудным для вас. Но не переставайте упражняться до тех пор, пока не усовершенствуетесь до нужных результатов.
После первых 10 вдохов вы должны переменить ноздри для вдоха и выдоха.
Ваши занятия на второй неделе заключаются только в этих упражнениях. В конце второй недели вы, по идее, должны будете уже ощущать в себе настолько много жизненной энергии, что вы, отдавая избыток своей силы, не будете чувствовать утомление.
ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
Упражнение третьей недели труднее предыдущих, поэтому посвятивший себялзучению настоящего руководства должен отнестись к нему с большим вниманием и старанием. Оно состоит в переменном дыхании одной и другой ноздрей так же как и в предыдущем упражнении, причем каждая фаза продолжается в течение 15 секунд. Наибольшую трудность для вас будет представлять выдох, продолжающийся 15 секунд. Однако, всему вы должны научиться, так как все это, безусловно, необходимо для вашего развития, которое одно только может дать вам наилучшую награду.
ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ
Упражнения четвертой недели также состоят из дыхания через одну ноздрю и потом другую, увеличивается лишь время дыхания.
Каждый вдох должен теперь продолжаться 20 секунд, задержка дыхания - 10 секунд. После этого вы должны выдыхать захваченный воздух в течение 20 секунд. Время для упражнений вы должны увеличить от 15 до 30 минут вместе с необходимыми для приготовления к упражнению 5 минутами.
Серьезно относящийся к занятиям ученик уже в конце 4-й недели почувствует особое радостное состояние духа и прилив энергии - результат накопленной в организме оживляющей его силы.
Вместо прежней слабости наступает сила. Краска на лице, заменившая прежнюю его бледность, ясно показывает как ценно для него получаемое энергетическое питание. Взамен истощенности является полнота, глаза начинают светиться духовным светом.
Магнетизера легко можно узнать по глазам: они ясны, проницательны, тверды, но отнюдь не вызывающе. Выражение их обнаруживает мягкость, соединенную с твердостью.
По истечении 4-й недели посвятивший себя изучению должен постоянно уже упражняться в глубоком дыхании. Его мускулы настолько окрепли, что могут уже переносить оказываемое на них давление. В конце 4-й недели набор энергии можно осуществлять в любое время дня по 30 минут ежедневно.
Основные усилия направляются на увеличение дыхательного цикла. Наиболее удобное время для этого раннее утро, находясь еще в постели. Продолжительность полного вдоха будет постепенно возрастать, а время задержки дыхания несколько уменьшится, приблизительно в такой пропорции:
Полный цикл
Вдох
Задержка
Выдох
24сек
8сек
8сек
8сек
30сек
10сек
10сек
10сек
40сек
15сек
10сек
15сек
50сек
20сек
10сек
20сек
60сек
26сек
8сек
26сек
И так далее, если вы найдете полезным увеличить продолжительность вдохов и выдохов. Данные цифры основываются на деятельности нормально развитых легких вполне здорового человека.
Для остальных одна неделя может осваиваться месяц и более, в зависимости от состояния вашего организма.
Когда вы основательно изучите на практике все указания, то у вас появится особое ощущение, которое индусы называют движением духа. В этом состоянии вы хорошо будете чувствовать жизненную энергию, распределенную при помощи нервов и крови по всему телу. Вы сможете ощущать, как она по вашему желанию переливается из одного легкого в другое, из живота - в грудь, в ногу и т.д. Тогда болезнь быстро теряет свою власть над организмом и усталость становится быстро устранимой. Даже голод и жажда подчиняются саде вали, твердость духа противодействует телесным недомоганиям.
-Тренировка рук
Прежде чем вы начнете выполнять упражнения по развитию биополя рук, мы советуем вам добиться одного эффекта. Лучше всего, если вы его добьетесь с самого начала, до выполнения какого- либо упражнения из этой книги. Он заключается в ощущении легкого покалывания ладоней при сведении их на небольшом расстоянии друг от друга. Ладони при этом начинают быстро сохнуть и через 5-10 минут становятся совершенно сухими.
Для того, чтобы добиться этого эффекта, сядьте на стул, расслабьтесь, сведите ладони согнутых рук на уровне груди на расстоянии 10-15 см друг от друга. Представьте, что между руками находится шар серебристой энергии. Это упражнение лучше всего выполнять 10-15 минут два-три раза в день. Как правило, через две недели появляется ощущение покалывания, т.е. возникает чувство собственного, хотя и небольшого, биополя. Этот эффект вселяет глубокую уверенность в обучающегося, он смелее и настойчивее начинает выполнять другие практические упражнения, глубже изучает теорию и философскую базу гипноза.
Если в течение двух недель вам не удалось добиться этого эффекта, значит, вы или не можете произвести даже минимального расслабления своего тела, или имеете пока еще недостаточно развитое воображение (для появления ощущения небольшого биополя достаточно только этих двух факторов). Тогда мы советуем вам запастись терпением и сначала заняться изучением расслабления, а затем развитием своего воображения по материалам предыдущих лекций. При этом продолжайте ежедневные упражнения с ладонями рук. Не сомневайтесь в успехе. Нет людей, не обладающих биополем.
После того, как вы добьетесь описанного ощущения, приступайте к практическому освоению этой книги. Имея наглядное представление о биополе, ощущая его своими руками, вы совершенно по-другому начнете смотреть на многие изложенные в ней материалы.
Большинство упражнений по развитию биополя рук основывается на круговых движениях ладоней относительно друг друга. При этом надо помнить: одна рука остается неподвижной; круговые движения совершаются только по часовой стрелке относительно неподвижной руки; по мере повышения чувствительности, расстояние между ладонями (пальцами) постоянно увеличивается до полного размаха рук; при выполнении упражнений руки разводятся друг от друга на расстояние чувствительности кожи, а затем сводятся вместе; никогда не следует терять связи между руками.
Под связью между руками следует понимать ощущение энергетического моста, канала, шара и т.д., который возникает между руками в результате деятельности воображения, глубокого расслабления и правильного дыхания по набору праны. Эта энергетическая связь оказывает стабилизирующий эффект на расстояние между руками: при разведении рук она стремится стянуть их, а при их сведении - оттолкнуть друг от друга. Поэтому не следует совершать резкие движения руками, так как связь может не успеть отреагировать на ваши действия и разорваться. Это приведет к потере раппорта с пациентом и гипнотический сеанс нарушится.
Обработка ведется преимущественно для правой и левой рук поочередно.
- рабочими являются преимущественно самые кончики пальцев: указательного, среднего и безымянного, на обработку которых обращается особое внимание.
- при выполнении упражнения необходимо образно представить движение энергии, концентрировать внимание на ощущениях в кончиках пальцев или ладоней (тепло, покалывание и т.д.);
- скорость вращения пальцев или движение ладоней определяется опытным путем по интенсивности ощущения полей; на начальных этапах освоения она небольшая и увеличивается по мере развития контактности, чувствительности пальцев.
Первые 1-2 месяца занятий тренировки желательно проводить ежедневно по 1-1,5 часа, а затем не менее чем по 30 минут ежедневно. При постоянном практиковании гипнотических сеансов тренировку рук проводить не обязательно, но при временном прекращении гипнотических воздействий гимнастика рук нужна обязательно.
В дальнейшем, когда вы сможете оказывать воздействие на пациента без помощи рук, исключительно взглядом или даже мысленным представлением, все равно не оставляйте руки без тренировки.
-УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ
Упражнение 1. Пальцы подвижной руки совершают круговые движения вокруг кончиков пальцев (до основания ногтя) неподвижной руки. Сначала отрабатывается мизинец вокруг мизинца, потом безымянного, среднего, указательного и большого. Затем безымянный палец - вокруг мизинца, безымянного, среднего и т.д. все пальцы поочередно.
При недостатке времени начинать надо с отработки указательного, среднего и безымянного. В процессе тренировки, чтобы остальные пальцы не включались в работу, их необходимо отстранять в сторону или сгибать.
Упражнение 2. Кончики пальцев противостоят друг другу. Вра-щение пальцев активной руки осуществляется так же, как и в первом упражнении. Выполняя спиралеобразные движения, пальцы разводят на расстояние чувствительности и вновь сводят их.
Упражнение 3. Ладони параллельны друг другу. Палец подвижной руки расположен над пальцем неподвижной так, что перекрыва-ются только их концевые подушечки. Вращение пальцев осуществляется в пределах подушечки неподвижного пальца по принципу первого упражнения, поднимая и опуская, палец.
Упражнение 4. Кончики пальцев располагаются друг против друга. Палец подвижной руки совершает резкое маятниковое движение относительно неподвижной с задержкой при прохождении кончика пальца. Так всеми пальцами поочередно.
Упралюснис 5. Пальцы одной руки вращаются вокруг кончиков пальцев другой руки. Вначале делаются широкие круги вокруг кончиков пальцев, потом сужаются, а пальцы разводятся на некоторое расстояние друг от друга. Затем пальцы активной руки начинают попеременно приближать и удалять, как бы нанося резкие удары по кончикам пальцев в районе ногтей.
Упражнение 6. Ладони согнуты так, что четыре пальца противопоставлены одному большому. Подвижная ладонь совершает круговые движения, пропуская между согнутыми пальцами поочередно вкачаете большой палец, а затем противопоставленные ему четыре пальца неподвижной руки. Можно совершать колебательные движения, поочередно пропуская пальцы неподвижной руки внутри согнутой ладони подвижной. Движение захватывает только нести пальцев.
-УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЛАДОНЕЙ
Упражнение 7. Плечи свободно спущены вниз, локти сведены насколько это возможно и фиксированы на нижней части грудной клетки, продольно перпендикулярно телу, ладони параллельно друг другу, пальцы слегка раздвинуты. Ладони совершают легкие плавные колебательные движения под воздействием полей и постепенно разводятся на ширину плеч (на расстояние чувствительности), а затем сводятся в исходное положение.
При разведении ладоней производят два колебания внутрь, а затем более широкое в стороны. При сближении - наоборот: два колебания в стороны и одно более размашистое внутрь.
Упражнение 8. Ладони развернуты по отношению друг к другу крест на крест и согнуты так, как будто в них вложен шар, пальцы расставлены. Шар тяжело давит на нижнюю ладонь, 2-3 колебательных движения с опусканием рук под тяжестью шара вниз. Затем поднять руки, мягко перекинуть шар из ладони в ладонь, повторить движение уже относительно другой руки. При передаче шара с руки на руку ладони разворачиваются так, чтобы кончики пальцев одной руки проходили под кончиками пальцев другой.
-УПРАЖНЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЭНЕРГОПОТОКОМ
Опустить пальцы, почувствовать каждый палец отдельно. Набрать энергию (зарядить ладонь). Для этого кисть левой руки разворачивается ладонью вверх, пальцы расставлены. Кисть правой руки ладонью вниз с расставленными пальцами параллельно левой совершает над ней круговые движения по часовой стрелке (циферблат - левая ладонь) так, чтобы ее ногтевые фаланги проходили по краю ладони и концам пальцев. Движение руки не равномерное, оно ускоряется при прохождении пальцев над основанием ладони. При этом образно представляется, как рука работает с энергетической массой, она как бы размешивает ее.
Набор энергии осуществляет преимущественно правая рука и в меньшей мере левая.
Затем сбросить энергию с ладони левой руки. Для этого надо свести вместе мизинец, безымянный, средний и указательный палец и затем их ногтевые фаланги поочередно, друг за другом, очень, мягко провести сверху вниз по всему большому пальцу.
Варианты.
1. Не сбрасывать энергию с левой руки, а мысленно перегнать ее в правую ладонь.
2. На правой ладони энергию через плечевой пояс перегнать в левую, потом в ногу и т.д.
3. Левая рука опущена вниз, ладонь без напряжения сжата в кулак. Правая рука полусогнута, вытянута вперед на уровень груди, ладонь параллельна телу, пальцы слегка расставлены. Вообразите, что против правой ладони находится левая. Вращайте правую ладонь по часовой стрелке относительно воображаемой левой, движение ладони неравномерно, как в упражнении по набору энергии.
4. Правая ладонь с расставленными пальцами совершает вращение по часовой стрелке над подошвой левой ноги (циферблат - подошва). Заряжается энергией преимущественно подошва. Перегнать мысленно энергию из подошвы левой ноги в правую, потом в руку и т.д.
Перед сеансом руки должны быть чисто вымыты, теплые и слегка влажные, что обеспечивает беспрепятственное движение энергетического потока. Необходимо также снять с рук часы и украшения.
Для обеспечения контактности и возбуждения энергии необходимо перед началом сеанса сильно потереть ладони рук друг о друга, чтобы они разогрелись и стали влажными. При необходимости можно слегка смочить водой.
Одновременно мысленно направьте поток энергии в кисти рук. С приобретением опыта готовность рук будет определяться подсознательно. На начальных этапах освоения лечения, когда энергетический поток еще слабо подчиняется приказаниям воли, необходимо выполнять упражнения, обеспечивающие приток энергии к кистям рук.
Достигнуть этого можно, если опустить руки по сторонам тела и начать свободно сильно раскачивать их, одновременно представляя что руки - ото полые трубы, по которым энергия стекает к кончикам пальцев.
-МЕТОДЫ ГИПНОТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Как вы уже догадались, в этой последней лекции будут рассмотрены вопросы введения пациента в гипнотическое состояние на базе знаний и опыта, которые вы получили из прошлых лекций. Мы подчеркиваем, что изложение нижеследующего материала опирается только на пройденные лекции, которые значительно отличаются от официально принятой точки зрения на механизм гипноза. Мы ни в коем случае не беремся опровергать все теоретические рассуждения ученых, разделяющих мировоззрение материалистов. Мы просто в нескольких словах опишем основные моменты, которыми отличаются предлагаемая здесь и официальная точки зрения.
Если вы прочитаете немногочисленные книги по гипнозу, которые лежат в библиотеках, то заметите, что в них полностью отрицается наличие эфира, магнетических токов, биополя и т.д., т.е. отрицается то, что в этой книге предполагается основным инструментом, средством гипнотизера. Вот, например, типичное (для ориентированных на материалистическое понимание гипноза книг) высказывание:
"Пытаясь объяснить их (гипнотические явления), ученые 16-17 веков положили начало фантастическому и мистическому учению, известному под названием "Животный магнетизмом". Знаменитый врач того времени Парацельс, а также его последователи Ван- Гельмонт и Флюд утверждали, что один человек может оказывать влияние на психику другого посредством особой "жизненной силы'', якобы истекающей из глаз, рук и других частей тела. Эта предполагаемая и фантастическая сила, или эманация, стала называться "флюидом". В дальнейшем стали усматривать сходство "флюида" с действием магнита, и учение получило название "животный магнетизм", а пища, обладающие способностью передавать его, были названы "магнетизерами".
Во второй половине 18 века это далекое от истины учение было сформулировано и распространено венским врачом Месмером в тезисах, представленных им в 1774 г. в Парижскую академию наук. Однако, честь открытия явлений гипнотизма оспаривал у него другой ученый - Пьюисегер, случайно обнаруживший эти явления. Вполне понятно, что эта мистика-фантастическая теория не могла раскрыть сущность сложных явлений гипноза".
К сожалению, отрицание существования биоэнергии не привносит ясности в объяснения механизма возникновения гипнотического состояния. Не дает четкого объяснения, которое позволило бы овладеть гипнозом, и теория И.П.Павлова, согласно которой гипнотический сон наступает в результате подавления деятельности всего мозга за исключением какого-либо очага, через который и поддерживается связь пациента с гипнотизером. Тот факт, что для достижения гипнотического состояния необходимо торможение коры головного мозга, не объясняет нам, как достичь этого торможения.
Далее, в большинстве книг утверждается, что для погружения пациента в гипнотический сон необходимо оказывать словесное внушение типа: "Спите", "Ваши руки тяжелые, голова тяжелая" и т.д. При этом упускается из виду, что глубокое словесное внушение возможно только пациенту, уже находящемуся в гипнозе. Очевидно, главную роль при усыплении играют не слова. (Попробуйте сказать своему другу властно и четко: "Спать!". Навряд ли это возымеет на него действие.) На эту же мысль наводит факт гипнотизации животных, которые не могут понимать смысла слов и тем не менее засыпают.
По этому поводу весь предыдущий материал книги утверждает, что гипнотизация возможна без слов, исключительно силой мысли.
Но пока нам не понятно, представление чего нужно создавать: сонного состояния, расслабления, тумана в голове или, может быть, вообще ничего на представлять?
В целом, от ознакомления с официальными теориями и книгами остается впечатление, что основная их цель - не дать реального механизма гипнотического воздействия. Как древнеиндийские источники по йоге в полном совершенстве запутывают читателя витиеватостью и туманностью своих выражений, точно так же и современная литература уходит от прямого ответа на вопрос: как овладеть гипнозом.
Если вы овладели хотя бы частично прочитанным выше материа-лом, то можете с уверенностью считать, что прошли более половины пути. Весь путь складывается из четырех элементов:
- глубокого дифференциального расслабления;
- красочного управляемого воображения;
- большого запаса биоэнергии;
- знания того, что нужно представлять и на что конкретно нужно направлять биоэнергию.
Первые три пункта обсуждались ранее. Четвертый пункт потребует от вас знания анатомии мозга человека. Учитывая небольшие размеры книги, мы не сможем дать вам развернутого анатомического описания (кроме этого, как вы замети-то, мы не даем информацию об асанах, способствующих более правильному распределению праны; о правильном питании; о корректном произношении мантр и т.д.; предполагается, что читатель с этим хотя бы в небольшой мере уже знаком по другим источникам). Будет лучше, если вы воспользуетесь цветной энциклопедией анатомии человека, посетите прозектуру, словом, найдете такие источники информации, которые позволят вам наглядно представить мозг, его отдельные части, научиться чувствовать их в своей голове, выделять сосредоточением своего внимания из целостной структуры, дифференцированно насыщать энергией.
Для овладения подобными навыками приведем ряд упражнений. Если у вас уже есть практика предыдущих занятий, то нижеследующие приемы займут у вас немного времени. Их можно выполнять в любом месте в любое время в течение 10-15 минут. Ваша главная задача - научиться точно локализовать биоэнергию в различных отделах мозга: гипофизе, шишковидной железе и тд. Сосредоточение энергии в одном месте будет сопровождаться его кажущимся (или реальным) небольшим повышением температуры, появлением чувства давления.
Упражнение 1. Изучив строение головного мозга, научитесь мысленно (перед своим внутренним взором) четко представлять изображение большого мозга, малого (мозжечка) и продолговатого мозга.
После этого постарайтесь эти мысленные изображения перенести в свой мозг и ощутить перечисленные части мозга в голове.
Прочувствуйте свой большой мозг. Его представление должно сопровождаться появлением легкого давления в его области, повышением температуры (это будет происходить, если вы выполнили большинство предыдущих упражнений).
Попытайтесь изменить его окраску (красный, зеленый и т.д. цвета), размеры. Научитесь чувствовать его размеры. При этом важно, чтобы не ощущались мозжечок и продолговатый мозг.
Представьте, что большой мозг переносится из вашей головы на вашу ладонь, в голову вашего соседа и т.д.
Во время упражнения может появится головная боль (чаще всего н виде пульсаций в висках). Это связано с тем, что вы еще недостаточно уверенно владеете приемами саморегуляции (на страницах этой книги им уделено недостаточно внимания). Прекратите на некоторое время занятия, боль быстро исчезнет.
Аналогичные упражнения проделайте с мозжечком и продолговатым мозгом.
Особенно большое внимание уделите мозжечку. От умения подавлять его деятельность зависит эффект воздействия на движения пациента.
Упражнение 2. В этом упражнении перед вами стоит задача научиться насыщать все три отдела головного мозга отрицательной и положительной энергией.
При выполнении этого упражнения следует соблюдать осторожность, так как опыты могут закончиться самогипнозом и, как следствие, сном, который, наверняка, напугает ваших близких или знакомых.
Наберите в левое легкое через левую ноздрю (по методике, описанной выше) отрицательную (лунную) энергию. Мысленно выделите большой мозг и переведите в него отрицательную энергию из левого легкого на задержке дыхания. Выдох сделайте через правую ноздрю. Представьте, что с потоком воздуха из большого мозга выходит отрицательная энергия.
Аналогичный опыт проведите с мозжечком и продолговатым мозгом.
Все прочувствованные ощущения лучше всего заносить в дневник. Мы специально не упоминаем здесь временные условия, т.к. у вас благодаря предыдущим упражнениям должна уже была выработаться саморегуляция.
Зарядив мозг несколько раз отрицательной энергией, сделайте то же самое положительным флюидом. Если появятся головные боли, немного отдохните.
Упражнение 3. Оба вышеприведенные упражнения примените к гипофизу, шишковидной железе, мозолистому телу и т.д.
Упражнение 4. Выясните, где находятся центры, отвечающие за слух, зрение, осязание, сон и т.д. Проведите с ними вышеописанные упражнения.
Упражнение 5. Научитесь производить насыщение разнополюсной энергией. Например.
Наберите в левое легкое отрицательную энергию и переведите ее в большой мозг. На выдохе оставьте отрицательную энергию в мозге.
Наберите положительную энергию в правое легкое и на задержке дыхания перенесите ее в мозжечок.
Добивайтесь устойчивого эффекта от зарядки разнополюсной энергией. Заносите ощущения в свой дневник.
То же самое проделайте с шишковидной железой, гипофизом, центрами и т.д.
Перед тем, как начать проводить опыты с конкретным лицом, вам предстоит выбрать пациента, действительно способного гипнотизироваться. Лучше всего, если это будет кто-либо из ваших близких, у которых вы пользуетесь авторитетом, для которых ваше слово имеет значение.
Для определения гипнабельности пациента существует много приемов. Один из них, самый сложный, - сосредоточенный взгляд в затылок или переносицу пациента на расстоянии 2-3 метров. При этом необходимо представлять (и ощущать), что мощный поток энергии, движущийся от вас или к вам, заставляет испытуемого падать вперед или назад. Но, во-первых, вам будет трудно успеть удержать пациента от падения (хотя это не гипнотическое состояние, он сможет "соображать" только вблизи от пола, когда удара уже не избежать); во-вторых, взгляд является менее мощным источником энергии по сравнению с руками и может оказаться на первых этапах неэффективным.
Лучше всего тест на гипнабельность проводить с помощью рук. Выберите тихую, спокойную обстановку. Никаких зрителей, посторонних, случайных людей быть не должно. Только вы и пациент.
Встаньте прямо. Расслабьтесь. Согнутые в локтях руки разведите на расстоянии 30-40 см ладонями друг к другу. Создайте энергетическую связь между руками. В течение нескольких минут проведите набор энергии и поместите ее в ладони, усилив тем самым энергетическую связь. Эта связь может быть напряженной и спокойной. Если вы чувствуете давление на одну руку (однонаправленная связь) или давление на две ладони сразу (двунаправленная связь: сгусток энергии помещается между руками и "распирает" их благодаря вашему волевому приказанию; при этом не надо никаких слов, только одно внутреннее желание), то это напряженная связь. Если противопоставленные друг другу руки испытывают просто покалывание, легкое дуновение ветра, то это спокойная связь.
Создайте спокойную связь между руками. Не теряя ее и не отпуская рук, подойдите к пациенту с левой или правой стороны и разместите руки спереди и сзади от его головы.
Например, если вы подошли справа, то левая ладонь располагается на расстоянии 10-20 см от затылка, правая - на том же расстоянии от лба.
Представьте, что энергетический поток пронизывает голову пациента (если связь напряженная), или что его голова находится в облаке вашей энергии (спокойная связь).
Если пациент начнет волноваться, успокойте его. Предупредите, чтобы он не сопротивлялся, ни о чем не думал, просто смотрел на вашу ладонь перед его глазами.
Начните медленно двигать руки вперед или назад по отношению к пациенту. Не надо внушать ему вслух: "Вы падаете". Смотрите на него и следите пойдет ли его тело вслед за вашими руками. Если да, то вы сможете загипнотизировать его. Если нет, то попробуйте поискать другого (отсутствие падения еще не говорит о том, что он негипнабелен; вполне возможно, что у вас пока еще недостаточно энергии для воздействия на него).
Существует еще один способ проверки на гипнабельность. Встаньте перед пациентом лицом к лицу. Охватите его голову (не прикасаясь к ней) предварительно накачанными энергией руками так, чтобы ладони были по бокам головы и закрывали район висков и ушей, а большие пальцы - в районе бровей и глазных впадин. Представьте, что голова пациента находится в облаке энергии, которая исходит из ваших рук. Начните движение руками, как бы притягивая его голову к себе. Если пациент гипнабелен, он начнет падать на вас.
То же самое можно проделать, стоя у пациента за спиной. По сравнению с предыдущим вариантом это удобнее, т.к. меньше отвлекает пациента, его взгляд не блуждает по вашему лицу, а фиксируется на неопределенной точке в пространстве. Руки в этом случае следует располагать так, как будто вы сжимаете между руками круглую трехлитровую банку (большие пальцы направлены в вашу сторону), приставленную к затылку пациента. Образуйте между руками столб энергии, пронизывающий голову испытуемого. Начните приближать руки к себе. Если пациент гипнабелен, то он начнет падать на вас. Вовремя схватите его и не дайте удариться о пол.
Не забывайте перед опытом успокоить пациента, предварительно попросить его не производить в уме никаких вычислений и т.д.
Выбрав, таким образом, испытуемого, начните экспериментировать с ним. Ваши опыты будут напоминать исследовательскую работу. Анализ получаемых данных позволит вам выработать собственную тактику введения пациента в гипноз (у каждого гипнотизера она индивидуальна).
Упражнение 6. Встаньте справа от пациента, поместите его голову между заряженными ладонями своих рук. Попробуйте направить поток энергии из левой руки в правую и начните движение рук. Сравните полученный результат и возникающие при этом ощущения с данными других упражнений.
Упражнение 7. Проделайте то же самое, но с левой стороны от пациента. Поинтересуйтесь, какие ощущения он испытывает: шум в голове, головокружение, боли и т.д.
Упражнение 8. То же, что и в предыдущих упражнениях, но поток энергии направьте из правой руки в левую. Лучше всего, если вы будете записывать данные экспериментов в дневник, тщательно фиксируя все присходящие изменения.
Упражнение 9. Положение как и в упражнении 6. Попробуйте уронить пациента, не двигая рук, только одним воображением и подбором соответствующего направления потока энергии между руками.
Эти упражнения требуют большого количества энергии. Поэтому поначалу не следует заниматься более 30 минут в день. В дальнейшем ориентируйтесь на свое самочувствие.
Изучив возможные воздействия энергией на пациента с помощью рук, попробуйте уронить его взглядом. Если опыт не получиться, то не отчаивайтесь, вернитесь к нему чуть позже.
Выполнив предыдущие упражнения, вы на практике поймете, что такое раппорт гипнотизера с пациентом. Вам будет казаться, что ваши руки представляют как бы одно целое с испытуемым. В дальнейшем вашей задачей будет создание такого же раппорта между пациентом и своим мозгом.
По аналогии с обычным сном большинство ученых различает гипноз по трем степеням глубины: первая степень - малый гипноз, вторая степень - средний гипноз и третья степень - глубокий гипноз. В чем заключается разница между глубиной гипнотического сна? Эта разница весьма существенна. Малый, или поверхностный, гипноз характеризуется тем, что человеческое тело находится в состоянии полного мышечного покоя и неподвижности. Но нет сил, нет возможности открыть глаза, испытуемый может лишь шевелить бровями. Если поднять руку загипнотизированного, то он может ее, хотя и с усилием, опустить. Сознание человека полностью сохранено. После выхода из гипноза человек помнит все, что с ним было во время гипноза, память сохранена.
Средний гипноз характеризуется уже более полным расслаблением мускулатуры, сознание испытуемого частично нарушено. После выхода из гипноза налицо так называемая частичная амнезия: человек помнит о том, что с ним было в гипнотическом сне, но далеко не все. Изредка имеется частичная анальгезия, т.е. снижение болевой чувствительности.
В глубоком гипнозе наблюдается полная амнезия - человек ничего не помнит о том, что с ним было в гипнотическом состоянии. Загипнотизированный отвечает на вопросы не просыпаясь, может делать ряд автоматических движений. В глубоком гипнозе имеется, как правило, полная анальгезия и анестезия, т.е. утрата кожной, болевой и температурной чувствительности, а также чувствительности на прикосновение. На этом основано применение гипноза для производства хирургических операций там, гае наркоз противопоказан.
Так различают гипноз по глубине. Однако, если начать гипнотизировать большую аудиторию, то можно отметить, что разные люди по-разному будут впадать в гипнотическое состояние: одни будут засыпать мгновенно, другие через пять минут, десять, пятнадцать, третьи - через сорок минут. Найдутся и такие испытуемые, которые в данной неблагоприятной обстановке совершенно не будут погружаться в гипнотическое состояние. По данным современных гипнологов и психотерапевтов, особенно быстро впадает в гипнотическое состояние всего лишь 25% испытуемых, затем постепенно внушаемость и гипнабельность падает. Два процента испытуемых в условиях массового сеанса не поддается гипнозу совершенно. Дети до 8-летнего возраста, как правило, не по*ужакется в гипнотическое состояние, так как они впадают при попытке их усыпить Б обычный физиологический сон. Большинство душевнобольных людей в гипнотическое состояние не погружаются.
При гипнотизации приходится сталкиваться с различными типами гипноза. В основном известны три гипнотических состояния, так называемые летаргический, каталептический и сомнамбулический типы гипноза. Летаргический тип гипноза характеризуется тем, что при погружении в ту или иную глубину гипнотического состояния тело человека расслабляется все больше и больше. Если в малом гипнозе летаргического типа поднять руку испытуемого вверх, то вы чувствуете тяжесть в поднятой конечности. Если внезапно отнять свою поддерживающую руку, рука загипнотизированного моментально упадет вниз, словно налитая свинцом. В среднем (по глубине) гипнозе это отяжеление мускулатуры выражено еще больше, а в глубоком - тело испытуемого расслабляется так, что положенное спиной на узкую подставку или спинку стула изгибается настолько, насколько это позволяет костный остов. Так велико расслабление всей мускулатуры тела. Наблюдается феномен так называемой летаргической дуги.
При каталептическом гипнозе, наоборот, возникает одеревенение мускулатуры. Тело человека по мере засыпания и углубления гипноза становится все более и более крепким, мышцы человеческого тела напрягаются все больше. Так, например, если поднять руку испытуемого в легком гипнозе вверх, то рука словно застывает в воздухе. Если отнять поддерживающую руку, то можно видеть, как рука испытуемого остается в воздухе, "как палка". В среднем гипнозе можно наблюдать феномен так называемой "восковидной гибкости", когда тело испытуемого застывает в тех позах (подчас весьма затейливых), которые вы ему придали. И, наконец, в глубоком гипнозе напряжение мускулатуры настолько велико, что положенное ногами на спинку одного стула, а головой на спинку другого, тело человека застывает как "каталептический мост". Этот феномен каталептического моста поражал в старину воображение естествоиспытателей. На грудь такого испытуемого можно было встать, положить большой камень, а человек как ни в чем не бывало продолжал спать. После пробуждения испытуемый ничего не помнил и никаких неприятных ощущений не испытывал. Каталептический тип гипноза ближе всего стоит к гипнозу животных.
В сомнамбулическом гипнозе наблюдается ряд интересных явлений автоматизма. Так, например, если в гипнозе малой глубины вы начнете вращать одной рукой вокруг другой, то это вращение будет вращаться и тогда, когда экспериментатор отнимет свои руки. В среднем гипнозе этого типа можно наблюдать ряд уже более сложных движений. Так, например, загипнотизированный может спать сидя, стоя. Совершать ряд весьма сложных движений профессионального характера. Может спать с открытыми глазами, отвечать на вопросы, не просыпаясь. Чувствительность испытуемого понижена, он резко заторможен, рефлексы снижены. Наконец, в глубоком гипнозе наблюдается феномен снохождения, когда загипнотизированный по внушению гипнолога движется по комнате, совершает ряд весьма сложных движений, напоминая лунатика. Все движения испытуемого гибки, плавны. Он не производит впечатления спящего. Загипнотизированному можно внушать различные иллюзии, галлюцинации (когда испытуемый видит то, чего нет в действительности). Например, что он удит рыбу, сидя на берегу реки, и забрасывает "удочки" в воображаемую воду.
В другом случае пожилому человеку внушают, что ему не 60, а всего 8 лет и он начинает, как маленький ребенок, говорить тонким голосом, строить домики из песка, писать каракули, рисовать картинки и так далее.
Особенно примечательны исследования в сомнамбулическом гипнозе с дачей испытуемому тех или иных несъедобных предметов: мела, ваты, угля, сырого картофеля, но с внушением, что это хлеб, мясо, фрукты. Испытуемый с большим удовольствием начинает поедать эти предметы. Любопытно, как показали лабораторные исследования, проведенные еще в прошлом столетии, что желудочный сок и слюна выделяются у этих людей как в количественном, так и в качественном отношении, как на хлеб и мясо. Словесный раздражитель, исходящий из гипнотизера, оказывается сильнее натурального раздражителя внешнего мира.
Насколько сильно речевое воздействие в гипнозе сомнамбулического типа на различные стороны жизнедеятельности человеческого организма можно показать на многочисленных фактах. Так, например, к руке загипнотизированного, погруженного в глубокий гипноз, гипнотизер прикасается каким-либо холодным предметом (карандашом, монетой, расческой), но внушает, что это раскаленный стержень. "Я Вас обжигаю", - внушает гипнотизер, и что же? Испытуемый начинает испытывать сильную боль, его лоб покрывается каплями пота, изменяется пульс, дыхание, кровяное давление то поднимается, то падает. Создается впечатление, что человек действительно испытывает сильную боль. Представляет интерес то явление, что через некоторое время на месте прикосновения появляется краснота, а далее волдырь, наполняющийся тканевой жидкостью. Слово обожгло (ожог второй степени). Эти исследования были неоднократно проведены и повторены различными экспериментаторами с неизменным успехом. Следует отметить, что этот опыт помог в свое время разоблачить "чудо" Луизы Лото), заключавшееся в том, что больная истерическим неврозом женщина могла в момент религиозного экстаза при громадном стечении религиозных фанатиков, путем самовнушения вызвать у себя на коже так называемые "стигматы Христовы". У истерички возникал очередной припадок, она билась в судорогах, появлялась пена изо рта, она падала на паперти храма, а затем на коже кистей рук и тыле стоп появлялись кровавые пятна, именно в тех местах, где согласно библейской легенде, у Христа были вбиты гвозди при его распятии. Парижская академия наук не могла объяснить тоща этого явления. Правда, уже и тогда находились врачи и ученые, которые законно спрашивали: "Позвольте, кровавые пятна, "стигматы" появлялись на ладонных поверхностях и тылах стопы у их основания, а ведь гвозди вбивались при распятии преступников в Древнем Риме значительно ниже, чего Луиза Латта, простая крестьянская девушка, не знала. Теперь загадка "стигматов Христовых" уже давно перестала быть таковой. Впервые о них заговорили церковники в 1224 году, когда стигматы появились у св. Франциска Ассизского; затем эти явления приобретают широкий размах: в 13 в. - 31 случай, в 14 в. - 22, в 15 в. - 25. Всего церковь признала 321 случай. Объявленных святыми и блаженным среди стигматов насчитывается 61 человек. Интересно отметить, что среди испытуемых сомнамбулического типа можно было наблюдать и ряд других людей. Так, например, по руке загипнотизированного ударяют свернутой в трубку газетной бумагой с внушением, что это "удар палкой". Испытуемый вскрикивает от боли, а затем на месте "удара" возникает линейный синяк, как от действительного ушиба палкой. В другом случае рука испытуемого сомнамбулы была опущена в пустую банку, но с внушением, что она помещена в банку со льдом, и человек чувствует нестерпимую леденящую боль. Вскоре возникло отморожение кончиков пальцев 1-2 степени.
Теперь приступим к выполнению упражнений по гипнотизации выбранного с помощью предыдущих тестов пациента.
Упражнение 10. Выберите тихое, изолированное помещение. Посадите пациента на стул с высокой спинкой, но не выше плеч. Успокойте его, объясните безвредность гипноза.
Расслабьтесь. Проведите энергетическую зарядку ритмическим дыханием (это можно сделать и незадолго до контакта с пациентом).
Сначала попробуйте ввести испытуемого в обыкновенный сон, т.е. подавить деятельность всего его мозга. Для этого необходимо напомнить основной закон: соединение разноименных полюсов успокаивает человека, соединение одноименных полюсов возбуждает его.
Чтобы подавить волю другого человека, вы должны воздействовать на него своими положительными полюсами (например, правой рукой). Эта энергия должна входить в отрицательный полюс пациента (например, в область солнечного сплетения или переносицы, в зависимости от пола испытуемого). Таким образом, возникает двуполюсник с положительным концом у вас и с отрицательным у пациента. Источая из себя положительную энергию, вы заряжаете человека отрицательной энергией через один из его отрицательных полюсов и тем самым подавляете деятельность его мозга.
Для введения пациента в обычный физиологический сон воздействуйте на весь его головной мозг. Расположив свою правую руку около его переносицы или затылка (в зависимости от пола), представьте, как ваш весь головной мозг переносится в голову пациента, сливается с его мозгом в единое целое: ваш большой мозг совпадает с большим мозгом пациента, мозжечок - с мозжечком и т.д. Вводите в этот мозг через свою правую руку энергию. Представьте, как он "накачивается " ею. Рука должна совершать легкие пассы вверх-вниз и по часовой стрелке (переносица пациента - циферблат).
Если ваши действия правильны, то пациент должен начать погружаться в обычный физиологический сон. У него опустятся веки, расслабятся мышцы, т.е. появятся все признаки нормального физиологического сна. Поскольку это не гипнотический сон, вывести из этого состояния можно, слегка дотрагиваясь до плеча пациента или словесно.
Упражнение 11. Попробуйте ввести пациента в гипнотическое состояние. Для этого совершите все операции, описанные в предыдущем упражнении, за исключением одной: насыщать отрицательной энергией (а с вашей стороны она является положительной) нужно не весь мозг пациента. Центр, отвечающий за слух, должен быть насыщен противоположной по знаку энергией, т.е. возбужден. (Возможен вариант: этот центр не насыщается вообще никакой энергией и на фоне остального мозга является возбужденным). Для этого необходимо либо изменить точку входа в пациента (т.е. входить через положительный полюс), либо сменить правую руку на левую (если гипнотизация происходит руками; если взглядом, то смена происходит мысленно) и насытить центр соответствующей по знаку энергией. Если вы предполагаете поддерживать связь с пациентом не через речь, а через зрение, осязание и т.д., то необходимо оставлять возбужденным соответствующий центр.
Если локализация центра слуха вам удается с трудом, то оставить этот центр активным на общем фоне подавленного головного мозга можно, поддерживая у пациента слуховой контакт, т.е. раздражая его слуховой анализатор известными формулами внушения: "Вы спите. Ваши глаза закрываются" и т.д.
Теперь мы видим, что настоящее предназначение речи гипнотизера - не внушить испытуемому сонное состояние, а поддержать с ним раппорт, оставить один из центров активным.
Как известно, внушение пациенту может производиться как во время его сна, так и во время бодрствования. В литературе, на сценах, в кино мы чаще встречаемся с внушением во время сна, механизм которого описан выше. После введения пациента в гипнотическое состояние мы можем общаться с ним через центр, оставленный активным.
Каким образом гипнотизер может оказывать внушение на неспящего человека?
Здесь уже нельзя дать четкого механизма для всех читателей сразу, так как он носит исключительно индивидуальный характер.
Но общую суть читатель, наверное, уже понял: задача гипнотизера заключается в подавлении и активизации отдельных участков мозга пациента.
Если вы хотите ввести испытуемого в полный гипноз, то подамяете весь мозг за исключением одного-двух центров. Если вам необходимо произвести внушение бодрствующему человеку, то подавляете гипофиз (по древнеиндийским учениям - центр воли) и, например, активизируете зрительный центр (если нужно внушить зрительное представление) или слуховой и т.д. Если перед вами стоит задача воздействовать на движения пациента, то сначала опять подавляем гипофиз, а затем мозжечок.
Конкретные практические упражнения вы должны будете разработать для себя самостоятельно.
Не забывайте о законе возврата энергии и андрогеническом законе. Человек может не поддаваться гипнозу и внушению либо из- за большого количества энергии, которая содержится в его организме (и ваш слабый поток не может проникнуть в него), либо из-за того, что вы неправильно определили его полюсы (в действительности, не существует резкого разделения человечества на мужчин и женщин, а следовательно, нет четкой границы и между положительными и отрицательными полюсами).
На этом мы заканчиваем курс лекций по овладению гипнозом. Мы не приводим методик лечения пациентов в состоянии гипноза, так как эта работа в первую очередь рассчитана на врачей, способных самостоятельно исследовать эту проблему.
Напоминаем, что согласно действующей инструкции Министерства здравоохранения СССР, проводить гипнотизирование разрешается только врачам, прошедшим соответствующую подготовку. Врач, желающий заняться гипнотерапией, должен:
1. Овладеть методикой гипнотерапии. 2. Овладеть искусством психотерапии.
3. Проводить гипнотизирование только с согласия больного или его близких родственников (у детей).
4. Если гипнолог и больной разного пола, желательно проводить сеанс в присутствии третьих лиц.





[на главную]




Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru