Аномальные зоны и загадки Калмыкии



Калмыцкая республика находится рядом с пустынными краями, расположенными в Астраханской области, а также полями в ставропольском регионе. Если мы посмотрим карту страны, то ее очертания похожи на лошадь, вставшую на дыбы. Это своего рода символ кочевых народов, проживающих на территории республики, которые привыкли к седлу издавна.

Если говорить о природных памятниках рассматриваемой республики, нельзя не сказать о Сарпинских озерах, которые когда-то возникли из стариц реки Волги. Наиболее крупными принято считать Сарпу и Цацу, но и они наполняются в полной мере только весной, и зачастую их можно увидеть пересыхающими летом, в жару. Примечательными являются Бэровские бугры, которые расположены в степи.
  

Прикаспийская низменность знаменита продолговатыми холмами, имеющими правильную одинаковую форму. Калмыкия, достопримечательности которой достаточно разнообразны, известна также благодаря Ялшатинскому соленому озеру. Грязь из этого водоема является лечебной и превосходит по своим свойствам другие подобные, несмотря на то что они даже более знамениты.

Столица республики – это современный город, в котором не забывают о традициях. Приехав сюда, вы сможете ощутить атмосферу, которая говорит о том, какова Калмыкия. Достопримечательности Элисты связаны со знаменитыми людьми, проживавшими там, а также религиозной и культурной жизнью края. Кроме того, известной принято считать Ступу просветления. Это культовая буддийская постройка со многими реликвиями края, которые ценят буддисты. 
 

НЛО бороздят небо Калмыкии
Неопознанные летающие объекты в декабре начали активно бороздить небо над Элистой - столицей Калмыкии, экс-глава которой, по его собственному признанию, однажды уже общался с гуманоидами в желтых скафандрах, после чего призвал общественность не стесняться говорить об инопланетянах.

В декабре каждые десять дней сотни жителей города наблюдали появление НЛО. Последнее явление 22 числа было замечено сразу в нескольких микрорайонах: примерно с 15 до 19 часов в небе видели две светящиеся концентрические окружности. Внутренняя окружность вращалась по часовой стрелке, внешняя - против. А до этого некоторые наблюдали треугольный объект, от которого исходили лучи света.
 
Оба явления удалось снять на видеокамеру. Кадры показали по местному телевидению. Журналисты прокомментировали, что это могут быть вполне земные физические явления, однако пообещали «отработать все версии» и сообщить о результатах в будущих выпусках новостей. 

Многие жители калмыцкой столицы отнеслись к подобным чудесам вполне серьезно, даже столь серьезный чиновник, отличающийся реалистичным взглядом на мир, как пресс-секретарь главы республики Буянча Галзанов, отмечает издание.

Бывший руководитель республики Кирсан Илюмжинов воспринял известие о появлении НЛО над Элистой без удивления. Он высказал уверенность, что подобные случаи будут фиксироваться еще чаще и не только в Калмыкии. «Они сейчас везде появляются. НЛО видят и под Москвой, и в других местах. Ежегодно NASA фиксирует более четырех тысяч случаев обнаружения НЛО. Не случайно в ООН ввели пост посла по связям с инопланетянами», - заявил президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ).
 
Он уверен, что нынешняя вера в инопланетян не менее естественна для людей, чем несколько тысяч лет назад - вера в богов и сверхъестественные силы. При этом неверие в пришельцев Илюмжинов расценивает как проявление человеческой гордыни и эгоизма. «Мне инопланетяне говорили: «Вы, люди, никакого вклада в развитие цивилизации не сделали, вы едите себе подобных». А это разве не проявление сумасшествия - есть себе подобных?» - цитирует его газета.

Ученые пока не могут дать внятных объяснений происходящему и дают крайне осторожные комментарии. Заведующий кафедрой теоретической физики Калмыцкого госуниверситета Бадма Михаляев в интервью республиканскому телевидению не исключил возможность существования инопланетного разума, хотя и не увидел в светящихся кругах его однозначного проявления.

Пустоту научных объяснений тем временем начали успешно заполнять уфологи. Известный в Нижнем Поволжье исследователь НЛО Геннадий Белимов отметил, что зафиксированный в декабре над Элистой загадочный эпизод - не единственное явление НЛО в Нижневолжском регионе за последние несколько дней.
 
Так, жительница города Волжского в Волгоградской области рассказала уфологу, что вечером 20 декабря наблюдала «радужную ленту» вокруг Луны. Ее слова подтвердили и другие свидетели. По их рассказам, явление длилось около 30 минут.

Напомним, Илюмжинов, еще будучи главой Калмыкии, рассказал о подробностях своей встречи с инопланетянами в телеинтервью Владимиру Познеру весной этого года. По его словам, 18 сентября 1997 года вечером он пришел в московскую квартиру, почитал книгу, посмотрел телевизор, уже засыпал, но тут почувствовал, что балкон открылся и кто-то зовет.

Когда Илюмжинов подошел к балкону, то увидел там полупрозрачную трубу и вошел в нее. Внутри оказались люди в желтых скафандрах. Общение с гуманоидами происходило на уровне мысли, «потому что не хватало немного кислорода». Инопланетяне оказались дружелюбными, провели экскурсию по кораблю и отпустили калмыцкого лидера. Они заявили, что к встрече с остальным человечеством пока не готовы, поэтому не выходят в прямой контакт.
 
Через несколько дней после выхода в эфир этого интервью депутат госдумы Андрей Лебедев (ЛДПР) направил обращение в адрес президента России с просьбой разобраться в контактах главы Калмыкии. Лебедев забеспокоился, что Илюмжинов что-то скрывает и на самом деле сдал гуманоидам «секретную информацию», а не просто прогулялся по их кораблю. («Невс»).

Кирсан Илюмжинов и пришельцы

Президенты республик, возникших на постсоветском пространстве, не очень-то любят распространяться о своем отношении к теме инопланетян и НЛО. Исключение составляет только президент Калмыкии Кирсан Николаевич Илюмжинов. Двадцать второго июля 2001 года в программе «Лицом к лицу» радиостанции «Свобода» Илюмжинов сделал сенсационное признание. Интервьюировали президента трое журналистов: ведущий программы Карэн Агамиров, корреспондент датской газеты «Ютланд Постен» в Москве Флеминг Розе и Илья Колосов с канала ТВЦ. Процитирую интересующий нас фрагмент полностью:
 
Флеминг Розе: А полетели бы в космос?

Кирсан Илюмжинов: Есть планета у нас, и была мысль Остапа Бендера провести межгалактические соревнования, но, честно говоря, сейчас времени нет - в космос. Один раз я летал уже, в сентябре или в октябре 1997 года. Это уже было. Ну, это одного раза достаточно. Правда, не нашими российскими космическими кораблями, а с инопланетянами. Один раз забирали меня в космос.
 
Флеминг Розе: Кто забирал?

Кирсан Илюмжинов: Ну, вот на тарелке прилетели, забрали, и вот сутки находился я в космосе.

Карэн Агамиров: А вы написали об этом?

Кирсан Илюмжинов: Нет, еще не написал. Ну, я думаю, что просто за сумасшедшего приняли. Придет время - напишем.

Илья Колосов: Пиар-акция или вы говорите правду?

Кирсан Илюмжинов: Да нет. Я думаю, что, может быть, в этом году выйдет книга моя, и там, возможно, я опишу этот момент. Может быть, я спал, не спал… У нас беседа откровенная. Я говорю, люди во сне летают, и я вот летал, был в космосе, и все описал, как будто наяву, все четко, что я там видел.

Карэн Агамиров: Но до выхода книги хоть поделитесь с нами, кто это был?

Кирсан Илюмжинов: Из моей квартиры… Прилетели, забрали. Были в желтых скафандрах. Я такой момент помню: мы зашли на космический корабль, и воздуха, кислорода стало не хватать. Мне тоже дали скафандр, и я не успел подумать, что воздуха не хватает, но товарищ - я не знаю, как его назвать - инопланетянин показал на грудь: здесь вот покрути немного, ну, отрегулируй кислород. Отрегулировал. И что самое интересное, меня как бы не замечали. Я не понял, для чего меня взяли. То есть не водили специально по космическому кораблю, там, показывали. Корабль был громаднейшим. Там одна из кают была в большое футбольное поле. Иллюминаторы были. И мы опустились на одну из планет, взяли какое-то оборудование. И все мне подробно рассказывали, объясняли те, кто меня водил, капитан корабля или кто. Я помню, что просил быстрее меня вернуть на Землю. Почему? Потому что я через два дня должен был проводить неделю молодежного самоуправления в Калмыкии, и я несколько раз обращался с этой просьбой. Но потом меня обратно привезли, и дальше все нормально было.
 
Флеминг Розе: Это в каком году было?

Кирсан Илюмжинов: Это в 1997 году, в конце сентября.

Карэн Агамиров: А инопланетяне кто? Как они выглядели?

Кирсан Илюмжинов: Ну, как человеки - вот так вот выглядели.

Карэн Агамиров: Здоровые, по два метра, как их описывают часто?

Кирсан Илюмжинов: Да нет. Не воспринимайте меня как шизофреника. Я просто говорю, что видел их. Нормально, как мы с вами общаемся, так вот я и видел. И потом я это изложил. Это заметили два моих помощника: ты куда пропадал? Это было вечером. Тело мое ушло и потом пришло обратно. Но я все описал, и два моих помощника заметили мое отсутствие.

Карэн Агамиров: А на самом деле ничего такого странного тут нет. Это же не вы один. Не вы первый, кто об этом рассказывает. А они вам какие-то напутствия давали? Программировали на дальнейшее?

Кирсан Илюмжинов: Нет. Ничего. Я так и не понял, потом несколько дней ходил и думал: для чего меня забрали? И я себя ругал, что вопросы им не задал… Но, может быть, еще не время, чтобы эти внеземные цивилизации встречались. Кстати, я в своей книге отвечаю на вопрос, нужно ли нам сейчас встречаться, я считаю, что не нужно. В нравственном плане мы еще не дошли до уровня, когда мы можем встретиться с этими цивилизациями, с пришельцами…
 
26 апреля 2010 года, когда ведущий первого канала Владимир Познер в своей передаче спросил Кирсана Илюмжинова:

- Я никогда не встречал человека, который бы сам говорил, что он побывал на межпланетном корабле инопланетян. Это действительно случилось?

- Если серьезно, да, это было, - ответил глава Республики Калмыкия. И коротко рассказал свою потрясающую историю о первом и последнем контакте с представителями внеземной цивилизации, случившемся в Москве в его квартире в Леонтьевском переулке.

- Повторов не было? - уточнил Познер.

- Повторов не было, - заверил Илюмжинов.
 
Историческая встреча произошла поздно вечером 18 сентября 1997 года, когда Кирсан Николаевич отходил ко сну, почитав книгу и посмотрев телевизор. И вдруг заметил, что открылась балконная дверь. Вышел. А там полупрозрачная труба к балкону тянется. В трубе - пришельцы в желтых скафандрах. Зовут. С ними калмыцкий лидер и улетел. На инопланетном корабле, естественно.

Передача Владимира Познера с этими прямо-таки сенсационными воспоминаниями Кирсана Илюмжинова почему-то не сразу шокировала цивилизованный мир. А спустя несколько дней. И лишь после того, как внимание к прозвучавшему в ней откровению привлек депутат госдумы от ЛДПР Андрей Лебедев. Он направил депутатское письмо прямо президенту РФ, где выразил озабоченность, что глава Республики Калмыкия, являясь носителем секретной информации, мог ее - информацию - выболтать представителям внеземной цивилизации.
 
После такой «подачи» западная пресса уже взорвалась. Оценила сенсацию. Сотни газет по всему миру признали: общение президента республики с инопланетянами - случай уникальный. Но никто не понял, зачем он об этом рассказал. Да и в России, наверное, найдутся люди, которые подумают: «Странный поступок для главы субъекта Федерации».

- Познер спросил, я ответил, - объяснил свое поведение Илюмжинов.

Люди, приближенные к уфологии, конечно же, в курсе: калмыцкий лидер далеко не первый раз рассказывает о своем контакте с инопланетянами. И уже не трясутся от восторга. Тем более что ничего нового он не сообщает. Далеко не все знают, что впервые Кирсан Николаевич явил чудо откровения 22 июля 2001 года, выступая на радио «Свобода». 

И никто его тогда, простите, не тянул за язык наводящим вопросом. Сам, рассуждая о шахматных перспективах, вдруг посетовал: «Была мысль Остапа Бендера провести межгалактические соревнования, но, честно говоря, сейчас времени нет - в космос. Один раз я летал уже... Правда, не нашими российскими космическими кораблями, а с инопланетянами. Один раз забирали меня в космос».
 
- Кто забирал? - переспросил ведущий.

- Ну, вот на «тарелке» прилетели, забрали, и вот сутки находился я в космосе, - уточнил Илюмжинов.

На момент выступления Кирсан Николаевич уже был действующим президентом Калмыкии, выборы на следующий срок - только через год. Он уж 6 лет как президент ФИДЕ. И никуда больше не рвется. То есть неожиданное и странное откровение - отнюдь не пиар. Значит, это навязчивая мысль.

На вопрос, как выглядели инопланетяне, Илюмжинов, слегка горячась и чувствуя недоверие со стороны ведущих, ответил:
 
- Ну как человеки. Вот так вот выглядели.

- Здоровые, по 2 метра? Как их описывают часто? - попросили его уточнить.

- Да нет. Не воспринимайте меня как шизофреника. Я просто говорю, что видел их. Нормально, как мы с вами общаемся, так вот я и видел.

- А они вам какие-то напутствия давали? Программировали на дальнейшее?

- Нет, - отвечал Илюмжинов. - Ничего... Я так и не понял... Потом несколько дней ходил и думал: «Для чего меня забрали?» И я себя ругал, что вопросы им не задал... Но, может быть, еще не время, чтобы эти внеземные цивилизации встречались... Да и нужно ли нам сейчас встречаться? Я считаю, что не нужно. В нравственном плане мы еще не дошли до уровня, когда мы можем встретиться с этими цивилизациями, с пришельцами.
 
Какого мнения Илюмжинов о Путине? «Сильный политик и сильный президент», - сказал глава ФИДЕ, отметив, что знаком с Путиным с 1993 года. «Пожалуй, России необходим подобный сильный президент, так как он знает, что хочет сделать». Илюмжинов добавил, что хотел бы встретиться с Путиным - «проинформировать его о моем визите в Дхарамсалу и обсудить идею пригласить Далай-ламу в Россию». Против визитов Далай-ламы возражает Китай, напомнил он.

«Пытался ли кто-нибудь из российского правительства когда-нибудь заставить вас не говорить о вашей встрече с инопланетянами?» - спросил журналист.

«Нет. В сентябре 1997 года, когда я пережил встречу с инопланетянами, я проинформировал президента Ельцина, но его это не заинтересовало. С 97-го года никакой реакции не было», - сказал Илюмжинов.

«Я не сумасшедший. Я шахматист. У меня нормальный мозг», - добавил он.
 
Напомним, что в начале 2010 года Илюмжинов сообщил публике о своей встрече с инопланетянами и о посещении их корабля. А в декабре о массовых наблюдениях НЛО в Элисте сообщали телеканалы и официальные лица.

Илюмжинов этот факт воспринял без удивления. «Эти инопланетяне не ко мне прилетали. Они сейчас везде появляются. НЛО видят и под Москвой, и в других местах. Ежегодно НАСА фиксирует более 4 тыс. случаев обнаружения НЛО. Не случайно в ООН ввели пост посла по связям с инопланетянами», – сказал Илюмжинов.

По его мнению, неверие в инопланетян – это проявление человеческой гордыни. «Человечество эгоистично, оно считает, что обладает монополией на разум. Хотя только в нашей галактике 200 миллионов звезд… Мне инопланетяне говорили: «Вы, люди, никакого вклада в развитие цивилизации не сделали, вы едите себе подобных. А это разве не проявление сумасшествия – есть себе подобных?». Илюмжинов высказал уверенность в том, что случаи появления НЛО будут фиксироваться еще чаще и не только в Калмыкии.
  

Река Маныч, озеро Маныч-Гудило
Буддизм и Мистика

Религия предполагает мистику, воплощающуюся в грубые и уродливые формы. Что останется от буддизма, если устранить мистику?

Данный материал составлен на основе проведенных бесед с кандидатом исторических наук, доцентом РУДН Батром Китиновым 

Религия предполагает мистику, воплощающуюся в грубые и уродливые формы. Что останется от буддизма, если устранить мистику?
 
- Надо отметить, что в буддизме мистике и сверхъестественным способностям уделяется соответствующее внимание. Правда, я называю упомянутые качества понятиями, которые в действительности в буддизме несут иную смысловую нагрузку, но пусть будет так. Даже есть такое понятие «риддхи» - это особенные силы и способности, которые можно получить благодаря мистическому трансу и медитативным упражнениям. 

Правда, сам Будда высказывался отрицательно в отношении подобных способностей. Он говорил: «Так как я вижу опасность в практике этих мистических чудес, они претят мне и вызывают отвращение - я стыжусь их». Но это не означает, что Будда был их противником и запрещал подобные «фокусы». Тут, понимаете, дело примерно из того же ряда, как иногда отмечают, мол, Будда был против кастовой системы. Это не так. Будда говорил, что касты и Варны - это не решение богов или неких высших сил, а изобретение людей.

Надо понимать, что тут дело в другом: Будда, как всевидящий и достигший просветления, понимал, что для достижения другими того же мистика и магия скорее окажутся препятствиями, обманчивыми иллюзиями, что через них люди поверят в свое могущество и снова окажутся в обманчивом мираже «настоящего», горнего мира.
 
Кроме того, нельзя забывать, что буддизм появился и возрос на Востоке - регионе мира, где мистика и особые способности имели традиционные корни в далеком прошлом. Факирство, трансвестизм и тому подобное - все это было на вооружении у шаманов, колдунов, магов. Как бы там ни было, надо признать, тем самым развивались некие способности человеческого организма. Другое дело, что они не способствовали просветлению.

Поэтому можно сказать, что когда мы начинаем рассуждать о необходимости «чистоты» буддизма и, в частности, избавления от мистики и прочего мы элементарно оказываемся в ситуации, когда так запросто отказываемся от объективного подхода к различным проявлениям буддизма. Отказываемся от его исторического прошлого, от тех путей, через которые он добрался до нас, от достижений наших предков и тех, кто достигал духовных вершин на пути к просветлению.

Как объясните феномен нетленного тела хамбо ламы Итигэлова? Есть ли подобные примеры буддийского подвига в Тибете?
 
- Феномен Пандито хамбо ламы Итигэлова - случай не единичный. Подобным образом в Нирвану уходили и в прежние времена, и в наши дни в разных местах, где практиковали те или иные формы тантрического буддизма. Другое дело, что сами методы могли быть различными. Так, когда в конце 80-х гг. прошлого века скончался Наставник короля Бутана - огромный лама (традиции Друк Кагью) под два метра ростом и весом более 100 кг, он в ходе своего преобразования в радужное дело вначале буквально сократился в два раза, что никак не объяснимо по законам физики, а потом и вовсе исчез, оставив лишь свои волосы и ногти. Или же случай с известным всем нам досточтимым Кушок Бакулой ринпоче, чей перерожденец оказался найденным около года назад. Этот ринпоче, когда его кремировали в Ладакхе, явил на ясном небе радугу, а до того над местом кремации пошел снег.

Эти случаи показывают, на мой взгляд, лишь одно - человеческие возможности поистине безграничны, их надо постигать, ими надо восхищаться, но никак нельзя полагаться на них, как на ориентиры, на пути к просветлению. К сожалению, иногда случается так, что нерадивые служители культа, либо их активисты и сочувствующие пытаются на таких примерах показать «силу», «возможности» буддизма, ступая тем самым на шаткую тропу прозелитизма и бутафорского буддизма. 
 
Они не понимают, что тем самым результат может получиться обратным - ведь всегда найдутся люди думающие, которые и мнение Будды по этому поводу найдут, и начнут рассуждать о прежних деятелях - о том же Бадме Боваеве, например.

Разгорится спор, которые в действительности уйдет совсем далеко от цели, а именно - от осознания важности самого просветления, и поиску путей. Мы слишком часто и абсолютно без необходимости «заклиниваемся» на вещах и понятиях, которые либо нам в действительности непонятны, либо мы ошибочно принимаем их за основные. Масла в огонь подливают и отдельные деятели культа, не замечающие «леса за деревом», то есть увлекающиеся односторонним подходом к тому, что на самом деле требует углубленной оценки.

Ведь в буддизме главное - это логика, антология, познание. «Там, где нет логики, там нет правды», - говорит далай лама. Достижение просветления и нирваны - эти вершины настолько алогичны, настолько не связаны с земным бытием, настолько индивидуальны, что о них можно говорить лишь условно.
 
Этот момент настолько фундаментален и принципиален, настолько он своеобразен, что это позволило великому Нагарджуне выдать свое парадоксальное изречение: «Нирвана - это Сансара, а Сансара - это Нирвана». Собственно, для тех, кто достигает просветления, такой же относительной вещью, идеей становится и само учение Будды. Будда сам говорил, что просветленному следует отказаться от дхармы, тем более от не-дхармы, так как «на той стороне Океана» все познанное здесь становится излишним, ненужным. Учение Будды в этом случае было плотом, которое, после использования, следует оставить на берегу - вам оно более не понадобится.

В чем смысл противоречий между консервативной и обновленческой частями духовенства, обострившихся после духовного съезда 1920 года и общекалмыцкого съезда?

- Что касается обновленчества, то здесь я не особенно разбираюсь. Это особенная тема, крайне специфичная. Начать надо с того, что движение обновленчества имело место в Калмыкии, Тибете, Монголии, Бурятии - причем, почти одновременно. Насколько здесь повлияли те или иные деятели тибетского буддизма, в чем был коренной смысл этого движения реформаторов и подобные вопросы, вероятно, все еще ждут своих исследователей. 
 
Хочу еще раз оговориться, что здесь я не особенно разбираюсь. Могу отметить, что среди калмыков с конца XIX века шла борьба обновленцев с традиционалистами. Первые признавали авторитет ранних традиций, вторые опирались, прежде всего, на авторитет далай ламы. Последним удалось, в частности, открыть чёёря (хотя изначально это была инициатива далай ламы). 

Однако где начало и конец буддизма Будды, откуда надо вести отсчет «извращениям» и т.п.(?) и что есть само «извращение»? Все это крайне относительно. Поэтому давайте к подобным вопросам подходить с позиций Будды - насколько подобные вопросы для вас принципиальны? Насколько они связаны с вашим желанием достичь просветления? Или это всего лишь тренинг для памяти и мозгов?

Надо помнить, что на Тантре (для многих это - синоним мистических способностей) взрос не только тибетский буддизм, но весь буддизм Махаяны. Но именно тибетский буддизм рассматривается многими практиками этой религии за основное учение, сохранившее учение Будды в максимальной чистоте. 
 
И нам долженствует быть признательными стране гор, его выдающимся деятелям, которые в молитвах и деяниях за положительную карму людей, всего человечества и всех живых существ, всегда помнят и о нашем народе, с благодарностью рассказывая своим последователям и потомкам о необыкновенных «сог-по» - то есть о нас, о калмыках. Нужно ли при таких ситуациях и процессах пытаться выявить «зловредную» мистику, будучи ограниченными в знаниях о буддизме, и в целом не ставя цели достичь Нирваны? По-моему, такой подход не есть подход буддиста. (Герэл Бурханова).

 

 Золотая обитель Будды Шакьямуни в Калмыкии

Хотя буддизм традиционно ассоциируется у нас с Китаем, Калмыкия – место тоже весьма почитаемое у буддистов всего мира. Не все, конечно, а только некоторые места, среди которых по праву главенствующее занимает золотая обитель Будды шакьямуни.

Хотя по сравнению со многими другими архитектурными сооружениями, о которых мы писали, обитель ещё очень и очень молода. Можно сказать, что при её постройке один культ сменился другим – золотая обитель была построена на улице Ленина (бывший завод железобетонных изделий) в столице республики Калмыкия Элиста.
 
Буддийский храм в Калмыкии (он же хурул) славится в первую очередь золотой статуей Будды, которая является самой высокой не только в России, но и в Европе, по высоте ее обгоняют только китайские статуи. По красоте она может сравниться, наверное, только со статуей Зевса, бывшей одним из чудес света (теперь-то уже не проверить). И вообще считается, что именно здесь «незримо ощущается присутствие его далай-ламы». Сам далай-лама XVI, духовный лидер буддистов, в 2004 году посетил Калмыкию и дал благословение на строительство храма, и в 2005 году золотая обитель Будды шакьямуни была открыта для буддистов всего мира.
 
Золотая обитель Будды шакьямуни представляет собой семиэтажное строение в форме мандалы, окруженное 17-ю пагодами. Здание увенчано золотой крышей, которая благодаря 63-метровой высоте здания видна из любой точки города, а ещё крыша украшена поющими ветрами – колокольчиками, которые не только отпугивают злых духов, но и умиротворяют любого, кто прогуливается рядом.

У главного входа стоит статуя белого старца, а возле пагод – статуи учителей монастыря Наланда, который раньше был одним из главных храмов и образовательных центров буддистской религии, а сейчас является историческим памятником. Белый же старец – это монгольский дух, который является символом плодородия, процветания и долголетия. Считается, что белый старец встречался с Буддой шакьямуни, которому представился как персонаж, подсчитывающий человеческие грехи.

Золотая обитель Будды шакьямуни является не только храмом, а зданием с довольно большим количеством функций – на первом его этаже размещаются библиотека (в которой содержатся многотомные издания по истории и современности буддизма, являющиеся настоящими раритетами) и музей, предусмотрен конференц-зал для собраний. В музее регулярно проводятся выставки, посвященные истории буддизма, а еще здесь, в стеклянной пагоде, хранится одеяние далай-ламы, являющееся одной из святынь, которая посчитается буддистами всего мира; есть уникальнейшая коллекция масок божеств пантеона буддистов, которые были собраны по всему миру.
 
Второй зал содержит главную жемчужину здания – саму статую, имеющую высоту 9 метров, снаружи покрытую сусальным золотом, а внутри содержащую разнообразные драгоценности, впрочем, скорее духовного, нежели материального характера, так что колупать ее смысла нет: благовония, злаки, земля и многое другое. Впрочем, сама статуя украшена бриллиантами. Тут же есть алтарь, к которому можно принести цветы, сделать подношение водой, сжечь масляные или другие благовония.

На третьем этаже находится центр индивидуального приёма, который ведут разные специалисты и слушатели – врачи (правда, речь идёт о нетрадиционной медицине – от ароматерапии до иглоукалывания), астрологи и монахи. Кроме того, в этих комнатах проводятся занятия йогой, можно свободно посещать курсы тибетского языка. На следующем этаже расположена резиденция главы калмыкских буддистов, на пятом – хозяйственные помещения. Ещё выше размещена резиденция Далай-ламы, а ещё выше, на седьмом этаже, комнаты, закрытые для простых посетителей – там происходит медитация.
 
У Золотой обители Будды есть свое строгое расписание. День начинается молебном за благополучие всех людей, а также проводятся молебны по расписанию лунного календаря. Посетители должны соблюдать не только чистоту на территории золотой обители Будды (не курить, не сорить), но и чистоту души (не думать здесь о ком-то плохо, избавляться от негативных эмоций и предаваться только самым светлым мыслям).

Надо заметить, что Золотая обитель Будды накануне безумного 21 декабря считалась одним из немногочисленных мест, в которых избранные найдут спасение от конца света, так что сюда стекалось немало впечатлительных и просто любопытных. 

Однако и далай-лама, и руководители монастыря заверили верующих всех религий, что конец света следует понимать в духовном, а не в прямом смысле (и уж тем более не в якобы проанонсированном неизвестным тибетским монахом отключенном электричестве и остановке движения электромагнитных волн). И искать в золотой обители Будды убежище можно тоже – духовное. (Анастасия Берсенева, Ксения Кржижановская).
 

Место силы: В Калмыкии одинокий тополь считают святыней

Дорогу к одинокому тополю, что растёт в степях Калмыкии, знает каждый житель буддийской республики. Это дерево – местная святыня, достопримечательность, природное явление.

– В Калмыкии каждое деревце на счету, – рассказывает Metro житель Элисты Арсланг Санджиев. – В степях сухо, и наша так называемая лесополоса у жителей других регионов вызывает скептическую улыбку: хилые кривые деревья, посаженные вдоль дорог, – единственное, чем мы можем похвастаться. А одинокий тополь – в степи, далеко от дорог, и его ствол втроём не обхватить. Для нас это место особенное.
 
По легенде, этот тополь посадил в середине XIX века буддийский монах. Семена он привёз из Тибета, куда совершил паломничество. Монах сложил семена в дорожный посох и закопал на самой высокой точке холма в степи. Вскоре на этом месте взошёл тополиный росток. В отличие от других калмыцких деревьев, тополь превратился в исполинское дерево с раскидистыми ветвями, отбрасывающими густую тень.

– В степях Калмыкии трудно найти тенистые места, – продолжает Арсланг. – И многие, кто совершал путешествия на лошадях, останавливались здесь передохнуть. Читали мантры, просили у божеств о чём-то своём. И потом эти просьбы каким-то образом выполнялись. В результате одинокий тополь стал почитаться в Калмыкии как святыня.
 
Позже недалеко от священного дерева обнаружили каскад родников – большая редкость в засушливой Калмыкии. Ключи здесь бьют солёные. Но люди всё равно пили эту воду и... утоляли жажду.

– Мало того что пить не хотелось, многие стали замечать, что эта вода заживляет раны и ещё благотворно влияет на желудок. Позже, уже в советские годы, эту воду официально признали лечебной.
 

Голос степей

Жителя Элисты Владимира Каруева в Калмыкии считают почти такой же достопримечательностью, как и одинокий тополь. В буддийской республике его называют джангарчи, что в переводе с калмыцкого означает «исполнитель калмыцкого эпоса». Владимир освоил технику горлового пения и теперь выступает с концертами по всему миру.

– Но лучше всего мне поётся в калмыцкой степи, – говорит Владимир. – Такого простора не встретишь нигде в мире. Я до 33 лет не подозревал в себе никакого таланта. А потом ко мне во сне пришёл Белый старец – покровитель калмыцкого народа. «Я заметил тебя, когда ты учился ещё в девятом классе, – сказал мудрец. – И теперь твоя жизнь изменится». Я проснулся и начал вспоминать, что же произошло со мной 18 лет назад. И вспомнил. В то время я неожиданно начал читать взахлёб народный эпос «Джангар», выучил три сказания наизусть. На уроке долго тянул руку, и меня вызвали к доске. Начал читать, но учительница оборвала на полуслове. «Молодец, хорошо выучил, – сказала она. – Садись, пять». А ведь если бы она дала мне тогда высказаться, а не остановила, может, этот дар открылся бы раньше?

Владимир освоил технику горлового пения, научился играть на народном инструменте – хууре. Первые опыты проводил в степи, в том числе под одиноким тополем.

– Там и открылось моё предназначение: я должен рассказывать людям о том, что было до нас. Одинокого тополя просят о разном: о здоровье, о счастье, но чаще всего просят просветления. Мне оно открылось. К 30 годам я разочаровался в жизни, был близок к самоубийству. 
 
И тот сон с Белым старцем, одинокий тополь, калмыцкие степи спасли меня. Горловое пение – это почти чревовещание, то, чем славятся шаманы. Но ведь и калмыцкий эпос рассказывает о том, что было ещё до возникновения всех религий. Горловое пение – это лошадь, слова – наездник. Когда они ладят друг с другом, происходит что-то особенное внутри тебя и вокруг тебя. 

И если в Калмыкии и Монголии могут понять смысл слов, то в других странах – в Европе или Латинской Америке – никто не знает, о чём я пою. Но слушают все затаив дыхание. Потом зрители признаются, что чувствовали, как по коже бегают мурашки. Я, когда выступаю, отдаю энергию. Возвращаясь домой, еду к одинокому тополю за новыми силами, прошу о просветлении. Достаю свой хуур и пою. Здесь, в степи, слова-всадники снова садятся на верного коня и скачут по степи далеко-далеко, навстречу горизонту, чтобы вернуться ко мне полными сил. («Метро Новости»).
 
Аномальная зона трасса Элиста - Яшкуль
Аномальная зона трасса Элиста - Яшкуль, особенно подьезжаю к ближе К Яшкулю. 

Место узнаете, по памятникам, которыми трасса усыпана по бокам. На одном же самом месте, я уже двоих близких потеряла. Самое, что интересное, раньше была другая дорога Элиста - Яшкуль, построенная ещё в те времена, когда умные люди осветовались со стариками в этих вопросах. 

И как раз она та местами далеко отходить от гиблых мест, где больше всего гибнуть люди. Но ехать такой дорогой, конечно не выгодна, слишком длинная и бесконца изогнутая, да и асвальта уже почти нет. 

А реально, многое могу про эту трассу рассказать, но не хочу нагонять жути, тем более я сама не свидетель. Вот если бы хоть один лама удосужился приехать и освятить эти места. 
 
А то только общины создают, всякие мандалы строять за счет пожертваний людей, а реально помочь в проблеме не могут. А люди до сих пор гибнут, недавно разбились пятеро молодых людей от 83 до 87 года, в основном молодые красивые девчата, и был там парень у него скоро должна была состоятся свадьба. Вот Вам жуть, но только совсем неинтересна и печально. 

Главное не ездите ночью по этой трассе. А на Юсте мой папа тоже катался, но говорить наша трасса по страшнее будет. (Гиляна Дарсаева).

 

Соленое озеро Маныч-Гудило – пристанище диких лошадей, пеликанов и чаек                     Река Маныч, озеро Маныч-Гудило
Соленое озеро с необычным названием Маныч-Гудило расположено на территории Ростовской области, Калмыкии, Ставропольского края. Когда-то оно было частью огромного моря, которое в результате различных катаклизмов исчезло, оставив после себя лишь небольшие водоёмы.

Это озеро всегда было нестабильным – и по уровню воды (в засушливые годы оно служило и пешеходной дорогой, и автотрассой), и по уровню соли, содержащейся в ней (в зависимости от объёма втекающих в него пресных вод), который, кстати, превышает уровень соли в Чёрном море. Сейчас уровень воды в озере постепенно спадает, что приводит к объединению островов с береговой линией. Но биологи надеются, что это не повлияет на удивительный мир Маныч-Гудило негативно.
 
В первую очередь озеро Маныч-Гудило уникально своей фауной, живущей преимущественно на двух его островах. Например, на острове Водный живут дикие лошади – один из немногих сохранившихся на территории России табунов, происхождение которого довольно сложно объяснить.

По одной версии, из-за особых «техасских» ландшафтов остров выбрали для съёмок вестерна, но неподготовленные киношные лошади испугались выстрелов и убежали на остров; по другой – они остались от заброшенной животноводческой фермы, и уже потом расплодились. Ещё одна версия, экзотическая, сообщает, что на острове хранятся сокровища монгольского хана, а лошади их охраняют.
 
Остров Птичий приютил, как несложно догадаться, пернатых гостей – цапель, пеликанов, чаек и других видов, в том числе редких. Озеро Маныч-Гудило не только служит для них приютом, но и способствует сохранению ряда редких птиц, поэтому относится к категории природных заповедников, точнее, содержит даже целый комплекс заповедников. Ещё на островах и берегах озера можно встретить тоже весьма редкого в наших краях гостя – перекати-поле.

Впрочем, для рыбаков, например, это не такое уж и интересное место, поскольку в озере живут разве что рыба-игла и корюшка, да ещё некоторые виды, приспособленные к выживанию в солёной воде. Ещё здесь живёт рыба бестер, гибрид белуги и стерляди, которая во время Великой Отечественной Войны стала главным хлебом местных посёлков.

А вот охотники пользуются тем, что здесь собирается такое птичье царство, – впрочем, лицензии выдаются только на отстрел видов, не являющихся охраняемыми, и в строго ограниченном количестве. Но если вы не рыбак и не охотник, то вам рекомендуется совершить путешествие в «Ростовский» заповедник возле озера весной – в степях начинается цветение тюльпанов, а зрелище это воистину завораживающее.

Кроме прочего, туристов, навещающих озеро Маныч-Гудило, традиционно интересует вопрос: откуда у него такое название? Но на него ответить просто – слово «маныч» по-татарски означает «солёный», в чём несложно убедиться, попробовав на вкус каплю воды из озера. А вот часть «гудило»… На самом деле озеро «гудит», а не плещется, как обычное, однако причины этого однозначно не называются. 

Река Маныч, озеро Маныч-Гудило 
Некоторые считают, что очень рельефная береговая линия заставляет ветер издавать такие странные звуки, а есть версия, согласно которой на дне озера периодически открываются провалы, в которые с гудящим звуком уходит вода. Приписывается происхождение звука и птицам.

Что ни говори, а окрестности озера Маныч-Гудило очень необычные и красивые – дикая природа во всей своей красе, так что удовольствие от путешествия вы гарантированно получите. (Анастасия Берсенева, Ксения Кржижановская).
 
  

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАЛМЫКОВ

Многие естественные биологические, общественные закономерности для древних людей были загадкой. Но тем не менее они пытались по-своему объяснить все, что окружало их и оказывало на них определенное воздействие. В этом плане большой интерес представляют космогонические легенды калмыков.

По древним представлениям предков калмыков, Земля держится на лягушке. Когда она квакает, земля трясется - так объясняется такое явление, как землетрясение. Происхождение грома и молнии ойрат-калмыки связывали с драконом Лу. Всю зиму он пребывает в воде, а весной чудовище взмывает в воздух, и там на нем начинают ездить злые духи. Когда наездник, адский посланник, хлещет его плетью, дракон раззевает пасть, скрежещет зубами, сверкает молния. А когда Лу ревет от боли, раздается гром (согласно другой версии, грохот производит топот его многочисленных ног). В бурятской мифологии всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией, управляет Хухэдэй Мэргэн, в греческой - Зевс (верховный бог греков), в русской мифологии -громовержец Илья-пророк.

Весьма распространены в мировом фольклоре астральные, солярные и лунарные мифы и легенды. Много их и в калмыцком устном народном творчестве. Небесные светила играли большую роль в кочевой жизни ойрат-калмыков. По расположению солнца, луны и звезд на небосводе люди ориентировались на местности, в пути, определяли время. Область фольклора, связанная со звездами, еще не изучена. Калмыцкие космонимы (названия звезд и созвездий) отражают мотивы общемонгольской астральной мифологии. Например, в названии Полярной звезды - Алтн hасн (Золотой кол) - отражено древнее представление о неподвижном центре неба, вокруг которого происходит круговращение Вселенной. Венера именуется Цолвц или Цолмн (у монголов - Цолмон, у бурят - Солбон), выступает в калмыцкой мифологии в ипостаси утренней звезды. По народным поверьям, в Цолвц сосредоточена производительная сила, и мольба женщины, обращенная к этой звезде, способствовала деторождению. Для Цолвц специфична связь с лошадьми. Ойрат-калмыки называют его «челка чубарой лошади», буряты почитают Солбона как покровителя лошадей.

Широко известны среди калмыков и другие космонимы: Долан бурхн (Семь божеств - Большая Медведица), Тецгрин уйдл (Небесный шов - Млечный путь), Ьурвн марл (Три маралухи - Орион), Мечд (Мичит) или Сар мечн (Обезьяны - Плеяды). В мифологии монгольских народов созвездие Мичит является демоническим персонажем. Согласно древним верованиям, перемещения этого созвездия на небесном своде вызывают на земле холод и жару, недомогания у людей и животных, различные неприятности. По представлениям ойрат-калмыков, с исчезновением созвездия Мичит весной у людей бледнеют лица, убывает мука в мешках и масло в посуде, худеет скот. Это время в народе называли «мечн ж;илих цаг», то есть время удаления Мичит. В такие дни посуду нельзя было оставлять открытой, чтобы в пищу не проник яд. По этой же причине крепко завязывали мешки с запасами.

В созвездии Плеяды (Мичит) отчетливо видны шесть звезд. По ойратскому поверью, это шесть вознесшихся волшебников-мастеров - кузнец, плотник, врач, мастера сокращать земное пространство, разбивать особый камень. В калмыцкой легенде «Семь звезд», давшей название первому сборнику народной несказочной прозы [1], говорится, что семь воров превратились в звезды, образовав созвездие «Долан бурхн» (Большую Медведицу). Но и на небе бывшие воры по своей земной привычке украли у созвездия Мичит (Обезьяны) одну звезду, и сейчас ее можно рассмотреть в созвездии Большой Медведицы - рядом со средней из семи наиболее ярких звезд этого созвездия. Ойрат-калмыки называли эту звездочку «^h уга кевYн», то есть бесхитростный мальчик. Согласно калмыцким поверьям, отнятие седьмой звезды у Мичит спасло мир от гибели, так как уменьшило стужу, источаемую Мичит. По монгольскому поверью, когда созвездие Плеяды сходится с месяцем, идет снег.

Исследователь С. Ю. Неклюдов отмечает, что на формирование мифов о Мичит оказали влияние представления, ассоциирующиеся с годом Обезьяны - девятым годом 12летнего животного календарного цикла у тюрко-монгольских народов: «Многие приметы года Обезьяны - засуха, холодная ранняя зима, заболевания скота, прежде всего, лошадей и верблюдов, - имеют довольно точное соответствие в мифологической семантике Мичит» [2: 161]. У якутов есть загадка о Плеядах: Божий олень с семью глазами. Почему семь, а не шесть? В этом созвездии есть еще одна, едва заметная звездочка, как у Большой Медведицы. Согласно монгольскому преданию Плеяды («Зурган одн» или «Зурган мечн», то есть «Шесть звезд» или «Шесть обезьян») прежде состояли из семи звезд, но Большая Медведица («Долан бурхн» - «Семь богов») похитила у них одну звезду. С тех пор «Шесть обезьян» гонятся за «Семью богами» - так объясняется расположение созвездий Плеяды и Большой Медведицы [3: 272]. Киргизы именуют Большую Медведицу «Джеты карак» (Семь воров). Один богатый человек имел дочь, имел также отличного коня. Многие желали купить этого коня, но владелец ни за какие суммы не соглашался продать его. Он держал коня постоянно прикованным к Полярной звезде и день и ночь караулил его, чередуясь со своей дочерью. И тогда семь человек сговорились украсть коня. Эти семь и есть Джеты-карак. В этой киргизской легенде, как и в приведенной выше калмыцкой, происхождение семи ярких звезд Большой Медведицы связывается с семью ворами. Но само созвездие у калмыков называется не Семь воров, как у киргизов, а Семь богов (Долан бурхн). Калмыцкое высокостилевое выражение «бурхн болв» («стал богом») имеет значение «умер, вознесся на небо». Созвездие Большой Медведицы представлялось калмыкам подателем счастливой судьбы.

Легенды и поверья о происхождении лунных пятен у калмыков связаны с зайцем. Бурхан Шакджимуни (Будда Шакьямуни), пребывавший на земле в образе зайца, принес себя в жертву голодному человеку и тем спас ему жизнь. В память об этом на луне появилось изображение зайца [1: 48]. Аналогичная легенда бытует и на острове Шри-Ланка. Согласно другой калмыцкой легенде, жена одного могучего охотника выкрала у мужа рецепт эликсира бессмертия и, обернувшись зайцем, спряталась от него на луне. Сидит она там и толчет в каменной ступе компоненты этого эликсира, чтобы изготовить его в достаточном количестве и напоить им всех детей Земли. Вероятно, поэтому у калмыков с незапамятных времен заяц считается покровителем детства.

Исследователь буддизма Н. Львовский (иеромонах Мефодий), посещавший калмыцкие степи, писал: «Существует много толкований относительно изображения, находящегося на луне. Некто объяснил его так: изображение это есть падающая на луну тень рыб и лягушек, находящихся во внешнем океане; по точному объяснению нома, распространенному бурханом «Джак-Садуном», оказывается, что всем известный Богдо Шакя-муни, когда он переселился в душу кита, был настолько щедр, что дарил все, что имел, и даже жертвовал собою; в виду этого, как пример для всех, Хормуста-тенгрий и изобразил вид кита на луне» [4: 53]. Последнее поверье повторяет приведенный выше вариант о бурхане Шакджимуни, но здесь это божество выступает в образе кита, а не зайца.

В калмыцкой легенде о мифическом чудовище Арахе, производящем затмения солнца и луны, дается пояснение, что пятна на луне - это сам Араха и железная телега, к которой он прикован цепями. В сборнике «Семь звезд», составленном нами, приведено несколько космогонических легенд об Арахе, представляющих собой варианты одного сюжета. Он сводится к следующему. Боги создали напиток бессмертия - аршан. Злой дух Араха украдкой выпил его, а в опустошенный сосуд помочился. Один из богов (Очир-Вани-гегян) отправляется в погоню за чудовищем. Луна и солнце подсказывают ему, куда убежал Араха. Бог настигает Араху и рассекает его скипетром на две части. Нижняя половина чудовища ушла в землю, отчего появились болезни, пресмыкающиеся, насекомые. А верхняя часть Арахи была поймана богами и прикована к луне. Араха мстит солнцу и луне, время от времени заглатывая их, но светила быстро освобождаются, так как у Арахи нет нижней половины. Так происходят лунные и солнечные затмения.

Этот сюжет распространен у монгольских народов и восходит к индийской мифологии. Согласно древнеиндийскому мифу, дракон Раху обманом получил доступ к напитку бессмертия - амрите, который вкушали боги, и отпил несколько глотков. Солнце и луна заметили Раху в толпе богов и разоблачили его. Тогда бог Вишну своим грозным оружием - диском - отсек Раху голову. Но так как голова дракона от амриты стала бессмертной, она не погибла, а вознеслась на небо. С тех пор, желая отомстить луне и солнцу, голова Раху периодически их заглатывает [5: 33].

В фольклоре монгольских народов встречаются разные варианты имени Раху: Араха, Арах, Арааха, Арахи, Араху, Архан, Арахола, Арахалун, Раха, Рахула и т.п.

В одной монгольской легенде Арах наделен функцией громовержца и именуется одной из звезд семизвездия, которая вызывает затмение.

Затмение солнца и луны нашло своеобразное объяснение и отражение в сознании наших далеких предков. Архаические произведения устного народного творчества калмыков в образной художественно-фантастической форме передают мифологические образы, являющиеся отражением этих конкретных явлений природы.

 

 

 

 МИФЫ И ПРЕДАНИЯ КАЛМЫКОВ

О СИРОТЕ БОШ–КЮБЮНЕ И ЗЛОМ ХАНЕ

Когда–то, в давнее время, жил в кочевьях одного хана сирота, по имени Бош–кюбюн. Ничего у него не было — ни своей юрты, ни скота, ни хорошего халата, был только черный бычок–двухлетка, лук да стрелы. А среди стрел была одна особенная: свистун–стрела; она со свистом летела, никогда мимо цели не попадала.

Отправился раз сирота Бош–кюбюн к озеру на охоту. Залез в камыши и стал ждать, когда слетятся птицы.

Долго ли, недолго ли он ждал, только слетелись на озеро птицы, большие и маленькие, — журавли, дрофы, гуси, кулики… Прицелился Бош–кюбюн и пустил свою свистун–стрелу. Полетела стрела и задела пятьдесят птиц по крыльям, семьдесят птиц по шеям, сто птиц по спинам… Вот сколько птиц за один раз подстрелил сирота Бош!

«Что мне делать с этой дичью? — думает Бош–кюбюн. — Отвезу–ка я их к хану да посватаюсь к его младшей дочке!»

Оседлал Бош–кюбюн своего черного бычка–двухлетку, навьючил на него всех птиц, а сам сверху уселся. Ударил он бычка по лопаткам — съежился бычок, ударил по копытам — завертел бычок хвостом, ударил по хребту — побежал бычок, да так быстро, что и удержать нельзя.

Приехал Бош–кюбюн к ханской ставке, развьючился, стал носить птиц в ханскую юрту. Направо кладет и налево кладет, наполнилась юрта доверху. Спрашивает хан Бош–кюбюна:

— Кто ты и зачем привез мне столько дичи?

Отвечает Бош–кюбюн:

— Я сирота, великий хан, зовут меня Бош–кюбюн. Нет у меня ни юрты, ни скота, сам я живу в твоих кочевьях, возле круглого озера. На этом озере я и настрелял столько дичи. А привез я тебе ее в подарок: она пригодится на свадебном пиру, ведь я хочу жениться на твоей младшей дочке!

Услышал хан такие слова — рассердился, затопал ногами, закричал:

— Эй, слуги! Схватите этого оборвыша, негодяя! Он осмелился свататься к моей дочери! Избейте его жестоко, а потом отвезите подальше в степь, в безлюдное место и бросьте там!

По ханскому приказу набросились слуги на сироту Боша, избили до полусмерти — еле дыхание в нем осталось — и отвезли в голую степь.

Лежит Бош–кюбюн, мечется, стонет, разум у него помутился — совсем недалеко смерть… Вдруг видит он — идет какой–то старик, совсем старый, с белой бородой, на палку опирается. Подошел он, осмотрел Бош–кюбюна и стал его лечить — какое–то питье ему дал, синяки растер, переломанные кости вправил. Совсем здоровым стал Бош–кюбюн.

— Ну, кюбюн, — говорит старик, — теперь ты здоровый и крепкий. Ступай в свои кочевья. А чтобы тебя больше не обижали, я научу, что надо делать. Если захочешь наказать кого–нибудь, скажи только: «Приклейся!» И тогда твоему обидчику не встать, пока ты не скажешь: «Поднимись!»

Обрадовался Бош–кюбюн, поблагодарил старика и поспешил в свои кочевья.

Бежит он и видит — ханский пастух пасет стадо телят. Захотел Бош–кюбюн посмотреть: правду ли сказал ему старик. Закричал он:

— Приклейся, ханский пастух, вместе со всеми телятами к земле!

И тотчас и пастух, и все телята прилипли к земле — лежат и кричат от страха.

«Правду сказал мне старик», — подумал Бош–кюбюн и крикнул:

— Поднимитесь!

Только произнес это слово — поднялись разом и пастух и телята.

«Теперь, — думает Бош–кюбюн, — проучу я хана! Так проучу, что он навсегда запомнит!»

Дождался он вечера, пробрался к ханской юрте и сказал:

— Приклейтесь к земле, хан и ханша, вместе с подушками и постелями!

Сказал и ушел.

На другой день поутру проснулись хан и ханша, хотели встать, а встать не могут. Закричали они слугам:

— Поднимайте нас!

Сбежались слуги поднимать хана и ханшу, а поднять не смогли. Кругом крик, шум:

— Хан и ханша к земле приклеились! Поднять их невозможно! Кто их поднимет?..

Чиновники, сановники, старшины кочевий бегают с места на место, кричат, руками машут. А сделать ничего не могут. Приказали читать молитвы. Молились, молились — никакого толку нет! Созвали тогда удгун–бе — гадалок и эмчи — лекарей. Удгун–бе гадают, эмчи лечат, а все никакого толку нет… Стали дергать хана и ханшу за руки и за ноги — никак оторвать от земли не могут. Собрались все знатные люди, все старики, стали держать совет: как помочь хану и ханше, как их поднять?.. Долго говорили, весь день говорили, всю ночь говорили — ничего не могли придумать…

В ту пору проходил мимо человек из дальних кочевий и сказал:

— Слышал я, что в кочевьях Могойту–хана живет прославленный эмчи. Он всякую болезнь как рукой снимает! Его привезите!

Стали чиновники, сановники и старшины думать: кого послать в кочевья Могойту–хана за эмчи? Место дальнее, путь опасный, врагов на пути немало. Говорят:

— Надо, видно, целый отряд послать!

Вдруг вошел Бош–кюбюн и говорит:

— Я поеду в кочевья Могойту–хана за эмчи!

Все обрадовались.

— Поезжай поскорее! — кричат.

Сел Бош–кюбюн на своего черного бычка–двухлетку. Ударил бычка по лопаткам — съежился бычок; ударил по копытам — завертел бычок хвостом; ударил по хребту — побежал бычок так быстро, что удержать нельзя.

Ехал Бош–кюбюн долго и приехал наконец в кочевья Могойту–хана. Разыскал эмчи и говорит:

— Приклеились к земле наши хан и ханша, вот и прислали меня за вами, премудрый и преславный эмчи, — не сможете ли вы помочь им в такой беде?

Эмчи важно говорит:

— Кроме меня кто же поможет? Разве есть второй такой эмчи, как я? Только я и могу помочь!

Надел эмчи свою белую шапку, надел белый халат, сел на белую лошадь и поехал вместе с Бош–кюбюном.

Ехали они, ехали, и когда завидели вдали ханскую ставку в степи, тогда стал эмчи бурчать, бормотать, на губах у него пена выступила.

— Сейчас все узнаю! — кричит. — Сейчас все расскажу! Сейчас подниму хана и ханшу!..

Бош–кюбюн слушает это, а сам думает: «А вдруг этот эмчи и в самом деле такой всемогущий? Надо будет проверить», — и сказал тихонько:

— Приклейся, эмчи, к земле вместе со своей белой лошадью!

Только сказал — прилип эмчи к своей лошади, а лошадь к земле. Испугался эмчи, закричал не своим голосом:

— Эй, кюбюн, стащи меня с лошади, я и сам прилип, как ваш хан!

Стал Бош–кюбюн помогать эмчи — еле смех удерживает.

— Нет, — говорит, — не могу я помочь вам, премудрый и преславный эмчи!

— Тогда беги скорее в ханскую ставку, зови сюда людей, пусть хоть стащат меня с лошади! — вопит эмчи.

Прискакал Бош–кюбюн на своем черном бычке к ханской юрте.

— Где же эмчи? — спрашивают его.

— Эмчи недалеко. Только с ним беда случилась: он сам к земле приклеился, — отвечает Бош–кюбюн. — Прислал он меня за вами, просит, чтобы спешили к нему на помощь!

Прибежали к эмчи ханские сановники и старшины. Стали его дергать. Дергали, дергали — не могли стащить с лошади, так крепко он приклеился к ней.

— Как нам помочь нашему хану, скажи, мудрый эмчи? — спрашивают его сановники и старшины.

— Не до вашего хана мне! — кричит эмчи. — Я и себе–то не могу помочь!..

Вернулись сановники и старшины к хану и доложили о том, что и сам эмчи приклеился к земле. Хан от страха и от злости последний ум потерял.

— Что хотите, то и делайте! — кричит. — Только поднимите меня!

Тогда ханские чиновники, сановники и старшины кочевий собрались опять на совет, подумали, потолковали и говорят:

— Надо кликнуть клич: кто избавит от беды хана и ханшу, выдать за того ханскую дочку и отдать половину всех богатств хана.

Спросили хана — согласен ли он? Хан вопит:

— На все согласен!

Кликнули клич, только никто не вызвался избавить хана и ханшу. Кликнули клич во второй раз — опять никто не вызвался. Кликнули клич в третий раз — вышел Бош–кюбюн и говорит:

— Я не удгун–бе и не эмчи, а все–таки попробую! Только сдержит ли хан свое слово?

Хан говорит:

— Сдержу, сдержу! Только помоги мне!

Бош–кюбюн говорит:

— Приведите сюда младшую ханскую дочку!

Как он велел, так и сделали. Тогда Бош–кюбюн сказал:

— Хан и ханша, поднимитесь!

Тотчас хан и ханша поднялись. Глянул хан на Бошкюбюна и закричал:

— Это тот негодяй, оборвыш, которого я за дерзость приказал избить до полусмерти и бросить в голую степь, чтобы он там погиб от голода! Как он здесь появился? Видно, плохо его избили! Эй, слуги, схватите его, отрубите ему руки и ноги!..

Кинулись было ханские слуги к Бош–кюбюну, а он сказал:

— Приклейтесь к земле, хан и ханша! Приклейтесь к земле, ханские слуги!

Только сказал — все тотчас и прилипли к земле. А Бошкюбюн с младшей ханской дочкой сели на черного бычка. Ударил Бош–кюбюн бычка по лопаткам — съежился бычок; ударил по копытам — завертел бычок хвостом; ударил по хребту — побежал бычок, да так быстро, что самому лучшему скакуну не догнать. Унес он Бошкюбюна и девушку далеко–далеко, и стали они жить дружно, весело и счастливо.

  

ЛОТОС

Да, идут годы, текут седые века, и никто никогда не удержит их могучего бега. Будто недавно мои сморщенные руки были сильными и молодыми. Была молодой и та, лежащая в храме Тюменя.

Молодой и прекрасной, как ранняя весна, была Эрле, дочь Сагендже. И у многих сердца бились, видя ее, и не забывались ее глаза, темные, как ночь.

Эрле была красива, как первый проблеск весенней зари. В высокой траве у задумчивых ильменей проводила она знойные дни, веселая, здоровая, гибкая. Подражала крику птиц, перепрыгивала с кочки на кочку, жила жизнью степных болот и знала самые сокровенные их тайны.

Эрле росла. А Сагендже кочевал то близ широкой Волги, то по тихой Ахтубе. Летело время, множились табуны. Немало приезжало и купцов из Персии и из Ицдии, много добра накупил у них богатый Сагендже для своей дочери.

Часто длинные караваны сытых верблюдов отдыхали у его кибитки, и руки рабов то и дело передавали в руки Сагендже переливающиеся на солнце, дорогие цветные шелка.

Знатные сваты в богатых, ярких одеждах слезали с коней за пятнадцать шагов, бросались на землю и ползли к Сагендже.

Лунная летняя ночь дышала испарениями влажной, покрытой тысячью цветов земли, в тишине вздыхали верблюды, кашляли овцы, пели комары, трещали сверчки, стонали луни, спросонья вскрикивала какая–то птица. Жила и радовалась волшебница степь, навевала красавице Эрле дивные девичьи сны. Улыбаясь, раскинув смуглые руки, лежала она на дорогих бухарских коврах. А ее мать, старая Болтун, сидела у ее изголовья, с глазами, полными слез, в глубоком горе.

«И зачем это так раскричался ночной кулик, — думала она, — зачем так печально шумят над ериком ветлы и о чем вполголоса говорит Сагендже в соседней кибитке с богатым сватом?.. Милая моя Эрле. Когда я носила тебя под своим сердцем, я была счастливей, чем сейчас, ведь никто не мог тебя отнять у меня».

А в то время Сагендже говорил знатному свату:

— Ничего мне не надо за мою Эрле потому, что она дороже всего на свете. Разреши мне поговорить с женихом, я хочу узнать, сколь он разумен, и пусть Эрле сама скажет ему свои условия.

Обрадовался сват, вскочил в седло, поскакал к нойону (знатному феодалу) Тюменю и рассказал о том, что, видно, положат скоро Эрле поперек седла и привезут к молодому Бембе.

Старая Болтун плакала у изголовья дочери. Поджав ноги, сидел Сагендже и печально глядел на Эрле.

— И зачем она так быстро выросла, — шептал Сагендже, — и почему какой–то сын нойона Тюменя должен отнять у нас Эрле, веселую, как весенний ручеек, как первый луч солнца?

Шли дни, бродили табуны по сочной траве Ахтубинской долины. Накапливался жир в верблюжьих горбах и в овечьих курдюках. Печальны были мать и отец, только Эрле по–прежнему веселилась в цветущей степи. Вечерами дочь обвивала руками седую голову матери и шептала ласково о том, что не скоро уйдет от нее, что еще рано ей покидать стариков и что не страшит ее гнев свирепого нойона Тюмени.

У слияния двух рек догнали сваты нойона Тюмени и сына его Бембе.

Бембе не решился беспокоить Эрле, приказал раскинуть палатки на другом берегу сухого ерика и заночевать.

Не спал Бембе, не спал и Сагендже. Красны были от слез глаза Болгун.

Богатые цветные наряды сватов играли радугой на утреннем солнце. Впереди всех ехал Бембе, сын беспощадного, свирепого нойона Тюмени, чье имя приводило в трепет всю степь.

— Пусть сама Эрле скажет тебе условия, — промолвил Сагендже, когда Бембе заявил о том, что Эрле нужна ему, как сурепка верблюду, как ильмень утке, как земле солнце.

Громче заговорила степь и запели в реке волны, выше подняли голову камыши и приветливо смотрели верблюды, когда вышла к гостям красавица Эрле.

От великих гор до долины реки Или и глубокого озера Балхаш ездил Бембе, видел он тысячи прекрасных женщин, но такой, как Эрле, нигде не видал.

— Все, что хочешь, проси, — сказал он ей, — только согласись.

Улыбнулась Эрле и сказала:

— Бембе, сын знатного нойона, я рада видеть тебя и вечно останусь с тобой, если ты найдешь мне цветок, прекраснее которого нет не только в нашей степи, но во всем мире. Я буду его ждать до следующей весны. Ты найдешь меня на этом же месте, и, если принесешь цветок, я стану твоей женой. Прощай.

Собрал нойон Тюмень нойонов и родовых старейшин и сказал им:

— Объявите всему народу, чтобы тот, кто знает о таком цветке, пришел без страха и сказал мне об этом за большую награду.

Быстрее ветра облетел степь приказ Тюменя. Однажды ночью к кибитке нойона подъехал запыленный всадник. А когда впустили его в кибитку, он сказал нойону:

— Я знаю, где растет желанный твоей красавице Эрле прекрасный цветок.

И он рассказал о своей чудесной стране, которая называется Индией и раскинулась далеко за высокими горами. Там есть цветок, люди зовут его священным лотосом и поклоняются ему, как богу. Если нойон даст несколько человек, он привезет лотос, и прекрасная Эрле станет женой Бембе.

На другой день шесть всадников пустились в дальний путь.

Скучно рассказывать о том, как жил Сагендже холодной зимой.

Северо–восточные ветры загнали скот в крепи, а сам он целыми днями лежал и слушал, как за землянкой пели невеселые песни степные бури. Даже веселая Эрле тосковала о солнце и ждала весны. Она мало думала о том, что когда–нибудь возвратится страшный Бембе. А тем временем шесть всадников держали путь на восток и уже достигли долины реки Или. Они спали и ели в седле. Бембе торопил их, и задерживались они только для того, чтобы добыть охотой еду.

Много лишений пришлось перенести им, пока они не достигли таинственной Индии. Дикие степи, высоченные горы и бурные реки встречались им на пути, но всадники упорно ехали и ехали вперед.

Наконец они прибыли в Индию и увидели чудный цветок — лотос. Но никто не решался его сорвать, все боялись навлечь на себя гнев богов. Тогда на помощь им пришел старый жрец. Он сорвал лотос и отдал Бембе, сказав:

— Помни, человек, ты получил прекрасный цветок, но потеряешь нечто еще более прекрасное.

Не слушал его Бембе, схватил лотос и велел немедленно седлать коней, чтобы пуститься в обратный путь.

Все реже и реже дул свирепый ветер, а солнце все дольше оставалось в небе. Близилась весна, а ее так ждала бледная, исхудавшая Эрле.

Напрасно ходили в землянку отца знахари, напрасно поили ее разными травами, с каждым днем таяла Эрле, как снег под солнцем. Не могла больше плакать Болтун. Безумными глазами она смотрела на свою дочь, уходившую от нее навсегда.

А когда запели птицы и зацвела степь, Эрле не могла уже встать. Худой рукой она гладила обезумевшую от горя мать, а глаза ее по–прежнему смеялись тихо и ласково.

Если бы птицы могли говорить, они сказали бы Бембе, чтоб торопил он своих коней, потому что скоро, скоро перестанет биться сердце Эрле. Но и без того торопился Бембе. Оставалось уже немного пути. Усталые кони, с налитыми кровью глазами, спотыкались и чуть не падали от изнеможения.

Знатные сваты неслись навстречу Бембе.

— Торопись, Бембе! — кричали они. — Твоя прекрасная Эрле умирает.

И когда уже показалась кибитка Сагендже, все увидели, как из нее, пятясь, выходят мать и отец. Всадники поняли, что Эрле умерла. Печально опустил поводья Бембе. Он не увидел живой прекрасной Эрле, не увидела и Эрле цветка, прекрасного, как она сама.

Схоронили ее на берегу Волги, а в память Эрле выстроил Бембе храм.

Темной ночью Бембе ушел в камышовые заросли устья и посадил там чудный лотос.

И до сей поры растет там прекрасный этот цветок.

  

СКАЗКА О РОДНОМ КРАЕ

Нет человеку дороже места, где он родился, края, где он вырос, неба, под которым он жил. Да и не только человек — звери и птицы, все живое под солнцем тоскует по родной земле.

Давным–давно, когда калмыки жили еще в Китае, привезли китайскому императору в подарок необыкновенную птицу. Она так пела, что солнце в высшей точке неба замедляло свой ход, заслушиваясь ее песней.

Приказал император сделать для птицы золотую клетку, постелить ей пух молодого лебедя, кормить ее из императорской кухни. Первого своего министра император назначил главным по уходу за птицей. Он сказал своему первому министру:

— Пусть птица здесь чувствует себя так хорошо, как нигде и никогда не чувствовала. И пусть она услаждает наш слух, жаждущий прекрасного.

Все было сделано согласно приказу грозного повелителя.

Каждое утро император ждал пения птицы. Но она молчала. «Видимо, птице, привыкшей к вольному воздуху, душно во дворце», — подумал император и велел вынести клетку в сад.

Сад императора был единственным в мире по красоте. Могучие деревья шелестели прозрачно–зелеными резными листьями, живительно благоухали редчайшие цветы, земля играла всеми своими красками. Но птица по–прежнему молчала. «Чего же теперь ей недостает? — думал император. — Разве ей плохо у меня? Отчего же она не поет?»

Император пригласил всех своих мудрецов, чтобы выслушать их высокоученое суждение. Одни говорили, что, может быть, птица заболела и лишилась голоса, другие — что пища не та, третьи — что, вероятно, она вообще не пела. Самый почтенный столетний мудрец предположил, что воздух, выдыхаемый людьми, угнетает. птицу и поэтому она не поет. Внимательно выслушав всех, император повелел вывезти клетку в девственный лес.

Однако и в лесу птица продолжала молчать. Крылья опущены до самого пола, из глаз катятся жемчужинки слез.

Тогда император приказал привести пленного мудреца, взятого вместе с воинами соседней враждебной державы.

— Если ты нам дашь хороший совет и птица запоет, получишь свободу, — сказал ему император.

Неделю думал пленный мудрец и доложил:

— Возите птицу по стране… Может быть, запоет.

Три года кочевал император с птицей по своим владениям. Наконец достигли они одного болотца. Вокруг него рос чахлый кустарник, а дальше простирались унылые желтые пески. Смрадные испарения поднимались из болот, роем летала назойливая мошкара. Повесили клетку на сухую ветвь саксаула. Поставили караульного, и все легли спать.

Когда загорелась на небе ясная утренняя заря и багрянец ее стал разливаться все шире и шире, птица вдруг встрепенулась, расправила крылья, торопливо стала чистить клювом каждое перышко.

Заметив необычное поведение птицы, караульный разбудил императора.

А когда вековечное светило показало свой алый гребень — птица стремительно взлетела, ударилась о золотые прутья клетки и упала на пол. Она грустно огляделась вокруг и тихо запела. Сто восемь песен печали пропела она, а когда начала песню радости, тысячи таких же птиц, как она, слетелись со всех сторон и подхватили ее песню. Показалось людям, что это не птицы поют под струны лучей восходящего солнца, а поют их души, тоскующие по прекрасному.

— Вот откуда наша птица, это ее родной край, — задумчиво промолвил император и вспомнил свой несравненный Пекин, где он не был три года.

— Откройте дверцы клетки и выпустите птицу, — повелел он.

И тогда запели все птицы тысячу песен хвалы родному краю, тысячу и одну песню хвалы свободе.

Вот что значит родная земля и свобода, петь можно лишь там, где ты обрел жизнь.
 

_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Энциклопедия аномальных зон России.
Материалы и статьи В.Черноброва
Сайт Космопоиска
Аномальные зоны Поволжья







Назад | Наверх







 |  Анимация, картинки  |  Астрология, гороскопы  |  Аудиокниги  |  Вебкамеры России  |  Вебкамера на МКС  |  Выживание  |  Гороскопы  |  Заговоры  |  Иллюзии  |  Игры  |  Очищение  |  Календарь  |  Конвертер валют Мира  |  Лунный календарь  |  Мировая пресса  |  Мировая статистика  |  Население Земли  |  Народная медицина  |  Нетрадиционная медицина  |  Новости в России и Мире
 |  Онлайн полеты самолётов  |  Омоложение  |  Очищение  |  Погода в России и Мире.  |  Поздравления  |  Прогнозы по дате рождения.  |  Сейсмический монитор  |  Сонник.  |  Страны Мира.  |  Телевидение  |  100 лучших фильмов  |  Улыбнись  |  Фильмотека  |  Ретро музыка  |  Ретро фильмы  |  Радио онлайн  |  Мини TV  |  Лунный день  |  Вечный календарь  |