Интересна и богата на загадки Орловская земля. Много здесь древних городищ, старинных усадеб, хранящих легенды, старых церквей, подземных пещер.
Основные аномальные места Орловской области:
Марс (орловский);
Метеорит Чулковский;
Пещеры Мценские (возможные каменоломни, гроты или естественные пещеры).
МЕТЕОРИТ ЧУЛКОВСКИЙ - потерянное космическое тело, выпавшее в районе п. Чулково Орловской области. В 2001 году в газету "Труд" после публикации о метеоритных экспедициях "Космопоиска" пришло письмо от жителя Чулково, утверждавшего, что своими глазами он видел два года назад падение яркого метеорита. По словам очевидца, он находился в своем огороде, когда ночное небо прочертило яркое тело, которое с громким хлопком вонзилось в землю примерно в километре от поселка.
Вскоре, 9 мая 2001 года, после Кореневской метеоритной экспедиции несколько членов "Космопоиска" через Брянск и Орел прибыли в Мценск, где посетили местные пещеры. Затем добрались до п. Чулково, где отыскали осколок упавшего в 1998 году метеорита; 11 мая посетили п. Марс. А 12 мая группа делала пересадку через Тулу, где стала свидетелем аномального (по словам местных метеорологов) града.
МАРС (орловский) - поселок, названный в честь планеты Марс, находящийся на востоке Мценского района Орловской области. Разумеется, странное внимание привлекало интересующихся людей, однако, историки да и просто туристы не появлялись в этой забытой богом глуши, об истории поселка не могли рассказать даже в местном краеведческом музее.
В мае 2001 года исследователи "Космопоиска" добрались до Марса и собрали материал о его прошлом и настоящем. Примечательно, что никто из опрошенных краеведов и встреченных по пути жителей района так и не сумел ответить на вопрос о происхождении названия поселка, большинство с сомнением высказывались о том, что название каким-то образом связано с астрономией, но все как один упорно говорили "ехать на Марс", "живущие на Марсе", "на Марсе" (если бы они говорили о поселке, а не о планете, то с точки зрения грамматики законным было бы сочетание "в Марсе"). На момент посещения поселка в нем проживало 7 человек: постоянно лишь трое - А.Данилина, Сергей и Галина Наумовы; к которым приехали брат Николай и 74-летняя Антонина Григорьевна Тетерина со слепым мужем. Еще одна 70-летняя старуха-дачница сказала, что они "живут на Марсе сколько себя помнят и всегда он так назывался". Только одна 96-летняя марсианка Анастасия Яковлевна ДАНИЛИНА вспомнила сам момент появления экзотического названия.
До революции 1917 года имение, в котором было 46 дворов, принадлежало барину, композитору Римскому-Корсакову, коего местные крестьяне весьма недолюбливали за жесткое обращение и поборы. Взбунтовавшиеся крестьяне барина изгнали (последнее, что запомнили, были слова барыни: "Легко вам было под гору скатиться, да тяжело будет подниматься"). Имущество барское растащили по дворам, но название "имение Корсакова" по привычке было все еще в ходу. Приезжий комиссар предложил его заменить, назвав революционный поселок "в честь далекой красной революционной планеты". Все и поддержали. Послереволюционный период в истории Марса самый благодатный, поселок процветал. В 1941-43 годах Марс оккупируют немцы, старожилы вспоминают о жестокостях (у Анастасии Яковлевны расстреляли даже 2,5-летнего сына). Во время Курской дуги поселок вновь заняли советские войска, уходя немцы взорвали все печки, спалили все хаты, заминировали Марс практически полностью. Немногие оставшиеся и вернувшиеся жители до разминирования целый год ничего не сеяли и не убирали трупы солдат ("немцами был усеян весь берег реки, а русские лежали во всех огородах, некоторых находили даже в 1960-х годах"). Но и после разминирования еще долго рвались бомбы и снаряды, более десятка подростков погибли на страшных находках. Поселок с одной улицей заново отстроили, в 1970-х годах Марс был электрифицирован, потом появилось телевидение, местный колхоз стал миллионером. В 1980-х зажиточная жизнь у марсиан кончилась, в 1990-х после развала СССР развалился и колхоз, и поселок, закрылась школа и магазин, большинство жителей разъехалось. Марс превратился в обычную для России умирающую деревню, куда добраться можно лишь пешком (по сухой дороге 5-6 км до ближайшего асфальта, а во время паводка на Марс можно попасть только на лодке). На момент посещения этих мест, жизнь на Марсе едва-едва теплилась. Но яблони на Марсе все-таки цвели.
* * * Проезд до орловского Марса: 1) До Мценска на автомобиле или поезде (направление "Москва-Орел"); от Мценска на северо-запад на машине или на автобусе до д.Шашкино (ходит 3 раза в день); от Шашкино идти по грунтовым дорогам пешком 1-2 км на восток мимо д.Миново, по деревянному мосту через реку Зуша и еще 2-3 км по полям до окраины Марса.
* * * Попасть на Марс можно и через Тульскую область, для этого надо ехать через поселки с символичными названиями Чернь и Жизнь. Это, кстати, дает основание на вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» логично отвечать, что Жизнь не на Марсе, а рядом с Марсом.
Почтовый адрес: 303102, Орловская область, Мценский район, п/о Шашкино, п.Марс.
МЦЕНСКИЕ ПЕЩЕРЫ
Иващенко С. О. (Новомосковск, "Недра")
С 3 по 9 января 1998 года группа Новомосковской секции спелеологии "Недра" провела разведочную экспедицию в район г. Мценск с целью поиска и изучения местных пещер.
Входы трех или четырех Мценских пещер хорошо видны с железнодорожного моста через р. Зушу, и, когда нет снега, просматриваются тропинки, ведущие к ним. Этими объектами новомосковские спелеологи заинтересовались давно. Информация, полученная через вторые, а то и третьи руки, была довольно противоречива. Руководитель Новомосковского Археологического Общества О.Н. Заидов утверждал, что это остатки крупных древних каменоломен, но внешний вид входов наводил на мысль скорее об их природном происхождении - отсутствовали подъездные дороги. Входы располагаются на высоте 5-6 метров над поймой правого берега реки Зуша. Над ними имеются нависающие известняковые козырьки.
Сначала были исследованы наиболее заметные и легкодоступные полости. Была произведена топографическая съемка объектов (см. рис. 1-3), им были присвоены номера. В дальнейшем мы будем их упоминать как пещера Мценская-1, Мценская-2 и так далее. Осмотр этих полостей сильно разочаровал участников экспедиции. На нас произвела впечатление популярная мценская легенда о том, как один местный мужик пропал без вести, когда пошел на рыбалку. Обеспокоенная жена выяснила, что он не дошел до своих товарищей на реке, за несколько дней исходила весь город в поисках мужа, и добралась даже до окрестных деревень. Каково же было ее изумление, когда она обнаружила своего супруга в доме некоей совершенно посторонней особы аж за семь километров от реки. На вопрос: "Как ты сюда попал?" - муж ответил, что залез в пещеру, и, проблукав шесть или семь дней, вылез здесь в огороде. На предложение показать выход мужик ответил, что завалил его, чтобы дети не полезли и не потерялись. История душераздирающая, но мы все же рассчитывали на протяженность полостей хотя бы в 100 метров. В реальности пещеры оказались еще более скромными.
Опишем одну из крупнейших пещер - Мценская-1 - именно ее лучше всего видно из проезжающего поезда. Вход высотой около 2 и шириной около 4 метров ведет в довольно обширный зал. Входя, приходится спускаться на 1,5 метра, и сразу видно, что вал на входе образован обрушениями козырька. Посреди зала из крупных обломков сложен тур. На стенах отсутствуют следы какой-либо обработки. Порода, слагающая потолок и стены, представляет собой известняк, слоистый, с мощностью слоев 10-15 сантиметров. Пол сложен обломками плит, упавших с потолка. Далее широкий ход идет по дуге, постепенно опускаясь на 1,5-2 метра, оканчиваясь тупиком и вертикальным понором, глубиной около 1 метра. При попытке раскопать понор выяснилось, что слой обломков простирается глубже 1,5 метров от уровня пола. Стало ясно, что пещера сильно переработана и представляет собой полость гравитационного дрейфа.
ПРИЗРАК СУРЬЯНИНСКОГО ЛЕСА
Из книги "Забытые тайны", автора Владимира Константинова. На просторах интернета нашел этот самый рассказ, но в слегка урезанной форме.
Оттого-то автор увлекательной книги «Быль из времен крепостничества в Орловской губернии», краевед Евгений Нугард, в 1901 году беспомощно вы сказался: «Ничто уничтожит, и тогда жизнь превращается в беспомощную гонку за иллюзиями».
Далее следует его повествование, которое можно назвать жемчужиной паранормального.
То, о чем он рассказывает, сегодня кажется вполне объяснимым, если вооружиться теорией нашего соотечественника, доктора биологических наук Петра Горяева. Но прежде, чем браться за теорию, надобно обратиться к практике, как ее назвал Нугард, «ужасов Сурьянинского леса». Он же: предостерег читателей цитатой из поэмы «Манфред» Байрона: «И кто больше всех знает, тот горше всех должен плакать, убедившись, что древо знания не есть древо жизни».
А теперь перенесемся в август года, 1848-го, в кровавой и наполненной до краев мистикой драме которого газета «Орловский вестник» сочла необходимым напомнить своим читателям в 1895 году (№119): «Дело дошло до того, что насильственная смерть учителя из села Морозова Болховского уезда и последовавшие за нею неоднократные явления призрака этого достойного человека послужили поводом к народным беспорядкам.
Люди требовали оградить их не только от разбуженного этим кровавым деянием дьявольского шабаша, но разыскать и наказать убийц, соблазнившихся большими деньгами, которые вез убиенный по поручению помещика А.Д. Юрасовского».
Егений Нугард, по свидетельству нашего современника, орловского журналиста В.Ефремова, годы спустя проводил опросы тех, кто был осведомлен о деталях событий. Вот как их излагает краевед: «В ясную, чудную ночь, но только не для господина Карнеева, ему пришлось одному, без кучера, ехать из Карачева в Болхов.
В Сурьянинском лесу, в том самом месте, где был зарезан учитель, лошадь Карнеева захрапела, затряслась и остановилась как вкопанная. Карнеев глянул вперед, и вдруг... сердце его замерло — увидел он, что к экипажу его идет какой-то человек в платье немецкого покроя, весь залитый кровью. Взглянув на него, Карнеев ахнул. Перед ним стоял его покойный зять, зарезанный учитель.
Остановив его, учитель стал требовать с него свидетельства по суду Божьему, куда и звал его отправиться с собой на небо немедленно. При этом учитель, кланяясь Карнееву, снимал свою отрубленную голову, как шапку. Страшная дрожь проняла Карнеева, щелкая зубами, он хотел было перекреститься, но вместо этого грохнулся без чувств в экипаж.
Что было потом, он не знаёт, очнулся он в своем доме, в бане, где жена его, со всеми родичами отпаивала холодной водой, желая привести в чувства.
Появления призраков днем с настойчивыми требованиями, что то сделать для них, не так уж редки, но вот дальнейшие действия духа учителя, который стал терроризировать всех, на кого натыкался, - редкость большая... И особенно досталось от него Карнееву. Призрак стал появляться везде где Карнеев бывал. Призрак всегда приветствовал Карнеева снимая голову вместо шапки, голова при этом что то требовала, угрожала, плакала... Кто бы смог вынести такое, - вот и Карнеев не вынес, - свел счеты с жизнью...
Далее призрак выбрал местом террора Болховскую дорогу, где нагонял страх на прохожих и проезжих. требуя от них. что бы те отправились с ним на суд Божий. Для чего? У духа появился «адвокат» в лице Карнеева, клятвенно заверявший, что учитель был зарезан, а не покончил жизнь самоубийством, как написал полицейский чин расследовавший это дело.
Дальше - больше, - призрак Карнеева куда то подевался, а дух учителя принялся бегать с отрезанной головой по всему уезду.
Теперь он делал это и днем, и ночью, никому не давая проходу. Нугард пишет: «Явления были плотски говорящими, осязаемо голосистыми». Люди стали бояться выходить из домов. Вмешалась полиция. Призрак, в которого много раз стреляли из револьверов и ружей, не пожелал снизить активность. Поняв, что власти не в силах помочь, пятеро отчаянных мужичков осквернили могилу учителя, надеясь угомонить дух навеки, прибегнув к древнему оккультному средству - пронзить сердце усопшего осиновым колом. Мужичкам, уже добравшимся до гроба, не удалось осуществить задуманное — помешала огромная, похожая на сову птица, принявшаяся драть их когтями. Гробокопатели в панике бежали, преследуемые пернатым бандитом, в конце концов обернувшимся... духом учителя!
Затем заработала мощная сила, названная Камилем Фламмарионом призрачным возмездием». Дух учителя поселился в избе одного из пятерых. Мужичок созерцал его еженощно, и еженощно слышал вкрадчивый голос: «Скажи, болезный, скажи, а то — худо получишь». Из углов избы летели искры, и раздавался свирепый хохот. Мужик, почувствовав, что сходит с ума, явился с повинной к исправнику, сознавшись в соучастии в убийстве учителя и выдав сообщников... Состоялся суд. Не Божий — земной. Душегубы отправились на вечное поселение в Сибирь.
ЗАГАДОЧНЫЕ СОБЫТИЯ
1. Район Железницы, Мценское направление.
Примерно год 1979. Турлагерь "Железница". Мы - старшеклассники, нас трое, + физрук, +музработник, +водитель, все взрослые мужики (кроме нас), на ГАЗ-66, ночью, совершаем вылазку в соседние села с целью - скучно. Трезвые. Едем по полю, вдалеке полуразрушеная церковь. Небо ясное, в звездах. Вдруг на небе появляется пятно мутно-кофейного (с молоком) цвета и постепенно, плавно, секунд на 15-20, обволакивает все небо! Мы постучали водиле, он остановился. Не было видно ни луны, ни звезд, но абсолютной темноты не было, какое-то легкое свечение исходило вокруг. И полная тишина - движок заглушили. Сидели в кузове и молчали. Продолжалось минуты 2-3, потом понемногу все "рассосалось". Обсуждали и по приезду, и на следующий день - все видели одинаково. Природное явление?
2. Дер. Вязки, п/л "Березка". год 1987-88. Лето.
Мы компанией часто выбирались туда, на берег озера, с палатками, шашлыками и проч. Тут получилось, что знакомый позвал на шашлыки - была смена, и он работал в лагере поваром. Приехали, поставили палатки, налили...
В лагере "пионером" отдыхала сестра одной из членов нашей компании, старшеклассница. Чтобы без имен: подошел ПОВАР, потом и СТАРШЕКЛАССНИЦА. Сразу замечу: очень порядочная, алкоголь никакой не употребляла. Короче, среди ночи она пропадает. Ну, мы особо не волновались - рядом лагерь, скучно стало с подвыпившей, распевающей песни компанией, вот и ушла в лагерь. Потом шум поднял ПОВАР: в лагере ее особо не искали, т.к. она отпросилась, а в лагере она не появлялась! Это было уже к вечеру, конечно, начали волноваться, но она появилась! Это сейчас про ее состояние сказали бы - обкурилась.
Но, еще раз повторяю: совершенно адекватный ребенок, не пьющий, не - тем более. Она все время бормотала про инопланетян, про контакты с ними и проч. Все бы это мы посчитали ерундой и проч, но: она подходит к ПОВАРУ (он, нетрафаретно. не толстый, но взрослый высокий мужчина. килограмм 80 миним.), поднимает его на руки, и ДЕРЖИТ НА ВЫТЯНУТЫХ РУКАХ минуты 3, продолжая в это время гоаорить чушь про НЛО! Хрупкая СТАРШЕКЛАССНИЦА, не занимающаяся спортом и проч.! Мы в шоке! На утро она ничего не вспомнила и, тем более, не смогла повторить поднятие!
ДОЛИНА СМЕРТИ
Кривцовский мемориал. Кривцово, Болховский район. Архитектор С. И. Федоров, скульптор В. П. Басарев, художник Л.И Курнаков.
«Долина смерти» — это устоявшееся, почти официальное название, данное долинам рек Ока и Зуша на участке от Болхова до Новосиля, где с осени 1941 по лето 1943 гг. проходили непрерывные на разных участках фронта бои.
По берегам этих рек, около полутора лет, проходила линия фронта, и суммарные потери убитыми и пропавшими без вести исчисляются сотнями тысяч. Точную цифру установить, видимо, не удастся ни когда. 16 сентября 1970 года, на склоне кривцовской высоты, недалеко от одноименной деревни, в торжественной обстановке был открыт мемориал в память о воинах 3-й и 61-й армий, погибших здесь в боях зимой 1942 г.
По свидетельствам местных жителей появляются хрономиражи.
ТРОВАНТЫ
Трованты Каменец Орловский. С. Верхососенье, Покровский район.
Среди версий, объясняющих, как эти глыбы появились здесь, в орловской глуши, одни утверждают, что их принес Великий ледник. Также есть версия, что камни выточила природа из местного твёрдого песчаника. Другие считают, что это руины древнего храма, третьи утверждают, что камни в буквальном смысле растут из земли. По наблюдениям местных жителей, камни "дышат" периодически меняют свое положение.
Существует версия, что это место посещал император Николай II, о чем на одном из камней свидетельствует надпись. «1912 год. 14 июля. Суббота». С левой стороны – изображение царской короны. Внизу ещё шесть букв – инициалы. Здесь в 1912 году побывала царская семья. Тайно, инкогнито. Александра Фёдоровна, императрица, вместе с царевичем Алексеем».
ЛИЗОЧКИНА ЛИПА
Лизочкина липа. Муравлево, Урицкий район.
Чудо живой природы. Представляет собой 40 стволов липы с одним общим корнем. Возраст дерева – более ста лет. История дерева начинается в конце XIX века. В то время село Муравлёво находилось под юрисдикцией дворянина Дмитрия Бенедиктова.
И была у того дворянина дочь Елизавета. Отец решил выдать свою дочь замуж за москвича Дмитрия Пукалова. Лизочке навязанный союз был явно не по душе, и, как гласит местная легенда, в знак протеста юная барышня кинула посреди поля липовую семечку со словами: «Скорее из этого семечка вырастет дюжина стволов, чем я пойду за него замуж!». В итоге стволов выросло целых сорок, однако девушку все равно выдали замуж. Во время революции имение Бенедиктовых сожгли, а дерево осталось до сих пор, пережило и революцию, и войну и стоит посреди поля, собирая летом сотни пчел.
САБУРОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
Сабуровская крепость. Д. Сабурово, Орловский район.
Сабуровская крепость — останки стилизованной под крепостную стену садовой ограды имения Каменских.
Одна из главных достопримечательностей Орловской области. Ансамбль Сабуровской крепости является памятником архитектуры и градостроительства.
Имели место наблюдения НЛО.
НЛО над Дворянкой
Я лет 15 назаад наблюдал НЛО над Дворянкой. Причем до этого про него рассказывала жена. Где-то через месяц после разговора, вечером, жена как закричит (я в другой комнате был):
- Скорее сюда, вон оно!
Подбегаю к окну (12-этажка на Ленинской). Вижу: на высоте метров 30-40 от "Зеленстроя" к Дворянке зигзагообразно по вертикали движется пара крупных (ну как на автомобиле фары) огней, на одном расстоянии друг от друга.
Только через 5-10 секунд дошло, что объект (самого НЛО не видно на фоне темного неба) летит прямо, а на нем 2 пары фар, вверху и внизу. Загораясь поочерёдно, они и создают эффект зигзагообразного движения.
А теперь сопоставим факты: Лето. Позний вечер. Окно открыто. Шума двигателей не слышно (т.е. не самолёт и не вертолёт). Я сам авиацией увлекаюсь, но ни разу про такие АНО (аэронавигационные огни) не слышал. Далее. За месяц до этого эту же ХРЕНЬ видела жена над Ленинской и она тоже летела бесшумно вдоль Ленинской (на высоте 20-30 м над 12-этажкой.
Вот такая мистика.
СЛЕДЫ НЛО ___Загадочный эллипс___
— Сама видела следы этой тарелки, — пояснила одна из жительниц села Сергиевского, что на территории колхоза «Путь к коммунизму».
Мы с фотокором взобрались в редакционной машине на указанный бугор, проехали мимо кладбища...
Вот клевера, о которых упоминали многие, но нигде, как ни старались, мы не могли отыскать ту самую, правильной формы, «посадочную площадку», якобы облюбованную пришельцами. Следы (?) визита НЛО обнаружили спустя некоторое время, когда догадались обследовать обочину. В двух одинаковых по длине дугах без труда угадывался овал, в центре которого на одинаковом расстоянии виднелись три круга. Трава везде сочная, зеленая, а по дугам-полумесяцам и расположенным в центре кругам — желтая, как осенью, когда из нее выжаты все соки.
Еще до поездки некоторые скептики высказывали предположение, что следы на траве могли появиться в результате неправильного хранения или использования минеральных удобрений, а то и небрежного обращения с огнем. Ни одна из версий не подтвердилась.
И еще одна, немаловажная, на наш взгляд, деталь: в трех местах, где трава пожелтела, не было видно ни одной букашки, ни одного муравья, хотя рядом, буквально в двух шагах, они встречались то и дело.
В последний раз жители Сергиевского наблюдали НЛО 10 мая. Любоваться его полетом довелось ночному сторожу Сергиевской МТФ Алексею Петровичу Тинякову. Вот как он рассказывает об этом:
— Примерно в два или начале третьего ночи я решил обойти скотные дворы. Выхожу из помещения и глазам не верю. В нескольких сотнях метров от меня, вон там, за кладбищем, в направлении железной дороги, чуть выше телеграфных столбов, медленно передвигается какой-то светящийся объект. По форме он напоминал куриное яйцо, только цвет необычный — желто-красный, близкий к морковному. Предмет светился изнутри, а из нижней его части на землю падал слепящий столб света. Толщина столба—в обхват обеих рук. Объект проплыл в сторону, Железницы, несколько раз пошарил световым столбом по сторонам и вдруг направил свет прямо на ферму. Видно стало кругом, как днем, хоть иголки собирай. Испугался ли я? Да нет, пожалуй, больно уж любопытно было.
С Алексеем Петровичем мы беседовали довольно долго. Оказалось, что НЛО он наблюдает не впервые. 9 мая объект появлялся с противоположной стороны деревни, над автотрассой Москва — Симферополь. Той ночью он пролетал на большей высоте. Перед тем как исчезнуть, поднялся вверх метров на 150 и «растворился».
— Видели ли вы момент посадки НЛО? — задаем вопрос. А. П. Тинякову.
— Нет, садиться он не садился.
Стоп! Значит, следы на траве не могли появиться в результате визитов объекта ни 9-го, ни 10 мая. Так когда же? Наблюдал ли кто-нибудь раньше полеты НЛО? Местные жители, с которыми довелось беседовать, припомнили, что в конце апреля светящийся предмет видел восьмиклассник Вася Губанов. Его мы застали дома и попросили рассказать.
— Ночью, 29 апреля, я встал, чтобы попить воды,
— торопливо начал школьник, словно опасаясь, что ему не поверят. — Подошел к окну, гляжу, а вдалеке скирд соломы горит с одного бока. Пожар?! Пригляделся внимательнее — нет, не пожар. Просто рядом со скирдом, в направлении вот того третьего улья светится какая-то точка. Светится и медленно передвигается. Несколько минут я смотрел, да так ничего и не понял. Лишь наутро сообразил, что увиденное вполне могло быть тем самым НЛО, о которых в последнее время часто пишут в газетах.
С этим визитом, скорее всего, и связано появление желтых следов на траве, ибо жители деревни в один голос утверждают, что впервые обнаружили их после первомайских праздников.
Есть и другие очевидцы визитов НЛО. Той же ночью, что и Алексей Петрович Тиняков, светящийся объект наблюдали трое подростков, которые возвращались в деревню Каменево. НЛО возник перед ними в сотне метров.
— Зрелише было неописуемое, — рассказывает один из подростков, Сергей Парфенов. — Такое разве что во сне приснится. Повисев несколько минут, шар приподнялся и поплыл в сторону Орла.
Значит, НЛО — реальность? Не станем утверждать это в категоричной форме, хотя свидетельства, подобные приведенным в нашей корреспонденции, регулярно появляются на страницах газет, в теле- и радиопередачах. '
_______________________________________
Ю. МЕЖУЕВ. Корреспондент мценскон районной газеты «Ленинский путь». На снимке: отпечаток на траве от НЛО (весь отпечаток в кадр не вошел).
Орловская правда, 1990г.
_______________________________________________________________________________
КАМНИ-СЛЕДОВИКИ
Мегалитический каменный комплекс в Думчино , Орловская область, Мценский район. Камни - следовики.
Орловская область, Мценский район, к западу от пос. Думчино - расположен мегалитический каменный комплекс – группы ледниковых валунов в лесу, известных как «камни», или «камни - следовики в Думчинском лесу».
Комплекс расположен примерно в 30 км. к СВ от Орла ; в 13 км. на ЮЗ от Мценска ; в 4-5 км. к востоку от реки Оки (правый берег); в 3 км. к ЮВ от деревни Торкуновка ; ок. 2 км. к СЗ от жд\станции “346 км. дачи”- на Орловско - Мценском (Тульском) направлении жд\дороги ; близ тропинки, ведущей от жд\ст. и дач - к деревне Торкуновка ; в центре лесного массива.
Камни в лесу расположены отдельными группами - на большой площади, и имеют ледниковое происхождение. При этом происхождение данных ледниковых валунов - не последнее оледенение- Валдай (Вюрм, ок. 75-12 тыс лет назад), а более раннее - Днепровское оледенение (Рисс, 230 - 187 тыс. лет назад ), которое занимало большую площадь распространения. (Орловский регион расположен в основном на 530 с. широты, южная - же граница сплошного оледенения в период Валдая проходила на 54- 550 с. широты, севернее г. Смоленска, т-е достаточно далеко от Орловского региона).
Причем стоит отметить, что Среднерусскую Возвышенность даже Днепровский ледник (230 - 187 тыс. лет назад) частично обогнул, уходя по низинам и долинам рек вниз, по Днепру и Дону. (См. карты: макс. граница распространения ледников в наиболее холодный период, и макс. граница Днепровского оледенения на Европейской части России).
Харьковская, Белгородская, Курская области Днепровским ледником почти не затронуты. В Орловской области – только северная часть региона попадает под Днепровское оледенение , а СЗ районы области - крайняя граница Московского оледенения, которое входит в составе Днепровского (геологи иногда выделяют Московское в отдельную фазу). Более поздний, Валдайский ледник (75-12 тыс. лет назад), до Орловского региона вообще не дошел (отмечалось только сильное климатическое похолодание и преобладание северной флоры и фауны).
По геологической карте области - в данном месте (ок. 30 км. северней Орла ), проходит граница Четвертичных отложений периода Днепровского оледенения (что означает наличие по границе - морен и скоплений камней).
Валуны расположены в лесу, как правило, на небольших высотках, имеют разные формы и размеры, некоторые достигают до 3 метров в длину. Причем в данном месте нет ни скал, ни останцев, ни карьеров, ни разработок камня. Объект НЕ является укреплениями периода ВОВ.
Тип расположение валунов на местности - носит явно упорядоченный характер - отдельными группами, по несколько камней, можно отметить каменные круги (в плане), часто с одним или несколькими камнями в центре круга, линии из камней, особенно на длинной невысокой гряде, отдельные группы из 3-4 валунов, каменные развалы.
Центральная часть комплекса, – предположительно моренное всхолмление, высотой более 2-х метров с западной стороны, и плавным понижением на восток, имеет наибольшую концентрацию валунов и больших развалов камней в нескольких местах. (Также можно предположить, что в центральной части когда-то был каменный холм - останец , разрушенный в течении времени природными факторами).
На центральной высотке (моренное всхолмление) – располагается, пожалуй, наиболее крупная группа камней, причем некоторые из них (и весьма больших размеров) – часто лежат полубоком, развалом, или друг на друге, создавая ощущение, что ранее они стояли вертикально, подобно менгирам, а потом завалились (от природных факторов, или их "завалили").
Некоторые камни центральной высотки имеют более острые грани (как будто расколоты, потому и возникла версия о скале-останце, когда-то разрушенной природными силами). Причем в остальных местах, в лесу, камни, как правило, более округлой, окатанной формы, и многие глубоко вошли в землю под собственным весом.
В общем-же, группы камней и одиночные валуны "разбросаны" по всему лесу, расположены часто на возвышенных участках местности.
Отдельные группы камней встречаются, в том числе, и на значительном удалении как от центральной группы, так и за пределами данного лесного массива: на поле - по дороге от дач “346 км“ до деревни Торкуновка; на опушке леса и на поле - неподалеку от реки - близ ЮВ окраины д. Торкуновки (как идти по тропе от жд\ст. «Железница»); за поселком «Железница» - в направлении реки Оки и тп.
На многих валунах просматриваются "следовики", различных размеров и конфигурации: в форме стилизованного отпечатка ноги, в виде следа птичьей лапы, в виде звериной лапы (стилизовано), подковообразное углубление, углубления подтреугольной формы, в виде овальных вытянутых «чаш» и тд.
Также на камнях имеются во множестве небольшие углубления диаметром 3-5 см. - "чашечки", есть и несколько больших «чаш» правильной округлой формы.
Добираться на машине: по трассе Мценск - Орел ( М-2, Е-105), сворачивать в направлении жд\ст. "Железница" или до жд\ст."Думчино", от них по грунтовке можно подъехать к жд\ст. "346-км " и дачам, от дач пешком минут 20 , по дороге, идущей через лес, в сторону д. Торкуновка.
Вдоль дороги (не выходя за пределы леса) - слева и справа от тропы начинают попадаться валуны. Центральная часть - моренное всхолмление, с большим развалом камней, расположено, примерно - в районе высотки 236 м. (по топокарте ). В данном месте: или наибольшие остатки морены, или существовал когда-то холм -останец, разрушившийся со временем.
Спутник, увы, четко не показывает данный район, все размыто. Сами валуны в густом лесу. Лес смешанный, преимущественно лиственный. Близко расположены грунтовые воды, иногда встречаются "мокряки", ранее, до всяких мелиораций, возможно, там были участки верховых болот, и ныне пересохшие ручьи. Территория данных лесов от Думчино до Отрады - что-то типа заказника. Есть лесничество.
Место давно, и многим известное – дачникам, грибникам, охотникам, сютуровцам, неформалам, реконструкторам, страйкбольщикам, туристам и тд.
PS. В Европе каменные сооружения древности - мегалиты, культовые постройки, камни следовики - изучаются, и датируются периодом , ок. +/- 3500 - 1800 до н. эры, в общих рамках - поздний Неолит, Энеолит, Бронзовый век, зачастую подобные места являлись центром притяжения и в Железном веке, и в Раннем Средневековье.
Единая культура мегалитов, распространенная от Урала до Западной Европы, имеет много сходных черт в разных, часто весьма удаленных друг от друга регионах, и практически одинаковые временные рамки.
«Следовики» - камни-валуны ледникового происхождения, на поверхности которых вручную выбиты или появились в результате выветривания различные знаки - "следы" ступней обутой или босой ноги или руки человека, лап животных и птиц, отпечатки копыт, чашевидные углубления, др. символы, Изображения и сами камни всегда почитались как отмеченные "знаком" божества. Камни следовики известны по всему миру.
ТАЙНА КАМЕННОЙ КРАСАВИЦЫ
___"Тайна каменной красавицы"___
Ковш экскаватора завибрировал и вывернул из земли большой овальный камень. Экскаваторщик покинул кабину машины и, подойдя к камню, стал очищать его от смерзшейся земли, так как что-то ему подсказало, что это не просто глыба песчаника. И каково же было его удивление, когда тяжелая, более 150 кг весом, глыба оказалась «каменной бабой», или, говоря иначе, каменной статуей.
При первой же возможности о находке было сообщено в Орловский областной краеведческий музей. По просьбе сотрудников музея изваяние было привезено с окраины пос. Верховье в Орел, а затем рабочие АО «Надымспецсвармонтаж» на своем автотранспорте привезли полуторацентнерную "даму" в краеведческий музей. Здесь ее почистили, помыли и подготовили для экспонировании рядом с медведем трехметрового роста и доспехами средневекового рыцаря. Сейчас ведутся исследования, направленные на установлении датировки находки и ее культурной принадлежности.
Вплоть до XVIII века тысячи каменных изваянии стояли на древних курганах и возвышенных местах и далеко были видны в степных просторах ( активным освое» кием степей курганы стали распахивать, а «каменных баб» — уничтожать в массовом количестве, а в лучшем случае свозить в крестьянские усадьбы для хозяйственных нужд и в помещичьи — для украшения парков. Ученые, обеспокоенные этим, добились от правительства охраны замечательных произведений степного искусства. На сегодняшний день до нас дошло не более 1500 «каменных баб» и все они сосредоточены, в основном, в южных музеях, на Украине. Находка каменной статуи на территории Орловской области — первая. Необходимо установить, какого же она происхождения — половецкого, и тогда ей более 700 лет, или это новодел какого-либо «народного умельца» наших дней.
Найденная на окраине пос. Верховье в декабре 1994 года «каменная баба» изготовлена из серого песчаника, овальной формы, плоская, рост 80 см. по тулову проходят два горизонтальных пропила, выделяющие небольшую голову, чуть больший по размеру торс, и еще большую - округлую нижнюю часть статуи. «Каменная баба» по внешнему виду напоминает снеговика. Прорисовка рук и ног отсутствует, очень выразительны черты липа статуи они монголоидны; узкие удлиненные глаза с обозначенными зрачками, тяжелые, нависшие веки, словно эта стартуя умудрена долгим жизненным опытом. Ее взгляд живой. На голове, с правой стороны, имеется ямкообразное ушное отверстие. С другой стороны его нет. Рот обозначен многочисленными мелкими овальными дырочками и немного растянут в легкой снисходительной улыбке. Судя по тому, что на торцевом овале слегка намечены груди, найденная статуя изображает женщину.
Ученые предполагают, что «каменные бабы» ставились половцами в память умерших предков, а так как в своих набегах из междуречья Днепра и Донца (Половецкая земля) кочевники достигали юго-восточных районов Орловщины, то вполне вероятно, что именно они и оставили о себе память у пос. Верховье. Находка "каменной бабы" в Орловской области станет сенсацией, если этот шедевр степного искусстве, окажется настоящей древностью. Если же это оригинальное красивое изделие недавних лет, то можно будет улыбнуться и даже удивиться мастерству и таланту современного мастера каменных дел. Тайна «орловской каменной красавицы» ждет своей разгадки.
________________________________
С. КРАСНОЩЕКОВА. Археолог, зав. отделом
Орловского областного краеведческого музея
______________________________________________________________________________
ЦАРСКИЙ КАМЕНЬ
"Царский камень" на источнике "Каменец"
Огромные, каменные, разбитые на огромные валуны и плиты, а на верхней поверхности камней (неизвестно для чего) разнообразные капли, пузыри, вздутия. Камни эти, когда до них дотрагиваешься, кажутся удивительно тёплыми, как будто живыми, способными отдавать своё тепло людям. Удивительное зрелище для наших мест, не правда ли!
В девяти километрах от Покровского раскинулось старинное село Верхососенье. Вблизи расположен святой источник «Каменец». Здесь и лежат валуны причудливой формы. Сотворил их, по одной из версий, горячий источник вулканического происхождения. Во время его извержения, песчаник, что находился рядом, превратился в пузыристую массу, которую мы можем увидеть и сегодня, спустя века.
Согласно легенде, которую из поколения в поколение передают друг другу жители старинного села Верхососенье, этот источник известен ещё с конца 16 века. На этом самом месте, пришедшие из Ливен паломники за несколько недель срубили небольшую деревянную церковь, скиты для себя соорудили и частокол вокруг новообразовавшегося поселения поставили. Так появился первый в этих местах, легендарный, монастырь на Святом источнике в местечке «Каменец». Но спустя несколько лет они подверглись набегу крымской орды, которая как не пыталась, не смогла в первый день захватить монастырь, а к утру следующего дня сильнейший туман окутал весь лагерь татарский и монастырь, как покрывалом, накрыл. А когда ближе к полудню туман рассеялся, увидели изумлённые татары, что нет перед ними ни стен монастырских, ни самого монастыря, ни его защитников – как сквозь землю всё и все провалились, и только гул колокольный по ушам захватчиков бить стал. Испугались крымцы, свернули быстро лагерь и в степи свои ушли. Ещё несколько лет прошло. Возродилось Верхососенье, жители его к Святому источнику снова ходить стали, и малое время спустя друг другу рассказывать начали, что звон колокольный, откуда-то из-под земли идущий, здесь слышали.
Считается, что эти камни обладают удивительной целебной силой. Каждый из них избавляет от определённых болезней. К примеру, под одним таким пролезают женщины, которые хотят забеременеть или люди с больной спиной. Проход узкий, полным людям будет сложно, но в принципе вылезти отсюда реально каждому. Как скоро наступит оздоровление, достоверно неизвестно. Но главное – верить. Местные твердят – это «место силы» и непременно рассказывают легенды, связанные с ним.
Чуть в стороне близ общей груды причудливых камней лежит так называемый «Царский камень». Раскопали его лишь два года назад. На камне аккуратно, способом чеканки, выбито: 1912, 14 июля, субота (именно так, с одной буквой «Б» - А.П.), а чуть ниже – две строчки инициалов – М.С.М. и В.П.О. Левее рисунок с изображением царской короны. С момента обнаружения новый камень источника все паломники иначе как Царским, теперь и не называют.
Кто же были те люди, кто ровно сто лет назад посетил источник, спросите вы?
По одной из версий, летом 1912 года побывали здесь императрица Александра Фёдоровна с сыном Алексеем, пытавшаяся излечить наследника престола от страшного наследственного заболевания молитвами, водой и камнями Святого источника. По другой версии, 14 июля источник посетили члены императорской семьи, только-только что обвенчавшиеся и приехавшие сюда повидаться со схимонахом Никодимом (он как раз на источнике жил) и получить от него благословение. А инициалы этих царственных особ были – М.С.М. (муж) и В.П.О. (жена). В память же о посещении источника и свидании со схимонахом были выбиты тогда по их распоряжению надпись и рисунок. Достоверно, однако, об этом ничего неизвестно.
Как и почему обнаруженный камень столько лет был скрыт от глаз людских – ещё одна тайна. Но, скорее всего, его засыпали в период борьбы с «религиозными предрассудками», чтоб не смущала эта надпись в советские времена жителей близлежащих деревень и чтоб забыли о ней навсегда. И вот, накануне столетия со дня высечения надписи, она, Божиим провидением, вновь явилась свету и глазу человеческому.
Сегодня на камнях разрешается лежать, по ним можно лазать, но предварительно разувшись. Здесь также можно окунуться в купель и набрать ключевой воды.
Координаты источника:
Широта: N 52° 28.827'
Долгота: E 36° 49.738'
ЛЕГЕНДЫ ОРЛОВСКОГО КРАЯ
Шекспировские страсти Болховского уезда. – Орловский вестник. 2006. 29 марта (№ 13)
"Орловские края дышат старинными преданиями. Каждое из них имеет свой особый колорит, а все вместе они окутывают наши места неким флером таинственности, добавляя очарования или внося свою долю волнения в являющийся вашим глазам пейзаж. Легенды окрашивают этот пейзаж, при этом часто возникают очень причудливые тона...
В своем прелестном рассказе «Льгов» Тургенев пишет, как он ожидал своих спутников около льговской церкви. Коротая время, он рассматривал могилы на старом погосте у храма. Но вот его взгляд упал на «почерневшую четырехугольную урну» с французской надписью «Ci git Theophile Henri, Vicomte de Blangy». Ниже, как пишет Тургенев, он увидел стихотворную эпитафию, которую и привел в своем рассказе:
Под камнем сим лежит
Французский эмигрант:
Породу знатную имел он и талант,
Супругу и семью оплакав избиянну,
Покинул родину, тиранами попранну;
Российския страны достигнув берегов,
Обрел на старости гостеприимный кров;
Учил детей, родителей покоил...
Всевышний судия его здесь успокоил.
Сейчас такой могилы на льговском кладбище нет. Но некоторые жители Льгова и соседнего Ильинского уверяют, что ранее они «совершенно точно» видели здесь надгробный камень графа. Так или иначе, французский поданный виктонт де Бланжи оставил о себе в орловских краях особенную память, будь то прекрасный рассказ Тургенева или странное предание, до сих пор не забытое в Орловском Полесье, которое еще, бывает, рассказывают шепотом по вечерам от Болхова до Хотынца.
В 1895 году в номере 119 «Орловского вестника» князь А.Л.Голицын впервые опубликовал одну любопытную легенду, связанную с неким учителем, служившим у барина Алексея Денисовича Юрасовского. Три года спустя хранитель дел Орловской ученой архивной комиссии Александр Константинович Юрасовский также опубликовал версию этого же происшествия, в котором некую роль сыграл его предок А.Д.Юрасовский. Она оказалась связанной с гувернером, тогда также неназванным по имени. Литературовед Раиса Митрофановна Алексина в обычной для нее блестящей манере провела исследование и доказала, что тот самый граф де Бланжи, о котором пишет Тургенев в своем «Льгове» и тот учитель Юрасовского, с которым связывают одно из известных болховских преданий – это одно и то же лицо. Если вас занимают такие вещи, вы получите истинное удовольствие, прочитав статью Алексиной «О сюжете рассказа «Льгов» (к истории рассказа в рассказе)», помещенную в Тергеневском ежегоднике 2000 года. Благодаря Алексиной мы можем теперь называть главного героя несколько странного происшествия его настоящим именем – именем виконта Теофиля де Бланжи.
История виконта, иначе именуемым графом, завораживает. В ней присутствуют и огненные страсти, и холод мистического ужаса, и подлинная человеческая трагедия, замешанная на расчетливом коварстве, и торжество языческого невежества, случившегося от горестной безысходности.
Бежавший из революционной Франции, граф де Бланжи, вероятно, в полной мере испытал кошмар ее катастрофических дней. В России, в глухом Болховском уезде Орловской губернии ему удалось стать гувернером и учителем подрастающих барчуков в семье Алексея Денисовича Юрасовского в сельце Морозове, в десятке километров от Болхова. Бланжи, находившийся тогда уже в достаточно зрелом возрасте, неожиданно влюбился в дочь зажиточного крестьянина Семена Карнеева, крепостного Юрасовского, и попросил ее руки. Девушку, вероятно, очаровала и необыкновенная галантность француза, наверняка несвойственная большинству молодых болховских крестьян, и подлинная тонкость обращения, и безграничное восхищение ее достоинствами, которое всегда так подкупает нас, женщин. Она ответила на столь сильное чувство и единственное, чего она боялась – что батюшка не отдаст.
И была права. Крестьянин и слышать не хотел о таком непонятном для него, странном, и, самое главное, невыгодном в экономическом смысле браке. Тогда участливый Юрасовский подарил Бланжи, или как его называли русские, Бланжию, семью крепостных Карнеевых. Влюбленные, наконец-то, смогли соединить свои судьбы. Но отец молодой женщины, Семен Карнеев, никак не мог примириться с тем, что от известного в округе барина, крупного помещика, состояние которого позволяло ему наживаться, подворовывая, он перешел в собственность какого-то бедного учителя иностранного языка, хоть бы и графа. Карнеев наливался злобой и строил коварные планы.
Предание говорит, что однажды Бланжий должен был отвезти Юрасовскому в Карачев крупную сумму денег из имения. Эта поездка оказалась для него последней. Видимо, не без участия своего тестя, осведомленного о ней, несчастный граф был ограблен и зарезан в Сурьянинском лесу, а затем похоронен близ села Руднева. Голова Бланжи оказалась отрубленной. Предание говорит, что отрубил ее лично Сенька Карнеев.
После проведенного полицией следствия на каторгу были отправлены все участники этого преступления за исключением его инициатора, сумевшего подкупить власти. Но и он, как говорят, не избежал наказания...
Однажды тихой лунной ночью Карнеев, к тому времени еще более неправедно разбогатевший на ростовщических операциях, возвращался из Карачева в Болхов. Он уже проехал село Руднево и оказался в Сурьянинском лесу. Вдруг, захрапев, лошадь встала посреди дороги. Карнеев вгляделся в темноту и увидел то, что заставило его остолбенеть от ужаса. Навстречу ему по дороге, освещенной бледным светом луны и перерезанной древесными тенями, медленно шел покойный учитель в залитом кровью платье немецкого покроя. Даже и теперь призрак был учтив, как и прежде. Аккуратно сняв с плеч свою голову и взяв ее в руки, учитель поклонился тестю. И обомлевший Карнеев услышал, как эта самая голова, поддерживаемая призрачными ладонями, зовет его на суд Божий... Не помня себя от страха, Карнеев прискакал в Болхов.
С тех пор он нигде не мог найти успокоения. Никакие меры, предпринимаемые болховскими священниками и лекарями, не помогали ему. Призрак учителя преследовал убийцу даже в церкви. И Карнеев, не выдержав напряжения, повесился. Якобы в час его гибели в Болхове сам по себе ударил тысячепудовый колокол и некоторое время «ревел» так, что в домах дрожали стены и плясали стаканы на столах.
Яркие галлюцинации Карнеева заставлявшие его рвать на себе волосы, умолять, чтобы «увели учителя», кричать и бегать по тихому Болхову произвели неизгладимое впечатление на болховчан, несильно избалованных происшествиями. Не было дома, где бы не обсуждались подробности этого дела и не высказывались собственные догадки на его счет. Неудивительно, что разговоры о призраке учителя вызвали волнение и в окрестных селах, где тоже якобы начали его наблюдать.
Призрак кланялся встречным, снимал перед ними голову и призывал их в свидетели, указывая перстом в небо. Уверяли, что Бланжий якобы начал показываться даже днем, а однажды насмерть перепугал молодежь в селе Сурьянино, собравшуюся вечерком потанцевать в хороводе и попеть песни. (Думается, что, читая эти строки, не один школьный учитель иностранного языка позволяет себе мстительно усмехнуться).
Не беря в расчет обстоятельств, относящихся, как говорил Лесков, к «средствам народной поэзии», мы, тем не менее, с грустью должны констатировать, что граф-француз тогда в действительности не обрел покоя. В холерный 1831 год крестьяне, отыскивая причины «мора», который, как ни странно, в Орловской губернии начался с села Сурьянино Болховского уезда, рассудили, что «все зло идет от иностранца-учителя». И последнее пристанище графа подверглось неслыханному разорению. Рассказывали, что пять мужиков, вооружившись осиновым колом, с черным петухом в руках ночью подошли к могиле Бланжи. Они задушили петуха, отрезали ему голову и окропили куриной кровью проведенную около могилы черту. После этого мужики разрыли могилу, вскрыли гроб, произнесли над ним сильные языческие заклинания, вытащили труп и всадили ему в сердце осиновый кол. А потом все они разбежались от страха в разные стороны.
Первый же житель, отправившийся на кладбище навестить покойных родственников, с криком вернулся в обратно, перепугав всех односельчан. Из Болхова прибыла полиция. Интересно, что ее сотрудники, в частности, становой пристав, были сильно смущены разными привходящими обстоятельствами и подбадривали себя, как умели: от них пахло сложной смесью ладана и водки. На месте разрытой могилы полиция обнаружила брошенные заступы, обезглавленного английского бойцового петуха и клок бумаги с заклинанием.
Интересно, что сурьянинские мужики в непростой для себя час обратились к приемам, связанным с древней магией вятичей. Известно, что свои жертвы темным богам вятичи приносили ночью, выбрав для этого перекресток дорог и животное черного цвета, например, козу, петуха или овцу – по обстоятельствам. Противоборство злым темным силам, которые, как казалось в случае с холерой и мором, насильно забирают с собой живых, также сопровождалось древним обрядом, в котором присутствовало животное черного цвета и его кровь. (Заметим в скобках, что пожар Москвы 1547 года москвичи объяснили себе тем, что бабка Ивана IV Анна Глинская, обернувшись вороной (черной птицей), кропила мертвой кровью город, «отчего та Москва и загорелась»). Конечно, XVI век ближе к вятичам, чем XIX-й, однако в народе всегда существовали знатоки и хранители обычаев, передаваемых из поколение в поколение в течение целого ряда (!) веков). А уж XXI век с его знахарями и целительницами вообще бьет все рекорды в этом смысле.
Тогда же, в 1831 году болховская полиция провела полное расследование и по его результатам отправила мужиков на каторгу. Известны имена двоих из них – Никиты Хромина – он вернулся с каторги и впоследствии постригся в монахи – и Михаила Саутина, ставший кучером у тюремного смотрителя в Омске.
Возможно ли, однако, чтобы после всего этого надгробный памятник Бланжи каким-то образом оказался на льговском погосте, где его увидел Тургенев? Да еще с такой умиротворяющей эпитафией, которая вовсе не свидетельствует о столь трагическом конце? Если это все-таки так, то перемещение памятного знака в Льгов представляется достаточно таинственным. Тем не менее, какие-то ниточки все же, наверное, связывали француза с этим селом.
Тогда же, в 1831 году болховская полиция провела полное расследование и по его результатам отправила мужиков на каторгу. Известны имена двоих из них – Никиты Хромина – он вернулся с каторги и впоследствии постригся в монахи – и Михаила Саутина, ставший кучером у тюремного смотрителя в Омске.
Возможно ли, однако, чтобы после всего этого надгробный памятник Бланжи каким-то образом оказался на льговском погосте, где его увидел Тургенев? Да еще с такой умиротворяющей эпитафией, которая вовсе не свидетельствует о столь трагическом конце? Если это все-таки так, то перемещение памятного знака в Льгов представляется достаточно таинственным. Тем не менее, какие-то ниточки все же, наверное, связывали француза с этим селом. Предание говорит, что призрак учителя однажды явился льговскому священнику. Вежливо поклонившись и держа свою голову в руках, Бланжий начал жестами звать иерея к себе и указывать на небо. Легенда говорит, что призрак видели все члены семьи священника. Рассказывали, что батюшка бесстрашно подошел к учителю, но тот исчез, а священник упал замертво.
Живший тем самым летом 1831 года в Спасском-Лутовиново, Тургенев вполне мог слышать историю Бланжия. Имя несчастного графа было тогда у всех на устах. Орловские помещики, скорее всего, не раз обсуждали между собой тему полицейского разбирательства в связи со вскрытием могилы иностранца-учителя.
Но, может быть, Тургенев ничего и не слышал об ужасной участи француза, однако знал Бланжи до его гибели, а стихотворную эпитафию придумал сам. Похожая эпитафия была на памятнике гувернеру, также французу в имении Лутовиновых. Как католик гувернер был похоронен не в ограде старого кладбища в Спасском, а за его валом.
Или Тургенев и впрямь видел во Льгове могильный камень Бланжи? Так или иначе, в рассказе «Льгов» писателю захотелось вспомнить имя изгнанника, чья жизнь была столь сильно изломана событиями Великой Французской революции и, как мы знаем теперь, оказалась трагичной во всем, даже в ее конце.
Древние предания живучи, и в полесских краях, к которым принадлежали раньше болховские села, вы и сейчас услышите, как странен иногда бывает сурьяниновский лес в лунные, да и в безлунные ночи..."
ГОРОДИЩЕ ГАТЬ
Впервые городище Гать, которое находится у места впадения реки Цон в Оку, упоминает в своей работе «Древние городища и курганы в Орловской губернии» (1877 г.) секретарь Орловского статистического комитета, краевед А. Г. Пупарев. Он отмечает, что, по преданию, записанному П. И. Якушкиным, городище носит название Литовского кургана, потому что в 1615 г. литовцы под предводительством А. Лисовского расположили здесь свой укрепленный лагерь.
В 1896 г. А. Н. Шульгин — генерал-лейтенант от инфантерии, член (а впоследствии председатель) Орловской ученой архивной комиссии — организовал за свой счет раскопки курганов рядом с городищем Гать. Результаты он обобщил в работе «Остатки старины в окрестностях города Орла», приложив подробную карту городища и курганов.
Это место можно увидеть, проезжая по объездной дороге из Орла в Знаменку. А каким оно было 110 лет тому назад, мы можем представить благодаря описанию Шульгина: «Между Курским шоссе и старой большой дорогой из Орла в Кромы, в 400 саженях от впадения р. Цона в р. Оку, между двумя проселочными дорогами из д. Гать к мельнице и хутору Цон тянется небольшой продолговатый бугор (гряда) глинистого лесса, покрытый мелким дубово-березовым кустарником. На гребне этой гряды находится система курганов, а через дорогу — другая. В одной насчитывалось 16, а в другой 5 курганов. Возможно, их намного больше, но пространство, занятое этими курганами, очень сильно поросло кустарником, и потому, весьма вероятно, что их там найдется еще несколько».
Курганные насыпи были небольшими: от 6 до 11 м, высотой примерно 1-2 м. Их окружали неглубокие рвы, давно заплывшие. Исследователь вскрыл три кургана. В одном был обнаружен скелет человека ростом 180 см. На лбу — прямой рубец, след от удара мечом. В другом кургане рядом с полуистлевшим костяком нашли черепки грубой посуды и кремневый наконечник стрелы. В третьем кургане скелет почти истлел. На месте пояса лежала медная решетчатая пряжка, а на правой руке был браслет, свитый из трех прутьев красной меди. Шульгин сделал вывод, что скелеты «принадлежат аборигенам страны до VII века».
Завершив эти раскопки, краевед приступил к осмотру городища Гать — места, где жили люди, похороненные в курганах. Вот как он его описывает: «На склоне левого берега реки Оки, при впадении в нее реки Цона, находится укрепление, состоящее из подковообразного вала, высотой до 5 м в середине и до 2 м по концам, с основанием около 11 м. С наружной стороны этого вала имеется ров, шириной около 8 м и глубиной от 2 до 3 м. Концы вала упираются в обрыв берега реки, расстояние между этими концами около 5 м, ширина внутреннего пространства 35 м. В средней части вала есть проход с крутыми боками, видимо, для установки ворот. Против этого прохода, во рву, есть как бы широкая ступенька для более удобного подъема в укрепление из рва, для подъема же из рва в поле имеется против прохода небольшое углубление».
Внутри городища обнаружили девять ям — остатки от жилых и хозяйственных строений. В них были найдены истлевшее дерево, уголь, черепки от посуды, кремневые отщепы, кости животных и птиц.
В 1903 году Шульгин повторно побывал в городище Гать вместе с краеведом Н. Г. Тетерой. В то время генерал проводил обследование ряда городищ по р. Оке. Результаты исследований были опубликованы в статье «Археологические остатки в окрестностях города Орла», опубликованной в «Трудах Орловской ученой архивной комиссии». Раскопки позволили обнаружить находки, идентичные прежним. Повторно осмотрели и две группы курганов.
Подводя итоги исследований городищ и курганов на р. Оке, Шульгин сделал вывод, что люди жили в этих местах «еще до времени мамонтов», а славяне-вятичи заселили бассейн Оки к концу I тысячелетия. Они совершали обряд погребения, сжигая умерших на костре, а останки затем собирали в урны. На покойника надевали все его любимые украшения. Городища же возводили «как оборонительные меры против соседних аборигенов».
В 1907 г. городище Гать привлекло к себе внимание нового исследователя — профессора, председателя Орловского церковного историко-археологического общества И. Е. Евсеева. Уже на глубине 20 см удалось обнаружить многочисленные находки: прослойки угля, жженый камень и шлаки, множество колотого кремня, кремневые скребки и ножи, рог оленя, челюсть какого-то крупного животного, фрагмент
мастикового черного ожерелья. Черепки глиняной посуды были украшены ногтевым, щипковым и линейным орнаментом.
Обследовали и курганы рядом с городищем. Если Шульгин насчитал здесь 21 курган, то Евсеев — 29. Он раскопал три насыпи. Интересной находкой стало женское погребение. Костяк лежал головой на запад. На скелете были украшения: витой браслет из проволоки с расплющенными неспаянными концами и пять семилопастных височных колец из низкопробного серебра. Сохранились волосы темно-каштанового цвета и почти истлевший головной убор из грубой шерстяной вязи.
Кроме Гати Евсеев обследовал целый ряд городищ и курганов и обобщил полученные данные в работе «Археологические поиски в Орловском крае летом 1907 года». Он заметил, что его целью было «уяснение, кто были первоначальные насельники Орловского края», и пришел к выводу, что это были славяне-вятичи. До их прихода здесь жили «меланхлены», которые вели «скифский образ жизни», а затем — «финское население», предшественники славян.
Исследования городища Гать продолжились лишь через 14 лет. В 1921-м, а затем в 1923 году профессиональный археолог и художник П. С. Ткачевский раскопал два кургана и провел небольшие раскопки на городище. Были найдены кремневые осколки, глиняные черепки с линейным и ямочным орнаментом и кости животных. Кроме того, Ткачевский собрал весь имеющийся архивный и печатный материал об археологическом комплексе Гать, сделал обмеры, чертежи, рисунки городища и могильников. Исследователь также пришел к выводу, что наличие в верхнем течении Оки таких городищ и курганов, как на Гати, свидетельствует о «пребывании здесь вятичей».
Через 15 лет, в 1938 году, сотрудники Орловского краеведческого музея под руководством московского археолога Н. П. Милонова «с целью решения вопроса о возможности пополнения фондов музея новыми материалами феодального времени» обследовали около десятка археологических объектов, в том числе и Гать. Прибыв сюда, они обнаружили, что на мысе — месте расположения городища — ведутся каменные разработки. В отвесной стороне мыса было несколько пещерообразных проходов в глубь берега.
Помимо керамики и костей животных, были найдены остатки каменной кладки фундамента жилища. Четыре стенки были выложены из известняковых плит. В углу находились остатки печи в виде полукруглого каменного основания из валунов и известняковых плит, промазанных густым раствором глины. Верх печи состоял из глиняного свода, сохранились большие куски глины закругленной формы, закопченные с одной стороны. Пол в жилище состоял из мелкой речной гальки и глины.
Также были обнаружены остатки еще двух жилищ, одно из которых, возможно, являлось некогда металлургической мастерской, т. к. здесь нашли крицы, шлаки металлических изделий, остатки кузнечного горна. Кроме того, были найдены медный витой и обломки многочисленных стеклянных браслетов, железные ножи, ключи, кресала (служили для добывания огня), кремневые скребки и наконечники стрел, керамика каменного века. Последние находки свидетельствуют о наличии здесь стоянки. Интересно, что она располагалась на очень высоком берегу реки, что резко отличает ее от типичных неолитических стоянок, находящихся близко к воде, на низких берегах рек.
Исследователи сделали заключение, что городище относится к XII веку, а нижний слой — к периоду неолита (IV — начало III тысячелетия до н. э.).
В 1959-м и 1967 гг. археологический комплекс Гать обследовала Т. Н. Никольская — руководитель Верхнеокской археологической экспедиции Института археологии АН СССР. Ее раскопки позволили выявить еще один культурный слой на древнем городище (кроме нижнего — неолита и верхнего древнерусского) — это мощинская культура середины I тысячелетия н. э. Находки были самые разнообразные. В нижнем культурном слое — фрагменты круглодонных сосудов, кремневые наконечники стрел, отщепы и пластины. Более поздние периоды истории заселения городища представлены железными наконечниками стрел, ножами, кресалами, ключами, стеклянными и бронзовыми витыми браслетами, решетчатыми перстнями и даже серебряной подвеской с изображением зверя в геральдической манере.
Никольская охарактеризовала городище Гать как остатки феодальной усадьбы ХII-ХIII вв., возникшей на месте укрепленного поселения середины I тысячелетия н. э. Она исследовала и курганы. В первом курганном могильнике, расположенном в урочище Шанцы, обнаружили останки людей, а также семилопастные височные кольца, разнообразные бусы, браслеты, гончарные древнерусские сосуды.
Начиная с восьмидесятых годов прошлого века орловские археологи Л. Н. Красницкий и С. Д. Краснощёкова выявили рядом с городищем несколько новых археологических объектов. Наиболее интересные из них — стоянка эпохи неолита, поселение эпохи бронзы и селища ХI-XIII вв. Найдены кремневые ножи, наконечники стрел, дротиков и копий, скребки, нуклеусы, каменные топоры и тесла, разноцветные стеклянные и металлические украшения, каменные и металлические нательные крестики, предметы быта и вооружения.
Сегодня территория археологического комплекса Гать застраивается домами, используется под дачные участки. Интереснейший памятник, имеющий богатейшую историю, постепенно погибает. Несомненно, он заслуживает лучшей участи и мог бы стать прекрасным музеем под открытым небом, достопримечательностью, привлекательной для туристического бизнеса.
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Энциклопедия аномальных зон России
Статья В.Черноброва.
https://vk.com/tayna57
https://4stor.ru/prirodnie-anomalnie-yavlenia/12581-anomalnye-zony-rossii-i-mira-chast-2.html
http://www.orel-story.ru/forum/
http://iozhinsbajin.livejournal.com/684.html