Аномальные зоны Туркмении



Туркменистан — государство в Центральной Азии, на западе омываемое Каспийским морем и граничащее с Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном и Ираном (по морю — также с Россией и Азербайджаном). Территория — 488,1 тыс. км². Население (4,29 млн. человек) — преимущественно туркмены (72%), русские (9,5%), узбеки (9%), казахи (2,5%). Государственный язык — туркменский.

Среди верующих наиболее распространен ислам суннитского толка. Денежная единица — манат.

Столица — Ашхабад (412,2 тыс. жителей), другие крупные города — Красноводск, Чарджоу, Небитдаг. Входит в СНГ.
 

 
Туркменистан расположен в пределах Туранской низменности, большую часть территории занимает пустыня Кара-Кум. На юге расположены горы Копетдага (высшая точка — гора Ризе, 2942 м), возвышенности Бадхыз и Карабиль. Береговая линия Каспийского моря сильно изрезана, образуя обширные заливы, практически отделенные от моря — Кара-Богаз-Гол и Красноводский. Крупнейшая река — Амударья, орошающая крайний восток страны, на юге — маловодные Мургаб и Теджен. Воды Амударьи перебрасываются на 1000 км в южные районы по Каракумскому каналу. Климат резко континентальный, засушливый: средняя температура января -4 °C, июля 28 °C, осадков выпадает от 80 мм в год на северо-востоке до 300 мм в горах.
Колыбель многих древних цивилизаций и культур, Туркменистан таит в себе множество загадок и тайн. Здесь можно увидеть большое количество уникальных природных и исторических памятников. Главной достопримечательностью загадочного Туркменистана считается удивительная пустыня Каракум, на территории которой произрастает более 200 видов растений. Кроме Каракумов важным туристическим направлением считается побережье Каспийского моря, где сегодня реализуется огромное количество проектов по строительству развлекательных комплексов.
 
На территории Туркменистана расположено множество исторических и культурных памятников. Самыми известными из них считаются остатки древних городов Мерва и Амуль, а также мечеть Талхатан-Баба, дом под землей в Тахта-Базаре и многочисленные древние крепости и форты. Большинство туристов обращают свое внимание на удивительные памятники истории Туркмении — Алтындепе, Нисса, Дехистан, мавзолей Султана Санджара, Наджметтин Ковра и многие другие сооружения.
 


Столица Туркменистана Ашхабад славится на весь мир знаменитым Музеем Ковра. Здесь собрано огромное количество образцов этих изделий, сотканных вручную. Неподалеку от города расположены руины столицы Парфянского государства — Ниссы, которая привлекает археологов и историков со всего мира. Охотничья резиденция Персидского Королевства некогда располагалась в Фирюзе. Сегодня это поселение считается самым популярным горным курортом страны.
 
Древний Мерв в средние века славился как самый крупный город Средней Азии. Окрестности этого удивительного города содержат остатки зданий и сооружений древности. Удивительный мавзолей Султана Санджара поражает воображение своим величием и неповторимой красотой. Уникальность этому сооружению придает легендарный купол, который был возведен из двух тоненьких кирпичных оболочек. При посещении Мерва необходимо заглянуть в Объединенный Музей Истории, который собрал самые значимые находки, найденные при раскопках древнего города.
 
Кроме этого, на территории Туркменистана можно увидеть множество архитектурных памятников, например, Куня-Ургенч, который на протяжении XIII века был «сердцем» ислама. Потрясающий городок Гаурдак, находящийся в предгорьях Памира, стал особо популярным среди приверженцев экологического туризма. Местность вокруг города сохраняет целый комплекс удивительной красоты ущелий, пещер и водопадов. Заповедник Кугитанг знаменит огромным скальным плато, сохранившим сотни следов динозавров.
  

 

«Врата ада», пустыня Каракум
Если вам скажут, что врата ада находятся в центре Каракумов и что у вас будет возможность хоть немного заглянуть в «предбанник» преисподней – поверьте. Я поверил. Потому что все увидел собственными глазами нынешним летом, когда вместе с другими пассажирами автобусного маршрута возвращался из северного района Туркменистана в столицу – беломраморный город-красавец Ашхабад.

Увиденное в Каракумах, словами не передать. Даже сейчас, по истечении нескольких месяцев, мысленно представив себе этот огнедышащий кратер невероятных размеров среди песчаных барханов, испытываешь смешанные чувства – страха, любопытства, непонятного таинства.

Эта огромная дыра, диаметр которой составляет 70 метров, на равнинном участке пустыни, находится на половине пути следования по автомобильной трассе Ашхабад-Каракумы-Дашогуз, недалеко от поселка Дервезе, что в переводе означает ворота. То ли по аналогии с названием поселка, то ли по размерам происходящего рядом аномального явления, но местные жители называют эту огнедышащую дыру «Вратами ада». Хотя никто из ныне живущих, наверное, никогда не видел вход в потусторонний мир.

Тем не менее, данное природное явление продолжает будоражить воображение пассажиров, проезжающих мимо него рейсовых автобусов и частных автомашин, вызывает неподдельный интерес, как у ученых, так и многочисленных туристов, горящих желанием увидеть все своими глазами и запечатлеть увиденное на видео.

По рассказам местных аксакалов (белобородых старцев), кратер образовался в 1971 году, когда на этом месте вдруг под землю ушла работавшая буровая установка разведчиков туркменских недр. Говорят, все находившееся в радиусе 60 метров - оборудование, транспорт вместе с самой конструкцией установки - полностью исчезло в образовавшейся пустоте. О погибших и пострадавших ничего неизвестно.

Огнем кратер стал дышать после того, как ученые и геологи решили сжечь газ, находившийся в яме, думая, что пламя само по себе потухнет через некоторое время. Однако этого не случилось. Огонь в кратере горит уже больше 40 лет, вызывая все больший интерес к себе.

Вот уже больше сорока лет, не прекращаясь ни на минуту, пламя бушует в самой середине пустыни Каракумы, вызывая мистический страх местных кочевников и любознательных туристов.

«Врата Ада» ошеломляют воображение, являясь природными декорациями для кинофильмов хоррор жанра. Огненно- красный отсвет пылающего газа виден издалека, особенно в ночное время, когда окончательно стемнеет. Особенно потрясает вид огненного жерла, если смотреть вниз, стоя на краю воронки. Попав вовнутрь — выбраться оттуда невозможно, все живое обречено.

Сколько миллиардов кубометров газа, сгорело за эти годы — никто никогда не подсчитывал. Сейчас газодобыча в этой местности не производится. Вблизи от кратера имеется несколько законсервированных скважин, где еще есть остатки низовой арматуры. Ввести их в строй несложно.

Неподалеку от Дарвазы имеются еще два провала похожего происхождения, но давление газа, выходящего из них, значительно слабее, и они не горят. Специалисты утверждают, что применяя определенный метод бурения, одну из них можно эксплуатировать

В 2004 году по приказу Туркменбаши селение было перенесено в другое место, а газовый кратер Дарваза продолжал пылать. Горит он и сегодня. Никто не знает, как долго это продлится, иссякнут ли, наконец, запасы газа или огненная яма в итоге будет засыпана, ведь газ – ценный ресурс, а здесь он расходуется «вхолостую» на протяжении нескольких десятков лет. Тем не менее, газовый кратер Дарваза пока остается одной из самых интересных и загадочных достопримечательностей Туркменистана, ежегодно привлекающей множество туристов.

Если вы будете подъезжать к «Воротам ада» ясным днем, то вам покажется, что это обычная дыра в земле, совсем не заслуживающая своего мрачного мистического названия. Только подойдя ближе, вы увидите сотни огненных языков, пылающих в двадцатиметровом кратере. Газ вырывается на поверхность сквозь песчаник и воспламеняется, еще больше подогревая и без того раскаленный воздух. 

Если осматривать эту достопримечательность ранним вечером, можно в полной мере насладиться завораживающим зрелищем медленно погружающегося во тьму кратера и оранжевых языков пламени - и всё это на фоне заходящего солнца. Вокруг кратера имеется ещё несколько провалов, один из них заполнен бирюзовой жидкостью. Провалы лучше осматривать засветло и очень осторожно: по краям они сильно осыпаются, к тому же рядом слишком хорошо чувствуется повышенная температура воздуха и запах природного газа.
 
Газовый кратер Дарваза сильно отличается от многих природных достопримечательностей по всему миру, прежде всего ощущением покоя и первозданности: здесь нет платных парковок, пешеходных дорожек, заборов и ларьков, торгующих сувенирной продукцией. Вокруг лишь пустыня, а на много километров нет ни души.

Единственное ближайшее кафе, где можно перекусить, находится в нескольких километрах к югу от кратера. Ближайшие магазины можно найти лишь в кишлаке Ербент, который расположен в 90 километрах от кратера.

При поездке к газовому кратеру следует учесть, что вне зависимости от ровной трассы без выбоин, пролегающей от Ашхабада, последние несколько километров проходят по песчаному отрезку, который можно проехать только на внедорожнике.
  
 
 Древние цивилизации   Следы погибшей цивилизации на земле Туркмении                                            
Руины древних построек вблизи современного туркменского города Аннау, находящегося километрах в двадцати юго-восточнее столицы республики Ашхабада, у самой границы с Ираном, обнаружил еще в 1904 году американский археолог Рафаэль Пампелли. В 70-х годах XX века в советской печати появлялись скупые сообщения археологов, работавших на юго-востоке Туркмении, о находках остатков нескольких древних поселений, построенных по одной и той же схеме: центральное строение, окруженное несколькими кольцами стен, между которыми располагались остальные постройки.
В 1988 году власти СССР разрешили заняться исследованием древнего поселения в Аннау доктору Фредрику Хайберту, профессору антропологии Пенсильванского университета. Сейчас уже ясно, что это городище возникло почти 7000 лет тому назад, оно на 2000 лет древнее самых старых поселений таких исторических областей Средней Азии, как Бактрия и Маргиана.

Найденные доктором Хайбертом черепки керамических изделий говорят о высоком мастерстве и художественном вкусе древних ремесленников, а обнаруженная летом 2000 года печать из черного камня произвела в мире археологов подлинную сенсацию.

Дело в том, что символы, вырезанные на ее отполированной плоской поверхности и заполненные красной краской, по мнению ученых, являются знаками письменности. Причем они не похожи ни на клинопись Месопотамии, ни на знаки древней письменности Персии, Индии и Китая. Это дает основания считать, что древние жители Аннау имели собственную, самобытную письменность. Если это так, то Шумер, считавшийся до сих пор первой цивилизацией, владевшей грамотой, уступает свое первенство этой вновь открытой древнейшей среднеазиатской культуре.

Рассказывая о своих исследованиях и о первых полученных результатах, профессор Хайберт подчеркивает, что городище Аннау, находящееся значительно севернее городов древних цивилизаций Месопотамии, Ирана и Индии, само является центром обособленной, самобытной цивилизации. В ходе раскопок 2000 года были открыты следы бывшего города, руины монументальных архитектурных сооружений - дворцов, храмов и жилых домов. Ученые полагают, что жители этого поселения составляли высокоразвитое общество со сложной социальной структурой, со своими правителями и придворной знатью, и к тому же были (пусть не все) людьми грамотными.

По словам доктора Хайберта, город, который археологи только еще начали раскапывать в пустыне Кара-Кум, на юге Туркмении, некогда находился в цветущем оазисе. По своей планировке и архитектуре он резко отличался от древних городов Месопотамии и Персии, в раскопках которых Хайберту приходилось принимать участие. Некоторые здания в Аннау имели длину сторон до ста и даже до 150 метров, их разделяли на отдельные помещения многочисленные внутренние перегородки, а возведенные снаружи оборонительные стены нередко были построены в несколько рядов. По предположениям ученых, в каждом таком здании-поселении могли проживать до нескольких сот человек. Найденные в разных местах за пределами поселений зерна пшеницы и ячменя свидетельствуют, что здесь располагались возделанные поля, на которых выращивались зерновые культуры.

Разумеется, главнейшим условием существования внутри пустыни оазисов, пригодных для жизни людей, является наличие достаточного количества воды. И, вероятнее всего, в древности неподалеку от поселений протекала река. Это мог быть один из тех небольших горных потоков, какие и в наши дни стекают со склонов Копетдага, но никуда не впадают, а, достигнув равнинной местности, вскоре теряются в песках. И людям пришлось немало потрудиться, чтобы превратить такую реку в надежный источник воды для своих хозяйственных нужд: вырубить растущие по берегам заросли деревьев и кустарников, построить запруды и дамбы, создать водохранилища, вырыть оросительные каналы и укрепить берега всех водоемов.

В процессе изысканий археологи уже достигли на отдельных участках раскопов 15-метровой (!) глубины, а так называемый культурный слой по-прежнему не прерывается. При этом найдены многочисленные вещественные свидетельства того, что ремесла и прикладное искусство были высокоразвиты на территории городищу Аннау в весьма отдаленные времена.

Помимо уже упоминавшейся каменной печати с вырезанными на ней знаками, профессор Хайберт с гордостью демонстрирует коллекцию собранных здесь черепков гончарных изделий, часть из которых разложена перед ним на столе. В руках он держит самый древний фрагмент кувшина или вазы, вышедшей из-под рук местного мастера 5500 лет тому назад, то есть еще до зарождения первого государственного образования в древнем Египте, так называемого Раннего царства, и почти за тысячу лет до правления первой царской династии Ура в Шумере.

Этот черепок украшен сложным и ярким орнаментом в виде одиночных деревьев, как бы стоящих в безлесной степи. Изделие было выполнено с большим мастерством, причем толщина его стенок составляет всего 3,2 миллиметра.

Рядом лежит осколок сосуда, окрашенного в белый и голубой цвет, с изображением птицы или дракона.
 

Аномальный мир Купитанга                                                                                                       
Об одной из пещер Кугитанга - пещере Хошимоюк, еще в Ш в. до н.э. писал в своей книге "Библиотека" древнегреческий ученый Диодор. У подножья Кугитангского хребта в Туркмении, есть карстовые провалы, заполненные водой. В этих подземных озерах водится удивительный реликт прошлого - слепая рыбка «пещерный голец». 

Она встречается только здесь и, как утверждают ученые, их осталось всего несколько десятков экземпляров. На протяжении веков в Кугитанге продолжается бесконечные геологические процессы – удлиняются старые и образуются новые подземные коридоры.

Кугитанг – часть Гисарского хребта, расположенного в Чаншаргинском районе Чарджоуской области. Самая высокая точка - вершина Айри-Баба (3137). Эта гряда – отроги гор, идущих на юго-запад от пиков Памиро-Алая. В переводе с таджикского «Кугитанг» означает «горы с узкими ущельями», которые здесь называют саями. 

Тут множество саев: Умбар-дере, Кош-дере, Тольсар-дере, Дерай–дере, Кыр–Кыз. Кап-Кутай - большой загон; оюк - провал, дере – ущелье (сай). На Кугитанге богатая растительность и животный мир: арча и можжевельник, винторогий козел и бухарский баран, бухарский сокол и бородач (орел), кугитанский галец (маленькая слепая рыбка) и водяной ослик (беспозвоночное животное). В привходовых, освещенных частях пещер, в изобилии водятся дикобразы, которые являются основными «хозяевами» и переносчиками клещей «орнитодорус», паразитирующих на позвоночных животных. Эти паукообразные хорошо известны науке.
 
Их укусы не смертельны, но весьма болезненны, так как они выделяют в точку укуса слюну, вызывающую обширное раздражение. Самое неприятное - это то, что клещи способны переносить инфекционные заболевания. Так что при любом посещении пещеры необходимо предпринимать все возможные меры предосторожности.

Российский исследователь и путешественник Д.Н. Логофет, который в начале XX века побывал в этой «угрюмой и дикой» горной стране, говорил, что горы Кугитанга на протяжении нескольких месяцев в году напоминают выжженную пустыню. Ветры, которые прилетают с юга, приносят с собой тучи песка и со всего размаха кидают их в глубокие каньоны. Прорывающиеся через высокие хребты зимние ветры заваливают предгорья снегом. Только в весенние месяцы отроги гор покрываются коврами красных тюльпанов и изумрудных трав.

Горы сложены меловыми и юрскими отложениями, представленными известняками, песчаниками, гипсами и конгломератами. Остатки гипсов образуют на поверхности известняков группы холмов с пологими склонами. Поверхность известняков пересечена каньонными ущельями с обрывистыми бортами, глубиной до ста и более метров. По дну узких ущелий начинают струиться миллионы речек и ручейков, расширяя трещины в каменных плитах.

Склоны отрогов и стены каньонов буквально усеяны карстовыми пещерами. На протяжении веков в Кугитанге продолжается бесконечные геологические процессы – удлиняются старые и образуются новые подземные коридоры. Под каменистыми горными плато в глубоких карстах бегут подземные реки, заполняются озера, в которых обитают слепые рыбы.

Склоны хребта Кугитангтау изрезаны многочисленными живописными ущельями. Высота отвесных обрывов достигает 200 метров. Некоторые полости выходят наружу – это кугитангские, или их еще называют, карлюкские пещеры, - в системе Карлюкских пещер их около 30.

Так, пещера Кап-Котан представляет собой галерею залов, украшенных сталактитами и сталагмитами, образованными из гипса, кальцита, оникса, арагонитов. Здесь зарегистрированы десятки пещер длиной от нескольких сотен метров до нескольких километров. Все они называются «Карлюкскими» так как дороги к ним ведут из поселка Карлюк (Лебапский велаят). Карлюкские пещеры - типичные проявления разнообразных форм карста на западном склоне хребта Кугитанг-Тау. Этот район представляет ценность именно как природная биологическая достопримечательность.

Рядом с Карлюкскими расположены пещеры Хашим–Ойик; Промежуточная и другие, но многие пещеры Кугитанга еще до сих пор не исследованы. По богатству природного убранства Карлюкским пещерам нет равных в Евразии, и они по праву включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Об одной из пещер Кугитанга – пещере Хошим-Ойик, еще в Ш веке до нашей эры писал в своей книге «Библиотека» древнегреческий ученый Диодор.

Наиболее известны пещеры, отличающиеся великолепным убранством из естественных натечных образований, которые не уступают по красоте самым известным в этом отношении пещерам мира. Среди них пещеры Хошм-Ойик (Острая пещера), Капкутан, Ташюрек, Каменный цветок (Гульширин), Вертикальная (Пещера мертвых). Все они располагаются в 7-10 км к востоку от поселка Карлюк Взаиморасположение пещер Кугитанга. Из многочисленного разнообразия натечных образований пещеры Кугитанга таят в себе несметные сокровища мраморного оникса.
 
Мраморный оникс обладает бесконечным разнообразием медово-желтых и бархатно-перламутровых цветов и оттенков. Гипсовые и кальцитовые сталактиты часто сливаются со сталагмитами и образуют сплошные колонны причудливой формы. Гипс образует друзы кристаллов, натеки в виде почек, гроздьев винограда и других, редких по форме образований. Так, известная с древних времен пещера «Хашим-Ойик» считается геолого-археологическим объектом в горной системе Кугитанга. Местные историки и археологи утверждают, что именно в ней велась добыча мраморного оникса для отделки гробниц Тамерлана.

Современные добытчики оникса и любители бесплатных сувениров нанесли серьезный ущерб этой необычной по красоте пещере. Однако благодаря усилиям нескольких поколений археологов удалось не только открыть, но и сохранить для обозрения новые залы и галереи. Пещера состоит из множества залов и лабиринтов высотой от 5-и до 8-и метров, шириной до 50-и метров. 

В пещере много уникальных натечных образований, сталактитов и сталагмитов. При слиянии обеих пород образуются сталагматы. Пещера взята под охрану и занесена в Кадастр уникальных природных геологических объектов ЮНЕСКО.

Пещера находится в 9 км северо-восточнее п. Карлюк. Общая протяженность пещеры - 3.5 км. Вход в пещеру отвесный (30 м). Пещера «Ташюрак» является геолого-археологическим объектом в горной системе Кугитанга. Обьект находится на левом борту каньона Гаргалы, имеет 2 входа, длина 27 км, а глубину 56 м. Пещера Кап-Кутан в глубине соединяется с пещерой Промежуточной. Ее сказочную красоту подчеркивает название подземных пустот «зал Деда Мороза и Снегурочки», «Зал медузы», «Зал сказок», «Ванный зал», «Зал Ялкапова» и т.д.

Вход в пещеру - в начале устья небольшого ущелья, где в известняках прорублена штольня протяженностью 250 метров. Длительное время на первых километрах пещеры велась промышленная добыча мраморного оникса. Находится пещера в 9 км от поселка Карлюк на юго-западном хребте Кугитанга и в 2,5 км от пещеры Хашим-Ойик. 
 
Рядом с поселком Гаурдак, где расположена база геологов, открыта пещера, которую назвали «Фата Моргана». Одной из красивейших пещер Кугитанга можно считать пещеру Геофизическая, известная также, как Зимняя, Гюль-Ширин и ещё под несколькими названиями.

Однако автор придерживается первого названия, официально заявленного при открытии и первопрохождении, поскольку он и является первооткрывателем и исследователем этой пещеры в 1965 году. 

Эта пещера в настоящий момент является единственной, в которой нет разрушенных областей и до интересных мест не нужно часами ползти по узостям. В этом большая заслуга как спелеологов, так и КГРЭ (территориальной геологоразведочной экспедиции). Как только идеи сохранения пещер стали набирать популярность, взаимная подозрительность этих двух сил сделала поистине чудо - пещеры стали не только посещать, но и охранять! 
 
Пещера «Геофизическая» является геолого-археологическим объектом в горной системе Кугитанга и находится в 14 км от поселка Карлюк на северо-восточном направлении в юго-западном хребте Кугитанга.

Все пещеры Кугитанга начинаются огромными галереями. Они круто уходят вглубь горы, на сотни метров и завалены громадными глыбами камня. Главная роль в исследованиях пещер Кугитанга принадлежит московским группам спелеологов – в основном группе О. Бартенева и членам географического научного общества учащихся «ГЕЯ» из города Балашихи (Московская обл.), возглавляемого автором данной статьи. Отдельные существенные находки пещер сделаны группой спелеологов из Красноярска, в частности - пещера мумий, или как ее еще называют – Кунсткамера.
 
Все Кугитангские пещеры по праву включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Природа проявила незаурядное художественное воображение, украсив пеще­ры причудливыми готическими колонна­ми и барельефами из сталактитов и ста­лагмитов. Долгое время читалось, что это не что иное, как терпеливая работа маленьких капель, концентрирующихся из подземной влаги. 

Такой классический сценарий образования пещерных натеков был состав­лен давно. Капля воды, насыщенная минералами, испаряется, а бикарбонат кальция переходит в кальцит, образую­щий крошечный перстень. Каждая капля строит свой кольцевой монокристаллик, из которых и нарастают сперва натеки, а затем сталактиты. 

Был сделан вывод о чисто механической работе неодушевленных сил. Но вот любознательные люди при­несли кусочки сталактитов в лабораторию, внимательно рассмотрели кольцевые образования при увеличении в 1000 раз и призадумались. Кристаллы были, как и раньше, в виде перстней.

Присутствовали, как и прежде, бактерии и микрогрибки, которые до этого не принимались во внимание. Французские кристаллографы Жан-Пьер Адольф и Жан-Франсуа Лубьер первыми подумали о биологическом влиянии на образование карбонатных отложений. Никто, разумеется, им не поверил.

- Не может живой организм принимать участие в генезисе столь прочных камней! — заявляли ортодоксы. - Разговоры о биокристаллизации - вредная ересь!» Тут чистые физико-химические процессы. Ваш пересмотр устоявшихся теорий смехотворен и авантюрен.

На каждую глухую стенку, возводимую ортодоксами, в науке давно существует прием доказательства нового за счет повторяемости эксперимента — многократного воспроизведения с одина­ковыми конечными результатами.

Решили провести десятки новых опытов в пробирках и колбах. Вот тут к экспериментаторам присоединился спелеолог Мишель Сифр, человек с изобретательской и практической жилкой. Он принес в лабораторию из различных пещер свежие образцы, с которыми провели два опыта.

В первом случае куски сталактитов растворили в кислотах и сложными манипуляциями получили исходные минеральные составляющие и мутный органический осадок. В сте­рильных условиях провели эксперимент по выращиванию карбонатных кристал­лов и... не получили их.

Образовались хрупкие чешуйки чистой извести. Тогда взяли другие колбы и провели опыт, использовав воду с микробами и грибками из пещер Южной Франции. В качестве затравки в арматуры опусти­ли веточку сухого мха. Через несколько суток перенесли мох на приборы и увидели на его веточках кристаллы пещер­ного кальцита. Биокристаллы!

Повторив десятки раз подобный вариант с разными затравками, включая кусочки камней и даже золотых проволочек, всюду находили кальцит или арагонит в виде перстней. Бактерии и гриб­ки явно влияли на процессы кристаллизации и образование слоя за слоем мате­риала сталактитов.
 
Думаете, поверили теперь в роль микроорганизмов? Как бы ни так! Объявили предварительной рабочей гипотезой и попросили впредь термин «биокристаллизация» употреблять с осторожностью. Мол, рановато торжествовать. Постепенно удалось запротоколировать в графиках, схемах и колонках цифр поведение радиоактивных частиц кальция в процессах минерализации, проходящих через посредничество живых клеток. Тела бактерий и микрогрибков служат тут ядрами кристаллизации, они то и участвуют в направленном процессе образования твердой породы.
 
Метаморфозы растворенной в воде извести до кальцита целиком зависят от живых существ, в организме которых кальций видоизменяется. Вот и получается, что с помощью живых клеток природа и выполняет в темных пещерах свои творческие замыслы по оформлению интерьеров. Теперь термин «биокристаллиза­ция» можно употреблять открыто. Это новый вклад в палеоклиматологию.

Спасибо журналистам, - скольких людей они вдохновили на героические свершения. Чуточку максимализма - и вот, уже кто-то покупает билет на самолет. Карстовые пещеры Кугитанга теплые в температурном отношении и красивые в плане «дизайна». И - как много на Юго-Востоке Туркмении тайн не только под землей, но и на поверхности! 
 
Чарджоу - город известный всем, кто добирался до Кугитанга. Еще какое-то время в дороге и, наконец, знакомые каньоны. О, эти входы в пещеры! 

Конечно, это не ворота в рай. Порой и не подумаешь, что за узенькой щелью, скорей похожей на лисью нору, скрывается многокилометровое раздолье. Вход - начало пещеры. 

И извечный вопрос новичков - откуда в пещере берется пыль? Зато, откуда на стенах пещеры появляется мумиё, имеющее лечебные свойства, - такого вопроса почему-то не возникает, этот факт «само собой разумеющийся». Пещера без ловушек - это не пещера, она любит поиграть. И уж точно, одному в ней делать нечего. Только с командой.

В августе 1984 в газете «Труд» началась публикация серии сенсационных статей об открытии в горах Кугитанга, на юго-востоке Туркмении, необыкновенной пещеры с мумиями людей и животных. 

Открыли пещеру красноярские спелеологи и то, что с их слов написал корреспондент газеты, было самой настоящей сенсацией. 

Из рассказов получалось, что под землей открыт целый город мертвых, застывших на глубине свыше семидесяти метров в почти не известной пещере, которую с легкой руки корреспондента окрестили Кунсткамерой. Вот цитата из газеты:

На меня смотрел человек, - говорилось в репортаже, - прижав к груди левую руку, он вскинул правую над головой, словно защищаясь от яркого света… А в двух шагах… скалила клыки мумия снежного барса, распластавшись над мумией винторогого барана…Постоянно попадались остатки утвари, одежды и мертвые, мертвые на каждом шагу. Невероятный случай привел нас, в какой-то загробный мир.

После прочтения репортажа с места события складывалось впечатление, что смерть застала и человека, и барана, и дикую кошку, мгновенно. Подтверждала это и фотография, помещенная в газете – фигура человека, в ужасе «уставившегося» в одну точку, и «защищавшегося» одной рукой от смертельной опасности. Автор репортажа так и назвал его - «Ужасающий». Затем такая же фотография, но уже цветная, была помещена и в нескольких популярных журналах тех лет.

В то время, когда в прессе появилось это удивительное сообщение, наша экспедиция находилась на хребте Кугитанг в районе плато с окаменевшими следами динозавров, и тоже занималась обследованием многочисленных карстовых пещер. Возвратившись в Москву, мы были просто потрясены статьёй. Естественно, у нас сразу же возникли, как видимо, и у многих читателей газеты, многочисленные вопросы. И, в первую очередь, вопрос, - каким образом попали в эту пещеру люди и животные, ведь вход в неё - это вертикальная шахта семидесятиметровой глубины?!

Кто, и каким образом мгновенно умертвил их, оставив в таких странных «живых позах»? Перечитывая по нескольку раз все пять удивительных репортажей, мы обратили внимание на некоторые интересные факты, заставившие нас усомниться в подлинности описанных событий и правдивости рассказчиков. Поэтому обратимся еще раз к цитате из последнего репортажа о пещере мумий:
 
…Откровенно говоря, нам и в голову не приходило искать на мумиях следы насильственной смерти. Все казалось совершенно ясным – за многие столетия пещера «накопила» сотни тел людей и животных, провалившихся в неё по неосторожности. Микроклимат, не меняющийся веками, способствовал естественной мумификации – это и постоянная температура, и полное отсутствие влажности, и отсутствие гнилостных бактерий.

Но вот – загадочная рука в халате. Создалось полное впечатление, что она была отрублена и сброшена вниз отдельно от тела. И тогда спелеологи, направляемые сверху учеными, принялись внимательно осматривать останки людей. Осмотр начали с «Ужасающего». На темени у него обнаружили рубленую рану. Видимо, ударили клинком и сбросили вниз…

Через несколько минут следы насильственной смерти обнаружили и на многих других мумиях. Создалось впечатление, что пещера какое-то время служила тайником для прятавших концы в воду разбойников. Может быть, именно поэтому нам встречались только останки мужчин, причем без малейших следов одежды?

К концу дня по предложению разведчиков решили сделать шурф у основания большого кургана. Уже через тридцать сантиметров наткнулись на плотно спрессованный слой человеческих мумий. Стало ясно, что их в пещере не десятки, как мы думали раньше, а многие-многие сотни.

И здесь нас поджидала еще одна удивительная находка. Из шурфа показалась удивительно хорошо сохранившаяся мумия… молодой девушки! Тонкие красивые руки с удлиненными хорошо обработанными ногтями, высокая красивая стопа, остатки роскошных черных волос. Ее тело, прикрытое полуистлевшей одеждой, напоминало восковую фигуру. Как попала она сюда?

Кроме только что приведенной цитаты, в репортажах рассказывалось и о «летающей тарелке», которая пролетала над пещерой во время ее обследования, и о следе громадной змеи, толщиной чуть ли не в полметра, который спелеологи обнаружили на дне пещеры в толстом слое пыли, и о каких-то загадочных рисунках на потолке пещеры, и о микроскопических клещах в пещерной пыли, укус которых вызывал долго не заживающие язвы, высокую температуру и галлюцинации… Слишком всё было невероятно, фантастически и захватывающе.

Именно поэтому мы решили немедленно связаться с автором статьи и, естественно с красноярскими спелеологами, или же самим еще раз поехать на Кугитанг, что бы своими глазами увидеть необыкновенную пещеру. 

Но все оказалось не так-то просто. Красноярские спелеологи наотрез отказались рассказать, где находится вход в пещеру, а автор репортажей в газете «Труд» стал пугать нас сложностью спуска. 

Когда он убедился, что мы все-таки намерены проникнуть в пещеру, то стал, как-то туманно намекать на какие-то запреты, якобы наложенные на выезд групп в этот район, запрете органов КГБ на спуски в пещеру, и о том, что у нас могут быть крупные неприятности. Однако все это нас не только не остановило, но ещё больше возбудило любопытство и желание увидеть всё своими глазами. А зерно сомнения в правдивости репортажей только усилилось.

Наши сборы были, как всегда, недолгими и вот, самолет несет нас на юг, в город Чарджоу, откуда поездом, затем автомашиной и, наконец, пешком, добрались до каменистого плато хребта Кугитанг, изрезанного многочисленными глубокими и узкими каньонами. Но, даже зная по косвенным признакам, вычитанным в репортажах, приблизительное местонахождение пещеры, мы затратили почти неделю на её поиски.

И вот, наконец, перед нами - очередной, подходящий по описанию каньон. Спускаемся на несколько метров по каменным уступам с плато и оказываемся у входа в пещеру.

Привходовый грот достаточно обширен, но буквально через несколько метров потолок резко опускается, грот сужается, и вглубь пещеры уходит низкий и не очень широкий тоннель почти на треть высоты, заполненный мелкой дисперсной пылью. 
 
В пыли прорыта (или протоптана) узкая тропинка, по которой можно идти только на полусогнутых коленях, опустив голову вниз. Проходим несколько метров, ход расширяется, потолок вдруг резко уходит вверх, а под ногами… во всю ширину хода - мрачный, тёмный провал, подойти к краю которого практически невозможно. 

Со всех сторон над его жерлом нависают мощные пылевые карнизы. Шаг вперед на этот коварный карниз - и человек или животное летит вниз, в пропасть, глубиной в семьдесят восемь метров. 

Вот и первая разгадка пещеры. Это же естественная ловушка! Человек, идущий согнувшись, по низкому ходу, при внезапном подъеме потолка, резко распрямляется, и еще не видя ничего перед собой после яркого дневного света, делает шаг вперед… и падает в пропасть. И уже ничего не может его спасти. Тело бьется об уступы и острые выступы стен, - на дно пещеры падает уже мертвое тело. С человеком более или менее понятно. Им движет и любопытство, и желание укрыться от непогоды.

                                                               НЛО в 2016 году                                                                     
 
Ну, а звери? Зачем они идут в пещеру? 

Пройдя по узкой полочке между коварной пропастью и стеной пещеры, мы вышли на небольшую площадку-перемычку, выводившую ко второму колодцу, и поняли, что влекло сюда животных. Все стены пещеры покрыты тонким слоем мумиё – этим удивительным продуктом природы, имеющим необыкновенные лечебные свойства.

Его резкий запах и привлекал сюда больных или раненых животных. Попадая на коварный пылевой карниз, они также падали в колодец, пополняя счёт жертв пещеры.

Мельчайшая пыль на дне пещеры скрывала в себе мириады мельчайших клещей, паразитирующих на лисах, дикобразах, барсуках. Но клещи эти особого рода – арагасового. Они чутко реагируют на появление поблизости любого теплокровного животного, в том числе и человека. Клещи впиваются в него и затем образующиеся на месте укуса язвочки не заживают несколько месяцев, что испытали и мы, на себе, пробыв в пещере долгих 16 часов.

Спуск на дно очень сложен: страховка застревала в узких щелях и, кроме того, постоянно осыпала сверху пыль вместе с мелкими камнями и спускающийся находился в сплошной камне-пылевой лавине. Для организации киносъемки в пещере местная геологическая партия на время экспедиции выделила нам переносную трехкиловаттную электростанцию. Установив её на плато, мы протянули к пещере почти восемьсот метров электрического кабеля».

Мы спустились на громадный, свыше десяти метров высотой, конус, состоящий из камней, пыли и костей различных животных. Здесь же валялись какие-то дощечки, куски материи, волосяные веревки. В нижней части конуса лежала мумия косули, чуть дальше - полуистлевшая мумия еще одного копытного, а ещё дальше, на полу пещеры, обнаружили и мумию человека - того самого, - «Ужасающего». 

Никаких «многих сотен мумий» в пещере нет. Нет и мумии девушки, и спрессованных мумий внутри конуса. Следа гигантской змеи тоже нет, за исключением скелета небольшой змейки, видимо, упавшей в колодец, но оставшейся живой и затем умершей в глубине пещеры. Никаких рисунков на стенах и потолке пещеры мы не обнаружили.

Останки человека, снежного барса и горного барана были принесены из разных мест, и специально расположены в выгодных ракурсах для снимков, - останкам были приданы «драматические» позы. Нашей группой было даже обнаружено место, где на самом деле лежала мумия человека, так как при детальном осмотре конуса нашли недостающие части мумифицированных останков.

Таким образом, от невероятной сенсации не осталось и следа. А вот впоследствии, уже после разоблачения фальсификаторов на вопрос, зачем они это сделали, ответ был такой: «Чтобы привлечь к нашей работе внимание ученых и общественности…». («Всемирная Энциклопедия Путешествий»).
  


 СЛУЧАЙ НА ГРАНИЦЕ
Произошел этот случай очень давно, но историю до сих пор помнят и рассказывают молодым солдатам.
В послереволюционное время, когда на ноги только становилась молодая советская республика, а государства: Туркмения, Узбекистан, Таджикистан - назывались просто Туркестаном. Шла в тех краях ожесточенная и кровопролитная борьба с басмачеством. В предгорьях Копетдага были созданы первые погранзаставы, пограничники препятствовали проходу банд формирований и провозу контрабанды.
Прошу прощения за столь длительное предисловие, но без него никак. Так вот, перейду к самой истории. Прибыло в погранотряд молодое пополнение. Солдатикам провели краткую экскурсию и строго наказали всегда быть начеку, за территорию заставы не выходить. Так как бывали случаи похищения. И вот «молодые» заступили в первый караул.
Ночь, командиры прошли, проверили посты, все спокойно, все в порядке. Молоденький солдатик, прислонившись к ограде, задремал. Буквально сразу же услышал команду: «Рядовой, смирно!» В темноте разглядел человека в кожаной куртке и фуражке.
-Я ваш политрук, Семенов Николай Николаевич! - представился офицер. 
-Кто же спит на посту?! И себя погубите и гарнизон, басмачи не дремлют!
Офицер развернулся и пропал в темноте.
Утром караул сменили, после отдыха солдаты, прогуливаясь по территории отряда, подошли к памятнику, увенчанному красной звездой. И все как один узнали ночного проверяющего. С фотографии на них смотрел тот самый офицер.
Лишь некоторое время спустя новобранцы узнали, что за полгода до их появления на заставу было нападение, караульные спали и не услышали, как подобрался враг, в итоге много народу полегло, погиб тот самый политрук.
 

Геоксюрское поселение
Геоксюрское поселение - археологический памятник, древнее поселение энеолитической культуры Анау (четвертое - начало третьего тысячелетия до н.э.), у станции Геоксюр в Туркмении. Жители этих поселений вели оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство, возделывали пшеницу и ячмень, для орошения полей проводили небольшие канавы, разводили коров, коз, свиней. 

Керамика геоксюрских поселений отличается высоким качеством и разнообразной орнаментацией. Роспись сделана красной и черной красками на желтоватом фоне, чаще всего изображаются кресты и сложные геометрические узоры. На окраине поселения был найден могильник, в котором наряду с обычными вырытыми в грунте могилами были построенные из сырцового кирпича овальные или прямоугольные погребальные камеры.

Изучение и исследование наиболее ранних архитектурных строений древних поселений имеет важное значение для изучения приёмов строительной техники и традиционной архаической фортификации племён, населявших территорию Средней Азии. В этом направлении особое значение имеют древние строения поселений Южного Туркменистана. 

Юг Средней Азии являлся важным центром древнеземледельческих культур Древнего Востока в зоне от Восточного Средиземноморья до Инда. Именно здесь в ходе широких археологических изысканий были выявлены значительные археологические памятники с укреплениями, относящиеся к разным эпохам. Для изучения ранней строи­тельной техники и архитектуры древних поселений Южного Туркменистана особое значение имеют поселения Геоксюрского оазиса.

Оно имеет важное значение и для истории фортификации Центральной Азии, т.к. здесь мы видим зачатки оборонительных зданий, формирующихся в период энеолита. В связи с этим остановимся на фортификации древних поселений Геоксюрского оазиса и дадим обзор имеющегося материала.

Древние поселения этого оазиса располагались компактно, в древней дельте реки Теджен. В итоге работ получены очень важные данные о ранних оборонительных сооружениях древних поселений оазиса. На поселении Геоксюр- 1 выявлена часть обводных стен с круглыми башнями. 

Их диаметр 3,6 м. От них отходят остатки обводных стен к северу и востоку. Стены башни массивнее, чем отрезки стен при толщине 50­60см. Оборонительные сооружения Геоксюр-1 возведены из прямоугольного кирпича.

Геоксюр -2 (Акча-депе) - поселение не­большого размера, но имеет оборонительные сооружения. Во время раскопок в юго-западной части прямо в центре обнаружено круглое здание диаметром 3,3 м. Стены и башни толще, чем стены помещений, сооружены из прямоугольного сырцового кирпича. От этого здания к северо-западу и к югу отходят обводные стены. Однако в других местах обводные стены и башни не обнаружены.

Геоксюр-3 (Ялангач-депе)- памятник не­большого размера, имеющий сравнительно сложную оборонительную систему. В ходе раскопок изучены оборонительные сооружения, которые ограждают Ялангач-депе с северо­западной стороны. Уцелела часть оборонительных сооружений, которая состоит из четырёх отрезков обводных стен длинной около 7,4-3,5м при толщине 60 см. 

 

На стыке двух отрезков стены усилены башнями выступающими наружу. Диаметр башен около 3,8-4,5 м при толщине в 50-60см. Вместе с тем характер культурного слоя и на­ходок показывает, что круглоплановые сооружения - башни использовались и как бытовые постройки. В северо-западной части Ялангач-тепе обводные стены как бы разделяют поселение на две части. Около стен найдены ядра для пращи - 15 штук, сделанные из глины.

Геоксюр-4 (Муллали-депе) также является поселением укреплённого характера. Оно с трёх сторон опоясано обводными стенами, отрезки которых в длину достигают 8,5-10 м при толщине самих стен в 50 см. Здесь также отмечен приём, когда стыковая часть стен снабжена круглыми башнями. Диметр их 3,1 и 3,8 метра при толщине стен в 50-60 см. 

В ходе раскопок выяснилось, что на поселении выделяются два комплекса - западный и восточный. Оборонительные сооружения располагаются в основном в западном комплексе. Этот комплекс со стороны запада полностью опоясан обводными стенами, усиленными круглыми башнями. Кроме того, отмечены круглые здания в центре поселения. Очаги и другие находки в башнях указывают на то, что они использовались в бытовых строениях.
 
Геоксюр-6 (Айна-депе) - посёлок маленького размера укреплённого характера. В ходе раскопок вскрыты строения верхнего горизонта и прослежены обводные стены. Оборонительные стены обнаружены на северной окраине поселения, где было найдено круглоплановое помещение плохой сохранности, диаметром 3,2 метра. На северо­западной окраине прослежены круглые помеще­ния, диаметра около 5 м. 

Между ними выявлен завал кирпичной кладки, видимо, расположенный там, где проходила обводная стена. В целом оборонительные сооружения Айна-депе представлены весьма фрагментарно, но имеет большое значение, указывая на такие повторяющиеся элементы, как овальные башни.
 
Геоксюр-9 поселение маленького размера. В ходе раскопок вскрыта небольшая площадь. Выявлены остатки оборонительных стен. На западной окраине прослежена круглая башня диаметром 3,5 м. На запад от неё отходят обводные стены.

Изучение ранних оборонительных сооружений древних поселений позволило установить некоторые особенности этого раннего этапа среднеазиатской фортификации. Сами поселения геоксюрского оазиса помогли проследить историю раннего этапа среднеазиатской фортификации.

В архитектурно-планировочном отношении Акча-депе, Геоксюр-9, Ялангач-депе почти идентичны. Застройка здесь компактна, но хаотична. Не наблюдается широких улиц и магистралей, лишь Геоксюр-2 имеет улочку, которая как бы разделяет поселение на две части. В целом планировка поселений геоксюрского оазиса носит ещё незрелый характер, хотя она и стала основной базой развития планировочно-строительной традиции в эпоху бронзового века.

Существенное и принципиальное развитие имеет такая черта поселений геоксюрского оазиса, как понижение роли круглых башен, используемых одновременно и как бытовые помещения. На поселениях Геоксюр-1, Акча-депе, Айна-депе, Геоксюр-9 башни изучены частично, а башни на поселениях Ялангач-депе и Муллали-депе - достаточно хорошо. На Ялангач-депе прослежены 4 башни, на Мул-лали-депе - 5.. 

Во время обороны поселения башни, несомненно, играли большую роль во фланговом обстреле, обеспечивая безопасность жителей. В ходе изучения башен обнаружены многочисленные глиняные ядра для пращи, имеющие овальную форму. Праща была в это время одним из основных видов оружия. Вместе с тем показательно, что почти во всех башнях имеются бытовые находки, очаги. 

Всё это указывает и на бытовое использование кругло-плановых сооружений. Такая связь бытовой и обронительной функций является весьма специфической чертой первобытной фортификации. Существовало мнение, что подобная оборонительная система предназначалась только для защиты от диких животных. Однако такое предположение в данном случае не подтверждается. 
 
Наличие, помимо обводных стен и башен явно указывает на функцию защиты от нападения других людей. Во всяком случае, обводные стены, башни, ядра показывают, что общество уже знакомо с войнами и столкновениями. 

Развитие первобытной фортификации было обусловлено двумя основными факторами: социальным развитием, достигшим уровня имущественного неравенства, и этнической пестро­той того или иного региона, увеличивающей возможности межплеменных столкновений. Последний фактор сыграл значительную роль в сложении ранней фортификации Иерихона и Хаджилара.
 
В Южном Туркменистане именно в Геок-сюрском оазисе укрепленные поселки образовали пограничный форпост земледельческих племен по соседству с культурами охотников и рыболовов. 

Основным строительным материалом геок-сюрских сооружений Южного Туркменистана был прямоугольный сырцовый кирпич, что облегчало возведение оборонительных сооружений. Он является важным элементом в истории сырцовой архитектуры раннего периода. Одной из главных черт древних городов является наличие фортификации, отражающей роль их как военного центра и монументальной архитектуры, как выражение функции организационного и идеологического центра. 

Фортификация древних поселений Южного Туркменистана рисует зарождение оборонительных знаний на территории Центральной Азии. Таким образом, в зоне ранних земледельцев происходит зарождение и развитие первобытной фортификации, завершающееся сложением крепостной архитектуры первых городов. (О. Бакиева).
 
 

Странные ночные визитеры
Татьяна Ф. из Туркмении несколько раз просыпалась ночью от страха: у ее кровати стоял «большой черный силуэт»! Существо громким шепотом угрожало лишить женщину жизни, но ничего не предпринимало, а направившись к стене, как бы растворялось в ней...

Нередко контактеры утверждают, что ночные незнакомцы были одеты в плащ или пальто. Александра X. однажды ночью услышала в квартире чьи-то шаги. В комнату вошел гигант - человек более двух метров ростом.

Голова его была непропорционально маленькой, одежда -плащ с капюшоном и сапоги с соломенными галошами - напомнила женщине обмундирование немецких солдат-оккупантов, которых она видела в годы войны. «Солдат» заговорил с ней. Он сообщил: «Душить тебя сегодня не буду, но всю ночь простою над тобой». И сдержал свое слово - маячил в дверях спальни до самого утра. Как только пробило шесть, жуткий визитер исчез.

Подобные истории происходили и с моими знакомыми. Вот рассказ Натальи К. Как-то ночью, когда муж был на дежурстве, она проснулась оттого, что кто-то открывал ключом входную дверь. Потом раздались шаги... Открыв глаза, Наталья в темноте увидела силуэт мужчины в широком темном плаще и шляпе. Он прошел через всю комнату и сел у нее в ногах. При этом Наталья не могла шевельнуть ни рукой, ни ногой...

Правда, особого страха почему-то не было. Незнакомец немного посидел на ее кровати, затем поднялся и скрылся за книжными полками.

Другая моя знакомая, Мария П., рассказывает: «К нам в спальню вошел худощавый мужчина в длинном черном пальто из драпа и шляпе, надвинутой на глаза. Он вошел решительно и остановился лицом к стенке у меня в ногах. В это время муж проснулся, ему понадобилось встать и выйти. Я хотела попросить, чтобы он не уходил, но спросонья это сложно было сделать... Хотя не могу сказать, что мне было страшно. Просто неудобно - чужой мужик в спальне...».


 
Сексуальные агрессоры

О сексуальной агрессии со стороны потусторонних незнакомцев сообщают женщины разных возрастов, интеллектуального уровня и социальной принадлежности. Чаще всего такого рода тварь принимают за домового, который имеет обыкновение -давить» и «душить» хозяев. Нередко жертвы «астрального насилия» описывают своего мучителя как волосатого голого мужчину...

Подобное существо регулярно навещало по вечерам Елену К. из Челябинска. Появление монстра всякий раз сопровождалось сильным запахом сгоревшей электропроводки. Он подходил к женщине и гладил своей шерстистой лапищей ее руку. Елена впадала в столбняк, не могла двинуться с места. Затем незваный гость растворялся в воздухе...

Да, нелегко поверить в такие истории. Но однажды я сама услышала нечто подобное от своей знакомой Ольги М., вполне здравомыслящей молодой женщины. Тогда Ольга была еще не замужем. Жила она с родителями и сестрой в частном доме в одном из подмосковных поселков. В комнате Ольга спала одна вместе с кошками. «Как-то ночью, - рассказывает она, - я проснулась оттого, что рядом в постели кто-то лежал. Мне не удалось хорошо его разглядеть, но, по-моему, это было жуткое лохматое существо - не зверь и не человек.

Не успела я прийти в себя, как гость облапил меня и начал, извините за выражение, грязно домогаться... Я схватила его за руки - еще помню, они были очень длинные, черные и совсем без суставов, - попыталась оторвать от себя, но мне никак это не удавалось... Тогда я принялась читать «Отче наш».

По мере того как я произносила слова молитвы, хватка чудища ослабевала. Наконец, оно исчезло. Когда это случилось, все три кошки, до того мирно спавшие каждая в своем углу, с испуганным шипением вскочили и кинулись прочь. С тех пор я боялась там оставаться, ночевала вместе с сестрой».

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ТУРКМЕНИИ
Во многих легендах и преданиях, связанных с известными историческими памятниками Туркменистана, в качестве главных героинь фигурируют женщины. Это и реальные личности, и образы из народной мифологии, фольклора, и вымышленные искусными сказителями персонажи. Часто в одном образе переплетаются все эти три ипостаси, когда отделить правду от фантазии уже не представляется возможным за далью веков. И тем таинственнее и загадочнее кажется ореол, окружающий некоторые знаменитые архитектурные и археологические памятники. 
Есть множество легенд, к примеру, о крепости Кыз-кала – одной из главных достопримечательностей историко-культурного заповедника Древний Мерв, являющейся визитной карточкой этого крупнейшего в стране археологического парка. Точный возраст этого памятника еще не установлен, но специалисты называют даты от VI до XII века. Таким образом, мимо этого древнего сооружения прошли события целого тысячелетия... 
Одна из историй гласит, что Кыз-кала была построена по велению дочери падишаха, которая с юных лет управляла могущественным государством. Когда к ней стали засылать сватов молодые люди из знатных родов и принцы из разных стран, юная царица объявила свое условие, согласно которому претендент на ее сердце должен был продемонстрировать мастерство владения копьём и саблей, а также пронзить стрелой золотое яблоко на самой верхушке дворца. 
 

Нашлось немало молодых людей, которые выполнили первое условие и преклонили колени перед юной красавицей. Но было и второе, более сложное задание: претендент на благосклонность юной царевны в течение одного светового дня должен был построить золоченую крепость. Это условие оказалось всем не по силам. Тогда девушка изменила свое решение и заявила, что сама наравне с молодым человеком будет строить свою крепость. 

Один истинно влюбленный в юную царевну юноша в условленный день приступил к строительству крепости. Чтобы не отстать от него, девушка тоже начала строить поблизости свою крепость. Когда девушка уже почти завершила работу, солнце село за горизонт, но влюбленный юноша не успел достроить золоченую крепость. Гордый юноша, настоящий мастер своего дела, не вынес унижения и бросился с крепости вниз. Девушка, осознав, что потеряла искренне любящего человека, также покончила с собой, бросившись в реку. Крепость, построенную девушкой, люди назвали Кыз-кала - «Девичья крепость». 

Древний Мерв - средоточие научной и философской мысли, центр литературы и искусств - достиг высшего своего расцвета и могущества в эпоху правления династии великих Сельджукидов. Мавзолей Султана Санджара был возведен приблизительно в середине ХII столетия. Величественный мавзолей является одним из выдающихся образцов архитектурного искусства. В средние века он именовался «величайшим строением в мире». 
 

Все, что связано с историей создания мавзолея стало поводом для возникновения легенд и преданий. Одна из них - о прекрасной небесной пери, которая согласилась отдать ему руку и сердце при условии, что правитель не станет смотреть, когда та будет расчесывать свои волосы; не будет оглядываться ей вслед; третьим же условием был запрет султану обнимать горделивую красавицу за талию. Сочтя эти пожелания странными, правитель подсмотрел, как она причесывается и был немало удивлен произошедшим... Небесная пери сняла с плеч свою прекрасную головку, спокойно положила её себе на колени и золотым гребнем стала расчесывать роскошные кудри. Несколько дней не мог султан прийти в себя от увиденного, а затем не удержался и спросил у жены о ее тайне. Женщина страшно рассердилась, потребовала впредь не нарушать данного обещания, а то расстанется с ним навеки. 

Дни летели, и султану становилось все труднее умерить свое любопытство. Именно оно заставило правителя посмотреть вослед удаляющейся красавицы. И что же он увидел? Оказывается, прекрасная пери не ходила по земле, а плавно плыла по воздуху. Пуще прежнего разгневалась пери, и сдержала давнее свое обещание - вознеслась на небеса. Грустью наполнилось сердце повелителя. Сжалилась пери, вернулась в роскошный дворец, но попросила султана не нарушать хотя бы третьего условия. Но от судьбы, видно, не уйдешь. Обнял султан прекрасную пери как бы невзначай, и не мог сдержать удивления: нежный стан казался бесплотным. 

Страшный гнев подавил все чувства в сердце несравненной небесной феи. На этот раз не стала она слушать увещеваний убитого горем султана. Лишь прощаясь, сказала: 

- Коль совсем невмоготу тебе будет от грусти-тоски, вели возвести небывалое доселе строение. А на самом верху его пусть оставят небольшое отверстие. Если будешь вести праведную жизнь, в пятницу каждой недели будет являться тебе мой образ. 

Говорят, что безутешный в своем горе султан так и поступил. И каждую пятницу ждал, как благословения свыше. Так продолжалось до самого его смертного часа. А однажды пери явилась ему в видении и неожиданно бросила ему свой золотой гребень. Он был положен в резной ларец и поставлен на видном месте, чтобы дневной свет лучезарного светила освещал его через проем сверху... 
 
А в этрапе Рухубелент Дашогузского велаята есть развалины крепости Диярбекир. Существует легенда: была у правителя Диярбекира красивая дочь по имени Шасенем. Однажды она объявила: «Я щедро награжу того человека, кто составит самый роскошный букет». Услышав это известие, самые достойные женихи края собрали для принцессы прекрасные букеты первоцветов и принесли их к покоям красавицы. Шасенем наградила составителей лучших букетов. Но больше всего царевне понравилась цветочная композиция, выполненная никому неизвестным бедняком. Шасенем щедро одарила победителя. Но бедный юноша не взял награды, а обращаясь к принцессе, сказал: «Ваше высочество, этот букет искренний Вам дар. Он составлен из цветов, выращенных на слезах истинно влюбленного. А любовь невозможно измерить никакими богатствами». Вдохновенная речь пришлась Шасенем по душе и она сказала: «Сильнее этой любви никогда не будет». Принцесса согласилась выйти замуж за влюбленного юношу. Народ искренне поддерживал влюбленных, и правитель вынужден был согласиться на брак своей дочери с юношей. 
 
Особо почитаемым в народе памятником является мавзолей Парав-биби, находящийся недалеко от города Сердар Балканского велаята. Он отличается необычной архитектурой. В народе про Парав-биби бытует много легенд. Одна из них гласит: «Давным-давно в живописной долине в предгорьях Копетдага жила искусная целительница Парав-биби, прославившаяся благородством и умением исцелять недуги. Говорят, что к ней приходил даже сам великий лекарь Лукман Хеким, и подарив ей свой перстень, благословил на благородные деяния. Однажды на селение, где жила Парав-биби, напали враги. В это время Парав-биби с братьями и сестрами на плодородном склоне холма собирала арбузы. Почувствовав приближение опасности, она успела сообщить об этом сельчанам. А сама, прося помощи и спасения у Аллаха, начала молиться у подножия скалы. В тот момент волею Всевышнего скала треснула и разверзлась, с ее вершины на приближающихся врагов покатились каменные глыбы. Отважная девушка, не желая сдаваться врагу, скрылась в расщелине скалы и живьем замуровала себя навеки. Так Парав-биби спасла свой народ и отстояла свою честь. С тех пор это место считается святым. Здесь был построен мавзолей, поток паломников к которому не иссякает. У народной защитницы люди просят благословения на брак, здоровья и счастья молодоженам, детям, но самая потаенная просьба связана с рождением младенца. 

В нескольких километрах восточнее города Ашхабада покоятся величественные руины мечети Сейит Джамал ад-Дина. Это культовое сооружение стало местом массового паломничества и играло большую роль в духовном единении людей. 
 
Наибольшую ценность и художественное своеобразие представляла собой мозаичная декорация портала: на его портальной арке были изображены два обращенные головами друг к другу драконы-аждарха. Их желтые тела извивались на темно-синем мозаичном фоне с мелким растительным орнаментом, который начинался от оскаленной пасти фантастических существ. 

Изображение драконов на фасаде культового строения в Центральной Азии - явление уникальное. Исчерпывающего объяснения происхождению этого сюжета в декоре анауской мечети до сих пор не найдено, несмотря на то, что прием использования в элементах дизайна изображений драконов уходит своими истоками в глубокую историю азиатского искусства. 
 
О возникновении мечети Сейит Джамал ад-Дина бытует такая легенда: «В пору правления справедливой и мудрой царицы Джемал у крепостной стены города установили столб с большим колоколом. Каждый путник, нуждающийся в помощи, мог позвонить в колокол и получить ее. Однажды горожане услышали особо тревожный звон колокола. Прибежав к городским воротам, люди увидели, что звонил огромный дракон-аждарха. При этом он словно указывал то в сторону гор, то на двух мастеров с топорами и пилами, стоящих в толпе. Мудрая царица приказала мастерам следовать за драконом, который стал удаляться в горы. Там они увидели другого дракона, извивающегося в страшных муках: тот проглотил большого винторогого горного козла, и теперь рога его застряли в змеиной глотке. Отважные мастера вошли в раскрытую пасть змея, перепилили рога и разрубили на части тушу козла, избавив дракона от мучений. Тогда первый дракон привел мастеров в пещеру, полную сокровищ, и позволил им набрать их столько, сколько они могли унести. 
 
На следующий день ранним утром жителей снова разбудил звон колокола. Когда люди открыли ворота, то увидели двух драконов, которые в благодарность за спасение принесли много золота и драгоценных камней. Сложив сокровища у ног царицы, драконы удалились в горы. Мудрая правительница приказала на эти средства построить большую мечеть и на ее портале изобразить драконов, подаривших несметные богатства. В легенде драконы выступают как существа, покровительствовавшие жителям Анау, а их изображения служили оберегом «Дома красоты», как названа мечеть в надписи над порталом.
  
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ПАМИРА
ЧЕРНЫЙ АЛЬПИНИСТ

Якобы живет в ущельях непроходимых гор дух Черного альпиниста, который мстит людям за то, что в свое время его не спасли от страшной смерти. Дух не просто нагоняет страх, тревожно завывая, но и может обрезать веревку, которая страхует жизнь альпинистов. Но немногие знают, откуда пошла эта легенда и что у нее есть автор – казахстанский альпинист.

А началось все почти полвека назад, в послевоенные времена. Группа алматинских подростков лазала по горам. Тогда не было организованных восхождений, рассказали нам старые альпинисты, поэтому молодые люди сами покоряли вершины, взбираясь по неизведанным тропам и зачастую рискуя своей жизнью. В одной такой группе подростков оказались знаменитый сегодня альпинист Алексей Марьяшев и Сарым Кудерин (ставший впоследствии известным поэтом).

Подростки с тяжелыми рюкзаками, набитыми провизией, уже несколько дней шли к вершине. На ночлег они устроились на небольшом пологом отступе горы. Ночь была страшной, безлунной, очень темной. Слышны были голоса диких зверей, которые вышли на охоту, – в те времена в наших горах водились в изобилии дикие кабаны, медведи, волки и снежные барсы. Ребята всю ночь жгли огонь и от страха не могли сомкнуть глаз. Чтобы взбодрить друзей, Сарым взял гитару в руки и на ходу сочинил песенку про Черного альпиниста. Он слышал, что где-то на Кавказе погиб один альпинист – он почти дошел до вершины, оставалось чуть-чуть… Но подвернулась нога – и он сорвался вниз. Его тело повисло над страшной пропастью, и никто не мог добраться до погибшего альпиниста, чтобы предать его тело, как полагается, земле.

В общем, невеселая получилась песенка у Сарыма Кудерина. Даже страшная. Но она стала очень популярной, ее пели у костра многие альпинисты. И потревоженный дух Черного альпиниста не простил подросткам таких вольностей. Поговаривают, что все ребята, которые сидели у костра в ту ночь, когда родилась песня, погибли в горах при нелепых обстоятельствах. Проклятие Черного альпиниста обошло стороной лишь автора книги, в которой описывается история возникновения легенды, – альпиниста Алексея Марьяшева.
 
БЕЛЫЙ СТАРИК

Историю о загадочном старике нам рассказал чабан Асылбек, который пасет табун на плато Асы. Якобы ходит по горам странный призрак – старик ростом два метра с седой бородой до колен. С ним всегда… шахматная доска. Он появляется внезапно и также внезапно исчезает. Заходит к чабанам и предлагает им сыграть в шахматы. Если кто сыграет с ним и напоит чаем, то после того, как старик поблагодарит и уйдет, начинают происходить еще более удивительные вещи. Отара становится словно заколдованной, ни один волк не притронется к животным. Гостеприимному чабану начинает везти во всем. Стадо растет и множится.

Но если откажешь Белому старику в игре – жди несчастья.

Эта интригующая легенда тоже появилась не на пустом месте. Белобородый старик – вовсе не призрак. Он любитель гор и часто примыкал к экспедициям. Участник одной из них – Станислав Потапов, которому посчастливилось не только сыграть со стариком в шахматы, но и расспросить о его жизни, раскрыл нам историю возникновения легенды.

– Собрались мы в очередную экспедицию, и с нами поехал статный старик, звали его Дадон, он был топографом. Оказалось, что он мастер на все руки и знает столько всего, что мы прозвали его "ходячей энциклопедией". Но больше всего он любил играть в шахматы, всегда с собой их в рюкзаке носил. Старик обладал действительно сказочной силой как физической, так и силой духа, – рассказывает Станислав Потапов. – Помню, поднимались мы по Тургенскому ущелью на машине. Через 40 километров старик попросил остановить машину, выгрузил свой тяжеленный рюкзак. И пошел пешком. По пути к вершине он умудрился зайти в обсерваторию и поиграть в шахматы со старожилами, прогуляться по стоянкам чабанов и со всеми поиграть, выпить чаю. Сделав огромный крюк по лесам, по долам, он к ночи добрался в лагерь, который мы разбили на вершине горы. Старец передвигался с огромной скоростью, немудрено, что потом чабаны говорили, будто видели его одновременно в разных местах. Так и родилась легенда о Белом старике. Он действительно был легендарной личностью.
 
КТО В ЦАРСКОМ ДОМИКЕ ЖИВЕТ?

Бывалые альпинисты признаются, что легенды – это неотъемлемая часть жизни. Это своего рода посвящение в альпинисты. Когда новичок приходит в горы, его начинают пугать разными историями. Правда, современную молодежь "старыми" призраками не напугаешь. Но есть история, которая приводит в дрожь даже самых бесстрашных подростков – легенда о царском домике, который стоит высоко в горах.

Строили дом для знати, но произошло там страшное несчастье, и с тех пор домик пустует. Якобы прокляты его стены, и все, кто переступает порог этого дома, пропадают. Слышали мы от альпинистов и другие варианты легенды. Якобы царский домик охраняют странные существа, похожие на обезьян. Они нападают на тех, кто посмел нарушить покой царских стен. Люди умирают от страха.

– Я слышал, что однажды группа альпинистов нашла этот домик и, зайдя в него, они увидели нечто такое ужасное, что умерли на месте, – рассказывает любитель гор Александр Немов. – И даже была вроде организована спасательная операция. Как-то мы с друзьями поднимались в горы, и нам навстречу шли два спасателя – полностью седые. Мой друг сказал, якобы именно эти ребята принимали участие в спасении, они выжили после того, как зашли в домик, но от увиденного поседели вмиг.

К сожалению, точно установить, когда родилась легенда и кто ее автор, нам так и не удалось. Но известно, для чего могла появиться эта страшилка. В горах очень много домиков, в которых останавливаются альпинисты. В них никогда не закрывают двери, чтобы любой желающий мог там остановиться. Но бывают случаи, что домики разворовывают, ломают.

Конечно же, это делают не любители гор, а подвыпившая молодежь, необученные подростки, которые не знают элементарных правил поведения в горах. Вот таких вот новичков и призвана отпугивать легенда о царском домике.
 
ГОРНАЯ ДЕВА

Силуэт Горной девы появляется на самых сложных перевалах. Если увидел ее – не жди добра, лучше обойди перевал стороной. Так гласит легенда. И найдется не один десяток людей, которые будут уверять, что действительно своими глазами видели белый силуэт среди темных очертаний скал. В горах люди становятся особенно суеверными и любят рассказывать жуткие истории, которые сами слышали у альпинистского костра. Якобы шли туристы по тропам, впереди перевал, а уже смеркается. Решили быстренько перебраться и заночевать выше в горах. На пути у ходоков встала Горная дева – светлый, едва видимый призрак девушки. Но отмахнулись туристы от увиденного, подумали, что им показалось. И смело шагнули на сложный участок дороги. С тех пор их так никто и не видел.

У легенды о Горной деве очень богатые исторические корни. Белый призрак девушки упоминался еще во времена Петра I. Тогда Белая дева охраняла богатейшие недра земли. Шло освоение земель, активно начиналась добыча руды. Легенда гласила, что, если на месте, где собираются бурить скважину, появится Дева, тревожить землю нельзя. Страшное проклятие ляжет на любого, кто не внемлет предупреждению. С давних времен горняки рассказывали, как люди, нарушившие запрет, умирали при нелепых обстоятельствах. Кого-то придавило упавшее дерево, кто-то утонул в маловодной реке…

Охраняли предприятия, добывающие руду, казаки. Поговаривают, что они и сочинили легенду, чтобы легче было караулить подземные богатства. Вместе с казаками легенда оказалась в предгорьях Заилийского Алатау. Сначала она распространилась среди чабанов, которые тоже быстро смекнули, как практично использовать эту страшилку. Чтобы начинающий чабан не заснул ночью и не прозевал скот, ему рассказывали на ночь легенду о Горной деве.

По секрету один инструктор нам рассказал, что и он частенько использует знаменитую историю в своей работе. Когда собираются в горы неопытные ходоки, чтобы не рисковать, инструктор перед сложным перевалом усаживает людей передохнуть и невзначай рассказывает про Деву. Особо впечатлительному туристу обязательно привидится что-нибудь в разноцветном узоре гор. И группа пойдет в обход сложного перевала, чтобы не рисковать.
 
МЕДВЕЖЬЯ ТРОПА

Поднимаясь по дороге от "Просвещенца", не сбейтесь с пути! Левее от основной дороги в зарослях кустарников идет узкая тропа, которую называют медвежьей. Ходить по ней опасно! По крайней мере, так гласит легенда, которую нам рассказал еще один любитель гор – Владимир Комаров.

– В прошлом веке в этом месте обитали медведи. Для них здесь было много еды, и народ тогда не теснил зверей. Но однажды охотники набрели на эту тропу. Они увидели медведицу, которая ела малину, а рядом с ней сидел маленький медвежонок. Охотники убили мать, а косолапого детеныша забрали с собой. С тех пор бродит дух матери-медведицы по тропе, ищет детеныша и тех, кто забрал ее медвежонка. Поэтому того, кто рискнул пойти по медвежьей тропе, могут ожидать несчастные случаи. И лучше не искушать судьбу.
 
ТЕНИ УБИЕННЫХ МОНАХОВ

В Кызыл-Жарском ущелье, название которого переводится "красный обрыв", среди вечно зеленых елей стоит надмогильный крест в память о мученически погибших здесь монахах – Серафиме и Феогносте. Эта страшная история произошла в 1921 году. В предгорье Заилийского Алатау пролилась кровь мучеников. Так возникла легенда о тенях убиенных монахов, которые бродят по горам.

Достоверно известно, что в 1909 году монах Серафим был призван для прохождения службы в город Верный. Но городская суета тяготила монаха, и в свободное от службы время он удалялся в горное урочище Медеу, где им был устроен скит на сопке Мохнатой. После к Серафиму присоединился монах Феогност. Этот факт описывается в книге "Крест на Красном обрыве".

Также из исторических источников известно, что монахи выкопали подземную церковь в урочище Медеу. По словам одной из монахинь, которая оставила письменные воспоминания, вниз вело около 20 ступеней, внутри все было обшито деревом. В подземелье было три отдельные комнаты, везде висели иконы. В подземную церковь приходило много людей, те, что не помещались внутри, молились на поверхности.

После смуты в городских монастырях некоторые монахи ушли в горы. В подземной церкви места всем не хватало, и стали искать удобное ущелье для строительства основательного скита. Монахам приглянулось Аксайское ущелье – тихое и удивительно красивое. Вскоре монахи поставили кельи и вырыли пещеры для молитв. По легенде, одному из монахов перед страшной расправой приснился пророческий сон. Убийцы пришли ночью, они застали монахов в молитве и не погнушались убить их выстрелом в спину. Так и замерли монахи с четками в руке, стоя на коленях. Но поскольку их тела так и не были преданы земле должным образом, нет им успокоения, и бродят души монахов по сопке, пугая путников.
 
ЧУДО-ДЕРЕВО

На солнечной поляне недалеко от главной тропы, которая ведет на Кок-Жайляу, стоит сосна. Но не простая. На одном стволе – две зеленые кроны. Одна обычная, которая тянется к солнцу, а другая пониже, с непонятной очень густой структурой. Сложно определить, к какому виду относится именно эта вторая "макушка". Растет она, как знаменитая неопалимая купина. Корни дерева висят прямо в воздухе! И это не засохшее чудо, а вполне цветущее дерево. Как оно получает питательные вещества и влагу, остается только гадать…

Вокруг этого уникального дерева ходят разные и даже противоречивые легенды. От одних альпинистов мы слышали, что стоять под деревом нельзя, якобы это приносит несчастье. А другие любители гор, наоборот, уверяют, что необходимо загадать самое заветное желание, стоя под корнями чудо-дерева, и оно обязательно сбудется…
 
ИСТОЧНИК ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

В предгорье Заилийского Алатау течет речка Чемолган. Она берет свое начало высоко в горах. Из ледников вытекают десятки родничков, которые сливаются в один поток и питают реку. По легенде, один из этих родников – не что иное, как источник вечной жизни. Выпив воды из этого родника, человек обретет бессмертие и неуязвимость.

Этой легенде в отличие от других несколько веков. По старинному преданию, джунгарский батыр Чемолган получил в бою смертельную рану. Он пытался разыскать родник, начал подниматься в горы со своим войском, но не дошел и умер.

– У казахов существовала удивительная традиция называть реки именами батыров из вражеского войска, – говорит Станислав Потапов. – И это очень мудро. Тем самым люди говорили, что был такой непобедимый батыр, завоевавший много племен и народов, но склонивший голову на этой, не покорившейся ему земле…
 
ЧУ-ДО-ВИЩЕ!

Многие опытные альпинисты уверяют, что не один раз в своей жизни встречали загадочных существ. Но каждый называет их по-своему.

– Когда видишь что-то непонятное, на ум приходит первая мысль: это же снежный человек! – говорит Станислав Потапов. – Я, правда, считаю, что в наших предгорьях снежного человека быть не может. Но есть другие существа, не описанные зоологами! Я лично видел трех существ, которые пришли на водопой. Дело было в очень диком месте, где редко ступает нога человека.

Многие скептически относятся к таким рассказам. Но есть одна история о неведомой зверушке, которую рассказали не подростки, а взрослые опытные люди. Многих из них сложно напугать чем-либо. Дело было двадцать лет назад за Бортогайским водохранилищем, где располагается засушливое ущелье. В советские времена здесь заготавливали эфедру – из нее получали лекарственные препараты, которые обладали наркотическим эффектом. Поэтому место, где росла эфедра, было под строжайшим государственным контролем. Работа была очень тяжелая, и поэтому сюда привлекали уголовников.

Жили они в каменных землянках, на окнах которых были установлены тяжелые железные прутья. Один из альпинистов спросил у местных трудяг, для чего они ставят прутья на окна? И услышал странную историю. Будто бы как только наступает осень, по ночам в ущелье спускается дикий зверь. И бегает меж домов, рыщет, скребет в двери. Непонятное животное издает жуткий вой.

– Я был в этом ущелье не раз, место действительно очень жуткое, – говорит Станислав Потапов. – Исследовать эту загадку приезжали ученые, думали, что жуткий вой создает ветер, который гуляет меж скал. Но наблюдения эту гипотезу не подтвердили. По словам работавших тут заключенных, вой животного был слышен в радиусе пяти километров, это значит, что у животного должны быть очень мощные легкие, а значит, и само оно внушительных размеров. Когда я обследовал территорию, то заметил множество нор грызунов. И некоторые норы были раскопаны странным образом – земля была раскидана в стороны и видны следы мощных когтей. Немудрено, что люди, которые рассказывали эту историю, от страха в лице менялись.

– В страшном вое слышится лютая тоска, мы уверены, что это разумное существо, – сказали тогда заключенные.

Сегодня это место заброшено, работы там давно уже не ведутся. Станислав Потапов собирает экспедицию по поиску неведомого существа. Он намерен записать жуткий вой на пленку и разгадать эту загадку.

  
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Энциклопедия аномальных зон СНГ.
Материалы и статьи В.Черноброва
http://vavilon-plen.ru/
Сайт Космопоиска
Аномальные зоны Средней Азии
Мистические места Туркменистана



Назад | Наверх







 |  Анимация, картинки  |  Астрология, гороскопы  |  Аудиокниги  |  Вебкамеры России  |  Вебкамера на МКС  |  Выживание  |  Гороскопы  |  Заговоры  |  Иллюзии  |  Игры  |  Очищение  |  Календарь  |  Конвертер валют Мира  |  Лунный календарь  |  Мировая пресса  |  Мировая статистика  |  Население Земли  |  Народная медицина  |  Нетрадиционная медицина  |  Новости в России и Мире
 |  Онлайн полеты самолётов  |  Омоложение  |  Очищение  |  Погода в России и Мире.  |  Поздравления  |  Прогнозы по дате рождения.  |  Сейсмический монитор  |  Сонник.  |  Страны Мира.  |  Телевидение  |  100 лучших фильмов  |  Улыбнись  |  Фильмотека  |  Ретро музыка  |  Ретро фильмы  |  Радио онлайн  |  Мини TV  |  Лунный день  |  Вечный календарь  |