ЯРОСЛАВКИЙ ВОКЗАЛ





В XVII в. на современной площади трех вокзалов расстилалось обширное Каланчевское поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски <каланчу>, отчего назывался Каланчевским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку, др Красного пруда, поле тоже получило название Каланчевское.

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор - завод и склад пушек и снарядов, со многими деревяными строениями.

Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток.

В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).

А в 1862 г. между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 г. ходили лишь до Сергиева Посада. Это была дорога длиной в 65 верст. Появление железной дороги от Москвы на север страны приходится на годы оживленного транспортного строительства в России, развернувшегося во второй половине XIX века. Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Васильевичу Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству "первой русской" (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов, искавших выгодного помещения капитала. Активным его помощником в этом деле стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.

В пользу целесообразности дороги газеты тех дней писали, что многие ездят в Лавру по два и три раза в год, и число паломников будет расти; что у дороги <разведутся огороды и скотные дворы, потому что доставка огородных овощей и масла будет стоить безделицу по сравнению с гужевой>.

Место для вокзала было определено сразу и окончательно: поставили его, согласно регламенту для казенных зданий, по ранжиру, на одной линии со зданием Николаевского вокзала. Для строительства <здания Ярославской железной дороги> по рекомендации одного из учредителей, Ф.В. Чижова, был приглашен из Петербурга архитектор Роман Иванович Кузьмин.

Как было записано в Уставе дороги, движение поездов должно быть открыто через три года после начала работ - срок истекал летом 1862 года. К этому же времени заканчивалась кирпичная кладка залов <приезда и отъезда главного пассажирского здания>, вчерне окончены паровозное депо и вагонный сарай, и все это <частью покрыто крышами>. Вся постройка обошлась в 220 тыс. руб. Проект вокзала с учетом масштабов дороги был заказан небольшой. Правда, была у него одна особенность: левая часть здания отводилась управлению дороги. Выросшее в 1860-1862 гг. белое двухэтажное здание отличалось строгостью и изяществом линий, дробный ритм окон, обрамленных мелко профилированными тягами, подчеркивал его деловое предназначение. Венчал здание флагшток, где трепетал на ветру флаг ведомства путей сообщения. Фирма Борзиг уже доставила 8 заказанных ей паровозов серии <Бп>.

При открытии Ярославской дороги было всего шесть станций: Москва, Мытищи, Пушкинская, Талица (с 1904 г. - Софрино), Хотьково и Сергиев Посад. К 1900 г. на станции Сергиево построили еще и летний вокзал площадью в 100 кв. сажен для пассажиров, прибывающих в летнее время в Лавру.

Практически без изменений вокзал этот простоял до 1900 года, когда пассажирское здание было увеличено пристройкой и надстройкой части второго этажа для расширения как пассажирских помещений, так и помещений Управления дороги. Но этого было явно недостаточно. В связи с усилившейся интенсивностью движения поездов, удлинением Московско-Ярославской железной дороги до Архангельска и присоединением к ней Шуйско-Ивановской, Ярославско-Костромской, Ярославско-Рыбинской и Александровско-Ивановской дорог, вопрос о строительстве нового вокзала встал особенно остро.

В 90-х гг. XIX столетия в России начинается второй этап бурного железнодорожного строительства, непосредственно связанный с наступлением промышленного подъема. Небольшая Троицкая дорога значительно выросла и стала именоваться Московско-Ярославско-Архангельской. Естественно, выросли перевозки не только грузов, но и пассажиров. К весне 1900 г. дорога эта перешла в казну, в ведение Министерства финансов, вариант этот был не лучшим, и с 1 января 1902 г. дорога стала подчиняться тому, кому и надлежало - Министерству путей сообщения. Теперь уже не частное общество, а государство принимало меры к строительству нового, более вместительного и современного вокзала. Проведенная в 1900 г. <пристройка и надстройка части второго этажа> положение не изменила: в активе у вокзала было лишь 230 кв. сажен служебной площади.

Проект нового Ярославского вокзала в Москве поручили Ф.О. Шехтелю. Выразительность и продуманная функциональность его впечатляла: не случайно проект этот был довольно быстро одобрен во всех инстанциях, в том числе и Николем II. Но из-за осенних затяжных дождей и <за поздним временем> капитальную перестройку отложили до весны 1902 г.

Применив новые строительные материалы: железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки, Шехтель сумел создать уникальное здание со значительно меньшими затратами, чем потребовал бы традиционно штукатурный метод. Вся работа обошлась в 300 тыс. рублей при ощутимо ускоренном сроке постройки.

В 1906-1907 гг. вокзал был заменен новым, выполненным в неорусском стиле. Он был втрое больше прежнего. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой <теремной кровли> с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л.Н. Кекушева. При реконструкции в 1965-1966 гг. со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.

В 1995 г. закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшими пассажиропотоками. В результате перепланировки внутренних помещений высвободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров, более удобно расположены 35 билетных касс, для чего кассовый зал вынесен на первый этаж, а освободившаяся площадь (1,5 тыс. м2) переоборудована под зал ожидания; отремонтированы галерея, колонный зал; заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения, электронная информационная система. Ярославский вокзал - крупнейший вокзал столицы, с которого ежесуточно отправляется около 300 пар поездов, а также выполняется значительный объём пригородных перевозок пассажиров.




Точное московское время  |  Карта времени  |  Cтатистика нашей планеты  |  Счетчик населения России
 |  Счетчик населения Земли  |  Конвертер валют Мира  |  Новости, Пресса  |  Мировое время
 |  Официальные сайты Российской Федерации  |  Кризисная Россия в фактах и цифрах  |  Музеи Мира  |  Погода в России и Мире.
 |  Полезная информация  |  Часовые пояса  |  Рабочий календарь  |  Как завязывать галстук  |  Мобильная связь- в метро Москвы  |  Крупные торговые и развлекательные центры  | 

На главную Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо


Рейтинг SunHome.ru Free counter and web stats