ДЕТСКОЕ ЗДОРОВЬЕ




CОДЕРЖАНИЕ:



Признаки заболеваний у детей

Ребенок слишком мало или, наоборот, много ест, у него беспокойный сон или неожиданные вспышки агрессии — это тревожит, как правило, заботливых родителей, остальные же машут рукой: пройдет, не обращать же внимание на каждый шорох! А между тем некоторые особенности поведения и состояния организма ребенка сигналят о предрасположенности к тем или иным болезням и даже об их развитии задолго до того, как врач поставит диагноз.

Нервная система


Обычно родители обращают внимание на температуру тела: нормальная — значит, все хорошо, высокая — нужно дать аспирин. Но даже и с этим все не так просто. Например, температура повышается, а руки — как лед. Это говорит о спазме периферических кровеносных сосудов.

Если руки у малыша постоянно холодные, это сигнал, что у него повышена возбудимость нервной системы. Вообще нарушение терморегуляции говорит об уязвимости детского организма, неспособности его нервной системы справиться со стрессами. Это относится и к такой особенности ребенка, как потливость. Постоянно влажные ладони, вечно взмокшее нижнее белье, даже если не было бурных игр, — сигнал о неполадках в нервной регуляции организма.

О состоянии, близком к неврозу, свидетельствуют и другие признаки — малыш любит теребить что-нибудь в руках, грызть ногти, часто внезапно вздрагивает, разговаривает во сне (ничего страшного, если это бывает время от времени, а вот если повторяется каждую ночь, имеет смысл проконсультироваться у невропатолога).

Если ребенок постоянно взвинчен, возбудим, если его трудно увлечь игрой, а начав играть, он уже не может остановиться, забывается, агрессивно реагирует на попытки вмешаться, устраивает длительные истерики, то не стоит списывать все на дурной характер — возможно это симптомы повышенного внутричерепного давления. Такого ребенка рекомендуется показать невропатологу.

К чрезмерной возбудимости нервной системы могут привести и нарушения в работе щитовидной железы. При этом у малыша может быть учащенное сердцебиение. Об избытке гормонов щитовидной железы говорят также слегка выпуклые глаза. В этом случае необходима консультация у эндокринолога.

Язык

Врачи старой школы начинали осмотр с просьбы высунуть язык как можно сильнее, даже если болел живот или спина. Язык — это зеркало желудочно-кишечного тракта, на нем «расписаны» все наши болезни не хуже, чем на рецептурном бланке.

Если на языке постоянно желтый или белый налет, это свидетельствует о нарушении работы желудка или кишечника. Должны насторожить и так называемые «географические» узоры на языке, которые нередко наблюдаются после длительного приема антибиотиков или при дисбактериозе кишечника, нехватке полезных бактерий, населяющих его.

Кожа

Кожа ребенка также может многое рассказать о состоянии организма. Так, при дисбактериозе она сухая, шелушится, на ней часто появляется аллергическая сыпь. Если сохнут и трескаются губы, причиной этого также могут быть серьезные нарушения в работе желудка и кишечника.

Должна насторожить и так называемая «мраморная» кожа — бледная, с четким рисунком мелких вен, расположенных близко к поверхности, слегка пятнистая. Очень вероятно, что у ребенка нарушена деятельность вегетативной нервной системы, автоматически управляющей работой наших внутренних органов. Это может привести к быстрой утомляемости, раздражительности, головным болям.

Синяки под глазами могут свидетельствовать о том, что ребенку не хватает железа или каких-то витаминов. Если под нижними веками образуются «мешки», то не торопитесь делать вывод о плохой работе почек — возможно, это просто особенность подкожной клетчатки.

Ногти и зубы

Обратите внимание на ногти — в подростковый период они могут крошиться, на них образуются белые полосочки, «сигнализируя» о нехватке кальция в организме. Дефицит его сказывается также на состоянии зубов. Вообще зубы — показатель состояния всей костной системы организма. Если с ними что-то не в порядке, те же проблемы испытывают и кости ребенка.

Аппетит и сон

Родители чаще всего обращают внимание на самые очевидные вещи: например, аппетит и сон. Говорит ли о чем-либо плохой аппетит? Безусловно, так как это отражение общего состояния нервной системы малыша, ее сбалансированности, комфортности.

Если ребенок, что называется, «кожа да кости», при этом у него синяки под глазами, он часто простужается, можно заподозрить склонность к туберкулезу и в этом случае нужно чаще показываться фтизиатру. Аппетит должен соответствовать затраченной организмом энергии, и когда ребенок малоподвижен, любит играть в «тихие игры», ничего страшного, если он ест немного. Если же, наоборот, он носится целый день и возвращается домой «с высунутым языком», вам, скорее всего, не придется уговаривать его поесть как следует.

Впрочем, если ребенок ест много, независимо от своей физической нагрузки, и при этом не поправляется, это также может свидетельствовать о заболевании, например, о наличии глистов или каких-то психологических проблемах.

Тревожит родителей и плохой сон ребенка. Чаще всего здоровые дети не просыпаются ночью, но могут плохо засыпать. Подумайте, часто ли вы пренебрегаете режимом дня ребенка отправляется ли он в постель в строго установленное время, не смотрит ли на ночь страшных мультиков или боевиков, не просиживает ли вечера за компьютером. Все это возбуждает нервную систему ребенка, сбивает с толку его биоритмы.

http://medportal.ru/enc/pediatrics/reading/9/



Как определить состояние здоровья по языку?

Врачи часто предупреждают: болезнь может никак не проявляться - и вдруг человек «неожиданно» оказывается без сил. На самом деле организм всегда предупреждает о том, что есть проблемы. Отличный индикатор здоровья или болезни - язык.

Цвет языка

Бледно-розовый. Цвет здорового языка.

Бледный. Говорит о недостаточном питании, авитаминозе, хронических заболеваниях, анемии.

Красноватый — инфекционные, воспалительные заболевания.

Ярко-красный. Нарушения в работе сердечной системы, болезни крови.

Жёлтый. Проблемы с желудочно-кишечным трактом, желтуха. Также бывает у курильщиков.

Голубоватый или фиолетовый. Заболевания лёгких, сердца.

Синий цвет может сигнализировать также о болезни почек.

Белый. Обезвоживание, грибковая инфекция, грипп или простуда.

Серый. Заболевания пищеварительного тракта.

Цвет налёта

Он может отличаться от цвета самого языка. Чем толще налёт, тем серьёзнее проблема. В норме допустим тонкий белый налёт, который легко удаляется зубной щёткой или щёточкой для чистки языка.

Белый, толстый налёт. Интоксикация, инфекционное заболевание.

Коричневый. Заболевания лёгких.

Жёлтый. Нарушение работы органов пищеварения.

Серый. Гастрит, язвенная болезнь.

Слишком гладкий (полированный) язык. Недостаток фолиевой кислоты, рибофлавина.

Бороздки

На языке глубокие бороздки (часто вертикальные, от центра к кончику) — нарушена работа сердца.

Бороздки, разбросанные по всему языку — проблемы с желудком, пищеварительной системой.

Чрезмерно глубокие бороздки — не в порядке почки.

Вертикальные бороздки по краям языка — проверьте пищеварительный тракт.

Форма

Вздутый, утолщённый язык или загнутые боковые стороны. Проблемы с печенью, пищеварительной системой.

Тонкий язык. Проблемы с обменом веществ, кровеносной системой.

Длинный язык (часто красный) или увеличен кончик. Возможно, не в порядке сердце.

Неровная продольная полоска посередине. Проблемы с позвоночником.

Увеличен (припух) по краям. Проблемы с желудком, кишечником.

Выпуклость между серединой и кончиком. Заболевания лёгких.

Рельеф изменён местами. Не хватает витаминов группы В.

Как осматривать язык

При дневном свете, лучше всего утром, до того как почистили зубы. Нужно открыть рот, высунуть язык, но не напрягать его, так как это может изменить форму и цвет.

Еда, напитки, медикаменты, курение изменяют цвет налёта — должно пройти не менее часа после того как они воздействовали на язык.

Имейте в виду, что язык поражается при заболеваниях полости рта, его травмах, в результате воздействия лекарственных средств, аллергических реакций и т. п.

И главное: не назначайте лечения. Это должен сделать врач.

Каждому органу — своё место


Согласно канонам китайской медицины, каждой зоне языка соответствует свой внутренний орган:

кончик — сердце,

центр — селезёнка,

боковые стороны — печень и желчный пузырь,

задняя часть — почки,

зона перед кончиком — лёгкие,

корень языка — кишечник.



Автор Юлия Аганина, Юлия Гарматина



Как правильно лечить насморк у ребенка?

В этой статье мы расскажем как правильно помочь ребенку с насморком.


А.Первая помощь
Во всех случаях насморка у ребенка, перед началом любого медикаментозного лечения (то есть лечения лекарствами) нужно попытаться облегчить состояние ребенка доступными средствами:

Приподнимите изголовье кровати, на которой лежит ребенок. Для этого под плечи ребенка можно подложить подушку, таким образом, чтобы голова и верхняя часть туловища ребенка расположились по отношению к туловищу под углом в 40-45? (убедитесь, что ребенку удобно лежать в таком положении). Благодаря этому мокрота, образующаяся в носу, будет легче выделяться и, возможно, вам не понадобится применять никаких лекарств.
Если у новорожденного или грудного ребенка, нос сильно заложен отделяемым, можно попытаться отсосать слизь из носовых ходов при помощи резиновой груши или обычного шприца. Вообще, отсасывание слизи применяется для помощи детям, которые не могут самостоятельно высморкаться.

В. Не допустите высыхания отделяемого!
Проще всего закапать в носик ребенка солевой раствор.В случае насморка у новорожденных или грудных детей, равно как и насморка у детей постарше, важно не допустить засыхания слизи в носовых ходах – это может окончательно расстроить носовое дыхание. Для того, чтобы не дать мокроте засохнуть в носовых ходах рекомендуется увлажнять носовые ходы растворами, похожими по составу на морскую воду. Солевой раствор закапывают по 3-4 капли в каждую ноздрю. Желательно, чтобы в это время ребенок лежал с головой запрокинутой назад. Первое проникновение жидкости в нос может быть очень неприятным вызвать кашель, чихание или даже позывы к рвоте. Однако, после нескольких процедур закапывания, такая чувствительность слизистой носа и глотки пропадает. Процедуру можно повторять через каждые 30 – 60 минут. Важно следить за тем, чтобы мокрота в носу не засохла. Солевой раствор способствует разжижжению мокроты и более легкому ее выделению из носа ребенка больного насморком.


С.Лекарства для облегчения носового дыхания
В некоторых источниках, конечно, можно прочесть об «опасности» или «нецелесообразности» применения деконгестантов (так называются все типы лекарств, которые при закапывании в нос или при приеме внутрь облегчают носовое дыхание) в лечении острого насморка (ринита) у новорожденных, детей грудного возраста и детей постарше. Нужно отдать должное нашим коллегам, заметив, что такие лекарства действительно могут быть причиной некоторых осложнений и что при неправильном применении они могут усугубить состояние ребенка. Сразу заметим, что осложнения насморка возникают не из-за самих лекарств, а из-за их неграмотного использования. Абсолютно неприемлемо лечить детей деконгестантами, предназначенными для взрослых, и давать ребенку лекарство, когда вздумается.

Ниже мы рассмотрим описание некоторых препаратов, рекомендованных для лечения насморка у детей, но прежде заметим, что отказ от лечения современными деконгестантами может послужить причиной возникновения таких осложнений как синусит. Дело в том, что все носовые пазухи, открываются маленькими отверстиями в полость носа. Через эти отверстия из пазух выводятся микробы. При насморке у детей развивается сильный отек слизистой оболочки носа, который приводит к полному закрытию отверстий, которые сообщают полость носа с полостями околоносовых пазух. В результате этого в пазухах накапливаются микробы, которые, в конце концов, вызывают синусит – воспаление пазух.

Как действуют лекарства, облегчающие носовое дыхание?
Известны две большие группы лекарств облегчающих носовое дыхание: локальные (топические) и системные деконгестанты. И те, и другие типы лекарства от насморка действуют одинаково: сужают сосуды слизистой оболочки носа. За счет сужения сосудов уменьшается отек слизистой носа и носовое дыхание частично или полностью восстанавливается. Также открываются каналы сообщения между полостью носа и околоносовыми пазухами, благодаря чему уменьшается риск развития синусита.



Будьте здоровы!0000000000

Врач –оториноларинголог Макарова Ольга Алексеевна




Энурез или опять мокрые штанишки!

Энурез или недержание мочи - болезнь для ребенка, беда для взрослых и одна из самых частых причин обращения к врачу. При этом расстройстве ребенок не может самостоятельно контролировать работу мочевого пузыря, из-за чего происходит непроизвольное мочеиспускание во время сна (ночной энурез) или в состоянии бодрствования (дневной энурез).

Что же является причиной этого заболевания? В каком возрасте дети должны уметь контролировать работу мочевого пузыря? Можно ли избавиться от энуреза? Что должны знать родители больного ребенка?
Об энурезе говорят в том случае, если ребенок 5 - 6 лет мочится в постель как минимум дважды в месяц, а в более старшем возрасте - как минимум один раз в месяц.

Причины

Энурез может быть следствием некоторых довольно серьезных заболеваний, таких как инфекции мочевыводящих путей, малая емкость мочевого пузыря, аномалии (нарушения) развития мочевыделительной системы.
В последние годы медики пришли к выводу, что энурез также может передаваться по наследству. Установлено, что риск развития этого заболевания у ребенка составляет 77 % в случае, если у обоих родителей в детстве была такая же проблема; 44 % - если ночным недержанием мочи страдал один из родителей и только 15 % - если энуреза не было ни у одного из них.
У многих детей причины энуреза чисто психологические: эмоциональные расстройства, болезни, путешествия, новый ребенок в семье - все это может стать причиной заболевания даже у тех детей, которые, казалось бы, уже совсем научились ходить на горшок. Причиной энуреза может стать так же сильный испуг, конфликты в семье, развод родителей.
Наконец, существует довольно большая группа детей, которые остаются сухими днем, но просыпаются мокрыми по ночам из-за незрелости той части нервной системы, которая контролирует мочевой пузырь во время сна. Одним из факторов, способствующих задержке развития нервной системы и развитию энуреза, является поражение головного мозга, связанное с патологией (нарушением течения) беременности и родов. Обычно таким детям ставится диагноз минимальной мозговой дисфункции или перенатальной энцефалопатии (родовой травмы).

Как помочь ребенку?

Те меры, которые иногда принимают родители, в случае энуреза у ребенка, могут привести лишь к ухудшению ситуации. Для того чтобы этого не случилось, родителям и близким родственникам больного энурезом ребенка нужно усвоить и выполнять некоторые правила.
Во-первых, ребенок должен понять, что он совершенно невиновен в своей болезни. Любые упреки за мокрые простыни или насмешки в его адрес недопустимы. Можно объяснить ребенку, что с этой проблемой сталкивается не очень много детей, но почти все они перерастают ее. Выразите свою уверенность в том, что и ваш ребенок в силах с ней справиться, если ему немного помогут, но что добиться успеха можно только постепенно.
Во-вторых, малыш должен быть уверен, что близкие на его стороне. За каждую "сухую" ночь ребенок должен быть поощрен, а за "мокрую" - не должен быть наказан.
Вот еще несколько рекомендаций по воспитанию ребенка, страдающего энурезом.
· Малыш должен соблюдать режим дня и проводить на свежем воздухе не менее 2 - 3 часов в день.
· Оберегайте ребенка от переохлаждения и утомления.
· Никаких ограничений в питании не требуется, за исключением того, что ужин должен состояться за 3 часа до сна.
· Не имеет смысла запрещать детям что-либо пить вечером. Ничего, кроме ежевечерних ссор с ребенком, вы этим не добьетесь. Чай, кофе и другие кофеинсодержащие напитки не стоит пить из-за их диуретического (усиливающего образование мочи) эффекта.
· Перед сном ребенок не должен испытывать сильных волнений и эмоций.
· Перед тем, как лечь в постель, ребенок обязательно должен сходить в туалет помочиться.
· Не стоит будить ночью ребенка для того, чтобы он сходил в туалет. Так можно еще больше навредить малышу, спровоцировав бессонницу, которая на фоне энуреза лечится очень трудно.
· Со многими из страдающих энгурезом детей были проблемы, когда их приучали ходить на горшок днем. Если дневные конфликты, связанные с туалетом, все еще продолжаются, попытайтесь их устранить.



Когда нужен врач?

В возрасте с 5 до 6 лет у одного из 7 детей энурез проходит самостоятельно, поэтому иногда советуют просто подождать, пока все не пройдет само по себе. Однако из-за слишком долгого выжидания ребенок может утратить уверенность в себе. Кроме того, есть опасность "пропустить" серьезное заболевание, требующее немедленного лечения.
Обратитесь к врачу, если:

ребенок продолжает мочиться в постель после 5 лет;
опять начал мочиться в постель после 6 или более месяцев успешного контроля над мочеиспусканием;
с трудом контролирует работу мочевого пузыря в течение дня и ночью;
вы заметили у малыша какие-либо необычные явления при мочеиспускании (например, жжение или боль).

Специалист-уролог или нефролог, обследовав ребенка, может обнаружить у него заболевание органов мочевыделения или аномалии (нарушения) их строения, врожденные или возникшие в результате травм.

Какое обследование может быть назначено?

Обследование страдающего энурезом ребенка обычно включает выяснение особенностей его роста и развития, общий анализ мочи, УЗИ почек и мочевого пузыря. При необходимости используются и более сложные методы, такие как цистоскопия, внутривенная пиелография, цистография.

Как лечить энурез?

Существует много способов помочь детям, страдающим энурезом. Своевременное и правильно лечение позволяет предотвратить упорное мочеиспускание в постель, а также связанные с энурезом поведенческие и эмоциональные проблемы. Конечно, результат лечения во многом зависит от родителей и от самого ребенка, но выбор метода лечения лучше предоставить врачу.
В зависимости от осноной причины этого расстройства, которую он (врач) определит во время обследования, могут использоваться различные лекарства, физиотерапия, иглорефлексотерапия (иглоукалывание), психотерапия. Помочь избавиться от энуреза могут тренировка мочевого пузыря и так называемый календарный метод.
Тренировку мочевого пузыря можно проводить, начиная с 7 лет. Она особенно эффективна, если ребенок недостаточно хорошо ощущает позыв или должен мочиться очень часто. Существует несколько упражнений. Например, ребенка просят, как можно дольше сдерживать позывы к мочеиспусканию, после чего нужно измерить объем выделенной мочи (он будет соответствовать объему мочевого пузыря, что важно знать врачу). Упражнение проводится ежедневно, но если у ребенка при выполнении упражнения появляются боли, то дальше проводить его не следует. Немедленно сообщите об этом врачу.
Затем упражнение усложняют: после длительного сдерживания, ребенка просят начать мочеиспускание и приостановить его; вновь начать и вновь приостановить. При помощи этих упражнений дети учатся лучше контролировать мочеиспускание. В ряде случаев уже после их проведения удается добиться прекращения энуреза.
Календарный метод. Детям 4 - 8 лет, которые остаются сухими хотя бы 1 раз в неделю, можно завести специальный календарь. "Сухие" и "мокрые" ночи в нем помечаются специальными значками (например, ребенок рисует солнышко или тучу). Попробуйте пообещать ребенку в награду то, о чем он давно мечтал (например, роликовые конки или футбольный мяч), если "сухих" ночей станет за определенный срок больше, чем "мокрых" или их окажется 5 или 10 подряд. Ребенок будет активно участвовать в лечении, а информация о частоте энуреза, собранная в таком календаре, поможет его врачу.
Что рекомендует народная медицина?

Для лечения энуреза используются лекарственные сборы.

Сбор N№1:

· тысячелистник обыкновенный - 1 столовая ложка;
· льнянка обыкновенная - 2 столовые ложки;
· зверобой обыкновенный - 2 столовые ложки ;
· черника обыкновенная (листья) - 2 столовые ложки;
· фиалка душистая - 1 столовая ложка;
· шалфей лекарственный -2 столовые ложки;
· синюха лазурная - 2 столовые ложки.
На 1 л кипятка взять 3 столовые ложки сбора. Принимать по 50 г (1/4 стакана) 6 раза в день.

Сбор n№ 2:

· брусника обыкновенная (лист) - 3 столовые ложки;
· репяшок аптечный - 2 столовые ложки;
· хвощ полевой - 2 столовые ложки;
· золототысячник зонтичный - 2 столовые ложки;
· укроп огородный - 3 столовые ложки.
На 1 л кипятка взять 3 силовые ложки сбора. Не кипятить, настоять. Принимать по 30 г (2 столовые ложки) 7 раз в день. Детям до 10 лет - по 1 столовой ложке 3 раза день.

Некоторые общие сведения об энурезе

До 5-летнего возраста ночной энурез наблюдается у 1 ребенка из 6. Постепенно этот показатель снижается: у 10-летних до 5 %, у 12 - 14-летних - до 2 - 3 %, у 18-летних - до 1 - 2 %.
Ночной энурез наблюдается чаще дневного.
У мальчиков ночной энурез встречается в полтора - два раза чаще, чем у девочек.
У каждого третьего ребенка с ночным недержанием мочи одновременно наблюдается и дневной энруез. Чаще сочетание дневного и ночного энуреза наблюдается у девочек.
Энурез чаще встречается у первх пор счету (старших) детей в семье и детей с замедленными темпами физического развития, то есть имеющих сниженные показатели массы тела, роста и т. д.

Анкета для родителей

Справедливы ли в отношении вашего ребенка следующие утверждения:

· днем отмечаются только мокрые пятнышки на брюках;
· "сухие" периоды днем короче 30 минут;
· частота мочеиспускания днем 8 раз и больше;
· частота мочеиспускания днем 3 раза или меньше;
· не может удержать мочу;
· садится на корточки или зажимается для удержания мочи;
· должен тужиться для мочеиспускания;
· струя мочи прерывающаяся или непостоянная;
· слабая струя мочи;
· после мочеиспускания моча выделяется постоянно по капле;
· болезненное мочеиспускание;
· когда-либо перенес инфекцию мочевыводящих путей;
· встает ночью пить;
· испражнения нерегулярны;
· постель мокрая не насквозь, а лишь незначительно.
Если получены только отрицательные ответы, то речь, скорее всего, идет о так называемом функциональном ночном энурезе, который обычно в лечении не нуждается.
Если получен хотя бы один положительный ответ - вашему ребенку необходимо тщательное обследование для выявления причины энуреза и лечение.

Сказкотерапия

Попробуйте помочь своему ребенку справиться с проблемой энуреза с помощью специальной "сказки", составленной психотерапевтами специально для таких случаев. Эта психокоррекционная метафора рассчитана в основном на мальчиков, так как по статистике этот прокол чаще всего случается именно с ними. Прочитайте ее внимательно своему ребенку (возраст - старше четырех лет), выделяя ИНТОНАЦИЕЙ и ВЗГЛЯДОМ ключевые слова, набранные крупным шрифтом. Желательно также вместе с ребенком нарисовать предложенную "сказку" в виде красивой картинки и повесить ее на видное место. В течение двух недель обязательно вставляйте ключевые слова в свою будничную речь, обращенную к вашему ребенку (можно во время его походов в туалет).

Жил-был мальчик. И жил он в большом сказочном замке, потому что был королем и управлял целой сказочной страной "МОГУЯ". Дел у него всегда было очень много: кого-то накормить, кому-то что-то построить. С кем-то провести нужные учения... Так что целыми днями он был занят ПО САМУЮ МАКУШКУ.
Жаль только, что и ночью ему покоя не было: ведь кот-то должен был сторожить ворота замка. Обычно они всегда были закрыты, и, если днем кто-то хотел покинуть королевство, он просто приходил к мальчику и говорил: "Я хочу выйти. Отпусти меня!". И все было нормально... Но ночью некоторые плохие люди норовили покинуть замок без всякого королевского разрешения: они сами открывали ворота и убегали, унося с собой порой нечто ценное. И вот, что обидно, чаще всего они так поступали БЕЗ ВСЯКОЙ НАДОБНОСТИ на то! Мальчик просто устал бороться с ними, не высыпался по ночам, потому что каждую ночь ему приходилось выбираться из своей теплой постели смотреть, не убежал ли кто-нибудь опять...
И тогда к королю пришли два его самых лучших воина и сказали: "Давай мы будем сторожить ворота вместо тебя. Если же ночью кому-нибудь очень ПРИСПИЧИТ выйти из замка, один из нас прибежит к тебе и скажет: "Вставай, КОРОЛЬ, иди открывай ворота..."
И стал с тех пор мальчик СПАТЬ спокойно. Он знал, что теперь два его верных стражника ОХРАНЯЮТ ЕГО КОРОВЕВСКОЕ ВЕЛИЧИЕ и днем, и ночью...




Источник: http://www.medportal.md




Заметки об иммунитете или почему болеют любимые дети

Детей, которые не болеют, не существует. Но при очень большом количестве самых разных заболеваний на младенцев (детей первого года жизни) приходятся почти исключительно болезни инфекционные. И здесь нет ничего удивительного, поскольку грудной ребенок ведет естественный образ жизни - не ест острого и соленого, не ссорится с начальством, не употребляет алкоголь и т.д. Поэтому для него маловероятны инфаркты и инсульты, язвы желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет и многое другое.

Никакими закаливаниями и образами жизни полностью предотвратить детские хвори нельзя. Каждый человек встречается в своей жизни с огромным числом микробов. А до тех пор, пока к большинству из них в организме не будет выработан иммунитет, инфекционные болезни - неизбежность. Но всегда найдется микроорганизм, от которого защиты нет. Поэтому болеют все - и дети, и взрослые. И совершенно не принципиально - болеть или не болеть. Важно, как болеть - насколько часто и насколько тяжело.

Значение слова "иммунитет" с чисто теоретических, медицинских позиций объяснить довольно трудно. Но для нашего с Вами взаимопонимания достаточно следующего: иммунитет - это способность организма защищать себя. Защищать от всего, что для организма естественным не является: от вирусов и бактерий, от ядов, от некоторых лекарств, от образующихся в самом организме ненормальностей (раковых клеток, например). Как это делается и что при этом образуется - пусть знают врачи.

Вы должны знать, что у новорожденного почти такая же кровь, как у его матери. То есть он уже имеет врожденный иммунитет к тем инфекционным болезням, что перенесла мама. Однако это ненадолго, месяца на 3-4, в крайнем случае, на 6 (при естественном вскармливании, разумеется). Поэтому правильно воспитывать ребенка очень желательно с момента рождения, чтобы к 3-6 месяцам сделать его способным бороться с инфекционными болезнями.

Не вызывает сомнения и тот факт, что на сам процесс формирования иммунитета влияет целый ряд врожденных факторов, зависящих как от состояния здоровья мамы и папы, так и от течения беременности. Взрослые, и это, к сожалению, типично, задумываются о детском иммунитете после того, как ребенок заболеет (по крайней мере, очень и очень маловероятно, чтобы, приступая к процессу зачатия, будущие родители думали именно об этом). Вывод однозначен - рассуждая в этой статье об иммунитете, мы будем исходить из того, что ребенок уже есть и не будем углубляться в подробности, на которые мы уже никак не можем повлиять.

Родители обязаны знать, что главной и совершенно уникальной отличительной чертой новорожденного является его способность приспосабливаться к условиям окружающей среды. Ребенок, которого Вы принесли из роддома, очень незначительно отличается по способностям отстаивать свое право на жизнь от точно такого же малыша, появившегося на свет где-нибудь в пещере много-много лет тому назад. Дети и до настоящего времени благополучно появляются на свет в юртах, чумах и вигвамах (пустынях, джунглях, горах, тайге, тундре и т.д.). Новорожденный мало чего боится, потому что ко всему может приспособиться, если ему немного помочь.

Когда же приспосабливаться не к чему (сытно, чисто, тепло, не дует и т.п.) - приспособительные системы просто отключаются. Если в течение первых двух-трех месяцев жизни Вы создадите для ребенка комфортные условия, то в дальнейшем существовать без таких условий ему будет очень и очень трудно.

А жизнь человеческая все-таки не очень коротка. И на пути Вашего малыша рано или поздно появятся сквозняки и лужи, жаркое солнце и мокрый снег с дождем, необходимость посещения детского сада (школы). Кто, оглянувшись по сторонам, может быть абсолютно убежден в том, что не придется нашим детям мерзнуть в окопах и стирать в проруби белье...

Очевидно, что способность человека противостоять инфекциям определяется иммунитетом, выраженность которого зависит, прежде всего, от образа жизни. Врожденная или приобретенная недостаточность иммунитета проявляется частыми болезнями и, что вполне резонно, порождает у родителей желание этот самый иммунитет улучшить - желание вполне естественное, особенно если уже успели растерять все то, что дала Природа новорожденному. В конце концов, ну растеряли, ну ушел поезд! Но надо же что-то делать!

Делать надо. А, для начала, знать, что стимуляторы иммунитета делятся на фармакологические и физиологические. Фармакологические - это конкретные лекарства, физиологические - это некоторые формы нормального (естественного, физиологического) образа жизни, позволяющие усилить иммунитет.

Общий жизненный тонус, общий уровень здоровья во многом определяется уровнем энергозатрат организма, нагрузкой на все основные системы - и легкие, и сердце, и сосуды и суставы и т.д. и т.п. - все это должно работать. Ну а если все работает, то включаются законы, очень близкие к техническим - на телегу реактивный двигатель не нужен, но при хорошем моторе вполне логичны и хорошие колеса. Короче говоря, иммунитет это не отвлеченное понятие. Это конкретная система организма, конкретные органы, синтезирующие совершенно определенные защитные вещества. И работа этих самых органов во многом зависит от того, как и с какой нагрузкой трудятся другие системы, про которые мы знаем, которые видим, которые чувствуем.

А теперь давайте задумаемся. На что ребенок тратит энергию?
на рост и развитие;
на двигательную активность;
на поддержание температуры тела.

Ну, что касается роста и развития, - на это мы особенно повлиять не можем (здесь больше гены, гормоны). Но двигательная активность! Почитать, или погулять? А поддержание температуры тела - одеть или не одеть?

И еще одна аналогия с техникой. Неправда ли глупо, заправить полный бак бензином и поставить машину в гараж на год. А напихать в ребенка еды и загнать в постель - это как?

Вот и получается, что естественных стимуляторов иммунитета всего три - голод, холод и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим экстремизм - не надо сознательно морить ребенка голодом, заставлять бегать по 30 км в день и выгонять раздетым на мороз. Но более важно другое: противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные болезни) или к неправильности иммунитета, то есть, вроде бы реагирует, но не так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни).

Но чем, скажите, проявляется в нашей стране любовь к детям? Да понятно чем - лучшая одежда, лучшая еда (и то и другое в достаточных количествах), самые красивые игрушки (нечего по улице мотаться, вон папочка, сколько денег на "Лего" угробил), а учеба - нам школы мало. Нам бы еще японский выучить да научиться играть на скрипке.

В целом, ответ на вопрос "Почему болеют любимые дети?" становится более-менее понятным. И будет вполне логично, если читатели воспримут настоящую статью не в качестве руководства к действию, а в качестве информации к размышлению.

Руководства к действию - у нас впереди и в достаточных количествах - "оставайтесь с нами"!


Комаровский Е.О.




Прививки

Как человек, достаточно много времени работающий в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: абсолютно все болезни, против которых прививки делаются, по-прежнему широко распространены (туберкулез, дифтерия, корь, столбняк, полиомиелит, коклюш, свинка). Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные.

Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей, нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки целиком зависят от состояния организма ребенка. А если Вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика в целенаправленной подготовке организма - нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т.п.

Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки и, чем более Вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска, неплохо бы и самим поинтересоваться, - когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом, календарь профилактических прививок. Календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.

В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится особый медицинский препарат - вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки - специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.

Каждая из вакцин имеет свои сроки, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других - необходимы многократные введения.

Отсюда возникли два медицинских слова - вакцинация и ревакцинация. Суть вакцинации - добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.

Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.

Самая первая прививка - это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ.).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту. Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.

Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител - вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту - это не прививка, это проба на инфицирование туберкулезом,. Выражение "не прививка, а проба" весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций - не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т.е. непосредственно в том месте куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.

Если в организме туберкулезных бактерий нет - проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.

Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она разумеется отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого - в 12 или 19. И вот тут то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет, или заражение привело к возникновению заболевания - защитных антител не хватило.

Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез - лечим туберкулез, сомнительные результаты - курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке - все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо - противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной, а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков - не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.

В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней - полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка - тут уже укол. Используется вакцина, которая называется АКДС - один препарат и сразу от трех заболеваний (К - коклюш, Д - дифтерия, С - столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.

В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев - от паротита (свинки).

Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин, наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают - нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок Вы всегда можете уточнить у Вашего педиатра.

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма - повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций - типичный пример - вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка - опять таки, типичный пример - коклюшный компонент вакцины АКДС

Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.

Реакции на вакцинацию, в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40°. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.

Осложнения после прививок - это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает, - почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да то каким препаратом и от каких болезней.

Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни - ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая вакцина - это нагрузка на иммунитет. Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета. Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке. Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием - понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации.

Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета. Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т.е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки. Но исключения лишь подтверждают правила - умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии, вполне позволяет прививки делать.

Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку - вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни - аллергической, врожденной, неврологической и т.п. - разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать.

Как подготовиться к прививке?
Специально ничего делать не надо. Ну, разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды - никаких новых продуктов не давать. Детям, со склонностью к аллергическим реакциям, в некоторых случаях за 2-3 дня до вакцинации врачи назначают противоаллергические препараты и глюконат кальция. Подчеркиваю: это назначают именно врачи. Посоветоваться с педиатром можно и нужно, но проявлять индивидуальную инициативу не надо.
Поскольку место укола 1-2 дня не желательно мочить, хорошо бы перед посещением поликлиники (накануне вечером) осуществить полноценную гигиеническую ванну.

Действия после прививки.
1. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует). Побольше пить - минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.
2. Чистый прохладный влажный воздух.
3. Температура тела ниже 37,5° вполне позволяет гулять на свежем воздухе.
4. Максимально ограничить общение с людьми - ребенок вырабатывает иммунитет, его организм занят. Другие микробы нам сейчас не желательны. А источник этих других микробов - другие люди.
5. При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния - осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Не помешают аскорбиновая кислота и глюконат кальция. Чем выше температура тела, - тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 1 и 2.

Если ребенок после прививки заболел.
В пятницу Пете сделали прививку, в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз "воспаление легких". Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка - этот факт очевиден и лежит на поверхности - углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:
1. Неправильные действия непосредственно после прививки;
2. Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне "занятого" иммунитета.
3. Снижение иммунитета вообще, "благодаря" соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.


Комаровский Е.О.




Антибиотики: инструкция по применению

Изобретение антибиотиков относится к одним из важнейших событий двадцатого века. Антибиотики перевернули ситуацию в медицине, сделав излечимыми многие болезни, до того приводившие к смерти пациентов. Но если поначалу антибиотики были названы чуть ли не панацеей от всех бед, то со временем стало выясняться, что у них немало побочных действий. Ведь само слово «антибиотик» можно перевести как «убивающий все живое». Попадая в организм, антибиотик уничтожает наряду с вредными бактериями также и полезные микроорганизмы, без которых, например, не может нормально функционировать пищеварительный тракт.

Большинство современных родителей относятся к антибиотикам весьма настороженно, иной раз впадая в крайность и совсем отказываясь от их применения. Между тем, при лечении многих заболеваний без антибиотиков просто не обойтись. Нужно лишь грамотно ими пользоваться, и тогда они станут верными помощниками в борьбе за здоровье. Обозначим основные правила при лечении ребенка антибиотиками.

Антибиотик всегда должен назначать только врач. Именно он должен определить необходимо ли вообще применение антибиотика. Например, вирусные инфекции антибиотиками лечить бессмысленно. При этом понять, вызвана болезнь вирусами или микробами, вам вряд ли удастся самостоятельно. Кроме того, бывают случаи, когда вирусная инфекция подрывает иммунитет ребенка и по ее «следам» устремляется инфекция микробная. В этом случае врач может назначить антибиотики даже при гриппе, во избежание тяжелых осложнений.

Болезни, вызванные разными микробами, лечатся разными антибиотиками. Следует помнить, что микроорганизмы, чувствительные к одним средствам, могут быть абсолютно нечувствительны к другим. Какое именно лекарство назначить в каждом конкретном случае — решает врач.

Не бойтесь уколов. Часто врач настаивает на том, что вводить антибиотик следует с помощью инъекций. Дело в том, что некоторые лекарства, пройдя через желудок, теряют свою эффективность. Кроме того, на желудочно-кишечный трак антибиотик может влиять не самым лучшим образом.

Строго соблюдайте режим приема лекарства. Залог успешного лечения антибиотиками — в поддержании постоянной концентрации лекарства в крови в течении суток. Интервал между приемом таблеток или инъекциями обычно равен сроку, в течении которого антибиотик выводится из организма. Очень важна также общая продолжительность лечения. Обычно она составляет 7-10 дней. Ни в коем случае нельзя прекращать лечение раньше, в противном случае микробы приобретут устойчивость к лекарству, и вылечить вновь проявившееся заболевание будет намного труднее.

Всегда читайте аннотацию. Она вложена в коробочку с лекарством именно для этого. Особое внимание обратите на наличие противопоказаний и побочных эффектов у лекарства. Врач может не учесть каких-либо особенностей организма вашего ребенка, поэтому лучше перестраховаться. Если вы заметили проявления каких-либо побочных эффектов от приема лекарства, обязательно сообщите об этом врачу.

Восстанавливайте микрофлору после курса лечения антибиотиками. Часто случается так, что антибиотики, уничтожая микробы, вместе с ними убивают и часть полезных бактерий. В результате этого в организме ребенка начинают активно размножаться различные грибки. Поэтому врач после курса антибиотиков, как правило, назначает лечение противогрибковыми препаратами, а также эубиотиками или пробиотиками, расселяющими по организму полезную микрофлору. Организму ребенка на этом этапе требуются также витамины: А, С, В2, В6, фолиевая кислота).

Вот вкратце правила, соблюдая которые, вы сможете извлечь из антибиотиков максимальную пользу с минимальным ущербом для здоровья. Помните, что плодами прогресса надо пользоваться, но пользоваться с умом и осторожностью. Желаем здоровья вам и вашим детям.



12 главных ошибок при оказании неотложной помощи

Первую помощь нужно оказывать оперативно и правильно. Причем оба слова здесь являются ключевыми: иногда промедление смерти подобно, а иногда лучше ничего не делать, чем сделать и навредить.


Почему с первой помощью не всегда все проходит гладко? Потому что ее обычно оказывают непрофессионалы. Все мы что-то слышали о жгутах, перевязках и шинах, но довольно часто в памяти остаются довольно примерные сведения о том, как и когда этим нужно пользоваться. В результате жгуты накладываются на несколько часов, а непрямой массаж сердца проводится прямо по сломанным ребрам пострадавшего в ДТП.

Топ-12 ошибок в оказании первой помощи

1. Лишние шевеления

Запомните: пострадавших в ДТП и упавших с высоты до прибытия скорой трогать можно только если там, где они лежат, опасно находиться физически (горящий дом или машина, накренившееся дерево, прибывающая вода и т.п.). Правило «не двигай и не переворачивай пострадавшего без жизненной необходимости» написано кровью и чернилами, выводящими страшное слово «инвалидность». Достаточно сказать, что спасатели иногда предпочитают разбирать автомобиль вокруг пострадавшего, чем насильственно вытаскивать его оттуда.

Не нужно также дергать лишний раз людей с подозрением на инфаркт или инсульт. Такой человек не должен идти в стационар на своих двоих с поддержкой, его нужно нести на носилках. В противном случае «поход» может стоить ему очень дорого.

2. Вправление «вывихов»

Вы на 100% уверены, что у пострадавшего вывих, и собираетесь его вправить. Остановитесь! Задайте себе простой вопрос: способны ли ваши глаза испускать рентгеновские лучи? Если ответ «да», то вам в Нобелевский комитет или в ближайшую психбольницу. В остальных случаях (в условиях, отличных от тайги или пустыни) нельзя вправлять самостоятельно то, что похоже на вывих. Потому что даже опытный врач не рискнет определять такую травму на глаз. Адекватные действия в подобной ситуации: поврежденную конечность обездвижить, вызвать «скорую» и ехать в травмпункт.

Теперь об обездвиживании. Накладывание шин — это не приматывание сломанной руки к прямой палке. Если решили заняться наложением импровизированной шины, имейте в виду: конечность нельзя выпрямлять насильственно! Ее прибинтовывают как есть — в текущем наиболее удобном для пострадавшего положении так, чтобы было обездвижено не только место перелома, но и два, а в некоторых случаях три ближайших сустава.

3. Неумелое жгутование

При остановке кровотечений методом наложения жгута (начиная с «не там» и заканчивая «надолго») делается столько ошибок, что многие специалисты призывают ограничиваться просто тугой повязкой, сгибать конечность в суставе, который находится выше пострадавшего сосуда, или туго тампонировать рану. В большинстве случаев этого вполне достаточно. При этом повязки не меняют, а накладывают одна на другую. Прибывшие медики по ним смогут оперативно оценить кровопотерю.

Ну, а если речь идет о самом страшном артериальном кровотечении, не стоит тратить драгоценное время на поиски жгута. Как можно быстрее пережмите пальцами фонтан алой крови, иначе до момента применения знаний по жгутованию человек может не дожить.

Даже в случае артериального кровотечения помним, что расчетное время наложения жгута не более 1 часа зимой и 1,5-2 часов летом. А лучше вне зависимости от времени года распускать жгут каждые 20 минут, дабы потом пострадавший не «благодарил» за потерянную конечность.

4. Остановка кровотечения из носа запрокидыванием головы

Если запрокинуть голову, то кровь из носа идти перестанет. Вот только прекратится ли кровотечение? Нет. Просто кровь будет стекать в носоглотку, а потом в желудок. Вроде как ничего смертельного, но, во-первых, мы не видим, продолжается ли кровотечение или нет? А во-вторых, есть такая неприятная штука, как кровавая рвота.

При носовом кровотечении адекватная помощь: слегка наклонить голову пострадавшего вперед, затампонировать ноздри чистой салфеткой или ваткой, смоченной в перекиси водорода, а потом уже выяснять причину произошедшего.

5. Лекарственная терапия по наитию

Это самый «увесистый» пункт программы, потому что, несмотря на прямые запреты врачей «это лекарство назначено только вам, не советуйте его никому», в нашей культуре принято рекомендовать препараты для внутреннего применения, исходя из волшебного метода аналогии – «раз мне или еще кому-то в этой ситуации помогало, значит…». Так вот — ничего это не значит!

Если человеку плохо, не предлагайте ему лекарства, которые помогали в аналогичной ситуации. Во-первых, совершенно не факт, что схожие внешние симптомы вызваны той же проблемой. Во-вторых, лекарства имеют особенности применения, противопоказания и побочные эффекты, не очевидные для людей без медицинского образования.

Наиболее частая «лекарственная» ошибка — предлагать нитроглицерин всем, кто держится за грудную клетку. Последствия такой помощи могут быть хуже, чем можно представить, вплоть до резкого снижения давления до критического уровня. Единственное исключение: пострадавший сам просит определенный препарат или ингалятор. В этом случае, скорее всего, он хроник и имеет рекомендации от лечащего врача.

6. Искусственная рвота в случаях, когда ее нельзя допускать

При отравлениях обычно советуют вызывать у пострадавшего рвоту. Однако этого категорически нельзя делать при подозрении на отравление кислотой, щелочью и другими едкими веществами. Если же рвота оправдана, то не нужно самостоятельно использовать марганцовку, соду и т.п. Все что нужно — это много теплой воды.

7. В рот ему ложку — посылка неверная

Чаще всего от насильственного всовывания чего-то в зубы страдают эпилептики. От ложек, отверток и даже ножей, с помощью которых сердобольные граждане пытаются оказать помощь при приступе, вреда много (сломанные зубы и травмы горла от металлических и обструкции трахеи и бронхов от более хрупких предметов), а толку обычно мало. Не надо со всей силы удерживать эпилептика за руки и ноги, достаточно слегка поддержать голову, что бы избежать травм, а когда судороги утихнут повернуть человека набок.

8. Масло на ожог, йод в рану

Бабушкино «смажь ожог маслом» въелось в сознание целых поколений и с трудом вытравливается даже упорной долбежкой «нельзя, нельзя, нельзя». Ни маслом, ни всевозможными пантенолами смазывать свежий ожог нельзя. Если, конечно, нет желания усугубить ситуацию. Правильно охлаждать пораженное место холодной водой, но только не минуту-две, а 10–15–20.

Лить йод, спирт и зеленку в глубокую рану также бессмысленно — никакой пользы это не принесет. Только вред. В неумелых руках эти вещества нужны только для смазывания царапин. В остальном же «чайникам» безопаснее использовать перекись водорода.

9. Хлопки по спине подавившегося

Этот распространенный способ помочь поперхнувшемуся человеку не является самым безопасным. В определенных случаях такие хлопки могут способствовать еще более глубокому проникновению инородного тела в дыхательные пути. Определить попадет ли этот случай в категорию опасных заранее нельзя, поэтому лучшая стратегия в этом случае — самому пострадавшему (по возможности без паники) наклониться вперед и сделать несколько резких выдохов. Или окружающие могут обхватить его сзади под мышки и надавить на солнечное сплетение (не на грудь).

10. Неумелая сердечно-легочная реанимация

По идее делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание должен уметь каждый, по крайней мере, этому учат, начиная со школы. Но, если вы не умеете, то лучше не браться. А если умеете, то учтите несколько замечаний. Первое – если у человека бьется сердце и прощупывается пульс, такие мероприятия не нужны! Второе, лупить со всей дури по грудине не нужно и опасно. Прекардиальный удар, нанесенный неспециалистом, скорее всего, никой пользы не принесет, зато можно сломать ребра и нанести еще кучу травм.

11. Извлечение предметов из ран

Можно достать занозу из пальца, слегка проколовший кожу гвоздь или осколок тарелки, явно не перерезавший палец пополам. Но никогда, ни в коем случае нельзя извлекать никакие предметы из более-менее серьезной раны. Даже если в человеке торчит кусок ржавой проволоки. Если переживаете за инфекцию — так уже поздно, вся зараза уже давно внутри, с ней можно бороться потом, в отличие от кровотечения. Врачи «скорой» не для дяди следователя придерживает ножи и прочие посторонние вещи на месте до момента, когда пострадавший окажется в условиях развернутой операционной. Потому что в чистом поле, на дороге или дома им нечем будет останавливать кровотечение, которое может открыться после извлекания предмета из раны, и восполнять кровопотерю.

Как бы страшно ни выглядел человек с ножом в груди, вынимать его самому категорически нельзя.

12. Алкогольная терапия

Обезболивание алкоголем вошло в фольклор прочнее, чем хотелось бы. Прежде чем предложить кому-то коньячку для анестезии или сугрева, лучше поискать другие варианты оказания помощи или воздержаться от нее вообще. Во-первых, в пьяном угаре изменяется болевая чувствительность, а это лишние шевеления при переломах и затруднение в постановке диагноза. Во-вторых, большинство лекарственных средств не рассчитано на одновременный прием с алкоголем. Не говоря о том, что пьяный пациент — это кошмар врача, которому нужно усмирять и оказывать помощь одновременно.

***

В общем, оказывать доврачебную помощь иногда опасно — можно навредить. В США действует закон «доброго самаритянина», по которому человека оказывающего доврачебную помощь в неотложной ситуации нельзя потом тащить в суд за возможный вред. А такие случаи были.

Значит ли это, что нужно бросать упавшего на произвол судьбы, оставлять истекающего кровью и оставаться равнодушным к чужой беде? Конечно, нет. Другое дело, что свои действия всегда нужно соизмерять с компетентностью. А еще внимательно слушать чему учат на ОБЖ и пройти курсы оказания первой помощи. Их предлагают МЧС, Красный крест, автошколы, турклубы и множество других организаций.

Леонид Щеботанский, Олеся Сосницкая








"В содержание"