Пасха - Праздник Светлого Христова Воскресения - главное событие года для православных христиан и самый крупный православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "избавление, прехождение".
Когда христианство пришло на Русь из Византии, оно принесло и традиции празднования Пасхи. Неделю, предшествующую ей принято называть Великой или Страстной. Последние дни выделяют особо: Великий Четверг - день духовного очищения, Страстная Пятница - напоминание о страданиях Иисуса, Великая суббота - день печали и траура, после него Светлое Воскресение Христово. Великий пост перед пасхой круто менял образ жизни древних христиан. Всю первую неделю поста любые развлечения были запрещены, из общественных мест работали лишь бани. На канун Страстной недели (самая строгая неделя поста) приходилось Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. В храмах освящали веточки вербы как напоминание о пальмовых ветвях, которыми устилали путь Христа в столицу иудеи. Каждый человек приносил в дом несколько веточек и бережно складывал за образа до следующего года. Великий Четверг был назван "чистым" ещё и потому, что в этот день был широко распространён народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали избу: всё мыли, чистили и скребли. На Севере и в Средней полосе России в этот собирали и сжигали ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считалось, что можжевельник обладает целебными свойствами и защищает человека и скотину от болезней и нечисти. Существовало поверье, что снесённые в страстной Четверг яйца, если их съесть в Пасху, предохраняют от недуга, а их скорлупа, зарытая в землю на пастбище, бережёт домашний скот от сглаза и падежа.
Ближе к пасхе начинались домашние хлопоты: магазины наполнялись товарами, открывалось бесчисленное количество лавок, где продавались сотни свиных окороков, битых индеек, кур и гусей; в подвалах стояли бочки вин; шла бойкая торговля цветами. Люди убирали дворы, чистили дом, мылись в бане, закупали провизию, заготавливали творожные пасхи, пекли куличи, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца выкладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы или салата, которые специально проращивали для этого праздника. С Чистого Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, пряники и мелкие мучные изделия вроде печенья с изображением крестиков, барашков, петушков и курочек, голубков и жаворонков, яичек. Девятый день Пасхи - Радуница - родительский день, когда особо поминают усопших. В этот день до сих пор принято посещать кладбища и поминать умерших родственников. Первоначально Радуница или Тризна - имя божества, олицетворяющего почитание усопших, хранительницы душ умерших людей. Радуницам приносились в жертвы обильные пиршества на могиле родственников, чтобы ещё не вознесшаяся душа покойного могла насладиться видом уважения, оказываемого ей живыми. Постепенно слово "тризна" стало означать поминки, а "радуница" - именно весеннее поминовение, поскольку люди старались задобрить умерших в пору расцвета природы. Стало принято с утра Радуницы приступать к сельхозработам, днём - посещать могилы, а вечером веселиться.
|
|
| | | | |