Классификация грамматических ошибок
Классификация грамматических ошибокОшибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
|
Вид ошибки |
Пример |
а) |
В употреблении рода и числа существительных. |
Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам. |
б) |
В образовании форм прилагательных. |
Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) |
В употреблении формы местоимения. |
В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) |
В употреблении форм числительных. |
На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) |
В употреблении форм глаголов. |
Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) |
В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. |
С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) |
В употреблении деепричастий. |
На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
|
Вид ошибки |
Пример |
а) |
Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
б) |
Отсутствие предлога. |
Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) |
Наличие ненужного предлога. |
Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
|
Вид ошибки |
Пример |
а) |
Падежная форма управляемого существительного. |
Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) |
Общее зависимое слово при однородных сказуемых. |
Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) |
При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. |
Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
|
Вид ошибки |
Пример |
а) |
Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. |
О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) |
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. |
Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) |
Определение находится в отрыве от определяемого слова. |
Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) |
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. |
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) |
Ошибочное местоположение предлога. |
Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) |
Ошибочное местоположение составного союза. |
Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) |
Ошибочное местоположение частицы бы. |
Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
|
Вид ошибки |
Пример |
а) |
Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. |
Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) |
Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. |
Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) |
Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. |
Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) |
Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. |
Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) |
Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. |
Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) |
Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. |
Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) |
Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. |
В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
|
Вид ошибки |
Пример |
а) |
Смешение действительных и страдательных причастий. |
Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) |
Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. |
Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) |
Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. |
Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) |
Нагромождение причастных конструкций. |
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
|
Вид ошибки |
Пример |
а) |
Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. |
Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) |
Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. |
Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) |
Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. |
Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) |
Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. |
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) |
Нагромождение деепричастных конструкций. |
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
|
Вид ошибки |
Пример |
а) |
Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. |
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) |
Употребление противительного союза вместо соединительного. |
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) |
Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. |
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
|
Вид ошибки |
Пример |
а) |
Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. |
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) |
Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. |
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) |
Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. |
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) |
Отсутствие в главном предложении указательного слова. |
Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) |
Пропуск части составного союза. |
Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) |
Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). |
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) |
Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. |
Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) |
Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. |
Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) |
Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. |
Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
|
Вид ошибки |
Пример |
а) |
Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. |
Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) |
Употребление речевых штампов. |
Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) |
Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). |
Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) |
Неуместное использование фразеологизмов. |
Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. Найдите ошибки и постарайтесь исправить их. Упражнение № 1 Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2 Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3 Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4 В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов. В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу. Упражнение № 5 Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка. |
|
|
|
|
|
|
|
| |