Морфемный состав слов. Словообразование. Орфография







Морфемный состав слова. Словообразование. Орфография

Морфемный состав слова

Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, имён числительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, причастий, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будущем времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа.

Запомните: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.

Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова. Основа может быть охарактеризована, как непроизводная, производная, производящая.
Непроизводная основа – это основа слов, не образованных от каких-либо других слов, имеющих первичный характер.
Производная основа – это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем (приставок, суффиксов).
Производящая основа – это основа того слова, от которого данное слово образовано.

Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).

Запомните: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.

Приставка – это значимая часть слова, которая сто¬ит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).

Запомните: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-).

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый).
Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания; в русском языке их 2: -СЬ и -СЯ.

Упражнение № 1

Выделите в данных словах окончания и основы. Укажите слова, которые не имеют окончаний.

Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.

Упражнение № 2

Выделите в данных словах корни. Выпишите ряды однокоренных слов.

Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормежка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий.

Упражнение № 3

Выполните морфемный разбор слов.

Примечание: особое место в русском языке занимает морфема -ТЬ (-ТИ), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.

Просвещение, удивительный, примиряющий, очаро¬вание, поражать, написал, отдавать, выдающийся, вы¬разить, избежать, справа, удивительно, вырасти, опря¬тен, удачен, преломление, бедняга.

Способы образования слов в русском языке

В русском языке существуют следующие способы образования слов:
  • неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному I существительное);
  • морфологический:
  • приставочный (развеселый – веселый);
  • суффиксальный (красноватый – красный);
  • приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);
  • бессуффиксный (синь – синий);
  • сложение (газопровод).
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:
  • сложением целых слов (диван-кровать);
  • сложением части слова и целого слова (турфирма);
  • сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон).
Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются:
  • сложением начальных звуков (вуз);
  • сложением начальных букв (МГУ);
  • сложением слогов или частей слов (полпред);
  • смешанным способом (главк).

Упражнение № 4

Выполните словообразовательный разбор данных слов. Укажите способы образования слов.

Изгнанник, коренастый, ТЮЗ планировать, пре¬лестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный.

Упражнение 5

Составьте словообразовательные цепочки к данным словам.

Живой – оживленный
Карман – прикарманить
Здоровый – выздороветь
Народ – обнародовать
Упрямый – заупрямиться
Память – беспамятство
Зависть – позавидовать
Твердый – затвердеть
Дым – продымленный
Жестокий – ожесточение

Упражнение № 6

Восстановите недостающие слова в словообразовательных цепочках.

Брат – ___________ – братственный
Боль – болеть – _____ – болезненный
Медленный – __________ – медлительный
Гнев – _____– разгневаться
Говор – говорить – ________ – разговорчивость
Единый – _____– единственно

Упражнение № 7

Образуйте сложные слова из данных словосочетаний. Укажите способ сложения.

Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст

Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный).

Упражнение № 8

Распределите в два столбика слова образованные путем сложения и слияния.

Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС.

Словообразование. Орфография

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке существуют корни с чередованием гласных е//и (замереть – замирать, протереть – протирать и т. п.), а//о (излагать – изложить, кланяться – поклониться и т. п.), а(я)//им или а(я)//ин (снять – снимать, начать – начинать и т. п.).
Выбор нужного в каждом конкретном случае варианта корня определяется четырьмя факторами: ударением; суффиксом, употребляемым после корня; качеством последнего согласного в корне; значением.

1. Гласная выбирается в зависимости от ударения:
ГОР – ГАР
А пишется под ударением, О – в безударном положении
загорелый – загар
исключение: выгарки
(остатки сгоревшего)
ЗОР – ЗАР
О пишется под ударением, А – в безударном положении
зóри – заря
исключение: зарево
КЛОН – КЛАН
под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О
поклон – кланяться
наклониться
ТВОР – ТВАР
под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О
затвор – тварь,
творить
исключение: утварь

2. Гласная выбирается в зависимости от наличия или отсутствия суффикса А после корня:
КОС – КАС(а) коснуться – касаться
ЛОЖ – ЛАГ(а) положить – полагать
БЕР – БИР(а) соберу – собирать
БЛЕСТ – БЛИСТ(а) блестеть – блистать
ДЕР – ДИР(а) раздеру – раздирать
ПЕР – ПИР(а) запереть – запирать
ТЕР – ТИР(а) стереть – стирать
МЕР – МИР(а) умереть – умирать
СТЕЛ – СТИЛ(а) расстелить – расстилать
ЖЕГ – ЖИГ(а) поджег – поджигать
НЯ – НИМ(а) принять – принимать
ЧА – ЧИН(а) начать – начинать
ЧЕТ – ЧИТ(а) прочесть – прочитать
исключение: сочетание, сочетать

3. Гласная выбирается в зависимости от последнего согласного в корне:
РОС – РАСТ (РАЩ)
росли – растут – наращение
(исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, на вырост)
СКОЧ – СКАК
выскочить – скакать
исключение: скачок; н. ф. скакать – скачу

4. Гласная выбирается в зависимости от значения:
МОК – МАК
МАК – значение «погружать в жидкость»: макать хлеб в молоко; МОК – значение «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают; замочить белье
РАВН – РОВН
РАВН – значение «равный, одинаковый»: сравнить, уравнять в правах; РОВН – значение «ровный, гладкий»: выровненный участок, уровень
исключение: равнина, равняться, равнение

Запомните: в корнях -ПЛАВ- – -ПЛОВ- в безударном положении пишется А: плавать, поплавок, плавник (исключение: пловец, пловчиха). В слове плывун пишется Ы в соответствии с произношением.

Упражнение № 9

Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Прик...снуться к двери, пол...жить на стол, зам...рать от восторга, несг...раемый ящик, свет з...рницы, точность изложения, оз...ренный молнией, широкая р...внина, выр...вненная дорога, бл...стеть на солнце, соб...раться в дорогу, откл...нение в сторону, изл...гать факты, выр...щенный плод, вск...чить на ходу, нар...стающий шум, накл...ниться к земле, соприк...саться с огнем, высказанное предпол...жение, изб...рательная кампания, прятаться в зар...слях, выск...чить из кустов, прил...гать усилия, непром...каемый плащ, ур...внять в правах, бл...стящий оратор, борьба за р...вноправие, прекл...нение перед авторитетом, неук...снительное исполнение.

Упражнение № 10

Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в три колонки: а) слова с проверяемыми безударными гласными (укажите проверочные слова); б) слова с чередующимися гласными (подчеркните их); в) слова с непроверяемыми гласными (приведите в скобках одно родственное слово).

Провозгл...шать, бл...стательный, бл...снуть, об...ятельный, насл...ждение, предпол...гать, предпол...жить, тр...диция, объед...нение, к...сается, прик...снувшийся, благосл...влять, тв...рец, претв...рить, утв...рь, просв...щать, накл...ниться, б...гряный, пл...нительный, несг...раемый, к...нфликт, оч...рование, оз...ривший, ижд...венец, впеч...тляющий, выпл...вка, пл...вец, к...варство, сож...ление, нар...щение, р...стущий, выр...сший, выск...чка, на ск...ку, ск...чок, ар...мат, б...чевать, вым...кший, ав...нгард, погл...тить, ув...дание, р...вномерный, ур...вновешенный, р...весник, инт...лл...гентный, напр...женность.

Проверь себя:

В каком ряду все слова пишутся с Е?

1) др…хлеющий, м…тодичный, обд…лить, обл…денеть, разм…жеваться
2) разд…ление, зат…сать, объед…нение, разр…дить (грядки), землетр…сение
3) сп…шить, прист…жной (воротник), поч…сти, п…хотинец, просв…щение
4) прист…жные (лошади), разр…дить (ружье), ут…шение, разв…вается (флаг), дов…рительный (тон)

В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

1) р…стительность, выр…щивать, р…сист, р…стовчанин
2) неприк…саемые, к…сательная, неук…снительно, пок…сился
3) расч…т, сч…тывать, подсч…танный, расч…тливый
4) обм…кнуть перо, бл…стательный, скл…ниться над ручьём, ум…рать

В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется О?

1) р…сточек, Р…стислав, разм…чить, з…ревать
2) выр…вненный, отм…кать, ск…чок, предл…жение
3) пл…вец, одухотв…ренный, отр…сль, проскл…нять
4) г…рючий, возг…рание, приг…рь, к…снувшись











На главную Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо